Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ НА РАЗВИТИЕ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ В КЫРГЫЗСТАНЕ'

ВЛИЯНИЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ НА РАЗВИТИЕ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ В КЫРГЫЗСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
секетбай / кудум чок / мечта / фортепиано / музыка / оркестр / seketbay / kudum chok / dream / piano / music / orchestra

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Боронбаев Ажимамат Жусупович, Вдовкина Анна Дмитриевна

Новизна нашей статьи заключается в экспликации первого обновления культуры кыргызов того времени, когда они из феодальной жизни выбрали социалистическую жизнь и постепенно вступили на путь национально-профессиональной культуры. Тогда среди населения исполняются простые песни с комузом или отдельными исполнениями, а на вечеринках и увеселениях под аккомпанементом друг друга, как акапелла, такие как «секетбай», «куюдум чок», «арман». С 20-х годов ХХ в. постепенно наметилась ассимиляция культур, принадлежащих национальностям, что дало толчок созданию театра, кино, школ. Превращение национальных инструментов в симфонический оркестр поставило требования к всестороннему развитию национального искусства. Мы показали, что уровень инструментов, принадлежащих нации, которыми мы пользуемся ежедневно, должен быть дополнен мировыми музыкальными инструментами для дальнейшего развития живого творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF RUSSIAN COMPOSERS ON THE DEVELOPMENT OF PIANO MUSIC IN KYRGYZSTAN

The novelty of our article is the explication of the first renewal of the culture of the Kyrgyz people at that time, when they chose the socialist life from the feudal life of a century, and gradually entered the path of national-professional culture. Then, among the population, simple songs are performed with komuz or individual performances, while at parties and entertainments, mass-type performances such as "Seketbay", "Kurudum Chok", "Arman" are sung to the accompaniment of each other like an acapella. From the twenties of the 20th century, the assimilation of the cultures belonging to the nationalities gradually took shape, which gave impetus to the creation of theater, cinema, and schools. The transformation of national instruments into a symphony orchestra has set requirements for comprehensive development of national art. We have shown that the level of instruments belonging to the nation that we use on a daily basis should be supplemented with world musical instruments for the further development of live creativity.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ НА РАЗВИТИЕ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ В КЫРГЫЗСТАНЕ»

ОШ МАМЛЕКЕТТИК УНИВЕРСИТЕТИНИН ЖАРЧЫСЫ. ФИЛОСОФИЯ.

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ

ВЕСТНИК ОШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ФИЛОСОФИЯ.

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ

JOURNAL OF OSH STATE UNIVERSITY. PHILOSOPHY. SOCIOLOGY. POLITICAL SCIENCE

e-ISSN: 1694-8823

№2(2)/2023, 46-52

ИСКУССТВО

УДК: 781.7

DOI: 10.52754/16948823 2023 2(2) 8

ВЛИЯНИЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ НА РАЗВИТИЕ ФОРТЕПИАННОЙ

МУЗЫКИ В КЫРГЫЗСТАНЕ

ОРУС КОМПОЗИТОРЛОРУНУН КЫРГЫЗСТАНДАГЫ ФОРТЕПИАНО МУЗЫКАСЫНЫН

ӨНҮГҮШҮНӨ ТИЙГИЗГЕН ТААСИРИ

INFLUENCE OF RUSSIAN COMPOSERS ON THE DEVELOPMENT OF PIANO MUSIC IN

KYRGYZSTAN

Боронбаев Ажимамат Жусупович

Боронбаев Ажимамат Жусупович Boronbaev Ajimamat Jusupovich

ф.и.н., доцент, Ош мамлекеттик университети

к.ф.н., доцент, Ошский государственный университет Associate Professor, Osh State University

azimamatb@gmail.com_____________

Вдовкина Анна Дмитриевна Вдовкина Анна Дмитриевна Vdovkina Anna Dmitrievna

магистрант, Ош мамлекеттик университети

магистрант, Ошский государственный университет Master's student, Osh State University cerevkoanna38@g.mail.com

ВЛИЯНИЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ НА РАЗВИТИЕ ФОРТЕПИАННОЙ

МУЗЫКИ В КЫРГЫЗСТАНЕ

Аннотация

Новизна нашей статьи заключается в экспликации первого обновления культуры кыргызов того времени, когда они из феодальной жизни выбрали социалистическую жизнь и постепенно вступили на путь национально-профессиональной культуры. Тогда среди населения исполняются простые песни с комузом или отдельными исполнениями, а на вечеринках и увеселениях под аккомпанементом друг друга, как акапелла, такие как «секетбай», «куюдум чок», «арман». С 20-х годов ХХ в. постепенно наметилась ассимиляция культур, принадлежащих национальностям, что дало толчок созданию театра, кино, школ. Превращение национальных инструментов в симфонический оркестр поставило требования к всестороннему развитию национального искусства. Мы показали, что уровень инструментов, принадлежащих нации, которыми мы пользуемся ежедневно, должен быть дополнен мировыми музыкальными инструментами для дальнейшего развития живого творчества.

Ключевые слова: секетбай, кудум чок, мечта, фортепиано, музыка, оркестр.

ОРУС КОМПОЗИТОРЛОРУНУН КЫРГЫЗСТАНДАГЫ ФОРТЕПИАНО МУЗЫКА СЫНЫН ӨНҮГҮШҮНӨ ТИЙГИЗГЕН ТААСИРИ

Аннотация

Биздин макалабыздын жаңылыгы бир кылымдык аралыктагы феодалдык жашоодон социалисттик жашоону тандап алган ошол мезгилдеги кыргыз элинин маданиятынын акырындык менен улуттук-профессионалдык маданияттын жолуна түшкөн алгачкы жаңылануунун экспликациясы жөнүндө сөз кылабыз. Анда, калк арасында жөнөкөй ырлардын кайрыктары комуз менен же жекелик аткаруучулук болсо, той-тамашада акапелла сыягында бири-бирин коштоп ырдалган “секетбай”, “күйдүм чок”, “арман”сыяктуу массалык типтеги аткаруучулуктар кездешет. XX кылымдын жыйырманчы жылдарынан баштап, акырындык менен улуттарга тиешелүү маданияттардын өздөштүрүлүшү калыптанып, театр, кино, мектептердин жаралуусуна түрткү болду. Улуттук аспаптардын симфониялык оркестрге айланышы, улуттук өнөрдүн ар тараптуу өнүгүүсүнө талаптарды койду. Күнүмдүк колдонуп жүргөн улутка тиешелүү аспаптардын деңгээли жандуу чыгармачылыктын андан ары өр алуусуна дүйнөлүк музыкалык аспаптар менен толуктоого далалат жасадык.

Ачкыч сөздөр: секетбай, күйдүм чок, арман,

фортепиано, музыка, оркестр.

INFLUENCE OF RUSSIAN COMPOSERS ON THE DEVELOPMENT OF PIANO MUSIC IN KYRGYZSTAN

Abstract

The novelty of our article is the explication of the first renewal of the culture of the Kyrgyz people at that time, when they chose the socialist life from the feudal life of a century, and gradually entered the path of national-professional culture. Then, among the population, simple songs are performed with komuz or individual performances, while at parties and entertainments, mass-type performances such as "Seketbay", "Kurudum Chok", "Arman" are sung to the accompaniment of each other like an acapella. From the twenties of the 20th century, the assimilation of the cultures belonging to the nationalities gradually took shape, which gave impetus to the creation of theater, cinema, and schools. The transformation of national instruments into a symphony orchestra has set requirements for comprehensive development of national art. We have shown that the level of instruments belonging to the nation that we use on a daily basis should be supplemented with world musical instruments for the further development of live creativity.

Keywords: seketbay, kudum chok, dream, piano, music, orchestra.

Введение

Актуальность темы: Музыка Кыргызстана многогранна и уникальна по своей природе. Однако она прошла немалый путь от простых народных попевок и мотивов к сложным формам как со стороны технического развития, так и со стороны гармонизации и образности. Немаловажную роль в становлении кыргызской музыкальной культуры в целом и фортепианной в частности, сыграли русские композиторы. Особенно сильное влияние наблюдается в советское время, в период, когда Кыргызстан входил в состав СССР. Основы становления были заложены главным образом после Великой Октябрьской социалистической революции, хотя первые фортепианные сочинения на кыргызском материале были созданы еще в довоенное время русскими композиторами (например, А. Мосоловым, который также написал первый в истории кыргызский фортепианный концерт, который, к сожалению, не сохранился целиком до нашего времени).

П. Ф. Шубин, В. А. Власов, В. Г. Фере, М. Р. Раухвергер, С. Л. Германов, Г. Г. Окунев и другие композиторы по способствовали явлению первых образцов профессионального кыргызского музыкального искусства в новой традиции. Вместе с кыргызскими музыкантами они освоили синтез опыта и достижений мировой классической музыкальной культуры с богатыми образами народного творчества.

Фортепианная музыка является важной частью становления и развития кыргызского музыкального искусства. Это обосновано тем, что в процессе своего формирования она отразила все основные этапы, которые прошла музыкальная культура страны. Рассмотрим их подробнее.

Начальном этапом можно считать 20-40-е годы. Здесь фортепианная музыка идет от легких и незамысловатых обработок цитатного материала к созданию пьес малых форм, построенных на собственных композиторских тематиках. В эти годы пишут свои произведения для фортепиано П. Шубин, Л. Книппер (полифоническая «Импровизация на тему кыргызской песни «Алмага»), М. Раухвергер (большую популярность получили детские пьесы, объединенные в сборники), Г. Бурштин («Поэма на темы А. Малдыбаева»). Мукаш Абдраев пишет «Марш» в гротесково-фантастической манере, которая восходит по образу к «Маршу Черномора» из оперы Г линки «Руслан и Людмила» и Маршу из оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам»

(пример №1).

Пример 1. М. Абдыраев: «Марш», отрывок.

Фортепианная миниатюра выдержанна в строгом двудольном метре, имеет ясную тональную организацию. Прием развертывания музыкального материала рисует картину приближения и удаления шествия. Благодаря широким мелодическим скачкам и специфическому ритмическому рисунку композитор создал сказочно-причудливый образ, который и наталкивает на ассоциации с музыкой Г линки и Прокофьева.

В следующем периоде (50-60-е годы) начинается освоение сложных музыкальных форм, включая сонатную. Здесь отличились композиторы С. Медетов, Г. Окунев, М. Абдраев, С. Германов, Н. Давлесов. В это время получает большое распространение новое направление кыргызской музыки, которое продолжает линию, начатую в русской «ориентальной» музыке «Исламеем» Балакирева, в советской - «Токкатой» Хачатуряна. Мы говорим о манере изображать фортепианными средствами звучания народных инструментов. Зачастую композиторы имитировали характер и звучание комуза. Один из первых образцов такой музыки - «Ботой» Г. Окунева из цикла «Три пьесы на киргизские темы», созданный в 50-е годы. Еще одним интересным образцом «дословного» цитирования является цикл «Киргизские миниатюры» М. Раухвергера. Создавая миниатюры, автор представил в них образцы различных жанров народной музыки (Кошок, Кербез) в рамках несложных европейских форм - период, либо простые двухчастные или трехчастные формы. В гармоническом языке обширно привлекаются квартовые и кварто-квинтовые созвучия, которые воспроизводят колорит комузного музицирования (пример №2). Однако сейчас это направление считается типичным.

Пример 2. М. Раухвергер: «Киргизские впечатления», отрывок.

Третий этап. В конце 60-х годов к развитию музыки Кыргызстана смело входят поколение кыргызских композиторов, которые обучались в российских консерваториях, такие, как Ж. Малдыбаева, С. Осмонов, А. Мурзабаев и другие. Их творчество позволило нам утверждать, что в музыке Кыргызстана произошло углубление и расширение образного строя и форм. Видоизменяются ориентиры стилей национальной музыки, гораздо активнее начинают осваиваться произведения выдающихся представителей музыкального искусства XX века: Д. Шостаковича, С. Прокофьева, П. Хиндемита, Б. Бартока, К. Дебюсси и И. Стравинского.

Благодаря этому происходит освоение приемов серийной техники, пуантилизма и алеаторики. И все это является средствами раскрытия национальной специфической музыки Кыргызстана. Как яркий пример - соната М. Бегалиева (1979). В ней представлены две важнейших сферы структурных решений сонат 60-80-х годов. Это - мужественная (первая тема главной партии): яркая жизнелюбивая тема токкатного изложения

Пример 3. М. Бегалиев: соната, отрывок.

И тема лирическая (вторая и побочная темы главной партии): песенная мелодия преломляет жанровые признаки народной песенности (пример №4).

Пример 4. М. Бегалиев: соната, отрывок.

Русские композиторы также проявляли интерес к фольклорным традициям. Это влияние можно заметить в том, как кыргызские композиторы внедряли элементы своего национального фольклора в свои произведения.

4. Технические Композитор активно использует в сонате приемы полифонического развития и принципы «акцентного и временного варьирования».

В последующие годы заметно расширяются возможности фортепианной музыки, меняется стилевой облик, образная палитра и средства выразительности обогащаются разнообразием. В немалой степени это связано с ростом исполнительской культуры музыкантов страны. Активно осуществляют подготовку музыкантов-исполнителей музыкальные школы, училища и Кыргызский государственный институт искусств имени Б.

Бейшеналиевой. В них основу для репертура пианистов составили лучшие образцы классической зарубежной и русской музыки. К сожалению, мы не можем утверждать, что молодое поколение пианистов осваивали в полной мере сочинение кыргызских авторов. Это обусловлено тем, что педагоги редко внедряли в учебную практику сочинения национальных композиторов. В основном выбор произведений диктуется степенью их популярности. Вследствие этого немало интересных по содержательности произведений оставались без внимания.

С развитием национальной музыки, усложнением музыкального языка, токкатных построений, полиритмия, додекафония и политональность начинают занимать значительное место в произведениях композиторов. Например «Семь прелюдий-мгновений» К. Молдобасанова, Третья соната М. Бурштина, 24 прелюдии Ж. Малдыбаевой. Характерной чертой для фортепианного творчества кыргызских композиторов является следование за лучшими образцами русской, советской музыкальной культурой, которые обогатили содержание национальной музыки. Так, в произведениях национальных авторов можно проследить традиции, идущие от С. Рахманинова, Н. Метнера, А. Скрябина, Д. Шостаковича. При этом, данная преемственность существует в музыкальной форме и в интонационном строе, но не «перекрывает» национальное, не затушевывает истинный дух и сущность, свойственную кыргызской народности. Основные моменты, на которые стоит обратить внимание в кыргызской фортепианной музыке - это яркость, рельефность изложения, выразительное интонирование, точная передача национального колорита. Исходя из всего вышесказанного, мы можем подвести итог и выделить несколько аспектов воздействия русской культуры на кыргызскую фортепианную музыку:

1. Образование и учебные программы: Многие кыргызские пианисты получали свое музыкальное образование в российских музыкальных учебных заведениях, таких как Московская и Санкт-Петербургская консерватории. Русская школа фортепиано предоставляла тщательное обучение технике и интерпретации, что помогло формировать высокий уровень профессионализма среди кыргызских музыкантов.

2. Репертуар и стили: Русские композиторы, такие как Чайковский, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович и другие, оказывали влияние на структуры и формы кыргызской профессиональной музыки. Изучение их творчества вносило разнообразие в стили, отражая различные аспекты русской музыкальной традиции.

3. Фольклорные элементы:

аспекты: Русская школа фортепиано обращает внимание на техническое мастерство и виртуозность. Это влияние проявлялось в требованиях к технике игры, разнообразии технических приемов и сложности произведений. Технические аспекты композиции, такие как гармония, полифония и мелодика, были восприняты и адаптированы к местным музыкальным традициям.

5. Эмоциональная глубина и выразительность: Русская музыка, особенно

романтическая и советская, известна своей эмоциональной глубиной. Этот аспект воздействия повлиял на выразительность и индивидуальный стиль кыргызских пианистов.

6. Обмен опытом и культурные связи: В период советского времени культурные обмены и взаимодействие между музыкантами из Кыргызстана и России способствовали

взаимопониманию музыкальных традиций. Кыргызстан был частью крупной культурной общности, и это содействовало обмену идеями и опытом в области фортепианной музыки. В результате этих влияний кыргызская музыка приобрела уникальное звучание, стала разнообразной и богатой, объединяя в себе элементы русской классической музыки, фольклора и национальных музыкальных традиций. Кыргызская фортепианная музыка тесно связана с народным музыкальным наследием. Ведь именно «народное - основа основ интернационализации, сближения и взаимопроникновения культур»

Литература:

1. Алагушов Балбай. Кыргыз музыкасы: Энциклопедия. / Сүрөтчүсү М. Кадыров. - Б.: “Бийиктик”, 2007. - 532 б. 479-б.

2. Бартольд В. Киргизы: Исторический очерк // Соч. Т. II, ч. 1. - М.,

3. Виноградов В. “Манас” // Советская музыка. - 1946. - №7; Киргизский народный речитатив // Вопросы музыкознания. - М., 1955; Эпос “Манас”, его стих и напев // Музыка народов Азии и Африки. - М., 1981; Напевы “Манаса” // Манас. Кн. I. -М., 1984.

4. Затаевич А. 500 казахских песен и кюев. - Алма - Ата, 1931. - IV - б

5. Смирнов М. (Беляев В.) Творчество Муратаалы Куренкеева // Советская музыка. -1949. - №2;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.