Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ НА САМОПРИНЯТИЕ РЕБЕНКА ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ'

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ НА САМОПРИНЯТИЕ РЕБЕНКА ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
137
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ТИП РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ / САМОПРИНЯТИЕ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПОРЯДКОВАЯ ПОЗИЦИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ НА РАННИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА / PARENTAL POSITION / TYPE OF PARENTING / SELF-ACCEPTANCE / SENIOR PRESCHOOL AGE / ORDINAL POSITION OF THE CHILD IN THE FAMILY / PERSONAL DEVELOPMENT AT THE EARLY STAGES OF ONTOGENESIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зайцева Ольга Юрьевна, Карих Виктория Вячеславовна

Цель: экспериментально изучить и дать психологическую характеристику влияния родительской позиции на самопринятие ребенка старшего дошкольного возраста с учетом его порядковой позиции в семье. Методы: комплекс диагностических процедур включал в себя проведение с детьми диагностической беседы В.М. Повстанева, в диагностической работе с родителями были использованы две процедуры - методика измерения родительских установок и реакций» Т.В.Архиреевой, а также опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г.Эйдемиллера. Результаты: на основе анализа психолого-педагогических исследований по данной проблеме, рассмотрены механизмы и закономерности влияния родительского отношения на становления такого личностного новообразования, как самопринятие в старшем дошкольном возрасте. Результаты исследования показали, что в исследуемой группе доминирует такой тип родительского воспитания, как авторитарный. Родительская позиция оказывает влияние на самопринятие ребенка старшего дошкольного возраста, что подтверждает сравнение полученных данных теста-опросника родительского отношения и анкетирования по выявлению установок и мотивов родителей с характеристиками самопринятия ребенка. 90% случаев показатели неадекватного самопринятия совпадают с негативной родительской позицией. Экспериментальное исследование подтвердило, что родительская позиция выступает источником угрозы формирования неадекватного самопринятия в старшем дошкольном возрасте. Научная новизна: выявлены и охарактеризованы типы связей между родительской позиции и показателями самопринятия детей. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности и тенденциях влияния родительской позиции на самопринятие детей старшего дошкольного возраста с учетом его порядковой позиции в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зайцева Ольга Юрьевна, Карих Виктория Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE PARENT POSITION ON SELF-ACCEPTANCE A CHILD OF THE SIXTH YEAR OF LIFE

Objective: to study experimentally and give a psychological characteristic of the influence of parental position on the self-acceptance of a child of senior preschool age, taking into account his ordinal position in the family. Methods: a set of diagnostic procedures included conducting a diagnostic conversation with children by V. M. Lebedev, two procedures were used in the diagnostic work with parents - the method of measuring parental attitudes and reactions" by T. V. Arkhireeva, as well as the questionnaire "Analysis of family relationships" by E. G. Eidemiller. Results: based on the analysis of psychological and pedagogical research on this problem, the mechanisms and regularities of the influence of parental attitude on the formation of such a personal neoplasm as self-acceptance in older preschool age are considered. The results of the study showed that the authoritarian type of parenting dominates in the study group. The parental position has an impact on the self-acceptance of a child of senior preschool age, which is confirmed by the comparison of the data obtained from the test-questionnaire of parental attitude and a survey to identify the attitudes and motives of parents with the characteristics of the child's self-acceptance. In 90% of cases, indicators of inadequate self-acceptance coincide with a negative parental position. An experimental study confirmed that the parental position is a source of threat to the formation of inadequate self-acceptance in older preschool age. Scientific novelty: the article uses a set of psychological and pedagogical methods to identify and characterize the typology Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and psychological-pedagogical activities when considering the nature and trends of the influence of the parental position on the self-acceptance of children of senior preschool age, taking into account its ordinal position in the family.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ НА САМОПРИНЯТИЕ РЕБЕНКА ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ»

УДК 159.924

DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0073

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ НА САМОПРИНЯТИЕ РЕБЕНКА ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

© 2020

SPIN: 5725-4629

AuthorlD: 630529

Зайцева Ольга Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования»

SPIN: 9283-8949

AuthorlD: 336819

Карих Виктория Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» Иркутский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, улица Карла Маркса, 1, e-mail:venera_can@mail.ru)

Аннотация. Цель: экспериментально изучить и дать психологическую характеристику влияния родительской позиции на самопринятие ребенка старшего дошкольного возраста с учетом его порядковой позиции в семье. Методы: комплекс диагностических процедур включал в себя проведение с детьми диагностической беседы В.М. Повстанева, в диагностической работе с родителями были использованы две процедуры - методика измерения родительских установок и реакций» Т.В.Архиреевой, а также опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г.Эйдемиллера. Результаты: на основе анализа психолого-педагогических исследований по данной проблеме, рассмотрены механизмы и закономерности влияния родительского отношения на становления такого личностного новообразования, как самопринятие в старшем дошкольном возрасте. Результаты исследования показали, что в исследуемой группе доминирует такой тип родительского воспитания, как авторитарный. Родительская позиция оказывает влияние на самопринятие ребенка старшего дошкольного возраста, что подтверждает сравнение полученных данных теста-опросника родительского отношения и анкетирования по выявлению установок и мотивов родителей с характеристиками самопринятия ребенка. 90% случаев показатели неадекватного самопринятия совпадают с негативной родительской позицией. Экспериментальное исследование подтвердило, что родительская позиция выступает источником угрозы формирования неадекватного самопринятия в старшем дошкольном возрасте. Научная новизна: выявлены и охарактеризованы типы связей между родительской позиции и показателями самопринятия детей. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности и тенденциях влияния родительской позиции на самопринятие детей старшего дошкольного возраста с учетом его порядковой позиции в семье.

Ключевые слова: родительская позиция, тип родительского воспитания, самопринятие, старший дошкольный возраст, порядковая позиция ребенка в семье, личностное развитие на ранних этапах онтогенеза.

INFLUENCE OF THE PARENT POSITION ON SELF-ACCEPTANCE A CHILD OF THE SIXTH YEAR OF LIFE

© 2020

Zaytseva Olga Yuryevna, candidate of psychological Sciences, associate Professor of "Psychology and pedagogy of preschool education» Karikh Victoria Vyacheslavovna, candidate of psychological Sciences, associate Professor of "Psychology and pedagogy of preschool education» Irkutsk State University (664003, Russia, Irkutsk, street Karl Marks, 1, e-mail: venera_can@mail.ru)

Abstract. Objective: to study experimentally and give a psychological characteristic of the influence of parental position on the self-acceptance of a child of senior preschool age, taking into account his ordinal position in the family. Methods: a set of diagnostic procedures included conducting a diagnostic conversation with children by V. M. Lebedev, two procedures were used in the diagnostic work with parents - the method of measuring parental attitudes and reactions" by T. V. Arkhireeva, as well as the questionnaire "Analysis of family relationships" by E. G. Eidemiller. Results: based on the analysis of psychological and pedagogical research on this problem, the mechanisms and regularities of the influence of parental attitude on the formation of such a personal neoplasm as self-acceptance in older preschool age are considered. The results of the study showed that the authoritarian type of parenting dominates in the study group. The parental position has an impact on the self-acceptance of a child of senior preschool age, which is confirmed by the comparison of the data obtained from the test-questionnaire of parental attitude and a survey to identify the attitudes and motives of parents with the characteristics of the child's self-acceptance. In 90% of cases, indicators of inadequate self-acceptance coincide with a negative parental position. An experimental study confirmed that the parental position is a source of threat to the formation of inadequate self-acceptance in older preschool age. Scientific novelty: the article uses a set of psychological and pedagogical methods to identify and characterize the typology Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and psychological-pedagogical activities when considering the nature and trends of the influence of the parental position on the self-acceptance of children of senior preschool age, taking into account its ordinal position in the family.

Keywords: parental position, type of parenting, self-acceptance, senior preschool age, ordinal position of the child in the family, personal development at the early stages of ontogenesis.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В психологии большое внимание уделяется изучению самосознания и всех ее составляющих компонентов. Применительно к проблематике, заявленной в данной статье, следует отметить, что изучение системы детско-родительских отношений в свете современных кризисных явление института семьи, а также усиления про-

блемы деструктивных влияний в системе отношений «родитель-ребенок» особенно актуально, в части поиска эмпирически верифицируемых доказательств формирующего влияния родителей на развитие ребенка.

Наряду с тем, что проблема взаимосвязи эмоционального благополучия ребенка от родительского отношения достаточно изучена. Проблема специфики становления самопринятия детей старшего дошкольного возраста,

влияние на него родительской позиции в психологии представлено недостаточно. Это и обусловило наш интерес в русле представленной проблематике.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

В.С. Собкин, Е.М. Марич [6] доказали наличие взаимосвязи между успешностью супружеской жизни и ожидаемого пола ребенка с параметрами характеристики родительской позиции. Если квалифицировать ожидания родителей как один из факторов модальности самопринятия, то полученные в данном исследовании результаты позволяют предположить наличие влияния ценностных ориентаций воспитывающих взрослых на стратегию родительской позиции.

Интересным в аспекте нашего исследования мы полагаем и результаты, опубликованные В.А. Петровским, М.В. Полевой [3] по проблеме отчуждения как феномена детско-родительских отношений. Авторы в качестве одного из механизмов порождения деструктивных отношений считают «нарушение «кольца самоподражания» ребенка в общении с взрослым».

Как считают, исследователи З.В. Диянова и Т.М. Щеголева [2] самопринятие меняется, и развивается с возрастом.

В работе Н.Г. Попрядухиной, Н.В. Бубчиковой представлен опыт исследования влияния детско-родительских отношений на выстраивание взаимных коммуникаций у детей старшего дошкольного возраста, в частности, авторы констатировали наличие закономерности между модальностью детско-родительских коммуникаций и стратегией интеракций в старшем дошкольном возрасте. В исследовании констатировано, что «у детско-родительских отношений с деструктивным уровнем взаимных коммуникаций отмечено наличие нарушений эмоционально-волевой сферы в виде агрессивности и пассивности, низкий уровень социальной компетентности» [4,с.350].

Г.Н. Баторова в рамках анализа теоретических концепций стратегий родительского отношения к детям дошкольного возраста, а также суммируя собственный педагогический опыт, автор заявляет о том, что есть прямая зависимость между стратегиями контроля ребенка со стороны родителей и готовностью его к инициативности и самостоятельности в деятельности. В рамках предметной области нашего исследования мы полагаем значимым подобный вывод, так как инициативность и самостоятельность являются производными личностного самоощущения ребенка на ранних этапах онтогенеза [5,с.44].

Анализ публикаций затрагивающих проблематику детско-родительских отношений показывают больший исследовательский интерес к изучению феноменологии подобных отношений в периоды возрастных кризисов детства, так например, в исследовании И.В. Смолярчук описан один из вероятностных механизмов возникновения детской тревожности. Автор, в частности, пишет «для большинства родителей, имеющих тревожных детей, не значимо эмоциональное взаимодействие с ними, а важны забота и уход» [6;с.71]. Подобный интерес понятен, так как наиболее полно можно увидеть и проанализировать специфику влияния родителей на становление самосознания ребенка [7, 8].

Представим основные результаты нашего изучения особенностей влияния родительской позиции на модальность самопринятия детей старшего дошкольного возраста с разной порядковой позицией в семье.

Формирование целей статьи. Целью исследования стало изучение особенностей влияния родительской позиции на самопринятие ребенка с учетом его порядковой позиции.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: теория уровнего строения самосознания 322

(З.В. Диянова, Т.М. Щеголева, В.В. Столин), концепция трехфакторной модели значимого другого (А.В. Петровский), а также положение о интер и интрапсихи-ческой составляющих психического развития ребенка в онтогенезе отраженная в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца.

Постановка задания. Используемые в исследовании методы, методики и технологии. 1. Проанализировать существующие в психолого-педагогической литературе представление о специфике родительской позиции. 2. Подобрать и апробировать методики сравнительной диагностики типов родительской позиции и самопринятия ребенка. 3. Исследовать особенности влияния родительской позиции на самопринятие ребенка старшего дошкольного возраста. 4. Разработать и апробировать приемы опосредованного развития самопринятия ребенка через коррекцию негативной родительской позиции. Комплекс методов исследования: теоретический анализ психологической, социально-психологической и педагогической литературы по изучаемой проблеме; психодиагностические методы (тесты-опросники, проективные методики, беседа, наблюдение, анкетирование), методы статической обработки полученных результатов для верификации основных положений.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Обобщая количественные результаты по методике Т.В. Архиреевой, определяющим типом родительского воспитания современных родителей является гиперопе-кающий (40,6%) и авторитарный (31,2%), а на последнем месте в процентном соотношении выступает демократический (28,1%) тип родительского воспитания. Это позволяет сделать вывод о том, что исследованная нами группа родителей современных старших дошкольников больше отдает предпочтение гиперопекающему и авторитарному типам родительского воспитания.

При гиперопекающем (40,6%) типе родительского воспитания установками и мотивами родителей являются: оберегание ребенка от трудностей, родители должны знать все, о чем думает ребенок, родители всегда правы, родители сами разрешают конфликты ребенка. Данные установки и мотивы обуславливают негативную родительскую позицию, потому что родители не принимают ребенка таким, какой он есть; не понимают потребностей и возможностей своего ребенка. Также родители отдают предпочтение авторитарному (31,2%) типу родительского воспитания их установками и мотивами являются: подавление воли ребенка, строгое воспитание с жесткой дисциплиной, дети раздражают родителей, воспитание детей обременяет их родителей. Все это определяет негативную родительскую позицию, так как родители не могут выстроить взаимодействие с ребенком, не понимают потребности и возможности ребенка, не принимают его, безучастны в его развитии, не видят изменений происходящих в развитии ребенка.

Оказалось, что современные родители, воспитывающие одного ребенка, в выборе типа родительского воспитания отдают предпочтение гиперопекающиму, причина этого может быть социальная, так как научно-технический прогресс все более осложнил нашу жизнь и родители, осознавая это, пытаются оградить ребенка от трудностей, не подвергая его опасности, опекают его. Также причина может быть и психологическая, так как родители воспринимают ребенка старшего дошкольного возраста как не самостоятельного, не способного чего-либо добиться, ребенок и родители выступают как единое целое, и все, что вызывает нарушение данного отношения, повышает тревогу у последних.

В семьях, воспитывающих двух детей, преобладающий тип родительского воспитания - авторитарный, причинами этого могут выступать: 1) социальная, связанная с тем, что дети подвержены негативным социальным явлениям таким как, наркомания, алкоголизм и другие. Следовательно, в воспитании детей необходима

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 4(33)

строгая дисциплина, которая разовьет сильный характер личности способный противостоять негативным социальным явлениям. 2) психологическая причина связана с тем, что данный стереотип воспитания сложился исторически и закрепился как эталон в воспитании детей.

Основываясь на результатах нашего исследования можно сказать, что родителям, воспитывающим одного ребенка и двух, присуще негативная родительская позиция. Для подтверждения или опровержения выдвинутой нами гипотезы исследования о том, что существуют различия в самопринятии детей старшего дошкольного возраста обусловленные не столько порядковой позицией ребенка в семье, сколько позитивной родительской позицией; нам необходимо проследить взаимосвязь родительской позиции и ее влияние на самопринятие ребенка старшего дошкольного возраста, используя данные, полученные нами в ходе констатирующего эксперимента.

Проанализируем особенности данной взаимосвязи через обоснование и психологическую интерпретацию ряда параметров: характер родительской позиции; составляющие компоненты родительской позиции; особенности самопринятия.

В соответствии с логикой анализа данных также представим наглядно психологические основания взаимосвязи типа родительской позиции и самопринятия ребенка, единственного в семье. 50% родителей, воспитывающие одного ребенка, были нами квалифицированы с негативной родительской позицией. В семье с одним ребенком негативная родительская позиция характеризующаяся гиперопекающим типом родительского воспитания, родительским отношением потворствующая и доминирующая гиперпротекция, оказалось влияет на неадекватное формирование самопринятия у детей старшего дошкольного возраста.

В семье, где воспитывается два ребенка негативная родительская позиция обусловленная авторитарным типом родительского воспитания, родительское отношение связано с жестоким обращением с ребенком, эмоциональным отвержением, повышенной моральной ответственностью способствует формированию неадекватного самопринятие у первого ребенка в семье, которое характеризуется осознанием половой идентификации, то есть ребенок, правильно соотносит образ и структуру тела с полом. Приведем примеры беседы:

Психолог: Ты доволен, что у тебя тело мальчика?

Антон Б.: Я не хочу быть девчонкой.

Психолог: Если придет волшебник и предложит тебе превратиться в девочку, ты согласишься или нет?

Данил Д.: Я попрошу его не делать этого, мне не нравится быть девчонкой, буду быть мальчиком.

Также ребенок осознает тело в перспективе жизни, так как соотносит зависимость изменения образа тела в связи с возрастом, например:

Психолог: Каким твое тело станет в будущем, когда ты станешь взрослым?

Илья П.: Я выросту и буду большим и сильным как мой папа.

Но вместе с тем ребенок не всегда адекватно осознает структуру тела, ответы ребенка на вопросы противоречивы.

Оказалось, что у второго ребенка в семье самопринятие характеризуется осознанием тела в перспективе жизни, так как ребенок четко определяя изменения, происходящие с телом:

Психолог: Ты помнишь, каким твое тело было раньше, когда ты была маленькой?

Катя Д.: Руки и ноги были маленькие, и голова и туловище, а теперь я большая.

Ребенок адекватно осознает свою половую принадлежность, потому что соотносит образ тела с полом , но вместе с тем положительно относится к смене пола, пример из беседы:

Психолог: Если волшебник превратит тебя в мальчика, ты обрадуешься или огорчишься?

Яна П.: Обрадуюсь очень, очень, потому что мама и папа больше любят брата, чем меня (потому что ему не надо заплетать косички, гладить платья, мама говорит: «Лучше бы ты была мальчиком»).

Высказывания ребенка свидетельствуют о том, что самопринятие ребенка взаимосвязано с оценками, которые дают ему родители, так как они являются «значимыми взрослыми».

Но вместе с тем ребенок не всегда адекватно осознает компоненты структуры тела, например, структуры лица:

Психолог: Тебе нравятся твои глаза?

Таня И.: Нет, я хочу, чтобы они были голубыми, как у Мальвины, потому что мама говорит, что голубые глаза самые красивые.

Приведенные выше показатели подтверждаются и в методике «Автопортрет», например, Таня И. рисует на автопортрете при родителях не карие глаза, а голубые; Яна П. также рисует при родителях себя с короткими волосами и в спортивном костюме, где она больше похожа на мальчика.

В семье, где воспитывается два ребенка, негативная родительская позиция обусловлена гиперопекающим типом родительского воспитания, родительское отношение обусловлено доминирующей и потворствующей гиперпротекцией является следствием неадекватного самопринятия первого ребенка характеризующееся осознанием структуры лица и образа тела, однако ребенок не адекватно воспринимает способы функционирования тела, например:

Психолог: Тебе приятно, когда к тебе прикасаются или нет?

Дарья Д.: Нет, я только люблю, когда мама гладит меня и держит на ручках.

Психолог: Ты хочешь быть сильным или слабым?

Павел К.: Я хочу быть слабым, чтобы мне все помогали, как папа и мама.

Первые дети также адекватно соотносят тело со своей половой идентификацией, однако дети не осознают изменения, происходящие с телом в перспективе жизни, так, например:

Психолог: Каким твое тело было раньше? Какое оно сейчас? Каким оно будет в будущем?

Дарья Д.: У меня маленькое тело, я не хочу быть большой, хочу всегда быть с мамой и папой.

Следовательно, у детей осознание тела в перспективе жизни связано с отрывом от родителей, поэтому они не хотят быть взрослыми.

Приведенные выше показатели подтверждаются диагностической методикой «Автопортрет», например, Дарья Д. при изображении своего портрета постоянно пыталась отобразить рядом своих родителей, хотя была дана установка на то, что рисовать нужно только себя; Павел К. рисует у себя тонкие руки и ноги, объясняя это своей слабостью и не защищенностью.

В семье, где воспитывается два ребенка и адекватная родительская позиция характеризуется демократическим типом родительского воспитания, гармоничным родительским отношением оказалось, что у детей адекватное самопринятие, которое характеризуется адекватным осознанием всех компонентов структуры тела, половой идентификацией, и изменения тела в перспективе жизни. Самопринятие детей адекватное, что также подтверждается и в методике «Автопортрет». Но и здесь адекватность самопринятие первого ребенка выше по количественным показателям, чем у второго.

Следовательно, только при позитивной родительской позиции, которая обусловлена демократическим типом родительского воспитания, гармоничным родительским отношением у детей формируется адекватное самопринятие.

При реализации коррекционно-развивающей программы в блоке, связанном с дифференцированной работой с детьми и родителями наиболее эффектив-

ными оказались следующие тренинговые упражнения и игры. Так, например, при выполнении упражнения «Возвращение в свое детство», родители, анализируя ощущения, которые возникали у них при общении со своими родителями отмечали, что «когда мама или папа начинали со мной разговаривать, хотелось поскорее уйти, заняться своим делом, чтобы они не мешали», «в детстве разговаривать с родителями было очень трудно, меня постоянно перебивали, я говорил как-то неуверенно», данные высказывания родителей свидетельствуют о том, что, осуществляя рефлексию детского восприятия взрослого, а также вхождение взрослого в «детский мир» родители осознают проблемы, возникающие при общении ребенка с родителями. Данные речевые высказывания можно классифицировать к авторитарному стилю воспитания, при котором родители подавляют волю ребенка, не умеют выстроить правильное взаимодействие с ребенком. Однако были и такие высказывания, которые подчеркивают мысль о том, что в семьях родителей был демократический стиль воспитания, например, Х.Н.В. «мне нравилось общаться с родителями, они всегда рассказывали мне много всего интересного, отвечали на мои вопросы, выслушивали меня и не перебивали», данное мнение говорит нам о том, что родители предоставляли ребенку возможность высказаться, между ними складывались товарищеские отношения. Выслушав все суждения, родители пришли к мнению, что наиболее приятные ощущения в общении с ребенком возникают, если есть равенство между ребенком и родителями, а не позиция над ребенком.

В упражнении «Дошкольник в эпитетах» родители давали характеристику ребенку одним словом. Можно было отметить как положительные (Х.Н.В. «любознательный», М.Н.В. «самостоятельный», Р.И.В. «почемучка») эпитеты, которые позволяют говорить нам о том, что у родителей позитивная установка на ребенка и интерес к нему, так и отрицательные эпитеты (например, Д.Б.М. «бестолковый», П.А.Ю. «драчливый», И.Л.Ю. «надоедливый»), данные высказывания можно интерпретировать как отрицательную установку на ребенка, отсутствие интереса к его потребностям и возможностям.

В блоке коррекционно-развивающей программы, который предполагает совместную работу с детьми и родителями, наиболее эффективными оказались следующие тренинговые упражнения и игры: «Совместные дела» родители и ребенок договаривались, что будут делать в ближайшее воскресенье. В некоторых детско-ро-дительских парах большую инициативу при выборе дел проявили родители, а дети следовали за ними, это позволяет говорить о зависимости ребенка от родителей и их мнения, безусловному подчинению и отсутствию своего мнения. Были и такие пары, в которых большая инициатива исходила от детей, и родители полностью выражали свое согласие с их мнением, не возражая (семьи Д., К.), что свидетельствует о том, что ребенок центр семьи, родители беспрекословно выполняют все его желания. Также были и такие детско-родительские пары , у которых инициатива и у детей и у родителей проявлялась в равной мере, родители и дети выражали свое согласие или несогласие со своими партнерами в ходе обсуждения, приходя к единому мнению, что позволяет говорить о предоставлении ребенку возможности высказаться, равенством родителей и ребенка, товарищескими отношениями (например, семьи Х.,Р.). При выполнении упражнения «Командир-подчиненный» родители, с авторитарным стилем воспитания, выполняя роль подчиненного, которым командует ребенок, высказали мнение о том, что «роль командира мне нравилась больше» (П.Т.В.), «Легче командовать ребенком, чем подчиняться ему» (Б.В.А.), «ощутил себя маленьким ребенком, которому все и всегда указывают его родители» (Дюбенко Д.М.), все это подвело родителей к мнению о том, лучше всего когда нет ни командиров, ни подчиненных, а общаться 324

необходимо на равных.

При реализации игровых тренинговых занятий (Н. Григори) в детско-родительской паре наиболее эффективными оказались игры, которые позволили сформировать у детей и их родителей чувство близости, создать атмосферу принятия и понимания, умения безоценочно относиться друг к другу. Такими оказались: упражнение на принятие себя «Я-ты», «Да-нет». Обсуждая упражнение, и родители, и дети высказали мнение, что проще говорить «Я» и «да», чем «ты» и «нет», так, например, «Когда говоришь «Я» все вокруг тебя, ты в центре, это звучит гордо, а «ты» где-то далеко» (Л.Ю.И.), «Да -значит можно, хорошо, молодец, а нет - это сразу как будто нельзя, плохо, настроение падает». Делая вывод, родители пришли к мнению, что ребенку, также как и нам, взрослым, нравится, когда ему говорят «да», и он много говорит о себе «Я», значит, что ему хорошо, он этим гордится.

В тренинговой игре «Игра без правил», содержание которой изменялось в течение всех занятий, в начале дети и родители говорили о том, что «Я думаю, что ты любишь...», «Мне нравится, что ты...», затем «Я люблю, когда ты.» и другие высказывания. Эффективность данного упражнения в том, что возникает позитивный диалог, родитель дает ребенку, а ребенок родителю «обратную связь», что благоприятно сказывается на создании атмосферы принятия и понимания, развития навыков общения и активного слушания. Высказывания детей и родителей были разнообразными, например, «Хочу тебя предупредить, что если ты не будешь со мной играть я на тебя сильно обижусь» (Антон Б.), « Я думаю, что ты не любишь, когда я разбрасываю игрушки по комнате, но я очень люблю играть» (Яна П.), «Я люблю, когда ты играешь со мной, но тебе всегда некогда» (Катя Д.), данные высказывания могут служить выражением негативного отношения детей к родителям, по поводу того, что они мало уделяют внимания своему ребенку, и не удовлетворяют его ведущую потребность.

Упражнение «Упрямый», которое способствовало повышению общей самооценки, а, следовательно, и ее аффективного компонента (самопринятия) ребенка, а также автономности при общении с родителями. В данной игре ребенок, исполняющий роль «упрямого» делал все наоборот, а не так как показывала его мама, в отличие от других детей. При обсуждении чувств, вызванных данным упражнением, Один из родителей высказал мнение о том, что «ребенок не всегда должен делать то, что говорят ему его родители, если у него есть свое мнение, ведь нам тоже не нравится, когда нам указывают».

В одном из тренинговых занятий детям и родителям предлагалось упражнение «Ежик», которое в наибольшей степени способствовало принятию друг друга и установлению доверительных отношений. Один из пары «сворачивается» в клубочек и сохраняет положение, другой должен найти подход, чтобы развернуть его без силовых приемов, щекотки, уговаривания словами, затем они меняются местами. По окончании упражнения дети и родители высказали мнение, что роль «ежика» не понравилась («Мне было не удобно» Илья П., «Ежи они колючие, можно сильно пораниться, когда их гладишь» Олег Б., «Мне понравилось разворачивать ежика, от нас требовалось много добрых и нежных чувств» А.В. Рассадин, «Дети становятся ежами, когда мы их ругаем, а когда приласкаешь все иголки куда-то исчезают» К.И.В.). Перед родителями также был поставлен вопрос о том «Где можно использовать такие прикосновения?», на что родители ответили «когда ребенок обижен» (Л.Ю. Иванцова), «просто, чтобы доставить ребенку радость» (П.А.Ю.), «если хочешь показать ребенку, как ты его сильно любишь» (Х.О.А.). Выпрямляли «ежиков» при помощи поглаживания (Е.А. Бессонова), мурлыканья как кошка (М.К.), добрых песен (Д.Д.).

Успешным упражнением в тренинговом занятии оказалось «Живые руки». В процессе игры детско-роди-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 4(33)

тельская пара взаимодействовала только руками, потому что глаза были завязаны. Оказалось, что, выполняя следующие команды «руки знакомятся», «мирятся», «дружат», «прощаются», и у детей и у родителей возникали ощущения, что руки «теплые» (Андрей Р.), «мягкие», «нежные» (Лена Х.), «родные», а в ситуациях таких как «руки дерутся», «ругаются» вызвало ощущение «страха», «желание отбросить руки». Данные суждения говорят о том, что только положительные чувства вызывают положительное тактильное восприятие.

В ходе коррекционно-развивающей программы нами была использована игра-сказка «Мир наоборот» (М.А. Панфилова), направленная на снятие родительских стереотипов и авторитарности взрослого. Мир детей и родителей менялся местами после того, как были произнесены волшебные слова, дети ухаживали за родителями, командовали, воспитывали, наказывали, родители слушались или капризничали, по сигналу мир становился прежним. Беседуя с родителями о том, какие чувства они испытали, можно привести такие примеры: «Почему-то когда тобой командуют, совсем не хочется слушаться, а наоборот начинаешь капризничать и все делать назло», «В нашей жизни всегда кто-то командует, а кто-то ему подчиняется, и нами тоже командовали, вырастут все изменится», «Мне очень нравится, когда за мной ухаживают, а тем более мой ребенок», «Странно, но я был наказан, и стоял в углу, лишь за то, что не помыл руки перед едой». Приведенные выше примеры позволяют нам говорить о том, что родители на себе испытали все отрицательные стороны авторитарного стиля воспитания, они осознают свои ошибки и у них есть желание использовать в практике воспитания детей другие более демократичные способы взаимодействия в системе «родитель-ребенок».

Таким образом, осуществляя диагностику и типизацию родительских позиций, а также, изучая особенности самопринятия ребенка, можно сделать вывод о том, что родительская позиция влияет на самопринятие ребенка старшего дошкольного возраста, при этом, чем позитивнее родительская позиция, тем адекватнее самопринятие ребенка старшего дошкольного возраста.

Диагностирование особенностей и детерминант родительской позиции показало: в исследуемой группе доминирует такой тип родительского воспитания как авторитарный. В качестве детерминант характера родительской позиции к ребенку выступает, как его порядковая позиция в семье, пол ребенка, ценностные установки в отношении воспитания детей.

Разработанная и апробированная нами программа коррекционно-развивающих воздействий, состоящая из приемов, самыми эффективными из которых оказались тренинговые упражнения и игры в детско-родительских парах, опосредованной коррекции негативного самопринятия детей через воздействие на родительскую позицию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Собкин В.С. Ценностные ориентации родителей детей-дошкольников/ В.С. Собкин, Е.М. Марич// Вопросы психологии. 2002.№6.С.3-14.

2. Петровский В.А.Отчуждение как феномен детско-роди-тельских отношений/А.В. Петровский, М.В. Полевая// Вопросы психологии.2001.№1.С.19-26.

3. Диянова З.В. Самосознание личности/З.В. Диянова, Т.М. Щеголева. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1993. — 56 с.

4. Попрядухина, Н.Г. Влияние детско-родительских отношений на выстраивание взаимных коммуникаций у детей старшего дошкольного возраста/Н.Г. Порядухина, Н.В. Бубчикова//Азимут научных исследований: педагогика и психология.2018.Т.7.№2(23).С.347-350.

5. Баторова, Г.Н. Влияние детско-родительских отношений на проявление самостоятельности детьми старшего дошкольного возраста/Г.Н. Баторова//Преемственность в образовании.2018.№18 (06).С.39-45.

6. Смолярчук, И.В. Влияние нарушенных детско-родительских отношений на проявления тревожности/И.В. Смолярчук//Психолого-педагогический журнал ГАУДЕАМУС.2018.Т.17.№38. С.69-72

7. Ибрагимова Л.А., Чубанова Г.Р. Проблема психологического исследования семьи и детско-родительских отношений в семьях педагогов //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015.

Т. 2. № 6 (28). С. 105-110.

8. Гогицаева О.У., Небежева А.В., Шибзухова Д.А. Детско-родительские отношения и самооценка подростка // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 183-186.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 14.05.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.