_МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ / MEDICINE_
DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.116.2.044
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СНА СТУДЕНТОВ
Научная статья
Антонова А.А.1' *, Яманова Г.А.2, Зейналова Г.Р.3, Абдулаев А.Х.4, Биджиева М.Х.5, Искалиев Б.А.6
1 ORCID: 0000-0003-2581-0408;
2 ORCID: 0000-0003-2362-8979;
3 ORCID: 0000-0002-6660-8073;
4 ORCID: 0000-0002-4417-0314;
5 ORCID: 0000-0002-0725-3460;
6 ORCID: 0000-0003-2868-6350;
1-6 Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России, Астрахань, Россия
* Корреспондирующий автор (fduecn-2010[at]mail.ru)
Аннотация
Сон является неотъемлемой частью жизни людей и играет основополагающую роль в полноценном отдыхе человека. Во время сна стабилизируется психологическое и физическое состояние, восстанавливается память. Сон может иметь разную продолжительность, но главная его цель - оптимизация деятельности биологических процессов в организме. Целью исследования явилось изучение распространенности нарушений гигиены сна студентов медицинского университета. Изучение проведено на основе данных анкетирования и опроса студентов. В эксперименте приняли участие 382 студента (140 юношей, 242 девушек). Менее половины 49,2% (188) студентов не удовлетворены качеством своего сна. Трудности с засыпанием испытывали 62% (237) студентов. Нарушения засыпания ассоциированы с учебой (49,7%) и наличием стрессов (17%), предстоящим ранним и ночными пробуждениями. Данные расстройства могут привести к ухудшению психического и физического здоровья студентов, снижению успеваемости и в итоге отразятся на качестве подготовке будущих врачей.
Ключевые слова: студенты, сон, качество сна.
AN ASSESSMENT OF SLEEP QUALITY IN UNIVERSITY STUDENTS
Research article
Antonova A.A.1' *, Yamanova G.A.2, Zeynalova G.R.3, Abdulaev A.Kh.4, Bidzhieva M.Kh.5, Iskaliev B.A.6
1 ORCID: 0000-0003-2581-0408;
2 ORCID: 0000-0003-2362-8979;
3 ORCID: 0000-0002-6660-8073;
4 ORCID: 0000-0002-4417-0314;
5 ORCID: 0000-0002-0725-3460;
6 ORCID: 0000-0003-2868-6350;
1-6 Astrakhan State Medical University, Astrakhan, Russia
* Corresponding author (fduecn-2010[at]mail.ru)
Abstract
Sleep is an integral part of people's lives and plays a fundamental role in a person's full rest. Sleeping stabilizes the psychological and physical condition and restores memory. Sleep can vary in its duration, but its main goal is to optimize the activity of biological processes in the body. The aim of the study was to examine the prevalence of sleep hygiene disorders among medical university students. The study was conducted on the basis of questionnaire data and a survey of students and involved 382 students (140 male and 242 female). Less than half of 49.2% (188) of the students were not satisfied with the quality of their sleep, while 62% (237) of the students had difficulty falling asleep. Sleep disorders are associated with studying (49.7%) and the presence of stress (17%), as well as forthcoming early and night awakenings. These disorders can lead to a deterioration in the mental and physical health of students, a decrease in academic performance and, as a result, can affect the quality of studying in future medical professionals.
Keywords: students, sleep, sleep quality.
Актуальность
Сон - состояние, влияющее на все стороны повседневной жизни. От него зависят здоровье, настроение, поведение, эмоции, профессиональная деятельность человека.
Во время сна большинство систем организма находятся в анаболическом состоянии, что помогает восстановить иммунную, нервную, скелетную и мышечную системы.
В последнее время большое внимание уделяется проблеме нарушения сна в молодом возрасте. Литературные данные свидетельствуют, что, студенты вузов имеют нарушения качества сна по сравнению с общей популяцией. Такие симптомы стресса, как повышенная утомляемость, нарушение сна, избыточная дневная сонливость, тревога, раздражительность и депрессия, обычны для студентов. Учеба в университете сопровождается довольно интенсивной учебной нагрузкой и большим количеством стрессов, которые приводят к расстройствам сна. Зачастую студенты не информированы об этих проблемах, что приводит к неблагоприятным последствиям [1], [3], [5], [9].
Грубые нарушения режима труда и отдыха отражаются на усвоении студентами вузовской программы, а также на их физическом и психическом здоровье. Сокращение сна всего на два или три часа за ночь может иметь
неблагоприятные последствия для здоровья, а именно увеличить риск развития ряда заболеваний [3], [6], [8], [9]. В связи с вышеизложенным, тема представленной работы актуальна и имеет важное значение.
Цель исследования: изучить распространенность нарушений гигиены сна студентов медицинского университета.
Материалы и принципы исследования
Репрезентативная группа сформирована методом случайной выборки и носила сплошной характер. Объектом исследования явились студенты «Астраханского государственного медицинского университета». В эксперименте приняли участие 382 студента (140 юношей, 242 девушек). Возраст испытуемых варьировался от 18 до 22 лет. Студенты проживают в квартире - 318 (83,2%), в общежитие - 64 (16,8%). В ходе исследования было использовано сочетание методов опроса и анкетирования.
Данные исследования обрабатывались методами математической статистики с использованием 1 - критерия в программном пакете 81а11зйса.
Результаты и обсуждение
Один из главных критериев качества сна - его продолжительность. Общеизвестна рекомендация - спать восемь часов в сутки, но норма строго индивидуальна. Она зависит от возраста, физических и интеллектуальных нагрузок, самочувствия, психотипа и др. У обследованных нами студентов продолжительность сна составило 8-9 часов у 13,4% (51) человек, 7-8 часов у 25,7% (98), 6-7 часов у 33,2% (127) и менее 6 часов у 27,7% (106) респондентов.
Весьма полезен непродолжительный дневной пассивный отдых. Дневной сон, даже кратковременный, прекрасно восстанавливает работоспособность. Всегда спят днем - 8,4% (32), часто - 18,8% (72), иногда - 28,3% (108), редко -30,6% (117), никогда - 13,9% (53) студентов.
При длительном недосыпании накапливается усталость как физическая, так и эмоциональная, что в свою очередь снижает концентрацию и устойчивость внимания и восприятия, а также повышает раздражительность и подверженность студентов стрессогенным ситуациям, что в перспективе способно приводить к развитию тревожно -депрессивных состояний.
У 15,2% (58) студентов отход ко сну в будние дни приходится до 00.00, 61,5% (235) из всех опрошенных засыпают в промежутке от 00.00 до 03.00 часов, а 23,3% (89) - в 03.00-04.00 часов.
Большинство (66,2%) респондентов ложились спать выходные до 01.00, 30,6% - засыпают в промежутке от 01.00 до 03.00 часов. И лишь 3,2% студентов - в 22.00 часов. Около 64,4% студентов медиков не имеют четкого графика ночного сна.
Поздний отход связан с большой учебной нагрузкой и большими временными затратами на выполнение домашних заданий.
Менее половины 49,2% (188) студентов не удовлетворены качеством своего сна, а около 68,3% (261) не могут вставать утром без будильника, что говорит о низком качестве сна.
В той или иной степени, проблемы со сном мешали в повседневной жизни в 72% (275) случаев, это была дневная сонливость, вялость, раздражительность, сниженные концентрация и объем памяти. Особенно это характерно для тех, кто спит менее 7 часов ночью и не соблюдает режим.
Наиболее частой причиной нарушений гигиены сна у подростков является стимулирующая умственная активность перед сном (просмотр телевизионных программ, работа за компьютером - 18,1%). Длительность работы за компьютером перед сном составляет 2-3 часа - у 199 (52,1%) студентов, больше шести часов - 97 (25,4%) и редко сижу - 86 (22,5%) респондентов. Напряженную умственную работу необходимо прекратить за 2 часа до ночного сна. Другой фактор, препятствующий сну, - употребление перед сном продуктов со стимулирующим действием (кофе -15,2%) и курение (9,7%). Кофе, чай и многие другие напитки, и пищевые продукты содержат кофеин, который является стимулятором и не дает уснуть. Поэтому следует избегать их за 4-6 часов до сна. Сигареты и другие продукты, содержащие никотин, являются стимуляторами. Следует их избегать перед сном и в случае ночных пробуждений.
Трудности с засыпанием испытывали 62% (237) студентов. Засыпают плохо, в течение часа и более - 18,8% (72) респондентов, 43,2% (165) - засыпают около 30 минут. Принимают лекарства, которые помогают уснуть - 52 (13,6%) студента.
Нарушения засыпания ассоциированы с учебой (49,7%) и наличием стрессов (17%), предстоящим ранним и ночными пробуждениями. Ранние утренние пробуждения в 05.00 - 06.00 случались у 67,8% студентов. Ночные пробуждения случались у 59,4% респондентов: редко (1 раз за ночь) - 40,3% (154), не часто (2-3 раза за ночь) - 16,2% (62), часто (более 4 раз за ночь) - 2,9% (11).
Среди опрошенных студентов 61,5% хотят получить рекомендации и советы по улучшению сна, что говорит о наличии проблем и необходимости коррекции сна.
Таким образом, наиболее характерной жалобой являются трудности засыпания вечером, кроме этого, отмечаются проблемы с поддержанием сна (частые пробуждения с трудностями последующего засыпания) и трудности утреннего пробуждения. Причиной развития нарушений сна в данных исследованиях является нарушение гигиены сна, включающей определенные требования к режиму и условиям для обеспечения полноценного сна. Соблюдение режима сна подразумевает укладывание и подъем в определенное время, обеспечивающее достаточную продолжительность сна [10].
Заключение
Нарушения сна у студенческой молодежи включают проблемы с качеством, временем и количеством сна, и появлением сонливости в течение дня. Проблемы со сном связаны были связаны с эмоциональным состоянием.
Проблемы со сном могут усугубить депрессию или тревогу, а депрессия или тревога в свою очередь могут привести к нарушениям сна сном. Данные расстройства могут привести к ухудшению психического и физического здоровья студентов, снижению успеваемости и в итоге отразятся на качестве подготовке будущих врачей. Дальнейшие исследования должны оценивать причинно-следственные связи между нарушениями сна, психологическими и психопатологическими изменениями, а также учитывать влияние академических нагрузок и особенностей образа жизни студента-медика.
Таким образом, важным и значимым аспектом сохранения как психологического, так и физического здоровья является сон, как один из важнейших психофизиологических механизмов регуляции.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. Куликов В.О. Современные особенности эпидемиологии и феноменологии инсомнических нарушений у учащихся ВУЗов / В.О. Куликов, Е.С. Курагов, Н.С. Шамова // Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова. - 2015. - Т.10 - №4. - С. 126-128.
2. Голенков А.В. Эпидемиология расстройств сна у студентов-медиков / А.В. Голенков, И.Л. Иванова, К.В. Куклина и др. // Вестник Чувашского университета. - 2010. - №3. - С. 98-102.
3. Пивень Е.А. Характеристика гигиены сна студентов, проживающих в общежитиях / Е.А. Пивень, Д.А. Бреусов // Вестник РУДН. Серия: Медицина. - 2017. - Т.21. - №1. - С. 127-136.
4. Дудник Е.Н. Качество жизни, уровень эмоционального выгорания и характеристики сна у студентов-медиков Первого года обучения / Е.Н. Дудник, О.С. Глазачев, Е.А. Юматов и др. // Вестник Международной академии наук. Русская секция. - 2016. - №1. - С. 35-39.
5. Лышова О.В. Скрининговое исследование нарушений сна, дневной сонливости и синдрома апноэ во сне у студентов первого курса медицинского вуза / О.В. Лышова, В.Ф. Лышов, А.Н. Пашков // Медицинские новости. -2012. - №3. - С. 77-80.
6. Залата О.А. Качество сна и тревожность у студентов-медиков в начале и конце учебного года / О.А. Залата // Крымский журнал экспериментальной и клинической медицины. - 2017. - Т.7. - №3. - С. 22-27.
7. Калашников М.В. Организация медико-социального статистического исследования с целью выявления распространенности и причин нарушений сна у студентов / М.В. Калашников // Концепт. - 2015. - №7. - С. 166-170.
8. Газенкампф К.А. Влияние нарушений продолжительности и качества сна на состояние психофизиологического здоровья и успеваемости студентов / К.А. Газенкампф, Н.А. Шнайдер, Д.В. Дмитренко, и др. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 12-2. - С. 257-260.
9. Мусалимова Р.С. Оценка качества сна студентов выпускных курсов / Р.С. Мусалимова, А.С. Варфоломеева // Новые исследования. - 2017. - №3(52). - С. 29-34.
10. Кантимирова Е.А. Важность гигиены сна в профилактике и лечении инсомнии / Е.А. Кантимирова, М.М. Петрова, И.И. Барон и др. // Вестник Клинической больницы. - 2015. - Т.5. - №2. - С. 13-15.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Kulikov V.O. Sovremennye osobennosti epidemiologii i fenomenologii insomnicheskikh narusheniy u uchashchikhsya VUZov [Modern features of the epidemiology and phenomenology of insomnia disorders in university students] / V.O. Kulikov, E.S. Kuragov, N.S. Shamova // Vestnik Natsional'nogo mediko-khirurgicheskogo Tsentra im. N.I. Pirogova [Bulletin of the National Medical and Surgical Center. N.I. Pirogov]. - 2015. - Vol.10 - №4. - P. 126-128. [in Russian].
2. Golenkov A.V. Epidemiologiya rasstroystv sna u studentov-medikov [Epidemiology of sleep disorders in medical students] / A.V. Golenkov, I.L. Ivanova, K.V. Kuklina et al. // Vestnik Chuvashskogo universiteta [Bulletin of the Chuvash University]. - 2010. - №3. - P. 98-102. [in Russian].
3. Piven' E.A. Kharakteristika gigieny sna studentov, prozhivayushchikh v obshchezhitiyakh [Characteristics of sleep hygiene of students living in hostels] / E.A. Piven', D.A. Breusov // Vestnik RUDN. Seriya: Meditsina [Vestnik RUDN University. Series: Medicine]. - 2017. - Vol.21. - №1. - P. 127-136. [in Russian].
4. Dudnik E.N. Kachestvo zhizni, uroven' emotsional'nogo vygoraniya i kharakteristiki sna u studentov-medikov Pervogo goda obucheniya [Quality of life, level of emotional burnout and characteristics of sleep in medical students of the first year of study] / E.N. Dudnik, O.S. Glazachev, E.A. Yumatov et al. // Vestnik Mezhdunarodnoy akademii nauk. Russkaya sektsiya [Bulletin of the International Academy of Sciences. Russian section]. - 2016. - №1. - P. 35-39. [in Russian].
5. Lyshova O.V. Skriningovoe issledovanie narusheniy sna, dnevnoy sonlivosti i sindroma apnoe vo sne u studentov pervogo kursa meditsinskogo vuza [Screening study of sleep disorders, daytime sleepiness and sleep apnea syndrome in first-year medical students] / O.V. Lyshova, V.F. Lyshov, A.N. Pashkov // Meditsinskie novosti [Medical news]. - 2012. - №3. -P. 77-80. [in Russian].
6. Zalata O.A. Kachestvo sna i trevozhnost' u studentov-medikov v nachale i kontse uchebnogo goda [Sleep quality and anxiety in medical students at the beginning and end of the academic year] / O.A. Zalata // Krymskiy zhurnal eksperimental'noy i klinicheskoy meditsiny [Crimean Journal of Experimental and Clinical Medicine]. - 2017. - Vol.7. - №3. - P. 22-27. [in Russian].
7. Kalashnikov M.V. Organizatsiya mediko-sotsial'nogo statisticheskogo issledovaniya s tsel'yu vyyavleniya rasprostranennosti i prichin narusheniy sna u studentov [Organization of medical and social statistical research to identify the prevalence and causes of sleep disorders in students] / M.V. Kalashnikov // Kontsept [Concept]. - 2015. - №7. - P. 166-170. [in Russian].
8. Gazenkampf K.A. Vliyanie narusheniy prodolzhitel'nosti i kachestva sna na sostoyanie psikhofiziologicheskogo zdorov'ya i uspevaemosti studentov [Influence of violations of the duration and quality of sleep on the state of psychophysiological health and academic performance of students] / K.A. Gazenkampf, N.A. Shnayder, D.V. Dmitrenko et al. // Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy [International Journal of Applied and Fundamental Research]. - 2015. - № 12-2. - P. 257-260. [in Russian].
9. Musalimova R.S. Otsenka kachestva sna studentov vypusknykh kursov [Estimation of sleep quality of graduate students] / R.S. Musalimova, A.S. Varfolomeeva // Novye issledovaniya [New research]. - 2017. - №3(52). - P. 29-34. [in Russian].
10. Kantimirova E.A. Vazhnost' gigieny sna v profilaktike i lechenii insomnii [The importance of sleep hygiene in the prevention and treatment of insomnia / E.A.] / E.A. Kantimirova, M.M. Petrova, I.I. Baron et al. // Vestnik Klinicheskoy bol'nitsy [Bulletin of the Clinical Hospital]. - 2015. - Vol.5. - №2. - P. 13-15. [in Russian].