Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
80
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ЛИЧНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / KEYWORD. CONFLICT RELATIONSHIPS IN THE FAMILY / PRESCHOOL CHILDREN / PERSONALITY / MENTAL HEALTH / MENTAL DISORDERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Л.Э., Ильина О.В.

В статье поднимается проблема влияния семейных конфликтов на формирование эмоциональной сферы личности дошкольников. Проведен теоретический анализ особенностей формирования эмоциональной сферы, психических расстройств у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в конфликтных семьях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузнецова Л.Э., Ильина О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF FAMILY CONFLICTS ON THE FORMATION OF THE EMOTIONAL SPHERE OF PRESCHOOL CHILDREN

The article raises the problem of the influence of family conflicts on the formation of the emotional sphere of preschool children. The theoretical analysis of the features of the formation of the emotional sphere, mental disorders in preschool children brought up in conflict families.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ»

УДК 159.9.075

Кузнецова Л. Э., к. психол. н.

доцент Ильина О.В. студент

Институт сферы обслуживания и предпринимательства Донской государственный технический университет

филиал в г. Шахты Россия, г. Шахты ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье поднимается проблема влияния семейных конфликтов на формирование эмоциональной сферы личности дошкольников. Проведен теоретический анализ особенностей формирования эмоциональной сферы, психических расстройств у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в конфликтных семьях.

Ключевые слова. Конфликтные взаимоотношения в семье, дети дошкольного возраста, личность, психическое здоровье, психические расстройства.

Kuznetsova L.E., сandidate of psychology sciences, Associate Professor

Institute of Service and Entrepreneurship (branch) of Don State Technical University in Shakhty

Russia, Shakhty

Ilyina O. V., student, Institute of Service and Entrepreneurship (branch)

of Don State Technical University in Shakhty

Russia, Shakhty

THE IMPACT OF FAMILY CONFLICTS ON THE FORMATION

OF THE EMOTIONAL SPHERE OF PRESCHOOL CHILDREN

Annotation. The article raises the problem of the influence of family conflicts on the formation of the emotional sphere of preschool children. The theoretical analysis of the features of the formation of the emotional sphere, mental disorders in preschool children brought up in conflict families.

Keyword. Conflict relationships in the family, preschool children, personality, mental health, mental disorders.

Для современных семей актуальной становится проблема конфликтного взаимодействия, приводящая к нарушению межличностных отношений в семье и ее распаду.

Конфликты в семье, дисгармония семейных отношений и семейного воспитания отрицательно влияют на формирование личности, психоэмоциональное состояние, психическое здоровье детей дошкольного возраста [2].

Невротическое поведение родителей из конфликтных семей,

постоянные проблемы и занятость оказывают негативное влияние на психическое развитие детей дошкольного возраста. У большинства дошкольников, воспитывающихся в конфликтных семьях, появляются нарушения в эмоциональной сфере и поведение. Могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, невротические нарушения, приводящие к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.

У детей возникают проблемы в отношениях со сверстника, ухудшается поведение в детском саду. Однако, занятые постоянными конфликтами, родители не замечают своих детей, и не могут им помочь в решение проблем в силу своей несостоятельности или по причине просто незнания этих проблем. Ведь эмоциональная связь с детьми потеряна, дети им уже не доверяют.

Исследования А.И. Захарова, В.М. Целуйко, Э.Г. Эйдемиллер показали огромную роль в возникновение невротических расстройств у детей психической травмы. Конфликты между родителями можно рассматривать как психическую травму, приводящую к ощущению безысходности, беспомощности и ненужности. У ребенка деформируется система отношений, нарушается процесс социально-психологической адаптации [1,

7].

Н.В. Юдина доказала, что состояние полной семейной неудовлетворенности возникает в результате конфликтных ситуаций, в которых проявляется заметное расхождение между ожиданиями индивида по отношению к семье и ее действительной жизнью. У детей дошкольного возраста накапливается нервно-психическое напряжение в силу непонимания его родителями, страха потерять семью или одного из родителей. Накапливаясь от конфликта к конфликту, нервно-психическая напряженность повышает эмоциональную лабильность детей, приводящую к периодическим аффектам и истерикам, снижению настроения, нарушения сна [6].

Наиболее опасными эмоциональными состояниями детей дошкольного возраста, воспитывающихся в конфликтных семьях, являются тревожность и страхи. Тревога катастрофически вырастает у ребенка непосредственно после семейного конфликта. Признаками тревоги являются сомнения, страхи, опасения, связанные с поведением родителей и возможностью стать причиной конфликта. Многие дети винят себя в конфликтных ситуациях, возникающих между родителями, и принимают на себя негативные эмоции, связанные с их неудовлетворенностью семейной жизнью. Взятие на себя вины за происходящие события обусловлено тем, что дошкольник не может понять истинных причин происходящего. Он считает, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и недостоин их любви.

Формирование страхов у детей, воспитывающихся в конфликтной обстановке, чаще всего носит защитный характер с целью привлечения внимания и любви к себе. Ребенок постоянно испытывает потребности в

любви, уважении, признании. Именно в дошкольном возрасте дети начинают болеть, чтобы родители его пожалели и перестали ругаться.

Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей дошкольного возраста постоянное чувство беспокойства, тревоги, страха, неуверенность в себе, эмоциональное напряжение, агрессию и могут стать источником их психического нездоровья.

Согласно исследованиям В.Е. Первак конфликты в семье влияют на психическое здоровье детей дошкольного возраста, порождая неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого и провоцируя подавленную агрессивность [4].

А.И. Захаров доказывает, что длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущение эмоционального неблагополучия [1].

Конфликтные ситуации в семье способствуют снижение иммунитета ребенка и запускают механизм развития у них психосоматических расстройств. Болезнь ребенка может стать единственным механизмом его адаптации к нарушениям в семейных отношениях. Наиболее распространенными психосоматическими заболеваниями можно назвать язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, сахарный диабет, нейродермит, вегето-сосудистую дистонию, бронхиальную астму. Среди нарушений семейных отношений влияющих на формирование психосоматических расстройств у детей можно назвать недостаток любви и заботы в семье, нарушение структуры семьи, дисгармонию в распределение семейных ролей [3].

Н.Н. Посысоев считает, что постоянные конфликты в семье, психологический дискомфорт в результате нарушения целостности семьи и потери эмоционального контакта с одним из родителей в процессе супружеского развода приводят к формированию психических нарушений

[5].

Согласно исследованиям В.Г. Белова, А.М. Калугина, В. М. Кирьянова, Ю.А. Парфенова, В.Е. Первак невротические расстройства у детей, воспитывающихся в конфликтных семьях, имеют длительный и хронический характер и могут проявляться в виде тревожно-фобических реакций, неврастении, психосоматических и вегетативных проявлений, значительно нарушая поведение и социально-психологическую адаптацию.

Итак, конфликты в семье оказывают на дошкольников хроническое психотравмирующее воздействие и приводят к возникновению невротических расстройств и дезадаптивных реакций. У детей формируется чувство беспокойства, тревоги, страха, неуверенность в себе, эмоциональное напряжение, агрессия. Недостаток эмоционального общения со взрослыми способствует развитию у дошкольников неуверенности в поведение и вызывает чувство тревоги и ощущение эмоционального неблагополучия.

Использованные источники:

1. Захаров, А.И. Психология семейного конфликта / А.И. Захаров. - М.: Конус, 2000. - 123 с.

2. Кузнецова Л.Э. Психологические причины формирования конфликтных взаимоотношений в семье / Л.Э. Кузнецова, О.В. Ильина // Ежемесячный международный научный журнал «LINGVO-SCIENCE». - № 13. - 2018. - С. 18 - 20.

3. Смирнова, С.В. Нарушения семейных отношений в генезе психосоматических заболеваний у детей / С.В. Смирнова, Е.А. Сергодеева // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 6. - С. 67 - 69.

4. Первак, В.Е. Влияние семейных отношений на развитие личности и психического здоровья ребенка / В.Е. Первак // Вологдинские чтения. - 2008.

- № 67. - С. 45 - 48.

5. Посысоев, Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Н. Посысоев.

- М.: Владос-пресс, 2014. - 328 с.

6. Юдина, Н.В. Влияние семейных отношений на психическое развитие детей / Н.В. Юдина // Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. -С. 17 - 18.

7. Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер. - СПб. : Речь, 2013. - 333 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.