Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ (МАТЕРИНСКИХ) УСТАНОВОК НА ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ ЛИЧНОСТИ ГИПЕРАКТИВНЫХ ПОДРОСТКОВ'

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ (МАТЕРИНСКИХ) УСТАНОВОК НА ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ ЛИЧНОСТИ ГИПЕРАКТИВНЫХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
296
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ГИПЕРАКТИВНОСТЬ / СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ / СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ ЛИЧНОСТИ / АДАПТИВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПРИНЯТИЕ РИСКА / КОНТРОЛЬ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / ADOLESCENCE / HYPERACTIVITY / ATTENTION DEFICIT DISORDER / FAMILY EDUCATION STYLE / PARENTAL ATTITUDES / PERSONALITY RESILIENCE / ADAPTABILITY / PSYCHOLOGICAL HEALTH / RISK TAKING / CONTROL / INVOLVEMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ткаченко Надежда Степановна, Ахметова Зарина Альбертовна

В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния материнских установок на жизнестойкость личности гиперактивных подростков. Матери гиперактивных подростков, в отличие от матерей подростков без особенностей в развитии, больше конфликтуют со своими детьми, проявляют излишнюю строгость, раздражительность, желают ускорить взросление своих детей и одновременно подавить их волю, стимулируя таким образом развитие инфантилизма. Жизнестойкость гиперактивных подростков уступает жизнестойкости подростков без особенностей в развитии. Партнерские отношения родителей с подростками, поддержание их активности, открытое общение - все это оказывает позитивное влияние на формирование жизнестойкости личности гиперактивных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ткаченко Надежда Степановна, Ахметова Зарина Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PARENTAL (MATERNAL) INSTALLATIONS ON THE VITALITY OF PERSONALITY OF HYPERACTIVE TEENS

The article presents the results of an empirical study of the influence of maternal attitudes on the viability of the personality of hyperactive adolescents. The parental attitudes of the mothers of hyperactive adolescents, in contrast to the mothers of adolescents with no developmental characteristics, showed a greater tendency for them to conflict with their children, excessive severity, irritability, a desire to accelerate the maturing of their children and at the same time suppress their will, thus stimulating the development of infantilism. The viability of hyperactive adolescents is inferior to the viability of adolescents without developmental characteristics. Partnerships between parents and adolescents, maintaining their activity, and open communication all have a positive effect on the formation of the viability of the personality of hyperactive adolescents.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ (МАТЕРИНСКИХ) УСТАНОВОК НА ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ ЛИЧНОСТИ ГИПЕРАКТИВНЫХ ПОДРОСТКОВ»

ажашшзммшшб®^ проблемы современной психологии и педагогики

- знание правил и норм, регулирующих отношения представителей различных национальностей (или способность строить отношения в конкретных обстоятельствах в соответствии с интересами сторон);

- соблюдение ранее сложившихся положительных форм межнационального общения;

- правильные социальные и профессиональные реакции на характер, стиль и особенности поведения лиц других национальностей;

- потребность утверждать согласованные принципы бесконфликтного общения в процессе межнационального взаимодействия;

- умение противостоять антиподам культуры межнационального общения, таким как: национальная неприязнь, этноцентризм, предвзятое отношение к представителям других национальностей [8].

Разработанная в ходе опытно-экспериментального исследования программа формирования культуры межнационального общения в условиях интернационализации образования предусматривает реализацию элективного курса «Педагогика межнационального общения», а также комплекса организационно-правовых и культурно-просветительских мероприятий с участием иностранных студентов.

5. Особенности патриотического воспитания в условиях поликультурного образовательного пространства. Проблема патриотического воспитания студентов вуза всегда представляла научный и практический интерес в силу своей социальной и политической значимости. В современных условиях интернационализации высшего образования и формирования поликультурного образовательного пространства вузов решение этой проблемы требует особого, нетрадиционного подхода. Актуальной становится задача воспитания личности, обладающей «глобальным видением» мировых процессов, способной к эффективному межнациональному общению, но в то же время являющейся носителем определенных национальных и этнокультурных ценностей. В рамках научных исследований магистрантов УШОС осуществляется сравнительный анализ проблемы патриотического воспитания студенческой молодежи в странах-партнерах, разрабатываются структурно-содержательные модели формирования гражданско-патриотических качеств будущих специалистов в современных условиях международно-ориентированного вуза. Значительный интерес представляет сравнительный анализ государственной политики в области патриотического воспитания, сопоставление национальных программных документов, таких как государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» и программа «Руханижацгыру», спецпроект «Туганжер», цель которых - воспитание у граждан Казахстана чувства истинного патриотизма.

Таким образом, проблематика магистерских исследований отражает особенности поликультурной образовательной среды международно-ориентированных вузов-партнеров. В процессе научно-исследовательской работы у магистрантов формируется готовность к решению важнейших профессиональных задач: развивается способность вести профессиональную деятельность в условиях интернационализации образования, выявлять и использовать возможности поликультурной образовательной среды для организации учебно-воспитательного процесса в современном вузе.

Очевидно, что спектр актуальных сравнительно-педагогических исследований не ограничивается рассмотренными в данной статье направлениями. Перспективным в условиях вызовов современного глобализирующегося общества и в рамках УШОС является изучение таких проблем, как социализация студенчества в вузах-партнерах УШОС, теория и практика электронной дидактики в системе инновационного евразийского образования, методическое обеспечение реализации этнокультурного воспитания.

1. Айтбаева. Р., Касимова, Н. Гуманитарное сотрудничество стран ШОС [Текст] / Р. Айтбаева, Н. Касимова // СОЫСОКРЕ. - 2018. - №2. - С. 83-88.

педагогический журнпл епшнортостпнп м з(вя). a oí 9 bSS§sss

2. Асадуллин, Р.М. Многоуровневая интеграция как основа сетевого взаимодействия вузов-партнеров [Текст] / Р. М. Асадуллин // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2014. - № 19. -С. 7-12.

3. Бикбулатова, А.М., Фатыхова, Р.М. Межкультурная компетентность: сущность, структура и особенности формирования у студентов УШОС в процессе профессиональной подготовки [Текст] / А.М. Бикбулатова, Р.М. Фатыхова // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. - 2017. - №1 (41). - С. 99-112.

4. Ефремова, Л.И., Федоров, Р.Г. 10 лет Университету Шанхайской организации сотрудничества: основные результаты работы [Текст] / Л.И. Ефремова, Р.Г. Федоров // Вестник РУДН. - Серия : Всеобщая история. -2017. - Т. 9. - №4. - С. 363-369.

5. Иванов, В.Г. Межкультурные коммуникации и академическая мобильность студентов УШОС [Текст] / В.Г. Иванов // Педагогический журнал Башкортостана. - 2015. - №3(58). - С. 80-86.

6. Иванова, Г.П., Логвинова, О.К. Интернационализация педагогического образования: магистратура Университета ШОС [Текст] / Г.П. Иванова, О.К. Логвинова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2017. - Т.1 -№4 (41) - С. 115-123.

7. Приходько, А.В. О системном подходе к исследованию сферы развития культуры межнационального общения субъектов образовательного пространства [Текст] / А.В. Приходько // Социальные отношения. - 2017. - № 3 (22). - С. 16-24.

8. Приходько, А.В. Развитие культуры межнационального общения современных студентов [Текст] / А.В. Приходько // Социальные отношения. - 2017. - № 2 (21). - С. 26-33.

9. Университет Шанхайской Организации Сотрудничества : [Электронный ресурс] // URL : http://uni-sco.ru (дата обращения: 10.02.2019).

10. Logvinova, O.K., Ivanova, G.P., Shakirtova, A.T. Multicultural Education in the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan: General Trends and National Peculiarities // IEJME-Mathematics Education. - 2016. - 11(9). -P. 3301-3312.

Н.С. Ткаченко, З.А. Ахметова

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ (МАТЕРИНСКИХ) УСТАНОВОК НА ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ ЛИЧНОСТИ ГИПЕРАКТИВНЫХ ПОДРОСТКОВ

Ключевые слова: подростковый возраст, гиперактивность, синдром дефицита внимания, стиль семейного воспитания, родительские установки, жизнестойкость личности, адаптивность, психологическое здоровье, принятие риска, контроль, вовлеченность.

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния материнских установок на жизнестойкость личности гиперактивных подростков. Родительские установки матерей гиперактивных подростков в отличие от матерей подростков без особенностей в развитии показало большую склонность их к конфликтам со своими детьми, излишнюю строгость, раздражительность, желание ускорить взросление своих детей и одновременно подавить их волю, стимулируя, таким образом, развитие инфантилизма. Жизнестойкость гиперактивных подростков уступает жизнестойкости подростков без особенностей в развитии. Партнерские отношения родителей с подростками, поддержание их активности, открытое общение - все это оказывает позитивное влияние на формирование жизнестойкости личности гиперактивных подростков.

Сложный, противоречивый и многогранный внутренний мир современного подростка нуждается в переосмыслении и принятии родителями и другими взрослыми. Семья является своеобразной экологической системой формирования личности ребенка, осуществляет воспитание и развивает в ребенке умственные, физические, нравственные, моральные, этические стороны его личности. Распространенность психической патологии в школьные годы нарастает, достигая максимума именно в пубертате. Среди психических нарушений весомый процент занимают легкие психические расстройства. Одним из признаков неуравновешенной нервной системы является гиперактивность, когда двигательная активность и возбудимость ребенка превышает возрастную норму. Последствием гиперактивности может являться школьная дезадаптация, сопровождающаяся учебной несостоятельностью (снижение способности к обучению) и поведенческими расстройствами (частые нарушения поведения, повышенная отвлекаемость на уроках, импульсивность в поведении, сложности во взаимоотношениях с учителями, одноклассниками, родителями). В дальнейшем эти трудности могут привести к дезадаптации социальной, крайними формами которой являются низкий образовательный и профессиональный уровень молодежи, алкоголизм, наркомания, правонарушения и так далее. (1). Именно по этой причине гиперактивные дети должны находиться в поле зрения родителей, педагогов, школьных психологов. Родители гиперактивных детей, рассматривая поведение таких детей как непослушание, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают, вводят систему запретов. Другие, устав от бесконечной борьбы со своим чадом, предоставляют ребенку полную свободу действий, тем самым лишая его необходимой для него поддержки взрослых. Родители должны понять, что ребенок ни в коей мере не виноват, что он такой, и что дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а в большинстве случаев даже ухудшат его. Более того, они могут способствовать формированию и закреплению отрицательных качеств ребенка, а также негативного отношения к учебному процессу. Подростки готовы сотрудничать с другими людьми, но они не умеют этого делать, поэтому им необходимо помочь осуществлять адаптацию не только в начале, но и на протяжении всего процесса обучения (в связи с постоянно повышающимися требованиями). Жизнестойкость позволяет ускорять процессы адаптации и снижать напряжение и вероятность возникновения соматических заболеваний и тем самым способствовать личностному и профессиональному развитию.

Проблему детско-родительских отношений как отдельного фактора формирования полноценно функционирующей личности и, следовательно, психологического благополучия изучали такие исследователи, как А.С. Спиваковская (4), Э.Г. Эйдемиллер (7), в более поздний период -Е.А. Овсяникова, Н.С. Борзилова (5), А.Г. Ткаченко (6) и другие.

А.С. Спиваковская выделяет три основных свойства родительской позиции, а именно: адекватность, динамичность, прогностичность. Адекватность проявляется в степени ориентировки родителей в воспитании ребенка, его развитии, в соотношения качеств, которые объективно

педагогический журнпл спшкортостпнп м з(вя). яо19

присущи ребенку, и качеств, которые видимы и осознаваемы родителями. Такой параметр описывает когнитивный компонент во взаимодействии родителей с детьми. Неадекватное представление о ребенке может проявиться в недооценке психофизических данных, в приписывании болезненности и навязывании ребенку определенной роли - «маленький», в представлении о беспомощности, невозможности существования без матери (что можно определить как инфантилизм). Динамичность родителей - степень подвижности родительских позиций, способность к изменениям форм и способов взаимодействия с детьми. Способность родителей изменять формы и методы воздействия в соответствии с возрастными особенностями, степень гибкости во взаимодействии с ребенком. И наконец, это степень изменчивости воздействия на ребенка в соответствии с различными ситуациями в связи со сменой условий взаимодействия. Параметр динамичности описывает когнитивный и поведенческий компоненты родительской позиции. Прогностичность родителей - это способность к построению взаимодействия с ребенком с учетом этого предвидения. Она определяется как глубина восприятия родителями ребенка (т.е. когнитивный компонент родительской позиции); она же определяет и особые формы взаимодействия с детьми, а именно - поведенческий компонент родительской позиции (4).

В дисгармоничных семьях, где воспитание подростка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительских позиций по одному или по всем трем выделенным показателям: а) родительские позиции неадекватны; б) становятся повышено устойчивыми, в) утрачивают качество гибкости (не изменчивы и не прогностичны).

Родительские отношения к подросткам - это сложное образование, включающее эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Установка - психологическая готовность в определенных условиях действовать определенным образом. Она может выражаться в словах, практических действиях, жестах и так далее. Ее польза в том, что она обеспечивает возможность скоростного реагирования на определенную ситуацию. Действуя на основе своих сложившихся установок, родители следуют готовым шаблонам.

Исследования жизнестойкости получили широкое распространение в психологии и связаны с проблемой стресса, c изучением теоретических аспектов жизнестойкости, с осмысленностью жизни (Д.М. Сотниченко, С. Мадди [3]), Д.А. Леонтьев [2]). Жизнестойкость как определенный фактор смягчает эффекты стрессогенного воздействия и помогает сохранить психологическое здоровье. Она формируется в детстве, в контексте детско-родительских отношений. Поэтому так важны принятие и любовь со стороны родителей, поддержка инициативы ребенка и формирование у ребенка представлений о многообразии среды.

Понятие жизнестойкости соотносится с понятием «личностный потенциал» (введенное Д.А. Леонтьевым). Автор в свою очередь вводит понятие личностного потенциала как базовой индивидуальной характеристики, стержня личности. Личностный потенциал, согласно Д.А. Леонтьеву (2), является интегральной характеристикой уровня личностной зрелости, а главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала является как раз феномен самодетерминации личности. Личностный потенциал отражает меру преодоления личностью сложившихся обстоятельств, и, в конечном счете, - преодоление личностью самой себя (включая степень прилагаемых усилий при работе над собой и над какими-либо обстоятельствами). Однако по мнению автора, «когда мы говорим о личностном потенциале, речь идет не столько о базовых личностных чертах или установках, сколько об особенностях системной организации личности в целом

В своей работе в определении понятия жизнестойкость наш подход будет созвучен с подходом С. Мадди (3), который определяет жизнестойкость как систему убеждений, позволяющую человеку менее стрессогенно воспринимать события и успешно справляться с ними. Это связанно с применяемыми методами исследования этого феномена в нашем эмпирическом исследовании. Под жизнестойкостью мы будем понимать ресурс, который помогает человеку переживать сложные жизненные ситуации, благодаря особому сочетанию установок и навыков, позволяющих превращать проблемные ситуации в новые возможности. Основными структурными компонентами

пробл€мы современной психологии и пеапгогики

жизнестойкости, а также ее показателями являются: вовлеченность, контроль, принятие риска. Благодаря им, человек способен находить полезное и ценное для себя в любых жизненных ситуациях, извлекать опыт из того, что с ним происходит и брать ответственность за происходящее в своей жизни, тем самым приобретая способность изменить ее к лучшему. Жизнестойкость способствует развитию жизнетворчества, социальной заинтересованности и личностной устойчивости человека в кризисных ситуациях.

Таким образом, жизнестойкость как системообразующий фактор смягчает эффекты стрессогенных обстоятельств и помогает сохранить здоровье. Если обобщить функции компонентов жизнестойкости, то можно говорить о том, что вовлеченность поддерживает активность человека, принятие риска, контроль и связаны с готовностью человека к деятельности вопреки трудностям. Следовательно, у жизнестойкого человека наблюдается готовность извлекать опыт из сложившихся ситуаций, действовать в ситуации неопределенности. Необходимые способности, которыми должен обладать жизнестойкий человек: способность видеть и принимать действительность такой, какова она есть; умение находить смысл в различных сторонах жизни; способностью импровизировать. У жизнестойких детей обнаруживаются следующие качества: высокая адаптивность, уверенность в себе, независимость, стремление к достижениям.

Поэтому сегодня мы говорим о значимости формирования такого качества личности как жизнестойкость. Жизнестойкость позволяет человеку обогащать свой потенциал, адекватно реагировать на происходящие изменения, развиваться, совладая с трудностями на жизненном пути. Благодаря наличию такого качества, гиперактивные подростки учатся извлекать пользу из ситуации, в которой находятся, и опираться на новый опыт. Это позволит им быть успешными в различных сферах жизни и деятельности. Жизнестойкость способствует процессу профессионального и личностного развития подростков и тесно связана с контекстом развития личности, осмыслением своей предназначенности, организацией жизненного опыта. Потенциал развития этого качества в большей степени состоит в обратной связи от взаимодействия с внешним миром и семьей.

В целом можно сказать, что проблема влияния родителей на формирование отдельных личностных качеств подростков изучается многими учеными, но несмотря на убедительность этого факта, данные о характере влияния отдельных родительских установок и особенностей проявления жизнестойкости гиперактивных подростков отсутствуют, что обусловило актуальность настоящего исследования и формулировку проблемы: каково влияние родительских (материнских) установок на жизнестойкость гиперактивных подростков?

Целью нашего исследования является выявление материнских установок матерей, которые будут способствовать формированию жизнестойкости личности гиперактивных подростков.

Гипотеза исследования: материнские установки могут оказывать влияние на жизнестойкость личности гиперактивных подростков, а именно: чрезмерная забота, повышенная конфликтность, раздражительность, подавление воли подростка будут способствовать снижению жизнестойкости, а открытая коммуникация, поддержание активности ребенка и партнерские отношения с ним оказывают позитивное влияние на формирование жизнестойкости личности гиперактивных подростков.

Задачи исследования:

1) выявить степень изученности проблемы влияния родительских (материнских) установок на жизнестойкость личности гиперактивных подростков;

2) изучить родительские установки матерей гиперактивных подростков и подростков без особенностей;

3) сравнить жизнестойкость личности гиперактивных подростков и подростков без особенностей;

4) определить степень влияния родительских (материнских) установок на жизнестойкость личности гиперактивных подростков.

В нашем исследовании использовались следующие методики исследования:

- методика PARI (тест-опросник изучения родительских установок и реакций);

педагогический журнал Башкортостана м з(вя). sot 9 bSS§sss

- тест жизнестойкости (С. Мадди);

- статистическая обработка данных на основе математических методов: критерий ШМанна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции rs-Спирмена;

- множественный регрессионный анализ (МРА) на основе пакета статистических программ «SPSS-22».

Исследование проводилось на базе СОШ № 28, № 27, № 34, № 42 (г. Белгород). В нем принимали участие мамы в количестве 80 человек и подростки в количестве 80 человек (40 гиперактивных подростков и 40 подростков без особенностей в возрасте от 12 до 15 лет). Объем выборки составил 160 человек.

Особенности материнских установок, нами были изучены при помощи методики PARI (тест-опросник изучения родительских установок и реакций), результаты данного исследования отображены на рисунке 2.

В диаграмме представлена выраженность материнских установок по отношению к семейной роли (средний балл).

В Матери гиперакт.подр. Матери подр.без особ.

Рис.1 Выраженность материнских установок по отношению к семейной роли в (средний балл)

На рисунке мы видим, что по отношению к семейной роли у матерей гиперактивных подростков в отличие от матерей подростков без особенностей преобладают такие материнские установки, как «ощущение самопожертвования» (Мх?=16,6; Mх2=13,2), «семейные конфликты» (Mх1=15,8; Mх2=12,3), «несамостоятельность матери» (Mх1=16,2; ЭД*2=13,1), «доминирование матери» (Mх1=14,8; Mх2=12). По данным показателям обнаружены различия на достоверном уровне статистической значимости р<0,05. Это говорит нам о том, что семьи, воспитывающие гиперактивных подростков, отличаются повышенной конфликтностью, которая проявляется в столкновении интересов между родителями и подростками. Это может быть связано с повышенным желанием матери доминировать над подростками, чрезмерно опекать, а подросток в силу своего чувства

ажашшзммшшб®^ проблемы современной психологии и пеапгогики

взрослости требует свободы и снижения контроля. Мамы не в силах самостоятельно участвовать в воспитании своих подростков, давать им советы, строить с ними конструктивные отношения, поэтому они прибегают к помощи отцов и других членов семьи. Мамы склонны жертвовать своими интересами, временем, ради благополучия подростков.

На рисунке 2 представлены результаты исследования выраженности материнских установок по отношению к стилю воспитания ребенка.

18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

I Матери гиперакт.подр. V. Матери подр.без особ. 15,9

12,2

14

13,8

12,9

10,1 113

11

13,6

14

14,7.15,8 14,6 119

13,1

12

12,6 11

12 11,8 У

У

У

10

9,2

12

13,2

11,4 12,3 11,3

,1 ,1

,1 ,1

.1

10

/

У/

о4

/V0 *

^ У ^ Л „

/

/ ^ ^ О*?

V«-" -йР

ОЙ" .Л ^ /

к2.

^ ^ Ар Ь'

' «Р* к/ ** ^ <Г

'/////// & & Ж Ж 6?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г/

Л«'

¿Г

/

Рис. 2. Выраженность материнских установок по отношению к стилю воспитания ребенка в (средний балл)

По результатам исследования видно, что по отношению к стилю воспитания ребенка у матерей гиперактивных подростков в отличие от матерей подростков без особенностей преобладают такие материнские установки, как «раздражительность» (Мх1=15,9; Мх2=13,1), «подавление агрессивности» (Мх1=14,6; Мх2=11,4), «подавление воли» (Мх1=11,8; Мх2=9), «стремление ускорить развитие ребенка» (Мх1=13,2; Мх2=10) и «излишняя строгость» (Мх1=12; Мх2=9), «уклонение от конфликта» (Мх1=14; Мх2=11). По данным показателям обнаружены достоверные различия на уровне статистической значимости р<0,05. Это говорит о том, что гиперактивным подросткам сложно регулировать свои эмоциональные состояния и включать конструктивные модели поведения, поэтому матери проявляют повышенную раздражительность во взаимоотношениях с подростками, стремяться подавить их агрессивность (и волю). При излишней строгости родители контролируют своих подростков, диктуют им нормы и правила, которые они должны соблюдать. Стремясь уклониться от конфликта, мамы стараются быть в хороших отношениях со своими гиперактивными подростками и все делать для того, чтобы не

9

педагогический журнал Башкортостана м з(вя). яо19

произошел конфликт между ними: идут на уступки, замалчивают проблемы. Родители склонны вмешиваться в личную жизнь гиперактивных подростков, стремятся быть в курсе всего, что происходит с их детьми (куда они пошли, на сколько, с кем они, чем они будут заниматься), чтобы они подчинялись воле родителей. Хотя одновременно матери проявляют стремление ускорить развитие их ребенка, чтобы их подростки стали как можно быстрее самостоятельными, ответственными и самоопределились. Данный результат весьма противоречив, при повышенном контроле и опеке трудно добиться психологического взросления своих детей.

Матери подростков без особенностей в отличие от матерей гиперактивных подростков во взаимодействии с ними проявляют оптимальный эмоциональный контакт, используют такие установки, как «партнерские отношения» ^1=11,3; Mх2=14), «вербализация» ^1=10,1; Mх2=12,2), «развитие активности ребенка» ^х1=11; Mх2=13,8). При партнерских отношениях матери стремятся выстраивать доверительные отношения с ребенком, оказывать взаимопомощь друг другу. Родители помогают своим подросткам в самопознании, самоопределении, чтобы они занимали активную позицию в жизни, развивались, были коммуникабельны, были социально адаптированными, познавали себя и мир вокруг. Мамы могут оказывать большое словесное влияние на своих подростков и обязательно дают возможность высказаться своему ребенку и быть услышанным.

Далее проанализируем особенности жизнестойкости подростков, изученные нами при помощи теста жизнестойкости (С. Мадди) результаты, которого представлены на рисунке 3.

П Гиперактивные подр. Подр.без особенностей

40 30 20 10 0

35,2

29

24

30,1

15,3 16,1

Вовлеченность

Контроль

Принятие риска

Рис. 3 Выраженность показателей жизнестойкости личности гиперактивных подростков и подростков без

особенностей (средний балл)

Как мы видим из рисунка 3. показатели «вовлеченность» (Mх1=24; Mх2=30) и «контроль» (Mх1=29; Mх2=35,2) более выражены у подростков без особенностей, а «принятие риска» (Mх1=15,3; Mх2=16,1) наиболее выражен у гиперактивных подростков. По всем показателям жизнестойкости личности подростков «контроль» и «принятие риска» обнаружены различия на достоверном уровне статистической значимости р<0,05. Уровень развития «вовлеченности» у подростков без особенностей соответствует возрастной норме, а у гиперактивных подростков он немного занижен. Вовлеченность проявляется в активных действиях в происходящих событиях, желании проявить любознательность и приобрести навык, найти что-то интересное, стоящее для личности. Подростки с развитым компонентом вовлеченности получают удовольствие от собственной деятельности. Гиперактивные подростки пытаются активно включаться в разные виды деятельности, но трудности, с которыми они сталкиваются, скоро лишают их желания проявлять активность. И начатое дело, которое они начинали с большим интересом, может быть не доведено до

ажашшзммшшб®^ проблемы современной психологии и педагогики

конца. Матери подростков могут обеспечить развитие вовлеченности у них через принятие, поддержку, любовь и одобрение. Показатель жизнестойкости личности «контроль» у подростков без особенностей находится в пределах нормы для данного возраста, а у гиперактивных подростков этот показатель занижен. Должный уровень развития контроля проявляется в убежденности в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. При низком уровне контроля возникает ощущение собственной беспомощности, а подростки с развитым компонентом самоконтроля могут полагать, что сами выбирают свой путь, собственную деятельность. Матери подростков посредством поддержки, похвалы и ежедневного провозглашения такой аффирмации, как: «я попробую и у меня все получится, я самый умный и способный мальчик», - способствую развитию у них «бойцовского духа». Компонент жизнестойкости личности подростков «принятие риска» у подростков обеих выборок немного завышен. Принятие риска проявляется в убежденности подростка, что все то, что с ним случается, способствует его развитию благодаря знаниям, полученным из опыта (позитивного или негативного). Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствии надежных гарантий успеха, на свой страх и риск. Считает, что необходимо стремиться к простому комфорту и безопасности без учета возможных последствий, такие паттерны поведения изрядно обедняют и одновременно усложняют жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из лично приобретенного опыта и последующее их использование во благо функционирования личности. Полученные высокие показатели по данному аспекту должны настораживать родителей, так как подростки склонны поступать необдуманно, что может грозить неприятными последствиями от результатов их действий.

Рассмотрим распределение подростков обеих выборок по уровням жизнестойкости личности (рис.4).

60 40 20 0

В Гиперактивные подр. ^ Подр.без особенностей

49

■ ■■ ■

■ ■■ ■

■ ■.■ 1

г. ■■■ ■■■ ■■■ ■ ■ ".■ '.■ ;

12

НВИИВИН-" юоооооо-. ■■■■■■■

Низкий

Средний

Высокий

7

Рис.4. Распределение подростков по уровням жизнестойкости личности (%)

Как мы видим, низкий уровень жизнестойкости у гиперактивных подростков составляет 48%, а у подростков без особенностей в развитии - 39%. Подростки, которые имеют низкий уровень жизнестойкости часто в учебе склонны проявлять выученную беспомощность, пасуют перед трудностями, отказываются проявлять желание в освоении чего-то нового. У данных подростков недостаточно личностных ресурсов для рациональных действий в сложных ситуациях. Именно эти подростки нуждаются в участии родителей, их понимании и поддержке. Средний уровень жизнестойкости у гиперактивных подростков составляет 45%, а у подростков без особенностей в развитии - 49%. Подростки со средним уровнем жизнестойкости не всегда могут эффективно преодолевать возникающие трудности в учебе, взаимодействии со сверстниками, родителями и учителями, не всегда могут преодолевать свою лень, нежелание учиться, достигать определенных целей.

педагогический журнпл епшнортостпнп м з(вя). яо19

Высокий уровень жизнестойкости личности у гиперактивных подростков составил 7%, у подростков без особенностей в развитии - 12%. Данная группа испытуемых может эффективно преодолевать сложные ситуации, проявлять напористость, целеустремленность, настойчивость, смелость и мотивацию к достижению успеха.

Для подтверждения нашей гипотезы о влиянии материнских установок на жизнестойкость личности гиперактивных подростков мы использовали множественный регрессионный анализ. Показатели жизнестойкости мы отнесли к зависимым переменным, а признаки родительских (материнских) установок к независимым переменным, то есть определяющими выбор определенной особенности жизнестойкости. В результате проведенного множественного регрессионного анализа были получены четыре регрессионные модели (в соответствии с количеством зависимых переменных жизнестойкости): вовлеченность, контроль, принятие риска, общий уровень жизнестойкости.

В анализ полученных моделей были включены только те регрессионные р-коэффициенты, признаки родительских (материнских) установок (независимые переменные), которые являлись статистически значимыми (таблица 1).

Таблица 1.

Множественный регрессионный анализ показателей родительских (материнских) установок и особенностей жизнестойкости личности гиперактивных подростков

Стандартизированный Уровень

Показатели материнских установок коэффициент г значимости

в Р

1. Вовлеченность

Подавление воли -0,495 1,597 0,031*

Конфликтность -0,442 1,633 0,022*

Несамостоятельность матери -0,380 1,455 0,055*

Излишняя строгость -0,612 1,785 0,039*

Исключение вне семейных влияний -0,437 1,685 0,051*

2. Контроль

Развитие активности ребенка 0,315 1,950 0,031*

Партнерские отношения 0,457 0,935 0,004**

3. Принятие риска

Вербализация 0,536 1,221 0,002**

Подавление воли -0,715 1,910 0,049*

Раздражительность -0,544 1,471 0,059*

4. Общий уровень жизнестойкости

Партнерские отношения 0,432 1,134 0,011**

Развитие активности ребенка 0,651 0,968 0,002**

Вербализация 0,729 1,121 0,002**

Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01.

В регрессионную модель показателя зависимой переменной жизнестойкости «вовлеченность» вошли такие материнские установки, оказывающие негативное влияние на формирование вовлеченности на достоверном уровне значимости p20,05, как «подавление воли» (6=-0,495), «конфликтность» (р=-0,442), «несамостоятельность матери» (6=-0,380), «излишняя строгость» (р=-0,612) и «исключение вне семейных влияний» (р=-0,437). Данный результат говорит о том, что подавляя волю подростков, проявляя излишнюю строгость и конфликтность, родители мешают им совершать какие-либо действия к осуществлению целей, которые возможно не совпадают с представлениями матерей. Данные материнские установки в силу психологических особенностей подросткового возраста «чувства взрослости» и возможного протестного поведения, могут еще больше подталкивать подростков к активному участию в каких-либо ситуациях. Часто конфликтуя с подростками, проявляя повышенную строгость, матери неосознанно расширяют дистанцию между собой и своим ребенком. Материнская установка «не самостоятельность матери» также может оказывать негативное влияние на формирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.