ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК 159.9.072
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ: ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ НИЖЕГОРОДСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ
МАЗАНОВА АННА ЕВГЕНЬЕВНА
ассистент кафедры общей и клинической психологии ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава РФ, Нижний Новгород, Российская Федерация
к.п.н., ХАЛАК МАРИЯ ЕВГЕНЬЕВНА
доцент кафедры общей и клинической психологии ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава РФ, Нижний Новгород, Российская Федерация
ДОРОФЕЕВ ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ
ассистент кафедры общей и клинической психологии ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава РФ, Нижний Новгород, Российская Федерация
ПРИПОРОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА
старший преподаватель НИУ ВШЭ, Нижний Новгород, Российская Федерация
Аннотация. Удовлетворенность жизнью является важной психологической составляющей, достижение которой считается необходимым компонентом положительной оценки уровня качества жизни. Анализ факторов, обуславливающих удовлетворенность собственной жизнью, является серьезной исследовательской и практической задачей. Теоретический анализ показал, что удовлетворенность жизнью большинством исследователей относится к устойчивым когнитивным образованиям, тогда как благополучие более субъективно. Авторами было проведено скрининговое исследование соответствия жизненных обстоятельств ожиданиям студентов нижегородских вузов. Выборку составили 1300 студентов 1-5 курсов вузов г. Нижнего Новгорода (Россия) в возрасте от 17 до 26 лет (средний возраст 19,3±1,29), 1086 женщин и 214 мужчин.
Результаты исследования удовлетворенностью жизнью показали, что среднее значение показателя удовлетворенности жизнью в группе студентов-респондентов составляет 22,37±6,07 (средний уровень). Низкий уровень удовлетворённости жизнью был выявлен у 17,85% студентов, средний - у 60,15%, высокий - у 22% опрошенных.
Ключевые слова: удовлетворенность жизнью, качество жизни, психологическое благополучие, студенты
Введение
Удовлетворенность жизнью является центральным концептом при изучении субъективного восприятия качества жизни. Однако данное понятие в науке трактуется неоднозначно [16]. Особую популярность в последнее время приобрели вопросы критериев качества жизни, при этом акцент смещен на анализ эмоционального благополучия и индекс удовлетворенности собственной жизнью [6].
Исследователи отмечают, что удовлетворенность жизнью и психологическое благополучие чаще сейчас рассматриваются в рамках психологии счастья (М. Селигман, М. Аргайл, С. Миллер, М. Чиксентмихайли, И.А. Джидарьян и др.).
Так, М. Аргайл определяет счастье как ощущение радости, которая его является эмоциональной компонентой. Удовлетворенность жизнью он относит к когнитивной составляющей счастья [2. С. 33].
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
Составляющими компонентами благополучия, по мнению М. Селигмана выступают: вовлеченность, смысл, положительные эмоции, достижения (свершения, победы, успех) и отношения с другими людьми [15]. Некоторые из этих составляющих оцениваются объективно, другие - субъективно (например, на основе самооценки). Каждый элемент способствует достижению более высокого уровня благополучия, но «благополучие не сводится ни к одной из составляющих». Также М. Селигман отмечает, что, совершая выбор в жизни, мы стремимся достичь наибольшего успеха по каждой составляющей благополучия.
С. Миллер напрямую связывает с уровнем удовлетворенности жизнью состояние здоровья на ряду с семейным положением, уровнем дохода, а также степенью социальной и физической активности [10. С. 263].
М. Чиксентмихайи в своих трудах говорит о том, что счастливым человека в любой деятельности делают не результат, а то оптимальное переживание, которое он испытывает во время выполнения этой самой деятельности [17].
В отечественной психологии исследованиями счастья и удовлетворенности жизнью широко занималась И.А. Джидарьян. Так, изучая соотнесение удовлетворенность-неудовлетворенность жизнью с личностной активностью, И.А. Джидарьян, акцентирует свое внимание на спектр стратегий и способов совладающего поведения, используемых личностью в различных ситуациях. Исследуя активность и удовлетворенность жизнью и используя основную идею К.А. Абульхановой-Славской о семантическом интеграле личности, она делает вывод о том, что удовлетворенность жизнью, выступая важным звеном в структуре активности личности, включена в механизм обратной связи между разными составляющими и этапами жизненной активности личности, что влияет на последующие уровни ее реализации [8. С. 156]. Обобщая результаты своего исследования, И.А. Джидарьян делает вывод, счастье и удовлетворенность жизнью оказывают существенное влияние на поведение людей в трудных жизненных ситуациях, что выражается в выборе стратегий и конкретных способов преодоления сложных задач [там же, С. 176].
Упомянутый выше механизм обратной связи, определяемое как ощущение удовлетворенности результатами деятельности, включен А.А. Волочковым в концепцию целостной активности субъекта бытия, в которую, помимо потенциала, динамики и регуляции, включен и результирующий компонент активности субъекта [4].
Несмотря на достаточно большое количество исследований как за рубежом, так и в отечественной науке, их анализ показывает, что на сегодняшний день единой точки зрения относительно содержания понятия и структуры удовлетворенности жизнью не существует. Выделим также, что нет четкого разграничения схожих, но не идентичных удовлетворенности жизнью понятий. Так, в социально-психологических трудах, посвященных проблеме исследования особенностей оценивания человеком в целом своей жизни, наряду с термином «удовлетворенность жизнью» («life satisfaction» в англоязычной литературе) используются понятия «благополучие» (англ. «wellbeing») и «субъективное благополучие» (англ. «subjective wellbeing»), счастье (англ. «happiness»).
Большинство ученых отмечают комплексность, многоаспектность, многомерность, сложность и аккумулирующий характер понятия «удовлетворенность», так как оно включает в себя многочисленные аспекты и факторы [2, 3, 7, 14].
Особое значение для исследователей играет неопределенность самого предмета оценки, когда речь идет о чувстве удовлетворенности - невозможно точно определить, что именно удовлетворяет или не удовлетворяет человека. Его оценка напрямую зависит от того, что конкретно принимает в расчет отвечающий - внешние обстоятельства, на которые он может влиять лишь косвенно, оценку своих усилий, поступков, системы отношений и достижений. Этот предмет оценки зачастую ускользает от исследователя [5].
П.С. Гуревич рассматривает удовлетворенность как оптимальное состояние человека, которое возникает при соответствии личностных потребностей с результатами и последствиями деятельности данной личности, достижениями, а также характером взаимодействия с социальным окружением [5]. Т.е. можно сказать, что акцент здесь делается на зависимость удовлетворенность от внешних факторов (объективный компонент удовлетворенности).
Н.В. Андреенкова считает, что удовлетворенность жизнью - это «когнитивная сторона субъективного благополучия, которую дополняет аффективная сторона - положительные и отрицательные эмоции, которые человек испытывает в какой-то отрезок времени» [1].
Л. В. Куликов определяет удовлетворенность жизнью как показатель, отражающий систему отношения личности к своей жизни и включающий принятие ее содержания, комфорт, состояние психологического благополучия [9].
В определении удовлетворенности жизнью Р.М. Шамионова сделана попытка наиболее полно и комплексно отразить содержание данного понятия. «Удовлетворенность жизнью -сложное, динамичное социально-психологическое образование, основанное на интеграции когнитивных и эмоционально-волевых процессов, характеризующееся субъективным эмоционально-оценочным отношением и обладающее побудительной силой, способствующей действию, поиску, управлению внутренними и внешними объектами» [15].
По мнению К.А. Абульхановой-Славской, удовлетворенность жизнью - «сложное, но всегда обобщенное чувство состоявшейся или несостоявшейся, удачной или неудачной жизни, которое выступает важным показателем личностных достижений» [1].
По мнению Л.И. Галиахметовой, удовлетворенность жизнью является конкретным и более узким понятием по сравнению с термином «благополучие», которое включает в себя более широкий спектр процессов и явлений [5].
Исследуя психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью студентов, Е.Н. Митрофанова отмечает, что с данными явлениями тесно коррелируют общий энергетический потенциал, независимость, самостоятельность, интернальность, ответственность, целенаправленность и авторство. Все эти показатели составляют общую активность личности [11].
Таким образом, можно заключить, что удовлетворенность жизнью большинством исследователей относится к устойчивым когнитивным образованиям, тогда как благополучие более субъективно.
Материалы и методы
Для опроса респондентов использовалась анкета и методика «Шкала удовлетворенности жизнью» (англ. Satisfaction With Life Scale, или SWLS, Ed Diener, ШУДЖ, адаптация Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина, 2003). Методика представляет собой краткий скрининговый самоопросник, по итогам которого можно судить об интегральной субъективной оценке удовлетворенности человека своей жизнью [12].
Статистическая обработка данных проводилась с использованием программы IBM SPSS Statistics 26. Результаты представлены в виде M±Sd, где M - среднее значение, Sd -стандартное отклонение.
Результаты и обсуждение
В опросе приняли участие 1300 студентов 1-5 курсов вузов г. Нижнего Новгорода (Россия) в возрасте от 17 до 26 лет (средний возраст 19,3±1,29), 1086 женщин и 214 мужчин.
Нами была использована одна из наиболее известных и популярных скрининговых методик исследования субъективного благополучия - Шкала удовлетворенности жизнью (Satisfaction with Life Scale), разработанная Э. Динером с соавторами (Diener E. et al., 1985), которая была адаптирована Д.А. Леонтьевым и Е.Н. Осиным в 2003 г. Методика позволяет провести экспресс-диагностику субъективного благополучия, она измеряет когнитивную оценку соответствия жизненных обстоятельств ожиданиям респондента. Шкала содержит 5
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
утверждений, которые предлагается оценить по семизначной шкале Ликерта от «полностью не согласен» (1 балл) до «полностью согласен» (7 баллов). Так, минимальный результат будет 5 баллов, а максимальный - 35 баллов, соответственно, чем выше бальный показатель, тем выше уровень субъективного благополучия респондента. На выборке студентов старших курсов в 2003 году были получены статистические нормы для данной шкалы (среднее значение - 21,9, стандартное отклонение - 5,52).
Среднее значение показателя удовлетворенности жизнью в группе студентов-респондентов составляет 22,37±6,07. Что соответствует среднему уровню.
Низкий уровень удовлетворённости жизнью был выявлен у 17,85% студентов, средний - у 60,15%, высокий - у 22% опрошенных.
Не было выявлено корреляционных взаимосвязей удовлетворенности жизнью с возрастом респондентов (корреляция Спирмена г=-0,115, р<0,01).
Мы сравнили показатели удовлетворенности жизнью мужчин и женщин. Среднее значение показателя удовлетворенности жизнью среди женщин - 22,58±6,64, среди мужчин -21,35±5,93.
Шкала субъективного счастья измеряет эмоциональное переживание индивидом собственной жизни как целого, отражающее общий уровень психологического благополучия [13]. Только 40% респондентов ответили, что при возможности прожить свою жизнь заново, почти ничего бы почти ничего в ней не изменили. Результаты исследования показывают, что неудовлетворительную оценку удовлетворенности жизнью демонстрируют 17,85% опрошенных.
Выводы
Студенческий период является ключевым периодом в личностном и профессиональном становлении учащейся молодежи, он характеризуется высокой степенью активности, планированием своего будущего, формированием жизненных установок и мировоззрения. Удовлетворенность жизнью играет важную роль при оценке текущего периода жизни и планировании будущего.
Значение феномена удовлетворенности жизнью достаточно хорошо осознано как в науке, так и в обыденном сознании. Однако при разнообразии подходов к объяснению и изучению удовлетворенности жизнью, зачастую удовлетворенность жизнью трактуется как достаточно простой феномен и рассматривается как статичная оценка человеком текущей жизненной ситуации. Не подвергается сомнению возможность довольно быстрого получения подобной субъективной оценки жизни от респондента в ходе скринингового исследования, но необходимо отметить, что за чувством удовлетворенности жизнью стоит широкий спектр переживаний и детерминант субъективного благополучия личности.
Согласно нашему исследованию, среднее значение показателя удовлетворенности жизнью студентов нижегородских вузов составляет 22,37±6,07. Низкий уровень удовлетворённости жизнью был выявлен у 17,85% студентов, средний - у 60,15%, высокий -у 22% опрошенных.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреенкова Н.В. Сравнительный анализ удовлетворенности жизнью и определяющих ее факторов // Мониторинг общественного мнения. 2010. №5 (99). С. 189-215.
2. Аргайл М. Психология счастья. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 271 с.
3. Бенко Е.В. Обзор зарубежных публикаций, посвященных исследованию благополучия // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2015. №2. URL: http://cyberieninka.m/artide/n/obzor-zarubezhnyh-publikatsiy-posvyaschennyh-issledovaniyu-blagopoluchiya (дата обращения: 09.09.2022).
4. Волочков А.А. Активность субъекта сферы жизни: теоретическая модель и эмпирика (на примере профессиональной активности учителя) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7, № 1. С. 12-45.
5. Галиахметова Л.И. Благополучие, субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью: проблема взаимосвязи // Вестник Башкирск. ун-та. 2015. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/blagopoluchie-subektivnoe-blagopoluchie-udovletvorennost-zhiznyu-problema-vzaimosvyazi (дата обращения: 09.09.2022).
6. Григорьева Ю.Б. Структура эмоционального благополучия / Ю.Б. Григорова // Азимут научных исследований: педагогика и психология, Том 8, № 1(26), 2019, стр. 331-334.
7. Дементий Л.И. Ответственность как ресурс личности. - Монография. - М.: Информ-Знание, 2005. - 188 с.
8. Джидарьян И.А. Психология счастья и оптимизма. М. : Институт психологии РАН, 2013. 268 с. (Достижения в психологии).
9. Куликов Л.В. Психогигиена личности: вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.
10. Миллер С. Психология развития: методы исследования. СПб. : Питер, 2002. 441 с
11. Митрофанова Е.Н. Активность индивидуальности, психологическое благополучие и удовлетворённость жизнью студентов / Е.Н Митрофанова // Сибирский психологический журнал. - 2017. - №64. - С. 94-106.
12. Осин Е.Н., Леонтьев Д. А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия / В сб.: Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН. Российское общество социологов. 2008.
13.Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 117—142. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.06.
14. Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 440 с
15. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2008. - 240 с.
16. Ярыгина Н.Ю., Мазанова А.Е. Изучение взаимосвязи удовлетворенности жизнью и отдельных компонентов ответственности // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/10/16994 (дата обращения: 02.06.2022).
17. Csikszentmihalyi M. Flow and the Foundations of Positive Psychology: The Collected Works of Mihaly Csikszentmihalyi. Dordrecht: Springer, 2014. ISBN 978-94-017-9087-1