ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Научная статья УДК: 159.99
Завышенные ожидания семьи как фактор формирования синдрома отложенной жизни
Елизавета В. Найденова
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия
E-mail: [email protected]
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4460-2399
Аннотация
В статье рассмотрен вопрос причин возникновения синдрома отложенной жизни. Основное внимание в работе акцентируется на завышенных ожиданиях семьи как факторе формирования сценария и невроза отложенной жизни. Актуальность работы обуславливается широким распространением обозреваемого феномена. Новизна работы заключается в том, что представлен новый взгляд на проблему происхождения синдрома отложенной жизни. В работе впервые затрагивается вопрос возможности связи между уровнем родительских ожиданий от ребенка и формированием у него сценария отложенной жизни. Во введении автор приводит актуальность исследования, которая продиктована распространением синдрома отложенной жизни, его влиянием на жизнь людей и популяризацией данной темы в СМИ. Также приводится аналитический обзор различных подходов к вопросам синдрома отложенной жизни, жизненным сценариям и их происхождениям. Для исследования было проанкетировано 100 человек в возрасте от 18 до 65 лет. Такой выбор эмпирического объекта был сделан в связи с представлением о данной группе, как о личностях, сформировавших свои жизненные цели, планы и ценности, способные оценивать оказанное на них родительское влияние. В разделе «Методы» обозначены основные способы анализа как теоретических, так и эмпирических данных. Результаты исследования показывают связи между синдромом отложенной жизни и уровнем ожиданий семьи. В разделе «Обсуждение результатов» автор отмечает, что в семьях, в которых детям часто ставятся труднодостижимые цели особенно мотивируя их свершением желаний, важных для самих детей, есть основа для формирования и закрепления у ребенка сценария отложенной жизни. В более осознанном возрасте человек либо продолжает так же, как его приучили в детстве, откладывать удовлетворение каких-то потребностей на период после достижения глобальной цели, либо продолжит стремиться к целям, поставленным из вне.
PSYCHOLOGY OF PERSONALITY
Ключевые слова
синдром отложенной жизни, ожидания семьи, жизненный сценарий, невроз, детско-родительские отношения, цель жизни, завышенные ожидания, жизненный план, воспитание
Для цитирования
Найденова Е. В. (2021). Завышенные ожидания семьи как фактор формирования синдрома отложенной жизни. Северо-Кавказский психологический вестник, 19(4), 34-47. https://doi.Org/10.21702/ncpb.2021.4.3
UDC: 159.99
Overestimated family expectations as a factor in the formation of delayed life syndrome
Elizabeth V. Naidenova
Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia
E-mail: [email protected]
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4460-2399
Annotation
The article discusses the causes of the delayed life syndrome. The main attention in the work is focused on the inflated expectations of the family as a factor in the formation of the scenario and the neurosis of deferred life. The relevance of the work is due to the wide spread of the observed phenomenon. The novelty of the work lies in the fact that a new view is presented on the problem of the origin of the delayed life syndrome. For the first time, the paper touches upon the question of the possibility of a connection between the level of parental expectations from a child and the formation of a deferred life scenario for him. In the introduction, the author cites the relevance of the study, which is dictated by the spread of the delayed life syndrome, its impact on people's lives and the popularization of this topic in the media. An analytical review of various approaches to the issues of delayed life syndrome, life scenarios and their origins is also provided. 100 people aged 18 to 65 years were surveyed for the study. Such a choice of an empirical object was made in connection with the idea of this group as individuals who have formed their life goals, plans and values, able to assess the parental influence exerted on them. «The Methods» section outlines the main methods of analyzing both theoretical and empirical data. The results of the study show links between the delayed life syndrome and the level of family expectations. In «The discussion of the results» section, the author notes that in families in which
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
children are often set difficult goals, especially motivating them with the fulfillment of desires important to the children themselves, there is a basis for the formation and consolidation of a deferred life scenario in a child. At a more conscious age, a person either continues, as he was taught in childhood, to postpone the satisfaction of some needs for a period after achieving a global goal, or will continue to strive for goals set from outside.
Keywords
delayed life syndrome, family expectations, life scenario, neurosis, child-parent relationship, life purpose, inflated expectations, life plan, upbringing
For citation
Naidenova E. V. (2021). Overestimated family expectations as a factor in the formation of delayed life syndrome. Severo-Kavkazskii psikhologicheskii vestnik (North-Caucasian Psychological Bulletin), /9(4), 34-47. (in Russ.). https://doi.org/10.21702/ncpb.2021.4.3
Введение
Благодаря научно-популярной литературе и средствам массовой информации все больше людей начинают обнаруживать у себя наличие синдрома отложенной жизни. Действительно, в современных реалиях многие люди подвержены этому явлению, которое проявляется как в откладывание каких-то глобальных изменений в жизни, так и на более бытовом уровне, например, в достаточно частом в нашей культуре хранении вещей на более подходящий случай. Согласно статистическим данным в прослойке менеджеров синдром отложенной жизни является одной из основных причин обращения к психологам (Лапшов, 2014).
Первым об этом феномене заговорил В. П. Серкин в 1997 году. Исследуя психологические особенности людей, проживающих в северных регионах, он обнаружил некоторые особенности их жизненных сценариев. Оказалось, что для них свойственно делить жизнь на два периода: настоящую жизнь, которая наступает после переломного момента, например, переезда; и период подготовки к ней. Причем будущая «настоящая» жизнь кажется человеку более насыщенной и счастливой, в отличии от той, которую он проживает сейчас. Таким образом проигрывается сценарий отложенной жизни: человек отказывает себе во много ради достижения зачастую нереалистичной цели, после которой все должно измениться. Исследования, сравнивающие мысли о будущем, связанные с целями, с будущими мыслями, не связанными с целями, показывают, что мысли, связанные с целями, более яркие, чаще повторяются, более эмоционально позитивные, более интенсивные и воспринимаются как более важные (Cole & Berntsen, 2016). Мысли о будущем, связанные с целями,
PSYCHOLOGY OF PERSONALITY
также связаны с более сильным ощущением автономного опыта, ощущением мысленного предварительного переживания будущего события (Lehner & D'Argembeau, 2016). Как утверждают С. Н. Петросьян и З. И. Рябикина (2016), сценарное поведение проявляется в определенной последовательности действий и мыслей, воспроизводящихся в разных ситуациях раз за разом. В дальнейшем было введено еще одно понятие «Невроз отложенной жизни». Невроз характерен для людей, проживающих соответствующий сценарий. Они как бы не позволяют себе удовлетворять актуальные потребности из-за чего может возникать тревожность, апатия (Серкин, 2001).
Несмотря на то, что помимо «Северного сценария» В. П. Серкин (2012) выделял также «Колониальный сценарий», исследователи отходят от представлений автора о синдроме отложенной жизни, считая, что он может быть присущ всем. Так, О. С. Виндекер дает следующие определение: «Синдром отложенной жизни (СОЖ) - группа жизненных сценариев, заключающихся в том, что живущий в таком сценарии человек искренне и часто неосознанно считает, что пока он не живет настоящей жизнью, а лишь готовится к ней» (Виндекер, Сморкалова, Лебедев, 2016, с. 107). В целом для СОЖ можно выделить следующие признаки: наличие «точки отсчета» после которой начнется именно жизнь, а не существование, отсутствие планов на «настоящую» жизнь, появление тревоги в случаях необходимости проявить способности, накопительство, продолжительность от 5 лет (Горошко, Шубина, 2017). В. Семенова (2018) предлагает классификацию людей, подверженных синдрому отложенной жизни. К первой группе она относит тех, кто фанатично идет к поставленной объемной цели. Это достаточно распространенный «сценарий достижения». При этом поставленные цели могут быть слишком сложными и сверхзначимыми для данного человека. Такие люди «откладывают» жизнь, потому что просто не могут отвлекаться от своего поставленного пути. Второй тип людей сконцентрирован на достижении чужих, навязанных целей, а достижение своих откладывает. Последний тип, в отличие от предыдущих, пассивен, такие люди выбирают длительное ожидание какого-то события, которое перевернет их жизнь.
Конечно, как и от любого другого жизненного сценария, избавиться от СОЖ достаточно тяжело, поэтому встает вопрос: «Как предотвратить его появление?». В связи с этим важно выделить возможные причины, приводящие к формированию синдрома отложенной жизни. Основными считаются демографические, социально-экономические, религиозные, геоклиматические. Помимо этого, многие исследователи, в том числе и В. П. Серкин, отмечают влияние семьи на формирование сценария отложенной жизни у детей.
Впервые о жизненном сценарии заговорил Э. Берн, объяснив этот феномен как «жизненный план, основанный на детских иллюзиях и родительском
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
«программировании» (Берн, 2014, с. 30). Как утверждает М. В. Скочилова (2019), основной для формирования сценарного поведения является образ жизни родителей, воспитание, которые оказывают наибольшее влияние в период с двух до пяти лет. Ж. М. Глозман и Л. М. Винникова (2012) заявляют, что дет-ско-родительские отношения являются фактором личностного благополучия ребенка. Некоторые установки родителей, в особенности негативные, ведут к низкому настроению ребенка, отсутствию мотивации, вызывают уход в себя или появление нереалистичных желаний. Последнее может стать основой для формирования СОЖ. Таким образом, мы можем предположить, что родители, которые ставят перед своими детьми завышенные цели, могут создать предпосылки для формирования у детей синдрома отложенной жизни. Такие дети привыкают ставить себе призрачные цели, достижение которых маловероятно, но очень привлекательно, ведь после их достижения можно начать получать удовлетворение других потребностей, например, любовь родителя. Также дети, выросшие в семьях с завышенными ожиданиями, могут выстраивать свой жизненной сценарий, как уже было сказано, ради достижения навязанных извне целей.
Целью исследования является изучение влияния фактора завышенных ожиданий семьи на формирование синдрома отложенной жизни. Гипотеза исследования: завышенные ожидания семьи имеют положительную связь с наличием синдрома отложенной жизни и могут привести к его формированию
Методы
В качестве эмпирического объекта исследования выступали 100 человек трудоспособного населения от 18 до 65 лет без разделения их на группы. Данный отбор был сделан исходя из представлений о данной группе, как о выборке лиц, сформировавших жизненные ценности, цели, способных оценивать собственные действия и влияние на них общественного мнения. Сбор всех ответов проходил с помощью использования Google Forms.
Для проверки гипотезы нами были использованы следующие методы: анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме исследования; в качестве эмпирических методов использовались анкетирование, тестирование, методы качественной и количественной обработки данных, анализ и интерпретация полученных результатов. Составлен авторский опросник, направленный на выявление у респондентов синдрома отложенной жизни, отдельно выдвинуты вопросы, помогающие понять, были ли у родителей респондентов завышенные ожидания в отношении них. Надежность полученных данных обеспечивается достаточным объемом эмпирической выборки, а также благодаря методам математической статистики, использованным с целью выявления вероятностной связи показателей: корреляционный
PSYCHOLOGY OF PERSONALITY
анализ с применением коэффициента Спирмена. Для обработки данных были использованы стандартные компьютерные программы статистического анализа данных: SPSS Statistica.
Результаты
В результате проведения исследования были выявлены следующие показатели.
Средняя сумма баллов среди респондентов по методике тестирования синдрома отложенной жизни равна 49,93. Данный результат более 38 баллов говорит о существовании тенденции к развитию синдрома отложенной жизни среди группы опрошенных. При этом 90 % процентов опрошенных имеют СОЖ, что представлено на рис. 1.
■ наличие СОЖ ■ отсутствие СОЖ
Рисунок 1. Процент респондентов с СОЖ и без него
Далее перейдем к рассмотрению результатов респондентов с выявленным синдромом отложенной жизни.
При рассмотрении вопросов 2 (мне кажется, что мои родители хотели, чтобы я был на уровне с другими детьми или лучше них), 6 (в детстве мне нужно было заслужить вознаграждение. Например, чтобы родители купили мне велосипед я должен был закончить четверть на отлично), 17 (я думаю, что без влияния близких людей моя жизнь сложилась бы иначе.), направленных на выявление такого фактора формирования СОЖ как влияние семьи, были выявлены следующие средние баллы, представленные в таблице 1.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Таблица 1. Средние баллы по вопросам, связанным с семьей.
Вопрос Средний балл
2 3,4
6 2,9
17 4
По средним баллам можно заметить, что по двум вопросам из трех в группе есть тенденция к проявлению влияния семьи на жизнь респондента.
При этом на вопрос два 50 % респондентов дали ответ согласен или полностью согласен, 21 % сомневается в ответе, 29 % не согласны с утверждением. Данные представлены на рис. 2.
Рисунок 2. Процентное соотношение ответов на вопрос 2.
На вопрос 6 нами был получен противоположный результат. 42 % испытуемых не согласны с утверждением, 21 % сомневается в ответе, 37 % согласны с утверждением, что представлено в рис. 3.
PSYCHOLOGY OF PERSONALITY
Рисунок 3. Процентное соотношение ответов на вопрос 6.
На вопрос семнадцать 72 % респондентов дали ответ «согласен», 14 % сомневались в ответе и 14 % не заметили проявления этого явления в своей жизни. Данные представлены в рис. 4.
■ согласны ■ сомневаются Вне согласны
Г
14% 1
Рисунок 4. Процентное соотношение ответов на вопрос 17.
Далее был произведен более тщательный анализ ответов испытуемых. испытуемый может дать следующие ответы:
1. Полностью не согласен
2. Частично не согласен
3. Затрудняюсь ответить
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
4. Частично согласен
5. Полностью согласен
Если испытуемый в 2-ух из 3-ёх вопросах, относящихся к одному фактору, дает ответ согласен (4,5), значит фактор оказывает на него влияние. Если испытуемый в 2-ух из 3-ёх вопросах, относящихся к одному фактору, дает ответ не согласен или затрудняюсь ответить, то говорить о влиянии этого фактора мы не можем.
В результате было выявлено, что 48 респондентов отметили на себе влияние завышенных ожиданий семьи, что соответствует 53 %.
Для обнаружения связей между исследуемыми параметрами был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена (непараметрический метод). В результате были получены значимые корреляции, представление в таблице 2.
Таблица 2. Результаты корреляционного анализа.
Корреляция Уровень Сила связи Описание
значимости
статистически
Баллы СОЖ
значимая слабая
& Ожидания ,262* Р < 0,05
положительная
семьи
связь
В результате корреляционного анализа данных между баллами, полученными по опроснику, направленному на выявление синдрома отложенной жизни, и баллами, характеризующими наличие завышенных ожиданий в семье обнаружена статистически значимая слабая положительная связь. Таким образом, можно сделать вывод, что взаимосвязь между появлением синдрома отложенной жизни и особенностями детско-родительских отношений все же существует. В семьях, где родители ставят зачастую слишком высокие цели, ребенок может закрепить сценарий отложенной жизни и соответствующий ему невроз. В дальнейшем это может проявиться в том, что уже выросший ребенок продолжит ставить пред собой трудно достижимые задачи, откладывая настоящую жизнь на потом ради их достижения, вполне возможно, в целях самоутверждения.
PSYCHOLOGY OF PERSONALITY
Обсуждение результатов
Как утверждают В. И. Вус и В. А. Вихровская (2014) развитие личности на ранних этапах во многом связано с психологическими ожиданиями родителей. Широко используемый термин «завышенные родительские ожидания» относится к процессу установления родителями ожиданий в отношении своего ребенка, которые явно выходят за рамки возможностей ребенка (Twentyman, Plotkin, 1982). Когда высокие родительские ожидания не могут быть оправданы, родители могут критически реагировать на неудачи своих детей, что, в свою очередь, может вызвать стресс (Ma, Siu, Shing Tse, 2018). Поскольку, как утверждает И. А. Мизинова (2013), появление жизненного сценария, в частности сценария отложенной жизни, связано с моделирование и интеграцией полученных ребенком норм, в будущем ребенок, привыкший к наличию в его жизни труднодостижимых целей, будет продолжать ставить себе такие и во взрослом возрасте. Подобное может привести к формированию синдрома отложенной жизни, ведь уже взрослый человек, будет строить модель поведения подобную той, что была в детстве: надеяться получить удовлетворения многих потребностей после достижения глобальной цели вместо того, чтобы удовлетворять их в актуальный момент.
Дети, которые подвергаются неприятному обращению со стороны своих родителей, например, завышенным ожиданиям, будут иметь негативную самооценку из-за чего появляется негативная я-концепция. Подобное может привести к низкому качеству самонастройки, сомнениям в себе, страху пробовать и не осмеливаться принимать решения (Rohmalimna, Yeau, Sie, 2022). Подобное также характерно для проявления синдрома отложенной жизни.
Т. А. Шарапова и Р. А. Кутбиддинова (2018) высказывают следующие утверждения: методы воспитания, связанные с усиленным контролем ребенка и высокими требованиями, приводят к росту тревожности, страху не соответствовать представлениям родителей. Подобное может привести к формированию любого вида невроза, в частности и к неврозу отложенной жизни. Происходит это в том случае, если ребенок начнет оставлять свои потребности ради стремления быть хорошим в глазах родителей, а для этого придется удовлетворять их завышенные требования, что в последующем может закрепиться и более взрослом возрасте. Такой человек продолжит откладывать свою жизнь ради стремления доказать родителям свою значимость.
Еще одним немало важным фактом является то, что многие родители, ставя перед ребенком труднодостижимые задачи, используют метод поощрения, не думая о том, как это делать психологически грамотно. Чтобы использовать метод стимулирования не во вред ребенку необходимо создавать условия, при которых ребенок будет замотивирован благодаря внутренним побудителям, а не ожидаемой награде (Шевенько, 2013). Зачастую в качестве поощрения
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
родители избирают важные для ребенка желания, которые будут исполнены после определенного момента, а именно удовлетворения потребностей родителя. Данное явление похоже на проигрывание сценария отложенной жизни, особенно если желания ребенка в итоге так и не исполняются. Типичными примерами такого метода воспитания может быть обещания купить ребенку что-то (игрушку, велосипед, собаку) после успешного окончания учебы, впоследствии находится много причин, почему это сделать невозможно.
Заключение
В результате проведенного исследования гипотеза, заключающаяся в том, что завышенные требования семьи имеют связь с наличием синдрома отложенной жизни и могут привести к его формированию была подтверждена при помощи количественного и статистического анализа результатов заполнения респондентами авторского опросника.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Литература
Берн, Э. (2014). Люди, которые играют в игры. Психология человеческой
судьбы. Москва: Эксмо. Виндекер, О. С., Сморкалова Т. Л., Лебедев С. Ю. (2016). Психологические корреляты прокрастинации и сценарий отложенной жизни. Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры, 150(2), 98 -108. Вус, В.И., Вихровская, В.А. (2014). Родительские ожидания, как конструкт учебно-воспитательного процесса. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 7-2, 140-142. Глозман, Ж.М., Винникова, Л.М. (2012). Детско-родительские отношения как фактор личностного и социального благополучия ребенка. Современное дошкольное образование. Теория и практика, 2, 52-57. Горошко, В. Г., Шубина О. В. (2017). Синдром отложенной жизни: актуальное состояние проблемы. В: И.Б. Шуванова, Ю.Э. Макаревской, И.Г. Макаревской (ред.) Дружининские чтения. Сборник материалов XVI Всероссийской научно-практической конференции, Сочи, 26-27 мая 2017 года (с. 113-115). Сочи: Сочинский государственный университет. Лапшов, А. Ю. (2014). Феномен отложенной жизни - как жизненный сценарий личности в современном обществе. В: XXXI Крашенинниковские чтения. Материалы XXXI Крашенинниковских чтений (с. 237-243). Петропавловск-Камчатский: Министерство культуры Камчатского края, Камчатская краевая научная библиотека им. С. П. Крашенинникова.
PSYCHOLOGY OF PERSONALITY
Мизинова, И. А. (2013). Жизненный сценарий личности: основные подходы к рассмотрению. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика, 13(4-1), 59-64.
Петросьян, С. Н., Рябикина, З. И. (2016). Современные подходы к проблеме жизненного сценария личности как социально-психологического феномена. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 3(183), 123-135.
Семенова, В. (2018). Беседы с психологом. Подсказки на каждый день. Екатеринбург: Издательские решения.
Серкин, В. П. (2001). Невроз отложенной жизни (НОЖ) и северный невроз. В: В. П. Серкин (ред.). Ученые записки кафедры психологии СМУ. Вып. 1. (с. 113-118). Магадан: Кордис.
Серкин, В. П. (2012). Социально-психологические причины миграции населения Северо-Востока России. В: А. А. Бучек, Ю. Неяскина, М. Фризен (ред.); А. Серый, М. Яницкий (науч. ред). Личность в экстремальных условиях (с. 161-177). Петропавловск-Камчатский: Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга.
Скочилова, М. В. (2019). Роль детско-родительских отношений в формировании жизненного сценария детей. Наука глазами молодежи: проблемы и перспективы: Сборник научных статей, 195-199.
Шарапова, Т. А., Кутбиддинова, Р. А. (2018). Влияние родительского отношения на проявление психического напряжения и невротических тенденций у детей младшего школьного возраста. Universum: психология и образование, 54(12), 1-3.
Шевенько, Г. А. (2013). Использование методов поощрения и наказания в учебно-воспитательном процессе. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 34, 53-57.
Cole, S.N., &. Berntsen, D. (2016). Do future thoughts reflect personal goals? Current concerns and mental time travel into the past and future. The Quarterly Journal of Experimental Psychology, 69(2), 273-284. https://doi.org/10.108 0/17470218.2015.1044542
Lehner, E. & D'Argembeau, A. (2016). The role of personal goals in autonoetic experience when imagining future events. Consciousness and Cognition, 42, 267-276. https://doi.org/10.1016/j.concog.2016.04.002
Ma, Y., & Siu, A., & Shing Tse, W. (2018). The Role of High Parental Expectations in Adolescents' Academic Performance and Depression in Hong Kong. Journal of Family Issues, 39, 250-2522. https://doi.org/10.1177/0192513X18755194
Rohmalimna, A., & Yeau, E., & Sie, P. (2022). The Role of Parental Parenting in the Formation of the Child's SelfConcept. World Psychology, 1(2), 36-45. https:// doi.org/10.55849/wp.v1i2.99
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Twentyman, C. T., & Plotkin, R. C. (1982). Unrealistic expectations of parents who maltreat their children: An educational deficit that pertains to child development. Journal of Clinical Psychology, 38, 497-503. https://doi. org/10.1002/1097-4679(198207)38:3<497::AID-JCLP2270380306>3.0.CO;2-X
References
Bern, E. (2014). People who play games. Psychology of human destiny. Moscow: Eksmo.
Cole, S. N., &. Berntsen, D. (2016). Do future thoughts reflect personal goals? Current concerns and mental time travel into the past and future. The Quarterly Journal of Experimental Psychology, 69 (2), 273-284. https://doi.org/10.108 0/17470218.2015.1044542
Glozman, J.M., Vinnikova, L.M. (2012). Child-parent relations as a factor of a child's personal and social well-being. Modern preschool education. Theory and Practice, 2, 52-57.
Goroshko, V. G., Shubina O. V. (2017). Delayed life syndrome: the current state of the problem. In: I.B. Shuvanova, Yu.E. Makarevskaya, I.G. Makarevskaya (ed.) Druzhinin readings. Collection of materials of the XVI All-Russian Scientific and Practical Conference, Sochi, May 26-27, 2017 (pp. 113-115). Sochi: Sochi State University.
Lapshov, A. Yu. (2014). The phenomenon of deferred life - as a life scenario of a person in modern society. In: about XXXI Krasheninnikov readings. Materials of the XXXI Krasheninnikov readings (pp. 237-243). Petropavlovsk-Kamchatsky: Ministry of Culture of the Kamchatka Territory, Kamchatka Regional Scientific Library named after S. P. Krasheninnikov.
Lehner, E. & D'Argembeau, A. (2016). The role of personal goals in autonoetic experience when imagining future events. Consciousness and Cognition, 42, 267-276. https://doi.org/10.1016/koncog.2016.04.002
Ma, Y., & Siu, A., & Shing Tse, W. (2018). The Role of High Parental Expectations in Adolescents' Academic Performance and Depression in Hong Kong. Journal of Family Issues, 39, 2505-2522. doi: https://doi.org/10.1177/0192513X18755194
Mizinova, I. A. (2013). The life scenario of a person: the main approaches to consideration. News of Saratov University. A new series. Philosophy series. Psychology. Pedagogy, 13(4-1), 59-64.
Petrosyan, S. N., Ryabikina, Z. I. (2016). Modern approaches to the problem of a person's life scenario as a socio-psychological phenomenon. Bulletin of the Adygea State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, 3(183), 123-135.
Rohmalimna, A., & Yeau, E., & Sie, P. (2022). The Role of Parental Parenting in the Formation of the Child's SelfConcept. World Psychology, 1(2), 36-45. https:// doi.org/10.55849/wp.v1i2.99
PSYCHOLOGY OF PERSONALITY
Semenova, V. (2018). Conversations with a psychologist. Tips for every day. Yekaterinburg: Publishing solutions.
Serkin, V. P. (2001). Neurosis of delayed life (KNIFE) and northern neurosis. In: V. P. Serkin (ed.). Scientific notes of the Department of Psychology of SMU. Issue 1. (pp. 113-118). Magadan: Qordis.
Serkin, V. P. (2012). Socio-psychological causes of migration of the population of the North-East of Russia. In: A. A. Buchek, Yu. Neyaskina, M. Friesen (ed.); A. Gray, M. Yanitsky (scientific ed.). Personality in extreme conditions (pp. 161-177). Petropavlovsk-Kamchatsky: Kamchatka State University named after Vitus Bering.
Sharapova, T. A., Kutbiddinova, R. A. (2018). The influence of parental attitude on the manifestation of mental stress and neurotic tendencies in primary school children. The Universe: psychology and education, 12 (54), 1-3.
Shevenko, G. A. (2013). The use of methods of encouragement and punishment in the educational process. Psychology and Pedagogy: methodology and problems of practical application, 34, 53-57.
Skochilova, M. V. (2019). The role of child-parent relations in the formation of the children's life scenario. Science through the eyes of youth: Problems and prospects: Collection of scientific articles, 195-199.
Twentyman, C. T., & Plotkin, R. C. (1982). Unrealistic expectations of parents who maltreat their children: An educational deficit that pertains to child development. Journal of Clinical Psychology, 38, 497-503. https://doi. org/10.1002/1 Q97-4679(198207)38:3<497"AID-JCLP2270380306>3.Q.CO;2-X
Vus, V.I., Vikhrovskaya, V.A. (2014). Parental expectations as a construct of the educational process. Actual problems of Humanities and Natural Sciences, 7-2, 140-142.
Windecker, O. S., Smorkalova T. L., Lebedev S. Yu. (2016). Psychological correlates of procrastination and the delayed life scenario. Proceedings of the Ural Federal University. Series 1: Problems of Education, Science and Culture, 150(2), 98-108.