Научная статья на тему 'Рост экспортных и импортных операций между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой в условиях экономической войны в мире'

Рост экспортных и импортных операций между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой в условиях экономической войны в мире Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВОЙНА / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ВНЕШНИЙ ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фаталиева Егана Наил Гызы

В статье обосновано влияние негативных факторов на экономику и на международные отношения между странами от установления санкций. На примере состояния экономики Российской Федерации и Азербайджанской Республики показаны ситуации, трудности и пути их преодоления, проанализированы возможности и перспективы развития экономик, и на основе исследования показателей товарооборота, экспорта и импорта, подчеркнута необходимость активно использовать достижения в интересах двух стран. Кроме того, указаны способы увеличения показателей импорта и экспорта в России с помощью Азербайджанской Республики. Экономические санкции как составляющую экономической войны в мире, рассматривали в своих работах американские, российские и западные ученые: GaryHufbauer, Jeffrey Schott, Kimberly Elliott, BarbaraOegg, ThierryMadiès, HannuLaurila, MelanieGolliard, SusanneOxenstierna, PerOlsson, П. Н. Бирюков, И. И. Лукашук, Д. Б. Левин, Ю. С. Якунина. Сравнительный анализ, использованный в статье, дал возможность глубже понять проблему и прийти к выводу о том, что в сложной экономической ситуации в мире, в условиях санкционной политики США и ряда других стран, необходимо усилить сотрудничество между Россией, Азербайджаном и странами СНГ, увеличить объем экспортных и импортных операций между ними. В статье даны конкретные рекомендации, которые, как и результаты сравнительного анализа, могут быть использованы Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством внешних экономических связей и торговли Российской Федерации, что в итоге может сказываться на улучшении социального климата в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING EXPORT AND IMPORT OPERATIONS BETWEEN RUSSIA FEDERATION AND AZERBAIJAN REPUBLIC IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC WAR IN THE WORLD

The task to substantiate the influence of negative factors on the economy and on international relations between countries from the establishment of sanctions. For example, the situation and the state of the economy in the Russian Federation were indicated. Indicators of commodity turnover, exports and imports in the country are analyzed. Economic sanctions were examined in the works of American and Western scholars Gary C. Hufbauer, Jeffery J. Schott, Kimberly A. Elliot, Barbara Oegg (Washington, 2009); Thierry Madiès, Hannu Laurila, Mélanie Golliard (Friborg, 2013); Susanne Oxenstierna, Per Olsson (Stockholm, 2015) and other specialists of Chen-Yuan Tung (Baltimore, Maryland, 2002). In addition to them, other scientists considered the subject of sanctions: P.N. Biryukov, I.I. Lukashuk, D.B. Levin, Y.S. Yakunin and many others. Design/methodology: comparative analysis. Conclusions: it is necessary at the present time to expand cooperation and increase the volume of export and import operations between the Russian Federation and the Republic of Azerbaijan and the CIS countries. The scope of the research / the possibility of subsequent use of the results of scientific work: the results of the study can be used by the Ministry of Economic Development of the Russian Federation and the Ministry of Foreign Economic Relations and Trade of the Russian Federation. Practical significance isthe consideration of the conclusions and recommendations of the article in the practical activities of the Ministry of Economic Development and the Ministry of Foreign Economic Relations and Trade of the Russian Federation. Social consequences: taking into account the conclusions and recommendations of the article can be reflected in social positions in the countries of Russia and Azerbaijan. Originality / value: workers from above mentioned ministries of Russia and Azerbaijan can benefit from this work. Novelty the work substantiates the need to increase cooperation between Russia and Azerbaijan.

Текст научной работы на тему «Рост экспортных и импортных операций между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой в условиях экономической войны в мире»

6.2. PОСТ ЭКСПОРТНЫХ И ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ В МИРЕ

Фаталиева Егана Наил гызы, диссертант

Место учебы: Научно-исследовательский Институт Экономических Реформ Министерства Экономики Азербайджанской Республики

yeganafatali@gmail.com

Аннотация: в статье обосновано влияние негативных факторов на экономику и на международные отношения между странами от установления санкций. На примере состояния экономики Российской Федерации и Азербайджанской Республики показаны ситуации, трудности и пути их преодоления, проанализированы возможности и перспективы развития экономик, и на основе исследования показателей товарооборота, экспорта и импорта, подчеркнута необходимость активно использовать достижения в интересах двух стран. Кроме того, указаны способы увеличения показателей импорта и экспорта в России с помощью Азербайджанской Республики.

Экономические санкции как составляющую экономической войны в мире, рассматривали в своих работах американские, российские и западные ученые: GaryHufbauer, Jeffrey Schott, Kimberly Elliott, BarbaraOegg, ThierryMadies, HannuLaurila, MelanieGolliard, SusanneOxenstierna, PerOlsson, П. Н. Бирюков, И. И. Лукашук, Д. Б. Левин, Ю. С. Якунина. Сравнительный анализ, использованный в статье, дал возможность глубже понять проблему и прийти к выводу о том, что в сложной экономической ситуации в мире, в условиях санкционной политики США и ряда других стран, необходимо усилить сотрудничество между Россией, Азербайджаном и странами СНГ, увеличить объем экспортных и импортных операций между ними.

В статье даны конкретные рекомендации, которые, как и результаты сравнительного анализа, могут быть использованы Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством внешних экономических связей и торговли Российской Федерации, что в итоге может сказываться на улучшении социального климата в обществе.

Ключевые слова: санкции, экономическая война, экспорт, импорт, внешний торговый оборот.

INCREASING EXPORT AND IMPORT OPERATIONS BETWEEN RUSSIA FEDERATION AND AZERBAIJAN REPUBLIC IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC WAR IN THE WORLD

Fataliyeva Yegana N., PhD student

Study place: Research Institute of Economic Reforms under Ministry of Economy of the Republic of Azerbaijan

yeganafatali@gmail.com

Annotation: the task to substantiate the influence of negative factors on the economy and on international relations between countries from the establishment of sanctions. For example, the situation and the state of the economy in the Russian Federation were indicated. Indicators of commodity turnover, exports and imports in the country are analyzed. Economic sanctions were examined in the works of American and Western scholars Gary C. Hufbauer, Jeffery J. Schott, Kimberly A. Elliot, Barbara Oegg (Washington, 2009); Thierry Madies, Hannu Laurila, Melanie Golliard (Friborg, 2013); Susanne Oxenstierna, Per Olsson (Stockholm, 2015) and other specialists of Chen-Yuan Tung (Baltimore, Maryland, 2002). In addition to them, other scientists considered the subject of sanctions: P.N. Biryukov, I.I. Lukashuk, D.B. Levin, Y.S. Yakunin and many others.

Design/methodology: comparative analysis.

Conclusions: it is necessary at the present time to expand cooperation and increase the volume of export and import operations between the Russian Federation and the Republic of Azerbaijan and the CIS countries.

The scope of the research / the possibility of subsequent use of the results of scientific work: the results of the study can be used by the Ministry of Economic Development of the Russian Federation and the Ministry of Foreign Economic Relations and Trade of the Russian Federation.

Practical significance isthe consideration of the conclusions and recommendations of the article in the practical activities of the Ministry of Economic Development and the Ministry of Foreign Economic Relations and Trade of the Russian Federation. Social consequences: taking into account the conclusions and recommendations of the article can be reflected in social positions in the countries of Russia and Azerbaijan.

Originality / value: workers from above mentioned ministries of Russia and Azerbaijan can benefit from this work. Novelty - the work substantiates the need to increase cooperation between Russia and Azerbaijan. Keywords: sanctions, economic war, export, import, foreign trade turnover.

Санкции против России и ответная реакция России взаимностью на недружественное отношение со стороны США и Европейских стран считается актуальной темой на сегодняшний день. Одной из самых востребованных форм развития международных экономических отношений остаётся международная торговля. В настоящее время развитые страны имеют стратегию по созданию между собой ограничений по купле-продаже, на производимые товары и услуги. Конечно такая ситуация влияет на показатель импорта и экспорта страны.

Успешное развитие экономики, как развитых, так и развивающихся стран, в определяющей степени зависит от роста экспорта. Многие страны получают прибыль от компаний-экспортеров. Поэтому все поддерживают развитие экспорта. Не случайно развитие мировой экономики и отношение государства к экспортерам могут повлиять на уровень развития товаров за пределами страны.

Возвращаясь в прошлое, нужно отметить, что ведущие государства в мире сражались друг против друга и захватывали земли. Так как приобретение земли всегда имело свои преимущества. Наличие и распределение новых посевных площадей увеличивало богатство, расширяло налоговую базу. В результате они наполняли бюджет деньгами. В нынешний период, государства мира предпочитают не проводить войну, а устанавливать мир в стране и развивать экспортные и импортные операции. В большинстве стран доходы зависят от объема его экспорта. Поэтому государство должно быть независимым в отношении со своими соседями и странами мира, чтобы иметь возможность стимулировать всеобъемлющие экономические и внешнеторговые отношения. Свободная экономика, развитие частного сектора, политическая и экономическая репутация страны, дают прекрасную возможность увеличить объем и масштаб внешнеторговых отношений. Но в настоящее время, к сожалению, многие страны устанавливают друг против друга экономические санкции. Экономические санкции это и есть война между странами но экономическая. Санкции применяются в том случае, когда полномасштабная война обойдётся слишком дорого, а дипломатические протесты выглядят бессильными. Санкции обычно вводятся большими странами, ведущими агрессивную глобальную внешнюю политику.

Как известно, в западной литературе представлены различные определения экономических санкций. Экономические санкции явились темой исследования американских и западных ученых: Gary C. Hufbauer, Jeffery J. Schott, Kimberly A. Elliot, BarbaraOegg (Washington, 2009) [1]; ThierryMadies, HannuLaurila, MelanieGolliard (Fribourg, 2013) [2]; SusanneOxenstierna, PerOlsson (Stockholm, 2015) [3] и другими специалистами Chen-YuanTung (Baltimore, Maryland, 2002). [4]

Кроме них и российские ученые рассматривали вопросы связанные с санкциями: П. Н. Бирюков [5], И. И. Лукашук [6], Д. Б. Левин [7], Ю. С. Якунина [8] и многие другие. Эти ученые исследовали сущность санкций и вели сравнительный анализ с зарубежными экономистами. А также выявляли положительные и отрицательные стороны влияния санкций на экономику России.

Каждый из этих специалистов рассматривает санкции по-разному. С точки зрения Павла Николаевича Бирюкова, каждая страна вправе иметь свои интересы всеми допустимыми правом средствами, в том числе мерами принудительного характера. Санкции - это дозволенные международным правом и осуществляемые в особом процессуальном порядке принуди-

тельные меры, применяемые субъектами международного права для охраны международного правопорядка, когда правонарушитель отказывается прекратить правонарушение, восстановить права потерпевших и добровольно выполнить обязательства, вытекающие из его ответственности. [5]

По словам советского и российского ученого Игоря Ивановича Лукашука санкция это современный термин, в свое время этот термин имел наименования как репрессалии или реторсии. Санкции - принудительные меры, предпринимаемые международной организацией к правонарушителю в целях побуждения его к выполнению обязательств, вытекающих из правоотношения ответственности. [6]

По мнению Давида Бенционовича Левина, санкции это принудительные или обеспечиваемые принуждением меры и воздействия на нарушителя норм права, вытекающие из ответственности за их нарушение. [7]

Проанализировав вышеуказанные высказывания ученых, можно прийти к такому мнению, что санкции - это система принудительных мер воздействия субъектов международного права, военного, экономического и политического характера, применяемых по отношению к государству, нарушающему международные договора.

Однако наступило время, когда в мире начинается хаос. Санкции объявляют по поводу и без повода, выдвигают торговые пошлины, нарушают фундаментальные правила Всемирной Торговой организации. Особенно в этом усердствуют США.

После проведения референдума в Крыму и подписания договора о принятии в состав Российской Федерации Республики Крым, в марте 2014 года, между Российской Федерацией и Республикой Крым, ЕС и другие страны, включая США, Канаду, Австралию, Японию, Швейцарию, Новую Зеландию, Исландию начали вводить санкции в отношении России. В частности, появились санкционные списки российских физических и юридических лиц. Ограничительные меры предусматривали запрет на въезд, заморозку счетов. Помимо этого, были введены так называемые секторальные санкции: активы подпавших под них компаний не замораживались, однако налагались ограничения на средне- и долгосрочное кредитование.

Во втором и третьем квартале 2014 года Россия создала аналогичные списки лиц, которым въезд в страну был объявлен нежелательным. 20 марта МИД РФ выпустил список, в этот список вошли девять граждан США, 24 марта список из 13 официальных лиц Канады, 22 августа был сформирован список японских граждан.

Как указано в досье ТАСС, 31 мая 2015 года ряд иностранных СМИ сообщили, что российская сторона передала миссии Евросоюза в Москве перечень официальных лиц, которым запрещен въезд на территорию РФ. Российский МИД не стал обнародовать список, однако, по некоторым данным, в него вошли 89 европейских политиков - представители 17 из 28 стран - членов ЕС. Среди тех, кому запрещен въезд в Россию, 28 бывших и действующих депутатов Европарламента, 26 политиков (в том числе бывшие вице-премьер и министр обороны Великобритании Ник Клегг и Эндрю Роботан, экс-президент Литвы Витаутас Ландсбергис и экс-премьер Литвы Андрюс Кубилюс), 15 военных и сотрудников силовых ведомств (среди них - военный представитель Польши в НАТО Анджей Фалков-ский, командующий Союзом обороны Эстонии Меэлис Кийли, глава британской контрразведки М15 Эндрю Паркер).

По словам министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, таким образом Москва «ответила взаимностью на односто-

ронний, недружественный и ничем не спровоцированный шаг» - введение Евросоюзом санкций в отношении граждан РФ. Ответные санкции касались деятелей, которые активнейшим образом поддерживали госпереворот на Украине, в результате которого русские на Украине стали подвергаться гонениям и дискриминации, пояснил глава российского МИД.

6 августа 2014 года президент России подписал указ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». На основании этого документа, правительство России ввело запрет на импорт из США, Евросоюза, Норвегии, Австралии и Канады. В список входили такие продукты, как мясо крупного рогатого скота, свинины, мясо и субпродукты домашней птицы, соленое, сушеное и копченое мясо; рыба, ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные; молоко и молочная продукция; овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды; фрукты и орехи; колбасы; а также молочная продукция на основе растительных жиров.

20 августа 2014 года и 22 июня 2015 года список был изменен. Из списка исключили специализированную безлактозную молочную продукцию, мальков лосося и форели, молоди устриц и мидий. Сделано это было из-за невозможности быстро наладить их импортозамещение. По данным официального сайта Федеральной таможенной службы (ФТС), в 2013 году Россия импортировала такие продукции из вышеперечисленных стран на сумму около $8,35 млрд, что составляет около 2,5% от общего объема импорта ($317,8 млрд).

С осени 2014 года ряд производителей сельхозпродукции, прежде всего из ЕС, сообщили о крупных убытках. По оценке Еврокомиссии, российское эмбарго затронуло 4,2% всего экспорта 28 стран ЕС на общую сумму €5 млрд. Власти ЕС обязаны были оказывать помощь землевладельцам, пострадавшим от российского эмбарго, ее общая сумма в сентябре 2014 года оценивалась в €164 млн.

После того как 22 июня 2015 года страны ЕС продлили санкции в отношении России, 24 июня президент России подписал указ, согласно которому действие эмбарго было продлено еще на год. Впоследствии оно продлевалось дважды, в последний раз - 30 июня 2017 года - до конца 2018 года.

По данным ФТС, доля подпавшей под ограничения продукции в первых двух кварталах 2014 года составила 2,8% ($4 млрд) от общего объема импорта в РФ(($142,4 млрд). Таким образом, в годовом исчислении подпавшие под ответные санкции страны-импортеры могли потерять до $8 млрд.

13 августа 2015 года Россия добавила в список стран, в отношении которых внедряется запрет на импорт в Россию аграрной продукции, сельхозсырья и продовольствия, Албанию, Черногорию, Исландию, Лихтенштейн и Украину (против нее санкции начали действовать с 1 января 2016 года). Эти государства ранее присоединились к европейским санкциям против России. В 2014 году они поставили санкционную продукцию на сумму $656,2 млн (5,9% от их общего экспорта в РФ).

Против Швейцарии и Японии, присоединившихся к санкци-онному режиму против России еще в 2014 году, ответных экономических мер не вводилось. По данным Федеральной таможенной службы РФ, общий импорт в Россию из Албании, Черногории, Исландии, Лихтенштейна и Украины составил в 2014 году $11,048 млрд, или 3,8% от общей стоимости импорта ($286,669 млрд). Доля продукции, подпавшей под санкции, при этом составила $656,2 млн, или 5,9%.

Список санкционных товаров с августа 2015 года был изменен семь раз. 16 сентября 2015 года из списка удалили пищевую продукцию для спортсменов, 1 марта и 22 октября 2016 года снимались запреты на импорт мальков некоторых видов рыб, креветок и мидий. С 27 мая 2016 года разрешено импортировать в Россию мясо птицы, говядину и овощи, которые будут использоваться для изготовления детского питания. 10 сентября 2016 года под запрет попала столовая и денатурированная соль, однако поправка от 20 мая 2017 года уточнила, что санкции не распространяются на соль для биологически активных добавок и медицинских препаратов. 25 октября 2017 года в список были включены живые свиньи, различные мясные субпродукты, свиной жир и некоторые виды животного масла.

В апреле 2018 года Минфин США ввел запретные меры против ряда российских юридических и физических лиц в рамках закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций». В частности, среди них оказался Олег Дерипаска и подконтрольная ему алюминиевая компания «Русал». Министерство финансов США обязало американских инвесторов до 7 мая избавиться от акций и других ценных бумаг, попавших под санкции компаний, а до 6 июня аннулировать с ним все контракты. Ограничения были введены и против контрагентов, попавших под санкции юрлиц (начнут действовать с октября 2018 года). Данные меры привели к почти к 40%-му падению котировок акций «Русала» (с 34 до 19 рублей) и снижению курса рубля на 15% (с 54 до 64 рублей за доллар).

Россия нанесла ответный удар. Четвертого июня 2018 г. Президент Российской Федерации подписал закон о контрсанкциях (Федеральный закон № 127-фз «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств») [9]. Эти меры направлены против США и других государств, проводящих недружественную политику в отношении России. Документ, ставший основой для закона, был внесен на рассмотрение в парламент в середине апреля. Изначально законопроект предусматривал более жесткие ограничения, в частности, он предполагал введение запрета или ограничения на закупки Россией лекарств из США и государств, которые поддержали их санкции. Положения проекта вызвали волну критики, в том числе со стороны администрации президента, медицинского сообщества и представителей госкомпаний, крупного бизнеса. После этого авторы документа убрали из него запрет на импорт лекарств и запрет на работу в России иностранных специалистов.

Вышеуказанный закон, дает правительству право по решению президента вводить различные меры противодействия санкциям США против России, но при этом ограничения не должны распространяться на жизненно необходимые товары, аналоги которых не производятся в России или в других странах. В соответствии с этим документом, президент сможет накладывать запрет или останавливать международные отношения с недружественными иностранными государствами, а также с организациями, которые прямо или косвенно находятся под юрисдикцией недружественных иностранных государств. Также может вводиться запрет или ограничение на импорт и, соответственно, на экспорт продуктов или сырья такими организациями, а также на их участие в госзаказе и приватизации.

Американский банк «MorganStanley» прогнозирует, что негативное влияние новых санкций США может привести к упадку ВВП РФ в текущем году на 0,5%. Экономисты отмечают, что внедренные в апреле санкции США в отношении ряда приближенных к президенту Владимиру Путину лиц и крупных российских компаний оказались самыми жесткими и болезненными по сравнению с предыдущими и что они фактически обрушили российский фондовый рынок и курс рубля.

Экономический обозреватель Семен Новопрудский в интервью «Голосу Америки» заметил, что контрсанкции Москвы априори не могли произвести такой же эффект на американском рынке, какой произвели апрельские санкции США на российском. По его мнению, Россия была способна нанести только два относительно болезненных укола Штатам, перестав поставлять титан и ракетные двигатели. При этом, как подчеркнул он, в США усиленно идут работы по созданию своего ракетного двигателя и есть конкретные сроки, когда эти планы могут осуществиться. А насчет титана тут палка о двух концах. Для российских производителей металла американский рынок, безусловно, главный. К тому же компания «Ависма» является градообразующим предприятием города в Свердловской области (Верхняя Салда с населением более 40 тысяч человек). Если она полностью откажется от поставок в США, то это грозит массовой, если не повальной безработицей в целом населенном пункте.

Таким образом, рассматривая высказывание аналитиков и обозревателей, можно сказать, что контрсанкции могут отразиться не с хорошей стороны на экономику России.

По данным статистики Европейской комиссии, внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2017 году составил $ 634 млрд., в том числе экспорт - $ 388 млрд., импорт - $ 246 млрд. (См. график 1) [10]

Динамика важнейших показателей внешней торговли Российской Федерации в 2014- 2017 годах, млр $

300

2012 2013 2011 201$ 201й 2017

■ (тстмонпкык оОы'ыон цмло|»т.1, г.Ш|> 5 ■ Ст:и:.м м и ?. I ;н к1 ;1!г'Ю|П.1 млр ':. ■ ТеР ф-к-О'ц О! ми.1 $

Если посмотреть на начало 2017 года, то в топ-10 крупнейших торговых партнеров России входят Китай (товарооборот составил $24,5 млрд), Корейская Республика ($5,8 млрд), Турция ($5,8 млрд). Эти страны не поддержали санкции, внедренные против России в 2014 году.

США является мировой державой, которая преуспела в различных экономических отраслях. Товарооборот между Россией и США значительно вырос в 2017 году. Такие данные представлены в отчёте Торгового представительства США. В 2017 году Россия увеличила экспорт в США на 17%, который составил $17 млрд. Показатель импорта американского товара в Россию вырос на 20,6% по сравнению с 2016 года и составил $7 млрд.. При этом у США образовался торговый дефицит в $10 млрд., который, по мнению экспертов, возник из-за слабой конкурентоспособности американских товаров. 16 марта 2018 года стало известно, что Россия в январе 2018 года сократила

объем вложений в ценные бумаги правительства США до $96,9 млрд. В декабре прошлого года эта сумма составляла $102,2 млрд. По состоянию на январь 2017 года Россия хранила в ценных бумагах Соединенных Штатов $86,2 млрд. В мае прошлого года было сделано больше всего вложений за весь прошлый год - $108,7 млрд.

Крупнейшим экономическим партнером для России конечно остается все же Евросоюз. На долю ЕС в январе-апреле 2017 года пришлось 45% российского товарооборота (рост по сравнению с январем-апрелем 2016 года - 1,4%). Пять из семи стран - крупнейших торговых партнеров России, поддержавших санкции (Нидерланды, Германия, Польша, Италия и Япония), являются активными покупателями российской сырой нефти. А Германия также является крупнейшим импортером российского газа.

Таким образом, из этого графика видно, что с введением запретов и санкций против России, товарооборот, который с 2017 года значительно поднимался, начал уменьшаться.

В результате всех ограничений и санкций против России очень серьезным образом страдают не только производители и потребители внутри России, но и многие внешние торговые партнеры страны. Эта ситуация отрицательно отражается на российской экономике. В связи с этим Россия вынуждена еще больше развивать экономические отношения со странами СНГ. Этот процесс положительно отражается не только на Россию, но и на страны СНГ.

Увеличению импортных и экспортных операций в России в определённой степени способствует сотрудничество с Азербайджанской Республикой. Со стороны двух стран созданы все политические и экономические условия. Оба государства взяли под особый контроль возможные преграды на пути экспорта.[11]

25 декабря 2017 года в рамках визита в Баку Министра экономического развития России М. С. Орешкина состоялось расширенное заседание Российско-Азербайджанского и Азербайджано-Российского деловых советов, по итогам которого между азербайджанскими и российскими компаниями были подписаны пять меморандумов о намерениях. Также состоялась церемония открытия представительства АО «Российский экспортный центр» в Баку, которое будет оказывать российским экспортерам поддержку по выводу товаров и услуг на азербайджанский рынок, начиная от организации бизнес-миссий, до проработки финансовых мер поддержки.

Россия считается одним из главных внешнеторговых партнеров Азербайджана, занимая по результатам 2017 г. третье место (после Италии и Турции) в общем товарообороте страны с долей 9,48% и лидируя в азербайджанском импорте с долей 17,7%.

По данным ФТС России, в 2017 г. российско-азербайджанский товарооборот составил $2 627,2 млн., увеличившись на 34,4% по сравнению с 2016 годом. Российский экспорт в Азербайджан достиг $1 935,1 млн. (+28,3%), импорт - $692,1 млн. (+55%). Сальдо внешнеторговых операций для России сложилось положительным в размере $1 243,0 млн. [11]

В составе экспорта России в Азербайджан за указанный период основными товарными группами являлись продовольственные товары и сельскохозяйственная продукция - $590,7 млн. (30,5% от общего объема экспорта), машины и транспортные средства - $510,2 млн. (26,4%), металлы и изделия из них -

$250,6 млн. (12,9%), древесина и целлюлозно-бумажные изделия - $182,6 млн. (9,4%).

В структуре российского импорта преобладали поставки продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции - $449 млн. (64,9% от общего объема импорта), минеральных продуктов - $72,2 млн. (10,4%), металлов и изделий из них - $44,5 млн. (6,4%), транспортных средств - $36,8 млн. (5,3%), текстиля и изделий из него - $27,0 млн. (3,9%).

Падение выручки от экспорта нефти и газа заставило руководство России, а также Азербайджана уделить больше внимания развитию не нефтяного сектора. Так, в Азербайджане и России стали запускать проекты по стимулированию экспорта продукции соответствующих предприятий. В частности, в Азербайджане в соответствии с Указом президента АР с октября 2016 года началась работа по продвижению азербайджанской продукции под маркой Madein Azerbaijan. В России, в июне 2017 года стартовала программа поддержки российских экспортеров не нефтяного сектора под маркой Madein Russia.

Амбициозная цель обеих стран - увеличить нынешний товарооборот в четыре раза, до 10 миллиардов долларов. Эта цифра лишь на первый взгляд может показаться чрезмерной, но потенциал партнерства стран достаточно широк. Россия сможет увеличить импорт овощей, фруктов, продукцию винодельческой и хлопководческой отраслей. Так как из-за контрсакций в России есть небольшие проблемы в фармацевтическом секторе, у России имеется большие надежды на развитие этой сферы с Азербайджаном. По словам главы российской делегации, в этих условиях важно продолжать системную работу по снятию ограничений и барьеров в двусторонней торговле. Мы считаем фармацевтику одним из перспективных направлений сотрудничества, - подчеркнул российский Министр Максим Орешкин. В ноябре 2016 года состоялась церемония закладки фундамента первого в Азербайджане фармацевтического предприятия «ХайятФарм» в Пираллахинском промышленном парке, акционерами которого являются российская компания «Р-Фарм» (45% долевого участия), азербайджанская компания «VITA-A» (45%) и Азербайджанская инвестиционная компания (10%). Фармацевтический завод «ХайятФарм», инвестиционная стоимость которого составляет 74 млн. долл. США, будет пущен в эксплуатацию в 2019 году. Годовая производственная мощность предприятия составит 22,5 млн. упаковок или 500 млн. таблеток и капсул. На первоначальном этапе, на заводе планируется производство более 80 наименований фармацевтической продукции.

Азербайджан после запуска масштабного железнодорожного проекта Баку-Тбилиси-Карс 30 октября 2017 года предложил перевозить российские грузы по этой железной дороге. Максимальный объем грузоперевозок по коридору БТК прогнозируется на уровне 17 миллионов тонн в год. На начальном этапе этот показатель будет находиться на уровне 6,5 миллиона тонн грузов, а также будет перевозиться до одного миллиона пассажиров.

Представляет большой интерес возможность деятельности предпринимателей Азербайджана и России в третьих странах. Конечно, это в первую очередь использование возможностей транспортных коридоров, привлечение грузов в проект «Север-Юг» в направлении Ирана. Международный транспортный коридор «Север-Юг» позволит значительно ускорить грузоперевозки из Южной Азии и Ближнего Востока через Иран в Европу. Общая протяженность этой артерии составит более 7 тысяч километров. Российские деловые люди не скрывают, что

им весьма сложно понять «восточный» подход иранских бизнесменов, и они не прочь переложить на плечи своих азербайджанских коллег некоторые проекты, связанные с Ираном. В связи с этим закономерно создание азербайджано-российских совместных предприятий, которые могут успешно работать в третьих странах.

Кроме того необходимо отметить, что поставка российского газа и нефти на предприятия Государственной нефтяной компании АР для переработки, а затем возврата части произведенной продукции обратно в Россию, могут заметно увеличить взаимный товарооборот.

Президент Азербайджанской Республики господин Ильхам Алиев и Президент Российской Федерации господин Владимир Путин регулярно встречаются и обсуждают очень важные экономические и политические вопросы, касающиеся обеих стран. Так недавно в Сочи состоялась очередная встреча президентов. Эта встреча имела важное значение для обеих стран, так как был подписан ряд документов: Совместное Заявление о приоритетных направлениях экономического сотрудничества между Азербайджаном и Россией, Соглашение между Публичным акционерным обществом «НК «Роснефть» и Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики о совместном изучении нефтяного и газового потенциала блока «Гашадаш» и северной части мелководья Абшеронского полуострова, расположенного на азербайджанском участке дна Каспийского моря, Контракт между Публичным акционерным обществом «НК «Роснефть» и Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики, Соглашение о сотрудничестве в области развития национального сборочного производства коммерческих автомобилей «ГАЗ» в Азербайджане, Дорожная карта по реализации мероприятий в рамках Меморандума о взаимопонимании между Акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» и юридическим лицом публичного права «Агентство развития малого и среднего бизнеса Азербайджанской Республики», Соглашение о стратегическом сотрудничестве между акционерным обществом «Газпромбанк», акционерным обществом «Российский экспортный центр» и Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики в рамках совместной реализации проектов в сфере поддержки экспорта из Российской Федерации, Соглашение между Правительством Азербайджанской Республики и Правительством Российской Федерации о таможенном контроле товаров, перемещаемых по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом, Соглашение между Правительствами Азербайджанской Республики и Российской Федерации о сотрудничестве в области туризма, Соглашение между Правительством Азербайджанской Республики и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области спорта, Меморандум между Правительством Азербайджанской Республики и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области цифровых транспортных систем, Соглашение между Министерством экономики Азербайджанской Республики и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации об укреплении сотрудничества в области промышленности, Соглашение между Государственным комитетом Азербайджанской Республики по вопросам имущества и Министерством экономического развития Российской Федерации о сотрудничестве в области регистрации прав на недвижимое имущество и кадастровой деятельности, План действий по развитию ключевых направлений российско-

азербайджанского сотрудничества, Программа сотрудничества между Правительством Азербайджанской Республики и Правительством Российской Федерации на период до 2024 года.

Таким образом, имеются большие перспективы для сотрудничества между Россией и Азербайджаном. В ближайшем будущем можно еще надеяться и на открытие Экспортно-Кредитного Агентства в Азербайджане. Это Агентство может дать большой прорыв для развития экспортного сектора Азербайджана и возможность еще больше удовлетворить потребности России в импорте.

Принятые документы и конкретные действия в укреплении сотрудничества, будут способствовать расширению экономических возможностей двух стран, а России более успешно противостоять санкциям, которые вредны для всех стран мира, и Российская Федерация в этом вопросе не исключение. Москва понимает, что Европейский Союз является важнейшим экономическим и торговым партнером для России. Поэтому лидер России В.Путин заинтересован в восстановлении полноформатных отношений с Европой. Но также не надо забывать что, существуют страны СНГ (такие как Азербайджан и страны Средней Азии), которые очень заинтересованы сотрудничать и работать с такой большой державой как Россия.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 78,64%.

Список литературы:

1. Hufbauer Gary C., Schott Jeffrey J., Elliott Kimberly A., Oegg B. Economic Sanctions Reconsidered. - 3d ed. - Washington, D.C.: Peterson Institute for International Economics, 2009. - 249 p.

2. Madies Thierry, Laurila Hannu, Golliard Melanie. Economic Sanctions: Embargo on Stage. Theory and Empirical Evidence. - Universitas Fri-burgensis, University of Tampere. - Fribourg, 2013. - 127 p.

3. Oxenstierna Susanne, Olsson Per. The economic sanctions against Russia Impact and prospects of success. - Stockholm, 2015. - 88 p.

4. Chen-Yuan Tung. China's economic leverage and Taiwan's security concerns with respect to cross-strait economic relation: a dis. ... for the degree of Doctor of Philosophy. - Baltimore, Maryland: Johns Hopkins University, 2002. - 498 p

5. Бирюков П.Н. Международное право: учеб. Пособие 3-е изд., пе-рераб. и доп. М.: Юристь, 2002. 685с.

6. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. Изд. 3-е, перераб и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005. 415с.

7. Левин Д.Б. Санкции в международном праве // Правоведение. 1981. № 1. С. 40-48.

8. Якунина Ю.С., Рогов Н.Е. Влияние санкций США и Евросоюза на экономику России // Экономика и социум. № 1 (14). 2015. С. 351-354.

9. Федеральный закон от 04.04.2018 № 127-фз «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств»

10. Европейская Комиссия - Торговля - Режим доступа: http://trade.ec.europa.eu

11. Официальный сайт Посольства Российской Федерации в Азербайджанской Республики - Режим доступа: https://azerbaijan.mid.ru /torgovo-ekonomiceskie-svazi

12. Официальные сетевые ресурсы Президента России -http://kremlin.ru

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Еганы Наил кызы Фаталиевой на тему «Рост экспортных и импортных операций между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой в условиях экономической войны в мире» В современное время развитые страны имеют стратегию по созданию между собой ограничений по купле-продаже на производимые товары и услуги. Конечно такая ситуация влияет на показатель импорта и экспорта страны.

Представленная статья Е.Н. Фаталиевой посвящена анализу экспортных и импортных операций между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой в условиях экономической войны в мире.

Актуальность исследования статьи обусловлена тем, что международная торговля - одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений. Анализ специфических проблем открытой экономики начинается обычно с внешней торговли как важнейшей формы международных отношений. В данной работе также анализированы показатели товарооборота, экспорта и импорта в стране. В настоящих условиях особую актуальность приобретают качественные системные исследования, призванные проанализировать тенденции и структурные изменения национальной экономики, в частности во внешней торговле. В связи с этим в работе рассмотрены методы прогнозирования роста объемов экспорта и импорта в условиях экономической войны в мире.

В структуре статьи рассматривается сущность санкций и мнение Российских ученых о санкциях, возникновение санкций против России с 2014 года: причины и формы, последствия санкций для России, состояние внешнеторгового оборота России и торговый оборот с ведущими странами в условиях санкций, влияние внешней торговли Азербайджана на состояние экспорта и импорта России.

Ценность статьи заключается в том, что из нее могут извлечь пользу работники экономических министерств России и Азербайджана. Обоснована необходимость увеличения сотрудничества между Россией и Азербайджаном.

Данная статья не вызывает сомнения, поскольку установление санкций в торговых отношениях отрицательно влияет на состояние экономики и на международные отношения между странами в целом. Статья может быть рекомендована к публикации.

Научный руководитель д-р экон. наук

Д.А. Велиев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.