Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РЕЖИМА СНА НА ЗДОРОВЬЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ РЕЖИМА СНА НА ЗДОРОВЬЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1460
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЯ СНА / ОБРАЗ ЖИЗНИ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ГИГИЕНА СНА / РЕЖИМ ДНЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шепель С. П., Внукова Е. Ю., Маврина С. Б., Круглова Ю. В.

Цель исследования - вывить влияние сна на здоровье студентов на основе социологического анализа. Методика и организация исследования. Анализ научно-методической литературы, социологический опрос и анкетирование студентов экономического вуза, обобщение, анализ и синтез полученных данных. Статистический анализ проводился на выборке студентов 1-3 курсов экономического вуза в количестве 576 чел. Результаты исследования и выводы. Полученная в ходе социологического исследования картина статистически представляет отношение студентов 1-3-го курсов к режиму дня и сна. Подтвердилась гипотеза нарушений сна студентов. Из 576 опрошенных студентов высыпаются только 12%. Примерно 65% студентов склонны ложиться спать после 12 часов ночи, что способствует недосыпанию. Субъективная продолжительность сна примерно у 60% соответствует норме 7-9 ч, но при этом бессонницу испытали на себе 63% опрошенных. Гигиену сна выполняют около 40% студентов, отключение гаджетов на ночь осуществляют 30%. Проведенным опросом удалось пробудить интерес к теме сна: около 42% опрошенных хотели бы получить компетентные рекомендации по организации сна, более 30% задумались о своем сне. Отмечена связь между нарушениями сна и предпосылками получения впоследствии ряда симптомов: «синдрома недостаточного сна», раскрывающего «ворота» к зарождению рисков заболеваний, негативного влияния на функции мышления, настроение, общение, обучение, повышения артериального давления, рисков сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения, снижения работоспособности. Даются рекомендации комплексного подхода к модификации образа жизни и формированию здорового типа поведения: соблюдать суточные ритмы (учет циркодианных биоритмов организма) для качественной выработки мелатонина и кортизола; соблюдать режим труда и отдыха в течение бодрствования, отдавая предпочтение смене видов деятельности; учитывать режим питания, качество продуктов и объем потребляемой пищи; исключать из рациона «мусорную» и возбуждающую еду; следить за электромагнитным излучением и соблюдать «информационную» тишину от гаджетов; регулировать режим физической активности и своевременного ментального восстановления и отдыха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF SLEEP ON HEALTH AND PERFORMANCE STUDENTS

Objective of the study was to reveal the effect of sleep on the health of students on the basis of a sociological analysis. Methods and structure of the study. Analysis of scientific and methodological literature, sociological survey and questioning of students of an economic university, generalization, analysis and synthesis of the data obtained. Statistical analysis was carried out on a sample of students of 1-3 courses of an economic university in the amount of 576 people. Results and conclusions. The picture obtained in the course of a sociological study statistically represents the attitude of 1st-3rd year students to the daily and sleep regimen. The hypothesis of students' sleep disorders was confirmed. Of the 576 students surveyed, only 12% get enough sleep. Approximately 65% of students tend to go to bed after 12 midnight, which contributes to sleep deprivation. The subjective duration of sleep in about 60% corresponds to the norm of 7-9 hours, but at the same time, 63% of the respondents experienced insomnia. Sleep hygiene is performed by about 40% of students, 30% turn off gadgets at night. The survey managed to arouse interest in the topic of sleep: about 42% of the respondents would like to receive competent advice on organizing sleep, more than 30% thought about their sleep. A connection was noted between sleep disorders and the prerequisites for receiving a number of symptoms later: “Insufficient sleep syndrome”, revealing the “gateway” to the emergence of risks of diseases, a negative impact on the functions of thinking, mood, communication, learning, increased blood pressure, cardiovascular risks - vascular diseases, obesity, decreased performance. Recommendations are given for a comprehensive approach to lifestyle modification and the formation of a healthy type of behavior: to observe daily rhythms (accounting for circodian biorhythms of the body) for high-quality production of melatonin and cortisol; observe the regime of work and rest during wakefulness, giving preference to changing activities; take into account the mode of nutrition, the quality of products and the amount of food consumed; exclude from the diet "junk" and stimulating food; monitor electromagnetic radiation and observe "informational" silence from gadgets; regulate the mode of physical activity and timely mental recovery and rest.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РЕЖИМА СНА НА ЗДОРОВЬЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ»

ВЛИЯНИЕ РЕЖИМА СНА НА ЗДОРОВЬЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ

УДК/UDC 796.011.3

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 20.09.2022 г.

Кандидат педагогических наук С.П. Шепель1 Е.Ю. Внукова1 С.Б. Маврина1 Ю.В. Круглова1

1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва.

IMPACT OF SLEEP ON HEALTH AND PERFORMANCE STUDENTS

PhD S.P. Shepel1 E.Yu. Vnukova1 S.B. Mavrina1 Yu.V. Kruglova1

1Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Аннотация

Цель исследования - вывить влияние сна на здоровье студентов на основе социологического анализа.

Методика и организация исследования. Анализ научно-методической литературы, социологический опрос и анкетирование студентов экономического вуза, обобщение, анализ и синтез полученных данных. Статистический анализ проводился на выборке студентов 1-3 курсов экономического вуза в количестве 576 чел.

Результаты исследования и выводы. Полученная в ходе социологического исследования картина статистически представляет отношение студентов 1-3-го курсов к режиму дня и сна. Подтвердилась гипотеза нарушений сна студентов. Из 576 опрошенных студентов высыпаются только 12%. Примерно 65% студентов склонны ложиться спать после 12 часов ночи, что способствует недосыпанию. Субъективная продолжительность сна примерно у 60% соответствует норме 7-9 ч, но при этом бессонницу испытали на себе 63% опрошенных. Гигиену сна выполняют около 40% студентов, отключение гаджетов на ночь осуществляют 30%. Проведенным опросом удалось пробудить интерес к теме сна: около 42% опрошенных хотели бы получить компетентные рекомендации по организации сна, более 30% задумались о своем сне. Отмечена связь между нарушениями сна и предпосылками получения впоследствии ряда симптомов: «синдрома недостаточного сна», раскрывающего «ворота» к зарождению рисков заболеваний, негативного влияния на функции мышления, настроение, общение, обучение, повышения артериального давления, рисков сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения, снижения работоспособности. Даются рекомендации комплексного подхода к модификации образа жизни и формированию здорового типа поведения: соблюдать суточные ритмы (учет циркодианных биоритмов организма) для качественной выработки мелатонина и кортизола; соблюдать режим труда и отдыха в течение бодрствования, отдавая предпочтение смене видов деятельности; учитывать режим питания, качество продуктов и объем потребляемой пищи; исключать из рациона «мусорную» и возбуждающую еду; следить за электромагнитным излучением и соблюдать «информационную» тишину от гаджетов; регулировать режим физической активности и своевременного ментального восстановления и отдыха.

Ключевые слова: нарушения сна, образ жизни, работоспособность, гигиена сна, режим дня.

Abstract

Objective of the study was to reveal the effect of sleep on the health of students on the basis of a sociological analysis.

Methods and structure of the study. Analysis of scientific and methodological literature, sociological survey and questioning of students of an economic university, generalization, analysis and synthesis of the data obtained. Statistical analysis was carried out on a sample of students of 1-3 courses of an economic university in the amount of 576 people.

Results and conclusions. The picture obtained in the course of a sociological study statistically represents the attitude of 1st-3rd year students to the daily and sleep regimen. The hypothesis of students' sleep disorders was confirmed. Of the 576 students surveyed, only 12% get enough sleep. Approximately 65% of students tend to go to bed after 12 midnight, which contributes to sleep deprivation. The subjective duration of sleep in about 60% corresponds to the norm of 7-9 hours, but at the same time, 63% of the respondents experienced insomnia. Sleep hygiene is performed by about 40% of students, 30% turn off gadgets at night. The survey managed to arouse interest in the topic of sleep: about 42% of the respondents would like to receive competent advice on organizing sleep, more than 30% thought about their sleep. A connection was noted between sleep disorders and the prerequisites for receiving a number of symptoms later: "Insufficient sleep syndrome", revealing the "gateway" to the emergence of risks of diseases, a negative impact on the functions of thinking, mood, communication, learning, increased blood pressure, cardiovascular risks - vascular diseases, obesity, decreased performance. Recommendations are given for a comprehensive approach to lifestyle modification and the formation of a healthy type of behavior: to observe daily rhythms (accounting for circodian biorhythms of the body) for high-quality production of melatonin and cortisol; observe the regime of work and rest during wakefulness, giving preference to changing activities; take into account the mode of nutrition, the quality of products and the amount of food consumed; exclude from the diet "junk" and stimulating food; monitor electromagnetic radiation and observe "informational" silence from gadgets; regulate the mode of physical activity and timely mental recovery and rest.

Keywords: sleep disorders, lifestyle, performance, sleep hygiene, daily routine.

Введение. Существует множество исследований и публикаций о нарушениях в работе организма [1, 4, 6, 8, 9]. При этом активные процессы технологизации, набирающая

обороты цифровизация и связанные с ними электромагнитные излучения сотовой связи, пандемические мероприятия 2020-2022 гг., возникший формат дистанционного обуче-

№12 • 2022 Декабрь | December

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

ния приводят обучающихся в образовательных учреждениях к катастрофической гиподинамии среди молодежи, перееданию на фоне стресса, а также ухудшению сна [6].

Сон - это важный восстановительный период для организма на всех его уровнях - физиологическом, биохимическом, клеточном, молекулярно-генетическом. Современными исследованиями доказано, что во время сна понижается активность отделов мозга, отвечающих за бодрствование, и запускается каскад сложных реакций, связанных с развитием и очищением мозга (путем функционирования глимфатической системы), переработкой и хранением информации (влияние на память), нормализацией работы иммунной системы и обмена веществ. Помимо физического и физиологического восстановления, психологически сон сильно влияет на настроение, креативность мышления, коммуникацию с внешним миром [5, 7]. Согласно современным исследованиям, последние сто лет люди в среднем стали спать на 2 ч меньше, а в мегаполисах - меньше нормы на 3-4 часа. По данным социологической компании IPSOS, определено, что хорошо высыпаются только 49% жителей Земли. В России насчитали 53% высыпающихся взрослых [8]. Современные студенты не являются исключением: нарушение режима сна способствует снижению работоспособности и сохраняются риски в отношении здоровья и поведения, как и у более взрослого населения.

Отечественные сомнологи [6] считают, что у медикаментозного лечения инсомнии серьезный недостаток, потому что они не искореняют причину заболевания. И предлагают такие методы лечения, как поведенческая терапия и коррекция образа жизни.

Цель исследования - выявить влияние сна на здоровье студентов на основе социологического анализа.

Методика и организация исследования. Статистический анализ проводился на выборке студентов 1-3-го курсов экономического вуза в количестве 576 чел. Разработанный опросник состоял из 24 вопросов, проясняющих: личные характеристики сна, режима дня и отношение ко сну, наличие проблем со сном; понимание гигиены сна и выполнение самими студентами; выяснялись мнения о получении рекомендаций по организации сна.

Результаты исследования и их обсуждение. По ответам респондентов на вопрос «высыпаются ли они» наглядно видится недостаточность восстановления студентов вследствие неполноценности сна по их субъективным ощущениям. Более 50% высыпаются «время от времени», 8,3% ответили, что постоянно хотят спать (рис. 1). Высыпаются всегда только 12%.

При этом подавляющее большинство считают, что уделяют достаточно внимания своему сну как способу восстановления - 87,3% (503 чел). Ответы на вопрос «Как Вы пробуждаетесь по утрам?» распределились так: 45% респондентов просыпаются «с будильником, сразу», «с будильником, на 2-3 повторе» - почти 35%, 10% - бывает, просыпают при срабо-

Таблица 1. Анализ контроля продолжительности и важности сна

Вопросы Варианты ответов (в порядке убывания) Процент /кол-во ответивших

Контролируете ли Вы продолжительность своего ночно- Нет Да «Не понимаю, зачем» 53,8 41,5 4,7 310 239 27

го сна?

10 баллов 46,7 269

На сколько оцени- 8 баллов 23,1 133

ваете важность сна 9 баллов 15,6 90

для своего самочувствия по 10-балль- 7 баллов 6 баллов 8,7 3,5 50 20

ной шкале? 5 баллов 1,4 8

Менее 5 баллов 1 6

тавшем будильнике. Легко встают по утрам лишь 5% ответивших студентов.

Принимая во внимание, что точности замеров продолжительности сна студенты не выполняли, субъективно имеем статистику: 7-8 ч спят 33,7% (195 чел), 8-9 ч - 23,3% (134 чел), 5-6 ч - 21,4% (123 чел), 6-7 ч - 16,7% (96 чел), 9-10 ч - 4,9% (28 чел). Возможной причиной недосыпания может являться поздний отход ко сну, наглядно представленный на рис. 2. Лидирующим временем отхода ко сну явился промежуток от 0 до 1 ч ночи. В наиболее благоприятное время для засыпания -до 23 ч (точнее: 21-23 ч) [3, 4, 8] - ложатся около 11% опрошенных.

Определение нарушений сна в вопросе «Бывала ли у Вас когда-либо бессонница?», представлено в утвердительном ответе у 63%. И в подтверждение того, что нарушение сна у респондентов является не разовым явлением, является утверждение 54,3% опрошенных, что засыпают проблематично. Ответы на группу вопросов относительно оценки и контроля продолжительности сна представлены в табл. 1.

Важность сна понимают многие (выше 7 баллов по 10-балльной шкале оценили 541) опрошенные студенты. Однако более чем за 1 ч до сна перестают использовать гад-жеты только лишь 8,6% респондентов; около 70% студентов оставляют включенными гаджеты на ночь. Беспроводными наушниками на регулярной основе пользуются более 70% опрошенных. Гигиену сна соблюдают менее 41% опрошенных. Вспомогательные техники (релаксационные медитации и трансы) используют 16%, а интерес проявляют около 25%

I всегда иногда

время от времени I постоянно хочу спать

■ встаю бодро, но чере 1,5 -2 часа клонит ко сну

Рис. 1. Диаграмма, отражающая распределение ответов на вопрос: «Высыпаетесь ли Вы?»

Шдо 22 ч в22-23 ч в 23-24ч I 00-1 чночи I после 1 ч

Рис. 2. Диаграмма, отражающая распределение ответов на вопрос: «В какое время Вы ложитесь спать чаще всего?»

Таблица 2. Анализ времени пробуждения в будни и выходные

Вопросы Варианты ответов (в порядке убывания) Процент /кол-во ответивших

В 6-7 ч 30 173

В какое время Вы В 7-8 ч 26 154

обычно просыпае- В 8-9 ч 21,6 124

тесь в будни? После 9 ч 13,7 79

До 6 ч 8 46

После 10 ч 44,6 257

В какое время Вы В 9-10 ч 29,2 168

просыпаетесь в вы- В 8-9 ч 15,2 88

ходной день? Позже 11 ч 6,1 35

По-разному 4,9 28

68

http://www.teoriya.ru

№12 • 2022 Декабрь | December

2%

3%%

опрошенных. Также, сопоставляя разницу ответов относительно времени пробуждения в будни и выходные (табл. 2), отметим, что дефицит сна «выходным досыпанием» ликвидировать не удается [2, 4, 11]. Как правило, это влечет к последующему нарушению режима сна в будни.

Социологическое исследование подтвердило наличие нарушений сна среди респондентов. Исследователями [2, 4, 6, 8] доказана связь между нарушениями сна и предпосылками получения впоследствии ряда симптомов: 1) «синдром недостаточного сна», раскрывающий «ворота» к зарождению рисков заболеваний; 2) негативное влияние на функции мышления (в том числе критичность), принятие решений, время реакций, настроение, моральное суждение, общение, обучение, влияние на конкретное состояние (риск депрессии), «травмы невнимательности» и рискованное поведение, снижение саморефлексии; 3) для поддержания бодрости организм повышает выработку кортизола и норадреналина, что приводит к повышению артериального давления; 4) риски сахарного диабета, сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения; 5) снижение работоспособности («презентизм») - неэффективное присутствие, недееспособность на рабочем месте.

Анализ источников, предлагающих немедикаментозные методы лечения, коррекционные и профилактические варианты воздействия на восстановление сна, едины относительно внесения профилактических изменений в образ жизни на регулярной основе. Предлагается осознанная модификация образа жизни и формирование здорового типа поведения: соблюдение суточных ритмов, режима труда и отдыха, отдавая предпочтение смене видов деятельности, режима питания (включая учет качества продуктов и объем потребляемой пищи, исключение из рациона «мусорной» и возбуждающей еды); соблюдать «информационную» тишину от гаджетов; регулировать режим физической активности и своевременного ментального восстановления и отдыха [2, 4, 5, 10].

Выводы. По данным проведенного исследования получено: 1) из 576 опрошенных студентов высыпаются только 12%, около 65% студентов склонны ложиться спать после 12 ч ночи; 2) субъективная продолжительность сна примерно у 60% соответствует 7-9 ч, но при этом бессонницу испытали на себе 63% опрошенных; 3) выполняют гигиену сна около 40% студентов, отключение гаджетов на ночь осуществляют 30%; 4) по результатам опороса, около 42% опрошенных хотели бы получить компетентные рекомендации по организации сна, более 30% задумались о своем сне.

Учитывая, что бессонницей страдает около 20% населения планеты, а у каждого второго жителя Земли отмечается один или несколько симптомов расстройства сна, подтверждается важность распространения знаний о режиме дня, сна и отдыха, превентивных мерах в отношении здоровья через модификацию образа жизни среди студенческой молодежи.

Литература

1. Алешина Т. Е. Влияние сна на здоровье и работоспособность школьников / Т. Е. Алешина // Сб. статей Международной научно-практической конференции «Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы», Уфа. - 2017. - С. 105109.

2. Амен Дэниэл Дж. Полюби свой мозг. Как превратить свои извилины из наезженной колеи в магистрали успеха / Дэниэл Амен; [пер. с англ. К. Савельева]. - М.: Эксмо, 2020. - 448 с.

3. Ахтямов И. Ш. Китайская хронопунктура с позиций прикладной кинезиологии (теория и практика) / И. Ш. Ахтямов, И. С. Пальцева // Часть 2. Практические аспекты. - М.: ФГУ ФНКЭЦ ТДМЛ Рос-здрава, 2011. - 596 с.

4. Бредесен Д. Нестареющий мозг: глобальное медицинское открытие об истинных причинах снижения умственной активности, позволяющее обрести ясность ума, хорошую память и спасти мозг от болезни Альцгеймера / Д. Бредесен; [пер. с англ. Л. Н. Мироновой]. - М.: Эксмо, 2021. - 304 с.

5. Бузунов Р. В. Неинвазивная респираторная поддержка при расстройствах дыхания во сне. Монография / Р. В. Бузунов. - М., 2018. - 312 с.

6. Калинкин А. Л. Нарушения сна - факторы и маркеры артериальной гипертензии у молодых лиц с нормальной массой тела / А. Л. Калинкин, А. С. Сорокин // Российский кардиологический журнал. -2021. - Т. 26. - № 4. - С. 26-31.

7. Ковальзон В. М. Основы сомнологии: физиология и нейрохимия цикла «бодрстование-сон» [Электронный ресурс] / В. М. Ковальзон. - 4-е изд. (эл.). - Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 274 с.). - М.: Лаборатория знаний, 2017. - Систем. требования: Adobe Reader XI; экран 10".

8. Ковров Г. В. Дневная сонливость и когнитивные расстройства в пожилом возрасте / Г. В. Ковров, А. В. Медведева, А. В. Аронсон и др. // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. -

2020. - № 120 (1). - С. 96-102.

9. Макаренкова Т. И. Особенности занятий со студентами специальной медицинской группы в рамках учебных занятий / Т. И. Макаренкова и др. // Журнал: известия тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт: Изд-во: Тульский государственный университет. - 2018. - № 1. - С. 107-114.

10. Осипенко Е. В. Сон и его влияние на голос / Е. В. Осипенко, О. С. Орлова и др. // Журнал «Специальное обозрение». - 2021. -Т. 61. - № 1. - С. 151-166.

11. Пигарев И. Н. Долгий и трудный путь к пониманию назначения сна. Этап до эпохи появления электрофизиологии / И. Н. Пигарев, М. Л. Пигарева // Журнал неврологии и психиатрии. - 2017. - № 4, вып. 2. - С. 91-97.

References

1. Aleshina T.E. liyaniye sna na zdorovye i rabotosposobnost shkolnikov [Influence of sleep on the health and performance of schoolchildren]. Vnedreniye rezultatov innovatsionnykh razrabotok: problemy i per-spektivy [Implementation of the results of innovative developments: problems and prospects]. Proceedings International scientific-practical conference. Ufa, 2017. pp. 105-109.

2. Amen Daniel J. Polyubi svoy mozg. Kak prevratit svoi izviliny iz nayez-zhennoy kolei v magistrali uspekha [Love your brain. How to turn your convolutions from a well-trodden rut into a highway of success]. K. Savelyeva [transl.]. Moscow: Eksmo publ., 2020. - 448 p.

3. Akhtyamov I.Sh., Paltseva I.S. Paltseva Kitayskaya khronopunktura s pozitsiy prikladnoy kineziologii (teoriya i praktika) [Chinese chrono-puncture from the standpoint of applied kinesiology (theory and practice)]. Part 2. Prakticheskiye aspekty. Moscow: FGU FNKETS TDML Roszdrava publ., 2011. 596 p.

4. Bredesen D. Nestareyushchiy mozg: globalnoye meditsinskoye otkryt-iye ob istinnykh prichinakh snizheniya umstvennoy aktivnosti, pozvoly-ayushcheye obresti yasnost uma, khoroshuyu pamyat i spasti mozg ot bolezni Altsgeymera [Ageless brain: a global medical discovery about the true causes of mental decline, allowing you to gain mental clarity, good memory and save the brain from Alzheimer's]. L.N. Mironova[transl.]. Moscow: Eksmo publ., 2021. 304 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Buzunov R.V. Neinvazivnaya respiratornaya podderzhka pri rasstroys-tvakh dykhaniya vo sne [Non-invasive respiratory support for sleep disorders]. Moscow, 2018. 312 p.

6. Kalinkin A.L., Sorokin A.S. Narusheniya sna - faktory i markery arteri-alnoy gipertenzii u molodykh lits s normalnoy massoy tela [Sleep disorders - factors and markers of arterial hypertension in young people with normal body weight]. Rossiyskiy kardiologicheskiy zhurnal. 2021. Vol. 26. No. 4. pp. 26-31.

7. Kovalzon V.M. Osnovy somnologii: fiziologiya i neyrokhimiya tsikla «bodrsto-vaniye-son» [Fundamentals of somnology: physiology and neurochemistry of the wake-sleep cycle] [Electronic resource]. 4th ed. Electronic text data (1 pdf file: 274 pages). Moscow: Labo-ratoriya znaniy, 2017.System. requirements: Adobe Reader XI; screen 10".

8. Kovrov G.V., Medvedev A.V., Aronson A.V. et al. Dnevnaya sonlivost i kognitivnyye rasstroystva v pozhilom vozraste [Daytime sleepiness and cognitive disorders in the elderly]. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. S.S. Korsakova. 2020. No. 120 (1). pp. 96-102.

9. Makarenkova T.I. et al. Osobennosti zanyatiy so studentami spetsialnoy meditsinskoy gruppy v ramkakh uchebnykh zanyatiy [Features of classes with students of a special medical group within the framework of training sessions]. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo univesiteta. Fizicheskaya kultura. Sport. Tula: Tulskiy gosudarstvennyy universitet. publ., 2018. No. 1. pp. 107114.

10. Osipenko E.V., Orlova O.S. et al. Son i yego vliyaniye na golos [Sleep and its influence on the voice]. Zhurnal «Spetsialnoye obozreniye».

2021. Vol. 61. No. 1. pp. 151-166.

11. Pigarev I.N., Pigareva M.L. Dolgiy i trudnyy put k ponimaniyu naz-nacheniya sna. Etap do epokhi poyavleniya elektrofiziologii [A long and difficult path to understanding the purpose of sleep. Stage before the era of the emergence of electrophysiology]. Zhurnal nevrologii i psikhi-atrii. 2017. No. 4, issue. 2. pp. 91-97.

№12 • 2022 Декабрь | December

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.