УДК 159.9
Serdyukova Ye.F., senior teacher, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),
Е-mail: [email protected]
THE INFLUENCE OF FAMILY RELATIONSHIPS ON THE PREPAREDNESS OF A CHILD FOR SCHOOL. Psychological readiness of the child to regular school education largely determines the success of the learning child educational material, and the state of family relationships has a significant influence on the mental development of the child. The purpose of this article is to investigate the effects of family relationships on the formation of indicators of mental maturity of the child. The empirical study is conducted through the use of specific research methods, allowing to determine the level of development of the main indicators of mental maturity of the child and to establish the degree of well-being / ill-being of a family atmosphere in which the child grows. The study shows that children, raised in families with the prevailing favorable atmosphere, significantly outperform their peers in the issue of psychological readiness to systematic schooling. The practical significance of this study lies in the possibility of teachers of preschool educational institutions in a more differentiated way to build correctional-developing work with children.
Key words: family situation, mental maturity, psychological readiness, self-control, arbitrariness of remembering.
Е.Ф. Сердюкова, ст. преп. каф. педагогики и психологии, Чеченский государственный университет, г. Грозный,
Е-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Психологическая готовность ребёнка к систематическому школьному обучению в значительной мере определяет успешность усвоения ребёнком учебного материала, а состояние семейных взаимоотношений оказывает существенное влияние на психическое развитие ребёнка. Целью данной статьи является изучение особенностей влияния семейных взаимоотношений на формирование показателей психической зрелости ребёнка. Эмпирическое исследование проводилось с помощью использования специфических методов исследования, позволяющих определить уровень развития основных показателей психической зрелости ребёнка, а также установить степень благополучия / неблагополучия семейной атмосферы, в которой ребёнок развивается. На основании результатов исследования показано, что дети, воспитывающиеся в семьях с преобладающей благоприятной атмосферой, значительно превосходят своих сверстников в вопросе психологической готовности к систематическому школьному обучению. Практическая значимость данного исследования заключается в возможности педагогов дошкольных образовательных учреждений более дифференцированно построить коррекционно-развивающую работу с детьми.
Ключевые слова: семейная ситуация, психическая зрелость, психологическая готовность, самоконтроль, произвольность запоминания.
Актуальность межличностных взаимоотношений в семье и их воздействие на развитие личности и поведение ребёнка заключается в следующем: важным фактором эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребёнка является стабильность и гармоничность семейной среды. Огромное значение имеет родительское отношение к ребёнку, «качество» семейных взаимоотношений, их воспитательная способность [1, с. 214]. Семья, не имеющая способности воспитывать, приводит к серьёзным искажениям в процессе социализации ребёнка.
В условиях эмоционально-тёплых взаимоотношений с отцом, матерью, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребёнка с первых дней жизни складывается структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.
Такой процесс воспитания считается вполне сознательным, так как родителям приходится постоянно контролировать своё поведение, регулировать отношение к другим людям; внимание родителей к организации семейной жизни позволяет им воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, которые способствуют их всестороннему и гармоничному развитию.
Процесс воспитания в семье был бы неполным без взаимоотношений между представителями разных поколений, а так же в рамках одного и того же поколения. Семья как малая социальная группа оказывает существенное влияние на своих членов. Одновременно каждый из членов семьи своими личными качествами, своим поведением оказывает воздействие на жизнь семьи в целом.
Благодаря своим особенностям семья способна создать для своих членов такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают людям ощущать свою принадлежность к обществу, создают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание помогать и поддерживать других людей.
Одна из главнейших функций семьи заключается в создании условий для развития личности всех своих членов, особенно детей. Детям необходимо пройти сложный и длительный период социализации, адаптации к требованиям общества, среди которых - успешное обучение в школе. Насколько оно будет успешным, во многом зависит от родителей - от того, как они подгото-
вят ребёнка к школьной жизни, какой стиль взаимоотношений в семье является преобладающим.
Анализ литературы позволяет говорить о большом разнообразии описаний родительских позиций, которые разными исследователями обозначаются как стили общения, модели поведения, навязывание той или иной роли ребёнку, «неприятие — расположение», «гиперопека — гипоопека» (А.Я. Варга и В.В. Столин, Л. Джекон, В.Я. Титаренко И. Шефер и др.).
Современная система образования требует улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, серьёзной подготовки их к обучению в школе. Успешное решение данной задачи требует от психолога умения определять уровень психического развития ребёнка, вовремя выявлять его отклонения, учитывать полученные данные для организации эффективной коррекционной работы с ним. Изучение уровня развития психики детей позволяет не только организовать всю последующую воспитательную и учебную работу с детьми, но и оценить эффективность процесса воспитания в условиях детского сада.
Ведущие отечественные и зарубежные учёные считают, что диагностику психологической готовности детей к школьному обучению необходимо проводить за полгода-год до поступлению в школу. Это позволит при необходимости провести комплекс кор-рекционно-развивающих занятий [2].
В настоящее время проблема готовности ребёнка к школьному обучению рассматривается в первую очередь как психологическая: особое внимание уделяется развитию мотивационно-по-требностной сферы, произвольности психических процессов, операциональных навыков, мелкой моторики руки, фонематического слуха (Н.Н. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова и др.).
Психологической готовностью к школьному обучению мы считаем сформированность у ребёнка определённых психологических свойств, без которых невозможна успешная реализация учебной деятельности в школе. Принято выделять общую психологическую готовность, которая характеризуется показателями интеллектуального и сенсомоторного развития, и специальную, на которую указывают достижения по программам дошкольного обучения (например, счёт в пределах десяти, скорость чтения), и общую личностную готовность, которая является интегративным
показателем уже достигнутого психического развития, показателями которого является произвольность деятельности, адекватность общения со взрослым и ровесниками, положительное отношение к школе и обучению.
Таким образом, мы видим, что психологическая готовность ребёнка к школьному обучению является понятием комплексным, включающим в себя несколько основных форм: психофизическую готовность, интеллектуальную и личностную.
Психофизическая готовность характеризует физическое созревание ребёнка, а также указывает на созревание структур мозга, обеспечивающих соответствующий возрастной норме уровень развития познавательной сферы.
Интеллектуальная готовность указывает на развитие мыслительных процессов, то есть позволяет определить, насколько сформированы у ребёнка способность к обобщению, умение сравнивать объекты, классифицировать их, способность выделять существенные признаки, формулировать выводы. У ребёнка должна быть сформирована определённая широта представлений, в том числе образных и нравственных, речевое развитие и познавательная активность должны находиться в пределах возрастной нормы.
Личностная готовность понимается как наличие развитой учебной мотивации, навыков общения и совместной деятельности. Ребёнок должен иметь сравнительно хорошую эмоциональную и волевую устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.
Таким образом, становится очевидным, что одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешной адаптации ребёнка к учебной деятельности.
Однако на практике мы видим, что так называемая «подготовительная» работа с дошкольниками ориентирована в первую очередь на обучение их чтению, письму и счёту, что способно обеспечить им некоторое преимущество на первых этапах обучения в школе.
Каково же бывает удивление родителей, когда, по их мнению, хорошо подготовленный ребёнок, спустя несколько месяцев обучения в школе, обнаруживает значительное отставание от сверстников в овладении учебным материалом. Зачастую явному проявлению неуспешности в обучении предшествует снижение у ребёнка мотивации к обучению, появляется устойчивое нежелание идти в школу и выполнять домашние задания.
Как правило, родители, не обладая достаточной психологической культурой, не имея специальных психологических знаний о возрастных закономерностях развития, не понимают внутренних механизмов, способных так сильно изменить отношение ребёнка к обучению. Им сложно понять, что снижение мотивации ребёнка к обучению происходит из-за снижения у него интереса к обучению, которое, в свою очередь, может быть обусловлено (в числе прочих причин) тем, что ребёнок не способен усваивать в полной мере учебный материал из-за недостаточно развитых познавательных функций и процессов, а потому не способен к систематическому школьному обучению.
Большинство родителей полагают, что произвольность психических процессов (внимания, памяти, словесно-логического мышления, ориентировки на образ действия, операциональных навыков) формируется автоматически при достижении ребёнком определённого возраста и выступает как побочный продукт обучения. То есть, по мнению родителей, всё это должно сформироваться само собой, по мере развития у ребёнка интеллектуальных навыков. Обнаруживая у ребёнка отсутствие указанных качеств, мешающее ему хорошо усваивать учебный материал, взрослые начинают требовать от ребёнка проявления внимательности, добросовестности, ответственности, забывая о том, что данные качества формируются на протяжении всего дошкольного возраста, и отсутствие их у младшего школьника свидетельствует о недостаточной развивающей работе с ним [3, с. 3].
Конечно, программа обучения в современной начальной школе требует от поступающего в школу ребёнка умения читать, писать и считать хотя бы в пределах нескольких десятков, но этого крайне не достаточно. Необходима также специальная подготовка ребёнка к школе: игровые занятия должны организовываться таким образом, чтобы у него развивались внимание, память, мышление, речь; его необходимо учить ориентироваться на образец, на способ действия, готовить руку к письму. В основном это достигается при помощи продуктивной детской деятельности, рисования карандашом, вырезания из бумаги сложных фигурок, а не выведением палочек и букв в тетради. Ребёнка
можно даже знакомить с основными правилами поведения на уроке и нормами школьной жизни. По отзывам учителей, дети, подготовленные подобным образом, могут быть менее обученными по сравнению с другими первоклассниками, но более зрелыми в психологическом отношении, и, следовательно, более успешными в обучении.
Детско-родительские отношения являются специфической и многокомпонентной системой. Как известно, осознание себя ребёнком с первых месяцев происходит через отношения его с родителями, при этом такое взаимодействие выстраивается на протяжении всей жизни человека. Важным компонентом родительского отношения принято считать любовь к ребёнку, формирующую доверительные отношения и определяющую удовольствие от общения с ним. При этом должна присутствовать и другая сторона этого отношения - требовательность и контроль, которые необходимы для формирования у ребёнка социальных навыков и норм поведения, принятых в обществе, в том числе при обучении в школе.
Поэтому очевидно, что родители в жизни ребёнка играют серьёзную роль. Они дают первоначальные образцы поведения. Малыш подражает взрослым, стремится быть похожим на своих родителей. Работа с дошкольниками требует от взрослых личностной зрелости и гибкости, творческого подхода и большого терпения. Если родители понимают, что во многом от них зависит формирование личности ребёнка, они ведут себя так, что все их действия и поведение в целом способствуют формированию у ребёнка желаемых качеств и такого отношения к человеческим ценностям, которые они хотят ему передать.
Психологическую готовность к школьному обучению необходимо устанавливать, прежде всего, для того, чтобы выявить детей, не готовых к систематическому школьному обучению, с целью организации с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и проблем с адаптацией. Индивидуальные показатели всех форм готовности необходимо оценивать в сравнении с показателями возрастной нормы.
Для подготовки ребёнка к успешному школьному обучению существуют разные подходы, в числе которых: специальные занятия в детском саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка к обучению до школы, причём решающую роль в этом процессе должны играть родители.
Приступая к исследованию, мы предположили, что от отношения к ребёнку отца и матери, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит формирование психологической готовности ребёнка к школьному обучению.
Чтобы проверить данное предположение мы организовали и провели исследование, в котором приняли участие 24 семьи. Все испытуемые принимали участие в эксперименте добровольно. Для исследования детско-родительских отношений и психологической готовности детей к обучению в школе мы использовали тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бенса и С. Кауфмана и диагностическую программу готовности к школьному обучению И.В. Дубровиной. Общие сведения о семьях были получены в ходе индивидуальных бесед с родителями, то есть были установлены состав семьи и количество детей.
По составу семьи распределились следующим образом:
8 семей (33,3 %) - имеют полный состав, то есть имеются оба родителя;
8 семей - формально полные, в этой семье отец не участвует в воспитании детей из-за частых разъездов;
8 семей - имеют неполный состав, детей воспитывает одна мать.
По количеству детей семьи распределились следующим образом:
10% семей имеет 3 детей,
40% семей имеют по 2 ребёнка,
50% семей имеют по 1 ребёнку.
Проведённое исследование показало, что большое число детей, а именно 28% принимавших участие в эксперименте, не готово к систематическому школьному обучению. Интересным является тот факт, что диагностика мышления испытуемых показала самые высокие результаты, что позволяет говорить не об интеллектуальной неготовности, а скорее, о недостаточном внимании к детям со стороны взрослых в плане их развития посредством участия в специфических видах развивающей детской деятельности. Этим же объясняются и низкие показатели уровня развития самоконтроля и произвольного запоминания (всего 22% испытуемых показали высокие и средние результаты).
Особого внимания заслуживает неблагоприятное состояние уровня речевого развития, причём активная речь и её сознательное восприятие одинаково слабо развиты как на родном, так и на русском языках. Основу речи испытуемых составляют бытовые коммуникативные конструкции [5, с. 177]. В беседах с родителями детей выявлен недостаточный интерес к чтению ребёнку детских книг, некоторые родители затруднились ответить на вопрос о том, есть ли у ребёнка любимое детское произведение (сказка, рассказ, стихотворение).
Недостаточное внимание уделяется и развитию у детей фонематического слуха, что в будущем при обучении не может не сказаться на грамотности устной и письменной речи, причём не только в начальной школе.
Сопоставительный анализ результатов, полученных при исследовании детско-родительских отношений и психологической готовности к школьному обучению, позволил нам сделать следующие выводы:
Дети, воспитывающиеся в семьях с благоприятным состоянием, более подготовлены к школьному обучению по всем показателям (39 % опрошенных). У них хорошо развито внимание, на достаточном уровне сформированы фонематический слух, такие операции мышления как классификация, выделение существенных признаков.
Дети, семейная ситуация которых характеризуется как тревожная (61 % опрошенных), имеют низкие показатели мышле-
Библиографический список
ния, практически не умеют работать по образцу, фонематический слух сформирован слабо (дети не могут определить наличие или отсутствие искомого звука в слове, на все предложенные варианты отвечают наугад), при этом у большинства из них хорошо сформировано внимание.
Дети, семейная ситуация которых может быть охарактеризована как враждебная, практически не готовы к систематическому школьному обучению. Они характеризуются слабым развитием операций мышления, у них практически отсутствует фонематический слух, однако на достаточном уровне сформированы внимание и умение выполнять задание по установленному образцу.
Безусловно, недостаточная сформированность хотя бы одного из компонентов школьной готовности создают неблагоприятную ситуацию дальнейшего развития, которая закономерно приведёт к затруднениям в адаптации к школе как в учебной, так и в социально-психологической сфере.
Таким образом, наша предварительная гипотеза в ходе проведённого исследования подтвердилась: различные типы семейных взаимоотношений определяют особенности воспитания детей; от отношения к ребёнку отца и матери, от удовлетворения его основных психических потребностей во многом зависит формирование у ребёнка психологической готовности к школьному обучению.
1. Сердюкова Е.Ф. Детско-родительские отношения в семье как основной фактор развития личности ребёнка. Вестник Чеченского государственного университета, 2013; 2 (14): 214 - 218.
2. Дубровина И.В. Готовность к школе. Москва, 1995.
3. Масаева З.В., Газиева М.З. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения. Новый взгляд. Международный научный вестник, 2014; 6: 78 - 86.
4. Сердюкова Е.Ф. Психолого-педагогическая диагностика готовности ребёнка к обучению в школе как необходимый этап организации образовательного процесса в подготовительной группе ДОУ. Вестник Академии наук Чеченской Республики, 2009; 1 (10): 173 - 178.
References
1. Serdyukova E.F. Detsko-roditel'skie otnosheniya v sem'e kak osnovnoj faktor razvitiya lichnosti rebenka. Vestnik Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013; 2 (14): 214 - 218.
2. Dubrovina I.V. Gotovnost'kshkole. Moskva, 1995.
3. Masaeva Z.V., Gazieva M.Z. Professional'naya kompetentnost' pedagoga doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Novyj vzglyad. Mezhdunarodnyj nauchnyj vestnik, 2014; 6: 78 - 86.
4. Serdyukova E.F. Psihologo-pedagogicheskaya diagnostika gotovnosti rebenka k obucheniyu v shkole kak neobhodimyj 'etap organizacii obrazovatel'nogo processa v podgotovitel'noj gruppe DOU. Vestnik Akademiinauk Chechenskoj Respubliki, 2009; 1 (10): 173 - 178.
Статья поступила в редакцию 11.12.15
УДК 37.015.3
Slabko T.K., student, Vladivostok State University of Economy and Service (Vladivostok, Russia), Е-mail: [email protected]
FEATURES OF THE MOTIVATIONAL SPHERE OF STUDENTS WITH THE DIFFERENT LEVEL OF ADAPTATION. The work shares an analysis of psychological features of adaptation of students to a higher education institution. The review of psychological research on a subject of adaptation, motivation, orientation of a person is carried out. Professionally important aspects of adaptation and orientation are considered. The problem of insufficiency of data on real process of adaptation of students to higher education institution, as a personal component of future professional is formulated. The researcher studies motivation and orientation of students with different levels of adaptation to a higher education institution. The author has conducted an experiment with empirical selection of students from contrasting groups with high and low level of adaptation. The work lasted for two years. The students' adaptation level, character of the motivational sphere, choice of professional motives, motivation type, orientation were studied. The work shows that there are distinctive features in the motivational sphere of students with high and low level of adaptation.
Key words: students, adaptation, motivation, orientation, achievement of success, failure avoiding.
Т.К. Слабко, студент, направление «Психология», Владивостокский государственный университет экономики
и сервиса, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АДАПТАЦИИ
В статье дан анализ психологических особенностей адаптации студентов к вузу. Проведён обзор психологических исследований по теме адаптации, мотивации, направленности личности. Рассмотрены профессионально важные аспекты адаптации, направленности. Сформулирована проблема недостаточности данных о реальном процессе адаптации студентов к вузу, как личностной составляющей будущего профессионала. Определена цель исследования - изучение мотивации и направленности студентов с разными уровнями адаптации к вузу. На эмпирической выборке, состоящей из студентов контрастных групп (высокая адаптация и низкая адаптация) студентов в течение двух лет исследовались: уровень адаптации, характер мотивационной сферы: выбор профессиональных мотивов, тип мотивации, направленность личности. Оказалось, что существуют различия мотивационной сферы студентов с высоким и низким уровнем адаптации.
Ключевые слова: студенты, адаптация, мотивация, направленность, достижение успеха, избегание неудачи.