Научная статья на тему 'Интеракция в пиринговых сетях bittorent'

Интеракция в пиринговых сетях bittorent Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
188
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАЙЛООБМЕН / ТОРРЕНТ / ПИРАТСТВО / ИНТЕРАКЦИЯ / КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СООБЩЕСТВА / FI LE-SHARING / BITTORRENT / PIRACY / INTERACTION / CULTURAL COMMUNICATION / COMMUNITIES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зубенко Дмитрий Русланович

Автор рассматривает феномен файлообмена посредством Интернет с использованием технологии bittorent. С одной точки, зрения файлообмен это нарушение прав собственников интеллектуальной продукции. С другой, пользователи, вступающие в интеракцию, заинтересованы в сотрудничестве и образуют новые сообщества. Процесс обмена музыкой и фильмами рассматривается не как пиратство, но как культурная коммуникация в условиях развитых информационных технических средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An interaction within peer-to-peer Bittorent newtworks

Article highlights the phenomenon of fi le-sharing via internet using Bittorrent technology. On the one hand, fi lesharing is a violation of rights of intellectual propertys owners. On the other hand, users coming into interaction are interested in cooperation and found new communities. And the process of swapping music and movies is examined not as piracy, but as cultural communication within the circumstances of developed technologies.

Текст научной работы на тему «Интеракция в пиринговых сетях bittorent»

Д. Р. Зубенко

ИНТЕРАКЦИЯ В ПИРИНГОВЫХ СЕТЯХ BITTORENT

Как мы можем заметить, сегодня фильмы, музыка, видеоигры как продукты интеллектуальной деятельности становятся не только объектами производства, продажи, но и обмена. Более того — этому обмену присущ атрибут социальности: в ходе развития индустрии развлечений, с увеличением количества новых фильмов, видеопродукции, компьютерных игр и приложений, количество человек, дающих друг другу посмотреть фильм, поиграть в игру или послушать новый музыкальный альбом, неуклонно росло. Сначала обменивались аналоговыми носителями, с развитием информационных технологий обмен стал видоизменяться.

Раньше необходимым условием для обмена были физический носитель информации, например диск, и встреча участников обмена. Теперь технологии позволили переместить обмен информацией из реального пространства в пространство виртуальное. На взгляд автора, ключевыми моментами стали рост скорости передачи информации, объемов памяти для хранения информации и новые технологии для сжатия мультимедийной информации. Именно это явилось предпосылкой того, что начали уходить в прошлое такие непременные атрибуты файлообмена, как необходимость личной встречи пользователей и наличие физического носителя информации. На локальном компьютерном уровне проблема решалась с помощью создания сети LAN и программ поиска в ней. Эта возможность была ограничена территориально, вследствие чего и конечное количество, и состав пользователей также были ограничены.

Пользователи постоянно обмениваются информацией, причем в больших объемах. Это явление устойчивое, повторяющееся и имеющее свою организацию, облеченную в некие институциональные формы. С того дня, как впервые несколько компьютеров были объединены в сеть, и по сегодняшний день идет работа по разработке новых технологий, направленных на то, чтобы передавать как можно больший объем информации в течение как можно меньшего времени. Размер самих файлов растет. Уже не является чем-то необычным загрузить из Интернет файл размером в несколько гигабайт за три-четыре часа. Сформировался виртуальный «рынок» обмена файлами.

Массовое распространение обмена файлами привело к появлению сайтов с новым видом услуг — предоставлением места для размещения фалов для загрузки (т. н. файл-хостинги / file-hosting). Файл может быть размещен на сайте и доступен для скачивания в удобное время. Более того, его одновременно может скачивать большое количество пользователей.

Главные недостатки файлообменников — это отсутствие поиска, реклама, премиум-членство и, как следствие, ряд искусственных ограничений, призванных «подтолкнуть» пользователя к нему. Среди таких ограничений могут быть названы, например, квота для ip-адресов разных стран, которая быстро исчерпывается в часы пик, очереди на скачивание, снижение длительности времени хранения файла и его размера, снижение скорости приема и отдачи файла, длительный период ожидания генерации ссылки и временное ограничение по загрузке.

© Д. Р. Зубенко, 2009

Суть социальной жизни понимается в обмене различными типами деятельности. В новых условиях возникли затруднения при совершении актов социального взаимодействия, что мешало удовлетворению потребностей и интересов социальных субъектов. Возникла необходимость в новой технологии обмена файлами, которая предполагала изменение схемы «пользователь» — «файлообменник» — «пользователю» на схему «пользователи» — «пользователям». Начался новый этап развития технологий одноранговых (peer-to-peer или проще p2p) и децентрализованных сетей.

Сайт wikipedia.org дает следующее определение: одноранговые, децентрализованные или пиринговые — это компьютерные сети, основанные на равноправии участников. В таких сетях отсутствуют выделенные серверы, а каждый узел (peer) является как клиентом, так и сервером. В отличие от архитектуры клиент — сервер, такая организация позволяет сохранять работоспособность сети при любом количестве и любом сочетании доступных узлов. Впервые фраза “peer-to-peer” была использована в 1984 г. Парбауэллом Йохнухуйтсманом (Parbawell Yohnuhuitsman) при разработке архитектуры Advanced Peer to Peer Networking фирмы IBM.

Помимо оригинальных pZp-сетей, существуют т. н. гибридные сети, включающие себя серверы, которые используются для координации работы, поиска или предоставления информации о пользователях в сети. Гибридные сети сочетают скорость централизованных сетей и надежность децентрализованных благодаря гибридным схемам с независимыми индексационными серверами, синхронизирующими информацию между собой. При выходе из строя одного или нескольких серверов, сеть продолжает функционировать. В настоящее время существуют около двух десятков подобного типа сетей (например, Ares, AppleJuice, FreeNet и NodeZilla), а также приложения (LimeWire, SoulSeek и пр.). Но особую популярность имеют две частично-децентрализованные сети типа ED2K ^torrent.

К особенностям p2p-сетей можно отнести, во-первых, отсутствие (за ненадобностью) файлообменника, а во-вторых, — отсутствие часто самого файла для скачивания. Например, идея torrent-сетей заключается в следующем: пользователь начинает раздавать файл, который может одновременно загружать практически какое угодно количество людей. Их число ограничено пропускной способностью канала доступа в Интернет раздающего, на основе которых настраивается соответствующее приложение для раздачи. Одновременно с загрузкой, та часть, которая уже есть на машине или успела загрузиться, начинает раздаваться другим пользователям. Это решение выгодно отличается двумя важными аспектами: во-первых, чем больше пользователей раздает один файл, тем быстрее он загружается. Во-вторых, для того чтобы совершить полноценную раздачу, файлу не обязательно существовать, достаточно его «виртуального» присутствия в сети в совокупности, по частям, — на машинах раздающих и скачивающих. Если на машинах, включенных в обмен в сети достаточно частей, чтобы можно было «собрать» файл в совокупности, то рано или поздно на всех машинах появится этот файл, готовый для загрузки следующими пользователями. Координация осуществляется сервером-трекером, но взаимодействие происходит между пользователями. Сервер-трекер — это «подводная часть айсберга», которая относится к взаимодействию машин. Взаимодействие пользователей происходит на форумах, окинув взглядом которые станет понятной та форма организации коммуникации, которая существует сейчас. Об этом чуть позже.

Пиринговые сети позволили повысить степень интерактивности социального взаимодействия в сети Интернет при обмене продуктами интеллектуальной деятельности, которыми являются аудио-, видеофайлы, игры и приложения. В информационный век они имеют

свою ценность как объекты капитала культурного и как объекты капитала экономического. С экономической точки зрения обозначенные файлы являются продуктами производства, торговли и потребления. Они могут иметь спрос, установленную цену и приносить прибыль. Представляет интерес и обладание ими, так же как в предыдущие эпохи ценилось обладание вещами материальными. Хотелось бы выделить один аспект: данные файлы являют собой средство трансляции культурного капитала большим общностям людей, делая значимыми новые символы в обыденном сознании. Эти символы представляют собой мемы, т. е. культурные гены, необходимые для дальнейшего развития культуры, формирующие ее, о чем писал Ричард Докинз («Эгоистичный ген»), а до него Талкотт Парсонса, анализируя социальные системы.

Коллективное владение «информационной собственностью» — иллюстрация идей Бакунина о «коллективистском» анархизме, описанном им в работе «Государство и анархия», а безденежный, эквивалентный обмен товарами — продолжение идей Пьера Жозефа Прудона. В этом смысле в ответ на тезис последнего из книги «Что есть собственность?», о том, что «собственность есть кража», Ассоциация студий звукозаписи RIAA и Ассоциация американских кинематографистов MPAA смогли бы выдвинуть собственный контр-тезис о том, что файлообмен есть кража собственности. Массовый, устойчивый и распространенный по всему миру файлообмен, измеряемый в терабайтах, с многочисленными случаями пиратства не мог не привлечь внимание крупных компаний в профильных индустриях, которые стали терять прибыли.

Главной фигурой, возглавившей борьбу с файлообменом, стала Ассоциация студий звукозаписи RIAA. Все претензии сводятся к потере правообладателями прибыли от фай-лообмена, поэтому файлообмен приравнивается к пиратству. Данный случай — крупный бизнес против технологий — далеко не первый в истории. Можно вспомнить борьбу студий звукозаписи против пианол, крупнейшего игрока на радио-рынке длинных волн Америки в 1930-х гг. RCA против изобретателя передатчика ультракоротких волн Эдвина Говарда Армстронга, лобби MPAA (Ассоциация американских кинематографистов) в Сенате США против видеомагнитофонов с функцией записи. В настоящее время в США идут судебные процессы, возбужденные в связи с исками RCAA студентам различных ВУЗов на огромные суммы. В России подобным примером может служить «дело Поносова», когда директора сельской школы показательно судили за установку нелицензионного ПО.

Кампания, направленная против файлообменных сетей, идет с переменным успехом. Так, по решению суда в Германии были закрыты серверы, отвечающие за работу файлообменной сети eDonkey. Другой пример — Евопейский парламент недавно отклонил проект закона, запрещающего файлообменные сети.

В сложившихся условиях мы можем рассматривать индустрию развлечений как рынок, где развлекательная продукция будет товаром, для производства которого затрачиваются средства и капитал. Последние понимаются как рыночные ресурсы, реализовавшиеся в процессе возрастания собственности как материальные (экономический, человеческий и пр., с учетом социальной роли), так и нематериальные (культурный, социальный, административный и пр.). Развлекательная продукция рассматривается в качестве собственности правообладателя, что устанавливается и охраняется законом об авторском праве, или же как капитал, например, культурный или символический. При наличии развитых средств массовой информации и теории маркетинга возрастает ценность узнаваемого бренда, который может служить для увеличения прибавочной стоимости, например, другого продукта развлечений.

Помимо правообладателя и производителей (например, актеров или музыкантов), одним из главных акторов стал и потребитель. От пассивного участия — в виде покупок копий фильмов или музыкальных альбомов — в процессе потребления развлекательной продукции, с помощью torrent-сетей пользователи стали интегрироваться в сообщества, внутри которых занимаются бесплатным распространением этой продукции. Правообладатели обвиняют пользователей в пиратстве и терпят убытки.

Считают ли файлообмен пиратством пользователи? Мы склонны считать, что, возможно, пользователи не разделяют в большинстве своем установку на то, что массовые развлекательные продукты нематериального производства могут иметь собственника. Возможным объяснением этого может послужить именно нематериальность продукта. Например, лицензионный диск в магазине — объективирован. На нем есть печать институционализации — голографическая наклейка. Т. е. лицензионному диску присущи объективные регалии, носящие легальные подтверждения права собственности и авторитета правообладателя. В кинотеатре или на концерте мы платим за вход, за места или за выступление. Тогда как файл с фильмом на жестком диске компьютера — лишь пиктограмма. Этот файл мы можем с легкостью перемещать, копировать, записывать на диск, удалять, выкладывать в Интернет (целиком или по частям). Это не значит, что данные продукты рассматриваются как «ничьи». Но безликость студий-правообладателей затрудняет отождествление с ними их юридической собственности.

Дополняет это предположение негативное отношение западных пользователей к необходимости постоянно платить за различные виды сервиса, что было обыденностью до недавнего времени. Китайский сектор не столь активен: причинами этого могут быть и различие культур, и «великий китайский брэндмаузер», и т. д. Про российский сегмент мы можем предположить, что в нем до сих пор распространен архетип, что «в Интернете все должно быть бесплатно». К тому же до сих пор нет распространенной практики расчета «электронными» деньгами в сети Интернет.

Мы должны отделять социальную реальность от системы культурных ценностей. Те гипотезы, что были выдвинуты, не могут полностью объяснить причины, по которым стало возможно появление данных сообществ. Это попытка, в частности, проанализировать схемы интерпретации — фреймы, — которые позволяют индивидам организовывать свой опыт (см.: Ирвин Гофман «Анализ фреймов: Эссе об организации повседневного опыта»).

Сюда же мы можем отнести стратегию поведения, направленного на солидарность (изучением которой начал заниматься Дюркгейм), и альтруистические коннотации, и многое другое. Для нас важно попытаться понять логику культуры, которую мы не редуцируем к мотивам субъекта социального действия, потому что выбор из возможных альтернатив детерминирован интериоризированными культурными основаниями. Само же действие, совершенное в рамках культурной традиции, должно быть рассмотрено в рамках основной системы действия: социальной системы, культурной системы, системы личности и системы поведения.

Оставляя в стороне причинно-следственные отношения развития технологий и способов их использования, отметим, что появлению сообществ пользователей способствовала готовность пользователей вступать в интеракцию, по всей видимости, разделение общих ценностей и усвоение общих паттернов поведения, т. е. их интегрированность в одну культурную традицию. Упрочнению культурных связей и их развитию способствует то, что пользователи внутри сообщества обмениваются продуктами культуры, которые влияют на разработку культурноконститутивного комплекса стандартов, или кода, который реализуется в конституировании

или генерации конкретных символических актов, что схоже с понятием культуры как языка. Действуя в рамках одной культурной традиции, данные сообщества содержат функцию передачи опыта, обучения и объединения членов социального коллектива.

Интеракция внутри сообщества происходит на форуме, который мы можем считать «передним планом». Здесь интеракция носит устойчивый и обобщенный характер: пользователи выкладывают для скачивания новые продукты, ищут то, что уже было выложено, вступают в коммуникацию и пр. Социальная структура пользователей неоднородна. Одними из ключевых факторов являются рейтинг (количество загруженной информации по отношению к отданной) и институализированные полномочия: права администратора, модератора и пр. Отразить статус пользователя призваны специальные подписи и пиктограммы, обозначающие заслуги пользователя перед трекером или его позицию на нем. Несмотря на свою неформальность, передний план может быть институализирован, поскольку часто он отражает «коллективные представления» о том, каким он должен быть. Это может выражаться, например, в жестких требованиях к оформлению «раздач». А желаемая модель поведения будет негласно включать в себя не только выражение благодарности раздающему, но и требование к скачавшему предоставлять файл другим так долго, насколько это возможно. Это позволяет успешно консолидироваться и работать в команде для достижения цели успешного файло-обмена, что для инкорпорированных пользователей является обыденным действием.

Помимо «переднего плана», доступного всем, существует закулисная зона, например ветки форума, доступные только для модераторов или администраторов. В узком кругу лиц могут решаться организационные и другие вопросы. Третья сфера интеракции — остаточная. Это способ развить максимальную групповую солидарность и сфера неформального общения, которое может протекать на специально предназначенных для этого ветках форума или во встречах оффлайн, чтобы взаимодействующие могли быть доступны друг для друга, иначе социальная интеракция может разрушиться.

Отождествление файлообмена с пиратством среди официальных лиц идет безаппеля-ционно, многие студии в своих заявлениях доходят до того, что предрекают крах индустрии развлечений, т. к. из-за финансовых потерь не будет возможности материально стимулировать артистов или запустить фильм в производство. С другой стороны, все же есть несколько нюансов, позволяющих убрать знак равенства между этими двумя понятиями. Во-первых, файлами обмениваются добровольно и на бесплатной основе, т. е. никто не получает материальной выгоды. Во-вторых, потери дистрибьюторов посчитать сложно, потому что не факт, что пользователь, загрузивший, например, фильм, купил бы его. Более того, большая часть фильмов или музыки недоступна для приобретения в розничной продаже даже в больших городах или Интернет-магазинах в силу того, что уже вышли из продажи по срокам, продавались в определенных регионах или были выпущены ограниченным тиражом.

В США рассматривается закон, лоббируемый RIAA и MPAA, о продлении сроков действия копирайта, который уже сейчас составляет 95 лет (по сравнению с 14 годами на 1909 г.), одновременно расширяя полномочия правообладателей. Это значит, что только спустя 95 лет после своего возникновения, результат интеллектуальной деятельности станет общественным достоянием. И это при том, что в наши дни технологии предоставляют практически безграничные возможности распространения и тиражирования информации, а культурный капитал насыщен символами индустрии развлечений, появившимися в ХХ в., которые уже давно стали объектами повседневного, обыденного знания миллионов людей (например, Микки Маус или Бэмби, Хэмфри Богарт или Одри Хэпберн, Луи Армстронг и Фрэнк Синатра, Пэк-мен и Дюк Нюкем). Все эти символы давно стали мемами, они

активно цитируются (а массовая культура немыслима без цитирования), используются для синтеза новых культурных образцов, так или иначе являются частью исторической памяти и участвуют в эволюции культуры.

Лоуренс Лессиг в своей книге «Свободная культура» пишет о том, что принятие подобного закона о копирайте, в том звучании, в котором оно есть сейчас, и при нынешнем понимании того, что попадает под действие данного закона по срокам, приведет к тому, что крупный бизнес будет контролировать рост культуры, замедлять его или препятствовать ему. А в условиях, когда возможности социокультурной коммуникации ослаблены, подвержены цензуре или подчиняются интересам крупного бизнеса, развитие культуры практически невозможно.

С «анархией» борются фирмы-дистрибьюторы, возглавляемые Ассоциацией студий звукозаписи RIAA и Ассоциацией американских кинематографистов MPAA под эгидой борьбы с пиратством, к которому приравнен файлообмен, хоть он и не совсем таковым является. В качестве еще одного примера, мы можем вспомнить увеличение прав копирайта в Америке на срок с 14 до 95 лет в течение прошедших 100 лет, что дает наследникам право формальное, но никак не моральное претендовать на получение прибыли от тех продуктов, создатели которых уже давно мертвы. Парадокс заключается в том, что с ростом файлообмена настоящие пираты, торговавшие контрафактной продукцией, разорились.

Лоуренс Лессиг с тревогой относится к тому, что для многих значимых выдающихся достижений культуры искусственно увеличен срок перехода из частной собственности в общественное достояние, т. к. это наделяет группы людей правами контроля над значимыми символами, которые уже давно стали мемами. В этом случае развитие культуры будет находиться под контролем правообладателей, которые будут вольны санкционировать или подвергать цензуре образцы культуры, что подвергает опасности ее свободное развитие.

Конечно, рассматривая фильмы и музыку как ресурс, который бизнес хочет взять под свой контроль, используя копирайт, мы можем констатировать, что в этом случае происходит конвертация капитала культурного в капитал экономический, что и является прямой задачей бизнеса. Но при этом происходит монополизация этих ресурсов, установление юридического контроля над ними, в том числе и над «мемами», что несет угрозу развитию культуры.

Продолжая говорить об интеракции с технической точки зрения, можно заметить, что она сведена до уровня общения машин, что существенно упрощает взаимодействие и делает возможным объединить одновременно до нескольких тысяч машин. Согласно внутренней статистике, крупнейшими трекерами в настоящее время являются следующие шесть (данный рейтинг рассчитывался по количеству пиров — раздающих и скачивающих):

1. thepiratebay.org — около 10 млн пиров (1 млн торрентов).

2. demonoid.com — около 3,2 млн пиров.

3. torrents.ru — около 1,2 — 1,5 млн пиров (более 150 тыс. торрентов).

4. sumotorrent.com — около 1,3 млн пиров (140 тыс. торрентов).

Эти цифры означают, что один трекер способен обслужить множество сетей в общей сложности из десяти миллионов машин, а потенциальное количество файлов, доступных для скачивания, превышает один миллион.

На этом уровне интерактивность повышает полезность как в поиске информации, так и в решении коллективных задач, а также ставит целью свободный обмен информацией.

Особенности технологии позволили получать выгоду от объединения машин, т. е. от кооперации пользователей в принципе. Использование файлообменников предполагает падение скорости скачивания в пиковые часы. В торрент-сетях популярность файла,

во-первых, увеличивает период доступности для скачивания, и, во-вторых, возрастает скорость скачивания файла.

По поводу последней причины есть два замечания. Во-первых, отдельного упоминания заслуживает одна очевидная особенность цифрового обмена информацией: она не передается, а копируется. Если два человека, имея по одному фильму, решат обменяться ими, то после обмена у них станет по одному, другому фильму, но у каждого станет два фильма. Люди меняют, ничего не теряя, точнее они делятся, что невероятно упрощает задачу файлообмена и усложняет борьбу с ним.

Во-вторых, на смену конкуренции в скачивании файла пришла кооперация, пронизав торрент-сети философией сотрудничества. А для того, чтобы исключить поведение участников, направленное только на «потребление», вводится «рейтинг» как репутация того или иного актора. Технически это выражается как соотношение трафика отданного к трафику скачанному. В более широком смысле, рейтинг представляет собой репутацию пользователя и является тем параметром, который определяет возможности, права и привилегии пользователя на файлообменнике. Между тем стоит отметить, что упоминавшийся здесь крупнейший в мире трекер the Pirate Bay работает без рейтинга и без регистрации, представляя собой децентрализованное самоорганизованное сообщество, в котором приветствуется самостоятельность пользователей и отсутствует централизованная «власть», т. е. жесткое модерирование. С другой стороны, второй по величине трекер demonoid.com является обратным примером закрытой организации, где регистрация разрешена только по приглашению одного из участников сообщества.

На примере трекера torrents.ru (номер три по величине в мировом рейтинге) можно рассмотреть способы самоорганизации пользователей. Здесь также есть вышеупомянутый рейтинг, который служит цензом, благодаря которому пользователь допускается до участия в работе трекера, и средством достижения особого статуса и привилегий. Помимо рядовых пользователей, есть модераторы, администрирующие разделы трекера, следящие за соответствием раздачи тематике раздела, за правильным оформлением раздач, блокирующие несоответствующие или дублирующие раздачи и т. д. В большинстве своем это обычные пользователи, согласившиеся взять на себя обязанности следить за порядком на трекере.

Важным для нас моментом является то, что пользователи torrents.ru проводят т. н. «торрентовки» в крупных городах России и ближнего зарубежья. Это встречи неформального характера, служащие для формирования и закрепления социального капитала. Они повторяются во времени и носят устойчивый, неслучайный характер, что позволяет говорить не просто о принципиально новом использовании технологий взаимодействия с помощью сети Интернет, но о возникновении сообществ, которые существуют в реальной жизни, со своей структурой и идентичностью.

Конечно, рассматривая фильмы и музыку как ресурс, который бизнес хочет взять под свой контроль, используя копирайт, мы можем констатировать, что в этом случае происходит конвертация капитала культурного в капитал экономический, что и является прямой задачей бизнеса. Но при этом происходит монополизация этих ресурсов, установление юридического контроля над ними, в том числе и над «мемами», что несет угрозы развитию культуры.

В условиях, когда неформальное общение, казалось бы, виртуализируется, тем не менее — что парадоксально — оно стало более документальным. Форумы, страницы в Живом журнале и прочие текстуальные формы общения в сети представляют собой фиксацию межличностной коммуникации, гипертекстовая природа которой удобна для поиска интересующего фрагмента, отслеживания высказываний одного пользователя, а также

(для специалистов этим занимающихся) установления личности автора. Поэтому использование символов массовой культуры может быть свободным лишь до поры, а ведь именно цитирование является одним из главных свойств поп-культуры.

Контроль бизнеса над культурным капиталом не только делает невозможным синтез новых культурных и символических образцов. Те продукты, которые сейчас предлагаются широкому потребителю, характеризуются низким качеством. Тому есть причины: кризис в самой индустрии и необходимость упрощений, вызванная стремительным расширением круга потребителей, что ведет к падению уровня требований.

Новые информационные технологии предоставляют дополнительные возможности по успешной самоорганизации и взаимодействию пользователей. Уже сейчас существуют и успешно функционируют проекты с привлечением большого количества пользователей, рассчитанные как на длительное существование (wikipedia.org, thepiratebay.org и прочие, относящиеся к т. н. типу user-generated content), так и краткосрочные, рассчитанные на быструю мобилизацию большого числа пользователей для решения текущей задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.