Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВИКТИМИЗАЦИЯ / VICTIMIZATION BEHAVIOUR / FAMILY RELATIONSHIPS / VICTIMIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Анафиева Э.Э., Жихарева Л.В.

Данная работа посвящена теоретическому анализу влияния семейных отношений на виктимное поведение в подростковом возрасте. В работе выделены основные особенности и понятия характерные для данной подростковой категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF FAMILY RELATIONSHIPS ON VICTIMIZATION BEHAVIOR IN ADOLESCENCE

This work is devoted to the theoretical analysis of the influence of family relations on the victim behavior in adolescence. The paper highlights the main features and concepts characteristic of this teenage category.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК-159.9

Анафиева Э.Э. студент 4 курса

факультет «Психологии и педагогического образования» научный руководитель: Жихарева Л.В., к.психол.н.

кафедра психологии Крым, г. Симферополь

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация: Данная работа посвящена теоретическому анализу влияния семейных отношений на виктимное поведение в подростковом возрасте. В работе выделены основные особенности и понятия характерные для данной подростковой категории.

Ключевые слова: виктимное поведение подростков, семейные отношения, виктимизация.

Asafieva E.E.

4 - year student

faculty of Psychology and pedagogical education

Crimea, Simferopol

INFLUENCE OF FAMILY RELATIONSHIPS ON VICTIMIZATION BEHAVIOR IN ADOLESCENCE.

Annotation: This work is devoted to the theoretical analysis of the influence of family relations on the victim behavior in adolescence. The paper highlights the main features and concepts characteristic of this teenage category.

Key words: victimization behaviour, family relationships, victimization.

Материалы многих исследований и педагогическая практика показывают, что подростки, которые воспитывались в неблагоприятных условиях, в большей степени, чем их сверстники из благополучных семей, подлежат семейной, социальной, криминальной виктимизации.

Большинство исследователей [2] подчеркивают важность роли ситуационной детерминации виктимного поведения и подчеркивают мысль о невозможности объяснения поведения подростка без понимания субъективного значения ситуации для него. Безусловно, понять поведение можно лишь тогда, когда исследователь знает, какой субъективный смысл имеет для личности ситуация. Прогнозируя поведение подростка необходимо установить, как он определял ситуацию «для себя», какой смысл ей предоставил.

Ситуация - это результат активного взаимодействия личности и среды. Выделяют два аспекта репрезентации ситуации в сознании личности: формирование и развитие восприятия ситуации; функционирования этого восприятия как элемента целостной системы, которая представляет картину мира[3]. Поведение личности обусловлено не

столько внешним окружением, сколько интерпретацией этого окружения. Только при условии, когда ситуация воспринимается личностью как

актуальная, можно говорить о взаимодействии подростка с ситуацией [1].

Ситуацию подросток воспринимает как живую действительность, в которой одновременно присутствует общее и особенное, случайное и закономерное, сущность и явление, причина парк и следствие, тождественное и противоречивое, единство, взаимодействие и борьба.

Подростка и его окружение следует рассматривать как взаимосвязанные переменные: окружение определенным образом влияет на личность, а актуальное состояние личности, ее предыдущий опыт модифицируют понимание и способ отношения к соответствующим воздействиям среды [3].

Все многообразие виктимогенных ситуаций, негативно влияющих на социализацию и развитие современных подростков, следует свести до 4 основных типов:

1) различные виды насилия в школе (буллинг) и в сорт семье;

2) депривационные ситуации;

3) конфликты и кардинальные изменения в значимых сферах жизнедеятельности подростка (развод родителей, смерть одного из родителей, арест одного из родителей, психические и физические дефекты);

4) стереотипные требования, предписания и санкции в группе неформального общения [4].

Семейное насилие человек в современной научной человек литературе рассматривается как человек многомерный феномен, порожденный человек взаимодействием как личностных человек особенностей родителей (ригидность, человек доминирование, низкая

самооценка, человек привычная раздражительность, низкая человек

толерантность к стрессу, человек эмоциональная лабильность, агрессивность), человек так и семейными человек процессами, а также человек стрессами, вызванными социально человек экономическими условиями современной человек жизни [2].

Стоит заметить, что до сих пор не существует единой теории,

полностью объясняющей все случаи и причины насилия в школе и семье.

Теоретический анализ выявил, что существуют различные подходы к пониманию и объяснению явления насилия. Так, психоанализ видит в нем

перенос индивидом примитивного влечения к смерти (которому З. Фрейд

дал название - «инстинкт смерти») с самого себя на внешние объекты.

Выявлено, что к там основным причинам и факторам насилия над подростками следует отнести социальные и психологические [5]. Сторонники психологических теорий сосредоточены на психологических факторах риска, прежде всего склонности к насилию у обидчиков и особенностях пострадавших. Теории социальной причинности

рассматривают внешние факторы, влияющие на появление насилия, а именно: культурная норма, социальная изоляция, низкий образовательный уровень. К социально-психологическим факторам насилия над подростками следует отнести: укоренение в общественном сознании установки на индивидуальное выживание, распространение в СМИ пропаганды насилия и жестокости, деструктивное видеопродукции, увеличение количества разводов и доли неполных семей, распространение

незарегистрированных официально браков. К этой же группе причин можно отнести: просчеты воспитания, асимметрию в распределении обязанностей, разные ценности и установки супругов, выдвижение необоснованных и избыточных требований, авторитарность членов семьи, невыполнение родительских обязанностей, антиобщественное влияние окружения.

Особенность насилия в семейном контексте - заключается в необходимости продолжать общение, которое становится крайне

болезненным, при этом сохранять и поддерживать систему

межличностных взаимоотношений.

Для подростка, который становится объектом насилия, может быть характерна различная степень вовлеченности в ситуацию насилия: непосредственная вовлеченность в качестве объекта агрессивных воздействий со стороны других лиц; непосредственная вовлеченность в качестве объекта манипуляций; опосредованная вовлеченность в качестве

свидетеля насилия над другим членом семьи. Опыт семьи, связанный с при менением насилия или желание применить насилие, влияет на развитие виктимного поведения подростков.

Прямой или косвенный опыт насилия, активного унижения или пассивного отказа является началом для развития виктимности личности [6].

Наибольшую опасность для психического здоровья ребенка составляет авторитарный стиль воспитания.

Авторитарный стиль препятствует развитию инициативы у подростка.

Возникновение конфликтов в различных сферах жизнедеятельности подростка имеет виктимогенное значение только в том случае, когда они перерастают в жизненные кризисы и обусловливают проявление виктимного поведения. Нереализованные и нерешенные конфликты могут обусловливать формирование виктимных комплексов, связанных с психическими и физиологическими реакциями организма, а также с отторжением жертвы ее ближайшим окружением.

В современном обществе, согласно статистике, неуклонно растет количество неполных семей, наблюдается рост численности разведенных, и тех, которые повторно не вступили в брак. Кроме, того в связи с ускорением темпа жизни, с активной профессиональной деятельностью, постоянными переездами родителей появляется тенденция оставлять детей на попечение родственников. Это приводит к различным депривациям в семьях. В

зависимости от субъекта, создается депривационная ситуация (эпизодическая или хроническая) для подростка, различают материнскую или отцовскую (отсутствуют оба родителя и ребенок остается на попечении родственников или других людей) депривацию [2].

Использованные источники:

1. Колосова С.Л. Особенности дезадаптивных проявлений у детей с агрессивным поведением при переходе от дошкольного возроста к младшему школьному / С.Л. Колосова // Вопросы психологии. - 2006. - № 6.

- С. 24 -30.

2. Липкина А.И. Психология ребенка и формирование нравственных компонентов его мировоззрения / А.И. Липкина // Вопросы психологии. — 1980. — № 1. — С. 11 - 21.

3. Лушин П. В. Психология личностного изменения / П. В.Лушин. -Кировоград : Имэкс, 2002. - 360 с.

4. Колосова С.Л. Особенности дезадаптивных проявлений у детей с агрессивным поведением при переходе от дошкольного возроста к младшему школьному / С.Л. Колосова // Вопросы психологии. - 2006. - № 6.

- С. 24 -30.

5. Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребёнку / Е.М. Черепанова. - М: Академия, 1997. - 96 с.

6. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Э.Ремшмидт. - М.: Мир, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.