Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
327
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шахмалова Ирина Жаповна

В статье рассматриваются особенности влияния семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста. Будучи лишь на стадии формирования личности, осознания своего собственного «Я» дети дошкольного возраста находятся в тесной эмоциональной привязанности по отношению к родителям, что в большей степени проявляет себя в стремлении быть замеченными, любимыми, признанными. В ходе анализа психолого-педагогического аспекта влияния родителей на формирование личности ребенка дошкольного возраста, были определены особенности семейного воспитания, а также обобщен опыт педагогов-психологов РФ и РС (Я) по работе с семьей ребенка дошкольного возраста. Была составлена и апробирована программа диагностики, направленная на выявление уровня влияния родителей на формирование личности детей дошкольного возраста. По результатам исследования отмечается низкий уровень развития семейных взаимоотношений (враждебность, тревожность, конфликтность, чувство неполноценности). На основе полученных результатов была разработана и апробирована система занятий которая включала в себя применение таких методов и приемов как сказкотерапия, беседа, родительские собрания, изотерапия, игротерапия и др.По итогам внедрения системы занятий было проведено контрольное исследование, которое позволило отметить очевидные улучшения показателей. Взаимоотношения в семье детей дошкольного возраста стали более гармоничными, доброжелательными и благоприятными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шахмалова Ирина Жаповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE FAMILY ON THE FORMATION OF THE CHILD’S PERSONALITY PRESCHOOL AGE

This article examines the peculiarities of the influence of the family on the formation of the personality of a preschool child. Being only at the stage of personality formation, awareness of their own “I”, preschool children are in close emotional attachment to their parents, which manifests itself to a greater extent in the desire to be noticed, loved, recognized. During the analysis of the psychological and pedagogical aspect of the influence of parents on the formation of a preschool child’s personality, the features of family education were identified, and the experience of teachers-psychologists of the Russian Federation and RS (Ya) on working with the family of a preschool child was summarized. A diagnostic program was compiled and tested, aimed at identifying the level of influence of parents on the formation of the personality of preschool children. According to the results of the study, there is a low level of development of family relationships (hostility, anxiety, conflict, feeling of inferiority). Based on the results obtained, a system of classes was developed and tested, which included such methods and techniques as fairy tale therapy, conversation, parent meetings, isotherapy, game therapy, etc.As a result of the implementation of the training system, a control study was conducted, which allowed us to note obvious improvements in indicators. Family relationships have become more harmonious, friendly and favorable.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Влияние семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста

Шахмалова Ирина Жаповна,

к.п.н, доцент кафедры педагогики и методики начального обучения, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет», Технический институт (филиал) РС(Я) г. Нерюнгри E-mail: xirina80@mail.ru

В статье рассматриваются особенности влияния семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста. Будучи лишь на стадии формирования личности, осознания своего собственного «Я» дети дошкольного возраста находятся в тесной эмоциональной привязанности по отношению к родителям, что в большей степени проявляет себя в стремлении быть замеченными, любимыми, признанными. В ходе анализа психолого-педагогического аспекта влияния родителей на формирование личности ребенка дошкольного возраста, были определены особенности семейного воспитания, а также обобщен опыт педагогов-психологов РФ и РС (Я) по работе с семьей ребенка дошкольного возраста. Была составлена и апробирована программа диагностики, направленная на выявление уровня влияния родителей на формирование личности детей дошкольного возраста. По результатам исследования отмечается низкий уровень развития семейных взаимоотношений (враждебность, тревожность, конфликтность, чувство неполноценности). На основе полученных результатов была разработана и апробирована система занятий которая включала в себя применение таких методов и приемов как сказкотерапия, беседа, родительские собрания, изотерапия, игротерапия и др. По итогам внедрения системы занятий было проведено контрольное исследование, которое позволило отметить очевидные улучшения показателей. Взаимоотношения в семье детей дошкольного возраста стали более гармоничными, доброжелательными и благоприятными.

Ключевые слова: личность, дошкольное образование, формирование личности, семья, семейное воспитание.

Понятие «личность» связано в первую очередь с социумом, так как процесс формирования личности невозможно осуществить без коммуникации с обществом и вне социума. Следовательно, личность - это «представитель общества, выделившийся в общественном и культурном развитии» [2, с. 106].

А.Н. Леонтьев рассматривает дошкольный возраст в аспекте «отправной точки» на пути формирования и дальнейшего развития личности» [3, с. 162]. Личность ребенка дошкольного возраста формируется еще в раннем детстве в бессознательной форме и характеризуется образованием некоторых форм детского поведения в обществе характерные социализированному человеку.

Взрослый человек играет огромную роль в развитии ребенка. С самого рождения ребенок, пребывая в обществе родителей, близких людей, познает мир вокруг себя, учится речи. Н.В. Румянцева сформировала следующее мнение: в глазах дошкольника доминирующим в его жизни миром для него является его семья. «Мир, в котором ребенок проходит интенсивный процесс познания и обучения новому, будь, то деятельность или проявление чувств и реакций на окружающее» [5, с. 419].

При анализе системы опыта педагогов-психологов РФ и РС (Я) по работе с семьей ребенка дошкольного возраста можно выделить следующие методы и формы работы: устные, наглядные, практические, игровая форма, нетрадиционные и традиционные. Наиболее популярные среди них: беседа, родительское собрание, совместный досуг, конкурс, игротерапия, выставка и т.д.

С целью выявления особенностей влияния семьи на развитие личности ребенка дошкольного возраста нами был проведен эксперимент на базе МДОУ «Цветик-семицветик» п. Беркакит Нерюн-гринского района РС(Я) в старшей дошкольной группе «Почемучки».

Исследование было проведено по следующим психолого-педагогическим методикам:

1) методика исследования самооценки ребенка дошкольного возраста «Лесенка» (В.Г. Щур) [7];

2) методика диагностики семейных взаимоотношений по критериям симптомокомплекса «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Кауфман) [1, с. 24-26];

3) опросник «Мера заботы» (И.М. Марковская) [6, с. 22-24].

По результатам проведения трех методик отмечается низкий уровень развития семейных взаимоотношений. Дети вследствие гиперопеки и ги-поопеки со стороны родителей демонстрируют низкий и завышенный уровень самооценки. Также 50% диагностированных дошкольников в кругу се-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см со

мьи испытывают враждебность, тревожность, конфликтность ситуаций и чувства неполноценности.

По результатам диагностики была составлена и апробирована система занятий, направленная на развитие личности ребенка дошкольного возраста в условиях семьи. Целью являлось способствование формированию полноценной, гармоничной, инициативной, духовно-развитой, творческой личности ребенка дошкольного возраста в условиях семьи.

В рамках системы занятий нами использовались такие методы и приемы как сказкотерапия, беседа, консультация, обустройство предметно-развивающего и игрового пространства, выставка, родительское собрание, изотерапия, анкетирование, конкурс, семейный музей, игротерапия, упражнение и другие.

Рассмотрим более подробно примененные методы и приемы:

1. Сказкотерапия, чтение стихотворений и беседы позволяли детям окунуться полностью в тему занятия, расширяя и углубляя знания. Беседы способствовали доступному проведению разъяснительной работы. Так, например, во время проведения беседы на занятии № 1 «Выставка фотографий», дети принесли из дома фото семьи и рассказывали подробно о том, кто изображен на фото, что это был за день, почему именно эта фотография была выбрана для выставки. Так же проводились беседы после сказкотерапии или чтения стихотворений и рассказов на занятии 3 и 4 («Кошкин дом», «Посидим в тишине» и др.) для того, чтобы дети могли анализировать содержание, вынести поучительный момент из произведения.

2. Упражнения, пальчиковая гимнастика, физ-кульминутки и разминки, способствовали снятию мышечного напряжения. Упражнение «Расставь по местам» способствовало не только основной цели занятия, но и развивала логическое мышление, способности ребенка к сопоставлению и сравнению картинок. Упражнения носили форму загадок, что активировало мыслительную деятельность детей («Загадки о членах семьи», «Волшебные слова» и др.). На занятии 6 было проведено упражнение «Мужские профессии», дети образовывали имя существительное мужского рода от существительного женского рода. Такие упражнения способствуют формированию грамматического строя речи дошкольников.

3. Игротерапия способствовала преодолению ребенком психологических и социальных проблем, затрудняющих личностное и эмоциональное развитие. Игротерапия позволяет ребенку в игровой форме раскрываться, чувствуя при этом себя комфортно. На занятии 2 игре «Четвертый лишний» дети отбирали лишнее в предложении. На занятии 1 игротерапия «Оцени поступок» давала детям возможность определить хороший поступок и плохой, для формирования у него норм поведения и нравственных представлений.

4. Обустройство предметно-развивающего и игрового пространства способствует формированию, утверждение чувства уверенности, позволяет дошкольникам испытать и пользоваться своими способностями, стимулирует проявление их самостоятельности, самостоятельности, развивает творческие способности, фантазию, речь, общую универсальность для межличностного взаимодействия, творчество в любой сфере.

5. Консультация, анкетирование проводятся с целью повышения педагогической компетенции родителей по воспитанию и обучению ребенка, решению проблемных задач, активизации педагогических навыков родителей, оказанию помощи родителям в решении сложных педагогических ситуаций, информированию об успехах и достижениях ребенка.

6. Выставки, родительские собрания, конкурсы бывают разные, как по своим масштабам, так и по тематическому назначению. Существуют направления, где родители могут быть наблюдатели или могут быть родители соучастники. Данный метод способствовал активному участию со стороны семьи в жизни ДОУ. Так на занятии 8, 9 был объявлен сбор семейного архива, а именно «Открытки любимой бабушки». В предметно-развивающем пространстве была организована выставка открыток, поздравительных писем от бабушек. Атмосфера уюта и доброты исходившая от семейного архива понравилась, как детям, работникам ДОУ, так и родителям воспитанников. На занятии 6 детям было дано задание принести инструмент, которым пользуется папа, дядя или дедушка, также были подготовлены дополнительные иллюстрации инструментов и организована выставка.

По итогам апробации программы было проведено контрольное исследование детей. Результаты контрольной диагностики по исследованию самооценки ребенка дошкольного возраста «Лесенка» (В.Г. Щур) представлены на рисунке 1.

■ констатирующии

■ контрольный

высокии средний низкии

Рис. 1. Сравнительная гистограмма результатов констатирующего и контрольного этапа диагностики по методике исследования самооценки ребенка дошкольного возраста «Лесенка» (В.Г. Щур), 17.04.2023 г.

Полученные данные в результате проведение контрольного этапа диагностики по методике исследования самооценки ребенка дошкольного возраста «Лесенка» показали: количество детей с высоким уровнем самооценки увеличилось на 27% (с 17% до 44%); средний уровень снизился

на 10% (с 44% до 34%); низкий уровень снизился на 17% (с 39% до 22%).

Таким образом, наблюдается положительная динамика показателей самооценки детей и их представлений о том, как каждого ребенка воспринимают и оценивают окружающие.

Сравнительная гистограмма результатов констатирующего и контрольного этапа диагностики семейных взаимоотношений по критериям сим-птомокомплекса «Кинетический рисунок семьи» представлены на рисунке 2.

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

констатирующии ■ контрольный

Рис. 2. Сравнительная гистограмма результатов констатирующего и контрольного этапа диагностики

семейных взаимоотношений по критериям симптомокомплекса «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Кауфман), 21.04.2023 г.

Сравнение и анализ показателей констатирующего и контрольного этапа диагностики семейных взаимоотношений по критериям симптомоком-плекса «Кинетический рисунок семьи» аналогично предыдущей диагностике демонстрирует улучшение показателей: количество детей с высоким уровнем увеличилось на 17% (с 11% до 28%); средний уровень увеличился на 11% (с 39% до 50%); низкий уровень снизился на 28% (с 50% до 22%).

Результаты методики по воспитательной позиции по опроснику «Мера заботы» (И.М. Марковская) представлена на рисунке 3.

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

44%

33% 33%

i22%

BEE

констатирующии ■ контрольный

оптимальныи уровень

гипоопека

Рис. 3. Сравнительная гистограмма результатов констатирующего и контрольного этапа по опроснику «Мера заботы» (И.М. Марковская), 24.04.2023 г.

При сравнении результатов контрольного этапа опросника «Мера заботы» показывает, что благодаря системе занятий, направленной на развитие личности ребенка дошкольного возраста в условиях семьи изменилась воспитательная позиция родителей: количество родителей придерживающихся воспитательного процесса в форме гиперопеки снизилось на 11% (с 33% до 22%); оптимальный уровень воспитательного процесса в семье увеличился на 27% (с 17% до 44%); показатели ги-поопеки снизились на 17% (с 50% до 33%).

По итогам контрольного этапа диагностики можно отметить очевидное улучшение показателей по всем трем методикам. Отношение дошкольников к условиям пребывания в детском саду изменилось в сторону более позитивной объективности. Родители довольны отношениями педагога и детей, которые предпочитают сотрудничать с учетом интересов детей, устраивают профессионализм педагога и его компетентность. Также прослеживается удовлетворенность возможностью получить конкретный совет или рекомендации по вопросам развития и воспитания ребенка. Благодаря положительной динамике можно констатировать, что система занятий, направленная на развитие личности ребенка дошкольного возраста в условиях семьи оказалась эффективной.

Литература

1. Козловская Т.Н. Практикум по психодиагностике (рисунок семьи): методические указания. - Оренбург: ОГУ, 2019. - 32 с.

2. Колпакова Н.Б. Личность в современном мире // Вестник Прикамского социального института. - 2019. - № 3 (84). - С. 106-109.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: 2004. - 352 с.

4. Психология дошкольника: хрестоматия: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия. - 2000. - 408 с.

5. Румянцева Н.В. Сущность понятия «познавательное развитие» // Молодой ученый. - 2021. -№ 49 (391). - С. 418-421.

6. Сборник диагностических материалов по определению психолого-педагогических компетенций родителей и динамики развития социальных способностей детей дошкольного возраста / сост. Т.В. Мироненко, Е.И. Саннико-ва, Л.В. Папылева. - Краснодар: Экоинвест, 2022. - 60 с.

7. Щур В.Г. Методика «Лесенка» // Образовательный интернет-проект «Инфоурок». - 2015. Режим доступа: https://infourok.ru/metodika_ lesenka_avtor_v.g.schur-374167.htm (Дата обращения 08.01.2023).

INFLUENCE OF THE FAMILY ON THE FORMATION OF THE CHILD'S PERSONALITY PRESCHOOL AGE

Shakhmalova I. Zh.

North -Eastern Federal University; Technical Institute (branch) of RS(Ya) Neryungri

This article examines the peculiarities of the influence of the family on the formation of the personality of a preschool child. Being only at the stage of personality formation, awareness of their own "I", preschool children are in close emotional attachment to their parents, which manifests itself to a greater extent in the desire to be noticed, loved, recognized. During the analysis of the psychological and pedagogical aspect of the influence of parents on the formation of a preschool child's personality, the features of family education were identified, and the experience of teachers-psychologists of the Russian Federation and RS (Ya) on working with the family of a preschool child was summarized. A diagnostic program was compiled and tested, aimed at identifying the level of influence of parents on the formation of the personality of preschool children. According to

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

50%

the results of the study, there is a low level of development of family relationships (hostility, anxiety, conflict, feeling of inferiority). Based on the results obtained, a system of classes was developed and tested, which included such methods and techniques as fairy tale therapy, conversation, parent meetings, isotherapy, game therapy, etc.

As a result of the implementation of the training system, a control study was conducted, which allowed us to note obvious improvements in indicators. Family relationships have become more harmonious, friendly and favorable.

Keywords: personality, preschool education, personality formation, family, family education.

References

1. Kozlovskaya T.N. Workshop on psychodiagnostics (family drawing): guidelines. - Orenburg: OSU, 2019. - 32 p.

2. Kolpakova N. B. Personality in the modern world // Bulletin of the Kama Social Institute. - 2019. - No. 3 (84). - S. 106-109.

3. Leontiev A.N. Activity.Consciousness.Personality. - M.: 2004. -352 p.

4. Psychology of a preschooler: reader: textbook. allowance for students Wednesdays. ped. textbook establishments. - 2nd ed., revised. and additional - M.: Academy. - 2000. - 408 p.

5. Rumyantseva N.V. The essence of the concept of "cognitive development" // Young scientist. - 2021. - No. 49 (391). - S. 418421.

6. Collection of diagnostic materials to determine the psychological and pedagogical competencies of parents and the dynamics of the development of social abilities of preschool children / comp. T.V. Mironenko, E.I. Sannikova, L.V. Papyleva. - Krasnodar: Ecoinvest, 2022. - 60 p.

7. Shchur V.G. Methodology "Ladder" // Educational Internet project "Infourok". - 2015. Access mode: https://infourok.ru/ metodika_lesenka_avtor_v.g.schur-374167.htm (Accessed 01/08/2023).

o d

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.