Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА САМООЦЕНКУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА САМООЦЕНКУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
262
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / САМООЦЕНКА / ОЦЕНОЧНЫЕ СУЖДЕНИЯ / СЕМЬЯ / РОДИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ряснянская А.В.

В статье рассматриваются вопросы развития самооценки ребенка старшего дошкольного возраста. Исследуется влияние детско - родительских отношений на формирование самооценки дошкольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ряснянская А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА САМООЦЕНКУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

П

С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

А.В. Ряснянская

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА САМООЦЕНКУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются вопросы развития самооценки ребенка старшего дошкольного возраста. Исследуется влияние детско - родительских отношений на формирование самооценки дошкольника.

Ключевые слова: Старший дошкольный возраст, самооценка, оценочные суждения, семья, родители.

Дошкольный возраст является началом формирования личности ребенка и особое место в этом периоде занимает старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, то есть происходит развитие новых психологических механизмов деятельности и поведения. Ребенок формируется как личность, он начинает для себя определять важность самого себя, личного «Я», формируется потребность в уважении и признании взрослыми и сверстниками. Ребенок начинает понимать выполнение установленных правил в социуме. Также этот период в психическом развитии ребенка формирует собственную социальную позицию, отношение к успеху и неудаче, и определяет самооценку, то есть развивается компонент самосознания - самооценки, которая формируется из общности знаний и мыслей о себе.

Дошкольный возраст - начальный этап осознания ребенком самого себя, и формирование адекватной самооценки, данный процесс помогает ребенку правильно оценить себя, свои силы и ставить перед собой цели и задачи.

Вопросы самооценки и ее развития исследовали А. Грег, M. Кернис, Д.Кэмпбелл, С. Хартер; а также российские учёные Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, А.В. Захарова, В.В. Столина, С.Р. Пантелеева, И.И. Чеснокова. Несмотря на наличие многочисленных работ по данной теме исследования особенности самооценки в старшем дошкольном возрасте изучены еще недостаточно.

© А.В. Ряснянская, 2022.

Самооценка представляет собой оценку своей личности, являющейся важнейшим регулятором поведения человека. Самооценка формирует отношения с социумом, развивает критичное и требовательное отношение к себе. Оценка самого себя закладываются в раннем детстве, совершенствование ее происходит в течение всей жизни человека.

При переходе к старшему дошкольному ребенок становится более самостоятелен и независим от родителей. Ребенок активно познает окружающий мир, лучше себя узнает, оценивает свои достоинства и недостатки. В первые годы жизни самооценка ребенка зависит от его окружения: семьи, родственников. В связи с недостатком опыта, своих физических и психологических особенностей развития ребенок оценивает себя через отношения с семьей и взрослыми, ориентировкой для него является мнение людей, которые о нем заботятся. Самостоятельное представление о себе формируется позже.

Б.Г.Ананьев в своих исследованиях отмечает, что первые элементы самооценки ребенок показывает через описание внешних факторов, а не личностных и моральных качеств, отмечая свое личное через «моя, мой». Это свидетельствует о неустойчивом представлении ребенка самого себя, наиболее, на наш взгляд, важным является, когда предметная оценка другого человека переходит к оценке его личностных качеств и внутренних состояний самого себя [2]. Еще интересным моментом является то, что все дети разных возрастов объективно оценивают других, но себя.

В работе Е.А. Маслова «Общие закономерности динамики самооценки в онтогенезе» полагает, что самооценка у дошкольников носит эмоциональный характер, и вера ребенка абсолютна к тем людям, которых он любит, доверяет и к кому эмоционально привязан [10].

Дети старшего дошкольного возраста довольно часто выносят адекватную и глубокую оценку внутреннему миру близких взрослых.

Е.Н. Васина считает, что дошкольник проявлять разную самооценку в зависимости от результатов его, знаний и умений и притязаний ребенка [6].

Адекватная самооценка ребенка развивается при осуществлении той деятельности, которая формирует результат и ребенок может самостоятельно проследить выполнение. В старшем дошкольном возрасте, ребенок в процессе самооценки, пытается осмыслить мотивы своих поступков и объяснить собственное поведение. Ближе к школьному возрасту самооценка у ребенка обогащается, и его суждения становится более полными, развернутыми и детальными. Также меняются его оценочные суждения об окружающих.

Н. Авдеева объясняет их ростом интереса ребенка к внутреннему миру взрослых, что связано с получением нового опыта ребенком, личного общения с взрослыми, понимания их различия и выработке новых критериев оценки. В этом возрасте у ребенка развиваются чувства гордости и стыда, что также влияет на рост самооценки ребенка [1].

Формирование познавательной и мотивационной сферы ребенка тесно связано с развитием самосознания, что приводит к «осознанию ребенком своего социального «я» и возникновение внутренней позиции», также это показывает переход на следующий возрастной этап ребенка. Растет критичность детской оценки, самооценки и его самостоятельность [2].

Хорошие отношения в семье и забота родителей формируют положительную самооценку ребенку старшего дошкольного возраста. Довольно часто у ребенка может возникнуть завышенные представления о себе и своих возможностях. При освоении новых видов деятельности, ребенок развивает самооценку, которая выражает его отношение к успешному выполнению какой - либо деятельности [8].

При общении с взрослыми людьми и при практическом опыте ребенок познает себя и пределы своих возможностей, в процессе самосознания для ребенка становится важным общение со сверстниками, так как за ровесниками можно наблюдать и сравнивать себя с ними, с взрослыми такого сравнения нет. Оценка социума формирует различное отношение к окружающим, проведение анализа деятельности взрослых, и своих сверстников, что позволяет проводить анализ собственной деятельности и развивать самооценку.

В возрасте от 5 до 7 лет умение ребенка сравнивать себя с другими детьми достигает высокого уровня, ребенок может оперировать своими знаниями и умениями, иметь представление о собственных познавательных возможностях, личностных качествах, внешнем образе, а также адекватно реагировать на ситуации успеха и неудачи. Ребенок 6-7 лет хорошо оценивает свои физические и умственные возможности, умеет оценивать ситуацию и принимать верное решение, а также ребенок осознает моральные нормы и правила в социуме.

М.И. Лисина считает, что самооценка представляет собой сложно-структурированное образование, которое влияет на формирование личности, ее деятельность и общение [9]. М.И. Лисина классифицировала самооценку по уровням: высокая, низкая, завышенная, заниженная. У ребенка с высокой самооценкой более высокая адаптация в группе, он уверен в своих действиях, легко учится, уверен в своих силах, что ведет к активности ребенка и продуктивной деятельности.

Л.И. Божович полагает, что самооценка - это важное звено мотивационно-потребностной сферы личности ребенка [5]. Л.А. Венгер и В.С. Мухина отмечают, что адекватная самооценка - это позитивное отношение к самому себе, что важно для нормального развития ребенка [6].

Следует отметить, что на формирование самооценки ребенка в дошкольном возрасте влияют окружающие взрослые и сверстники. Самооценка дошкольника основана на эмоциях ребенка. Также на самооценку влияет положение ребенка в группе, его социальный статус. В старшем дошкольном возрасте ребенок оценивает свои личностные качества, и осмысливает мотивы своих поступков. К школьному возрасту самооценка становится уже более глубокой, ребенок осознает свое социальное «я». Данный период формирует психологическую позицию школьника, полученный опыт помогает критически оценивать действия как свои, так и сверстников. Самооценка влияет на оценку возможностей и результатов деятельности самого ребенка и других людей. Адекватность самооценки тесно связана с оценочными способностями человека.

Поэтому так важно в старшем дошкольном возрасте влиять на формирование адекватной самооценки ребенка. Неадекватная самооценка делится на завышенную и заниженную. Дети с заниженной самооценкой недооценивают себя по сравнению со сверстниками, видят в себе только негативные качества, часто испытывают неуверенность в своих силах, что приводит к ранимости, замкнутости, а также к трудностям в общении и установлению контактов.

Дети с завышенной самооценкой довольно часто переоценивают себя, самоуверенны, безразличны к мнению других, что влияет на общение с ровесниками.

Адекватная и неадекватная самооценка бывает: устойчивая и неустойчивая. Устойчивая самооценка - это самооценка, не меняющаяся под воздействием каких - либо факторов. Неустойчивая самооценка подвергается корректировке. Самооценка старшего дошкольника неустойчива вследствие ее развития, и хорошо поддается корректировке, из-за чего можно направленно формировать ее.

На развитие самооценки в большей степени влияют отношения с родителями, опыт семейных отношений, который ребенок дошкольного возраста приобретает в семье, и который влияет на всю его дальнейшую жизнь.

Ребенок старшего дошкольного возраста в этом возрасте готовится стать школьником, в связи необходимо развитие таких качеств как анализ, самоконтроль, оценивание себя и других, способность к принятию чужих оценок.

В.Э. Пахальян в своей работе исследовал связь между принятой формой общения в семье и степенью адекватности и устойчивости самооценки ребенка. В.Э. Пахальян выделил два типа общения: доверительное и регламентированное, было выявлено, что адекватная и устойчивая самооценка наблюдалась у детей, которые имели доверительные отношения с родителями. В то время как дети, воспитывающиеся в семьях с регламентированным типом общения часто обладали неустойчивой и неадекватной самооценкой

[7].

Замечено, что в семьях, где к ребенку проявляют доброжелательное отношение в сочетании с заботой о других членах семьи, ребенок учится считаться с интересами и нуждами близких людей, вникать в их эмоциональное состояние.

В семьях тех детей, у которых выражено делинквентное поведение основными типами воспитания выступают, либо гиперопека со стороны матери, либо полное равнодушие отца и матери к ребенку, жестокое или агрессивное отношение одного или обоих родителей.

Разумная любовь родителей характеризуется приятием ребенка, соучастием в его переживаниях, но с некоторой личностной дистанцией. Это проявляется в признании прав ребенка, уважении его мнения, представлении определенной свободы действий, соответствующей его возрасту. Такие родители относятся к рубанку с теплотой и любовью, но при этом предъявляют разумные требования.

По исследованиям А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин можно отметить, что эмоциональный контакт и особенности отношений с родителями оказывают большое влияние на психическое развитие ребенка.

Влияние семьи отражается в поведении ребенка:

- Ребенок естественно проходит фазы своего развития и решает закономерные возрастные проблемы;

- Испытывает чувства привязанности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей;

- Реализует свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых людей;

- Обладает устойчивым чувством «Я», уверен в себе, обладает адекватной самооценкой;

- Способен к сопереживанию;

- Не проявляет выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства доброжелательности к людям;

- Ребенок общительный, стремится к взаимодействию со сверстниками.

Детско-родительские отношения определяют тип семьи, позицию взрослых, стиль воспитания и ту роль, которую отводят ребенку в семье. При этом под влиянием типа родительских отношений происходит формирование личности ребенка.

Родительские отношения могут быть как положительным, так и отрицательным фактором влияния на самооценку ребенка, при этом, взаимоотношения в семье могут иметь разный характер, а неэффективный тип родительского воспитания может привести к формированию неадекватной самооценке ребенка

[9].

Д.В. Зайцев выделил четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения: «принятие и любовь», «явное отвержение», «излишняя требовательность», «чрезмерная опека». Также, можно проследить зависимость между поведением детей и поведением родителей - формирование чувства безопасности у ребенка складывается при установке родителей на «принятие и любовь», что способствует нормальному развитию личности. А вот установка «явное отвержение» ведет к агрессивному и эмоциональному недоразвитию ребенка [7].

Следует отметить, что для развития позитивной самооценки ребенка необходима эмоциональная заинтересованность родителей в том, что важно ребенку. Родители должны устанавливать четкие, ясные правила, регулирующие поведение, и дающие возможность воспитываться самостоятельности ребенка.

Сочетание высокой социальной направленности с урегулированными внутрисемейными взаимоотношениями создает оптимальные условия для развития личности детей, способствует совершенствованию всех членов семьи. Семейное воспитание рассматривается как процесс совместного решения членами семьи разнообразных задач, возникающих в процессе жизнедеятельности.

Библиографический список:

1. Авдеева Н. Коррекция нарушения образа себя в дошкольном возрасте: Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования// Дошкольное воспитание. - 2003. - №3. - С. 47.

2. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. / Б. Г. Ананьев. - М.: Директ-Медиа, 2008.

- 134 с.

3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 2. / Ананьев Б.Г. - М.: Педагогика, 1990

4. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академический проект Гаудеамус, 2005.

5. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. -1998. - № 4. - С. 47.

6. Васина Е.Н. Новый прием и средство развития самосознания ребенка // Школьные технологии. - 2006. - № 5.

- С. 146 - 149

7. Зайцев Д.В. Социологический анализ современной семьи // Дефектология. - 2001. -№6. - С. 3-10.

8. Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер, 2004. —480о: ил.

9. Лисина М.И. Психология самопознания у дошкольников. / Лисина М.И., Сильвестру А.И. - Кишинев: Штиинца, 1983. - 257 с.

10.Маслова Е.А. Общие закономерности динамики самооценки в онтогенезе // Методы изучения и диагностики психологического развития ребенка / Под редакцией Н.И. Непомнящей. - М.: Просвещение, 1995. - 169 с.

РЯСНЯНСКАЯ АНАСТАСИЯ ВАЛЕРЬЕВНА - магистрант, Хакасский государственный университет им Н.Ф. Катанова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.