УДК 339.54
JEL К20
Карданов Валерий Алексеевич
канд. пед. наук, АНО ВО «Российский новый университет», г. Москва, Российская Федерация e-mail: grand1997@rambler.ru
Кулик Владимир Николаевич
врач-невролог, ГБУЗ «Госпиталь для ветеранов войн № 3 Департамента здравоохранения города Москвы», г. Москва, Российская Федерация e-mail: arzt2006@mail.ru
Петрова Татьяна
Александровна
аспирант, АНО ВО «Российский новый университет», г. Москва, Российская Федерация
e-mail: tanushka88nz@yandex.ru Вульшонок Виктория Владимировна
инженер, ФГБУН Институт проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова Российской академии наук, г. Москва, Российская Федерация
Kardanov Valerii
Candidate of Pedagogical Sciences, Russian new university, Moscow, Russia e-mail: grand1997@rambler.ru
Kulik Vladimir
Neurologist, Hospital for War Veterans No. 3 of the Moscow Healthcare Department, Moscow, Russia e-mail: arzt2006@mail.ru
Petrova Tatyana
Postgraduate student, Russian new university, Moscow, Russia e-mail: tanushka88nz@yandex.ru
Vulshonok Viktoriia
Engineer, A. N. Severtsov Institute of Ecology and Evolution of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
DOI 10.26425/1816-4277-2020-1-100-107
АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА ТОВАРОВ МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ ПОЛЬША И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ
Аннотация. Исследованы вопросы, которые связаны с анализом экспорта и импорта товаров между двумя соседними государствами: Республикой Польша и Российской Федерацией. Отношения стран Европейского союза и России к настоящему времени оказались в значительном кризисе. Сотрудничество в экономической области сокращается в условиях взаимных санкций. По мнению авторов, для Российской Федерации на ближайшую перспективу должна быть поставлена основная задача -экономическое сближение со странами Европейского союза и дальнейшие переговоры по смягчению взаимных санкций, поскольку эти и другие причины существенно затрудняют встречную торговлю товарами и услугами и препятствуют евроинтег-рации. Очевидно, что и европейские компании заинтересованы в нормализации коммерческих и экономических отношений. В работе также рассмотрены ограничения нетарифного регулирования во внешней торговле. Сделан вывод о необходимости постепенного смягчения ограничительных мер. А усилия в этом направлении должны быть предприняты обоюдные, как Российской Федерацией, так и государствами-членами Европейского союза, в том числе и Республикой Польша. Ключевые слова: экспорт, импорт, нетарифные меры, Республика Польша, Российская Федерация, протекционизм.
Цитирование: Карданов В.А., Кулик В.Н., Петрова Т.А., Вульшонок В.В. Анализ структуры экспорта и импорта товаров между Республикой Польша и Российской Федерацией//Вестник университета. 2020. № 1. С. 100-107.
ANALYSIS OF THE STRUCTURE OF EXPORT AND IMPORT OF GOODS BETWEEN THE REPUBLIC OF POLAND AND THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The issues related to the analysis of export and import of goods between two neighboring states: the Republic of Poland and the Russian Federation have been examined. Relations between the EU countries and Russia to date have been in a significant crisis. Cooperation in the economic field is reduced in the context of mutual sanctions. According to the authors, for the Russian Federation in the near future the main task should be set -economic rapprochement with the countries of the European Union and further negotiations on easing mutual sanctions, since these and other reasons significantly complicate the countertrade in goods and services and impede European integration. It is obvious, that European companies are also interested in normalizing commercial and economic relations. The limitations of non-tariff regulation in foreign trade have been considered also in the paper. It has been concluded on the need to gradually mitigate restrictive measures. And efforts in this direction should be made by both the Russian Federation and the member States of the European Union, including the Republic of Poland. Keywords: export, import, non-tariff measures, Republic of Poland, Russian Federation, protectionism.
For citation: Kardanov V.A., Kulik V.N., Petrova T.A., Vulshonok V.V. (2020) Analysis of the structure of export and import of goods between the Republic of Poland and the Russian Federation. Vestnik universiteta. I. 1, pp. 100-107. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-1-100-107
© Карданов В.А., Кулик В.Н., Петрова Т.А., Вульшонок В.В., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
Цель статьи — сравнительный анализ структуры экспорта и импорта товаров между Республикой Польша (далее - Польша) и Российской Федерацией (далее - РФ), а также исследование влияния санкций на насыщенность контактов в экономическом сотрудничестве между государствами Европейского союза (далее -ЕС) на примере Польши и Россией.
В 2014 г. против РФ некоторыми странами были введены санкции. Россия ответила тождественно. Польша также была втянута в этот инцидент. Как известно, РФ в ответ ввела отдельные ограничительные меры в отношении сельскохозяйственной продукции, ввозимой в Россию из Польши.
В последние годы вопрос нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (далее -ВЭД) вызывает большой интерес. Существует порядка 50 способов государственного нетарифного регулирования ВЭД [3]. Нетарифные ограничения относятся к числу мер, все чаще используемых в рамках так называемого нового протекционизма. Они все больше выдавливают традиционные методы защиты внутреннего рынка - пошлины [1].
Европейский союз является крупнейшим торговым партнером для РФ. В этой связи увеличивается внимание к вопросу развития дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества. Первооснова для начала сближения связана со значительными объемами торговли и территориальной близостью [3].
В качестве примера, со стороны ЕС, в статье рассматриваются показатели Польши.
«Республика Польша наряду с двадцатью восемью государствами-членами ЕС является участником Таможенного союза. Таможенный союз ЕС определяет то, что действуют объединенные правила, охватывающие: целостные таможенные пошлины на импорт; отсутствие таможенных пошлин на внутренних границах между государствами-членами ЕС; солидарные правила происхождения продукции из-за пределов ЕС; согласованное определение таможенной стоимости. Единое таможенное и экономическое пространство позволяет беспрепятственно перемещать товары и предоставлять услуги в границах действия союза.
Польша приняла Единый таможенный тариф (далее - ЕТТ) ЕС. Данный ЕТТ применяется к товарам, который импортируется из-за границ Европы, в то время как сделки, осуществляемые между Польшей и странами Европейской экономической зоны, не облагаются пошлинами. В основном, импортные пошлины ЕС сравнительно низки, главным образом для промышленных товаров (4,2 % в среднем). Для товаров из-за пределов Европы таможенные пошлины рассчитываются адвалорно от стоимости СЩ, в соответствии с ЕТТ для всех стран Союза» [12].
Стоит напомнить, что Польша была принята в ЕС 1 мая 2004 г. «Присоединение страны к ЕС привело к переориентации крупной доли торговых потоков с бывших социалистических стран на новых партнеров по интеграционному объединению. О конкурентной способности польских товаров на внешних рынках подтверждает географическая структура польского экспорта. На долю торговли внутри ЕС приходится 80 % экспорта Польши (Германия - 28 %, Чехия и Франция - по 6 %), в то время как за пределами ЕС 3 % приходится на Россию и США» [6].
Что касается импорта, то 69 % приходится на страны-члены ЕС (Германия - 27 %, Нидерланды - 6 % и Италия - 5 %), в то время как за пределами ЕС 8 % приходится на Китай и 7 % - на Россию.
Польша является 24-й крупнейшей экспортной экономикой в мире и 23-й самой сложной экономикой по индексу экономической сложности (ЕС1). В 2017 г. Польша экспортировала на 212 млрд долл. США и импортировала на сумму 223 млрд долл. США. По данным Федеральной таможенной службы России (далее - ФТС РФ), в 2017 г. по сравнению с предшествующим годом российско-польский товарооборот вырос на 25,9 % до 16,5 млрд долл. США. При этом российский экспорт увеличился на 26,7 % до 11,6 млрд долл. США, а российский импорт из Польши - на 24,0 % до 4,9 млрд долл. США. Доля Польши во внешней торговле России осталась на уровне предшествующего года - 2,8 % (в экспорте РФ она увеличилась с 3,1 до 3,2 %, а в импорте сохранилась на уровне 2,2 %). При этом среди внешнеторговых партнеров России Польша сохранила за собой 11 место. В экспорте России она поднялась с 9 на 10 место, а в импорте РФ - опустилась с 9-го на 11 место. Польша, среди стран ЕС, заняла четвертую позицию (после Германии, Нидерландов и Италии) из числа внешнеторговых партнеров России.
В 2017 г. сохранилась главная специфика товарной конструкции польского импорта и экспорта. Особым ее субъектом остались машины и оборудование (39,8 % в экспорте и 37,75 % в импорте). Следующая после машиностроения экспортная область экономики Польши - фармацевтика и химическая промышленность (доля в экспорте - 14,35 %, в импорте - 18,9 %). В 2017 г., несмотря на продолжившееся сокращение
вывоза продукции растениеводства, польский экспорт сельскохозяйственного сырья и продовольствия вырос на 16, 3% до 27,3 млрд евро. Республика Польша остается большим нетто-экспортером продовольствия: в 2017 г. положительное сальдо торговли Польши в этой отрасли составило 8,4 млрд евро, было это вызвано превышением экспорта над импортом по ряду товарных позиций (в основном, табачные, хлебобулочные и кондитерские изделия, а также мясо, мясные и молочные продукты).
Сохранил свое значение и четвертый по важности сегмент польского экспорта - металлургическая продукция (доля в экспорте - 10,0 %, в импорте - 10,8 %). Продолжившейся рост мировых цен на энергоносители повлек за собой рост доли минерального сырья в польском импорте с 6,8 до 8,0 %. Среди остальных товаров польского экспорта выделяется мебель (12,0 млрд евро, 5,9 % всего экспорта) [6].
2018 г. стал самым рентабельным в польско-российских экономических отношениях с момента введения европейских санкций, увеличившись на 31,52 % по сравнению с 2017 г. В российском товарообороте в 2018 г. Польша заняла 9 место (в 2017 г. - 11 место). По экспортной доле Польша заняла 7 место (в 2017 г. - 9 место), а по импортной - 11 место (как и в 2017 г.).
«В системе российского экспорта в Польшу в 2018 г. (и в 2017 г.) ключевыми были следующие группы товаров:
- минеральные продукты - 83,26 % от всего объема экспорта России в Польшу (в 2017 г. этот показатель был равен 81,40 %);
- продукция химической индустрии - 6,72% от всего объема вывоза из России в Польшу (в 2017 г. этот показатель был равен 8,87 %);
- металлы и товары из них - 5,76 % от всего объема вывоза из России в Польшу (в 2017 г. этот показатель был равен 5,34 %);
- целлюлозно-бумажные товары и древесина - 1,28 % от всего объема вывоза из России в Польшу (в 2017 г. этот показатель был равен 1,49 %);
- машины, оборудование и транспортные средства - 0,95 % от всего объема вывоза из России в Польшу (в 2017 г. этот показатель был равен 1,24 %).
В структуре импорта России из Польши в 2018 г. (и в 2017 г.) важный объем поставок пришелся на долю следующих товаров:
- средства передвижения и машоборудование - 43,86 % от всего объема ввоза в Россию из Польши (в 2017 г. этот показатель был равен 41,43 %);
- продукты химической индустрии - 22,85 % от всего объема ввоза в Россию из Польши (в 2017 г. этот показатель был равен 23,85 %);
- сельскохозяйственные и продовольственные сырье и товары - 8,83 % от всего объема ввоза в Россию из Польши (в 2017 г. - 8,66 %);
- изделия из металла - 8,04 % от всего объема ввоза в Россию из Польши (в 2017 г. этот показатель был равен 8,99 %);
- целлюлозно-бумажные изделия и древесина - 5,52 % от всего объема ввоза в Россию из Польши (в 2017 г. этот показатель был равен 5,22 %);
- обувь и текстиль - 2,67 % от всего объема ввоза в Россию из Польши (в 2017 г. этот показатель был равен 3,23 %);
- минеральные продукты - 1,06 % от всего объема ввоза в Россию из Польши (в 2017 г. этот показатель был равен 1,07 %).
Наибольшее увеличение ввоза в Россию из Польши в 2018 г. по сравнению с 2017 г. зафиксировано по следующим видам товаров:
- реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их элементы;
- готовые продукты из зерна злаков, муки, крахмала или молока; мучные кондитерские изделия;
- техсредства наземного транспорта, за исключением трамвайного или железнодорожного подвижного состава, и их элементы и принадлежности;
- суда, лодки и плавучие устройства;
- аппараты и средства оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их элементы и принадлежности;
- предметы мебели; постельные атрибуты, матрацы, основы матрацные, диванные подушки и подобные набивные принадлежности мебели; лампы и осветительные установки; световые вывески, световые таблички с именем или названием, или адресом и подобные изделия; сборные строительные установки;
- листы бумаги и картон; изделия из бумажной массы, бумаги или картона;
- пластическая масса и изделия из нее;
- живые деревья и другие растения; луковицы, корни и прочие аналогичные части растений; срезанные цветы и декоративная зелень.
Предельное уменьшение импорта из РФ в Польшу в 2018 г. по сравнению с 2017 г. отмечено по следующим товарным группам: электрические машины и оборудование, фармацевтическая продукция, черные металлы, продукты переработки овощей, фруктов, орехов или прочих частей растений» [7].
Ниже, на рисунках 1 и 2, приведены данные за 2 квартал 2019 г., на них показано снижение по всем показателям за аналогичный период 2018 г.
2017 2018 2019 (2 кв.)
| Импорт ^^ Экспорт ^^ Всего
Составлено авторами по материалам источников [7; 8]
Рис. 1. Товарооборот России с Польшей
Составлено авторами по материалам источников [7; 8]
Рис. 2. Товарооборот России с Польшей
Товарооборот России с Польшей составил 3 694 484 826 долл. США, уменьшившись на 29,28 % (1 529 829 161 долл. США) по сравнению с аналогичным периодом 2018 г.
Поставки товаров из России в Польшу во 2 квартале 2019 г. - 2 458 707 416 долл. США, что меньше на 37,56 % (1 479 211 705 долл. США) по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. По доле в российском экспорте во 2 квартале 2019 г. Польша заняла 13 место (во 2 квартале 2018 г. - 8 место).
Импорт товаров из Польши во 2 квартале 2019 г. составил 1 235 777 410 долл. США, уменьшившись на 3,93 % (50 617 456 долл. США) по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. По доле в российском импорте во 2 квартале 2019 г. Польша заняла 11 место, аналогично 2018 г.
«Структура экспорта и импорта обеих стран осталась прежней, как и в прошедшем 2018 г. В сравнении с аналогичным периодом 2018 г. (2 квартал) наибольший прирост российского экспорта в Польшу зафиксирован по следующим товарным группам: алюминий и изделия из него и органические химические соединения. Что касается сокращения экспортных поставок из России, то оно случилось по представленным далее товарным классам: топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные; черные металлы; продукты неорганической химии; соединения неорганические или органические драгоценных металлов, редкоземельных металлов, радиоактивных компонентов или изотопов; руды, шлак и зола; остатки и отходы пищевой промышленности; готовые корма для животных; суда, лодки и плавучие конструкции.
Наибольший прирост экспортной польской продукции во 2 квартале 2019 г. по сравнению со 2 кварталом 2018 г. зафиксирован по следующим товарным группам:
- средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности;
- каучук, резина и изделия из них;
- фармацевтическая продукция;
- бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги или картона;
- изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды или аналогичных материалов;
- мебель; постельные принадлежности, матрацы, основы матрацные, диванные подушки и аналогичные набивные принадлежности мебели; лампы и осветительное оборудование, в другом месте не поименованные или не включенные; световые вывески, световые таблички с именем или названием, или адресом и аналогичные изделия; сборные строительные конструкции;
- прочие изделия из недрагоценных металлов.
Наибольшее сокращение российского импорта из Польши во 2 квартале 2019 г. по сравнению со 2 кварталом 2018 г. зафиксировано по следующим товарным группам: реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; электрические машины и оборудование; инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; черные металлы; экстракты дубильные или красильные; таннины и их производные; красители, пигменты и прочие красящие вещества; краски и лаки; шпатлевки и прочие мастики; полиграфическая краска, чернила, тушь; разные готовые изделия; медь и изделия из нее; изделия из черных металлов на 3 962 652 долл. США» [8].
В последние два десятилетия Польша была ведущим торговым партнером России в Центрально-Восточной Европе. В свою очередь, для Польши Россия была самым важным экономическим партнером за пределами ЕС. После резкого сокращения двустороннего товарооборота в результате введенных ЕС в 2014 г. в отношении России санкций и ответных шагов российской стороны в конце 2016 г. началось постепенное восстановление объемов российско-польской торговли (минимальных значений торговля между странами достигла в 2015 г.), которое продолжилось на протяжении 2017-2018 гг.
2018 г. стал для российско-польского товарооборота самым успешным с 2014 г. Несмотря на введенные санкции, его объем увеличился более чем на 50 %. Столь значительный рост во многом был обеспечен увеличением цен на энергоносители. Наблюдался рост удельного веса Варшавы в российской внешней торговле, и в 2018 г. Польша вошла в десятку крупнейших торговых партнеров РФ. Однако до досанкционного уровня странам еще далеко (2013 г. товарооборот превышал 27 млрд долл. США) и с учетом показателей 2019 г. торговля между странами может вернуться к минимальным значениям 2015 г. (13 762 131 496 долл. США).
Такое снижение товарооборота, вероятно, связанно с тем, что происходит переориентация Польши на рынки Украины, а также ее намерение уменьшить свою зависимость от российской энергетики в течение ближайших нескольких лет, что является частью более широких усилий в Европе по диверсификации энергоснабжения региона. Уже сейчас заключаются контракты с американскими компаниями на поставку сжиженного природного газа, который, в последствии, будет заменой примерно половины текущего газового импорта [6].
Убытки от санкций испытывают многие страны ЕС. В апреле текущего года депутат Европарламента от Франции Н. Морано направила главе европейской дипломатии Ф. Могерини письменный запрос, в котором указала, что компании по переработке свинины во Франции теряют по 400 млн евро в год. Из СМИ известно, что норвежский экспорт в Россию сократился на 1 млрд евро в год.
О неблагоприятном влиянии антироссийских санкций на экономику сообщали и в Венгрии: так, по словам главы Министерства иностранных дел и внешней торговли П. Сийярто, страна потеряла из-за экспортных ограничений около 7 млрд долл. США.
В 2018 г. итальянские сельхозпроизводители сообщили, что убыток сельскохозяйственного экспорта Италии от российских ограничительных мер в ответ на санкции Запада превысил 1 млрд евро [11]. К сожалению, несмотря на взаимные потери, руководство ЕС каждый раз принимает решение о пролонгации экономических ограничений в отношении Москвы.
И еще один важный предмет, как раз Республика Польша является государством, которое несет ущерб из-за западных мер воздействия как в области экономики (эмбарго на сельскохозяйственные товары из Польши), так и в области политики (дипломатические отношения Польши и России находятся в замороженном состоянии, между тем западные государства поддерживают диалог с Россией) [4].
Как было показано выше, санкции сильно затронули группу сельскохозяйственных продуктов, так как в основном они уязвимы к мерам нетарифного регулирования. Товары других классов, таких как оборудование, химические товары и так далее, необходимые российскому народному хозяйству, не попали под меры воздействия.
Вместе с тем, по сведениям Министерства сельского хозяйства и развития села Республики Польша, российские ответные меры не сильно задели польское сельское хозяйство, так как польские производители смогли найти иные рынки сбыта.
В информации, польского Центрального статистического управления (GUS) сказано, что наряду с убытками на российском рынке, возрос польский экспорт в государства Америки и Азии [5].
Эксперты, которые утверждали, что эффект санкций скорее всего ударит по экономическим интересам стран, которые ввели эти санкции в отношении других государств, оказались правы [7].
Результаты мер воздействия, возможно поделить на прямые и косвенные. Прямое действие санкций состоит, в первую очередь, в переменах экономических связей между Республикой Польшей и Российской Федерацией. Границы совместной деятельности во всех сферах, кроме энергетики, резко снизились. В будущем, кроме снижения экономического сотрудничества, эффективность санкций станет снижаться.
Уже сейчас можно констатировать, что метод санкционного давления на Российскую Федерацию показал свою неэффективность. Одной из центральных задач для стран Европейского союза на ближайшие годы будет являться постепенное смягчение ограничительных мер против Российской Федерации. Призывы к отмене ограничительных мер будут звучать все чаще, однако для их реализации нужны коллективные усилия, как со стороны Российской Федерации, так и государств - членов Европейского союза, и в том числе Республики Польши.
Библиографический список
1. Геврасёва, А. П. Нетарифные методы регулирования и их влияние на развитие взаимной торговли в условиях Евразийского экономического союза // Труды БГТУ - 2016. - № 7. - С. 44-48.
2. Карданов, В. А. Правовая регламентация международных авиаперевозок грузов // Вестник Российского нового университета. Серия. Человек и общество. - 2019. - № 1. - С. 153-159.
3. Карданов, В. А., Кулик, В. Н. Административные меры регулирования во внешней торговле в Европейском союзе (на примере Республики Польша) и в Евразийском экономическом союзе (на примере Российской Федерации) // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. - 2019. - № 2. - С. 101-105.
4. Лисякевич, Р. Влияние взаимных санкций на отношения Польши и России после 2014 г. // Современная Европа. - 2018. -№ 7. - С. 152-160.
5. Лисякевич, Р. Геоэкономика в торговых отношениях Польши и России // Современная Европа. - 2016. - № 6. - С. 88-96.
6. Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Республики Польша в 2017 году // Торговое представительство Российской Федерации в Республике Польша. - Варшава, 2018. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://admin.ved.gov.ruuploads/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88°/o D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80%20(1).pdf (дата обращения: 10.10.2019).
7. Отчёт о внешней торговле между Россией и Польшей в 2018 году: товарооборот, экспорт, импорт, структура, товары, динамика // Внешняя торговля России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-polshey-v-2018-g/ (дата обращения: 10.10.2019).
8. Отчёт о внешней торговле России с Польшей во втором квартале 2019 года: товарооборот, экспорт, импорт, структура, товары, динамика // Внешняя торговля России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-08/vneshnyaya-torgovlya-rossii-s-polshey-vo-2-kv-2019-g/ (дата обращения: 10.10.2019).
9. Самоограничения: почему в бундестаге вновь подняли вопрос о снятии санкций ЕС с России // RT на русском [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russian.rt.com/world/article/672507-germaniya-rossiya-sankcii-ekonomika (дата обращения: 10.10.2019).
10. Burned by Russia, Poland Turns to U.S. for Natural Gas and Energy Security // The New York Times [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.nytimes.com/2019/02/26/business/poland-gas-lng-russia-usa.html (дата обращения: 10.10.2019).
11. Hufbauer, G. C., Schott, J. J., Elliott, K. A., Oegg, B. Economic Sanctions Reconsidered. - Vol. 2. - Peterson Institute for International Economics. - Washington, DC, 2007. - 248 p.
12. Poland - Customs Regulations // International Trade Administration [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. export.gov/article?id=Poland-Customs-Regulations (дата обращения: 10.10.2019).
References
1. Gevraseva A. P. Netarifnye metody regulirovaniya i ikh vliyanie na razvitie vzaimnoi torgovli v usloviyakh Evraziiskogo eco-nomicheskogo soyuza [Non-tariff regulatory methods and their impact on the development of mutual trade in the conditions of the Eurasian Economic Union], Trudy BGTU [Proceedings of BSTU], 2016, I. 7, Pp. 44-48.
2. Kardanov V. A. Pravovaya reglamentatsiya mezdunarodnykh aviaperevozok gruzov [Legal regulation of international air cargo], Vestnik Rossiiskogo novogo universiteta. Seriya: Chelovek i obshchestvo [Vestnik of Russian New University. Series. Man and Society], 2019, I. 1, Pp. 153-159.
3. Kardanov V A., Kulik V. N. Administrativnye mery regulirovaniya vo vneshnei torgovle v Evropeiskom soyuze (na primere Respubliki PoFsha) i v Evraziiskom economicheskom soyuse (na primere Rossiiskoi Federatsii) [Administrative regulatory measures in foreign trade in the European Union (for example, the Republic of Poland) and in the Eurasian Economic Union (for example, the Russian Federation)], Vestnik Rossiiskogo novogo universiteta [Vestnik of Russian New University. Series. Man and Society], 2019, I. 2, Pр. 101-105.
4. Lisyakevich R. Vliyanie vzaimnykh sanktsii na otnosheniya PoFshi i Rossii posle 2014 g [The impact of mutual sanctions on relations between Poland and Russia after 2014], Sovremennaya Evropa Contemporary Europe], 2018, I. 7, Pp. 152-160.
5. Lisyakevich R. Geoeconomika v torgovykh otnosheniyakh PoFshi i Rossii [Geoeconomics in trade relations between Poland and Russia], Sovremennaya Evropa [Contemporary Europe], 2016, I. 6, Pp. 88-96.
6. Obzor sostoyaniya ekonomiki i osnovnykh napravlenii vneshneekonomicheskoi deyatelnosti Respubliki Polsha v 2017 godu [Overview of the state of the economy and the main directions offoreign economic activity of the Republic of Poland in 2017], Torgovoe predstaviteFstvo Rossiiskoi Federatsii v Respublike PoFsha [Trade Representation of the Russian Federation in the Republic of Poland]. Available at: http://91.206.121.217/TpApi/Upload/6745a5f1-b5ef-4222-adf9-a696ea623458/ (accessed 10.10.2019).
7. Otchet o vneshnei torgovle mezhdu Rossiei i PoFshei v 2018 godu: tovarooborot, eksport, import, struktura, tovary, dinamika [Report on foreign trade between Russia and Poland in 2018: trade turnover, exports, imports, structure, goods, dynamics], Vneshnyaya torgovlya Rossii [Russian Foreign Trade]. Available at: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/ torgovlya-mezhdu-rossiey-i-polshey-v-2018-g/ (accessed 10.10.2019).
8. Otchet o vneshnei torgovle Rossii s PoFshei vo vtorom kvartale 2019 goda: tovarooborot, eksport, import, struktura, tovary, dinamika [Report on foreign trade between Russia and Poland in the 2nd quarter 2019: trade turnover, exports, imports, structure, goods, dynamics], Vneshnyaya torgovlya Rossii [RussianForeign Trade]. Available at: http://russian-trade.com/reports-and-re-views/2019-08/vneshnyaya-torgovlya-rossii-s-polshey-vo-2-kv-2019-g/ (accessed 10.10.2019).
9. Samoogranicheniya: pochemu v bundestage vnov' podnyali vopros o snyatii sanktsii ES s Rossii [Self-restrictions: why in the Bundestag they again raised the issue of lifting EU sanctions against Russia], RT na russkom [RT in Russian]. Available at: https://russian.rt.com/world/article/672507-germaniya-rossiya-sankcii-ekonomika (accessed 10.10.2019).
10. Burned by Russia, Poland Turns to U.S. for Natural Gas and Energy Security, The New York Times. Available at: https://www.nytimes.com/2019/02/26/business/poland-gas-lng-russia-usa.html (accessed 10.10.2019).
11. Hufbauer G. C., Schott J. J., Elliott K. A., Oegg B. Economic Sanctions Reconsidered, Vol. 2, Peterson Institute for International Economics, Washington, DC 2007, 248 p.
12. Poland - Customs regulations, International Trade Administration. Available at: https://www.export.gov/article?id=Poland-Cu-stoms-Regulations (accessed 10.10.2019).