Влияние сделок по слияниям и поглощениям на инновационное развитие российской фармацевтической отрасли
Е. М. Ильинская,
д. э. н., профессор, зав. кафедрой, СПбГУАП
e-mail: [email protected]
Е. Ю. Блинова,
аспирант кафедры экономической теории и предпринимательства СПбГУАП
e-mail: [email protected]
Далеко не многие проблемы экономической теории и практики вызывают более жаркие дискуссии, чем проблемы слияния и поглощения. Сталкиваются абсолютно противоположные точки зрения на целесообразность и эффективность подобной реструктуризации компаний. Тенденция к слияниям и поглощениям, наиболее ярко проявившаяся в последние годы, объясняется рядом факторов: глобализацией, которая охватывает все секторы экономики, в том числе и фармацевтическую отрасль; европейской интеграцией; усилением влияния на глобальную экономику Всемирной торговой организации; растущей значимостью высокозатратной научно-исследовательской деятельности.
В той неблагоприятной экономической обстановке, которая сложилась на сегодняшний день в России, перед отечественными компаниями как никогда остро стоит проблема преодоления кризисной ситуации путем применения конкретных и эффективных мер. Возникает потребность поиска действенных технологий по выходу из состояния кризиса на предприятии, необходимость освоения современных методов реструктуризации собственности. Деятельность по слияниям и поглощениям является одним из основных элементов реструктуризации, ее заключительным звеном, ставящим целью изменение структуры собственности.
Ключевые слова: слияния, поглощения, фармацевтическая отрасль.
Современное развитие экономики в условиях глобализации, технологического прогресса и либерализации рынков усиливает конкурентную среду и повышает тем самым актуальность процессов слияний и поглощений. Сегодня, когда окружающий нас мир меняется с огромной скоростью, когда наступила эра системных инноваций, которые стали неотъемлемой частью жизни людей и любых протекающих процессов, хорошо спланированная сделка по слиянию или поглощению — это ключевой момент на пути к успеху, а в некоторых ситуациях и условие выживания динамичной высокотехнологичной компании.
Целью большинства слияний и поглощений является рост капитализированной стоимости объединенной компании. Безусловно, есть компании-покупатели, для которых цель — устранение конкурента через его покупку и последующее закрытие производства [1].
В современном корпоративном менеджменте можно выделить множество разнообразных типов слияний и поглощений компаний. Основные типы показаны на рис. 1.
Все сделки, направленные на слияние и поглощение, можно также подразделить на две категории: сделки на внутреннем рынке и с участием иностранного капитала. Необходимо отметить, что российские фармацевтические компании пользуются популярностью у иностранных инвесторов. Так, в 2005 г. немецкая «Штада» купила российскую компанию «Нижфарм», она же в 2007 г. приобрела российский фармацевтический холдинг «Макиз-Фарма» путем покупки 100% акций у компаний ЗАО «Макиз-Фарма», ЗАО «Ско-пинфарм» и ЗАО «Биодайн Фармасьютикалз».
Тип слияний зависит от ситуации на рынке, а также от стратегии деятельности компаний и ресурсов, которыми они располагают [2]. Традиционно выделяют две стороны процесса слияний и поглощений: компанию приобретателя и компанию-цель. На современном этапе развития российского рынка в этом процессе тесно участвуют государство, аудиторские, юридические компании, проводящие так называемые процедуры проверки благонадежности (due diligence), инвестиционные банки, оказывающие и консультационные услуги, и услуги по поиску компаний для поглощений (рис. 2).
ИННОВАЦИИ № 9 (143), 2010
ИННОВАЦИИ № 9 (143), 2010
Слияния и поглощения компаний
Характер Национальная при- Способ Отношение Условия слияния, Механизм
интеграции надлежность объединен- объединения компаний поглощения слияния
компаний ных компаний потенциала к слияниям
Горизонтальные
слияния
Вертикальные
слияния
Родовые
слияния
Конгломератные
слияния
Слияния с расширением продуктовой линии
Слияния с расширением рынка
Чистые
конгломератные
Производственные
слияния
Чисто финансовые слияния
Национальные _ слияния Корпоративные _ альянсы Дружественные слияния
Т ранснациональные слияния Корпорации _ Враждебные слияния
Слияния на паритетных условиях
Слияния не на паритетных условиях
Слияния с образованием нового юридического лица
Поглощения
Полное
поглощение
Частичное
поглощение
Рис. 1. Классификация типов слияний и поглощений компаний
Слияния (поглощения) с присоединением всех активов и обязательств
Покупка некоторых или всех активов поглощаемой компании
Покупка
акций
компании
Покупка акций с оплатой в денежной форме
Покупка акций с оплатой акциями или другими ценными бумагами
Синергизм в сделках по слиянию/поглощению (выгоды от объединения возможностей двух компаний) может быть впечатляющим. Компании реально могут получить необходимые технологии, квалифицированный персонал, инфраструктуру, а также дополнительные возможности в области маркетинга, дистрибуции и продаж. В качестве примера успешной сделки по слиянию можно привести фармацевтическую компанию «Фармстандарт». В августе 2006 г. ОАО «Фармстандарт» купило компанию «Мастер-лек», которой, собственно, принадлежали оригинальные препараты «Арбидол», «Флюкостат» и «Амиксин». Эту сделку специалисты называли основным событием 2006 г. в производственном секторе российского фармацевтического рынка [4].
Что дало «Фармстандарту» приобретение инновационной компании? Группа выпускает около 250 наименований лекарственных средств (90% из них — безрецептурные), однако 60% стоимостного объема продаж в первом полугодии 2006 г. приходилось на четыре препарата: «Пенталгин», «Терпинкод», «Компли-вит» и «Коделак». «Мастерлек» являлась владельцем патентов на 15 торговых марок, среди которых «Арби-дол», «Флюкостат» и «Амексин» суммарно занимали около 97% стоимостного объема. Благодаря покупке, продажи «Фармстандарта» в 2006 г. (учитывая ДЛО и госпитальный сегмент) увеличились на 23,5% по сравнению с 2005 г.
В начале 2007 г. выгода от приобретения стала еще более очевидной: в феврале 50% объемов реализации приходилось на препараты, ранее принадлежавшие «Мастерлек». При этом увеличения натурального объема продаж практически не произошло — новые препараты оказались на порядок дороже старых. А самое главное — без учета приобретенных препаратов
«Мастерлек» в феврале 2007 г. «Фармстандарт» занимала бы не первое, а всего лишь пятое место в рейтинге, и доля ее на коммерческом рынке лекарств была бы почти вполовину меньше.
Крупные российские фармацевтические компании, сформировавшиеся на базе производств советских времен, изначально были ориентированы на выпуск дженериков. Это вполне понятно: именно такие препараты обеспечивают большие объемы продаж и стабильность предприятия, не слишком дороги в производстве и позволяют покорять рынки «по валу», особенно если у компании нет больших способностей к построению маркетинговых стратегий и организации продаж. Но времена меняются, заваливать склады таблетками становится невыгодно. Российские фармацевты в спешном порядке учатся выстраивать бренды и продвигать свою продукцию и сталкиваются с колоссальной проблемой: на рынке с каждым днем обостряется конкуренция, причем российским компаниям приходится бороться за место под солнцем не друг с другом, а с западными гигантами, у которых и дженерики качественнее, и оригинальные препараты имеются.
Как выстоять в такой борьбе? Если по-прежнему заниматься одними дженериками, то, пожалуй, в перспективе просто никак. А вот с оригинальными препаратами дело обстоит по-другому: у компании, имеющей в портфеле уникальные разработки, есть возможность быстро капитализироваться, привлечь внимание инвесторов и выйти на новые рубежи. С дженериками же так не получится: их рентабельность обычно не превышает 13%.
Однако для состоявшейся дженериковой компании заниматься исследованиями с нуля дорого и слишком опасно (велика вероятность, что конкуренты, начав-
Рис. 2. Участники процесса слияний и поглощений
шие разработки раньше, первыми выйдут на рынок), гораздо проще купить уже готовый актив. Но сколько в России инновационных компаний, поглощением которых крупные отечественные производители дженериков могли бы укрепить свои позиции перед IPO или, скажем, экспансией на зарубежные рынки? Ответ пока неутешительный: таких, как «Мастерлек», то есть имеющих не только разработки, но и уже признанные рынком, раскрученные и хорошо продающиеся бренды, не наберется и полдесятка.
Пожалуй, лучший путь развития для небольшой инновационной компании (если не считать теоретической возможности самостоятельного выхода на IPO) — это влиться в состав более крупного производителя. Интерес к подобным сделкам вслед за «Фармстандартом» проявляют и другие отечественные лидеры отрасли: «Нижфарм», «Отечественные лекарства», «Биокад». Но инновационные компании из числа самых успешных продаваться пока не спешат. Причина тут проста: они стараются сами вывести препараты на рынок и обеспечить хотя бы начальное их продвижение, чтобы успеть капитализироваться и продать себя как можно дороже.
Их очень вдохновляет пример все той же «Мастер-лек». «Фармстандарт» выложила за инновационную компанию и ее бренды $146 млн. До сих пор на российском фармацевтическом рынке приобретений такого масштаба еще не было.
Столь грандиозная по российским масштабам сумма весьма впечатлила разработчиков оригинальных препаратов. Ведь инвестор заплатил не за производственные линии (их у «Мастерлек» не было вообще) и не за валовые объемы продаж. «Фармстандарт» купила именно бренды — право добавить разработанные и успешно продаваемые «Мастерлек» оригинальные препараты к своему портфелю.
С этого момента у прочих российских инновационных компаний появилась надежда, что и они смогут сделать свои исследовательские изыскания прибыльным бизнесом.
Итак, увеличение количества сделок консолидации компаний отражает уменьшение уверенности производителей в традиционной модели фармацевтического бизнеса. Слияния и поглощения, которые сегодня являются обычными явлениями в фармацевтической отрасли, в большой степени связаны с тем, что имеющаяся инновационная база не достаточна для поддержания промышленности существующего размера. Однако, как известно, проблемы открывают новые возможности.
Сейчас ситуация в фармацевтическом бизнесе складывается таким образом, что укрупнение может позволить компаниям выжить и развиваться в условиях жесткой конкуренции и увеличения расходов, направляемых на научные исследования и разработки. У некоторых компаний эти расходы превышают темпы роста объемов реализации.
Необходимость слияний и поглощений в сфере фармацевтической индустрии диктуется необходимостью интенсификации разработки и выведения на рынок инновационных препаратов, экономии средств, благодаря объединению исследовательских усилий.
Список использованных источников
1. Д. В. Лысенко. Анализ эффективности слияний и поглощений// Аудит и финансовый анализ, № 4, 2008.
2. О. Прокудина. Слияния и поглощения на фармацевтическом рынке//Фармацевтическое обозрение, № 7-8, 2008.
3. С. В. Савчук. Анализ основных мотивов слияния и поглоще-ния//Менеджмент в России и за рубежом: все о теории и практики управления бизнесом, финансами, кадрами. № 5, 2002.
4. Публикации Маркетингового агентства DSM Group. «Инновационная рулетка». http://www.dsm.ru/analytics/ publications/295_16.04.2007.
Influence of transactions on merges and absorption on innovative development of the russian pharmaceutical branch E. Ju. Blinova, the post-graduate student, chair of the economic theory and business.
E. M. Ilinskаya, doctor of economics, professor.
Far not many problems of the economic theory and practice cause hotter discussions, than merge and absorption problems. Absolutely opposite points of view on expediency and efficiency of similar restructuring of the companies face.
The tendency to merges and the absorption, most brightly shown last years, speaks a number of factors: globalization which covers all economy branches, including pharmaceutical branch; the European integration; strengthening of influence on global economy of the World Trade Organization; the growing importance of highspending research activity.
In those adverse economic conditions which have developed for today in Russia, before the domestic companies very sharply there is a problem of overcoming of a crisis situation by application concrete and effectual measures. There is a requirement of search of effective technologies on an exit from a crisis condition at the enterprise, necessity of development of the modern
Methods of restructuring of the property. А^мКу on merges and absorption is one of restructuring basic elements, it is final link which is setting as the purpose change of structure of the property.
Keywords: merges, absorption, pharmaceutical branch.
ИННОВАЦИИ № 9 (143), 2010