Научная статья на тему 'Активная познавательная позиция как достижение психического развития младших школьников'

Активная познавательная позиция как достижение психического развития младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1994
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ ВОЗРАСТА / АКТИВНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / PERSON'S ANALYSIS / COGNITIVE ACTIVITIES POSITION OF THE AGE / THE COGNITIVE INTEREST / JOU IN LEARNING PROCESS / MORALS AND WILL-POWERS CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меньшикова Елена Александровна

Статья посвящена анализу психолого-педагогической природы активной познавательной позиции как центрального психологического новообразования детей младшего школьного возраста. Автор анализирует различные научные позиции авторов, раскрывает компоненты данного феномена: познавательный интерес, радость познания, рефлексивный компонент и нравственно-волевые качества личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE ACTIVITIES POSITION AS ACHIEVEMENT OF PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN IN PRIMARY SCHOOL

This article is devoted to the exposure of the nature of the phenomenon of cognitive activities position as achievement of psychological development of children in primary school. The author analyses various scientific positions of research workers, discovers the nature of this phenomen, the cognitive interest, jou in learning process, person's analysis, morals and will-powers characteristics.

Текст научной работы на тему «Активная познавательная позиция как достижение психического развития младших школьников»

УДК159.9:37.015.3

Е. А. Меньшикова

АКТИВНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ КАК ДОСТИЖЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена анализу психолого-педагогической природы активной познавательной позиции как центрального психологического новообразования детей младшего школьного возраста. Автор анализирует различные научные позиции авторов, раскрышает компоненты данного феномена: познавательный интерес, радость познания, рефлексивный компонент и нравственно-волевые качества личности.

Ключевые слова: центральное психологическое новообразование возраста, активная познавательная позиция, познавательный интерес, радость познания, рефлексия, нравственно-волевые качества личности.

Проблема эффективного обучения и развития активности учащихся в познавательной деятельности не нова. Вклад в ее решение внесли Л. С. Выготский. Л. И. Божович, В. С. Юркевич, А. М. Матюшкин. Е. Е. Васюкова, М. А. Холодная и др. Одни исследователи акцентировали свое внимание на развитии познавательной потребности (Б. Г. Ананьев, И. И. Рыбалко, Р. Ф. Добрынин, В. С. Ильин и др.), другие -на развитии познавательной активности (А. К. Альбу-ханова, Д. Б. Богоявленская, А. И. Гебос, П. Я. Гальперин, Т. И. Зубкова и др.), третьи - на развитии познавательного интереса в процессе обучения (М. Ф. Беляев, Д. И. Писарев, Л. С. Рубинштейн, В. Н. Мясищев, Н. Г. Морозова и др.). Однако не все аспекты познавательной деятельности изучены достаточно глубоко. Недостаточно изучены механизмы и закономерности развития познавательной позиции учащихся, которая реализуется в ведущей (учебной) деятельности. Необходимо вскрыть психолого-педаго-гические механизмы данного феномена, проанализировать специфику его развития в онтогенезе, выявить предпосылки и факторы, влияющие на развитие активной познавательной позиции ученика, дать научное объяснение этим закономерностям, тем самым помочь участникам педагогического процесса в развитии активной познавательной позиции школьников. К. Д. Ушинский, говоря о специфике обучения, писал, что следует не только передавать ученику те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания, дать ученику средство извлечь полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного обучения [1].

Целью данного исследования явилось создание концепции развития активной познавательной позиции у младших школьников и реализация ее в практике школьного образования. Теоретико-методологическими основами исследования явились идеи куль-

турно-исторической концепции Л. С. Выготского, основные теоретические положения теории деятельности А. Н. Леонтьева, принцип системности в выявлении закономерностей в педагогическом процессе. Понятие «активная познавательная позиция» мы рассматриваем как достижение психического развития ученика, имеющее ряд ключевых компонентов: познавательный интерес, радость познания, рефлексивный компонент и развитие нравственно-волевыгс качеств личности. Под смысловым содержанием «центрального психологического новообразования возраста», вслед за Л. С. Выготским, мы понимаем новый тип строения личности, те существенные изменения, которые возникают и определяют логику развития личности на данной ступени возрастного развития [2]. К проблеме развития возрастных психологических новообразований младших школьников, раскрытию их психолого-педагогической природы неоднократно обращались отечественные ученые (В. В. Давыдов, А. 3. Зак, Г. И. Цукерман, Т. А. Матис, Е. Л. Горлова и др.). Одни исследователи акцентировали свое внимание на изучении центрального психологического новообразования у младших школьников, в качестве которого рассматривали теоретическое мышление (В. В. Давыдов), рефлексию (А. 3. Зак, В. И. Сло-бодчиков, А. В. Захарова, М. Э. Бауманова и др.), «умение учиться» (Г. А. Цукерман), контроль как компонент учебной деятельности (Т. А. Матис), произвольность и осознанность познавательных процессов и поведения (Л. А. Венгер, Н. Г. Салмина, О. Г. Филимонова), произвольное внимание (Е. Л. Горлова). Другие ученые выывляли психологическое новообразование кризиса семи лет: устойчиво удерживаемое теоретическое отношение к задаче с обращением внимания ребенка на способ действия (Г. Г. Кравцов), самооценку и способность детей адекватно оценивать результаты своей деятельности (Е. Е. Кравцова), способность ребенка к внутреннему диалогу (Е. А. Бережковская). Во всех случаях так или иначе развитие психологического новообразования детей рассматривалось исследователями в контексте познавательной (учебной) деятельности детей, в процессе обучения и воспитания. Обратимся к анализу психо-

лого-педагогической природы компонентов активной познавательной позиции у младших школьников. Под познавательным интересом нами понимается смыслообразующий мотив познания, который представляет собой побуждение к деятельности, выражающееся в познавательной активности, направленной на удовлетворение познавательной потребности. Согласно А. Н. Леонтьеву, личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания [3]. Являясь составляющей индивидуального сознания человека, он создает внутреннюю движущую поведением человека силу. Задача учителя, воспитателя, родителей - помочь сознанию ученика прийти к пониманию объективной значимости познавательной деятельности (без принуждения и вознаграждения), чтобы она приобрела для него личностный смысл, тогда познавательный интерес станет движущей силой поведения ученика. Это возможно, когда в основе образования лежит механизм понимания сути изучаемых явлений субъектами образовательного процесса (обучающим и обучаемым), когда обучение и воспитание строится через проникновение в сознание учащегося, когда происходит пересечение сознаний учителя и ученика. Такое образование предполагает развитие активной познавательной позиции у ребенка, способствующей самостоятельному поиску и применению знаний в жизненной практике, воспитание личности, открытой для восприятия и осмысления нового знания, способной в дальнейшем реализовать свой интеллектуальный и личностный потенциал. Познавательный интерес является определенным уровнем развития познавательной активности личности, источником которой является познавательная потребность человека. Познавательной потребностью является исходное побуждение человека к познавательной деятельности, которое свидетельствует об испытываемой им нужде в новых знаниях об окружающей действительности (предметном мире, человеческих взаимоотношениях и самом себе). Познавательная потребность является источником познавательной активности человека. Она имеет определенные закономерности развития в онтогенезе и зависит от врожденных предпосылок и факторов воспитания личности. Физиологической основой познавательной потребности является ориентировочноисследовательский рефлекс. Элементарная потребность в раздражителях и потребность в новых впечатлениях являются промежуточными этапами развития познавательной потребности в онтогенетическом становлении ребенка в младенческом возрасте. Особую роль в развитии потребности в познании имеет фактор общения, потребность в котором имеет социальную природу и формируется в процессе непосредственного эмоционального контакта ребенка с близкими людьми (прежде всего с матерью), проявляясь в «комплексе оживления». Условия воспитания способствуют формированию у ребенка соответствующих форм поведения (исследовательского, по-

знавательного, как результата развития психики на основе ориентировочно-исследовательского рефлекса, либо пассивного, оборонительного, равнодушного к познанию окружающей действительности как результата развития психики на основе пассивно-оборонительного рефлекса). Развитию исследовательских форм поведения способствуют следующие условия:

- взрослому необходимо побуждать ребенка к доступной активности в плане исследования окружающего мира;

- ребенку необходимо предоставлять определенную свободу движений, которая является обязательным фактором для развития его мозга, мышц тела и средством установления контакта со средой;

- ребенка необходимо постепенно вовлекать в предметно-манипулятивную и игровую деятельность, адекватную возрасту;

- взрослому нельзя игнорировать потребность ребенка в ласке, опеке, непосредственном эмоциональном контакте, это приводит к возникновению психических травм и закреплению пассивно-оборонительного поведения.

Деятельность, в которую взрослый вовлекает ребенка, должна быть, с одной стороны, посильной, с другой - связана с преодолением трудностей, с которыми ребенок может справиться. Разнеживание, удовлетворение всех желаний, без пробуждения стремления к поиску, способствуют развитию человека с неразвитой познавательной потребностью и любознательностью, который становится беспомощным, сталкиваясь с малейшими трудностями в жизни.

Важным компонентом активной познавательной позиции является радость познания. Учитывая, что эмоция (а радость является таковой) выражает отношение человека к событиям, людям, самому себе, в процессе познания ученик выфажает через эмоцию свое отношение к учебной деятельности. В этом отношении заключены смысл и значение этой деятельности для человека, которое выфажается в переживании. Радость от процесса познания вызывает у ребенка желание заниматься этой деятельностью, способствует развитию интереса - мотива познавательной деятельности. Страх вызывает обратное желание. Стремление к познанию приобретает внутренний смысл, когда оно эмоционально принято учеником.

Важным звеном активной познавательной позиции ученика является рефлексивный компонент, связанный с пониманием ребенком роли ученика, что характеризуется умением слушать и слышать учителя и сверстников в учебном процессе, выполнять обязанности ученика, серьезным ответственным отношением к учебной деятельности как к значимой. Характеристикой рефлексивного компонента является понимание учеником успеха в учебной деятельности. Для личности особенно важен успех в ведущей деятельности, так как именно она, согласно Л. С. Выготско-

му, ведет за собой психическое развитие. Для младшего школьника ведущей является учебная деятельность, поэтому состоятельность в ней так необходима ребенку. Успех есть положительный результат деятельности, достойный признания как самой личностью, его достигшей, так и значимыми для нее людьми. Важен личный вклад человека в достижение успеха. Мы не рассматриваем успех как удачу, так как она имеет элемент везения, случайности и не всегда обусловлена трудом. От того, какой смысл вкладывает ребенок в понимание успеха, зависит осознание им роли ученика, отношение к ситуации обучения, к познанию в целом. Суть успеха не в том, чтобы как можно больше, быстрее усвоить учебный материал и лучше других проявить себя в конкурентной борьбе, а в возникновении у ребенка ощущения победы над собой в процессе умственного труда, в его продвижении в своем индивидуальном, заложенном природой темпе развития через преодоление трудностей, личный опыт, понимание и применение знаний в жизненной практике. Задача учителя - научить ученика понимать свои достижения, вселить в него веру в свои силы и возможности, сравнивать себя с самим собой в процессе развития, развивать стремление к совершенсвованию. Главное - помочь ему стать самим собой, реализовать свой личный индивидуальный потенциал, осознать смысл своего бытия, сформировать научную картину мира, готовность реализовать смысл жизни. Главное условие успеха - это понимание сущности изучаемого, понимание другого человека, постижение истины. Задача учителя - воспитание личности, открытой для восприятия, понимания и усвоения нового знания. Учебная деятельность включает множество участников, которые нуждаются в сотрудничестве, взаимопомощи. Помощь и взаимодоверие порождают здоровые межличностные отношения, создают атмосферу эмоционального комфорта. Стремление же выделиться, противопоставить себя другому ученику, быть лучше всех порождает соперничество, ощущение превосходства, эгоистические качества личности. «Конкуренция» и «успех» понятия несовместимые. В ситуации конкуренции нет стремления к пониманию, взаимопомощи, сотрудничеству, нет эмоционального комфорта в познавательной деятельности и здоровых межличностных отношений. Это отвлекает детей от истинных целей учения (познания и понимания сущности изучаемого предмета и друг друга в процессе этой деятельности), они борются за статус, звание, их цель - победить другого, часто - любой ценой. В настоящее время школьники принимают участие в различных интеллектуальных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. Эти мероприятия должны быть условиями для проверки интеллектуальных и нравственных сил и возможностей детей, достижения ими высот в познании, а не для победы над другим человеком. Использование организаторами этих соревнований таких названий, как, например, «математические бои» - не-

уместно. «Бой - вооруженное столкновение» [4, с. 51]. Данное понятие ассоциируется в сознании русского человека с потерями, страданиями, победой одного и поражением другого. Это смещает акцент в сознании ученика: чтобы добиться успеха, надо победить другого человека. Конкурентная борьба отнимает у человека силы от главного - своего личностного развития, движения вперед. Подлинный успех - это преодоление самого себя, победа над собой (незнанием, неумением, ленью...). Задача учителя - помочь ученику продвигаться вперед в своем развитии, чтобы стать Человеком. Обеспечить такое развитие может только учитель - профессионал, настоящий мастер своего дела.

Важным компонентом активной познавательной позиции ученика является наличие нравственно-волевых качеств личности. Это звено - результат воспитания личности. Огромное значение в этом плане имеет личность учителя, семейные ценности и традиции семейного воспитания. Заложить нравственные основы личности, воспитать в ребенке Человека, такие качества, как порядочность, трудолюбие, честность и др., - дело непростое, но возможное. Сочинения -рассуждения на тему «Я - Человек!?», «Что такое справедливость», «Благодарность», «Что такое подвиг?», «Я - ученик!?» и др. помогают нам сформировать мировоззрение, осмыслить важные нравственные понятия детьми, воспитать Человека.

Обучая детей, мы пришли к выводу, что для развития активной познавательной позиции необходимо соблюдать следующие условия (именно их реализация в обучении и воспитании младших школьников помогла сформировать у учащихся активную познавательную позицию ):

- учебный материал должен быть посилен ребенку для понимания и усвоения;

- учебный материал должен постоянно усложняться;

- понимание и усвоение должно быть связано с преодолением трудностей, т. е. требовать от ребенка определенных умственных и волевых усилий;

- обучение должно вестись с опорой на «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский);

- ребенок должен получать радость от процесса познания; это возможно, когда он трудится не ради награды в виде оценки, а ему интересен сам процесс познания;

- важен нравственный аспект познания: успех в учебе должен быть достигнут честным трудом ученика, обусловлен его стремлением к познавательной деятельности (без списывания, подсказок, обмана);

- учебный труд успешен, когда исключен элемент конкуренции в учебной деятельности;

- ребенок добивается успеха в учебной деятельности, когда в нем нет страха допустить ошибку;

- важным условием является создание на уроке атмосферы «раскрепощенной умственной деятельности» и «эмоциональной безопасности».

Если ребенок часто испытывает эмоцию страха неудачи в учебной деятельности, это порождает стратегию избегания неудач в деятельности, при которой достижение успеха в учебе вряд ли возможно. С. П. Капица отмечал, что гениальные люди - это люди раскрепощенного ума [5]. Научить школьника быть раскрепощенным в умственной деятельности - задача учителя и показатель его профессионального мастерства. Это может учитель высшего класса, который умеет создать атмосферу доброжелательности и доверительных отношений с детьми, стать для них настоящим другом.

В качестве рекомендаций для учителей 5-х классов мы предлагаем описание психолого-педагоги-ческих особенностей адаптационного периода учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено.

- Психофизиологическая перестройка организма младших подростков, особенности развития познавательной, личностной, эмоционально-волевой сфер приводит к изменениям в поведении подростков и нарушениям дисциплинарного характера, что осложняет процесс организации класса в учебной деятельности.

- Происходит смена ведущей деятельности: переориентация подростков с учебной деятельности, которая была ведущей в младшем школьном возрасте, на общение со сверстниками, которое становится ключевым и влияет на изменение отношения школьников к учебному труду. В связи с этим возможна динамика в развитии познавательного (учебного) интереса как в положительную, так и отрицательную сторону.

- Большое значение в плане сохранения и развития интереса у младших подростков к учебному труду имеет личность учителя, работающего с ними, уровень его профессионального мастерства, стиль об-

щения, характер связи семьи и школы, воспитывающий характер обучения.

- Большое значение для организации классного коллектива имеет фактор взаимопонимания учителя и учащихся, психологического контакта классного руководителя с подростками, взаимоуважение. Только в этом случае учитель становится значимым для младших подростков лицом в обучении и воспитании.

- Классным руководителям необходимо продумать систему внеклассных мероприятий, нацеленных на воспитание сплоченности классного коллектива, формирование нравственно здоровых межличностных отношений, развитие духовности.

- Важным организационным моментом является контроль учителями посещаемости учащимися учебных занятий, так как не у всех подростков в этом возрасте сформировалась психологическая готовность к самоконтролю в новой ситуации обучения. А пропуск занятий является благоприятным фактором для развития отклоняющегося поведения подростков.

- Процесс перехода учащихся в 5-е классы характеризуется появлением новых учебных предметов и новых учителей, ориентированных часто в своих требованиях на более старший возраст, в ряде случаев недостаточно знакомых с программами обучения детей в начальной школе и требованиями, предъявляемыми к детям младшего школьного возраста, что осложняет процесс адаптации учащихся.

- Необходимо более тесное сотрудничество учителей начальной школы и среднего звена, взаимопо-сещение уроков, знакомство с учебными программами, характеристиками учащихся и их семей, требованиями, предъявляемыми к знаниям детей в начальной школе.

Список литературы

1. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1974. 440 с.

2. Выготский Л. С. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1956. 520 с.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1974. 306 с.

4. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1982. 817 с.

5. Капица С. П. Жизнь науки. Антология выступлений в классике естествознания / сост. и автор С. П. Капица. М.: Наука, 1973. 600 с.

Меньшикова Е. А., кандидат педагогических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 20.11.2008

E. A. Menshikova

COGNITIVE ACTIVITIES POSITION AS ACHIEVEMENT OF PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN

IN PRIMARY SCHOOL

This article is devoted to the exposure of the nature of the phenomenon of cognitive activities position as achievement of psychological development of children in primary school. The author analyses various scientific positions of research workers, discovers the nature of this phenomen, the cognitive interest, jou in learning process, person’s analysis, morals and will-powers characteristics.

Key words: cognitive activities position ofthe age, the cognitive interest, jou in learning process, person’s analysis, morals and will-powers characteristics.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.