УДК 613.644 + 613.646]:631.372:613.956/.96
В. А. Бузунов, Ф. И. Гришко, А. М. Нагорная, В. В. Липовой
ВЛИЯНИЕ*ШУМА И ТЕМПЕРАТУРЫ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКОВ ПРИ РАБОТЕ НА ТРАКТОРАХ
Киевский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний
В литературе приводятся данные о повышенной чувствительности организма подростков к высокой температуре, шуму и вибрации (А. И. Цысарь; Л. Л. Ковалева; Л. А. Леонова; Е. А. Гельтище-ва и И. И. Пономаренко), но, как правило, все они касаются изолированного воздействия факторов, уровни и диапазоны которого не всегда характерны для сельскохозяйственных механизмов.
Ранее нами установлено, что в период производственной практики учащиеся зачастую работают на тракторах в условиях шума, вибрации и температуры, превышающих предельно допустимые уровни. Время работы не было четко регламентировано в соответствии с функциональными особенностями подросткового организма. В связи с этим требовалось изучить особенности сочетанного влияния факторов производственной среды на организм подростков 17 и 18 лет при работе на тракторах и регламентировать режим их обучения.
В условиях производственного эксперимента на специально оборудованном полигоне во время 6-часовой работы на тракторах (ЮМЗ-6Л, МТЗ-80, МТЗ-50, МТЗ-52 и Т-140) при сочетаниях различной температуры воздуха и уровней шума нами обследовано 12 учащихся сельского профессионально-технического училища, осваивающих профессию тракториста-машиниста широкого профиля (всего 140 исследований).
Изучали функциональное состояние сердечнососудистой и центральной нервной систем, мышечную работоспособность, состояние слуховой и вибрационной чувствительности, температуру^ кожи общепринятыми методами до работы, в середине
смены и после ее окончания. Измерение слуховой и вибрационной чувствительности, мышечной выносливости, частоты пульса, артериального давления, запись ЭКГ проводили после каждого часа работы. Кроме того, определяли параметры микроклимата (температуру, относительную влажность, скорость движения воздуха), уровни шума и вибрации в кабинах тракторов. Выполнены три серии исследований. В I серии температура воздуха окружающей среды была не выше 24 °С и не ниже 15 °С, шум не превышал уровень, предельно допустимый для подростков — 70 и 60 дБ в ок-тавной полосе 500 и 4000 Гц (Е. А. Гельтищева и И. И. Пономаренко). Во II серии'шум и температура были выше предельно допустимых (соответственно 80—110 дБ и 26—31 °С), в III серии шум выше предельно допустимого при нормальной температуре воздуха (соответственно 80—110 дБ и 15—24 °С). СнижениеХшума до предельно допустимого уровня обеспечивалось применением вкладышей типа ФП-15ш. Параметры вибрации почти на всех тракторах не превышали допустимые и были одинаковыми во всех сериях. Содержание пыли в зоне дыхания было незначительным, концентрация окиси углерода не превышала ПДК. Усилия на рычагах управления, особенно на муфте сцепления и тормозе на некоторых тракторах были выше допустимых по ГОСТу* 12.2.019—76. При анализе полученных данных установлено, что во время работы на тракторах в функциональном состоянии организма подростков возникали изменения, степень выраженности которых зависела от их возраста, уровня шума, генерируемого тракто-
Таблица 1
Частота сердечных сокращений у подростков различного возраста во время работы на тракторе (М±т)
Работа без антифонов Работа с антифонами
Время исследования Б
А Б Р А Р
До работы 72+2,8 83,4+1,6 <0,001 73,2±2,2 74±2,5 >0,05
Во время работы:
через 1 ч 82+4,7 97+4,1 <0,05 78,0±2,3 79,5+3,2 >0,05
Р >0,05 <0,001 >0,05 >0,05
через 2 ч 83,0+4,3 99,2+4.5 <0,05 80,4+2,4 76,1 ±3,1 >0,05
Р <0,05 <0,001 <0,05 >0,05
через 3 ч 84,0+2,5 87,2+3,6 >0,05 82,4+3,2 83,2+3,8 >0,05
Р <0,001 >0,05 <0,05 <0,05
через 4 ч 102,0+3,0 98,1+5,0 >0,05 88,4+4,2 81,0+3,9 >0,05
Р <0,001 <0.02 <0,02 >0,05
через 6 ч 90,0+2,6 87,0+2,8 84,0+3,7 >0,05
Р <0,001 <0,001 <0,05
Примечание. Показатели после каждого часа работы сравнивали с исходными. А — подростки 17 лет.'Б — подростки 18 лет.
Таблица 2
Слуховая чувствительность у подростков различного возраста во время работы на тракторе (М+т)
Слуховая чувствительность, дБ
Время исследования при 500 Гц при 1000 Гц при 4000 Гц
17-летние подростки
До работы 20±0,8 24+1,5 22+3,2
Во время работы:
через 1 ч 30+0,6 38+2,0 29+4,0
Р <0,001 <0,001 >0,05
через 2 ч 29+2,0 37+2,6 28+4,0
Р <0,001 <0,001 >0,05
через 3 ч 29+ 1,4 37+1,8 32+4,1
Р <0,001 <0,001 >0,05
через 4 ч 28+2,3 37+2,9 37±4,9
Р <0,001 <0,001 <0,021
через 6 ч 32+2,0 39±2,0 36+4,1
Р <0,001 <0,001 <0,02
18-летние''подростки
До работы 26+2,0 26+1.9 22+2,1
Во время работы: 28+2,5
через 3 ч 29+2,5 30+2,4
Р >0,05 >0,05 ] <0,05
через 6 ч 30,2±2,0 31 + 1,6 30±2,6
Р >0,05 <0,05 <0,05
Примем а'н и е. Показатели сравнивали с исходными .
рами, и температуры окружающей среды. Так, во время работы подростков на тракторах при шуме и температуре, не превышающих предельно допустимых (I серия, работа с антифонами) отмечалось некоторое напряжение сердечно-сосудистой системы. После 2 ч работы у 17-летних и после 3 ч у 18-летних частота сердечных сокращений увеличивалась на 5—10 в минуту, через 3—5 мин после прекращения работы пульс восстанавливался до исходного уровня (табл. 1). Кожная температура повышалась в пределах физиологических колебаний (0,3—0,5 °С). Слуховая чувствительность не изменялась и составляла 21—22, 27—29, 23— 35 дБ на частотах 500, 1000 и 4000 Гц соответственно. Во II серии, когда шум и температура превышали предельно допустимый уровень, изменения в организме подростков во время работы на тракторе были значительно более выраженными, особенно у 17-летних. У них после 3 ч работы снижалась скорость переработки информации и кратковременная память (на 12%), а у 18-летних эти показатели не менялись. Частота сердечных сокращений увеличивалась на 20—30 уд/мин, начиная со 2-го часа работы. У 17-летних, кроме того, к концу смены удлинялось время восстановления частоты сердечных сокращений после нагрузки и снижалось диастолическое давление. У подростков этого возраста степень повышения температуры была достоверно выше, чем у 18-летних.
Слуховая чувствительность снижалась после 1 ч работы и оставалась на этом уровне до конца дня (табл. 2). При этом у 17-летних подростков снижение составляло 14 и 15 дБ, а у 18-летних — 5—
8 дБ. Восстановление ее наступало после прекращения работы через 15 мин лишь у 18-летних на некоторых частотах. При работе в условиях воздействия шума выше предельно допустимого и нормальной температуре воздуха (не выше 24 °С— III серия) изменения слуховой чувствительности и сердечно-сосудистой системы были аналогичными отмечаемым во II серии. Состояние высшей нервной деятельности в этом случае существенно не менялось. Кожная температура повышалась незначительно.
Результаты множественного корреляционного анализа позволили установить степень взаимосвязи между изменениями функций высшей нервной деятельности, терморегуляции, сердечно-сосудистой системы, слуховой чувствительности и факторами производственной среды. При неблагоприятном микроклимате (высокая температура и влажность) имелись незначительные изменения скорости и объема переработанной информации (г= 0,25—0,30) и более выраженные функции терморегуляции и слуховой чувствительности (г=0,26— 0,40) при сочетанием воздействии шума и высокой температуры. Уменьшение или исчезновение функциональных сдвигов при применении антифонов свидетельствовало о большой роли шума в их возникновении. Следовательно, во время работы на тракторе при шуме и температуре выше предельно допустимых в организме подростков появляются изменения, свидетельствующие о развитии утомления. При этом в одних системах они возникают на 2—3-м часу работы, в других — к концу смены. Более ранние и более выраженные функциональные изменения выявлены у 17-летних подростков. Восстановление функций после прекращения работы у 18-летних происходит раньше, чем у 17-летних.
С применением антифонов при нормальной температуре окружающей среды сдвиги, возникающие в организме 17-летних подростков, менее значительны, а у 18-летних почти отсутствуют.
На основании результатов описанных исследований можно считать, что при 6-часовой смене 17-летние подростки могут работать на современных тракторах с обязательным применением антифонов при температуре воздуха в кабине не выше 25—28 °С.
Выводы
1. Работа подростков 17- и 18-летнего возраста на тракторах при шуме и температуре, превышающих предельно допустимые, вызывает в организме сдвиги, свидетельствующие об утомлении. При этом функциональные изменения у 18-летних менее выражены, чем у 17-летних, и исчезали быстрее.
2. При снижении шума и температуры до предельно допустимого уровня работоспособность у 17-летних подростков во время работы на тракторах уменьшается менее значительно, а у 18-летних сохраняется в течение всей смены на хорошем уровне.
ЛИТЕРАТУРА
Гельтищева Е. А., Пономаренко И. И. — Гиг. и сан.,
1968, № И, с. 34—38. Ковалева Л. Л. — В кн.: Ин-т гигиены детей и подростков. Конференция молодых науч. работников. 1-я. Материалы. М.. 1966, с. 43—46. Леонова [Л. А. — В кн.: Вопросы школьной гигиены. М., 1967. ¡с. ¡91—98. '
Цысарь А. И. Гигиеническая оценка воздействия шумо-вибрационного фактора на организм подростков в условиях производства. Дис. канд. М., 1965.
Поступила 17/X11 1979 г.
EFFECT OF NOISE AND TEMPERATURE ON ADOLESCENTS DURING TRACTOR DRIVING
V. A. Buzunov, F. I. Grishko, A. M. Nagornaya, V. V. Lipovoy
CDinbined effects of noise and temperature of various levels were studied in 17- and 18-year-old students of a rural vocational technical school during 6 hours of tractgr driving as part of their practical training. Driving a tractor at noise and temperature levels exceeding the permissible values caused functional alterations indicative of fatigue. Such alterations appeared after 2-3 hours of driving in some bodi-
ly systems and toward the end of the shift in others, and they set in earlier and were more marked in the younger adolescents. The functions returned to normal more rapidly in the older students. Driving under normal temperature in the presence of appropriate counternoise involved smaller alterations in the younger subjects and very slight, if any, alterations in the older ones.
УДК 612.766.1:377.5:83
В. С. Степанок
ОСОБЕННОСТИ РЕЖИМА ДНЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕН ОВ I КУРСА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТЕХНИКУМА
Киевский медицинский институт им. акад. А. А. Богомольца
Целью работы являлось изучение бюджета времени и работоспособности учащихся I курса сельскохозяйственного техникума и определение влияния учебной нагрузки путем учета общей работоспособности и оценки функционального состояния организма для выбора путей организации рационального учебного режима.
Исследования проведены в условиях естественного эксперимента на^базе Петровского сельскохозяйственного техникума (Одесская область, 1975—1976 гг.). Под наблюдением находилось 30 практически здоровых учащихся I курса в 1 возрасте 15—16 лет. Изучали сдвиги функционального состояния центральной нервной системы: скорость двигательных реакций на звуковой и световой раздражители (1080 исследований), динамику работоспособности по корректурной методике (2600 исследований), суточный режим дня студентов (345 человеко-дней наблюдений). Исследования выполняли в динамике учебного дня и недели.
Учебная нагрузка в 1-й год обучения в техникуме составляла 42 ч в неделю. Учебный распорядок I дня следующий: занятия начинались в 8 ч 45 мин, учебный день, как правило, состоял из 4 пар сдвоен-I шх уроков. После каждого 45-минутного урока 1 редусмотрен 5-минутный перерыв. Перемена пос-г сдвоенного урока длилась 10 мин, после второй ары занятий — 20 мин. • При анализе бюджета времени выявлен ряд нарушений режима дня первокурсников: длительные (до 7—8 ч) перерывы между приемами пищи, от-
сутствие свободного времени, сокращение продолжительности сна. На приготовление домашних заданий у 4,2% учащихся расходуется до 4 ч, у 16% — до 3 ч, у 61,4% — от 1 до 2 ч ежедневно. На учебную работу в техникуме и внеаудиторные занятия большинство студентов тратят около 9 ч, что значительно превышает рекомендованную суммарную длительность учебной работы континген-тов данного возраста (15—16 лет). Утомительность такой нагрузки подтверждается данными о самочувствии учащихся в конце учебного дня: 69% в анкетах указали, что «чувсти'т усталость», «хочется отдохнуть».
Рекомендуемая продолжительность сна для школьников 15—16 лет равна 9—91/г ч, что, безусловно, можно принять и для первокурсников техникума. Исследования показали, что у 60,2% студентов продолжительность сна менее 8 ч, у 14,1 % — менее 7 ч, причем более половины (57,8%) ложатся спать после 23 ч
уЛногие студенты проводят м-ло времени на свежем воздухе: 10,1% из них — в среднем по 2х/а ч и менее, а 57,6% — по 1 ч и менее, остальные бывают на воздухе лишь по дороге в техникум.
Первокурсники очень мало уделяют внимания физкультуре и спорту (за исключением 2 уроков физкультуры в неделю), только 20,3% занимаются в спортивных секциях при техникуме и 30,4% делают утреннюю зарядку.
Оценка режима питания показала, что завтракали 68,5% студентов, обедали 96,2%, ужинали 89,4%.
2 Гигиена и санитария № 9
— 33 —