Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВ'

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
537
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмина Виолетта Михайловна

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Подросток очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Проблема отношений родителей и детей - сложная и парадоксальная. Сложность ее - в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности "внешнего" проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузьмина Виолетта Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF FAMILY VALUES AND PARENTAL ATTITUDES ON THE LEARNING ACTIVITIES OF ADOLESCENTS

The way the children grow up depends on how relationships are built in the family, what values and interests are put forward by its older representatives. The teenager is very sensitive to the behavior of adults and quickly learns the lessons learned in the process of family education. The problem of parent-child relationships is complex and paradoxical. Its complexity lies in the hidden, intimate nature of human relations, the scrupulousness of "external" penetration into them. And the paradox is that, for all its importance, parents usually do not notice it, because they do not have the necessary psychological and pedagogical information for this.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВ»

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВ Кузьмина Виолетта Михайловна, к.и.н., доцент (e-mail: kuzmina-violetta@yandex.ru) Юго-Западный государственный университет

Педагог-психолог, МБОУ «СОШ№60 имени Героев Курской битвы»,

Курск, Россия

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Подросток очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Проблема отношений родителей и детей - сложная и парадоксальная. Сложность ее - в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности "внешнего" проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.

Ключевые слова: детско-родительские отношения, общеобразовательная школа, семейные ценности. учебная деятельность. установки

Введение.

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов, она способствует появлению у личности образа своего "Я".

Проблема детско-родительских отношений определяется всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие. Она изучается многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что:

1) проблема отношения подростка к своей семье, является актуальной в современных условиях, поскольку ускоренный темп современной жизни, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми.

2) Актуальность данной проблемы так же состоит в том, что в наше время связь поколений начинает разрываться очень рано, подросток зачастую считает, что он настолько умен, что ему не нужен опыт прошлой жизни.

3) Так же ее актуальность подчеркивает то, что в последние годы наблюдается значительное снижение качества воспитательной работы в школе, и особенно в сфере ценностного отношения к семейному воспитанию.

В содержании воспитания слабо очерчены ценностные основы семьи, ее приоритеты в развитии личности. Не хватает методических пособий, рекомендаций, программ по семейному воспитанию, требует совершенствования подготовка и переподготовка педагогических кадров в плане работы с подростками и семьей

Цель - выявить влияние семейных ценностей и родительских установок на учебную деятельность школьников подросткового возраста.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили многочисленные обращения ученых (Г.М. Андреевой, Ю.В. Васильевой, СВ. Дармодехина, О.Л. Зверевой, Т.А. Куликовой, Е.Н. Сорочинской, П.П. Пивненко, А.В. Мудрика) к проблемам семьи и семейного воспитания. Важным инструментом, посредством которого ученые разных стран стремятся решить данную проблему, является воспитание. Проблемы взаимодействия различных институтов воспитания с семьей, и членов семьи между собой исследованы Ю.П. Азаровым, Т.В. Воликовой, П.П. Пивненко, Л.С. Сальниковой, Е.Н. Сорочинской, О.Н. Урбанской и др.

Нравственные аспекты семьи, семейного воспитания, развития гуманных внутрисемейных взаимоотношений раскрываются в трудах О.С. Богдановой, Г.Н. Волкова, И.В. Гребенникова, Р.Г. Гуровой, Л.Ю. Гордина, А.В. Иващенко, В.М. Коротова, Б. Т. Лихачева, А.Ф. Никитина и др.

Дифференцированный и индивидуальный подход к вопросам семьи, семейных взаимоотношений, подготовки учащихся к семейной жизни раскрываются в исследованиях Т. Ю. Абаевой, И. В. Гребенникова, Н. И. Пашковой, Н.К. Феоктистовой, СВ. Шаповаловой.

Исследованию особенностей психического развития личности подросткового возраста посвящены работы отечественных (П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.С. Лейтес, Л.И. Рувинский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Дж. Дьюи, Джерсильд, Гаррисон, Заззо, Озибелл, Пиаже, Хоррокса и др.) психологов.

Влияние социальной среды на развитие ребенка обосновано в трудах А.А. Бодалева, И.С. Кона, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой,С.Т. Шацкого и др.

В исследовании нами были использованы: Методика "Ценностные ориентации" Рокича и методика Ш.Шварца, адаптированная и стандартизированная В.Н. Карандашевым.

База и выборка исследования. Участники исследования группа подростков 14-15 лет в количестве 30 человек. Из них 18 девочек и 12 мальчиков.

Результаты исследования.

В течение учебного периода психологом гимназии совместно с педагогическим коллективом бы проведен ряд педагогико-воспитательных мероприятий, направленных на профориентацию подростков, нравственное и трудовое воспитание, развитие кругозора. Нами была проведена групповая форма опроса. Обработка результатов проводилась путем соотнесения ответов каждого испытуемого с соответствующим ключом.

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей, ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича, как правило, подкрепляют данными других методик.

Опросник Ш. Шварца для изучения ценностной сферы личности состоит из двух частей, отличающихся диагностическими целями.

Придерживаясь мнения о том, что содержание ценностей отражает типы мотивационных целей, которые они выражают, Ш.Шварц группирует отдельные ценности в соответствии с общностью целей в ценностные типы.

Анализ данных, полученных в начале учебного года по тесту М. Рокича (см. Таблицу 1) выявил определенные гендерные различия в определении жизненных ценностей подростков.

Девочками первые места были отведены таким ценностям как «счастливая семейная жизнь (4,55), «интересная работа» (4,35), «любовь» (4,26).

Лидирующее положение занимают такие ценности, как «здоровье» (4,20), «хорошие и верные друзья» (4,00).

Средние места в иерархии ценностей отведены: «активной жизненной деятельности» (3,80, «равенство» (3,75), «познание и интеллектуальное развитие» (3,60), «материальное обеспечение жизни» (3,45).

Наименее значимыми ценностями для девочек явились «творческая деятельность» (3,35), «общественное признание» (3,25).

Остальные ценности не определяют жизненную позицию девочек.

Мальчики показали большую ориентированность на «интересную работу» (4,55) и «хороших и верных друзей» (4,45).

Среди ведущих ценностей, определяющих ядро ценностей для мальчиков данной группы, отмечены «познание» (4,35 ), «здоровье» (4,28 ), «уверенность в себе» (4,23 ).

Также высоко оцениваются «счастливая семейная жизнь (3,75 ), «любовь» (3,65 ), «активная деятельная жизнь» (3,50 ).

Малоценными мальчикам представляются такие ценности как «красота природы» (3,20), «творческая деятельность» (3,10), «спокойствие в стране» (3,00).

В целом по группе подростков в начале учебного года ценности распределились таким образом:

Наиболее значимые терминальные ценности - «интересная работа» (4,42), «счастливая семейная жизнь» (4,35), «наличие хороших и верных друзей» (4,22), «здоровье» (4,14).

Наименее значимые ценности - « спокойствие в стране, мир» (3,15), «получение удовольствия» (3,12), «общественное признание» (3,10).

Анализ данных по «инструментальным ценностям» показал, что у данной группы подростков высший ранг занимают «жизнерадостность, «образованность», «честность», «рационализм».

Таблица 1 - Средние показатели значимости типов ценностей

по методике М. Рокича в группе 9-классников в начале учебного года

Список «терминальных ценностей По группе в целом девушки юноши

Активная, деятельная жизнь 3,65 3,80 3,50

Здоровье 4,14 4,00 4,28

Красота природы и искусства 3,32 3,65 3,20

Материально обеспеченная жизнь 3,46 3,45 3,47

Спокойствие в стране, мир 3,15 3,30 3,00

Познание, интеллектуальное развитие 3,87 3,60 4,35

Независимость суждений и оценок 3,60 3,20 3,80

Счастливая семейная жизнь 4,35 4,55 4,20

Уверенность в себе 3,48 3,40 3,52

Жизненная мудрость 3,18 3,18 3,18

Интересная работа 4,42 4,35 4,50

Любовь 3,95 4,26 3,65

Наличие верных и хороших друзей 4,22 4,00 4,35

Общественное признание 3,10 3,00 3,20

Равенство (в возможностях) 3,62 3,75 3,50

Свобода поступков и действий 3,47 3,58 3,36

Творческая деятельность 3,34 3,25 3,34

Получение удовольствий 3,12 3,25 3,00

Аккуратность 3,31 3,30 3,32

Жизнерадостность 4,40 4,45 4,35

Непримиримость к своим и чужим недостаткам 3,39 3,56 3,62

Ответственность 3,85 4,15 3,60

Самоконтроль 3,43 3,46 3,40

Смелость в отстаивании своего мнения 3,62 3,40 3,85

Терпимость к мнению других 3,24 3,20 3,28

Честность 4,26 4,12 4,46

Воспитанность 3,45 3,85 3,10

Исполнительность 3,04 3,18 3,00

Рационализм (умение принимать обдуманные решения) 4,29 4,35 4,24

Трудолюбие 3,28 3,34 3,23

Высокие запросы 3,30 3,00 3,60

Независимость 3,66 3,54 3,78

Образованность 3.30 3,00. 3,60

Твердая воля 3,35 3,00 3,70

Широта взглядов 3,64 3,44 3,84

Чуткость 4,10 4,20 4,00

Анализ показателей, полученных по методике Ш. Шварца в начале года на уровне нормативных идеалов (Таблица 2) выявил, что наибольшей значимостью для представителей исследуемой нами группы обладают такие типы ценностей, как «достижение» (4,11), «самостоятельность» (3,94), «доброта» (3,89).

Анализ данных по второй части опросника («Профиль личности») показал, что на уровне индивидуальных приоритетов наибольшей значимостью для испытуемых подростков обладают такие типы ценностей как «самостоятельность» (2,54), «доброта» (2,16) и «достижения» (2,09), а наименьшей значимостью - «традиции», «комформность».

Анализ гендерных особенностей показывает, что на уровне нормативных идеалов девочки несколько выше оценивают три, указанные выше наиболее значимые ценности, особенно «достижения».

Результаты повторного опроса по данным методикам в конце года выявили изменения в приоритете ценностей.

Так у девочек доминирующими становятся такие ценности как «интересная работа» (4,79) и «любовь» (4,76).

В качестве главной цели жизни у девочек определены «счастливая семейная жизнь» (4,68), «здоровье» (4,49), «материально обеспеченная жизнь» (4,47), «равенство в возможностях) (4,46).

Середину иерархической структуры ценностных ориентаций у девочек составляют «активная деятельная жизнь» (4,00), уверенность в себе» (4,45), «наличие хороших и верных друзей» (4,26).

У мальчиков прежняя ориентация на «интересную работу» уступила место ориентации «на хороших и верных друзей».

Лидируют у мальчиков такие ценности как «активная деятельная жизнь», «любовь», «здоровье».

Среднее положение занимают «интересная работа», «уверенность в себе», «счастливая семейная жизнь», «познание».

Как малозначимые «красота природы и искусства», «общественное признание», «получение удовольствия».

Таблица 2 - Средние показатели значимости типов ценностей на уровне нормативных идеалов в группе 9-классников в начале _учебного года (по методике Ш. Шварца)_

Типы ценностей Средние показатели значимости типов ценностей

По всей группе в целом девушки юноши

Конформность 3,52 4,02 3,02

Традиции 2,45 3,00 1,89

Доброта 3,89 4,45 3,32

Универсализм 3,89 3,27 2,51

Самостоятельность 3,94 4,68 3,20

Стимуляция 2,92 3,42 2,42

Гедонизм 3,75 4,45 3,05

Достижения 4,11 4,70 3,52

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Власть 3,03 3,65 2,41

Безопасность 3,59 4,06 3,12

Несмотря на то, что в конце учебного года в группах мальчиков и девочек ориентации изменились, в целом по группе подростков в конце учеб-

ного года ценности распределились также как и в начале года, т. е. приоритетными являются « интересная работа», «наличие хороших и верных друзей», «любовь», счастливая семейная жизнь», «здоровье». Ценными для подростков являются также «активная деятельная жизнь», «познание», «материально обеспеченная жизнь». Иные ценности имеют для них малое значение.

«Инструментальные ценности» - «жизнерадостность», «чуткость», «рационализм», «образованность» - преобладают.

Если сравнить полученные данные с данными исследований, проводимых в 70-80-х годах прошлого века, то можно сказать, что у современных подростков среди «терминальных ценностей» преобладают индивидуалистические ценности межличностных отношений (любовь, хорошие друзья, здоровье). Значимые в прошлом такие ценности как «счастье других», «безопасность, мир», «красота природы» у современных подростков значимости не имеют. Тем не менее, молодежь сохраняет устойчивую ориентацию на знание, устойчивые личные отношения, настоящую любовь, верную дружбу.

Результаты, полученные с помощью методик М. Рокича и Ш. Шварца согласованы между собой: во всех группах испытуемых верхнюю часть рейтинга занимают ценности «интересная работа», «наличие хороших и верных друзей», «любовь», «счастливая семейная жизнь», «здоровье». Нижнюю часть рейтинга занимают ценности сохранения («безопасность» «конформность», «традиции») и и ценности самовозвышения («власть», гедонизм»).

Выводы

Проблема формирования ценностных ориентаций особую актуальность приобретает в отроческие годы. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру; который проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, мыслями, кризисе прежнего, детского отношения к самому себе и к миру, негативизме, неопределенности, крушении авторитетов. В подростковый период осуществляется переход от сознания к самосознанию, «выкристаллизовывается» личность.

Практическая ценность, проведенного нами исследования заключается в том, что показала действенность целенаправленной педагогико-воспитательной работы профориентационной и духовно-нравственной направленности на формирование и изменение ценностных ориентаций подростков.

В наше время, когда так много беспорядка и хаоса, напряженности, комплексное педагогическое и воспитательное влияние жизненно необходимо подросткам для формирования у них приоритета общечеловеческих ценностей для глубокого наслаждения здоровой и уравновешенной жизнью, богатой красотой и ведущей к гармонии всех живых существ, даже в наши сложные времена.

Семья является первой и важнейшей ячейкой общества, закладывающей и формирующей нравственные начала, жизненные принципы ребенка, подготавливающей ребенка к жизни. Семья является первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения. Поэтому родители как первые воспитатели имеют самое сильное и определяющее влияние на детей.

С наступлением подросткового возраста организм ребёнка начинает претерпевать серьёзные изменения. Наряду с этим происходит перестройка в самосознании, интересах, деятельности, нравственной позициях ребёнка. Подобные изменения касаются и взаимоотношений подростка со старшими. Подросток стремится освободиться от опеки родителей, возникает потребность проявлять самостоятельность, независимость. Недостаток внимания со стороны родителей, неготовность пойти навстречу подростку нередко становится причиной серьёзного эмоционального кризиса и препятствием для становления его "Я".

Конфликт в отношениях родителей и детей не возникает случайно и внезапно. Следствиями ускоренного темпа современной жизни часто являются родительская неподготовленность, непонимание особенностей переходного возраста, неготовность принять происходящие изменения, научиться правильно на них реагировать и помочь тем самым подростку пережить этот и для него тоже нелёгкий период. Поэтому мы и решили рассмотреть проблемы взаимоотношений между родителями и подростками в семье, считая эту тему достаточно актуальной в современных условиях.

Становление личности подростка процесс сложный и неоднозначный: наряду с педагогическим воздействием происходит процесс самовоспитания. Поэтому, строя взаимоотношения с подростками, чрезвычайно важно знать и учитывать, образцы и ценности, на которые они ориентируются, что для них является важным и значимым.

Список литературы

1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева .- СПб: Питер, 2000 .- 622с.

2. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога .- М.: Учебная литература, 1996 .- 415с.

3. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология .- М.: Педагогика, 1993 .- 442с.

4. Особенности мотивации к занятим физической культурой у студентов - психологов/ Гюлмамедова Т.И., Гут Ю.Н., Плахотникова Е.Н. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр.4-10

5. К вопросу о мотиваторах лидерской активности/ Ковшова Т.П./ Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 11-18

6. Особенности межличностных отношений в педагогическом общении/ Малышев К.Б., Малышева О.А. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 19-26

7. Искусственный интеллект в развитиии молодежи/ Мухамадиева К.Б. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 27-33

8. Инновационный продуктивный метод обучения иностранным языкам иностранных студентов/ Самарина В.П., Шевченко А.Н., Самарин А.В. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 33-40

9. Личностный аспект в качественном обучении и воспитании студентов/ Черняков А.А. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 41-45

10. Роль и задачи геометрического моделирования в процессе подготовки инженерных кадров/ Жураев Т.Х.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.30-35

11. Создание учебных моделей, оптически передающих аудиосигналы, при подготовке высококвалифицированных инженеров в вузах/ Карпович Э.В.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.36-43

12. Учебное моделирование как основа развития профессиональных навыков будущих инженеров/ Карпович Э.В.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.44-52

13. Профессиональное образование в технических вузах на основе модели университета 3.0 - подход цифровой экономики/ Кудрявцева С.С.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.53-63

14. Приёмы активизации познавательной деятельности на уроках литературы в классах профильного обучения с учётом гендерных особенностей (на примере МДК)/ Ликёрная О.С.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.62-66

Kuzmina Violetta Mikhailovna

(e-mail: kuzmina-violetta@yandex.ru) Associate Professor, Ph.D. Southwestern State University

MBOU "School No. 60 named after the Heroes of the Battle of Kursk",

Educator-psychologist

Kursk, Russia

THE INFLUENCE OF FAMILY VALUES AND PARENTAL ATTITUDES ON THE LEARNING ACTIVITIES OF ADOLESCENTS

Annotation. The way the children grow up depends on how relationships are built in the family, what values and interests are put forward by its older representatives. The teenager is very sensitive to the behavior of adults and quickly learns the lessons learned in the process of family education. The problem of parent-child relationships is complex and paradoxical. Its complexity lies in the hidden, intimate nature of human relations, the scrupulousness of "external" penetration into them. And the paradox is that, for all its importance, parents usually do not notice it, because they do not have the necessary psychological and pedagogical information for this.

Key words: parent-child relations, general education school, family values. educational activities. installations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.