СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2019. № 3. С. 22-33. УДК 316.61
DOI: 10.25513/2410-6364.2019.3.22-33
А. Ю. Маленова, А. А. Маленов, Е. Е. Федотова
СТРУКТУРА СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ЕЕ ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Представлены результаты исследования субъективного благополучия определенной социальной группы - студенческой молодежи. Приведены результаты опроса студентов разных специальностей восьми вузов г. Омска. Доказано, что существуют сходства и различия в структуре субъективного благополучия студентов в зависимости от их пола. У обеих гендерных групп существует прямая связь эмоционального компонента благополучия с когнитивным на фоне преобладания первого над вторым. При этом среди юношей неудовлетворенных жизнью больше, чем несчастливых, а среди девушек переживающих высокий уровень счастья больше, чем удовлетворенных жизнью. Студенты, не зависимо от пола, демонстрируют средний уровень переживания и выражения различных эмоциональных состояний. Положительные и отрицательные переживания студенческой молодежи соотносимы с тенденцией к преобладанию позитивных над негативными, однако девушки статистически чаще юношей испытывают и проявляют отрицательные эмоции. У девушек более высокий уровень притязаний в переживаниях счастья и удовлетворенности жизнью, при этом реальный уровень удовлетворенности у них выше, чем у юношей, в том числе в сферах возможностей и достижений. Установлена связь между общим уровнем удовлетворенности жизнью и счастья с отдельными характеристиками эмоционального и когнитивного компонентов субъективного благополучия, что открывает возможности целенаправленного и адресного воздействия на самочувствие молодежи.
Ключевые слова: субъективное благополучие; когнитивный и эмоциональный компоненты; удовлетворенность жизнью; счастье; студенты; гендер.
A. Yu. Malenova, A. A. Malenov, E. E. Fedotova
STRUCTURE OF SUBJECTIVE WELL-BEING AND ITS GENDER PECULIARITIES IN STUDENT YOUTH
This article examines the research results of subjective well-being of specific social group, namely student youth. The article presents survey results of students of different specialties from eight universities in Omsk. It is proved that there are similarities and differences in the structure of subjective well-being among students with different genders. Both gender groups have a direct link between emotional and cognitive components of well-being, meanwhile, the first component prevails over the second one. At the same time, there are more people who are not satisfied with life than unhappy people among boys, and there are more people with high level of happiness than people who are satisfied with life among girls. Students of any gender demonstrate an average level of experience and expression of different emotional condition. Positive and negative condition of student youth are equal with a tendency to the predominance of positive over negative ones. However, girls are statistically more often than boys feeling and showing negative emotions. Girls have a higher level of claims to achieve happiness and life satisfaction than boys, and the real level of girls' satisfaction is also higher than level of boys' satisfaction, including in areas of opportunity and achievement. There is also a direct link between the general level of satisfaction with life and happiness and the individual characteristics of the emotional and cognitive components of subjective well-being. The existence of this link makes it possible to have a focused and targeted impact on the well-being of young people.
Keywords: subjective well-being; cognitive and emotional components; satisfaction with life; happiness; students; gender.
© Маленова А. Ю., Маленов А. А., Федотова Е. Е., 2019
Проблема субъективного благополучия населения в целом, его конкретных групп и отдельных граждан по праву относится к числу актуальных социальных и научных трендов нашего времени. В силу созидательного характера самого феномена и важных для общества практических следствий интерес к нему со стороны разных специалистов растет, раздвигая границы изучения за счет охвата новых содержательных единиц, введения разнообразных критериев для оценки, разработки и совершенствования методов и процедур исследования. Одновременно с этим невозможно избежать ряда противоречий как концептуальных, терминологических, так и познавательных, социальных. К числу последних относится конфронтация между широко распространенным представлением о неблагоприятном самочувствии и неудовлетворенности жизнью молодежи, наделением представителей этой группы преимущественно негативным умонастроением, с одной стороны, и активным стремлением самих молодых людей к социальному и психологическому благополучию, позитивному функционированию и ощущению счастья, с другой стороны, что, в свою очередь, может трактоваться обществом в гедонистическом, а не в эвдемонистическом ракурсе. Разрешение этого противоречия, в том числе на уровне достоверного научного знания, имеет особую значимость и ценность, поскольку именно молодежь является не только индикатором происходящих социальных изменений (вследствие сензитив-ности своего возраста и внушительной численности), но и их главной движущей силой, которая задает ориентир развития общества и определяет качество жизни будущих поколений. Это, в свою очередь, позволит наметить пути преодоления еще одной актуальной проблемы - наличия потребности государства в обеспечении комфортных условий и необходимой поддержки для успешной социализации и самореализации молодежи при недостаточности знаний о конкретных механизмах этих конструктивных изменений в молодежной среде [1]. Особое место в рамках таких исследований, на наш взгляд, должно отводиться студенческой молодежи как основному инновационному потенциалу развития страны.
В настоящее время исследования счастья и удовлетворенности жизнью пользуются большим спросом, становятся востребован-
ными, популярными и в нашей стране, а не только за рубежом. Многочисленные исследовательские срезы благополучия описывают его структуру и особенности, определяя целый спектр потенциальных факторов и детерминантов. Вместе с тем дефицитарно представлен материал относительно внутренних механизмов связи этих факторов и компонентов субъективного благополучия. На наш взгляд, учитывая междисциплинарный характер предметной области, усиление социологического и экономического подходов психологическим способно выявить внутреннюю структуру компонентов субъективного благополучия отдельных социальных групп, одновременно вскрывая механизмы воздействия на уровень удовлетворенности жизнью и эмоциональное самочувствие населения с целью их повышения и закрепления устойчивых положительных эффектов. Это особенно важно для изучения и воздействия на мен-тальность россиян, поскольку, по мнению Д. А. Леонтьева, «...внедрение идей, связанных с возможностью счастья, положительных эмоций - это то, что может скорректировать исторически негативный фон низкой удовлетворенности и ценности жизни (как своей, так и чужой) типичный для России» [2].
Теоретические основы и концепция исследования
Субъективное благополучие по праву считается феноменом, репрезентующим в сознании конкретной личности представления о различных сферах общества, имеющим сложную структуру, оказывающим влияние на качество жизни человека, его здоровье, а также само по себе испытывающее воздействие широкого диапазона факторов как объективного, так и субъективного характера [3]. Самостоятельной исследовательской задачей выступает осмысление самой структуры благополучия, выделение основных критериев ее оценки, категоризация явлений, способных оказывать на нее влияние. Структурные признаки, как правило, закладываются уже на уровне определений. Согласно позиции М. Аргайла, благополучие, наряду со счастьем, представляет собой «состояние переживания удовлетворенности жизнью в целом, общую рефлективную оценку человеком своего прошлого и настоящего, а также частоту и интенсивность положительных эмоций» [4, с. 17]. Данное определение в целом согласуется с теорией
Э. Динера, согласно которой субъективное благополучие личности заключается в эмоциональной реакции людей, их удовлетворенности отдельными сферами жизни, а также в их суждениях о качестве жизни в целом и характеризуется субъективностью, позитивностью и глобальностью измерения [5]. По мнению Н. Брэдберна, эмоциональный компонент психологического благополучия представляет собой субъективное ощущение счастья, связанное не столько с рациональной оценкой имеющихся у человека благ, сколько с эмоциональной окраской его переживаний, которые в упрощенном виде сводятся к постоянному взаимодействию позитивных и негативных эмоций [6]. При этом, уточняет М. Селигман, психологическое благополучие подразумевает не только сиюминутные положительные эмоции, но и виды деятельности, отличающиеся продолжительностью, связанные с увлеченностью, в определенном смысле «поглощающие» человека. Важным нам также видится то, что уровень благополучия, по мнению автора, в том числе зависит от факторов, поддающихся волевому контролю, т. е. оно достижимо за счет сознательных, преднамеренных действий со стороны субъекта [7; 8]. С указанным ранее согласуются и взгляды отечественных ученых. Определяя субъективное благополучие, Р. М. Шамионов раскрывает его как «понятие, выражающее собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное для нее значение с точки зрения усвоенных нормативных представлений о "благополучной" внешней и внутренней среде и характеризующееся переживанием удовлетворенности» [9, с. 11]. В соответствии с теорией Л. В. Куликова, субъективное благополучие человека, является «обобщенным и относительно устойчивым переживанием, имеющим особую значимость для личности» в разных аспектах, тесно связанных между собой, -материальном, личностном, социальном, профессиональном, физическом, психологическом [10, с. 123]. Значимость аспектов может меняться в различных жизненных ситуациях в зависимости от их актуальности, а невозможность достижения высокого уровня в одной из сфер восполняется достижениями в другой. С точки зрения автора, психологическое благополучие личности не может быть определено иначе как субъективное, так как, несмотря на большую значимость объектив-
ных внешних факторов, они по самой природе психики не могут напрямую повлиять на переживание благополучия, так как воздействуют только через субъективное восприятие и оценку [3].
Таким образом, субъективное благополучие состоит, по меньшей мере, из двух основных компонентов - аффективного и когнитивного, первый из которых соответствует совокупности эмоциональных состояний во главе со счастьем как наиболее пиковым из них (метаценность, подчиняющая себе другие), а второй - уровню удовлетворенности жизнью и ее отдельными аспектами [11]. В свою очередь удовлетворенность жизнью будет пониматься нами как «субъективная оценка качества тех или иных объектов, условий жизни и деятельности, жизни в целом, отношений с людьми, самих людей, в том числе и самого себя» [12, с. 502]. А счастье в контексте аффективного компонента благополучия, опираясь на работы Н. Брэдберна, будем рассматривать как субъективное ощущение, эмоциональную окраску переживаний в форме постоянного взаимодействия позитивных и негативных эмоций. Все события в жизни человека несут противоположные по знаку переживания, которые накапливаются в его сознании в виде двух противоположных аффектов. При этом позитивный и негативный аффект имеют различную природу, а значит, зная уровень позитивного аффекта, сделать выводы о том, каков уровень негативного аффекта, нельзя: он может превышать позитивный аффект, быть равным ему или, напротив, уступать. Таким образом, в ситуациях, когда уровень негативного аффекта превышает уровень позитивного, человек чувствует себя несчастным, в то время как преобладание позитивных переживаний, напротив, обеспечивает его высокий уровень психологического благополучия [6]. Мы также, вслед за Л. В. Куликовым, исходим из того, что требуется отдельное уточнение терминов «позитивные» и «негативные» чувства (аффекты). По мнению автора, это те, которые способствуют или препятствуют нормальному функционированию (саморегуляции, саморазвитию или адаптации), т. е. поведению и деятельности, отличающимся продуктивностью и приводящим к желаемому результату [13].
Таким образом, как и Ю. В. Филоненко и Е. А. Яковлева, мы рассматриваем субъек-
тивное благополучие как оценку индивидом своего положения и состояния «в триаде аффекта (совокупность чувств и настроений человека), счастья (превышение положительных эмоций над отрицательными) и удовлетворенности жизнью (когнитивная сторона субъективного благополучия)» [14, с. 71].
Попытки измерения субъективного благополучия всегда начинаются с построения определенной модели данного явления и поиска факторов, которые потенциально могут повлиять на его уровень. Наша позиция сводится к идее, что изучение когнитивного и аффективного компонентов субъективного благополучия должно обязательно выходить на уровень взаимосвязи между ними, в том числе через составляющие их элементы. При этом характер самих связей (их направленность, сила) также имеет принципиальное значение для понимания общей структуры субъективного благополучия человека. Или, словами Э. Динера, человек может чувствовать себя счастливым, в том числе в зависимости от уровня удовлетворенности различными сферами жизни и количества переживаемых им положительных или отрицательных чувств, которые в совокупности формируют некий единый показатель [5].
Есть еще одна идея, принципиальная для нашего исследования: являясь, по своей природе, прежде всего, субъективным переживанием, психологическое благополучие человека не исключает обнаружения его типологических особенностей, характерных для конкретных социальных групп. Это позволит выйти на уровень схем, конструирующих психическую реальность конкретных общностей, которая, в свою очередь, способна детерминировать реальное поведение членов этих групп. В рамках настоящего исследования это может стать ценным источником информации относительно уровня благополучия и его факторов у молодежи как социально-демографической группы, занимающей в обществе особое социальное положение. Выбор именно этого контингента обусловлен несколькими причинами: 1) масштабностью;
2) социальной восприимчивостью (наиболее сензитивна к любым социальным изменениям и, как следствие, наиболее уязвима для воздействия глобальных социальных вызовов);
3) социальной активностью и мобильностью (образовательной, профессиональной, территориальной и пр.); 4) стратегической ценно-
стью (основной носитель инновационного потенциала развития государства). Важными критериями при изучении молодежи также выступают возраст, образовательный статус и гендерные особенности. Тот факт, что специфика переживания благополучия находится в непосредственной зависимости от возрастного этапа, отмечает множество разных ученых. Согласно точке зрения О. А. Идобаевой, представления о благополучии определяются, прежде всего, психологическими новообразованиями того или иного периода, соответствующей ведущей деятельностью, социальной ситуацией развития, характеристиками эмоциональной сферы человека и некоторыми другими особенностями развития [15]. И если психологическое благополучие подростков в основном достигается посредством удовлетворения их ведущей потребности в дружбе и доверительном общении, то в юности приоритетным становится успешное разрешение ситуаций, связанных, прежде всего, с выбором и освоением профессии. Согласно данным современных исследований, лица с высшим образованием, в том числе в процессе его получения, оценивают свое состояние как более счастливое, а девушки считают себя счастливее юношей. При этом с возрастом уровень счастья молодежи снижается, в том числе с учетом пола и уровня образования [16]. Важным также в студенческом возрасте является достижение поставленных целей как активное стремление реализовать свой потенциал [17]. Е. В. Балацкий отмечает, что уровень психологического благополучия в целом выше у юношей, чем у девушек, в силу их меньшей прихотливости и внимания к мелочам, способным легко вызвать негативные переживания у лиц противоположного пола. При этом, по мнению Я. И. Павлоцкой, «в настоящее время молодому человеку предстоит пройти гораздо более трудный, с точки зрения совершаемых экзистенциальных выборов, путь развития, фактически без поддержки социальных институтов» [18, с. 46]. В связи с указанным возникает необходимость выявления внутренних причин, обусловливающих уровень и динамику субъективного благополучия молодежи с целью прогноза и контроля его показателей в настоящем и будущем.
Еще один аспект, требующий контроля при изучении субъективного благополучия, -это методы его изучения. Современная наука
постоянно сталкивается с проблемой поиска адекватного психодиагностического инструментария, и данная феноменология не является исключением. Наиболее часто встречающимся, уже ставшим в определенной степени классическим инструментарием в исследованиях являются шкала субъективного благополучия, разработанная французским психологом А. Перуэ-Баду с соавт. в адаптации М. В. Соколовой (1993 год) [19], опросник К. Рифф (1995 год) в адаптации Н. Н. Ле-пешинского (2007 год) [20], шкала удовлетворенности жизнью (Э. Динер с соавт. 1985 год) в адаптации Д. А. Леонтьева и Е. Н. Осина (2003 год) [21]. Это означает, что исследовательский интерес к теме благополучия личности часто обращает отечественных ученых к зарубежным методикам, необходимости их адаптации и апробации. В связи с этим наше исследование содержит определенную степень новизны, так как помимо классического инструментария оно включает шкальные методы, проходящие в данный момент апробацию на российской выборке.
Таким образом, целью настоящего исследования выступает изучение гендерных особенностей субъективного благополучия студенческой молодежи через выявление сходств и различий, а также установление взаимосвязи между содержательными характеристиками его компонентов. Предположительно эти особенности обусловлены не только полом, но и возрастом студентов, в связи с чем эмоциональный компонент будет доминантой в структуре благополучия, при этом его сила выше у девушек, чем у юношей. Что касается внутреннего содержания, то уровень удовлетворенности жизнью, в том числе в разных сферах, и эмоциональное самочувствие гипотетически имеют разные по силе и качеству связи у девушек и юношей, потенциально позволяя выделить ориентиры для повышения субъективного благополучия через изменение эмоционального состояния и, как следствие, уровня удовлетворенности жизнью молодежи с учетом возраста и пола.
Дизайн исследования
В исследовании приняли участие 308 человек: 189 девушек и 119 юношей в возрасте от 17 до 24 лет. Все опрошенные являются студентами высших учебных заведений города Омска: Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Омского госу-
дарственного аграрного университета, Омского государственного педагогического университета, Омского государственного технического университета, Омского государственного университета путей сообщения, Омской государственной медицинской академии, Сибирского государственного университета физической культуры, Сибирского автомобильно-дорожного университета.
Для достижения поставленной цели был выбран методический и статистический инструментарий, направленный на: 1) уровне-вую и содержательную оценку двух компонентов субъективного благополучия - когнитивного (удовлетворенность жизнью и ее отдельными сферами) и эмоционального (уровень счастья и эмоционального самочувствия через сопоставление переживания и выражения различных эмоциональных состояний положительной и отрицательной направленности); 2) установление различий и взаимосвязи между содержательными характеристиками компонентов благополучия в зависимости от пола опрашиваемых студентов.
Основу для сбора эмпирических данных составил метод шкалирования (инструментарий содержит девятибалльную шкалу для оценки изучаемых феноменов). Для оценки когнитивного компонента использовались шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера в адаптации Д. А. Леонтьева и Е. Н. Осина [21] и авторская анкета, для оценки эмоционального компонента - «Шкала взаимозависимого счастья» (IHS) [22], «Индекс оценки аффекта» (AVI) [23]. Для обработки применялись методы первичной описательной статистики, критерии для выявления значимых различий (ф - угловое преобразование Фишера), корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена).
Результаты исследования
Соотношение эмоционального и когнитивного компонентов субъективного благополучия через оценку уровня удовлетворенности жизнью и счастья показало, что, независимо от пола, они тесно связаны между собой (rs = 0,696 и 0,721 при p < 0,001) и у большинства студентов оба компонента имеют среднюю степень выраженности при отсутствии значимых различий между ними: удовлетворены жизнью в средней степени 59,7 % юношей и 68,3 % девушек, счастливы 69,7 % юношей и 63,7 % девушек. В области
низких значений уровень удовлетворенности жизнью доминирует над показателями переживания счастья (24,4 % против 6,7 % у юношей: ф = 3,919 при р < 0,01; 14,3 % против 6,3 % у девушек: ф = 2,799 при р < 0,01). Тогда как противоположная тенденция характерна для высоких показателей: максимально
удовлетворенных юношей 16 %, счастливых -23,5 %, тогда как счастливых девушек 27 %, а удовлетворенных жизнью - 17,5 % (ф = 2,239 при р < 0,05). Таким образом, у молодых людей наблюдается преобладание аффективного (эмоционального) компонента психологического благополучия над когнитивным (рис. 1).
100
80
60
40
20
69,7
59,7
16,0
24,4
6,7
Ш
Низкий Средний Высокий Юноши
23,5 23,5
68,3
66,7 66,7
-14,3
6,3
Ж
Низкий Средний Высокий Девушки
17,5 Й
- Удовлетворенность жизнью
27,0 □ Счастье
Уровни
0
Рис. 1. Соотношение компонентов субъективного благополучия у студенческой молодежи в зависимости от пола (частотный анализ), %
Подобные результаты могут объясняться относительной простотой достижения позитивного самочувствия в силу его внутренних, субъективных причин, в то время как удовлетворительная оценка своей настоящей жизни, как правило, требует порой труднодостижимых объективно заданных целей.
Также полученные результаты позволяют утверждать, что юноши счастливы так же, как и девушки, однако удовлетворены своей жизнью меньше (они чаще демонстрируют низ-
кий уровень удовлетворенности жизнью; 24,4 % против 14,3 %: ф = 2,199 прир < 0,05).
Проекция изучаемых компонентов на образ идеального человека закономерно подтвердила связь между изучаемыми компонентами Г =0,750 при р < 0,001), сдвинув профиль субъективного благополучия в область высоких значений по обоим компонентам. При этом были обнаружены значимые различия в оценках идеала у девушек и юношей: у последних выше средние показатели, у первых - высокие (табл. 1).
Таблица 1
Идеальный образ благополучного человека у юношей (Ю) и девушек (Д) (частотный анализ), %
Компоненты благополучия Низкий ровень Средний уровень Высокий уровень
Ю Д Ф эмп. Ю Д Ф эмп. Ю Д Ф эмп.
Удовлетворенность жизнью 7,6 5,8 0,597 40,3 27,0 2,426** 52,1 67,2 2,641**
Счастье 2,5 1,1 0,964 45,4 35,4 1,732* 52,1 63,5 1,976*
Примечание. * - различия значимы при р < 0,05; ** - различия значимы при р < 0,01.
Таким образом, молодежь предсказуемо склонна предписывать идеальному человеку высокий уровень удовлетворенности жизнью и счастья. Однако девушкам по сравнению с
юношами свойственно давать более высокую оценку идеалу, что может свидетельствовать о завышенном уровне их притязаний, потенциально способном проявиться в активном
стремлении к достижению максимальных показателей субъективного благополучия. Это подтверждается и обнаруженной связью между оценкой идеального прототипа и самооценкой девушек как в сфере удовлетворенности жизнью Г = 0,178 прир < 0,05), так и переживания счастья (га = 0,266 прир < 0,001).
При изучении внутренней структуры удовлетворенности различными сферами
жизни между ними была обнаружена значимая положительная взаимосвязь как у девушек, так и у юношей (при р < 0,001), при сходстве их профилей, за исключением сфер возможностей и достижений, юноши оказались менее удовлетворены в этих сферах, чем девушки (ф = 2,063 при р < 0,05 и 3,170 при р < 0,01 соответственно) (рис. 2).
сц пз ш
5,83, 5,62
* У
6,71
6,60
6,51
6,49
6,58
^ У
у
Сферы жизни
Г /
85 3
У
Девушки ■ Юноши
Рис. 2. Удовлетворенность различными сферами жизни студенческой молодежи
(средние значения), в баллах
6
С учетом результатов, представленных нами ранее, обнаруженных в процессе оценки образа идеального человека, подобная склонность девушек высоко оценивать свои достижения по сравнению с юношами воспринимается вполне адекватно их высоким притязаниям, в том числе на фоне высоких показателей удовлетворенности девушек своими возможностями. Иных статистически достоверных различий, обусловленных полом респондентов, обнаружено не было. В связи с чем можно констатировать, что студенты, независимо от пола, на данном этапе своей жизни в большей степени удовлетворены социальными отношениями с членами своей семьи (62,2 % юношей и 64 % девушек), близкими друзьями (61,3 % юношей и 61,9 % девушек), окружающими людьми (58 % юношей и 52,9 % девушек). Они высоко оценивают свои возможности (52,1 % юношей и 58,2 % девушек), в том числе связанные с личностным ростом (42 % юношей и 40,2 % девушек) и здоровьем (45,4 % юношей и 36,5 % деву-
шек). Закономерно молодые люди не удовлетворены в полной мере своим финансовым положением (39,5 % юношей и 32,3 % девушек недовольных против 24,4 % и 27 % довольных соответственно). Аналогичная картина складывается и в отношении достижений (лишь третья часть опрошенных удовлетворены ими), поскольку молодежь только начинает свой путь, накапливая соответствующий опыт.
Что касается эмоционального самочувствия молодежи, то анализ гендерных особенностей оказался возможен благодаря дифференциации состояний в соответствии не только со знаком, но и с глубиной их переживания и интенсивностью выражения молодыми людьми. В контексте субъективного благополучия его признаком считается доминирование положительных эмоций над отрицательными на фоне баланса между переживанием и выражением эмоций различной направленности (меньшие расхождения свидетельствуют о большем благополучии), а
также соотношение положительных и отрицательных эмоций как на уровне их внутреннего переживания, так и внешнего проявления (свидетельством благополучия является преобладание положительных состояний).
Эмоциональное самочувствие студен
Полученные результаты позволяют нам предположить, что обследуемые студенты скорее эмоционально благополучны: переживание и проявление позитивных эмоций доминирует над негативными (табл. 2).
Таблица 2 <ой молодежи (частотный анализ), %
Компоненты Низкий Средний Высокий
Ю Д Ф эмп. Ю Д Ф эмп. Ю Д Ф эмп.
Переживание положительных эмоций 3,4 2,6 0,359 70,6 76,2 1,085 26,1 21,2 0,984
Переживание отрицательных эмоций 22,7 12,7 2,258* 68,9 77,8 1,720* 8,4 9,5 0,335
Выражение положительных эмоций 4,2 5,3 0,438 80,7 86,2 1,285 15,1 8,5 1,781*
Выражение отрицательных эмоций 30,3 18,5 2,350** 60,5 75,1 2,692** 9,2 6,3 0,926
Примечание. * - различия значимы при р < 0,05; **
Как у девушек, так и у юношей была установлена положительная связь не только между переживанием и выражением отрицательных Г = 0,759 и 0,774 при р < 0,001) и положительных (га = 0,853 и 0,786 при р < 0,001) состояний, но и между переживанием и выражением разных по знаку эмоций Г = 0,287; 0,298; 0,243 и 0,315 прир < 0,001). Вместе с тем нами были обнаружены тенденции, способные спровоцировать дисбаланс самочувствия данной социальной группы. Так, студенты, переживая сильные положительные эмоции, не всегда стремятся их проявлять, при этом девушки это склонны делать чаще юношей. Тогда как последние чаще сдерживают проявление негативных эмоций, что обусловлено и подкреплено нашей ген-дерной культурой, но чревато развитием психосоматических реакций у мужчин. Девушкам, в свою очередь, это не грозит - они статистически чаще юношей испытывают и проявляют отрицательные эмоции. Однако сам этот факт настораживает, смягчает его последствия лишь то, что эти закономерности относятся к области средних значений. Последние, в целом, доминируют на всей выборке, не зависимо от знака проявления и переживания тех или иных состояний. С одной стороны, это может свидетельствовать о развитии в юношеском возрасте механизмов саморегуляции собственного эмоционального состояния, с другой - о сдерживании своих реакций, прежде всего положительных, даже в тех ситуациях, когда они уместны и необходимы для социального взаимодействия. Дальнейший анализ эмоционального баланса между переживанием и выражением различ-
- различия значимы при р < 0,01.
ных состояний лишь подтвердил ранее выявленные тенденции - и у юношей, и у девушек сильнее выражено подавление истинных состояний, чем их притворная демонстрация. Другими словами, молодые люди чаще скрывают эмоции, которые они испытывают (положительные эмоции: юноши - 81,5 %, девушки - 87,3 %; отрицательные эмоции: юноши - 63 %, девушки - 65,6 %), чем выражают эмоции, которые на самом деле не переживают (положительные эмоции: юноши -16,8 %, девушки - 11,6 %; отрицательные эмоции: юноши - 26,9 %, девушки - 19,6 %). Лишь у небольшого количества студентов было обнаружено равенство переживания и выражения эмоций (на уровне положительных у 1,7 % юношей и 1,1 % девушек; отрицательных - у 10,1 и 14,8 % соответственно), свидетельствующее о состоянии максимальной согласованности эмоциональной сферы у молодежи. При этом важно отметить, что подавление эмоций проявляется весьма слабо и среди положительных (низкий уровень: юноши - 99 %, девушки - 100 %), и среди отрицательных (низкий уровень: юноши - 100 %, девушки - 94,6 %). То же касается и притворства: преобладание выражения над переживанием очень незначительно и среди положительных (низкий уровень: юноши - 100 %, девушки - 100 %), и среди отрицательных эмоциональных состояний (низкий уровень: юноши - 100 %, девушки - 99,2 %). Таким образом, несмотря на то, что у представителей обоих полов наблюдается доминирование подавления над притворством, и тот, и другой тип расхождения между переживанием и выражением разных эмоций проявляются на
низком уровне, следовательно, эмоциональное самочувствие студенческой молодежи можно считать вполне удовлетворительным. Об этом же свидетельствует и соотношение положительных и отрицательных эмоций между собой: у большинства опрошенных наблюдается преобладание позитивных эмоций над негативными как на уровне переживания (78,2 % юношей, 69,3 % девушек), так и проявления (71,4 % юношей, 65,1 % девушек). Это значительно превосходит тех студентов, у которых доминируют негативные состояния (переживание: юноши - 16,8 %, девушки - 28 %; выражение: юноши - 26,9 %, девушки - 31,7 %). При этом на уровне внутреннего переживания преобладание положительных эмоций значимо выше у юношей (ф = 1,722 при р < 0,05), а преобладание отрицательных - у девушек (ф = 2,319 при р < 0,01). В целом доминирование положительного тона переживаний над отрицательным мы склонны трактовать в качестве еще одного подтверждения эмоционального благополучия молодежи. Однако полученные результаты требуют дальнейшей рефлексии, в том числе с учетом гендерных особенностей их носителей.
Последний этап нашего исследования был посвящен установлению связи между общим уровнем удовлетворенности жизнью и счастья с отдельными характеристиками эмоционального и когнитивного компонентов субъективного благополучия с целью обнаружения механизмов их взаимодействия, с одной стороны, и возможностей целенаправленных влияний на них, с другой стороны. Часть обнаруженных закономерностей была достаточно предсказуема, однако вскрылось множество мишеней, оставшихся за пределами наших изначальных предположений.
Во-первых, была подтверждена взаимосвязь составляющих внутри каждого компонента субъективного благополучия - когнитивного и эмотивного. Так, общий уровень счастья студентов (у девушек несколько
сильнее, чем у юношей) значимо положительно связан с переживанием (rs = 0,289 при р < 0,01 и 0,200 при р < 0,05) и выражением (га = 0,267 при р < 0,01 и 0,185 при р < 0,05) позитивных эмоций. Однако связь с негативными эмоциями, кроме ее направленности, оказалась не столь очевидной: у девушек была обнаружена отрицательная связь счастья только с их переживанием (га = -0,186 при р < 0,05), а у юношей, напротив, с их выражением (га = -0,243, р < 0,01).
При установлении связей общего показателя удовлетворенности жизнью у девушек с показателями отдельных ее сфер было выявлено, что все они попали в область высоко значимых: здоровье (га = 0,330 прир < 0,001), отношения с семьей (га = 0,326 при р < 0,001), отношения с друзьями (га = 0,349 при р < 0,001), отношения с людьми (га = 0,378 при р < 0,001), возможности (га = 0,388 при р < 0,001), личностный рост (га = 0,426 при р < 0,001), достижения (га = 0,475 при р < 0,001), финансы (га = 0,463 при р < 0,001). У юношей удовлетворенность только в двух сферах положительно связана с общим уровнем удовлетворенности жизнью, и обе они касаются социальных контактов: отношения с семьей (га = 0,217 при р < 0,05) и друзьями (га = 0,198 при р < 0,05). Именно через них целесообразно оказывать влияние на когнитивный компонент субъективного благополучия юношей.
Далее мы установили связь удовлетворенности жизнью с компонентами эмоционального благополучия, а счастья - с компонентами когнитивного. В целом было обнаружено, что и у девушек, и у юношей уровень счастья связан с переживанием и выражением эмоций разной направленности, тогда как удовлетворенность жизнью связана с ними только у девушек. Она усиливается у последних путем снижения переживания и выражения отрицательных эмоций, при увеличении переживания и выражения положительных (табл. 3).
Таблица 3
Взаимосвязь уровня удовлетворенности жизнью и счастья студенческой молодежи с компонентами эмоционального самочувствия
Компоненты эмоционального самочувствия Удовлетворенность жизнью Счастье
Ю Д Ю Д
Переживание отрицательных состояний -0,038 -0,222** -0,136 -0,186*
Выражение отрицательных состояний -0,136 -0,154* -0,243** -0,112
Переживание положительных состояний 0,136 0,263** 0,200* 0,289**
Выражение положительных состояний 0,144 0,252** 0,185* 0,267**
Примечание. В таблице приведены эмпирические значения коэффициента ранговой корреляции Спирмена (те), где * - взаимосвязь значима при р < 0,05; ** - взаимосвязь значима при р < 0,01.
При этом и у девушек, и у юношей были обнаружены прямые взаимосвязи уровня счастья и удовлетворенности ими всеми сферами своей жизни (при р < 0,01), за исключением сферы отношений с окружающими в целом, более характерной для девушек (га = 0,361 при р < 0,001). Таким образом, повышение удовлетворенности состоянием своего здоровья, финансовым положением, возможностями и достижениями, личностным ростом, отношениями с друзьями и членами семьи заметно повышает уровень счастья студенческой молодежи. Верно и обратное: частота переживания состояния счастья у юношей и девушек создает благоприятные условия для позитивной оценки молодежью разных жизненных сфер.
Выводы
Результаты проведенного исследования продолжают идеи о когнитивной и аффективной составляющих субъективного благополучия, подтверждая существование сходств и различий в его структуре у студентов в зависимости от их пола. Вопреки сложившемуся мнению, приписывающему молодежи контрастные эмоциональные проявления - доминирование негативного тона настроения или стремление к эйфории и удовольствию, - оказалось, что студенты, независимо от пола, демонстрируют средний уровень переживания и выражения различных эмоциональных состояний. В целом эмоциональное самочувствие студенческой молодежи можно считать вполне удовлетворительным. Положительные и отрицательные переживания студентов равносильны с тенденцией к преобладанию позитивных над негативными как на уровне переживания, так и проявления. При этом девушки чаще испытывают и выражают отрицательные эмоции, а юноши - положительные. Что касается удовлетворенности жизнью, то на данном этапе развития молодые люди в большей степени довольны социальными отношениями (с членами семьи, друзьями, окружающими), достаточно высоко оценивая свои возможности, в том числе в сфере здоровья и саморазвития. Неудовлетворенность предсказуемо присутствует в оценке студентами своего финансового положения. Вместе с тем девушки оказались более удовлетворены своими возможностями и достижениями, чем юноши. Среди последних также оказалось неудовлетворенных жизнью
больше, чем несчастливых, тогда как девушек, переживающих высокий уровень счастья, больше, чем удовлетворенных жизнью. В целом у обеих гендерных групп существует прямая связь когнитивного компонента субъективного благополучия с аффективным (в том числе между составляющими их переменными) при доминировании последнего.
Практическим следствием проведенного исследования выступает возможность обоснованного и целенаправленного воздействия на субъективное благополучие молодежи через влияние, прежде всего, на эмоциональное самочувствие, а через него и на уровень удовлетворенности разными жизненными сферами, в том числе с учетом обнаруженных ген-дерных особенностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.
- URL:www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c6 6928fa27e527 (дата обращения: 21.07.2019).
2. Ученые рассказали, от чего зависит счастье // РИА Новости. - URL: https://ria.ru/2019 0320/1551964390.html?fbclid=IwAR2gjYkCxN3 ZzpHcZWqy60BSo6yDKUeb75UFKjmfQ0lfBmK1 pAE7bmg9uw (дата обращения: 26.03.2019).
3. Куликов Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика. -СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. -С. 476-510.
4. Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. -М. : Питер, 2003. - 207 с.
5. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. - 1984. - № 95. - P. 542-575.
6. Bradburn N. The Structure of Psychological well-being. - Chicago : Aldine Pub. Co., 1996.
- 318 p.
7. Селигман М. Новая позитивная психология: научный взгляд на счастье и смысл жизни.
- М. : София, 2006. - 368 с.
8. Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 440 с.
9. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. - Саратов : Научная книга, 2008. -296 с.
10. Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психической устойчивости и психопрофилактики : учебное пособие. - СПб. : Питер, 2004. - 464 с.
11. Джидарьян И. А. Психология счастья и оптимизма. - М. : Институт психологии РАН, 2013. - 268 с.
12. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. -М. : Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
13. Куликов Л. В. Проблема поиска эмпирических оснований классификации чувств // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2018. - № 1. - С. 4-12.
14. Филоненко Ю. В., Яковлева Е. А. Субъективное благополучие научно-педагогических работников современных университетов в рамках концепции баланса жизни и труда // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2019. - № 3. - С. 68-85. - иш_: https://doi.Org/10.14515/monitoring.2019.3.05 (дата обращения: 03.05.2019).
15. Идобаева О. А. (2013). Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2013. - 24 с.
16. Козырева П. М., Низамова А. Э., Смирнов А. И. Счастье и его детерминанты (статья 1) // Социологические исследования. -2015. - № 12. - С. 120-132.
17. Балацкий Е. В. Факторы удовлетворенности жизнью: измерение и интегральные показатели // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. -№ 4. - 2005. - С. 42-52.
Информация о статье Дата поступления 25 июля 2019 Дата принятия в печать 4 октября 2019
Сведения об авторах
Маленова Арина Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия). E-mail: [email protected].
Маленов Александр Александрович - заведующий учебно-научной лабораторией Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия). E-mail: [email protected].
Федотова Елизавета Евгеньевна - студент факультета психологии направления «Организация работы с молодежью» Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия). E-mail: elizaveta.fedo tovaaaaa@gmail. com.
18. Павлоцкая Я. И. Психологическое благополучие и социально-психологические характеристики личности : монография. - Волгоград : Изд-во Волгогр. ин-та управления, 2016. - 168 с.
19. Соколова М. В. Шкала субъективного благополучия: руководство. - 2-е изд. - Ярославль : НПЦ «Психодиагностиков», 1996. -42 с.
20. Лепешинский Н. Н. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф // Психологический журнал. -
2007. - № 3. - С. 24-37.
21. Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. - М. : Ин-т социологии РАН: Российское общество социологов,
2008. - URL: https://publications.hse.ru/mir ror/pubs/share/folder/pjuun7fz60/direct/78753 837 (дата обращения: 21.07.2019).
22. Hitokoto H., Uchida Y. Interdependent happiness: Theoretical importance and measurement validity // Journal of Happiness Studies. -2015. - № 16 (1). - P. 211-239.
23. Tsai J. L., Knutson B., Fung H. H. Cultural Variation in Affect Valuation // Journal of Personality and Social Psychology. - 2006. -№ 90 (2). - P. 288-307.
Article info
Received July 25, 2019 Accepted October 4, 2019
About authors
Malenova Arina Yuryevna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Social Psychology, Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia). E-mail: [email protected].
Malenov Alexander Alexandrovich - manager Educational and Scientific Laboratory, Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia). E-mail: [email protected].
Fedotova Elizaveta Evgenievna - student of the Psychology Department of the Direction "Organization of Work with Youth", Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia). E-mail: [email protected].
Для цитирования
Маленова А. Ю., Маленов А. А., Федотова Е. Е. Структура субъективного благополучия и ее гендерные особенности у студенческой молодежи // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2019. № 3. С. 22-33. DOI: 10.25513/2410-6364.2019.3.22-33.
For citations
Malenova, A. Yu., Malenov, A. A., Fedotova, E. E. Structure of Subjective Well-being and its Gender Peculiarities in Student Youth. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2019, no. 3, pp. 22-33. DOI: 10.25513/2410-6364. 2019.3.22-33. (In Russian).