Научная статья на тему 'Влияние выбросов автотранспорта на окружающую среду города Махачкалы'

Влияние выбросов автотранспорта на окружающую среду города Махачкалы Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
214
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ROAD TRANSPORT / URBAN ENVIRONMENT / EXHAUST EMISSION / ENVIRONMENTAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Эфендиева Шахсенем Тельмановна

Цель: изучить влияние автомобильного транспорта на загрязнение атмосферного воздуха города Махачкалы и проблему шума от постоянно движущегося транспорта. Исследование основывается на использовании методов статистического анализа, эмпирического метода, метода наблюдений. Результаты. Приведены данные по составу выбросов автотранспорта в атмосферный воздух города. Выделены наиболее загрязненные выхлопными газами улицы города, обозначены меры, необходимые для борьбы с ними. Приведены основные районы и улицы города, страдающие от шума автотранспорта. Выводы. Автомобильный транспорт является лидером в ухудшении экологической ситуации города Махачкалы. Важной задачей в охране атмосферного воздуха города является соблюдение комплекса мероприятий, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха, в том числе озеленение города, соблюдение нормативов при строительстве жилых зданий, детских учреждений, школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Эфендиева Шахсенем Тельмановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние выбросов автотранспорта на окружающую среду города Махачкалы»

••• Известия ДГПУ. Т. 12. № 1. 2018

••• DSPU JOURNAL. Vol. 12. No. 1. 2018

Науки о Земле / Earth Science Оригинальная статья / Original Article УДК 91

DOI: 10.31161/1995-0675-2018-12-1-104-108

Влияние выбросов автотранспорта на окружающую среду города Махачкалы

© 2018 Эфендиева Ш. Т.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; @-mail: shahsenem 65@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель: изучить влияние автомобильного транспорта на загрязнение атмосферного воздуха города Махачкалы и проблему шума от постоянно движущегося транспорта. Исследование основывается на использовании методов статистического анализа, эмпирического метода, метода наблюдений. Результаты. Приведены данные по составу выбросов автотранспорта в атмосферный воздух города. Выделены наиболее загрязненные выхлопными газами улицы города, обозначены меры, необходимые для борьбы с ними. Приведены основные районы и улицы города, страдающие от шума автотранспорта. Выводы. Автомобильный транспорт является лидером в ухудшении экологической ситуации города Махачкалы. Важной задачей в охране атмосферного воздуха города является соблюдение комплекса мероприятий, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха, в том числе озеленение города, соблюдение нормативов при строительстве жилых зданий, детских учреждений, школ.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, городская среда, выхлопные выбросы, охрана окружающей среды.

Формат цитирования: Эфендиева Ш. Т. Влияние выбросов автотранспорта на окружающую среду // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2018. Т. 12. № 1. С. 104-108. DOI: 10.31161/1995-0675-2018-12-1-104-108.

Effect of Emission Vehicles on the Environment

of Makhachkala

© 2018 Efendieva Sh. T.

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: shahsenem 65@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the study is to examine the impact of road transport on atmospheric air pollution in Makhachkala and the problem of noise from constantly moving vehicles. The study is based on the use of methods of statistical analysis, the empirical method, method of observation. Resalts. The data on the composition of emissions by road transport in the atmospheric air of the city are given. The most polluted city streets and the measures necessary to combat them are identified. The main areas and streets of the city, suffering from the noise of moving vehicles, and the measures necessary to deal with them are reduced. Conclusions. Transport is the leader in the deterioration of the ecological situation in Makhachkala. An important task in protecting the atmospheric air of the city is to comply with a set of measures aimed at improving the quality of atmospheric air, including greening the city, compliance with the standards for the construction of residential buildings, children's institutions and schools.

Keywords: road transport, urban environment, exhaust emission, environmental protection.

For citation: Efendieva Sh. T. Effect of Emission Vehicles on the Environment of Makhachkala. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Natural and Exact Sciences. 2018. Vol. 12. No. 1. Pp. 104-108. DOI: 10.31161/1995-0675-2018-12-1-104-108. (In Russian)

Естественные и точные науки ••• 2

Natural and Exact Sciences •••

Введение

Одним из основных загрязнителей воздушного бассейна, почвенного покрова и водных объектов, является автотранспортный комплекс. Многие виды современного транспорта экологически несовершенны: они являются основным источником загрязнения воздушной среды и шума на улицах города. Если раньше атмосферный воздух больше загрязнялся выбросами промышленных предприятий, то в настоящее время первенство в этом принадлежит автомобильному транспорту.

Задачи исследования

Для выполнения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1) определить место автомобильного транспорта в загрязнении атмосферного воздуха города Махачкалы;

2) выявить районы города с самым интенсивным загрязнением атмосферного воздуха движущимся автотранспортом;

3) выяснить влияние шума от движущегося автотранспорта на здоровье населения города;

4) провести мероприятия, направленные на борьбу с загрязнением атмосферного воздуха города автотранспортом;

5) провести мероприятия, направленные на борьбу с шумом от движущегося автотранспорта.

Методы исследования

Поставленные в исследовании задачи определили необходимость использования соответствующих методов научного познания, включая методы анализа, синтеза, наблюдения, сравнения. Одновременно широкое применение нашли специальные методы статистического анализа, которые обеспечили обоснованность научных результатов, подтвержденных объективностью первичного материала, логикой проведенного исследования.

Исходными данными для анализа явились данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан. Необходимые данные для расчетов показателей источников за-

грязнения атмосферного воздуха города Махачкалы и состава выхлопных газов взяты из размещенных в онлайн-базах данных этих организаций [7; 8].

Результаты

Загрязнение атмосферного воздуха неодинаково в разных городах республики и зависит от наличия промышленных предприятий и интенсивности движения автомобильного транспорта. К районам, где концентрация выхлопных газов автомобильного транспорта недопустимо высока в основном относятся крупные города с интенсивным автомобильным движением. Махачкала является лидером в республике по этим показателям, поэтому в рамках нашего исследования рассматривается влияние выбросов автотранспорта на состояние атмосферного воздуха этого города. Выбросы автотранспорта в атмосферный воздух города накапливаются и неравномерно распределяются по всей территории. Внутри города самые большие концентрации наблюдается на центральных магистралях с интенсивным движением. Это проспекты Р. Гамзатова, Шамиля, Гамидова, ул. Каркмасова и другие, где наблюдается самое интенсивное автомобильное движение.

По данным Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан выбросы вредных веществ автомобильным транспортом в атмосферу г. Махачкалы составляют 68,6 % от всех источников загрязнения. Это оксиды углерода, свинец, азот. С выхлопными газами и пылью в атмосферу поступают оксиды углерода, сернистый ангидрид, окиси азота, соединение свинца, сажа и другие элементы. Такая большая доля выбросов вредных веществ автотранспортом связана с закрытием многих промышленных предприятий, с одной стороны, и одновременным увеличением единиц автомобильного транспорта, с другой стороны.

Всего в составе отработанных газов автомобильных двигателей содержится около 280 компонентов, которые по химическим свойствам, характеру воздействия на биосферу делятся на нетоксичные и токсичные

[5].

Токсичные компоненты непосредственно воздействуют на людей, находящихся в автомобиле и вблизи проезжей части автомобильных дорог.

Например, окиси углерода воздействуют на нервную систему. При малых содержаниях окись серы вызывает раздражение дыхательных путей, при более значительной концентрации - происходит отравление людей. Наличие в атмосфере окисей серы прекращает фотосинтез растений.

Находящийся в воздухе свинец оседает на почву, накапливается в ней. Контакт с соединениями свинца приводит к головной боли, повышенной утомляемости, нарушению сна. Свинец накапливается в организме и может вызывать тяжелые расстройства нервной и кровеносной систем [6].

Одной из актуальных экологических проблем современности является также наличие и изменение содержания озона в атмосферном воздухе.

Уменьшение содержания озона в атмосфере, равно как и его увеличение, влечет за собой пагубные последствия для биосферы в целом. Роль озона в биосфере двояка. Основное количество озона (90 %) располагается в атмосфере, и здесь атмосфера выполняет функцию защиты всего живого от ультрафиолетового излучения. Естественно, что человечество заинтересовано в поддержании необходимого количества озона в атмосфере, обеспечивающей условия существования живых организмов. Этой проблеме сегодня уделяется большое внимание.

В приземной атмосфере, наоборот, повышение концентрации озона наносит ощутимый ущерб нормальной жизнедеятельности, поскольку озон является агрессивным окислителем, токсичным веществом [6].

При этом возникает противоположная по смыслу природоохранная задача, которая состоит в том, чтобы концентрация озона не превышала предельно допустимых величин. Будучи сильным окислителем, приземный озон наносит ущерб не только живым организмам, но и строительным материалам, конструкциям, красочным покрытиям, различным изделиям из полимеров и металла [1].

При взаимодействии с живыми организмами озон:

- вызывает обострение респираторных заболеваний;

- провоцирует астму;

- приводит к увеличению госпитализации и амбулаторных посещений врачей по причине респираторных заболеваний на 1020 %;

- повреждает систему иммунной безопасности, делая людей более подверженными к респираторным заболеваниям.

Особенно страдают от озонового загрязнения дети, так как вдыхают воздуха больше на единицу своего веса, чем взрослые [1].

С каждым днем количество выбросов автотранспорта в атмосферу будет увеличиваться в связи с увеличением количества автотранспортных средств. В городе Махачкале это связано с увеличением маршрутных такси и личного автотранспорта. Местами наибольшей загазованности воздуха являются центральные улицы, где наблюдаются автомобильные пробки, особенно в утренние и вечерние часы пик, и перекрестки с интенсивным движением транспорта. Именно в этих частях города от сгорания большого количества автомобильного топлива в воздухе накапливается большое количество вредных веществ. Об этом свидетельствуют и результаты бактериологических исследований санитарного состояния города, которые регулярно проводятся санитарно-эпидемиоло-гической станцией надзора г. Махачкалы (табл. 1).

На состояние атмосферного воздуха влияет также хаотичность движения автомобильного транспорта на улицах города и скопление автомобильного транспорта в разных зонах города. Особенно это относится к грузовому транспорту. Стоянки грузового транспорта со строительным материалом расположены в разных районах города. Они в большей степени оказывают негативное влияние на состояние почвы в результате разлива топлива и смазочного материала.

Еще одной проблемой, связанной с автомобильным транспортом, является проблема шума от постоянно движущего транспорта. Транспортные шумы составляют в крупных городах 60-80 % шумов, проникающих в места пребывания человека [3].

Показатели Бактериологические исследования

Отбор пробы Не соответствует ПДК, мг/куб.м. Не соответствует ПДК, %

Таблица 1

Показатели санитарного состояния центральных улиц города

Атмосферный воздух 59 17 28,8

Пыль двуокиси серы 77 9 11,7

Оксиды азота 77 23 29,8

Организм человека реагирует на шум повышенной раздражительностью. Транспортные шумы оказывают вредное воздействие на сон человека, работу сердца. Особенно неблагоприятное влияние транспортный шум оказывает на детей, вызывая понижение внимания, раздражимость, снижение остроты зрения.

Больше всех страдает от транспортного шума население, проживающее в застройках вдоль главных магистралей города. Наиболее распространенное средство борьбы с транспортным шумом - зеленые насаждения. Листья деревьев и кустарников обладают звукоотражающей и звукопоглашающей способностью [6].

Другое средство борьбы с транспортным шумом - удаление жилых зданий, зон отдыха от транспортных магистралей. Но в условиях крупного города с плотной застройкой трудно применить этот способ.

В Махачкале жилые и административные здания в основном располагались на расстоянии 10-15 м от автомобильных дорог. Но в последние годы уничтожаются небольшие зеленые зоны вдоль дорог, и там же строят жилые и нежилые здания, оставив узкий тротуар (например, по проспекту Акушинского). Хотя общепризнано, что самый доступный метод борьбы с транспортным шумом - это архитектурно-планировочные мероприятия. Когда в первой зоне размещаются административные здания, в последней, наиболее защищенной от шума, школы, детские сады, больницы, жилые дома и другие учреждения, нуждающиеся в особой тишине.

Заключение

Таким образом, в настоящее время проблема загрязнения атмосферного воздуха г. Махачкалы автотранспортом является одной из актуальных.

Во все времена общество воспринимало дорогу, как величайшее социальное благо. Вот и сегодня невозможно представить индустриальное развитие современных городов без сети дорог. Дороги связывают людей и предприятия, сельскохозяйственные и промышленные объекты.

На основании проведенных исследований выделены основные пути решения проблем, связанных с работой транспортной системы города Махачкалы. Прежде всего, это технические мероприятия, такие как замена двигателей внутреннего сгорания на экологически чистые; замена традиционного вида топлива на более экологический. Следующая группа мероприятий связана с архитектурно-градостроительными нормами, размещением основных зон труда, жилых районов, мест отдыха; расширением улиц, созданием между проезжей частью дорог и жилыми домами стен из зеленых насаждений; выносом за городскую черту грузовых транзитных линий; увеличением зеленых насаждений в городе.

Решение экологических проблем - это комплекс мероприятий, разработанных специалистами в этой области, направленных на снижение токсичности автотранспорта, реализация которых значительно улучшила бы экологическую обстановку в нашем городе.

Литература

1. Аксенов И. Я., Аксенов В. И. Транспорт и охрана окружающей среды. М. : Транспорт, 2006. 176 с.

2. Амбарцумян В. В. Экологическая безопасность автомобильного транспорта. М., 1999. 208 с.

3. Город, природа, человек: проблемы экологического восприятия // Под ред. Светик Ф. М. : Мысль, 1982. 231.

4. Гришкявичене Д. Пути развития пассажирского транспорта в крупных городах. Вильнюс, 1998. 38 с.

5. Подгорнова Н. А. Экологические проблемы автомобильного транспорта и пути решения // Молодой ученый. 2016. № 22. С. 48-50.

6. Скрябин М. Л. Негативное влияние транспорта на окружающую среду // Молодой ученый. 2015. № 13. С. 185-187.

7. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://rospotrebnadzor.ru/ [дата обращения: 11.01.2018 г.].

8. Федеральная служба по государственной статистике по Республике Дагестан [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dagstat.gks.ru [дата обращения: 11.01.2018 г.].

Естественные и точные науки ••• 5

Natural and Exact Sciences •••

References

1. Aksenov I. Ya., Aksenov V. I. Transport i okhrana okruzhayushchey sredy [Transport and Environment]. Moscow, Transport Publ., 2006. 176 p. (In Russian)

2. Ambartsumyan V. V. Ekologicheskaya be-zopasnost avtomobil'nogo transporta [Environmental safety of road transport]. Moscow, 1999. 208 p. (In Russian)

3. Gorod, priroda, chelovek: problemy ekologicheskogo vospriyatiya [City, nature, people: problems of environmental perception]. Ed. by Svetik F. Moscow, Mysl' Publ., 2002. 231 p. (In Russian)

4. Grishkyavichene D. Puti razvitiya passazhir-skogo transporta v krupnykh gorodakh [Ways of development of passenger transport in big cities]. Vilnius, 1998. 38 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Эфендиева Шахсенем Тельмановна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра географии и методики преподавания, факультет биологии, географии и химии (ФБГиХ), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: shahsenem65@mail.ru

5. Podgornova N. A. Environmental problems of road transport and solutions. Molodoy uchenyy [Young Researcher]. 2016. No. 22. Pp. 48-50. (In Russian)

6. Scryabin M. L. Negative impact of transport on the environment. Molodoy uchenyy [Young Researcher]. 2015. No. 13. Pp. 185-187. (In Russian)

7. Official website: Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare [Electronic resource] / Mode of access: http://rospotrebnadzor.ru/ [accessed: 11.01.2018]

8. Official website: Federal Service for State Statistics of the Republic of Dagestan [Electronic resource] / Mode of access: http://dagstat.gks.ru [accessed: 11.01.2018]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation

Shahsenem T. Efendieva, Ph. D. (Pedagogy), associate professor, the chair of Geography and Teaching Methods, the faculty of Biology, Geography, Chemistry (FBGCh), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: shahsenem65@mail.ru

Принята в печать 21.01.2018 г.

Received 21.01.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.