УДК159.9:37.015.3
Е. А. Меньшикова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ - ПРЕДПОСЫЛКА РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена выявлению закономерностей между компонентами психологической готовности детей к школьному обучению и развитием познавательной позиции у младших школьников. Автор анализирует различные подходы к проблеме школьной зрелости, раскрывает взаимосвязи между отношением детей с учебной ситуации, развитием памяти, логического мышления, организованности и уровнем познавательной позиции учащихся.
Ключевые слова: психологическая готовность детей к школьному обучению, активная познавательная позиция ученика, отношение к учебной ситуации, память, логическое мышление, организованность.
Проблема развития познавательной активности и самостоятельности учащихся последнее время приобрела особую актуальность. В процессе школьного обучения познание становится ключевым, специально организованным, учебная деятельность -ведущей (Л. С. Выготский). Однако в процессе учения не все дети понимают и принимают роль ученика, осознают цель учебной деятельности. Младшие школьники демонстрируют интеллектуальную пассивность, не понимают, зачем они учатся. От чего это зависит? Какие факторы оказывают влияние на развитие позиции ученика? Предпосылкой развития активной познавательной позиции учащихся является их готовность к школьному обучению.
Проблема психологической готовности детей к успешному учению в школе глубоко изучалась в отечественной и зарубежной науке (Л. В. Выготский, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, Н. Еуепск,
Э. С00к80п, К. БШпеу и др.). Анализ психолого-пе-дагогической литературы позволяет выделить два основных подхода к проблеме. Сторонники первого - педагогического - рассматривают формирование знаний, умений и навыков у детей до поступления в школу (Т. И. Тарунтаева, Л. И. Журова, Ф. А. Сохин и др.), развитие элементов учебной деятельности на занятиях с детьми дошкольного возраста (Л. А. Венгер, А. Н. Давидчук, К. Н. Поливанова и др.), воспитание различных качеств у дошкольников в семье (Н. Еуепск, Э. С00к80п, К. БШпеу и др.). Эти исследования направлены на подготовку к успешному обучению в школе дошкольников в семье и детском саду. Представители второго подхода - психологического - рассматривают содержание готовности детей к школьному обучению, выделяя различные аспекты, сферы готовности к школе (И. В. Дубровина, Я. А. Коло-минский, Е. А. Панько и др.), новообразования в развитии ребенка (Л. И. Божович, Р. П. Ефимкина, Р. С. Немов и др.), предпосылки готовности к школьному обучению (В. С. Мухина и др.), связь психологической готовности к школе с обучаемостью (М. М. Безруких, С. П. Ефимова и др.), ана-
лизируют единое психологическое новообразование возраста (Д. Б. Эльконин, Е. Е. Кравцова и др.).
Учеными много сделано в плане разработки программ подготовки детей к обучению, в области диагностики школьной зрелости, в области изучения сути и специфики феномена готовности к школе. Однако проблема выявления существенных взаимосвязей между компонентами психологической готовности детей к школьному обучению и их успехами в усвоении учебного материала долгое время оставалась за рамками научных исследований. Проведенное нами исследование в этом направлении позволило установить наиболее значимые компоненты школьной зрелости (отношение к учебной ситуации, преднамеренное запоминание, логическое мышление и организованность), развитие которых на старте школьного обучения существенно влияет на успешность обучения детей младшего школьного возраста [1].
На следующем этапе проведенного нами исследования мы поставили задачу выявить взаимосвязи между развитием у детей значимых компонентов школьной зрелости и их познавательной позицией, сформировавшейся в результате обучения в начальных классах. Под познавательной позицией младших школьников нами понимается отношение ученика к познанию предметного мира, мира человеческих отношений и самого себя в учебной деятельности и повседневном поведении [2]. Познавательная позиция ученика представляет собой взаимосвязанные между собой компоненты: познавательный интерес (как определенный уровень развития познавательной активности), эмоциональное отношение к процессу познания, нравственно-волевые качества личности и отношение школьника к роли ученика [2, 3]. Нами выявлены уровни развития познавательной позиции учащихся (очень высокий, высокий, средний, низкий). Познавательную позицию детей, имеющих высокий и очень высокий уровни ее развития, мы назвали активной.
Для детей с очень высоким уровнем развития познавательной позиции характерна высокая по-
знавательная активность, обобщенный учебно-познавательный интерес, способность ориентироваться в незнакомом учебном материале и стремление понимать закономерности и причинно-следственные связи. Им свойственно положительное, ответственное, осознанное отношение к учебе, высокое трудолюбие, ярко выраженное упорство и настойчивость в поиске решений, стремление добиваться результата в учебе честным трудом. Усвое -ние знаний на уровне понимания. В учебе их привлекает и радует процесс познания, а не отметка, они учатся с большим удовольствием, сформировано отношение к себе как к школьнику. Свойственно предпочтение интеллектуальных занятий в свободное время (чтение, просмотр познавательных телевизионных передач). Характерна благополучная семейная ситуация и поощрение родителями познавательной деятельности.
Дети с высоким уровнем развития познавательной позиции характеризуются положительным, ответственным, осознанным отношением к учебе, высоким уровнем развития познавательной активности, сформированным устойчивым учебно-познавательным интересом. Им свойствен высокий уровень развития трудолюбия и честности в достижении учебных результатов. Они настойчивы в достижении цели, усваивают знание на уровне понимания. Учеба доставляет им радость, сформировано отношение к себе как к школьнику. При постановке цели и поиске решений задачи они действуют с большей осторожностью, требуют большего участия и поддержки учителя. Уверенно применяют знания в знакомой ситуации. Характерна благополучная семейная ситуация.
Дети со средним уровнем развития познавательной позиции имеют, в большинстве своем, неустойчивое положительное отношение к учебе, средний или средний (ближе к высокому) уровень развития познавательной активности, ситуативный учебный интерес, у одних детей возможен «уход от трудностей», у других - ярко выраженное стремление к их преодолению. Характерны эмоции удивления и радости больше на необычность, новизну и развлекательность материала. Эмоциональное отношение к учебе - переменчивое. Свойственно понимание и принятие цели, поставленной учителем, выполнение учебных действий по образцу, положительные эмоции от пребывания в школе. Присутствует интерес к отметке учителя. Усвоение знаний в значительной степени на уровне запоминания. Проявляют избирательный интерес к отдельным предметам или темам. Отношение к роли ученика различное:
1) школа привлекает больше внеучебной стороной, и ребенок учится без особого желания либо с желанием, но не в полную силу;
2) отношение к себе как к школьнику сформировано, но учеба дается нелегко, ребенок очень старается.
Развитие нравственно-волевых качеств в учебной деятельности (упорства, трудолюбия ответственности и правдивости) различно: от среднего до высокого уровня. Семейная ситуация разная. Родители не особенно настойчивы в своих требованиях.
Детям с низким уровнем развития познавательной позиции свойственно негативное либо равнодушное отношение к познанию, низкая познавательная активность, учебный интерес практически не обнаруживается. Учеба не доставляет им радости, скорее, вызывает отрицательные переживания. Имеют место пробелы в знаниях. Дети проявляют интеллектуальную лень. Уровень развития нравственноволевых качеств в учебной деятельности низкий. Отношение к роли ученика не сформировано: ребенок не хочет учиться, родители заставляют. Возможны пропуски занятий. Семейная ситуация разная, чаще неблагополучная. Возможно отклоняющееся от нормы поведение (агрессивность).
В результате проведенного исследования выявлены следующие взаимосвязи между компонентами психологической готовности детей к школьному обучению и развитием у них познавательной позиции:
1. Дети с учебным типом отношения к ситуации обучения демонстрируют высокий и очень высокий уровни развития познавательной позиции школьника. Дети с псевдоучебным и игровым типом - средний или низкий уровни ее развития. А у детей с предучебным отношением к учебной ситуации возможен широкий диапазон развития познавательной позиции ученика (от низкого до очень высокого уровня).
2. Дети с высоким уровнем развития преднамеренного запоминания чаще демонстрируют высокий и очень высокий уровни развития познавательной позиции, реже - средний; низкий уровень развития позиции у таких детей отсутствует.
3. Высокий уровень развития познавательной позиции демонстрируют дети с высоким, реже -средним уровнем развития логического мышления, поскольку позиция ученика не связана напрямую с успеваемостью. Однако среди детей с высоким и очень высоким уровнями развития познавательной позиции больше школьников с высокими показателями логического мышления.
4. Большое значение имеет развитие организованности на старте школьного обучения. Дети с высоким уровнем развития этого компонента демонстрируют высокий и очень высокий уровни развития познавательной позиции.
5. Выявлено, что уровень развития познавательной позиции не связан напрямую с оценками уча-
щихся по учебным дисциплинам. Высокий и очень высокий уровни могут демонстрировать дети с широким диапазоном успеваемости. Они могут учиться на «отлично», «4» и «5» и даже иметь одну тройку, например, по русскому языку. При этом они имеют высокие показатели по трудолюбию, упорству и настойчивости в учебной деятельности, и процесс познания приносит им радость. Они могут проявлять углубленный интерес к какому-то одному из учебных предметов.
6. Установлено, что дети с высоким и очень высоким уровнями развития познавательной позиции понимают успех как личное достижение, являющееся результатом собственного труда. Они расценивают свои неудачи не как случайность или стечение обстоятельств, а как свою недоработку. Эти дети не склонны учиться ради оценки, им интересен сам процесс познания.
7. Выявлено, что дети с высоким и очень высоким уровнем развития познавательной позиции в большинстве своем из благополучных семей. Неблагоприятная семейная ситуация отрицательно влияет на формирование познавательной позиции школьника.
8. Установлено также, что личность учителя имеет существенное значение в развитии познавательной позиции ученика. Имея одинаковые стартовые показатели по психологической готовности, обучаясь по одной и той же программе у разных учителей, дети могут демонстрировать различную динамику в развитии познавательной позиции. Несмотря на то, что в данном исследовании мы не ставили задачу изучить личность учителя (это мо-
жет стать предметом дальнейшей работы), мы установили, что развитие познавательной позиции учащихся наблюдается у учителя, умеющего создать в классе ситуацию эмоционального благополучия и умственной раскрепощенности. Когда у ребенка сформировано положительное отношение к школе в целом (идет в школу с удовольствием, не хочется уходить домой). Когда у школьника здоровые взаимоотношения со сверстниками - одноклассниками и учителем, отсутствует конкуренция (соперничество), царит атмосфера сотрудничества и взаимопомощи, сравнение ученика с самим собой «вчерашним», а не с другими детьми. Когда процесс познания вызывает у ребенка позитивные чувства, окрашен в радостные тона, а достижение результата воспринимается как субъективное открытие нового знания, отсутствует страх допустить ошибку и быть за нее наказанным. Когда осознание школьником своих возможностей связано с положительными эмоциями («я смогу», «если трудно, помогут»). Когда развивается «рефлексия чувств», которая предполагает понимание причины эмоционального состояния, умение объяснить ее и преодолеть в деятельности. Когда учитель развивает внутренний локус контроля, умение искать причины неудач в самом себе («не выучил», «не проявил трудолюбия, настойчивости в достижении цели»).
Таким образом, исследование показало, что психологическая готовность детей к школьному обучению тесно взаимосвязана с развитием познавательной позиции учащихся, а ее компоненты являются предпосылками ее формирования.
Список литературы
1. Меньшикова Е. А. Психолого-педагогические аспекты готовности детей к успешному обучению в школе // Современные проблемы и инновационный опыт развития образования в Сибири / под ред. В. А. Дмитриенко. Томск: Том. гос. ун-т, 2002. С. 217-273.
2. Меньшикова Е. А. Активная познавательная позиция как достижение психического развития младших школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 8. С. 116-120.
3. Меньшикова Е. А. О психолого-педагогической природе активной познавательной позиции младших школьников // Нач. шк. 2009. № 10. С. 18-21.
Меньшикова Е. А., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
Е-шаП: шешЫк0Уаеа@18ри.е(1и.т
Материал поступил в редакцию 12.07.2011.
E. A. Menshikova
PSYCHOLOGICAL READINESS FOR SCHOOL - PRECONDITION FOR DEVELOPMENT OF ACTIVE LEARNING POSITION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN
The article is devoted to identify consistency among components of children’s psychological school readiness and development of junior schoolchildren’s learning position. The author analyzes varied approaches to the problem of school readiness, reveals correlations between children’s attitude to instructional situation, development of memory, logical thinking, self-discipline and the level of schoolchildren’s learning position.
Key words: psychological readiness of children to schooling, active learning position of schoolchild, attitude to instructional situation, memory, logical thinking, self-discipline.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]