The impact of the Internet on the comparative advantages and disadvantages of intellectual property (the need to create a new distribution strategy REID)
Krivtsova A.1, Nalobin A.2
Влияние сети Интернет на сравнительные преимущества и недостатки интеллектуальной собственности (необходимость создания новой
стратегии распространения РИД)
12 Кривцова А.О. , Налобин А.М.
1Кривцова Анна Олеговна / Krivtsova Anna Olegovna - студент;
2Налобин Алексей Михайлович /Nalobin Alexey Mikhailovich - студент, экономический факультет,
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва
Abstract: watching the steady decline in sales of the record companies, economists predicted the inevitable collapse of the music industry. However, technological progress continues. Influence of the Internet is concerned not only with the ability of consumers to purchase illegally record, but it also provided the industry fundamentally new ways of distribution, promotion and marketing.
Аннотация: на рубеже нового тысячелетия, когда начался подъем Всемирной сети и пиринговых файлообменных сервисов, многие предсказывали, что вскоре музыкальная индустрия понесет катастрофические потери продаж и будет обречена. Однако технологический прогресс продолжается с небывалой скоростью. Влияние Интернета не останавливается на возможности потребителей незаконно приобретать аудиозаписи, но также предоставил индустрии принципиально новые способы распространения, продвижения и маркетинга.
Keywords: intellectual property, music, recording industry, file-sharing systems, the Internet. Ключевые слова: интеллектуальная собственность, музыка, индустрия звукозаписи, файлообменные сети, Интернет.
Массовое распространение сети Интернет и появление цифрового формата РИД позволили людям обмениваться данными продуктами без значительных затрат на любом расстоянии. Значительную роль сыграло развитие пиринговых файлообменных сетей (I2P, Gnutella2, EDonkey, BitTorrent и др.), которые дают возможность находить и скачивать файлы других пользователей, находящиеся в открытом доступе.
Первая пиринговая сеть Napster, внедрившаяся в общественное создание в 1999 году, предоставила возможность ее пользователям бесплатно обмениваться файлами, нелегально приобретая MP3 файлы. Её влияние на работу индустрии и попытки лейблов противостоять мошенничеству необычайно привлекли внимание прессы. Находясь в центре событий, звукозаписывающие компании убеждают себя в том, что необходимо как можно скорее остановить файловый обмен, так как в противном случае они понесут большие, возможно, фатальные потери. Дело Napster стало настоящей битвой между индустрией развлечений и миллионами людей, которые используют сеть Интернет для нелегального скачивания ограняемых авторским правом произведений. Существовало предположение о том, что данные пользователи, в отсутствие пиринговых технологий, стали бы покупателями на музыкальном рынке. Несмотря на то, что в борьбе с сетью Napster лейблам удалось одержать победу, параллельно возникло множество новых пиринговых сетей, чья популярность стремительно росла. Так, например, в 2009 году количество поисковых запросов для несанкционированного закачивания файлов в Интернете достигло отметки 1,5 млрд.
На протяжении почти десяти лет выручка звукозаписывающей индустрии продолжала сокращаться. За период с 1999 по 2013 годы объем выручки на музыкальном рынке США уменьшился в 2,4 раза в относительном и на 8,4 млрд. долл. в абсолютном
выражении. Несмотря на то, что в данной работе анализируются показатели продаж и выручки музыкального рынка США, мы можем предположить, что, в связи с наличием большого количества компьютерной техники, широкого доступа в Итернет, CD-производства и возможности приобрести музыкальные альбомы на законных основаниях, на примере данного рынка можно выявить любые последствия развития сети Интернет
[4].
Выручка, МЛН. ДОЛЛ.
16 000,0 14 000,0 12 000,0 10 000,0 8 000,0 6 000,0 4 000,0 2 000,0 0,0
1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Год
Рис. 1. Динамика совокупной выручки в звукозаписывающей индустрии США
На протяжении всего рассматриваемого периода продажа музыкальных альбомов была основной приносящей доход деятельностью в индустрии звукозаписи. В период до 2000 года их доля в выручке росла, достигнув в 2000 году отметки в 92% от общей выручки. С возникновением первой пиринговой системы Napster в 1999 году и ростом активности пользователей файлообменных сетей, доля доходов от продаж музыкальных альбомов постепенно сократилась до 35% в 2013 году. Данное явление обусловлено падением продаж музыкальных альбомов в целом на 81% в настоящее время относительно показателя 2000 года. За последние несколько лет всё большее значение приобретают цифровые музыкальные продукты. Согласно данным RIAA, доля цифровых продаж на музыкальном рынке составляет около 64% от общей выручки индустрии.
Доля в выручке, %
Год
Рис. 2. Структура выручки звукозаписывающей индустрии США в 1996-2013 гг.
Продажи, млн. ед. Динамика объема продаж музыкальных альбомов на рынке США в
1996 - 2013 гг.
Год
Рис. 3. Динамика продаж музыкальных альбомов на рынке США в 1996 - 2013 гг.
На рис. 3 мы видим, что с момента появления первой пиринговой сети Napster (1999) объем продаж музыкальных произведений неуклонно сокращался. Необходимо также отметить, что данный спад имел место не только на музыкальном рынке США, но и на других наиболее крупных рынках мира [5].
Данные свидетельствуют о том, насколько сильные изменения претерпел музыкальный рынок под влиянием сети Интернет. На сегодняшний день практически каждый пользователь Интернета нелегально скачивал музыку, по крайней мере, один раз. Легально приобретенным за денежную плату аудиозаписям сложно конкурировать с широко доступными бесплатными аналогами. И утверждение о том, что файловый обмен эквивалентен краже, не оказывает особого влияния на поведение индивидуумов, так как слишком многие люди, их окружающие, также к этому причастны. Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) не раз предъявляла обвинения в пиратстве простым пользователям сети, предоставляющим доступ другим пользователям пиринговых сетей к своей музыкальной библиотеке. Очевидно, что победы в судебных исках против выборочных правонарушителей не оказывают эффективного влияния на ситуацию в индустрии. Говоря о проблеме пиратства в Англии, обратимся к словам музыканта Эда Ширана: «Я продал 1,2 миллиона альбомов, и, согласно статистике, 8 миллионов альбомов были скачаны в сети
нелегально. Девять миллионов человек в Англии имеют мой альбом, что вполне приятно». Растущая популярность артиста ведет к росту спроса на его живые выступления, поэтому музыканты не так сильно обеспокоены последствиями файлового обмена. Однако лейблы придерживаются иного мнения, наблюдая сокращение собственной выручки наполовину в течение последнего десятилетия.
Мнения исследователей, изучающих изменения, произошедшие в музыкальной индустрии под воздействием сети Интернет, разделились. Большинство в своих работах приходит к выводам о том, что наблюдаемое сокращение объема продаж музыкальных произведений целиком объясняется распространением файлообменных интернет-сетей, что также подтверждается фактами из альтернативных гипотез, предложенных для объяснения снижения уровня продаж. С. Дж. Либовиц [4] проанализировал данные альтернативные гипотезы и говорит о том, что они не являются в должной мере эмпирически обоснованными, а, следовательно, именно файлообменные сети стали причиной всего спада продаж в период после 2000 года. Тем не менее, существуют и противоположные мнения касательно гипотезы негативного влияния файлового обмена на продажи на музыкальном рынке. В связи с этим далее мы переходим к собственному эмпирическому анализу взаимосвязи использования пиринговых сетей пользователями сети Интернет и продаж звукозаписывающей индустрии.
Существует множество факторов, способных в определенной степени оказывать влияние на продажи индустрии звукозаписи. Наиболее значимыми и представляющими наибольший интерес факторами, на наш взгляд, являются показатели распространения сети Интернет и пиринговых файлообменных сетей.
Согласно первоначальным предположениям, объем продаж имеет отрицательную связь с развитием сети Интернет и распространением пиринговых систем.
В ходе построения модели анализируются связи между такими переменными как:
1) годовой объем продаж индустрии звукозаписи США в 1995 -2013 годах;
2) среднегодовое количество пользователей пиринговых файлообменных сетей в период 1995-2013 годов;
3) количество пользователей Всемирной сети в период 1995 -2013 годов.
Статистические данные относительно показателя продаж индустрии звукозаписи,
используемые в настоящем исследовании, взяты из годовых отчетов Американской ассоциации звукозаписывающих компаний (Recording Industry Association of America, RIAA) за 2005, 2011, 2012 и 2013 годы. Данные о количестве пользователей файлообменных сетей были взяты с интернет-портала slyck.com, занимающегося изучением пиринговых систем и регулярно публикующего статьи по данной тематике и статистику использования пиринговых сетей. Также использована статистика количества интернет-пользователей, предоставленная Всемирным банком и опубликованная на сайте организации в разделе статистики.
В попытке построения регрессии с объясняющей переменной «количество пользователей пиринговых сетей», были получены нестационарные ряды. В связи с этим мы не можем построить несмещенные оценки влияния количества пользователей пиринговых файлообменных сетей на объем продаж индустрии звукозаписи. Переходим к построению модели на основе количества пользователей сети Интернет.
Для того чтобы построить адекватную регрессию, которая будет моделировать взаимосвязь количества интернет-пользователей и продаж (в единицах продукции) звукозаписывающей индустрии необходимо проверить исследуемые ряды на стационарность. Таким образом, оценки полученной регрессии будут несмещенными и состоятельными только в том случае, если оба анализируемых ряда данных являются стационарными.
В качестве объясняемой переменной в нашей модели будет выступать прирост продаж звукозаписывающей отрасли, в качестве объясняющей — прирост количества
интернет-пользователей в мире. Проведем тест Дики-Фулера на наличие единичного корня для исследуемых рядов, нулевая гипотеза которого, состоит в нестационарности ряда.
В результате полученной модели была подтверждена гипотеза об отрицательном влиянии распространения сети Интернет на продажи индустрии звукозаписи. При изменении темпов прироста количества пользователей сети Интернет на 1 процентный пункт, темп прироста продаж индустрии снижается на 0,46 процентных пунктов. Данный вывод схож с результатами, полученными множеством других авторов, чьи исследования были описаны в предыдущем разделе данной главы.
Сегодня музыкальная индустрия стоит перед лицом крупнейших проблем. Будучи устойчиво растущим в течение длительного периода времени, данный сектор претерпел кардинальные изменения с начала 21-ого века. Развитие сети Интернет привело к реструктуризации музыкальной индустрии. Звукозаписывающие компании частично потеряли контроль, некогда позволяющий им поддерживать цены на музыкальные товары и собственную прибыль на высоком уровне. В конечном счете, фундаментальные изменения технологий производства, дистрибуции и продвижения перераспределили прибыль и создали новые бизнес возможности.
Литература
1. Blackburn. On-line piracy and recorded music sales // Working Paper, Department of Economics, Harvard University, 2004.
2. Hong. The recent growth of the internet and changes in household-level demand for entertainment. // Information Economics and Policy, 2007
3. Hong. Measuring the Effect of Napster on Recorded Music Sales: Difference-in-differences Estimates under Compositional Changes. // Journal of Applied Econometrics. 2011.
4. Liebowitz, Stan J. Will MP3 downloads Annihilate the Record Industry? // School of management, University of Texas at Dallas. 2003.
5. Liebowitz, Stan J. File-sharing: Creative destruction or just Plain Destruction? // Journal of Law and Economics.2006. №49. pp. 1-28.
6. Liebowitz, Stan J. Testing File-sharing's Impact on Music Album Sales in Cities. // Management Science. 2008. №54. pp. 852-859.
7. Michel. The impact of Digital File Sharing in the Music Industry: an Empirical analysis // Topics in Economic Analysis & Policy. 2006. № 6.
8. Zentner. File-sharing and International Sales of Copyrighted Music: an empirical analysis with a panel of countries. // Topics in Economic Analysis and Policy. 2005. №5. pp. 1-15.
9. Zentner. Measuring the effect of music downloads on music purchases. // Journal of Law and Economics. 2006. №49. pp. 63-90.