УДК.159.9:37.015.3
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
Томский государственный педагогический университет
Чтобы обучение и воспитание способствовало становлению личности, необходимо «разбудить» в ребенке исходное, ключевое звено его разумной деятельности - познавательную потребность, которая является источником его познавательной активности и лежит в основе развития познавательного интереса человека. Л.С. Выготский подчеркивал, что «обучение никогда не начинается с пустого места, а имеет перед собой уже определенную стадию детского развития», определяющую «исходное отношение к возможности обучения» [1, с. 445]. Каждый возрастной период характеризуется определенной «социальной ситуацией развития», для которой свойственно «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей действительностью» [2, с. 258], определяющее его отношение к познавательной деятельности. Какова сущность познавательного интереса? Как проявляется он у ребенка? Каковы закономерности его развития? С точки зрения семантического значения, понятие «интерес» имеет несколько содержательных аспектов [3, 4], из которых можно выделить, на наш взгляд, пять основных:
1) интерес - как выгода, корысть, проявляющаяся в стремлении к приобретению моральных и материальных благ;
2) интерес - как сочувствие другому человеку, проявляющееся в межличностных взаимоотношениях с людьми;
3) интерес - как занимательность, развлекательность, что характеризует поверхностную сторону
деятельности, не связанную с глубиной познания существенных связей и отношений между предметами и явлениями действительности;
4) интерес - как внимание, возбуждение человека чем-то значительным;
5) интерес - как нужда, потребность, что, с психологической точки зрения, связано с мотивом познавательной деятельности.
Следует отметить, что в процессе исторического развития наблюдается тенденция к изменению смыслового содержания понятия интерес: остаются значения понятия «интерес», связанные с выгодой и с занимательностью, важностью дела. Исчезает значение, связанное с сочувствием другому человеку. Появляются значения, связанные с вниманием, возбуждаемым чем-либо значительным, привлекательным, и связанные с «нуждой» и потребностью. Настораживает связь смыслового содержания понятия «интерес» с выгодой и корыстью. Такая связь воспринимается нами как неуместная. Если интерес связан с познанием, а познание есть бескорыстный по сути своей процесс, и если познание совершается ради истины и в основе его лежит также бескорыстная по сути своей потребность в познании, а не другие потребности (такие, например, как в получении одобрения, награды, всеобщего признания, хорошей оценки и др.), то такой интерес нельзя назвать корыстным. Более того, интерес, на наш взгляд, связан не только с вниманием к чему-то значительному, но и с побуждением человека к познанию этого значительного. Познавательный интерес связан с побуждением к
исследовательской деятельности относительно этого «значительного, привлекательного» предмета или явления действительности. Само же по себе внимание к предмету не является подлинным интересом к нему, оно является одним из условий успешного выполнения деятельности, так как обеспечивает направленную сосредоточенность сознания на ней.
С точки зрения психолого-педагогической природы, феномен интереса рассматривается учеными в контексте нескольких научных направлений: интеллектуального, эмоционального, волюнтаристского. Представители интеллектуального направления исследований связывают суть интереса с умственной деятельностью, познавательными процессами индивида; сторонники эмоционального направления - с чувством удовольствия и радости; представители волюнтаристского направления - с волевыми аспектами личности, обусловливающими преодоление трудностей. Особое внимание, с точки зрения раскрытия сущности феномена интереса, привлекают исследования, посвященные анализу характеристик интереса, его места в педагогическом процессе и условий, способствующих его развитию (Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой и др.); исследования, раскрывающие виды интересов, особенности их развития у детей разного возраста, связь с чертами характера личности (Б.Г. Ананьев,
В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.); исследования, выявляющие соотношение между понятиями «потребность», «интерес» и «мотив» (С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко, Н.В. Елфимова, Ю.Г. Гуревич, С.В. Кошелева и др.); исследования, устанавливающие закономерности развития познавательного интереса (Н.Г. Морозова, Н.Ф. Морозов, Г.И. Щукина, Ф.И. Фрадкина, Р.Д. Тригер); исследования, рассматривающие интерес как эмоцию личности (К. Изард и др.). Однако недостаточно изучены предпосылки и источники развития познавательного интереса, его фундаментальные основы. Точки зрения ученых на предмет феномена познавательного интереса разноплановы и противоречивы. Актуальна проблема мотивации учения. Учителя, воспитатели, родители часто сталкиваются с нежеланием детей заниматься познавательной деятельностью. Как воспитать познавательную составляющую личности? Как сделать познание любимым занятием ребенка без принуждения и вознаграждения? Наше исследование является определенным звеном в решении этой проблемы. Для раскрытия феномена познавательного интереса как мотива познавательной деятельности обратимся к исследованиям, которые помогли автору сформулировать свою научную позицию.
Еще М.Ф. Беляев отмечал, что в русской науке недостаточно уделялось внимания проблеме развития интереса [5]. Д.И. Писарев одним из первых обратил внимание на феномен интереса и изучил его в трех аспектах:
- с точки зрения наличия у интереса характерных черт и его места в педагогическом процессе;
- с точки зрения соотношения понятий «интерес» и «потребность»;
- с точки зрения условий развития интереса [6].
Интерес в педагогическом процессе рассматривается им в виде эмоциональной устремленности к предмету. Характерной чертой этого феномена является его побудительная сила к деятельности, что в отечественной психологии трактуется как мотив (А.Н. Леонтьев и др.). В чем же специфика познавательного интереса в учебной деятельности? Интерес - это психическое явление, которое характеризуется побуждением, тяготением к объекту, которое надо развивать в процессе обучения. Д.И. Писарев в свое время писал о процессе познания: «Тогда я изнывал от своего бессилия и томился мучительной духовной жаждой, воображая себе, что кругом меня люди угощают друг друга чистейшим нектаром... каждая лекция казалась мне усладительной каплей росы. эти росинки тотчас впитывались и бесследно исчезали в аравийской пустыне моего невежества» [6, с. 5]. Он называет познавательный интерес «духовной жаждой», «позывом», «яростью к объекту», «непреодолимым бескорыстным стремлением» [6]. Другой характерной особенностью познавательного интереса является то, что он окрашен эмоциями, которые могут быть вызваны самим процессом умственного труда, и свободен от принудительных влияний со стороны для его возникновения. Интересу свойственна «само-активность». Говоря о видах познавательного интереса, Д.И. Писарев предлагает понятия «пассивного» и «активного» интереса. Понятие «пассивного» интереса воспринимается нами как не совсем уместное. Ведь интерес по своей природе активен, он связан с умственным трудом. Вероятно, речь в данном случае идет о ситуативном, неустойчивом интересе, который по сути своей еще интересом и не является, так как характеризуется лишь привлеченным вниманием к предмету познания. Это может быть реакция на новизну, а не познавательный интерес в классическом понимании.
Мысли о необходимости развития познавательного интереса мы находим у Н.Г. Чернышевского. Он критиковал авторитарно-догматическую систему образования, которая подавляет личность детей, в результате чего гаснут их интересы к познанию, и подчеркивал необходимость такой организации педагогического процесса, которая бы способствовала развитию самодеятельности и любознатель-
ности, а «подача знаний» была бы представлена в «живом, интересном виде» [7, с. 648]. Полагаем, что организация педагогического процесса, способы подачи учебного материала во многом обуславливают развитие познавательного интереса у учащихся.
Н.А. Добролюбов критиковал сухость и формализм обучения: «Самые живые и интересные науки так преподаются, что в них не представляется ничего, что бы говорило сердцу или увлекало воображение» [8, с. 80].
К.Д. Ушинский отмечал, что интерес связан с потребностями человека в деятельности и вниманием, которое возникает тогда, когда предмет познания представляет новость. Учение является напряженным трудом и требует от ребенка активной мыслительной работы. Роль интереса заключается в том, чтобы он побуждал человека учиться всю жизнь [9]. Полагаем, что в основе такого интереса лежит ненасыщаемая по сути своей познавательная потребность, которая является источником познавательной активности, побуждающей человека к деятельности, и способствующая формированию такого интереса, благодаря которому человек будет открыт познанию всю свою жизнь.
Л. Н. Толстой подчеркивал, что ученик хорошо учиться тогда, когда он учится охотно, для чего необходимо создавать следующие условия развития интереса на уроке: естественную, свободную атмосферу, которая вызывает подъем душевных сил ребенка; доступность преподавания, его занимательность, которая «отвечает опыту» ребенка, обеспечивает эмоциональный подъем и увлеченность; бережное отношение к индивидуальности [10].
С.Л. Рубинштейн отмечал, что интерес - это «сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упустить из поля зрения» [11, с. 525]. Интерес является мотивом познавательной деятельности. Осознание потребности может вызвать интерес к предмету, неосознанная потребность так и останентся потребностью, а не интересом. Характеристиками интереса являются: эмоциональная привлекательность предмета и осознанность значимости предмета. Интерес выражает общую направленность личности, охватывает все психические процессы.
С.Л. Рубинштейн предлагает классификацию видов интересов по различным основаниям. Под познавательным интересом рассматривается мотив поведения человека, который обуславливает его поступки и действия «в известных обстоятельствах жизни постольку, поскольку в поведении применяются накопленные знания и умственные способности, необходимые для решения жизненно важных задач» [12, с. 41]. Генетически ранней формой
познавательного интереса является учебный интерес, который возникает в процессе обучения, и его основу составляет потребность в познании. Объектом учебного интереса является содержание определенной области образования. При соответствующих условиях учебный интерес может перерасти в научный интерес, объектом которого служат явления и законы природы и общественной жизни. Факторами, влияющими на развитие учебных интересов, являются: педагогическая оценка, содержание обучения, успешность занятий по предмету, качество преподавания, методы обучения, организация фронтальной и индивидуальной работы с детьми. Под познавательным интересом понимается глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Интерес способствует интеллектуальному развитию, воспитанию волевых качеств личности и превращению знаний в духовный багаж человека. Учеными выделены условия, необходимые для развития интереса к учению [13 и др.]. Под сутью познавательного интереса Г.И. Щукина понимает избирательную направленность личности на процесс познания с целью «овладения сущностью познаваемого» [14]. Интерес является личностным образованием, психологическую природу которого составляют интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы, и мотивом познания -внутренним побуждением к деятельности. Особенностями, характеризующими интерес, являются:
1) связь с потребностями человека (а именно с потребностью в познании, в ориентировке в окружающей действительности);
2) начало развития интереса к познанию приходится на раннее детство;
3) познавательный интерес представляет собой единство объективного (свойств явлений действительности, на которые направлен) и субъективного (значимости познавательной деятельности для субъекта);
4) интерес связан с положительным отношением к предмету познания [14].
В работе В.С. Ильина представлен анализ непосредственного интереса у школьников [15]. Под непосредственным интересом понимается ориентировочная реакция, возникающая в ситуации восприятия предмета, когда имеет место рассогласование между новым знанием и жизненным опытом, своеобразное состояние познавательной потребности. В работе предлагаются виды непосредственного интереса: 1) интерес-впечатление; 2) ознакомительно-ориентировочный интерес; 3) интерес к определенным областям знания - к теоретическим концепциям, прикладному знанию и др. Подчеркивается ситуативность непосредственного интереса, зависимость его от конкретных условий. Возникает
противоречие: автор говорит о ситуативности непосредственного интереса, его зависимости от обстоятельств восприятия предмета и в то же время одним из его видов считает интерес к теоретическим знаниям. Ситуативность интереса - это его неустойчивость, непостоянство, зависимость от конкретных условий познания. А интерес к теоретическим знаниям - это глубокий, на наш взгляд, устойчивый интерес, мотив поведения, побуждение к деятельности. Возникает вопрос: если анализировать интерес как мотив деятельности, то можно ли интерес-впечатление и ознакомительно-ориентировочный интерес назвать по сути своей интересом? Возможно, это - ситуативная реакция?
Под интересом, в том числе познавательным, понимается «эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности» [16, с. 11]. Интерес имеет три компонента: положительную эмоцию по отношению к деятельности; наличие познавательной стороны этой эмоции; наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности [16]. Н.Г. Морозова различает понятия «интерес» и «познавательный интерес». Под вторым понимается интерес к учебной деятельности. Акцент делается на различие смысловых значений понятий «занимательность» и «интересно». Занимательность обусловлена внешней привлекательностью, она притягивает внимание, не способствует раскрытию сущности, а наоборот, отвлекает от нее. Возникновению же познавательного интереса способствуют следующие факторы: уровень развития ребенка (его опыт, знания) и способы подачи материала. Критериями сформированности познавательного интереса являются: специфические для познавательного интереса особенности поведения и деятельности учащихся в учебном процессе; особенности поведения и деятельности детей вне урока; особенности всего образа жизни учащихся. Этапами в развитии познавательного интереса являются: эпизодическое переживание интереса; устойчивое эмоциональнопознавательное отношение; эмоционально-познавательная направленность личности - стойкий личностный интерес. Условиями воспитания стойкого познавательного интереса являются: создание благоприятных объективных материальных предпосылок; обеспечение необходимых знаний, умений и навыков; подготовка психологических предпосылок в виде положительного эмоционального отношения к предмету и понимания его практического значения и перспектив развития [16]. Выявлены условия возникновения учебных интересов у млад-
ших школьников и показана роль учителя в этом процессе и характеристика учебных интересов детей [17]. Так, предпосылкой возникновения интереса к учению является отношение к учению как к серьезной общественно значимой деятельности. Его пробуждают такие формы работы, которые вызывают интеллектуальную активность ученика.
Феномен познавательного интереса рассматривается исследователями с разных точек зрения. Подчеркивается его роль в жизни человека, отмечаются важность развития и значение педагогических условий в формировании познавательного интереса (Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой и др.). Под познавательным интересом понимается «духовная жажда», «ярость к объекту», побудительная сила деятельности (Д.И. Писарев), сосредоточенность на определенном предмете мыслей, стремление ближе ознакомиться с предметом познания (С.Л. Рубинштейн), эмоционально-познавательное отношение к предмету или деятельности, переходящее в направленность личности (Н.Г. Морозова), глубинный внутренний мотив поведения (Б. Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко и др.), мотив учебной деятельности (Ю.Г Гуревич, Н.В. Елфимова и др.). Подчеркивается важность отдельных видов деятельности в формировании познавательного интереса (Ф.И. Фрадкина и др.), выявлены закономерности развития познавательного интереса (В.С. Ильин, И.И. Рыбалко и др.), его характеристики (Д.И. Писарев, С.Л. Рубинштейн и др.), компоненты, виды (Н.Г. Морозова и др.), уровни и критерии развития познавательного интереса (Г.И. Щукина и др.).
Полагаем, что психолого-педагогическая природа познавательного интереса обусловлена развитием различных составляющих, а именно: развитием в деятельности познавательной потребности; проявлением познавательной активности, источником которой является потребность в познании; смыслообразующим мотивом, побуждающим человека к познавательной деятельности. Под познавательным интересом нами понимается смыслообразующий мотив познания, который представляет собой побуждение к деятельности, выражающееся в познавательной активности, направленной на удовлетворение познавательной потребности. Согласно А.Н. Леонтьеву, личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания [18]. Являясь составляющей индивидуального сознания человека, он создает внутреннюю движущую поведением человека силу. Задача учителя, воспитателя, родителей помочь сознанию ученика прийти к пониманию объективной значимости познавательной деятельности (без принуждения и вознаграждения), чтобы она приобрела для него личностный смысл, тогда познавательный интерес
станет движущей силой поведения ученика. Это тие активной познавательной позиции у ребенка,
возможно, когда в основе образования лежит ме- способствующей самостоятельному поиску и при-
ханизм понимания сути изучаемых явлений субъ- менению знаний в жизненной практике, воспита-
ектами образовательного процесса (обучающим и ние личности, открытой для восприятия и осмыс-
обучаемым), когда обучение и воспитание строит- ления нового знания, способной в дальнейшем ре-
ся через проникновение в сознание учащегося, ализовать свой интеллектуальный и личностный
когда происходит пересечение сознаний учителя и потенциал.
ученика. Такое образование предполагает разви- Поступила в редакцию 01.04.2008
Литература
1. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4. М., 1984.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Ок. 200 тыс. слов. В 4 т. Т. 1 / Под ред. К.В. Виноградовой. М., 1994.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.,1982.
5. Беляев М.Ф. Д.И. Писарев об интересе. Иркутск, 1950.
6. Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1984.
7. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1983.
8. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические высказывания. М., 1936.
9. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1974.
10. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения, М., 1989.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПБ., М., Минск, 2001.
12. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Ученые записки ЛГУ. Психология. 1959. Вып. 16. № 265.
13. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М., 1989.
14. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов / Под ред. Г.И. Щукиной. М., 1984.
15. Ильин В.С. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников. Ростов, 1971.
16. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. М., 1961.
17. Морозов Н.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей в семье. М., 1961.
18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.