Научная статья на тему 'Влияние семейной ситуации на развитие активной познавательной позиции учащихся'

Влияние семейной ситуации на развитие активной познавательной позиции учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FAMILY SITUATION / ACTIVE COGNITIVE POSITION OF THE PUPILS IN PRIMARY SCHOOL / FAVOURABLE FAMILY SITUATION / THE UNFAVOURABLE FAMILY SITUATION / СЕМЕЙНАЯ СИТУАЦИЯ / АКТИВНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / БЛАГОПРИЯТНАЯ СЕМЕЙНАЯ СИТУАЦИЯ / НЕБЛАГОПРИЯТНАЯ СЕМЕЙНАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меньшикова Елена Александровна

Рассматривается влияние семейной ситуации на развитие активной познавательной позиции младших школьников. Анализируется семейная ситуация как фактор развития активной познавательной позиции у учащихся, раскрывается понятие активной познавательной позиции ученика, обращается внимание на условия, позитивно влияющие на формирование стремления ребенка к познавательной деятельности в семье. Раскрывается взаимосвязь между чертами характера родителей (сензитивность, аффективность, тревожность, противоречивость личности, доминантность и некоторые др.) и развитием активной познавательной позиции учащихся в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE FAMILY SITUATION ON THE DEVELOPMENT OF ACTIVE COGNITIVE POSITION OF THE PUPILS

The article is devoted to identify consistensy between situations of the family and development of the cognitive active position of the pupils in primary school. The author analyses the situation of the family as a factor of development of the cognitive active positions of the pupils. The author discovers the nature of the phenomen of the cognitive actives position of the pupils in primary school, suggests the factors positively influencing the desire of the child for the cognitive activity in family. The author reveals the relation between personality traits of parents (sensibilitive, affectative, anxieous, contradiction of the person, autcoritative and some other) and the development of active cognitive position of pupil in primary school.

Текст научной работы на тему «Влияние семейной ситуации на развитие активной познавательной позиции учащихся»

УДК 159.9.07

Е. А. Меньшикова

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ НА РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ

Рассматривается влияние семейной ситуации на развитие активной познавательной позиции младших школьников. Анализируется семейная ситуация как фактор развития активной познавательной позиции у учащихся, раскрывается понятие активной познавательной позиции ученика, обращается внимание на условия, позитивно влияющие на формирование стремления ребенка к познавательной деятельности в семье. Раскрывается взаимосвязь между чертами характера родителей (сензитивность, аффектив-ность, тревожность, противоречивость личности, доминантность и некоторые др.) и развитием активной познавательной позиции учащихся в начальной школе.

Ключевые слова: семейная ситуация, активная познавательная позиция младших школьников, благоприятная семейная ситуация, неблагоприятная семейная ситуация.

Проблема развития познавательной активности учащихся в последнее время приобрела особую актуальность. В связи с этим возрастают требования к обучению и воспитанию, способствующему формированию активного ученика, умеющего добывать знания. В процессе школьного обучения познание становится ключевым, специально организованным. Однако, начиная школьное обучение, не все дети стремятся к познавательной деятельности, демонстрируют интеллектуальную пассивность, не понимают зачем они учатся. Почему это происходит? Какие факторы влияют на развитие познавательной активности ребенка? Как разбудить в детях познавательную потребность, сделать процесс учения значимым, а учебную деятельность привлекательной? Большое значение в развитии познавательной активности детей имеет семья.

Ученые неоднократно обращались к проблеме семьи, ими проанализирован феномен семьи и брака (Ф. Энгельс, М. С. Мацковский, А. Г. Харчев, Ю. И. Семёнов и др.), ее функции, стили воспитания (И. В. Гребенников, А. В. Петровский, М. Арутюнян и др.), созданы методики, позволяющие диагностировать специфику родительских отношений (А. Я. Варга, В. В. Столин и др.), выявлены черты личности, негативно влияющие на формирование индивидуальности ребенка в семье (А. И. Захаров и др.). Однако проблема влияния семейной ситуации на развитие познавательной активности ребенка изучена недостаточно. Проведенное нами исследование [1-4] показало, что дети с активной познавательной позицией - это дети, имеющие благополучную ситуацию в семье. Под познавательной позицией ученика нами понимается отношение ученика к познанию предметного мира, мира человеческих отношений и самого себя в учебной деятельности и повседневном поведении. Она охватывает различные стороны психического развития личности ученика: интеллектуальную, эмоциональную, нравственно-волевую, рефлексивную [1, 2]. Сочетаясь друг с другом, эти четыре компонента образуют уровни развития познавательной позиции младшего школьника (очень высокий, высокий, средний, низкий). Познавательную позицию детей высокого и очень высокого уровней развития мы называем активной [3, 4].

Исследование показало, что неблагоприятная семейная ситуация отрицательно влияет на формирование познавательной позиции школьника. Негативное воздействие оказывают черты характера родителей, выявленные А. В. Захаровым [5]. К ним относятся: сензитивность (повышенная чувствительность, склонность все принимать близко к сердцу, легко расстраиваться и волноваться), аффективность (эмоциональная возбудимость и неустой-

чивость настроения), тревожность (склонность к беспокойству, недостаточная согласованность чувств и желаний), противоречивость личности (предполагающая сочетание трех черт: доминантности, эгоцентричности и гиперсоциальности). Наличие данных характеристик приводит к формированию у родителей определенных отрицательных типов материнского отношения к детям («Царевна Несмеяна», «Снежная Королева», «Спящая красавица», «Унтер Пришибеев», «Суматошная мать», «Наседка», «Вечный ребенок») [6], которые способствуют невротическому развитию личности ребенка, препятствуют формированию эмоционально-волевого компонента готовности детей к школе, способствуют проявлению чувства собственного несовершенства, неуверенности, нерешительности, отрицательно сказываются на формировании личности ученика. У таких детей развивается тяжелое самочувствие, эмоциональное напряжение, тревожность, агрессия, конфликтное самосознание. На уроках они не активны, погружены в свои мысли, переживания, им свойствен «уход от деятельности», а в случае учебных трудностей - прогулы занятий, так как отсутствующая в семье помощь в учебе вызывает страх наказания и формирует стратегию избегания неудач. Благоприятная семейная ситуация, забота в семье, внимание, любовь, привязанность близких создает у ребенка ощущение безопасности, способствует развитию эмоциональной устойчивости, уверенности в своих силах, адекватную самооценку, стратегию достижения успеха. Формированию активной познавательной позиции способствует активное участие родителей в учебно-воспитательном процессе, организация дома совместной познавательной деятельности: наблюдение за явлениями природы, совместное чтение художественных произведений, помощь ребенку в преодолении учебных трудностей. Для развития познавательной позиции важно учить детей уметь работать руками. Учение - труд. Работая руками, дети учатся трудиться. Это умение хорошо развивается в семьях, где у детей есть свои небольшие обязанности по дому: подмести пол, помыть посуду, вынести мусор и др. Практика обучения показывает, что учащиеся, привыкшие трудиться дома, быстрее «входят» в роль ученика, легче адаптируются. Дети, умеющие работать руками, ловко справляются с заданиями на уроках труда, более организованны, более старательны в учебной деятельности. Тройки и двойки за четверть по труду в начальных классах встречаются крайне редко. Однако такое явление имеет место и является очень ди-агностичным для выявления познавательной позиции ученика. В нашем исследовании была выявлена девочка, имевшая неудовлетворительную итоговую отметку по труду. (Это был единственный случай за двадцать семь лет работы в школе.) Она ничего не хотела делать на уроках трудового обучения, просто присутствовала, стригла бумагу, занималась посторонними делами. Аналогичным было и ее отношение к другим учебным дисциплинам. Серьезных отклонений в интеллектуальном развитии девочки выявлено не было. Дома она была предоставлена сама себе, не выполняла домашние задания, обманывала, не имела обязанностей по дому. Наблюдения показывают, что дети, не желающие трудиться, - это часто дети, не привыкшие трудиться дома. Семейная ситуация во многом является здесь определяющей. В последнее время, к сожалению, стали появляться семьи, в которых у детей нет трудовых обязанностей. Это выясняется из анкетного опроса родителей и свойственно семьям с большим материальным достатком. В таких семьях появляются няни, помощницы, трудовых обязанностей нет и у мам. Воспитание любви к труду, в том числе и к учебному, без опоры на семью является сложной задачей для учителя.

В последнее время наблюдается привлечение родителей к управлению школой. Они имеют возможность контролировать деятельность учебного заведения, влиять на выбор учебных программ, принимать участие в работе «Родительских советов» и др. Несомненно, родители должны быть привлечены к учебно-воспитательному процессу школы. Но это

требует определенных знаний и опыта. Практика показывает, что не всегда родители компетентны в тех вопросах, к решению которых привлекаются. Часть родителей готовы платить за образование, нанимать репетиторов и склонны к устранению от учебно-воспитательного процесса, их забота о детях заключается в основном в создании для ребенка материального благополучия. Такие родители ориентированы только на оценки, которые ребенок приносит из школы. Они настойчиво добиваются от своих детей высоких отметок любой ценой, а воспитанию личности в семье и развитию стремления к познавательной деятельности не уделяется достаточного внимания. Д. Льюис [7] составил для родителей список утверждений, которые характеризуют удачный подход к стимулированию умственного развития детей в семье:

- Я отвечаю на все вопросы ребенка терпеливо и честно.

- Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.

- Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.

- Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате и на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.

- Я предоставил ребенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий.

- Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.

- Я поручаю ребенку посильные заботы.

- Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.

- Я беру ребенка в поездки по интересным местам.

- Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.

- Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев.

- Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.

- Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других.

- Я никогда не наказываю ребенка унижением.

- Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.

- Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.

- Я регулярно читаю ребенку.

- Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.

- Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.

- Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.

- Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине.

- Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел.

- Я никогда не дразню ребенка за ошибки.

- Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.

- Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми.

- Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.

- Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.

- Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их.

- В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.

- Я не хвалю его беспредметно и неискренне.

- Я честен в оценке своих чувств к ребенку.

- Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.

- Я даю ребенку возможность самому принимать решения.

- Я помогаю ребенку быть личностью.

- Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.

- Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.

- Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка.

- Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.

- Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.

- Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном результате.

- Я не ограничиваю ребенка школьными рамками, развиваю его интересы и ставлю перед ним новые увлекательные задачи.

Проведенное нами исследование показало, что существенным фактором развития активной познавательной позиции детей является семейная ситуация, традиции семьи, ее ценности, совместная с детьми организация досуга, стиль воспитания, сотрудничество со школой.

Список литературы

1. Меньшикова Е. А. Активная познавательная позиция как достижение психического развития младших школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 8 (86). С. 116-120.

2. Меньшикова Е. А. О психолого-педагогической природе активной познавательной позиции младших школьников // Начальная школа. 2009. № 10. С. 18-20.

3. Меньшикова Е. А. Психологическая готовность к школе - предпосылка развития активной познавательной позиции у младших школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 10 (112). С. 111-113.

4. Меньшикова Е. А. Эмоциональное отношение к учебе младших школьников // Начальная школа. 2014. № 2. С. 17-20.

5. Захаров А. И. Детские неврозы. СПб.: Респекс, 1995. 192 с.

6. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 2000. 224 с.

7. Одаренные дети / общ. ред. Г. В. Бурменской [и др.]. М.: Прогресс, 1991. С. 103-105.

Меньшикова Е. А., кандидат педагогических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: menshikovaea@tspu.edu.ru

Материал поступил в редакцию 24.02.2016.

E. A. Menshikova

INFLUENCE OF THE FAMILY SITUATION ON THE DEVELOPMENT OF ACTIVE COGNITIVE POSITION

OF THE PUPILS

The article is devoted to identify consistensy between situations of the family and development of the cognitive active position of the pupils in primary school. The author analyses the situation of the family as a factor of development of the cognitive active positions of the pupils. The author discovers the nature of the phenomen of the cognitive actives position of the pupils in primary school, suggests the factors positively influencing the desire of the child for the cognitive activity in family. The author reveals the relation between personality traits of parents (sensibilitive, affectative, anxieous, contradiction of the person, autcoritative and some other) and the development of active cognitive position of pupil in primary school.

Key words: family situation, active cognitive position of the pupils in primary school,

favourable family situation, the unfavourable family situation.

References

1. Menshikova E. A. Aktivnaya poznavatel'naya pozitsiya kak dostizheniye psikhicheskogo razvitiya mladshykh skol'nikov [Cognitive activities position as achievement of psychological development of children in primary school]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2009, no. 8 (86), pp. 116-120 (in Russian).

2. Menshikova E. A. O psikhologo-pedagogicheskoy prirode aktivnoy poznavatel'noy pozitsyii mladshykh skol'nikov [About psychological-pedagogical nature of the active cognitive position of the pupils in primary school]. Nachal'naya shkola - Primary School, 2009, no. 10, pp. 18-20 (in Russian).

3. Menshikova E. A. Psikhologicheskaya gotovnos't' k shkole - predposylka razvitiya aktivnoy poznavatel'noy pozitsii u mladshykh skol'nikov [Psychological readiness for school - precondition for development of active learning position of junior schoolchildren]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, no. 10 (112), pp. 111-113 (in Russian).

4. Menshikova E. A. Emotsional'noye otnosheniye k uchebe mladshykh skol'nikov [The emotional attitude to learning process of the pupils in primary school]. Nachal'naya shkola - Primary School, 2014, no. 2, pp. 17-20 (in Russian).

5. Zakharov A. I. Detskiye nevrozy [Children neuroses]. St. Petersburg, Respeks Publ., 1995. 192 p. (in Russian).

6. Zakharov A. I. Preduprezhdeniye otkloneniy v povedenii rebyenka [Prevention of diviations of the child's behaviour]. St. Petersburg, 2000, 224 p. (in Russian).

7. Odarennye deti / obshch. red. G. V. Burmenskoy [i dr.] [Gifted Child's. Under general editorship of G. V. Burmenskaya [And others]. Moskow, Progress Publ., 1991. Pp. 103-105 (in Russian).

Menshikova E. A.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: menshikovaea@tspu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.