Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
УДК 159.962
DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -304-306
КАРМАНОВА Марина Валерьевна, магистрант кафедры дефектологии и специальной психологии
ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СУГГЕСТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СКАЗОК НА СЦЕНАРИЙ ЖИЗНИ РЕБЕНКА
В данном исследовании рассматриваются: методы и инструментарий суггестивного воздействия на человека, отдельные аспекты формирования сценариев жизни у детей. Автором выдвинута гипотеза о суггестивном механизме как ключевом элементе в решении проблемы эффективной коррекции личности ребенка в условиях формирования у него родителями неблагоприятного сценария жизни. В работе сформулировано определение механизма внушающего воздействия фольклорного произведения на личность ребенка, выявлены и описаны основные суггестивные факторы влияния сюжетов сказки на развитие его жизненного сценария. В исследовании рассмотрены психологический и лингвистический аспекты суггестивного воздействия сказок. Особенности модальности, семантических и коммуникативных признаков текста фольклорного произведения разобраны на примере субсценария - заговора. Сделаны выводы о ведущей роли в суггестивном воздействии на детское восприятие родительской оценки фольклорного произведения. Отмечена приоритетная значимость этого фактора при формировании личности, установок и жизненного сценария ребенка. Автором на основании анализа роли психологолингвистических суггестивных средств сказок в процессе развития личности ребенка сделаны выводы о значении развития коррекционной педагогики в дошкольных учреждениях и просвещении родителей детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: суггестия, психология, внушение, сценарий, модальность, коммуникативная стратегия, волеизъявление, суггестопедагогика.
KARMANOVA Marina Valerievna,
master of science candidate, department of defectology
and special psychology,
THE PSYCHO-LINGUISTIC ASPECT OF FAIRY TAILS’ SUGGESTIVE INFLUENCE ON THE CHILD’S LIFE SCENARIO
The study considers methods and instruments of suggestive influence on a person and some aspects of children’s life scenario development. The author puts forward the hypothesis about suggestive mechanism as a key element in addressing the effective correction of the child's personality under the conditions of parental negative life scenario formation. The article formulates the definition of the mechanism of suggestive influence of folklore on the child’s personality, describes psychological and linguistic aspects of fairy tails’ suggestive effect. In terms of linguistic aspect, modality, semantic and communicative features of the text are described on the example of subscenario - the magic plot. It is concluded that the leading role in suggestive influence on children's perception belongs to the parental assessment of the folklore. This factor is accepted as a key one for the process of child’s personality development. Based on the analysis of the role of psycho-linguistic suggestive influence of fairy tales on the development of children, the author emphasizes that the better effect can be achieved if scientific methods of personal development correction are cultivated and expanded in preschool institutions and children’s parents are better educated.
Key words: suggestion, psychology, scenario, modalities, communicative strategy, declaration of will, suggest-pedagogy.
В современной психотерапии и психологии широко применяются методы суггестивного воздействия. К наиболее распространенным психотерапевтическим суггестивным техникам относятся: гипнотерапия (например, гипнотическая техника М. Эриксона), методы аутогенной тренировки Д. Шульца, метод словесно-образного эмоционально-волевого управления состоянием Г.Н. Сытина и прочие. Существует также множество психологических и парапсихологических (не признаваемых академическим сообществом в силу отсутствия достаточной научнометодологической базы и достоверных экспериментальных подтверждений) направлений, таких как нейролингвистическое программирование, основным принципом которых является внушающее воздействие. Механика такого воздействия на человека является объектом данного исследования и представляет огромный интерес для личностно-коррекционной работы с детьми разного возраста. Гипотеза автора заключается в том, что именно суггестивный механизм является ключевым элементом в решении проблемы эффективной коррекции личности ребенка и изменения вектора его развития как в процессе, так и после завершения этапа формирования неблагоприятного жизненного сценария родителями [3].
Согласно теории сценариев [3], важным источником внушающего воздействия для ребенка являются сюжеты фольклорных произведений, например сказок, предлагаемых ему родителями. Из этих сюжетов в соответствии с родительскими директивами ребенку впоследствии предстоит скомпоновать свой сценарий и неосознанно использовать его на протяжении всей жизни, фактически предопределив личностное развитие, а вместе с ним и свою судьбу [6].
Следует подчеркнуть, что воздействие сюжета конкретной сказки на сценарий ребенка обусловлено одновременным влиянием сразу нескольких суггестивных факторов, к которым следует относить: сценарий сюжета как таковой; родительские интерпретации сюжета (пояснения, выделения, интонации); авторский стиль (расставленные писателем акценты, детали, уточнения); субсценарии.
- 304 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________
Таким образом, механизм внушающего воздействия на ребенка обыкновенной сказки, предлагаемой его родителями, представляет собой сумму степеней влияния всех этих факторов (автор предполагает, что в процессе такого комплексного воздействия также имеет место синергетический эффект, но его действие будет рассмотрено в отдельной работе). Дадим описанному явлению определение. Итак, механизм внушающего воздействия фольклорного произведения на личность ребенка - это совокупность психологических и лингвистических факторов, оказывающих сильное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка и формирующих его первичный жизненный сценарий, а также (с точки зрения психоаналитической теории З. Фрейда) комплекс устойчивых бессознательных реакций, закрепляющихся на всю последующую жизнь человека, определяя направление и устанавливая ограничения на развитие его личности.
Психологический аспект наиболее полно раскрыт в работах Эрика Берна. В них он формулирует и на примерах демонстрирует возможность извлечения из всем известных фольклорных произведений глубокой архаичной подоплеки. На примере сказок «Красная шапочка» и «Золушка» Э. Берн подробно разбирает значение родительских предписаний и разрешений в формировании сценария ребенка. Эту теорию и правильность раскрытия ученым содержания психологического фактора в механизме внушающего воздействия фольклорного произведения, предложенного ребенку родителями, в данной работе мы принимаем за основу.
Лингвистический аспект суггестивного воздействия в фольклорных произведениях рассмотрим на примере субсценарного элемента сюжета - заговора, который очень часто встречается в сказках разных народов мира. Такой элемент является сюжетом в сюжете, создавая структуру из нескольких уровней сценариев. Анализируя модальность, семантические и коммуникативные признаки заговоров, выявляем несколько важных особенностей, присущих и характерных также и многим целостным сюжетам фольклорных произведений. Например, общая модальность волеизъявления в заговоре выражается в просьбе-пожелании [2]. То есть имеет место недирективное воздействие. Следует отметить, что под модальностью мы подразумеваем «понятийную категорию со значением отношения говорящего к содержанию высказывания и отношение содержания высказывания к действительности, выражаемую различными лексическими и грамматическими средствами» (формы наклонения, модальные глаголы, интонация и т.п.) [8]. В результате работы с множеством фольклорных произведений (преимущественно сказками разных народов мира) составлен перечень тех языковых явлений, которые относятся к модальности: утверждение, вопрос, побуждение; реальность, достоверность, вероятность, нереальность; утверждение, отрицание; необходимость, возможность, намерение [5, 8].
Таким образом, важной особенностью заговора является характеристика «уклончивого» волеизъявления: это и не приказ, и не просьба, а (в инварианте) нечто вроде «Пусть будет так, чтобы...».
Размытая модальность сочетается в заговоре с более общей коммуникативной неопределенностью: заговор - это не вполне умопостигаемое пожелание, неизвестно к кому и непонятно на каком основании обращенное. Однако за этой уклончивостью и невразумительностью стоит более глубокий коммуникативный смысл: представить произносящего заговор как часть потустороннего и, следовательно, умонепостижимого мира. В фольклорном произведении все это создает атмосферу фасцинации (чародейства, колдовства). В реальной жизни, с точки зрения ученых психоаналитических направлений [1, 7], такими средствами может достигаться эффект угрожающей неопределенности у ребенка, что будет способствовать запуску психодинамического механизма тревоги. В такой момент человек (не без подкрепления со стороны родителей) склонен обратиться к определенной стратегии психологической защиты, выбор которой с высокой долей вероятности окажет решающее воздействие на его дальнейший жизненный сценарий.
Коммуникативная стратегия заговора состоит в том, чтобы творящий заговор ощутил себя причастным сверхъестественному миру, внушил это другим, включая неземные силы, и каким-то чудесным образом помог человеку. Таким образом, для заговора характерна принципиальная неопределенность (неясность, туманность, загадочность) основных компонентов заговорного речевого акта - то есть его участников (адресанта и адресата), самой ситуации заговора, его языка и, наконец, собственно содержания заговорного текста. Неопределенность адресата заговора иногда совершенно очевидна: произносящий заговор обращается к разным, в том числе «несовместимым», высшим силам, например к христианским заступникам и одновременно - к «малым высшим» силам, вера в которых сохранялась с языческой поры.
Такое количество лингвистических элементов суггестивного воздействия на ребенка в фольклорных произведениях, произносимых, кроме того, его родителем вслух, способствует беспрепятственному принятию и закреплению в его подсознании предписаний, разрешений и запретов, множество из которых формулируются родителями прямо в процессе разбора сюже-
- 305 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
тов сказки, героев и их поступков путем произнесения комментариев, замечаний, а часто и прямых директив.
Рассмотренный психолого-лингвистический контекст суггестивного воздействия фольклорных произведений с фидеистическими субсценарными элементами позволяет сделать вывод о том, что вне зависимости от комбинаций факторов суггестивного воздействия ведущую роль здесь занимает выраженная родительская оценка в различных формах. То есть элемент родительской интерпретации сюжета является базовым в суггестивном воздействии сказок или иных фольклорных произведений на сценарий дальнейшей жизни ребенка.
Необходимо отметить, что, с точки зрения автора, для целей наиболее эффективного развития коррекционной педагогики основной фокус должен быть направлен на дошкольные учреждения и работу с родителями. Процесс формирования установок ребенка и его стремлений действовать по шаблонам начинается еще в раннем детстве, задолго до стадии осознанного использования суггестопедагогических методов в учебных заведениях. Фактически со сложными психолого-лингвистическими суггестивными средствами впервые ребенок сталкивается в текстах сказочных сюжетов. Это оказывает значительное влияние на формирование внутренних установок личности ребенка. На этом этапе коррекционная работа автору видится наиболее эффективной.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Прогресс, 1995. - 296 с.
2. Ахмедов Т.И. Практическая психотерапия: внушение, гипноз, медитация. - М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2005. -
447 с.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих отношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. Пер. с англ. общ. ред. М.С. Мацковского. - М.: Прогресс, 1988. - 499 с.
4. Гончаров Г.А. Суггестия: теория и практика. - М.: КСП, 1995. - 320 с.
5. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. Пер. с нем., общ. ред. Г.В. Рамишвили; послесл. А.В. Гулыги и
В.А Звегинцева. - М.: Прогресс, 2000. - 400 с.
6. Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. Учебное пособие по психотерапии и психологии общения. 29-е изд. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2013. - 419 с.
7. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - М.: Наука, 1991. - 456 с.
8. Linguistische Textanalyse. Grundlagen der Germanistik, Band 24, Erich Schmidt Verlag, 2005. - 179 p.
REFERENCES
1. Adler A. The practice and theory of individual psychology [Praktika i teoriya individual'noy psikhologii]. Moscow: Progress Publ., 1995. 296 p.
2. Akhmedov T.I. Practical psychotherapy: suggestion, hypnosis, meditation [Prakticheskaya psikhoterapiya: vnushenie, gipnoz, meditatsiya]. Moscow: AST; Kharkov: Torsing, 2005. 447 p.
3. Berne E. Games people play: the psychology of human relationships. People who play games: the psychology of human destiny [Igry, v kotorye igrayut lyudi: psikhologiya chelovecheskikh otnosheniy. Lyudi, kotorye igrayut v igry: psikhologiya chelovecheskoy sud'by]. Trans. angl. ed. by M.S. Matskovsky. Moscow: Progress, 1988. 499 p.
4. Goncharov G.A. Suggestion: theory and practice [Suggestiya: teoriya i praktika]. Moscow: LTR, 1995. 320 p.
5. Humboldt V. Selected works on linguistics [Izbrannye trudy po yazykoznaniyu]. TRANS. with it. ed. by G. V. Ramishvili; afterw. A. V. Gulyy and V. A Zvegintseva. Moscow: JSC IG «Progress», 2000. 400 p.
6. Litvak M.E. If you want to be happy [Esli khochesh' byt' schastlivym]. Textbook on psychotherapy and the psychology of communication. 29th ed. Rostov-on-don: Publishing house «Phoenix», 2013. 419 p.
7. Freud Z. Introduction to psychoanalysis [Vvedenie v psikhoanaliz]. Lectures. Moscow: Nauka, 1991. 456 p.
8. Linguistische Textanalyse. Grundlagen der Germanistik, Band 24, Erich Schmidt Verlag, 2005. 179 p.
Информация об авторе Information about the author
Карманова Марина Валерьевна, магистрант кафедры дефектологии и специальной психологии Кубанского государственного университета, Краснодар, Россия [email protected]
Получена: 15.08.2015
Karmanova Marina Valerevna, Master’s degree student, Chair for Defectology and Special Psychology, Kuban State University, Krasnodar city, Russia
[email protected] Received: 15.08.2015
306 -