Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СФЕРЫ ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ'

ВЛИЯНИЕ СФЕРЫ ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО - ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкова А.Г., Паболков Д.Н.

П р е д м е т. Зависимость между уровнем развития спортивной сферы и экономическим эффектом, возникающим в результате укрепления здоровья граждан. Роль государства в развитии сферы физической культуры и спорта. Т е м а . Роль сферы физической культуры и спорта в общем дискурсе регионального развития. Ц е л и . Анализ перспектив развития сферы физической культуры и спорта в региональном формате. М е т о д о л о г и я . Логический анализ инструментов развития сферы физической культуры и спорта на региональном уровне. Р е з у л ь т а т ы . По итогам обзора государственной политики в сфере развития физической культуры и спорта на региональном уровне сделаны выводы о том, что развитие спортивной сферы в России тесно связано с финансированием из бюджетной системы государства, что в условиях дефицита бюджета и режима экономии отрицательно влияет на степень полноты реализации проектов в данной сфере. В настоящее время рыночная подсистема в этой сфере слабо развита. Итоги научного исследования убедительно свидетельствуют о том, что для решения возникающих сложностей рекомендуется принять меры по проведению диверсификации источников финансирования с возможным привлечением в данную сферу бизнеса. О б л а с т ь п р и м е н е н и я . Управление развитием сферой физкультуры и спорта на региональном уровне. В ы в о д ы . Спортивная сфера, являясь многогранным компонентом экономической системы страны, развивается и требует незамедлительного решения вопроса дифференциации возможных источников ее финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ON REGIONAL DEVELOPMENT

S u b j e c t . The relationship between the level of development of the sports sphere and the economic effect resulting from improving the health of citizens. The role of the state in the development of physical culture and sports. T o p i c . The role of physical culture and sports in the general discourse of regional development. P u r p o s e. Analysis of prospects for the development of physical culture and sports in regional management. M e t h o d o l o g y. Logical analysis of tools for the development of physical culture and sports at the regional level. R e s u l t s . According to the results of the review of the state policy in the field of physical culture and sports development at the regional level, conclusions are drawn that the development of the sports sphere in Russia is closely linked with financing from the state budget system, which in conditions of budget deficit and economic regime negatively affects the degree of completeness of projects in this area. Currently, the market subsystem in this area is poorly developed. The results of the scientific research convincingly indicate that in order to solve the emerging difficulties, it is recommended to take measures to diversify the sources of financing with possible involvement in this area of business. A p p l i c a t i o n a r e a . Managing the development of physical education and sports at the regional level. C o n c l u s i o n s . The sports sphere, being a multifaceted component of the country’s economic system, is developing and requires an immediate solution to the issue of differentiation of possible sources of its financing.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СФЕРЫ ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

социальная экономика, политика и демография: региональный контекст

УДК 332.14.

ВЛИЯНИЕ СФЕРЫ ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Коды JEL: R13, Z29

Волкова А. Г., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов и менеджмента, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия

E-mail: ppivolk@mail.ru

SPIN-код: 9983-1990

Паболков Д. Н., магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия

E-mail: pabexdn@yandex.ru

SPIN-код: отсутствует

Поступила в редакцию 06.08.2022. Принята к публикации 19.08.2022

Аннотация

Предмет. Зависимость между уровнем развития спортивной сферы и экономическим эффектом, возникающим в результате укрепления здоровья граждан. Роль государства в развитии сферы физической культуры и спорта.

Тема. Роль сферы физической культуры и спорта в общем дискурсе регионального развития.

Цели. Анализ перспектив развития сферы физической культуры и спорта в региональном формате.

Методология. Логический анализ инструментов развития сферы физической культуры и спорта на региональном уровне.

Результаты. По итогам обзора государственной политики в сфере развития физической культуры и спорта на региональном уровне сделаны выводы о том, что развитие спортивной сферы в России тесно связано с финансированием из бюджетной системы государства, что в условиях дефицита бюджета и режима экономии отрицательно влияет на степень полноты реализации проектов в данной сфере. В настоящее время рыночная подсистема в этой сфере слабо развита. Итоги научного исследования убедительно свидетельствуют о том, что для решения возникающих сложностей рекомендуется принять меры по проведению диверсификации источников финансирования с возможным привлечением в данную сферу бизнеса.

Область применения. Управление развитием сферой физкультуры и спорта на региональном уровне.

Выводы. Спортивная сфера, являясь многогранным компонентом экономической системы страны, развивается и требует незамедлительного решения вопроса дифференциации возможных источников ее финансирования.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, региональное развитие, государственно-частное партнерство

UDK 332.14

THE IMPACT OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ON REGIONAL

DEVELOPMENT

JEL Codes: R13, Z29

Volkova A. G., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Finance and Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA Branch), Voronezh, Russia

E-mail: ppivolk@mail.ru

SPIN-code: 8333-0535

Pabolkov D. N., Master's student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA branch), Voronezh, Russia

E-mail: pabexdn@yandex.ru

SPIN-код: absent

Annotation

Subject. The relationship between the level of development of the sports sphere and the economic effect resulting from improving the health of citizens. The role of the state in the development of physical culture and sports.

Topic. The role of physical culture and sports in the general discourse of regional development.

Purpose. Analysis of prospects for the development of physical culture and sports in regional management.

Methodology. Logical analysis of tools for the development of physical culture and sports at the regional level.

Results. According to the results of the review of the state policy in the field of physical culture and sports development at the regional level, conclusions are drawn that the development of the sports sphere in Russia is closely linked with financing from the state budget system, which in conditions of budget deficit and economic regime negatively affects the degree of completeness of projects in this area. Currently, the market subsystem in this area is poorly developed. The results of the scientific research convincingly indicate that in order to solve the emerging difficulties, it is recommended to take measures to diversify the sources of financing with possible involvement in this area of business.

Application area. Managing the development of physical education and sports at the regional level.

Conclusions. The sports sphere, being a multifaceted component of the country's economic system, is developing and requires an immediate solution to the issue of differentiation of possible sources of its financing.

Keywords: physical culture, sports, regional development, public-private partnership.

Введение

В последние годы все больше и больше внимания уделяется развитию спорта и его популяризации, причем в данном процессе первоначальный упор делается на его роль в социальной жизни общества. В то же время важно помнить, что физкультура и спорт являются не -отъемлемым компонентом экономики государства и общества. Определяя структурные изменения в поведении потребителей, спорт оказывает прямое влияние на изменение таких характеристик человеческого капитала как здоровье, долголетие и другие.

Развиваясь ускоренными темпами, что осо -бенно заметно в последние несколько десятилетий, спорт трансформировался в целую сферу и даже индустрию, которая удовлетворяет

DOI: 10.22394/1997-4469-2022-58-3-89-94

потребности людей в зрелищно-массовых мероприятиях, которые в последние голы все чаще переходят в категорию бизнеса и становятся привлекательным объектом для вложения капитала с целью обогащения. Экономический рост в стране и регионе во многом объясним распространением здорового образа жизни среди населения и развитием физкультуры и спорта. Так трудовые ресурсы общества определяются конкретными качествами каждого работника, то есть его интеллектуальными и физическими возможностями. Занимаясь спортом, человек сам активизирует приток сил в организме, повышает иммунитет. Таким образом, четко прослеживается заинтересованность государства в развитии здорового образа жизни и спорта. Именно этот специфический компонент жизни

общества способен минимизировать заболеваемость, особенно сезонную, повысить производительность труда и, как результат, объем производства валовой продукции.

Обзор литературы

Учеными доказано, что сочетание умственного труда, что в большей степени характерно для городских жителей, с физическими занятиями спортом, благоприятно влияют в целом на организм и его работоспособность, повышаются умственные способности. Принято считать, что это возникает в следствие включения специфических биологических процессов, происходящих в организме, что позволяет человеку быть более выносливым, волевым, морально и физически устойчивым, гарантирует позитивный настрой. Перечисленный ряд факторов способствует укреплению душевных сил организма и повышению его способности к труду вне зависимости от его вида, физического или умственного [8].

На основе многочисленных исследований выявлено, что занятие спортом продляют не только продолжительность жизни человека, но и его активную трудоспособность, что особенно актуально в условиях почти повсеместного старения населения. Эта тенденция еще усугубляется тем, что статистические данные показывают снижение рождаемости. В дальнейшем по истечению времени в данной цепочке следствий просматривается пенсионная проблема, возникающая из-за увеличения пенсионного возраста. Особо остро этот вопрос стоит на государственном уровне[9].

Методы исследования

Для проведения исследования и разработки предложений и рекомендаций использовались следующие методы научного познания:

— анализа и синтеза;

— монографический;

— наблюдения;

— сравнения.

Результаты

Существует определенная сложность при выявлении «внутренней» эффективности сферы физической культуры и спорта, много аспектов связано с тем, что данная сфера представляет собой комплекс подсистем, в которых осуществляется не только материальное производство товаров, но и оказывается целый комплекс разнородных услуг. Сфера физкультуры и спорта охватывает разнородные аспекты и экономические процессы, начиная от производства товаров спортивного характера до оказания разного рода услуг в самой этой сфере и в смежных областях. Именно комплексный подход к рассмотрению данных процессов позволяет, выявляя связи зависимости, грамотно управлять и достигать максимального эффекта. Причем взаимодействие компонентов настолько сильно переплетено, что отдельно они функционировать не могут, следовательно, выпадение одного из компонентов из производственного процесса снизит эффективность и принесет колоссальные убытки в данной сфере. Причем, все же главным видом деятельности здесь является оказание спортивных услуг.

Следует отметить, что наблюдается четкая зависимость между уровнем развития спортивной сферы и экономическим эффектом, возникающим в результате укрепления здоровья граждан.

На текущий момент российская сфера физической культуры и спорта критически зависима от бюджетных источников. Данные последних лет указывают на то, что не менее 80 % финансовых поступлений в сферу физической культуры и спорта — это ассигнования из бюджета. Мы можем наблюдать прямую зависимость между притоком инвестиций в сферу физической культуры и спорта и долей населения систематически занимающегося физической культурой и спортом.

50,0% 45,0% 40,0%% 35,0% 30,0% 25,0% 20,0% 15,0% 10,0% 5,0% 0,0%

2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011

Рис. Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом

Максимальные расходы федерального бюджета в процентах от ВВП Российской Федерации объяснимы проведением Олимпийских игр. В 2014 году их значение достигло 0,14 % от ВВП. То, что является уникальным случаем для российской действительности — текущая практика развитых стран, где расходы на сферу физической культуры и спорта стандартно равны около 2 % от ВВП. Соответственно, и доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом выше — 40—60 %.

Удельный вес расходов, запланированных на финансирование спортивной сферы в РФ различный и во многом определяется заинтересованностью государственной власти в развитии данного направления в конкретном регионе.

Развитие спортивной сферы в России тесно связано бюджетным финансированием. В настоящее время рыночная подсистема в данной сферы слабо зависит от величины бюджетного финансирования и продолжает развиваться. Таким образом, для решения возникающих сложностей рекомендуется принять меры по проведению диверсификации источников финансирования с возможным привлечением в данную сферу бизнеса. В то же время пока не существует соответствующей нормативно-правовой базы для полноценного проведения данного процесса.

Выводы

Трудовые ресурсы общества определяются конкретными качествами каждого работника, то есть его интеллектуальными и физическими возможностями. Занимаясь спортом, человек сам активизирует приток сил в организме, повышает иммунитет. Таким образом, четко прослеживается заинтересованность государства в развитии здорового образа жизни и спорта. Именно этот специфический компонент жизни общества способен минимизировать заболеваемость, особенно сезонную, повысить производительность труда и, как результат, объем производства валовой продукции. Нами был сделан вывод, что на основе многочисленных исследований учеными доказано, что занятие спортом продляют не только продолжительность жизни человека, но и его активную трудоспособность, что особенно актуально в условиях почти повсеместного старения населения. Эта тенденция еще усугубляется тем, что статистические данные показывают снижение рождаемости. В дальнейшем по истечению времени в данной цепочке следствий просматривается пенсионная проблема, возникающая из-за увеличения пенсионного возраста. Особо остро этот вопрос стоит на государственном уровне.

Спортивная сфера, являясь многогранным компонентом экономической системы страны, развивается и требует незамедлительного ре-

шения вопроса дифференциации возможных источников ее финансирования. Бурное развитие физкультуры и спорта в Российской Федерации, происходящее в настоящее время, имеет ряд проблем, требующих незамедлительного своего решения. Причем дальнейшее устойчивое функционирование данной сферы, на наш взгляд, невозможно без привлечения инвестиций, причем усилия в данном направлении должны быть комплексными, так как следует частные усилия поддерживать государством. Выявлено, что спортивная сфера России в качестве источников финансирования имеет бюджетные средства. Причем это является особо значимой чертой ее отличия от американской системы, где расходы в данной сфере покрываются за счет сбалансированной системы налогообложения бизнеса и возможности ведения коммерческой деятельности самими спортивными учреждениями, например, за счет продажи сувенирной продукции, лотерейных билетов и продажи прав на выступления спортсменов. В нашей стране, именно региональные бюджеты финансируют спортивную сферу, помощь им оказывают и различные бизнес-структуры, которые в качестве благотворительности берут на себя содержание какого-либо спортивного клуба или объединения. Для решения возникающих сложностей возможно принять меры по проведению диверсификации источников финансирования с возможным привлечением в данную сферу бизнеса. В то же время пока не существует соответствующей нормативно- правовой базы для полноценного проведения данного процесса, хотя в форме государственно-частного партнерства встречаются такие проекты.

В этой связи, актуальность перехода к сотрудничеству в формате государственно-частного партнерства подтверждается хозяйственной практикой. Однако такой переход требует реализации целого ряда мер, состоящего из следующих элементов: нормативно-регламентная база; техническое обеспечение взаимодействия; система мотивации участников взаимодействия; система комплексного обучения специалистов. Проблема поиска источников финансирования является сложной для любой организации, особенно это качается социальной сферы, которая чаще всего не может дать гарантированной прибыли на вложенный капитал. В настоящее время требуется оптимизировать процесс поиска источников финансирования, так как присутствует ряд факторов, ограничивающих данный процесс: узкий перечень ресурсов, широкий набор функций и их сложное переплетение особенно по уровням управления. В то же время расширяется спектр задач, решаемых государственной властью. В связи с этим и происходит совершенствование способов и методов публичного управ-

ления. Одним из перспективных пунктов в данном направлении, на наш взгляд, и является механизм государственно-частного партнерства.

Следует подчеркнуть, что сфера физкультуры и спорта имеет не только, и не сколько, экономическую значимость, но и значимость с точки социального эффекта. Ее правовое регулирование обязано учитывать двойственный характер развития спортивной сферы.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения: 29.07.2022).

2. О физической культуре и спорте в Российской Федерации. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант. — URL: http:// http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 28.07.2022).

3. Стратегия развития спортивной индустрии до 2035 года [Электронный ресурс]. — URL: http://static.government.ru/media/files/hAd S1Ag79t4b0gc0fxhmA6MZb8VLbYGR.pdf (дата обращения: 04.07.2022)

4. Методические материалы для органов власти субъектов Российской Федерации о реализации проектов на основе государственно-частного партнерства по развитию спортивной инфраструктуры [Электронный ресурс]. — URL: https://www.minsport.gov.ru/2017/ doc/A5_Sport_2_2017_e_.pdf (дата обращения: 20.07.2022).

5. Паспорт национального проекта «Демография» [Электронный ресурс]. — URL: http:// static.government.ru/media/files/Z4OMjDgCaeoh KWaA0psu6lCekd3hwx2m.pdf (дата обращения: 04.07.2022).

6. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. Министерство спорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. —URL: https://www. minsport.gov.ru/ activities/federal-programs/2/26363/ (дата обращения: 16.07.2022 г.).

7. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. — URL: http://static.government.ru/media/files/Rr4JTrKDQ 5nANTR1Oj29BM7zJBHXM05d.pdf (дата обраще -ния 03.07.2022)

8. Рожков П. А. Развитие физической культуры и спорта в современном мире: организационно-управленческие, финансовые и нормативно-правовые проблемы : монография / П. А. Рожков. — Москва : Советский спорт, 2015. — 256 с.

9. Попова А. О. Экономическая составляющая индустрии услуг физической культуры и спорта в России и за рубежом / А. О. Попова, Л. А. Иванова, А. Ю. Алексин // OlymPlus. Гуманитарная версия. — 2017. — № 1 (4). — С. 80—84.

LIST OF LITERATURE

1. On public-private partnership, municipal-private partnership in the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation. Federal Law of July 13, 2015 No. 224-FZ [Electronic resource] // Consultant. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_182660/ (date of access: 07/29/2022).

2. About physical culture and sports in the Russian Federation. Federal Law No. 329-FZ of December 4, 2007 [Electronic resource] // Consultant. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_73038/ (date of access: 28.07.2022).

3. Strategy for the development of the sports industry until 2035 [Electronic resource]. — URL: http://static.government.ru/media/files/hAdS1Ag79 t4b0gc0fxhmA6MZb8VLbYGR.pdf (Date of access: 07/04/2022)

4. Methodological materials for the authorities of the constituent entities of the Russian Federation on the implementation of projects based on public-private partnerships for the development of sports infrastructure [Electronic resource]. — URL: https://www.minsport.gov.ru/2017/doc/A5_ Sport_2_2017_e_.pdf (date of access: 20.07.2022).

5. Passport of the national project «Demography» [Electronic resource]. — URL: http://static. government.ru/media/files/Z4OMjDgCaeohKWaA 0psu6lCekd3hwx2m.pdf (date of access: 07/04/2022)

6. Strategy for the development of physical culture and sports for the period up to 2020. Ministry of Sports of the Russian Federation [Electronic resource]. — URL: https://www. minsport.gov.ru/ activities/federal-programs/2/26363/ (date of access: 07/16/2022)

7. Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030 [Electronic resource]. — URL: http://static.government.ru/media/files/Rr4JTrK DQ5nANTR1Oj29BM7zJBHXM05d.pdf (accessed 07/03/2022)

8. Rozhkov P. A. Development of physical culture and sports in the modern world: organizational, managerial, financial and legal problems : monograph / P. A. Rozhkov. — Moscow : Soviet sport. — 2015. — 256 p.

9. Popova A. O. Economic component of the industry of services of physical culture and sports in Russia and abroad / A. O. Popova, L. A. Ivanova, A. Yu. Aleksin // OlymPlus. Humanitarian version. — 2017. — No. 1 (4). — Pp. 80—84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.