Научная статья на тему 'Антироссийские санкции: ущерб объявившим их странам'

Антироссийские санкции: ущерб объявившим их странам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
972
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир новой экономики
ВАК
Область наук
Ключевые слова
санкции / внешняя торговля / экспорт / импорт / Российская Федерация / ущерб / sanctions / foreign trade / exports / imports / Russian Federation / damage

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергей Владимирович Казанцев

Преследуя собственные политические, экономические, финансовые и идеологические цели, многие государства давно используют разного рода невооруженные методы и средства принуждения других государств, международных союзов и организаций, хозяйствующих субъектов к выполнению желательных для принуждающего действий. В число таких методов и средств входят разного рода ограничения, запреты, блокады и санкции. Задавая вопрос о последствиях принятых в отношении кого-либо санкций, обычно имеют в виду их негативное влияние на тех, к кому они применяются. Однако нежелательные последствия санкций ощущают на себе не только те, против кого они направлены, но и те, кто их применяет, а также другие, непричастные к подобным мерам участники мирового сообщества. Поэтому автор данной статьи постарался дать оценку потерь, которые несут государства, объявившие антироссийские санкции. Это важно еще и потому, что такие страны-санкционеры обычно придерживаются принципа не навредить себе — предпринимаемые ими меры не должны наносить ущерб их инициаторам (государству, компании, корпорации и т. д.), тем более непоправимый. В данной работе изложены некоторые результаты оценки потерь стран-санкционеров, понесенные в результате сокращения объемов их экспорта товаров в Россию и импорта из РФ. Статистической базой для расчетов послужили данные Всемирной торговой организации за 2012–2017 гг. Показано, что основной ущерб от осуществления антироссийских санкций в сфере внешней торговли в 2014–2017 гг. понесли не их инициаторы, а присоединившиеся к ним страны. Прежде всего те, у кого сложились более масштабные внешнеторговые отношения с Российской Федерацией, кто сильнее других зависит от объемов российского экспорта и импорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anti-Russian Sanctions: Damage to the Countries that Declared Them

Many states, pursuing their own political, economic, financial and ideological goals, have used all sorts of non-military methods and means of coercion of other states, international unions and organisations, and economic entities to perform actions that are desirable for states declared such sanctions. Such methods and means include various restrictions, prohibitions, blockades and unjustified tariffs. When asked about the consequences of sanctions imposed on someone, they usually refer to their negative impact on those to whom they are applied. However, the undesirable consequences of sanctions are also felt by those who apply them, as well as by other members of the world community that are not involved in such measures. That is why the author of this paper tried to estimate the losses which bear the states that declared anti-Russian sanctions. It is also essential because such sanctioning countries usually adhere to the principle “don’t hurt yourself”. So, the measures they take should not cause damage to their initiators (state, companies, corporations, etc.), especially irreparable damage. The author presented in this paper some results of the assessment of sanctioning countries’ losses incurred as a result of the reduction of their exports to Russia and imports from the Russian Federation. As a statistical basis for the calculations, the author used the data of the World Trade Organization for 2012–2017. The author has shown that the primary damage from the implementation of anti-Russian sanctions in the sphere of foreign trade in 2014–2017 was incurred not by their initiators, but by the countries that joined them. First of all, this applies to those countries that have developed more significant foreign trade relations with the Russian Federation, that is, who is more dependent on the volume of Russian exports and imports.

Текст научной работы на тему «Антироссийские санкции: ущерб объявившим их странам»

мировая экономика

43 ►

DOI: 10.26794/2220-6469-2019-13-2-43-54 УДК 339.5;33.051(045) JEL F49, F51, H56

Антироссийские санкции: ущерб объявившим их странам*

с. в. казанцев

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск, Россия http://orcid.org/0000-0003-4777-8840

аннотация

Преследуя собственные политические, экономические, финансовые и идеологические цели, многие государства давно используют разного рода невооруженные методы и средства принуждения других государств, международных союзов и организаций, хозяйствующих субъектов к выполнению желательных для принуждающего действий. В число таких методов и средств входят разного рода ограничения, запреты, блокады и санкции. Задавая вопрос о последствиях принятых в отношении кого-либо санкций, обычно имеют в виду их негативное влияние на тех, к кому они применяются. Однако нежелательные последствия санкций ощущают на себе не только те, против кого они направлены, но и те, кто их применяет, а также другие, непричастные к подобным мерам участники мирового сообщества. Поэтому автор данной статьи постарался дать оценку потерь, которые несут государства, объявившие антироссийские санкции. Это важно еще и потому, что такие страны-санкционеры обычно придерживаются принципа не навредить себе -предпринимаемые ими меры не должны наносить ущерб их инициаторам (государству, компании, корпорации и т.д.), тем более непоправимый. В данной работе изложены некоторые результаты оценки потерь стран-санкционеров, понесенные в результате сокращения объемов их экспорта товаров в Россию и импорта из РФ. Статистической базой для расчетов послужили данные Всемирной торговой организации за 2012-2017 гг. Показано, что основной ущерб от осуществления антироссийских санкций в сфере внешней торговли в 2014-2017 гг. понесли не их инициаторы, а присоединившиеся к ним страны. Прежде всего те, у кого сложились более масштабные внешнеторговые отношения с Российской Федерацией, кто сильнее других зависит от объемов российского экспорта и импорта. Ключевые слова: санкции; внешняя торговля; экспорт; импорт; Российская Федерация; ущерб

Для цитирования: Казанцев С. В. Антироссийские санкции: ущерб объявившим их странам. Мир новой экономики. 2019;13(2):43-54. DOI: 10.26794/2220-6469-2019-13-2-43-54

Anti-Russian Sanctions:

Damage to the Countries that Declared Them**

S. v. Kazantsev

Institute of Economics and industrial Engineering, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences,

Novosibirsk, Russia http://orcid.org/0000-0003-4777-8840

ABSTRACT

Many states, pursuing their own political, economic, financial and ideological goals, have used all sorts of non-military methods and means of coercion of other states, international unions and organisations, and economic entities to perform actions that are desirable for states declared such sanctions. Such methods and means include various restrictions, prohibitions, blockades and unjustified tariffs. When asked about the consequences of sanctions imposed on someone, they usually refer to their negative impact on those to whom they are applied. However, the undesirable consequences

* Статья подготовлена в рамках выполнения Комплексной программы фундаментальных исследований СО РАН «Междисциплинарные интеграционные исследования» на 2018-2020 гг.», проект № 22.

** The paper was prepared within the framework of the Complex Program for Basic Research of the Siberian Branch of RAS "The Interdisciplinary Integration Studies", Project No. 22.

(CC) ]

of sanctions are also felt by those who apply them, as well as by other members of the world community that are not involved in such measures. That is why the author of this paper tried to estimate the losses which bear the states that declared anti-Russian sanctions. It is also essential because such sanctioning countries usually adhere to the principle "don't hurt yourself". So, the measures they take should not cause damage to their initiators (state, companies, corporations, etc.), especially irreparable damage. The author presented in this paper some results of the assessment of sanctioning countries' losses incurred as a result of the reduction of their exports to Russia and imports from the Russian Federation. As a statistical basis for the calculations, the author used the data of the World Trade Organization for 2012-2017. The author has shown that the primary damage from the implementation of anti-Russian sanctions in the sphere of foreign trade in 2014-2017 was incurred not by their initiators, but by the countries that joined them. First of all, this applies to those countries that have developed more significant foreign trade relations with the Russian Federation, that is, who is more dependent on the volume of Russian exports and imports. Keywords: sanctions; foreign trade; exports; imports; Russian Federation; damage

For citation: Kazantsev S.V. Anti-Russian sanctions: Damage to the countries that declared them. Mir novoj ekonomiki = World of the New Economy. 2019;13(2):43-54. DOI: 10.26794/2220-6469-2019-13-2-43-54

внешняя торговля - объект сднкционного воздействия

С первых лет существования молодого советского государства многие страны перманентно используют разнообразные и многочисленные меры военного, политического, экономического, финансового, информационного и т.п. давления на Россию с целью достижения своих политических, военных и финансово-экономических целей1. В число таких мер входят и так называемые санкции, применение которых, в том числе и без резолюции Организации Объединенных наций, стало особенно частым и распространенным средством экономической и геополитической борьбы2.

Очередной виток применения антироссийских санкций начали Соединенные Штаты Америки в марте 2014 г. Вслед за США санкционную политику в отношении Российской Федерации стали проводить еще 40 государств, главным образом члены НАТО и государства, находящиеся под политическим и экономическим влиянием и покровительством США.

В сфере внешней торговли кроме санкций действует еще ряд ограничительных мер. Это меры защиты рынка (антидемпинговые, компенсационные и специальные, а также защитные пошлины) и прочие нетарифные меры (лицензирование, квоты, технические барьеры, санитарные и фито-санитарные меры).

Ограничительные меры против Российской Федерации используют не только ее противники, но

1 См., например, [1-4].

2 Длинный список государств, прибегавших к разного рода санкциям в 1948-2006 гг., и государств, к которым они применялись, читатели найдут в [5].

и партнеры по БРИКС — Бразилия, Индия, Китай (табл. 1).

Понятно, что, кроме антироссийских санкций и ответных контрсанкций, на динамику мировой торговли воздействует еще множество других как внешних по отношении к стране, так и внутренних процессов и факторов: конъюнктура мировых рынков товаров и услуг, валюта, геополитика, экономическое состояние торгующих стран и их внутренняя политическая ситуация и др. При этом если санкции оказываются действенными, они, в свою очередь, влияют, по крайней мере, на часть этих процессов и факторов. Множественность и сложная взаимосвязь влияющих на состояние и динамику внешней торговли условий, ситуаций, процессов не позволяют с абсолютной точностью рассчитать меру воздействия отдельно взятого фактора. Думается, ее можно примерно оценить, сравнивая периоды действия и бездействия, усиления и ослаблений конкретного фактора или их группы.

Тенденции изменения объемов как экспорта, так и импорта, одинаковые для мира в целом, стран, установивших антироссийские санкции, и Российской Федерации, отражают влияние конъюнктуры мировых товарных рынков на динамику внешней торговли всех стран (рис. 1, 2).

Влияние установленных в отношении РФ санкций проявилось не только в большем, по сравнению с миром в целом и государствами, применяющими антироссийские санкции, уменьшении объемов экспорта и особенно импорта Российской Федерации в 2014-2016 гг. Оно особенно заметно на увеличении разрыва в темпах изменения рассматриваемых показателей. Резкий рост российского экспорта и импорта в 2017 г. дает основание полагать, что, по крайней мере, в сфере внешней

Таблица 1 / Table 1

Лидеры по количеству введенных в отношении Российской Федерации запретительных мер / Leading States in the number of prohibitive measures imposed on the Russian Federation

Страна Шт. Страна Шт. Страна Шт.

ЕС 2420 Индия 377 Таиланд 102

США 1169 Иран 320 Белоруссия 42

Украина 775 Китай 174 Бразилия 31

Турция 713 Мексика 120

Источник/Source: О работе по устранению барьеров на внешних рынках. Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.rU/minec/press/news/2019021802# (дата обращения: 03.03.2019).

Рис. 1 /Fig. 1. Темпы роста объемов экспорта в 2013-2017 гг., % / Exports growth in 2013-2017, %

Источник/Source:рис. 1-2 построены автором на основе данных: Санкции против России и международная торговля. URL: https://cdn4. img.ria.ru/images/150970/03/1509700324.png (дата обращения: 27.01.2018); World Trade Review 2018. The World trade Organization. 2018:180-187 / The figures 1 and 2 were drawn up by the author on the basis of the following data: Sanctions against Russia and international trade. URL: https://cdn4.img.ria.ru/images/150970/03/1509700324.png (accessed on 27.01.2019). (In Russ.); World Trade Review 2018. The World trade Organization. 2018:180-187.

торговли Российская Федерация, как минимум, начала оправляться от санкций3. Хотя объемы экспорта в 2017 г. оставались на 172,4 млрд долл. США (на 32,6%) и импорта страны на 103,2 млрд долл. США (29,1%) ниже уровня 2013 г.

3 Анализ изменений в продуктовой и географической структуре внешней торговли в России в условиях действующих против нее мер изоляции от мирового сообщества см., например, в [6].

роль РФ во ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ СТРАН-САНКЦИОНЕРОВ ДО И ПОСЛЕ ВВЕДЕНИЯ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ

Роль Российской Федерации во внешней торговле большинства стран, в которых действуют антироссийские санкции, невелика. У 28 из них (70% таких стран) доля товарооборота с РФ в объеме их товарооборота в 2013 г. не превышала 5% (рис. 3).

Рис. 2/Fig. 2. Темпы роста объемов импорта в 2013-2017 гг., % / Imports growth in 2013-2017, %

Рис. 3/Fig. 3. Число стран-санкционеров с находящейся в заданном интервале долей товарооборота с РФ в их товарообороте, 2013 г., ед. / The number of sanctioning countries which share of trade turnover with the Russian Federation in their trade turnover was in the specified interval in 2013, units

Источник/Source: рис. 3 построен автором на основе данных: Санкции против России и международная торговля. URL: https://cdn4. img.ria.ru/images/150970/03/1509700324.png (дата обращения: 27.01. 2018); World Trade Review 2018. The World trade Organization. 2018:180-187 / The figure 3 was drawn up by the author on the basis of the following data: the website "Sanctions against Russia and international trade" (In Russ.). URL: https://cdn4.img.ria.ru/images/150970/03/1509700324.png (accessed on 27.01.2018); World Trade Review 2018. The World trade Organization. 2018:180-187.

В 2017 г. число таких государств увеличилось до 33 (82,5%). Лишь у семи стран из 40 эта доля в 2013 г. была больше 10% (в 2017 г. их стало на четыре меньше) и у 12 — не меньше 5% (табл. 2).

В 2013-2017 гг. лишь семь стран ежегодно входили в первую десятку государств по величине доли товарооборота с Россией в объеме их товарооборота: Латвия, Литва, Мальта, Нидерланды, Украина, Финляндия и Эстония. Лидировали Республики Мальта и Латвия.

Основными продуктами российского экспорта в Республику Мальта являются: топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные. В 2018 г. их доля в экспорте РФ в эту страны составляла 99,86%. Основной объем российского импорта из Мальты составляет фармацевтическая продукция (53,2% в 2018 г.)4.

Наибольшую долю в импорте Латвийской Республики из России традиционно занимают минеральные продукты, а в латвийском экспорте в РФ — машины, оборудование, транспортные средства и продукция химической промышленности.

Удельный вес Российской Федерации в товарообороте США в 2013-2017 гг. не превышал полпроцента. Меньше 3% он был у Германии, Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии, Франции (табл. 3).

Естественно ожидать, что при прочих равных условиях сокращение внешней торговли с Российской Федерацией меньше отразится на товарообороте Соединенных Штатов Америки, чем государств, в товарообороте которых удельный вес России выше, чем у США.

Россия для стран-санкционеров выступает главным образом рынком сбыта их товаров. В меньшей степени она важна для них в качестве экспортера. До введения санкций совокупный экспорт 40 установивших антироссийские санкции стран в Российскую Федерацию в 1,8 раза превышал их импорт из России. В 2015 г., когда действие санкций в сфере внешней торговли проявилось с наибольшей силой, разрыв стал больше 207% (рис. 4).

Исходя из такого соотношения экспорта и импорта, можно ожидать, что, введя санкции, в торговле с Российской Федерации страны-санкцио-

4 Торговля между Россией и Мальтой в 2018 г. URL: http:// russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-maltoy-v-2018-g/ (дата обращения: 01.04.2019).

Таблица 2 / Table 2 12 стран-санкционеров, в товарообороте которых доля России в 2013 г. была не меньше 5% / 12 sanctioning countries in which Russia's share of trade turnover was not less than 5% in 2013

Страна Доля Страна Доля

Мальта 66,4 Финляндия 17,2

Латвия 57,7 Нидерланды 11,9

Украина 31,0 Греция 9,9

Кипр 30,5 Польша 9,4

Эстония 21,5 Словакия 5,6

Литва 17,2 Италия 5,4

Источник/Source: табл. 2-9 составлены автором на основе данных World Trade Review 2018. The World trade Organization. 2018:180-187 / Tables 2-9 were compiled by the author on the basis of data, given in "World Trade Review 2018". The World trade Organization. 2018:180-187.

Таблица 3 / Table 3 Доля РФ в товарообороте США и трех ее союзников по антироссийским санкциям в 2013 г. и 2017 г., % / The share of Russia in the U.S. trade turnover and in trade turnover of three the USA allies in the anti-Russian sanctions, 2013, 2017, %

Страна 2013 2017

Германия 2,9 1,9

Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии 2,1 1,2

Франция 1,8 1,3

США 0,7 0,6

неры скорее сократят объемы своего импорта, чем экспорта. Так и произошло: в 2014-2017 гг. объем экспорта стран-санкционеров в Россию уменьшился на 38,3%, а импорта из РФ — на 43,8%.

ТОРГОВЛЯ ТЕХНОЛОГИЯМИ

Импорт передовых технологий во многом способствует успешному экономическому развитию страны. Зная это, руководство высокоразвитых в технологическом отношении государств, крупных корпораций использует экспорт, лизинг и передачу своих технологий другим странам и хо-

Рис. 4/Fig. 4. Отношение объема экспорта стран-санкционеров в РФ к объему их импорта из России в 2013-2017 гг., % / Ratio of exports of countries, that have established anti-Russian sanctions, to Russia to their imports from the Russian Federation, 2013-2017, %

Источник/Source: рис. 4 построен автором на основе данных World Trade Review 2018. The World trade Organization. 2018:180-187 / The figure 4 was drawn up by the author on the basis of data from "World Trade Review 2018". The World trade Organization. 2018:180-187.

зяйствующим субъектам в качестве инструмента экономического и политического влияния. При этом они применяют тактику «крута и пряника»: как ставят в технологическую зависимость, так и устраивают технологическую блокаду [1].

В настоящее время удельный вес экспорта технологий в Российскую Федерацию в общем объеме экспорта стран-санкционеров невелик. В целом по рассматриваемым странам в 2012-2017 гг. он был в пределах 0,02-0,03%.

Основное сокращение экспорта странами-санкционерами технологий в РФ пришлось на 2014-2015 гг. (-19,4%). В этот период объемы экспорта технологий в Россию падали быстрее, чем объемы всего экспорта. Больше всех размеры своего экспорта технологий в Российскую Федерацию в 2015 г. сократили Соединенные Штаты Америки (табл. 4).

В 2016 и 2017 гг. экспорт технологий из стран-санкционеров в Россию увеличивался, и в 2017 г. на 6% превысил уровень 2013 г. Отметим, что в рассматриваемый период единственной установившей антироссийские санкции страной, ежегодно наращивающий свой экспорт технологий в Россий-

скую Федерацию, была Германия. За 2014-2017 гг. прирост составил 573,7 млн долл. США, а у идущей за ней Италии — 204, 8 млн долл. США. Выплаты России за импорт технологий из США уменьшились на 259,9 млн долл. США, из Швеции — на 169,4, из Испании — на 129,5 млн долл. США.

Значимым показателем научно-технологического развития страны выступает объем экспорта технологий. В исследуемый период Российская Федерация экспортировала технологии во многие страны мира. Однако доля импорта российских технологий странами-санкционерами в общем объеме их импорта крайне мала. В целом по рассматриваемым странам в 2012-2017 гг. она не превышала 0,007%.

Объемы импорта странами-санкционерами российских технологий наиболее сильно уменьшились в 2015-2016 гг. (-16,9%). Наиболее сильно сократила объемы выплат средств за импорт российских технологий Италия — на 101,6 млн долл. США, а в 2016 г.—(табл. 5). В 2017 г. темпы роста импорта российских технологий этими странами выросли на 2% и превысили уровень 2013 г. на 113,79 млн долл. США.

Таблица 4/ Table 4

Первые три страны с наибольшим сокращением объемов экспорта технологий в РФ в 2014-2017 гг. (млн долл. США) и их доля в общем уменьшении экспорта технологий в Россию странами-санкционерами (%) / The top three countries with the largest reduction in their technology exports to Russia in 2014-2017 (mln U.S. dollars) and their share in the overall decrease in technology exports to Russia from sanctioning countries (%)

Страна 2014 Страна 2015 Страна 2016 Страна 2017

Испания -129,8 США -363,3 Франция -127,0 Швеция -137,0

Соединенное королевство -44,8 Швейцария -67,8 Хорватия -111,0 Австрия -85,2

Швеция -44,5 Дания -63,1 Швеция -30,0 Украина -29,5

Доля, % 46,5 71,7 73,1 82,8

Источник/Source: табл. 4 и 5 рассчитаны автором на основе данных Росстата. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078 (дата обращения: 03.03.2019) / The tables 4 and 5 were calculated by the author on the basis of Rosstat's data. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1135087342078 (accessed on 03.03.2019).

Таблица 5 / Table 5

Первые три страны с наибольшим сокращением объемов импорта российских технологий

в 2014-2017 гг. (млн долл. США) и их доля в общем уменьшении импорта технологий из России странами-санкционерами, % / The top three countries with the largest reduction in their imports of Russian technologies in 2014-2017 (mln U.S. dollars) and their share in the overall decrease in technology imports from Russia by sanctioning countries, %

Страна 2014 Страна 2015 Страна 2016 Страна 2017

Франция -13,2 Италия -101,6 США -197,0 Германия -35,6

Хорватия -10,7 Финляндия -22,4 Австрия -17,5 Швеция -28,3

Исландия -6,7 Люксембург -20,5 Бельгия -6,6 Италия -26,1

Доля, % 66,8 70,5 91,9 75,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2016 г. был единственным в исследуемый период, когда Соединенные Штаты Америки уменьшили выплаты Российской Федерации за импорт технологий. Итоговая сумма их выплат за 2014-2017 гг. оказалась положительной — 33 млн долл. И это еще один пример того, как США соблюдают свои интересы, придерживаются принципа осуществлять санкции не во вред себе [1].

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ: ПОТЕРИ СТРАН-САНКЦИОНЕРОВ

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Русская народная пословица

Старт санкционной атаке на Россию в 2014 г. дал указ президента США Барака Хусейна Об-амы II (Barack Hussein Obama II, президент США

с 20.01.2009 по 20.01.2017 г.) № 13660 от 6 марта 2014 г. За ним последовали санкции в отношении физических и юридических лиц (14 марта 2014 г.), географические (20 марта 2014 г.) и секторальные санкции (17 июля 2014 г.). В последующем санкции регулярно продлевали, расширяли и усиливали. Законодательно и на долгие годы санкционную политику Соединенных Штатов Америки закрепил закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA HR 3364) от 2 августа 2017 г. При этом США ясно дали понять, что на этом они не остановятся.

Установив санкции к некоторому субъекту, США требуют их выполнения физическим и юридическими лицами по всему миру. Причем «наказание может настичь и спустя 5-7 лет с момента совершения бизнес-операции, если поступит сигнал и расследование подтвердит вину компании на момент действия санкций» [7]. Уже поэтому ограничения внешней торговли с Российской Федерацией затрагивают внешнеторговые операции многих стран. Негативное влияние на мировую торговлю оказывают и ответные контрсанкции РФ (продовольственное эмбарго, введенное в три этапа в 2014, 2015 и 2016 гг.).

Отрицательные последствия введенных против России санкций и ее ответных мер сказались и на инициаторах международной изоляции Российской Федерации, о чем резко высказалась глава партии «Национальное объединение» (Франция) Марин Ле Пен (Marion Anne Perrine Le Pen): «Вспомните антироссийские санкции. Мы хотели наказать россиян и в результате пришли к катастрофическим последствиям в целом ряде секторов экономики ЕС» (https://www.gazeta.ru/ business/news/2019/03/08/n_12722683.shtml?utm_ source=yxnews&utm_medium=desktop).

Для оценки размера относительных потерь от сокращения объемов внешней торговли установивших антироссийские санкции стран с Российской Федерацией рассчитаем долю уменьшения товарооборота с Россией в общем объеме изменения товарооборота страны-санкционера CB'i R:

CBt

j,R

100% xAB^ / (ABtjR - ABtj ), если AB tj > 0 и AB tj,R < 0,

а также, если ABt j < 0 и ABt ■ R > 0.

' j j,R

Здесь

) = 1, 2, ..., / — индекс стран, установивших антироссийские санкции;

R — индекс, соответствующий России;

t = 1, 2, ..., Т — индекс отрезков времени;

CBtj я — показатель относительных потерь стра-ны-санкционера ) в отрезок времени t, понесенных в результате уменьшения товарооборота с Российской Федерацией;

В1) — объем товарооборота страны ) в отрезок времени t;

AB'. R = Bl.■

I, R I

Вt-

величина изменения объе-

ма внешнего товарооборота страны ) в отрезок времени t.

Аналогичным образом будем рассчитывать показатели относительных потерь страны-санкци-онера от уменьшения экспорта в РФ (СЕ1. к) и от сокращения импорта из России (СТ. я). При расчете относительных потерь от уменьшения экспорта страны-санкционера в Российскую Федерацию буква "В" в соотношении (1) заменяется символом "Е", обозначающим экспорт, а от сокращения импорта — символом "I", обозначающим импорт.

В табл. 6-8 приведены первые десять госу-дарств-санкционеров с наибольшей величиной оценки относительных потерь от уменьшения размеров внешней торговли с Российской Федерацией в 2014-2017 гг.

В 2014-2017 гг. США оказались на 23-м месте из 40 рассматриваемых стан (СВш = 8,6%), Франция — на 26-м (6,0%) и Великобритания — на 21-м месте (9,6%).

В 2014-2017 гг. США оказались на 19-м месте из сорока (СЕш = 10,6%), Франция на 25-м (6,9%) и Великобритания на 27-м месте (4,1%).

В 2014-2017 гг. США расположились на 26-м месте (С1и5 = 0,6%), Франция — на 23-м (5,3%) и Великобритания — на 12-м месте (32,7%).

Во внешней торговле Соединенных Штатов Америки на Россию приходится весьма малая доля — менее 1% внешнеторгового оборота. Поэтому и потери США от антироссийских санкций в области внешней торговли невелики: приведенные выше показатели относительных потерь США от уменьшения торговли с Российской Федерацией заметно меньше, чем у ряда других стран. Проведенное исследование показало, что чем выше была в 2013 г. доля России во внешней торговле страны-санкционера, тем больше потерь понесла последняя от сокращения объемов торговли с Российской Федерацией. В частности,

Таблица 6 / Table 6

Первые десять стран-санкционеров с наибольшей величиной оценки относительных потерь от сокращения товарооборота (CBtj) с РФ после 2014 г., % / Top ten sanctioning countries with the highest value of the relative losses from reduction of trade with the Russian Federation after 2014 (CBtj), %

Ранг Страна 2014-2015 гг. Страна 2014-2017 гг.

1 Исландия 64,3 Словакия 92,5

2 Польша 45,7 Латвия 77,4

3 Кипр 45,6 Германия 69,5

4 Чехия 41,6 Мальта 52,8

5 Латвия 39,0 Нидерланды 51,1

6 Хорватия 30,7 Италия 43,1

7 Мальта 28,0 Литва 42,9

8 Украина 26,9 Эстония 36,7

9 Финляндия 22,0 Украина 35,5

10 Литва 21,9 Финляндия 31,1

Таблица 7 / Table 7

Первые десять стран-санкционеров с наибольшей величиной оценки относительных потерь от сокращения экспорта (CEj) в РФ после 2014 г., % / Top ten sanctioning countries with the highest value of the relative losses from reduction of exports to the Russian Federation after 2014 (CE j

Ранг Страна 2014-2015 Страна 2014-2017

1 Польша 42,2 Германия 8,9

2 Чехия 36,4 Словакия 56,6

3 Хорватия 35,5 Исландия 56,2

4 Лихтенштейн 31,4 Испания 40,0

5 Украина 27,7 Латвия 35,1

6 Исландия 24,9 Украина 34,0

7 Словения 21,4 Италия 27,0

8 Израиль 19,0 Португалия 26,0

9 Финляндия 15,8 Япония 25,5

10 Латвия 15,1 Болгария 25,3

Таблица 8/ Table 8

Первые десять стран-санкционеров с наибольшей величиной оценки относительных потерь от сокращения импорта (CI j) из РФ после 2014 г., % / Top ten sanctioning countries with the highest value of the relative losses from reduction of imports from the Russian Federation after 2014 (CI j), %

Ранг Страна 2014-2015 гг. Страна 2014-2017 гг.

1 Кипр 70,0 Латвия 83,8

2 Латвия 48,9 Мальта 83,1

3 Чехия 48,1 Нидерланды 69,2

4 Польша 47,4 Словакия 62,9

5 Мальта 33,7 Литва 57,5

6 Литва 32,0 Эстония 53,5

7 Эстония 31,3 Италия 48,2

8 Нидерланды 27,4 Германия 44,4

9 Финляндия 26,6 Финляндия 38,3

10 Украина 26,4 Кипр 37,5

Таблица 9/ Table 9

Коэффициенты линейной корреляции долей торговли с Россией и величин показателя относительных потерь стран-санкционеров от сокращения объемов торговли с РФ / The coefficients of linear correlation of the shares of trade with Russia and relative losses from the decline in sanctioning countries trade with the Russian Federation

Показатель Экспорт, Cor (E) Импорт, Cor (I ) Товарооборот, Cor (B)

Коэффициент линейной корреляции 0,4225 0,6430 0,5070

Число наблюдений 39 30 38

Таблица 10 / Table 10

Соотношение объемов уменьшения товарооборота с Россией некоторых государств-санкционеров и США в 2014-2017 гг., раз / The ratio of the volume of trade turnover reduction with Russia of some States and the USA, 2014-2017, number of times

Страна Раз Страна Раз

Нидерланды 8,2 Польша 2,6

Италия 6,6 Франция 1,5

Германия 5,6 Финляндия 1,3

Япония 3,4 Латвия 1,3

Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии 2,7 Швейцария 1,3

Источник/Source: рассчитано автором / the author's calculations.

рассчитанные значения коэффициентов линейной корреляции указывают на существование в 2014-2015 гг. (в эти годы произошло наибольшее падение объемов внешней торговли) положительной связи значений относительных потерь от сокращения объемов внешней торговли госу-дарств-санкционеров с РФ с удельными весами России в торговле этих стран (табл. 9). Вероятность ошибки рассчитанных коэффициентов линейной корреляции равна 1% (двусторонний критерий существенности а = 0,01). Это подтверждает сделанное выше утверждение о том, что чем больше удельный вес торговли с Россией в торговле страны, тем значительные потери последней от уменьшения торговли с РФ.

Статистическая проверка гипотезы о равенстве рассчитанных коэффициентов линейной корреляции показала, что рассматриваемая линейная корреляционная связь для импорта сильнее, чем для экспорта: Сог(Е) < Сог(В) < Сог(1). Думается, это естественно в условиях, когда объемы импорта из некоторой страны сокращаются больше, чем объемы ее экспорта. Именно так в исследуемый период в торговле с Российской Федерацией поступали страны, принявшие антироссийские санкции.

То, что США понесли меньший, чем некоторые другие страны, ущерб от сокращения объемов внешней торговли с Россией в 2014-2017 гг. подтверждают не только рассчитанные нами оценки относительных потерь (СВГ.), но и непосредственное сравнение объемов уменьшения внешней торговли (табл. 10).

В 2014-2017 гг. 98% уменьшения товарооборота с Россией пришлось на страны-санкционеры без Соединенных Штатов Америки. Так продуктивно в данном случае США использовали один из постоянно применяемых ими принципов борьбы с конкурентами и противниками: действовать вместе с союзниками, а еще лучше только с их помощью, без собственного участия [1, 8].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Санкции — палка о двух концах. Они бьют не только по тому, против кого направлены, но могут навредить и их инициаторам, а также третьим лицам. Представленные в данной работе результаты исследования отвечают на вопрос о потерях, понесенных в сфере внешней торговли государствами, объявившими в 2014 г. антироссийские санкции (США и ЕС), а также присоединившимися к ним странами. Оценивались

потери 40 государств. Статистической базой для расчетов послужили данные Всемирной торговой организации за 2013-2017 гг.

Выполненные исследования показали, что падение объемов внешней торговли стран-сан-кционеров с Российской Федерацией началось в 2014 г., после введения антироссийских санкций, и достигло своего максимума в 2015 г. В 2016 г. темпы уменьшения объемов как экспорта в РФ, так и импорта из России рассматриваемых стран существенно замедлились, и в 2017 г. объемы их торговли с Российской Федерацией стали расти.

Перед введением антироссийских санкций доля России в товарообороте большинства (70%) стран-санкционеров не превышала 5%. У семи из 40 стран она была больше 10%, у четырех — превышала 30%. У США, например, в 2013 г. она составляла всего 0,7%, у Франции — 1,8%, Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии — 2,1%, у Германии — 2,9%. После принятия изоляционных мер против России эта доля постепенно снижалась и в 2017 г. у 82,5% рассматриваемых государств оказалась меньше 5% и лишь у четырех государств была больше 10%. У США она снизилась на 0,1 п.п., т.е. практически не изменилась.

Основное сокращение товарооборота стран-сан-кционеров с Российской Федерацией в 2014-2017 гг. шло за счет опережающего уменьшения импорта из России. Рассчитанный нами относительный ущерб от его сокращения у прибегнувших к антироссийским санкциям государств был тем больше, чем выше в их импорте была доля импорта из России. США с их малой долей российского экспорта и их экспорта в РФ пострадали существенно меньше, чем многие страны, присоединившиеся к ним и в части антироссийских санкций. Так, товарооборот Италии с Россией в 2014-2017 гг. сократился в 6,6 раза больше, чем у Соединенных Штатов Америки с Россией, для Германии это показатель составил 5,6 раза, для Польши — 2,6 раза, для Латвии — 1,3 раза. Доля США в общем объеме уменьшения товарооборота с Россией в 2014-2017 гг. равна всего лишь 2%, остальные 98% легли на плечи других стран-санкционеров.

Таким образом, Соединенные Штаты расширяют и углубляют антироссийские санкции, а убытки от их исполнения (в нашем случае — в сфере внешней торговли) несут другие страны. По-русски это называется «чужими руками жар из печи загребать».

< 54

С. В. Казанцев

список источников

1. Казанцев С. В. Глобальная экономическая агрессия. Новосибирск: ООО «Офсет-ТМ»; 2019. 100 с.

2. Катасонов В. Ю. Санкции. Экономика для русских. М.: Алгоритм; 2015. 288 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Курочкин Ю. С. Экономическая война. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во; 2001. 1192 с.

4. Швейцер П. Победа. Роль тайной стратегии администрации США в распаде Советского Союза и социалистического лагеря. Мн.: СП «Авест»; 1995. 464 с.

5. Hufbauer G., Schott J., Elliott K., Oegg B. Economic Sanctions Reconsidered, 3rd Edition. Peterson Institute for International Economics, Washington, DC, November 2007. 248 p.

6. Kazantsev S. Russia's Foreign Trade under the Anti-Russian Sanctions. Review of Business and Economics Studies. 2018:6(3):44-56.

7. Швабауэр Н. Выводы делать рано. Российская газета. Бизнес. 2014;(39):5.

8. Kazantsev S. The Principles of Global Economic of Aggression. Review of Business and Economics Studies. 2018:6(4):30-40.

REFERENCES

1. Kazantsev S. V. Global Economic Aggression. Novosibirsk: "Offset-TM"; 2019. 100 p. (In Russ.).

2. Katasonov V. Yu. Sanctions. Economics for the Russians. Moscow: Algorithm; 2015. 288 p. (In Russ.).

3. Kurochkin Yu. S. Economic War. Novosibirsk: Siberian Univ. Publ.; 2001. 1192 p. (In Russ).

4. Schweizer P. Victory. The role of the secret strategy of the U.S. administration in the collapse of the Soviet Union and the socialist camp. Minsk: "Avest"; 1995. 465 p. (In Russ.).

5. Hufbauer G., Schott J., Elliott K., Oegg B. Economic Sanctions Reconsidered. 3rd edition. Peterson Institute for International Economics, Washington, DC, November 2007. 248 p.

6. Kazantsev S. Russia's Foreign Trade under the Anti-Russian Sanctions. Review of Business and Economics Studies. 2018:6(3):44-56.

7. Shvabauer N. Too early for conclusions. Rossiyskaya Gazeta. Bisnes. 2014;(39):5. (In Russ.).

8. Kazantsev S. The Principles of Global Economic of Aggression. Review of Business and Economics Studies. 2018:6(4):30-40.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Сергей Владимирович Казанцев — доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск, Россия kzn-sv@yandex.ru

ABOUT THE AUTHOR

Sergey V. Kazantsev — Doctor of Economics, Chief Researcher of the Institute of Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russia kzn-sv@yandex.ru

Статья поступила 08.03.2019; принята к публикации20.03.2019. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The article was received on 08.03.2019; accepted for publication on 20.03.2019. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.