DOI: 10.17805/trudy.2021.5.6 ПЕДАГОГИКА
СВЯЗЬ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ С САМООЦЕНКОЙ И УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В.А. Казначеева Московский гуманитарный университет
Аннотация: В статье раскрывается актуальная проблема отношений между детьми и родителями и влияния этих отношений на личность дошкольников. Автор эмпирическим путем доказывает, что стили семейного воспитания, предпочитаемые родителями, влияют на самооценку и уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: самооценка, тревожность, стили семейного воспитания, старший дошкольный возраст
THE RELATIONSHIP OF FAMILY EDUCATION STYLES WITH SELF-ESTEEM AND ANXIETY LEVEL OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN
V.A. Kaznacheeva Moscow University for the Humanities
Abstract: The article reveals the actual problem of the relationship between children and parents and the influence of these relationships on the personality ofpreschoolers. The author empirically proves that the styles of family education preferred by parents affect the self-esteem and anxiety level of older preschool children.
Keywords: self-esteem, anxiety, family education styles, senior preschool age
Особый интерес к проблеме исследования связи стилей семейного воспитания с самооценкой и уровнем тревожности детей старшего дошкольного возраста обусловлен тем, что ведущая роль в формировании личности ребенка принадлежит родителям. (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, М.И. Лисина, Г.А. Люблинская, И.С. Кон, А.Л. Кононко, А.В. Петровский).
Следует учитывать, что для гармоничного психического развития ребенка необходимо создание благоприятной атмосферы в семье, наличие доброжелательных доверительных отношений с родителями, поскольку любая дисгармония в семье может привести к неблагоприятным последствиям в личностном становлении ребенка, спровоцировать развитие неадекватной, заниженной либо завышенной самооценки и повышенной тревожности. Так, Л.А. Венгер, М.И. Лисина, В.С. Мухина и др. отмечают, что у детей с завышенной самооценкой наблюдаются проблемы с коммуникацией, у них выражены признаки тревожности и агрессивности. В то же время проявление любви и заботы со стороны семьи способствует развитию у ребенка адекватной, положительной самооценки, позитивного самоотношения. Низкая самооценка ребенка с ориентировкой
родителей на приспособительное поведение (умение подстраиваться), средняя самооценка связана со снисходительной, терпимой и покровительственной родительской позицией, а высокая самооценка детерминирована прописанными правилами и доверительными взаимоотношениями.
М.И. Лисина определяет самооценку как сложно-структурированное образование, оказывающее существенное влияние на формирование личности, ее деятельность, общение, психическое здоровье (Лисина, 1997). Л.И. Божович рассматривает самооценку как психологическое новообразование дошкольного возраста, важное звено мотивационно-потребностной сферы личности ребенка (Божович, 2012).
В дошкольном возрасте продолжается развитие личности ребенка, появляется потребность в признании и уважении, а также в понимании со стороны близких и значимых лиц, формируется устойчивое чувство «Я», самооценка и др. ведущие новообразования, в формировании которых огромную роль играет стиль семейного воспитания - авторитарный, демократический или либеральный. Именно в условиях семьи у ребенка происходит формирование представлений о себе и других, осваиваются навыки общения и способы поведения, приобретается опыт социальных и эмоциональных контактов, а родительское отношение имеет важное значение в период формирования самооценки ребенка, поскольку критерии самооценки напрямую зависят от взрослых и принятой системы воспитания.
От стилей семейного воспитания зависит не только становление самооценки ребенка, но и состояния эмоционального благополучия. Одним из проявлений эмоционального дискомфорта служит состояние тревоги, актуализации которой способствуют неправильные стили семейного воспитания: чрезмерная гипопро-текция или гипопротекция, авторитарный либо попустительский стили воспитания, завышенные требования со стороны родителей и т.д.
В рамках эмпирического исследования выявлялась взаимосвязь стилей семейного воспитания с самооценкой и тревожностью у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе дошкольного отделения ГБОУ школы № 1798 «Феникс» города Москвы. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет общим количественным составом 25 человек и их матери, также в количестве 25 человек возрастной категории 25-30 лет.
В качестве диагностического инструментария были выбраны следующие методики: «Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин); методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис); тест «Ваш стиль общения и воспитания»; методика исследования тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки); методики исследования самооценки «Лесенка» (В.Г. Щур) и «Какой Я?».
Анализ результатов по опроснику «родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин) свидетельствует о том, что по шкале «принятие - отвержение»
большинство матерей показали высокие (20%) и средние (44%) показатели, что выражает наличие у них положительного отношения к детям. Матери стараются принимать детей, уважать, признавать их индивидуальность, одобрять и поддерживать интересы детей, быть либеральными. 36% матерей с низкими показателями по шкале нередко испытывают по отношению к детям негативные чувства, низко оценивают их способности и не верят в них. По шкале «кооперация» 20% матерей высоко оценивают способности детей, поощряют их самостоятельность и инициативу, 40% матерей также стараются проявлять интерес к ребенку и 40% матерей занимают по отношению к детям противоположные позиции. По шкале «симбиоз» 32% матерей придерживаются демократического либо либерального стиля семейного воспитания, 36% матерям также не свойственно устанавливать психологическую дистанцию с ребенком; и 32% матерей дистанцируются от детей и практически не проявляют заботу о них. По шкале «контроль» 24% матерей стремятся занять авторитарные позиции по отношению к ребенку, стараются ограничить ребенка строгими дисциплинарными рамками. 44% матерей придерживаются разумного контроля, а у 32% матерей контроль практически отсутствует. По шкале «отношение к неудачам ребенка» 24% матерей несерьезно воспринимают успехи и достижения детей, считают их маленькими неудачниками, 40% матерей стараются не игнорировать интересы и увлечения ребенка, а 36% матерей верят в детей и считают любые их неудачи случайными. Нарушения во взаимоотношениях наблюдаются в семьях с высокими и низкими показателями по шкалам «принятие - отвержение», «кооперация», «симбиоз», «контроль», «отношение к неудачам ребенка».
Анализ результатов методики «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) показывает, что в 40% семей нарушения не выявлены (10 семей), у 16% семей преобладающий стиль воспитания - гиперпротекция (4 семьи), у 20% семей - гипопротекция (5 семей), у 8% семей - потворствование (2 семьи), в 4% семей игнорируются потребности ребенка (1 семья), в 24% семей к ребенку предъявляются чрезмерные требования (6 семей), в 24% семей присутствуют требования-запреты (6 семей), в 4% семей недостаточно выражены требования-запреты к ребенку (одна семья), в 20% семей применяется чрезмерность санкций, выражен жесткий стиль воспитания (5 семей).
Результаты теста «Ваш стиль общения и воспитания» свидетельствуют, что в 45% семей (10 семей) существует демократический стиль воспитания - родители в этих семьях поощряют ответственность и самостоятельность детей, уважительно к ним относятся, прислушиваются к его мнению, поощряют запросы ребенка. Вместе с тем родители проявляют твердость и формируют у детей ответственное социальное поведение. В 9 семьях (36%) выражен либеральный стиль воспитания: отсутствуют запреты и ограничения со стороны родителей, родители идеализируют ребенка, что может иметь негативные последствия (формирование у ребенка эгоизма, упрямства, завышенной самооценки и т.д.). 6 семей (24%) применяют авторитарный стиль воспитания: требуют от детей
безоговорочного послушания, осуществляют чрезмерный контроль за детьми, проявляют нетерпимость к недостаткам ребенка, ограничивают его самостоятельность посредством жестких запретов и физических наказаний, что может также привести в последующем к негативным последствиям (отчуждение ребенка от родителей, развитие в ребенке агрессивности, неуверенности в себе, заниженной самооценки и т.д.).
1 : 10
о
Категория 1
■ Авторитарный стиль ■ Демократ™ческий стиль
■ /1 ибЕрольньм стиль
Результаты теста «Ваш стиль общения и воспитания»
Анализ результатов по методике исследования тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) показал, что преобладающее количество дошкольников имеют средний уровень тревожности (56%), 20% детей отмечены низким уровнем тревожности. И негативным моментом явилось наличие в выборке 24% детей с высоким уровнем тревожности. Анализ результатов исследования показывает, что высокий уровень тревожности наблюдается у дошкольников, чьи матери чрезмерно контролируют детей, предъявляют завышенные требования, проявляют гиперпротекцию и гипопротекцию. Также отмечается высокий уровень тревожности, чьи матери продемонстрировали авторитарный и неустойчивый тип семейного воспитания. У дошкольников, чьи матери предпочитают демократический и либеральный стиль семейного воспитания, наблюдается средний и низкий уровни тревожности.
По итогам проведения методики исследования самооценки «Лесенка» (В.Г. Щур) установлено, что адекватная самооценка свойственна 44% детей, завышенная самооценка обнаружена у 16% детей и заниженной самооценкой отмечены 40% детей. Дети с завышенной самооценкой собственные недостатки и промахи объясняют внешними причинами, от них не зависящими, а матери этих детей выбирают авторитарный и неустойчивый стили семейного воспитания. Дети с адекватной самооценкой объясняют собственные действия, исходя из реальных достижений. Матери детей данной категории предпочитают демократический либо либеральный стили воспитания. Дети с заниженной самооценкой испытывают неуверенность в себе, у них повышенный уровень тревожности, а матери этих детей придерживаются стиля гиперпротекции или гопопротекции. Также отмечается низкий уровень самооценки, чьи матери продемонстрировали
авторитарный и неустойчивый тип семейного воспитания. У дошкольников, чьи матери предпочитают демократический и либеральный стиль семейного воспитания, наблюдается средний и высокий уровни самооценки.
Оценка результатов по методике «Какой Я?» свидетельствует, что у 16% (4) детей высокий уровень самооценки, при этом их матери руководствуются авторитарным и неустойчивым стилями воспитания. 44% (11) детей показали средний уровень самооценки, а матери этих детей предпочитают демократический или либеральный стили семейного воспитания. 40% (10) дошкольников с низким уровнем самооценки имеют матерей, которые проявляют по отношению к детям гипопротекцию или гиперпротекцию, предъявляют повышенные требования.
12 В 6 4 11 10 - л
1 К |
и- Категория 1 ■ Высокий уровень Ц Средний уровень □ Низкий уровень
Результаты методики исследования самооценки «Какой Я?»
Таким образом, полученные результаты исследования доказывают, что стиль семейного воспитания оказывает воздействие на уровень тревожности и самооценки детей старшего дошкольного возраста. Низкий уровень самооценки свойственен детям, чьи матери предпочитают авторитарный и неустойчивый тип семейного воспитания. У дошкольников, чьи матери демонстрируют демократический и либеральный стиль семейного воспитания, наблюдается средний и высокий уровни самооценки. Завышенные требования, неустойчивость стиля семейного воспитания, чрезмерный контроль способствуют развитию низкой самооценки и высокого уровня тревожности, что доказывает гипотезу исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Божович Л.И. (2012) Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельд-штейна. - Воронеж: МОДЭК. 352 с.
Лисина М.И. (1997) Общение, личность и психика ребёнка / М.И. Лисина /Под ред. А.Г. Рузской. М.: Воронеж, 384 с.
Казначеева Василисса Алексеевна - бакалавр 5 курс направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» Московского гуманитарного университета. Научный руководитель -канд. психол. наук, доцент Е.Е. Иванова.
Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, л. 5. Тел.: +7 (499) 374-74-59. Эл. адрес: [email protected]
Kaznacheeva Vasilissa Alekseevna - Bachelor of the 5th year of the direction of training «Psychological and pedagogical education» of the Moscow Humanitarian University. Scientific supervisor - cand. psychological sciences, associate professor E. E. Ivanova.
Address: 111395, Russia, Moscow, ul. Yunosti, L. 5. Tel.: +7 (499) 374-74-59. E-mail: [email protected]
Для цитирования:
Казначеева В.А. Связь стилей семейного воспитания с самооценкой и уровнем тревожности детей старшего дошкольного возраста. 2021. №5. С. 38-43. DOI: https://www.doi. о^/10.17805Дг^у.2021.5.6