Научная статья на тему 'Связь родительских ожиданий и социально-психологической адаптации одаренных школьников'

Связь родительских ожиданий и социально-психологической адаптации одаренных школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
286
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
родительские ожидания / социально-психологическая адаптация / одаренные школьники / достижения / семья / перфекционизм / эмоциональные проблемы / parental expectations / socio-psychological adaptation / gifted students / achievements / family / perfectionism / emotional problems.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щебланова Елена Игоревна

В статье анализируется проблема влияния семьи и высоких родительских ожиданий на успешность социально-психологической адаптации одаренных школьников. Представлены данные исследования связи субъективных оценок родительских ожиданий с характеристиками и проблемами адаптации у 132-х учащихся VIII–IX классов гимназии. Показана положительная связь повышения уровня родительских ожиданий с характеристиками дезадаптации и восприятием учащимися своих личностных проблем. Выявлено влияние завышенных родительских ожиданий на субъективные оценки учащимися их проблем, связанных с перфекционизмом и эмоциональной сверхчувствительностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Щебланова Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP BETWEEN PARENTAL EXPECTATIONS AND SOCIALPSYCHOLOGICAL ADAPTATION AMONG GIFTED SCHOOLCHILDREN

The influence of the family and high parental expectations to the social-psychological adaptation among the gifted schoolchildren is analyzed. The research data on the relationship between subjective assessments of parental expectations and the characteristics and problems of adaptation in 132 students in grades VIII-IX of the gymnasium are presented. The positive relations between the increasing parental expectations and the characteristics of maladaptation, as well the students’ perception of their personal problems are shown. The influence of high parental expectations to subjective students assessments of their problems associated with perfectionism and emotional overexcitability is revealed

Текст научной работы на тему «Связь родительских ожиданий и социально-психологической адаптации одаренных школьников»

СВЯЗЬ РОДИТЕЛЬСКИХ ОЖИДАНИЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Щебланова Елена Игоревна (Москва, Россия), доктор психологических наук, заведующая лабораторией, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье анализируется проблема влияния семьи и высоких родительских ожиданий на успешность социально-психологической адаптации одаренных школьников. Представлены данные исследования связи субъективных оценок родительских ожиданий с характеристиками и проблемами адаптации у 132-х учащихся VIII—IX классов гимназии. Показана положительная связь повышения уровня родительских ожиданий с характеристиками дезадаптации и восприятием учащимися своих личностных проблем. Выявлено влияние завышенных родительских ожиданий на субъективные оценки учащимися их проблем, связанных с перфекционизмом и эмоциональной сверхчувствительностью.

Ключевые слова: родительские ожидания, социально-психологическая адаптация, одаренные школьники, достижения, семья, перфекционизм, эмоциональные проблемы.

RELATIONSHIP BETWEEN PARENTAL EXPECTATIONS AND SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION AMONG GIFTED SCHOOLCHILDREN

Shcheblanova Elena Igorevna (Moscow, Russia), Doctor of Psychology, Head of laboratory, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: [email protected]

Abstract. The influence of the family and high parental expectations to the social-psychological adaptation among the gifted schoolchildren is analyzed. The research data on the relationship between subjective assessments of parental expectations and the characteristics and problems of adaptation in 132 students in grades VIII-IX of the gymnasium are presented. The positive relations between the increasing parental expectations and the characteristics of maladaptation, as well the students' perception of their personal problems are shown. The influence of high parental expectations to subjective students assessments of their problems associated with perfectionism and emotional overexcitability is revealed.

Keywords: parental expectations, socio-psychological adaptation, gifted students, achievements, family, perfectionism, emotional problems.

Семейное окружение оказывает наиболее раннее, очень глубокое и часто самое важное влияние на развитие всех детей, на формирование их убеждений, ценностей, возможностей и достижений. Влияние семьи и в первую очередь родителей может служить определяющим фактором развития одаренного ребенка, его исключительных способностей и талантов, содействуя или препятствуя их реализации в высоких достижениях и творческих успехах. Однако многие знаменитые люди достигли выдающихся результатов, несмотря на неблагоприятные и даже тяжелые семейные обстоятельства или, напротив, подававшие большие надежды и выросшие в любящих и поддерживающих семьях люди не смогли раскрыть свой потенциал [2]. Такие разные судьбы определяются множеством причин, влияние которых многозначно и часто остается неизвестным. Тем не менее в исследованиях выявлены некоторые причины, связанные с психологическими аспектами функционирования семьи и межпоколенческими взаимодействиями, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие одаренного ребенка в зависимости от его личностных особенностей [4, 5]. По мере развития ребенка возрастает влияние внесемейных факторов, но роль старшего поколения в успешности социально-психологической адаптации детей к внешнему окружению остается высоко значимой, по крайней мере, в школьные годы.

По данным исследований большинство одаренных и талантливых детей не менее, а нередко и более успешно адаптируются к школьным условиям. Тем не менее некоторые их

психологические особенности, такие как нестандартность мышления, перфекционизм, способность к сверхвозбуждению, требовательность к себе и другим, могут провоцировать серьезные межличностные и эмоциональные проблемы в школе [3, 6]. В проблемы ребенка неизбежно в той или иной мере вовлекаются старшие члены семьи, которые, с одной стороны, способны оказать огромную поддержку ребенку в преодолении этих трудностей, но, с другой стороны, могут невольно усугубить ситуацию.

Родительская поддержка необходима всем детям для успешного вхождения в школьную жизнь и учение, однако, когда родители переоценивают их возможности и ожидают от них немедленных выдающихся достижений, это часто вызывает стресс и оказывает нежелательное воздействие. Влияние родительских ожиданий на академические достижения и психологическое благополучие школьников сравнительно хорошо изучено, и результаты показывают, что чрезмерные требования и контроль, как и вседозволенность, могут вредить академической успешности и провоцировать социально-психологические проблемы [5]. Это влияние имеет сложный характер и взаимодействует с личностными характеристиками детей, но в отношении одаренных учащихся это влияние исследовано недостаточно [4].

В связи со сказанным данное исследование было направлено на выявление взаимосвязей проблем, зависящих от завышенных родительских ожиданий, с другими характеристиками социально-психологической адаптации интеллектуально одаренных учащихся УШ—1Х классов гимназии (по данным их самоотчетов). Участниками были 132 человека (56 мальчиков и 77 девочек). Все учащиеся были приняты в гимназию на конкурсной основе, имели показатели теста структуры интеллекта Амтхауера выше среднего для данного возраста. Методом диагностики социально-психологической адаптации служила Шкала СПА К. Роджерса и Р. Даймонда с шестью субшкалами: приятие — неприятие себя, приятие — неприятие других, эмоциональный комфорт — дискомфорт, ожидание внутреннего — внешнего контроля, стремление к доминированию — ведомость, эскапизм или уход от проблем (в адаптации А.К. Осницкого [1]).

Субъективные оценки учащихся их проблем адаптации определялись с помощью анкеты, включающей 24 высказывания (по четыре на каждую из шести проблем): завышенные ожидания родителей, перфекционизм, эмоциональная сверхвозбудимость, многосторонность способностей и интересов, недостаточный уровень сложности учебной программы, трудности в межличностных отношениях (анкета адаптирована автором).

К родительским ожиданиям относились высказывания об особых требованиях родителей к учащимся, касающиеся все более высоких достижений по сравнению с уже имеющимися и по сравнению с другими членами семьи и сверстниками, как в школе, так и на внешкольных соревнованиях. Выраженность всех проблем оценивалась самими учащимися по пятибалльной шкале в диапазоне от «это не относится ко мне» до «это точно обо мне». Результаты обрабатывались с помощью ^критерия, корреляционного, факторного и дисперсионного анализа.

Данные сравнительного анализа показателей учащихся разного возраста и пола не обнаружили статистически значимых различий в исследованных параметрах. Обнаружены следующие статистически значимые различия между выраженностью разных проблем. Самые высокие оценки учащихся получили проблемы, связанные с перфекционизмом, многосторонностью способностей и родительскими ожиданиями (М=13,3, 13,1 и 12,9 баллов соответственно), которые статистически значимо превосходили остальные проблемы. Следует заметить, что 25 % участников дали максимально возможные оценки завышенным родительским ожиданиям. Несколько ниже были оценки эмоциональной сверхвозбудимости (12,3 балла), которые в свою очередь превышали оценки неудовлетворенности программой (9,3 балла) и межличностных трудностей (7,1 балла).

С помощью корреляционного анализа были выявлены значимые корреляции между оценками родительских ожиданий и собственного перфекционизма (г=0,45), эмоциональной сверхвозбудимости (г=0,33), недостаточной сложности учебной программы (г=0,26) и многосторонности способностей (г=0,23). Кроме того, оценки родительских ожиданий слабо, но значимо положительно коррелировали с такими показателями социально-психологической дезадаптации, как стремление к доминированию (г=0,25), неприятие других (г=0,24), ожидание внешнего контроля (г=0,21) и эскапизм (г=0,25). Однако аналогичные корреляции с интегральными показателями адаптированности и дезадаптированности не достигали уровня статистической значимости.

Факторный анализ матрицы корреляции субъективных оценок проблем с помощью вращения Уапшах выявил три фактора, объясняющих 67,8 % дисперсии: в первый фактор (29,5 %) со значимыми весами вошли оценки родительских ожиданий, перфекционизма и эмоциональной сверхвозбудимости; во второй фактор (21,2 %) — оценки межличностных отношений и недовольства учебной программой; в третий фактор (17,1 %) — проблемы многосторонности способностей.

Для выяснения влияния фактора родительских ожиданий на другие проблемы адаптации проводился множественный дисперсионный анализ (MANOVA), в котором независимыми переменными служили три уровня субъективных оценок этого фактора: низкий, средний и высокий, а зависимыми переменными — субъективные оценки других проблем. Результаты показали статистически значимое положительное влияние фактора родительских ожиданий на субъективные оценки проблем, связанных с перфекционизмом и эмоциональной сверхчувствительностью, а также на суммарную оценку всех проблем. Дополнительные тесты межгрупповых сравнений (по Бонферрони) продемонстрировали высоко значимую максимальную выраженность этих проблем у учащихся, оценивающих родительские ожидания как сильно завышенные.

Психологические исследования демонстрируют, что многие родители интеллектуально одаренных детей ставят их академические достижения на первое место по значимости, даже несмотря на то, что высокий уровень этих достижений требует от детей значительных физических и психических затрат, усердного труда и дисциплины [2, 4, 5]. Родители, как правило, содействуют этим достижениям, предоставляют необходимые материалы и условия для учебы, поощряют самостоятельную работу в области одаренности, ограничивают развлечения, активно используют все возможности для развития талантов в школе и за ее пределами. Конечно, родители стремятся согласовывать свои действия с потребностями и возможностями ребенка, однако между родительской поддержкой и чрезмерным давлением существует тонкая грань; некоторые исследования доказывают, что чрезмерные ожидания родителей и их слишком тщательный мониторинг отрицательно связаны с успешностью одаренных учащихся. Так, например, семьи способных, но неуспешных детей часто характеризуются как дисфункциональные с чрезмерно снисходительными или, напротив, требовательными родителями, а также с противоречивым стилем воспитания [6]. Полученные в нашем исследовании данные важны для оказания консультативной помощи родителям одаренных детей и подростков в их поиске оптимальных путей содействия развитию талантов.

Литература

1. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004. № 1. С. 43-56.

2. Чиксентмихайи М. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений. - М.: Картера Пресс, 2013.

3. Щебланова Е.И. Психологические особенности школьной адаптации интеллектуально одаренных подростков // Вопросы психологии. 2017. № 3. С. 16-27.

4. Olszewski-Kubilius P. The role ofthe family in talent development // S.I. Pfeiffer (Ed.). Handbook of giftedness in children. — New York: Springer, 2018. — P. 129-147.

5. Pinquart M. Associations of parenting dimensions and styles with externalizing problems of children and adolescents: An updated meta-analysis // Developmental psychology. 2017. Vol. 53, N 5. P. 873—932.

6. The social and emotional development of gifted children: What do we know? / M. Neihart, S. Pfeiffer, T.L. Cross (Eds). — Waco: Prufrock Press, 2016.

СТИЛИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЭВОЛЮЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В СИСТЕМАХ «СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТ»

И «СУБЪЕКТ-ГРУППА»1

Толочек Владимир Алексеевич (Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт психологии РАН. E-mail: [email protected]

Вильчес-Ногерол Вероника Валерьевна (Москва, Россия), аспирант Научно-исследовательского института технической эстетики Российского технологического университета. E-mail: [email protected].

Машкова Анна Сергеевна (Москва, Россия), аспирант, Институт психологии РАН. E-mail: [email protected]

Аннотация. В контексте системного личностно-развивающего подхода, разрабатываемого Л.М. Митиной, обсуждаются особенности стилей делового общения (СДО) субъектов (менеджеров, медицинских сестер), эффекты и психологические механизмы взаимных детерминаций условий среды современных организаций, формируемых в ней типовых стилей сотрудников, следствия их взаимодействия. Обсуждаются связи особенностей СДО сотрудников, их карьеры, текучести персонала, динамики стадий эволюции среды (жизненных циклов организации).

Ключевые слова: субъекты, сотрудники, условия, среда организации, стили делового общения, связи, становление, динамика, эволюция.

STYLES OF BUSINESS COMMUNICATION AS PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF EVOLUTION OF INTERACTIONS IN SYSTEMS "SUBJECT-SUBJECT" AND "SUBJECT-GROUP"

Tolochek Vladimir Alekseevich (Moscow, Russia), Doctor of Psychology, Professor, Leading Researcher, Institute of Psychology RAS. E-mail: [email protected]

Vilches-Nogerol Veronika Valeryevna (Moscow, Russia), graduate student of the Scientific Research Institute of Technical Aesthetics of the Russian Technological University. E-mail: [email protected].

Mashkova Anna Sergeevna (Moscow, Russia), graduate student of the Institute of Psychology RAS. E-mail: [email protected]

Abstract. In the context of the system of personality-developing approach developed by L.M. Mitina, the features of business communication styles (SDS) of subjects (managers, nurses), effects and psychological mechanisms of mutual determination of the environmental conditions of modern organizations, the typical styles of employees formed in it, are discussed their interactions. Relationships between the characteristics of the DLS of employees, their career, staff turnover, the dynamics of the stages of the evolution of the environment (organization life cycles) are discussed.

Keywords: subjects, employees, conditions, organizational environment, styles of business communication, communication, formation, dynamics, evolution.

1 Исследование выполнено в рамках Государственного задания Министерства науки и высшего образования РФ, тема № 0159-2018-0001 «Психологические проблемы профессионального менталитета в условиях организационных и технологических инноваций».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.