Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ШУМА И ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ОТ ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА НА ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТЕРРИТОРИЙ БОЛЬНИЦ И БОЛЬНИЧНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ'

ВЛИЯНИЕ ШУМА И ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ОТ ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА НА ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТЕРРИТОРИЙ БОЛЬНИЦ И БОЛЬНИЧНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
59
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF NOISE AND EXHAUST GASES FROM THE CITY TRANSPORT ON THE HYGIENIC CONDITIONS OF HOSPITAL GROUNDS AND BUILDINGS

The resulting data of investigations have shown that when hospitals were located on streets with heavy traffic, noise from city transport reached to a great distance into the territory. The intensity of the noise in the wards exceeded the maximum allowable level. The automobile exhausts pulluted the air both on the hospital grounds and in the. wards. The concentration of carbon monoxide in most of the samples of air exceeded the maximum allowable concentration for the atmosphere. A distance of 30 m. between the street and the hospital building did not protect from street noise and automobile exhaust gases if the hospital was on a street with heavy automobile and tramcar traffic. In planning of a city the hospitals should be located on remote streets far away from noisy highways and establishments emitting intense noise and polluting the atmosphere.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ШУМА И ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ОТ ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА НА ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТЕРРИТОРИЙ БОЛЬНИЦ И БОЛЬНИЧНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ»

Нам представляется поэтому более полезным не вести бесплодные теоретические споры по совершенно ясным для науки вопросам, а направить усилия ученых, в том числе и гигиенистов, на дальнейшую разработку более эффективных, экономичных и доступных методов санитарной охраны водоемов от загрязнений промышленными и хозяйственно-бытовыми сточными водами.

Партия и правительство доверили государственной санитарной инспекции и ее местным органам большое дело — стоять на страже санитарной охраны водоисточников. Органы санитарного надзора имеют все необходимые права и все возможности для выполнения этого почетного долга.

Поступил^ 15/Ш 1957 г»,

ТиГ -ЙГ -Й"

ВЛИЯНИЕ ШУМА И ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ОТ ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА НА ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТЕРРИТОРИЙ БОЛЬНИЦ И БОЛЬНИЧНЫХ ПОМЕЩЕНИИ

Доцент К. Г. Берюшев, кандидат медицинских наук М. В. Румянцева, научный сотрудник И. Л. Карагодина

Из кафедры коммунальной гигиены Центрального института усовершенствования врачей и Московского научно-исследовательского института санитарии и гигиены

имени Эрисмана

Вопрос о создании надлежащего санитарно-гигиенического режима в больницах, строящихся на новых участках в городах, в значительной степени определяется правильным размещением их в плане города. Улицы юрода, особенно магистрали крупных промышленных центров, характеризуются значительным шумом и загрязненностью атмосферного воздуха выхлопными газами автомобилей.

В ряде случаев больницы расположены на магистральных улицах с большим движением городского транспорта. Это относится главным образом к больницам, построенным б дореволюционном периоде, но в отдельных случаях и к новым больницам, построенным в последнее время. В Строительных нормах и правилах 1954 г. (СН и П-54) нет ограничений в этом отношении. В связи с этим нами была поставлена задача выяснить вопрос о допустимости в гигиеническом отношении размещения больниц на улицах с интенсивным движением транспорта.

Исследования проводились на участках московских городских больниц, расположенных: а) на магистральной улице с интенсивным движением всех видов автотранспорта — легковых и грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов (1-я Градская и 5-я Советская больница на Большой Калужской улице); б) на улицах с движением трамваев и автотранспорта (больница «Медсантруд» на Интернациональной улице и городская больница № 48 на Волочаевской улице).

Замеры шума и отбор проб воздуха для определения концентраций окиси углерода производили в летне-осенний и весенний периоды 1954—1955 гг. в следующих пунктах: а) на тротуарах у границ проезжей части улиц перед участками больниц; б) на больничных территориях перед лечебными корпусами на расстояниях 15, 30, 45, 60 и 82 м от улицы; в) в помещениях больничных зданий, удаленных от улицы на расстоянии 20, 25, 30, 36 и 82 м при открытых и закрытых окнах. Уровень шума измеряли объективными шумомерами Ш-1 и Ш-2, предварительно проверенными.

В нашу задачу не входило изучение зависимости уровня громкости шума от местных условий и времени замера. Тем не менее полученные данные позволяют отметить некоторые из закономерностей, выявленные попутно при исследованиях распространения уличного шума на территории больниц.

Как и следовало ожидать, менее высокие уровни громкости шума на улицах отмечены в ночное время, когда движение транспорта почти прекращается. Такой магистралью в наших исследованиях была Большая Калужская улица, где в 3—4 часа ночи минимальный уровень шума снижается до 40 дб, но при прохождении даже единичных автомобилей

1

97

^ $0

У лроезэ/сей.

части. расстояние от проезжей части, (в/п) асфальтиродсшышпроеЯ Лолазажт:----милг/ма/пши.---средний --лшейА/ам,т>~'

Рис. I. Распространение шума от автотранспорта на территории 1-й Градской больницы против главного корпуса (Большая Калужская улица).

(15 машин за 15 минут) повышается до 82 дб. Рано утром с 6 до 7 часов с увеличением автодвижения (116 машин за 15 минут) минимальный уровень шума повышается до 51 дб и максимальный — до 85 дб. Наиболее резко усиливается шум в утренние и дневные часы (с 9 до 17), когда число автомашин достигает 450 за 15 минут, при этом минимальный уровень шума повышается до 76 дб, а максимальный — до 92—97 дб. Некоторое влияние на увеличение шума перед территорией 1-й Градской больницы оказывает наличие в этом месте остановки автобусов и троллейбусов и пункта поворота транспорта. Движение транспорта после остановки с усиленной подачей газа производит большой шум. На улицах с трамвайным движением при значительно менее напряженном автодвижении уровень шума выше, чем на автомагистрали, не снижается ниже 49 дб ночью и днем достигает 93—96 дб. На узкой Интернациональной улице (ширина 25 м), застроенной с обеих сторон 3-этажными зданиями и лишенной зеленых насаждений, увеличение шума происходит, кроме того, вследствие отражения звука от поверхностей каменных стен зданий и асфальтовых покрытий.

Полученные нами данные исследования шума на улицах очень близки к величинам уровней шума (в фонах), опубликованным С. П. Алексеевым (1948 и 1950). Максимальные уровни шума, установленные им, достигали у Сретенских и Петровских ворот — 92—-95 фонов, на улицах Горького, Кирова, Арбате — 72—78 фонов. По данным наших исследо-

ваний в 1954—1955 гг., максимальные уровни шума равнялись на Большой Калужской улице 92—97 дб, на Интернациональной улице — 88—93 дб и на Волочаевской улице — 96 дб.

Переходя к анализу данных по исследованиям шума на территориях больниц, необходимо особо отметить, что уличный шум глубоко проникает не только на больничные участки, но и в помещения лечебных корпусов, отстоящих от улиц на расстояниях 15—36 м и более, и при этом достигает высокого уровня.

Обращает внимание то обстоятельство, что даже при наличии хорошо развитых древесных и кустарниковых насаждений перед зданием главного корпуса 1-й Градской больницы шум на расстоянии 45 м от улицы с интенсивным движением автотранспорта в дневное время держится на уровне 62—84 дб и снижается лишь на 13—14 дб против шума на тротуаре. При удалении в глубь участка до 60 и 82 м уровень шума несколько повышается вследствие отражения звука от стен здания и асфальтированной площадки перед главным корпусом (рис. 1). На участке больницы «Медсантруд» на расстоянии 15 м от улицы с трамвайным движением при наличии редких древесных посадок уровни шума днем держались в пределах 61—68 дб. Снижение против уровня шума на улице составляло всего 1—5 дб (табл. 1).

Таблица I

Распространение уличного шума на территории и в помещении больницы «Медсантруд»

Пункты

Время суток

На тротуаре

На расстоянии 15 м.......

В помещении первого этажа на расстоянии 30 м при открытых окнах Там же при закрытых окнах . . . На тротуаре.........

В помещении второго этажа при открытых окнах ........

Там же при закрытых окнах . . .

День

»

Ночь

Уровень шума в децибелах

Число машин и трамваев за 15 минут

минимальный

247 автомашин и 17 трамваев То же

29 авмома-

шин и 7 трамваев

То же » »

62 61

53 50

49

49 46

средний

76 73

65 55

59

54 50

максимальный

93 88

80 78

86

75 70

Измерение шума в больничных помещениях в дневное и ночное время при открытых и закрытых окнах установило, что уличный шум проникает в палаты и держится на очень высоких уровнях. Незначительная разница уровней шума в зданиях больниц при открытых и закрытых окнах обусловлена неплотностью оконных рам, которые не были заклеены. Измерение шума в ночное время мы проводили в помещениях, освобожденных от людей. Поэтому влияние внутреннего шума в исследуемых помещениях исключалось.

На большой Калужской улице с интенсивным автомобильным движением уровень дневного шума в помещениях, удаленных на 26 м от границы улицы, при открытых окнах был 60—82 дб, т. е. ниже уровня шума на улице на 8—11 дб. В том же помещении при закрытых окнах уровень шума снижался до 48—65 дб, т. е. на 12—17 дб. Близкие к этим величинам уровни шума были и в здании, удаленном на 36 м.

Зависимость интенсивности шума в больничных помещениях городской больницы № 48 от напряженности трамвайного движения на Волочаевской улице показана на рис. 2. Даже в ночные часы, когда движение

И

трамваев падает до 4—7 за 15 минут, уровень шума в палатах при открытых окнах определяется в 50—68 дб. Утром и днем при увеличении числа трамваев до 8—10 за 15 минут максимальные уровни шума достигают 70—87 дб.

В целях выявления влияния уличного шума на самочувствие больных, находящихся в палатах, были опрошены 193 человека по специальной карте. Результаты опроса показали, как это видно из рис. 3, что основная масса больных, находящихся в палатах, обращенных окнами к

100л

90

НО

70

Б0Л

50

40

30

\ I

I

20 10 О

50 ____£1. —__51

"" 51 52

Допускаемый уроВень громкости

-15 14 \

10

шума

13/

\ / \ /

/

20

Уровень шума

17

16

# -о V

с §.,§

II 1

—г-

Время б часах

от 1*5 от 300 от5<о отЮ50 от 1300 отцоо до 2'5 Зо З30 до 5 45 до 11 го до 13& доН30

2 сентябвя 31 абгиста 30 абгцсгнс

Рис. 2. Интенсивность шума от городского транспорта в палате при открытых окнах и зависимость от числа проходящих трамваев (лечебный корпус 48-й городской больницы — 25 м от красной линии).

I — максимальный; 2 — средний; 3—минимальный; 4 — количество трамваев.

улице, в зданиях, расположенных на расстоянии 25—36 м, сильно реагирует на уличный шум. Больные жалуются на раздражающее действие шума, нарушение сна и отдыха, появление головных болей и сердцебиения после беспокойного сна ночью, нарушаемого уличным шумом. Особенно сильно реагируют больные на внезапные подъемы уровня громкости шума от трамвайных звонков, скрежета колес при резком торможении трамваев и грохота грузовых автомобилей.

В беседе с врачами и средним медицинским персоналом больниц выяснено, что уличный шум мешает им в работе при выслушивании и опросе больных.

При гигиенической оценке шумового режима на территории больниц и в лечебных зданиях, расположенных на указанных магистралях Москвы, следует исходить из норматива допустимого уровня шума в 35 фонов, установленного для больничных палат, кабинетов врачей и жилых помещений (СН и П-54). Полученные нами величины уровней силы звука

*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в децибелах могут быть без большой ошибки приравнены к показаниям шума в фонах.

Исходя из этого, следует признать, что шумовой режим в обследованных 4 больницах совершенно не удовлетворяет гигиеническим требованиям. Уровни шума не только на территории указанных больниц, но и в лечебных корпусах даже при закрытых окнах резко превышают предельно допустимую величину. Санитарно-защитный разрыв в 30 м и более между улицей и зданием больницы даже при наличии хорошо развитых древесных и кустарниковых зеленых насаждений не в состоянии

Градская больница

/ородская больница А ¡48

Лечебный корпус удален на 4/ м от красной линии

____ Ощущения больных

Сильно беспокоит

Слабо беспокоит

I I Не беспокоит ■

Лечебный корпус удален на 25 м от красной линии

Рис. 3. Ощущение больными (по опросу) шума от автотранспорта и трамваев.

снизить до необходимого уровня уличный шум при интенсивном движении транспорта. Расположение больниц вблизи трамвайного депо и железнодорожных путей крайне ухудшает шумовой режим в больницах. Устройство остановок городского транспорта вблизи больничных участков также способствует увеличению уличного шума в больницах. Для выяснения вопроса о загрязнении атмосферного воздуха окисью углерода на территории больниц пробы воздуха отбирали в зоне дыхания человека на высоте 1,2—1,5 м в период интенсивного движения автотранспорта в утренние и дневные часы. Одновременно отмечали направление и скорость ветра, давление, температуру воздуха и подсчитывали количество машин, прошедших по улице за время отбора проб воздуха.

Определение содержания окиси углерода производили в физико-хи-мической лаборатории научно-исследовательского института имени Эрис-мана на газоаналитическом аппарате. Всего исследовано 228 проб воздуха преимущественно на территории 1-й Градской (119 проб) и 5-й Советской (60 проб) больниц.

У проезжей части в атмосферном воздухе содержание окиси углерода во всех случаях превышает максимальную разовую предельно допустимую концентрацию (6 мг/м3) иногда в несколько раз (табл. 2).

Более высокое содержание окиси углерода в воздухе улицы против 1-й Градской больницы объясняется наличием остановки автобусов непосредственно возле больничного участка, близко расположенного к участку пункта поворота транспорта, и несколько большим числом проходящих машин (70 против 54).

Высокие концентрации окиси углерода от выхлопных газов автотранспорта в пределах 53—57 мг/м3 наблюдались 3. Г. Вольфсоном еще в 1936 г. при менее интенсивном движении на Арбате.

Таблица 2

Концентрации окиси углерода на территории больниц

Название больницы Расстояние точек от красно* линии улиц Количество проб Концентрация СО в мг/м'1 Количество проб выше предельно допустимой концентрации Среднее количество машин за время отбора

минимальная средняя максимальная

1-Я Градская Гл На тротуаре..... 30 м ....... 60 м ....... 82 м ....... Второй этаж 87 м . . авный ко[ 5 5 5 5 5 >пус 7,3 3 1,5 0 0 11,5 7 4,9 3,9 2,2 17,9 9 7,5 6 5,2 5 4 2 70

Гинек На тротуаре..... 30 м ....... В палате первого этажа при открытой форточке ...... ологическ 5 5 5 1Й корг 3 3 0,75 1ус 17 7,5 3,2 46,3 12,1 5,8 4 3 58

5-я Советская Хиру! На границе тротуара и проезжей части 15 м В коридоре корпуса при открытой фрамуге . . >гический 6 6 6 корпус 6,2 3.8 0 10,6 9 4,7 16,2 17,2 7,4 6 4 4 62

Торец хирургического корпуса

На тротуаре..... 6 3 18,8 25,1 3

В помещении на крас-

ной линии при откры- 1,5 8,6 11.1

той фрамуге .... 6 3

Главный корпус

«Медсан- На тротуаре..... 9 5,3 12,9 28,6 7 28

труд» 30 м ....... Внутри корпуса, первый этаж на расстоянии 9 0,7 4 7.4 1

30 м при открытой 0 2,2

фрамуге . . . ... 9 4,4

Медицинская школа

На тротуаре..... 6 4,4 7,4 10,5 5

Внутри корпуса на крас-

ной линии при откры-

тых окнах ..... 6 3 8,25 15 4

Закономерности между содержанием окиси углерода в воздухе у проезжей части улицы и числом машин, прошедших за время отбора пробы, установить не удалось. Причина заключается в том, что отбор пробы воздуха занимает всего 2'/2—3 минуты, а процесс рассеивания выхлопных газов протекает более медленно и зависит от ряда трудно учитываемых моментов: метеорологических условий, скорости и направления ветра относительно улицы (вдоль или поперек), ширины улицы, характера и этажности застройки ее, наличия зелени и т. д.

Концентрации окиси углерода в воздухе Интернациональной улицы, несмотря на меньшее движение автотранспорта, почти одинаковы с най-

денными на Большой Калужской. Это объясняется тем, что Интернациональная улица уже Большой Калужской, застроена каменными домами, стоящими прямо по красной линии, без озеленения. Вблизи больницы имеется значительный уклон и машины на подъеме дают форсированный газ.

Распространение окиси углерода от проезжей части улицы представлено на рис. 4.

Исследование воздуха на содержание окиси углерода мы производили в больничных помещениях, не имеющих газовых приборов и удаленных от ванных комнат и других помещений с газовыми приборами.

Концентрации окиси углерода

И минимальная

* «о

I

I

I

средняя максимальная

На проезжей части

Глабнь/й корпус

Наг-м этаже корпуса

Напроез- 30 м от жей час- красной ти линии

В палате

Гинекологическии корпус

Рис. 4. Концентрации окиси углерода на территории 1-й Градской больницы

данным 1955 г.).

(по

В воздухе больничных помещений окись углерода обнаруживалась в концентрациях 7,4 мг/м3 в корпусе, отстоящем на 26 м от проезжей части, 5,8 мг/м3 — в корпусе, удаленном от улицы на 30 м, и 4,4 мг/м3 в корпусе, удаленном на 30 м от улицы с меньшим движением машин.

В воздухе помещений и в атмосферном воздухе на территории больницы № 50, удаленной от улиц с интенсивным движением транспорта и расположенной в окружении лесопарка, окись углерода не обнаружена.

Выводы

1. Шум от городского транспорта на улицах с интенсивным движением распространяется на значительные расстояния в глубь больничных территорий, проникает в помещения палат и держится почти круглосуточно на уровнях, далеко превосходящих предельно допустимые величины, что крайне неблагоприятно отражается на самочувствии больных.

2. Выхлопные газы автотранспорта на таких улицах загрязняют атмосферный воздух на больничных участках и в помещениях палат. Концентрации окиси углерода в большинстве отобранных проб воздуха на различных расстояниях от улицы и в помещениях больниц превышают предельно допустимые концентрации для атмосферного воздуха.

3. Установленная правилами ширина защитной зеленой зоны в 30 м между улицей и лечебными корпусами недостаточна для защиты от сильного уличного шума и выхлопных газов автотранспорта при расположе-

нии больниц на улицах с интенсивным движением автомобилей и трамваев.

4. При размещении больниц в плане города для них должны отводиться земельные участки соответствующих размеров исключительно на тихих улицах, удаленных от шумных городских магистралей и других объектов, связанных с сильным шумом и загрязнением атмосферного воздуха.

ЛИТЕ РАТУРА

Алексеев С. П. Шум. М.—Л., 1948. — Он же. Исследование шумов города Москвы. М.—Л., 1950.—-Вольфе он 3. Г. В кн.: Предельно допустимые концентрации атмосферных загрязнений. М., 1952, в. 1, стр. 68—79. — Л,еушин П. И. Гиг. и сан. 1949, № 6, стр. 7—12.—Ш а п ш е в К. Н. Вопросы городского шума и борьба с ним. Л., 1939.

Поступила 29/11 1956 г.

EFFECT OF NOISE AND EXHAUST GASES FROM THE CITY TRANSPORT ON THE HYGIENIC CONDITIONS OF HOSPITAL GROUNDS AND BUILDINGS

K. G. Beryushev, sub-professor, M. V. Rumyantseva, candidate of medical sciences, I. L. Karagodina, scientific collaborator

The resulting data of investigations have shown that when hospitals were located on streets with heavy traffic, noise from city transport reached to a groat distance into the territory.

The intensity of the noise in the wards exceeded the maximum allow?ble level. The automobile exhausts pulluted the air both on the hospital grounds and in the. wards. The concentration of carbon monoxide in most of the samples of air exceeded the maximum allowable concentration for the atmosphere. A distance of 30 m. between the street and the hospital building did not protect from street noise and automobile exhaust gases if the hospital was on a street with heavy automobile and tramcar traffic. In planning of a city the hospitals should be located on remote streets far away from noisy highways and establishments emitting intense noise and polluting the atmosphere.

•fr -Ar -Ь

ОБ УСТОЙЧИВОСТИ В ВОДЕ ЗАПАХОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Л. А. Кульский, М. А. Шевченко, В. П. Чупова Из Института общей и неорганической химии Академии наук СССР

Одной из причин ухудшения вкуса и запаха речных вод является присутствие в них органических веществ невыясненной природы, выделяемых некоторыми микроорганизмами (актиномицетами, плесневыми грибами) в процессе их жизнедеятельности. Значительным препятствием при разработке эффективных методов улучшения вкусовых качеств такой воды является недостаточное количество сведений о природе и свойствах веществ, вызывающих появление привкусов и запахов.

Установлено, что в большинстве случаев вещества, вызывающие появление привкусов и запахов, летучи и обладают высокой адсорбируе-мостью на угле. В отношении окисления или хлорирования хлором, двуокисью хлора или смесью хлора и двуокиси хлора они проявляют большую устойчивость. Рекомендуемые методы борьбы основаны на эмпирическом подборе реагентов. В то же время специфичность удаляемых веществ не разрешает механически применять технологический режим, установленный для одного водоема, при очистке воды других водоемов. Проводившиеся до настоящего времени в этом направлении отечествен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.