УДК 339.986
Ли Чэньчэнь студент 2 курса магистратуры факультет «Экономический факультет»
научный руководитель: Мизинцева М.Ф., доктор экономических наук
профессор Чэнь Цзе
студент 2 курса магистратуры факультет «Экономический факультет» Российский дружбы народов университет
Россия, г. Москва
ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА ВНЕШНЮЮ ТОРГОВЛЮ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: На сегодняшний день в области экономического сотрудничества Российской Федерации с рядом других государств отмечается отрицательная динамика. Данное явление вызвано, прежде всего, мерами по введению санкций, которые связаны с возложением ответственности России в сфере урегулирования конфликтной ситуации с Украиной.
В данной статье анализируется в полном объеме проблема воздействия санкций на внешнюю торговлю Российской Федерации. Дана оценка показателей внешнеторгового оборота.
Ключевые слова: Россия, импорт, экспорт, международная торговля, внешнеторговый оборот, санкции
Li Chenchen Chen Jie
THE IMPACT OF SANCTIONS ON THE FOREIGN TRADE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract: Today, in the field of economic cooperation of the Russian Federation with a number of other states, there is a negative trend. This phenomenon is caused, first of all, by measures to impose sanctions, which are associated with the imposition of responsibility of Russia in the sphere of resolving the conflict situation with Ukraine. This article analyzes in full the problem of the impact of sanctions on the foreign trade of the Russian Federation. An assessment of indicators offoreign trade turnover.
Keywords: Russia, import, export, international trade, foreign trade, sanctions
Экономические и политические санкции являются распространёнными в истории инструментами воздействия одних стран та другие, стремящиеся проводить самостоятельные экономические и политические цели. Необходимо обратить внимание, что санкции встают перед политиками
весьма соблазнительным инструментом для разрешения проблемных международных вопросов и разногласий, поскольку они приводят к гораздо меньшим человеческим жертвам в отличие от войн. Интересным является тот факт, что в прошлом веке санкции применялись на практике довольно часто: в 1950-х гг. — 15 случаев введения санкций, в 1960-х гг. — 20, в 1970-х гг. —37, в 1980-х гг. — 23 и более 50 случаев в 1990-х гг.
Период с 1970 по 1998 гг. сопровождался введением санкции более 117 раз в мире. Большее количество санкций устанавливались США в одностороннем порядке, но в последние годы в санкциях стали принимать активное участие и страны Европы.
В феврале 2014 г. случились важные события на геополитической арене. Свержение власти в Украине, бегство Президента В.Ф. Януковича на территорию Российской Федерации, переход Крымского полуострова в состав Российской Федерации, начало вооруженных сражений на Юго-Востоке Украины между новой властью в Киеве и сторонниками вновь основанной Донецкой и Луганской народной республик, сбитый малайзийский «Боинг», усиление вооруженного конфликта — все эти события считаются катализаторами действий со стороны Западных стран и США по введению санкций против Российской Федерации [3, с.118].
Стратегической остается проблемная тема, в какой степени Российская Федерация восприимчива к экономическим санкциям, как отреагирует ее экономика и к каким основным результатам они приведут? Чем придется на практике пожертвовать нашей стране за следованием установленного геополитического курса и будет ли данная жертва соразмерна цели? Тем не менее, при всей сложности данной ситуации, нельзя отрицать в полном объеме, что тяжело представить современную страну, которая исключена из мировой экономической системы и связей, которая живет в «санкционном» режиме.
Внешняя торговля России — торговля Российской Федерации со странами мира.
С 22 августа 2012 года Россия является членом Всемирной торговой организации. Российская Федерация выступает участником Договора о Зоне свободной торговли СНГ, Евразийского экономического союза, Таможенного союза ЕАЭС.
В 2014 году и в последующее время на внешнюю торговлю Российской Федерации оказали значительное отрицательное влияние введённые против неё экономические санкции и ответные внешнеторговые контрсанкции российского правительства [6, с.48].
Необходимо обратить внимание, что внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2014 году упал на 6,9 % (по сравнению с 2013 годом), составив 804,7 млрд долларов США, в том числе экспорт составил 496,7 млрд долларов (94,9 % от 2013 года), импорт — 308,0 млрд долларов (90,2 % от 2013 года). Сальдо торгового баланса осталось положительным, составив 188,7 млрд долларов США (в 2013 г. — 181,9 млрд долларов).
Санкция (от лат. sanctio — строжайшее постановление): Санкция является элементом правовой нормы, которая предусматривает неблагоприятные результаты для лица, которые нарушили заключающееся виданной норме правило.
Санкции — меры воздействия, применяемые к правонарушителям и влекущие для них неблагоприятные результаты.
Необходимо отметить, что советская юриспруденция выделяла: уголовно-правовые санкции (лишение лиц в полном объеме свободы и т. п.), которые могли применяться только по решению судебной инстанции;
административно-правовые (штраф, административный арест), которые применялись на практике после решения административных органов;
дисциплинарно-правовые (смещение на низшую должность, увольнение), которые применялись должностными лицами в отношении подчинённых;
имущественные (неустойка), которые применялись судебными инстанциями либо арбитражем [1, с.84].
По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2017 году составил 584 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 25%, в том числе экспорт - 357 млрд. долларов США (рост на 25%), импорт - 227 млрд. долларов (рост на 24%).
Интересным является тот факт, что в структуре внешней торговли Российской Федерации по группам стран особенное место занимает Европейский союз (ЕС) как крупных экономический партнер, на его долю в общем объеме товарооборота России в 2017 году [5, с.20]. приходилось 42%, на государства Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) - 31%, на страны- участники Содружества Независимых Государств (СНГ) - 12%, в том числе на страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) - 9%, на страны Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) -3%, на страны БРИКС - 18%, АТР - 32%.
Главными торговыми партнерами Российской Федерации в 2017 году были: с Китаем -15% товарооборота Российской Федерации (рост - на 32%), с Германией - 9% (на 23%), с Нидерландами - 7% (на 22%), с Беларусью - 5% (на 26%), с Италией - 4% (на 21%), США - 4% (на 16%), с Турцией - 4% (на 37%), с Республикой Корея - 3% (на 28%), с Казахстанном - 3% (30%), с Украиной - 2% (на 26%).
Экспорт России в 2017 году составил 357 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом вырос на 25% или на 71 млрд. долларов США.
В 2017 году по сравнению с 2015-2016 гг. в общем объеме экспорта России снизилась существенным образом доля отдельных государств Европейского союза (к примеру, Нидерландов, Италии - на 2%), а также Турции, Японии и Украины - на 1%.
При этом увеличилась доля экспорта Российской Федерации в Республику Беларусь (на 1%) и Китай (на 3%), который занял на законных основаниях лидирующее положение среди государств-партнеров.
Еще раз обращаем внимание, что в 2014-2016 гг. внешнеэкономические связи Российской Федерации претерпели глубокий спад, который был обусловлен внешнеполитическими конфликтными ситуациями России с Украиной и Турцией, началом «санкционной войны», резким падением цен на нефть и девальвацией рубля. Санкции и ответные меры со стороны России оказали серьезное негативное влияние на российскую экономику, привели к ухудшению инвестиционного климата в стране, осложнению условий внешних заимствований и деятельности российского бизнеса на зарубежных рынках. В целях минимизации негативного эффекта от санкций в России был провозглашен курс на переориентацию части торговых и инвестиционных потоков с европейского на азиатское направление, импортозамещение и поддержку экспорта. В ответ на секторальные санкции западных стран Россия в августе 2014 г. ввела эмбарго на продовольственные товары из ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии. В августе 2015 года к списку добавились Албания, Черногория, Исландия и Лихтенштейн.
Эффективность применения экономических санкций является дискуссионным вопросом в научной литературе. Ряд исследователей полагает, что меры экономического принуждения могут нанести ощутимый ущерб стране, в отношении которой вводятся ограничения, и вынудить ее руководство изменить политический курс (Choi, 2014; Choi and Luo, 2013; Kaempfer and Lowenberg, 1988). Другие обращают внимание на неэффективность экономических санкций как инструмента внешней политики (Hufbauer et al., 2008; Kaempfer and Lowenberg, 1998). В частности, Хафбауэр и Морган, оценивавшие результативность санкций за продолжительный период времени, пришли к выводу, что санкции оказываются эффективными только в 1/3 случаев (Hufbauer et al., 2008; Morgan et al. 2014). Многие исследователи применяли для изучения последствий санкций гравитационную модель (Hufbauer et al., 1997; Caruso, 2005; Yang et al., 2009; Mehchy et al., 2015 и др.) [7, с.553].
Проблеме санкций и оценке их влияния на российскую экономику и внешнюю торговлю посвящен ряд публикаций российских ученых. Российские исследователи сходятся в том, что введение санкций осложнило развитие российской экономики, негативно повлияло на торговлю с традиционными торговыми партнерами, главным образом, с ЕС (Клинова, Сидорова, 2014; 2017; Загашвили, 2015; Гладков, 2015; Морозенкова, 2017). Многие авторы утверждают, что реального «разворота» внешнеэкономических связей на Восток не происходит, и что в случае прекращения действия санкций или эффекта девальвации рубля, торговые потоки вновь переключатся в сторону традиционных партнеров (Внешнеэкономические связи..., 2016; Оболенский, 2017). Из всех видов санкций, наложенных на Россию, наиболее негативное воздействие оказали финансовые ограничения. Их последствия для экономики России проанализированы в ряде работ российских ученых (Гурвич и Прилепский, 2016; Орлова, 2014).
Санкции, введенные развитыми странами в отношении России, оказали статистически значимый негативный эффект на объемы двусторонней торговли с ними во всех секторах, за исключением российского экспорта сельскохозяйственных товаров. Сокращение составляет 10- 31% от начальных объемов торговли в зависимости от сектора. В наибольшей степени пострадал импорт продовольственной продукции из этих стран. Внешние шоки также повлияли на торговлю России с ее основными партнерами, входящими в Евразийский экономический союз, — Белоруссией и Казахстаном. Снижение объема производства, реальных доходов и потребления в российской экономике привело к сокращению на 10-34% двусторонней торговли промышленными и сырьевыми товарами между Россией и этими странами. Влияние внешних шоков на торговлю России со странами ЕЭС сельскохозяйственной продукцией не отличается от нуля со статистической точки зрения. Двусторонняя торговля России с прочими странами пострадала в значительно меньшей степени. Внешние шоки привели к статистически значимому снижению примерно на 20% российского экспорта промышленной продукции и импорта сырьевых товаров. Товарооборот сельскохозяйственных товаров с этими странами, импорт промышленных товаров из них, а также сырьевой экспорт в эти страны не претерпели значительных изменений по сравнению с 2012-2013 гг.
К санкциям против Российской Федерации присоединились такие страны, как Великобритания, Австралия, Албания, Молдавия, Германия, Исландия, Черногория, Канада, Латвия, Нидерланды, Норвегия, Новая Зеландия, Польша, Украина, Франция, Швеция, Эстония и Япония. Многие из данных стран приостановили в полном объеме военно-техническое сотрудничество с Российской Федерацией, что существенным образом воздействует на национальную безопасность нашего государства [4, с.108].
В процессе оценки трехсекторной гравитационной модели были получены результаты, которые являются теоретически обоснованными и совпадают с ожидаемыми значениями. В соответствии с гравитационной теорией, увеличение на 1% экономического размера партнера приводит к увеличению импорта России на 0,49-0,62%. Эластичность российского экспорта по отношению к ВНП партнера менее выражена, достигая 0,33 в сфере экспорта сырьевых товаров. Сильный положительный эффект на двустороннюю торговлю оказывает наличие общей географической границы между Россией и ее партнером. Влияние общей границы на объем торговли в отдельных случаях составляет более чем 600%. Как следует из теории, увеличение дистанции между торговыми партнерами снижает объемы товарооборота из-за увеличения транспортных затрат, роста барьеров и др. Влияние расстояния до торгового партнера оказывает более заметное влияние на российский импорт, который уменьшается на 0,5-1,0% при увеличении расстояния на 1%.
Значимого влияния расстояния на российский экспорт не выявлено.
Результаты позволяют сделать вывод о том, что внешние шоки оказали значительное негативное влияние на двустороннюю торговлю России со странами, вовлеченными в конфликты. Прямые внешнеполитические конфликты оказали особенно сильное негативное влияние на двустороннюю торговлю. Конфликты с Украиной и Турцией вызвали снижение российского импорта из этих стран на 47-64% в зависимости от сектора.
Уменьшение российского годового экспорта в Украину и Турцию вследствие конфликтов составляет в среднем 26-32%.
Необходимо обратить внимание, что Российская Федерация, обладает существенной сырьевой базой, на практике имеет реальную возможность формировать в полном объеме сильную экономику, но в связи с сложными международными экономическими взаимоотношениями и существованием взаимных санкций, формирование может быть затрудненно. Следует отметить, что уже заметно на практике снижение цены сырьевых товаров из-за девальвации национальной валюты. Также снизилась реальная доля государств-участников во внешнеторговом обороте Российской Федерации. Но возникают реальные возможности российских производителей наращивать объемы продукции на внутреннем рынке, и мы частичным образом уже наблюдаем процесс импортозамещения. В целом введение санкций западных стран не содействуют на практике развалу экономики в полном объеме, но, тем не менее, влекут за собой отрицательные тенденции для экономической системы государства.
Результаты исследования позволяют утверждать, что под влиянием санкций и неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры структура внешней торговли России претерпевает существенные изменения. На фоне общего снижения объемов торговли происходит замещение традиционных источников импорта и переключение на новые рынки сбыта. Это выражается, в частности, в снижении доли стран ЕС в структуре внешнеторгового оборота России в 2014-2016 гг. и повышении в нем удельного веса стран АТР, главным образом, Китая. В наибольшей степени сократился товарооборот с Украиной, с которыми Россия находится в состоянии прямого конфликта, и с Турцией.
Следовательно, можно утверждать, что вводить экономические санкции против Российской Федерации невыгодно, поскольку здесь переплетаются интересы власти и частного бизнеса. Точечно оказывать влияние на Российскую Федерацию возможно, но в таком случае последует ответная реакция. Тем не менее , не стоит забывать, что, несмотря на подобную невозможность и невыгодность санкций, Российская Федерация остается на практике к ним уязвима. Вследствие этого российская экономика должна в полном объеме быть готова на практике реорганизовываться к новым условиям. Тогда экономика нашего государства станет более независимой и сильной. Санкции дают реальную возможность увидеть недостатки и проблемы, находить необходимые решения и выход из данных ситуаций. Санкции выступают своеобразный
урок в долгосрочном будущем для экономики. Российская Федерация должна развивать в полном объеме и поддерживать свою собственную промышленность и ограничить импортное потребление.
Использованные источники:
1. Внешнеэкономические связи России: современные вызовы и возможные ответы: Колл. монография / Под ред. В.П. Оболенского. М.: Институт экономики РАН, 2016. - 296 с.
2. Задавили В. Западные санкции и российская экономика // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 11. С. 69.
3. Клонова М., Сидорова Е. Россия — Евросоюз: продолжение санкционного противостояния // Вопросы экономики. 2017. № 6. С. 114-127.
4. Международные экономические отношения. Учеб. для вузов / Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина. Изд. 4-е, переруб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
5. Оболенский В. Внешнеэкономическая повестка: преодоление спада // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 5. С. 19-26.
6. Романова А.И., Ильина Е.В., Рах металлик А.И. Формирование и трансформация капитала на рынке информационных услуг в региональной экономике // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - № 1. - С. 4550.
7. Morgan, T., Bapat, N., Kobayashi, Y. (2014) "Threat and imposition of economic sanctions 1945-2005: Updating the TIES dataset". Conflict Management and Peace Science, 31, no. 5, pp. 541- 558.