Научная статья на тему 'Оценка качества сна у студентов медицинского и немедицинских вузов г. Санкт-Петербурга'

Оценка качества сна у студентов медицинского и немедицинских вузов г. Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
530
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССТРОЙСТВО СНА / НАРУШЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ / УТОМЛЯЕМОСТЬ / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / ОХРАНА ТРУДА / ГИГИЕНА СНА / SLEEP DISORDER / IMPAIRED PERFORMANCE / FATIGUE / MEDICAL STUDENTS / OCCUPATIONAL SAFETY / SLEEP HYGIENE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Крутикова Наталья Николаевна, Новикова Наталья Юрьевна, Черномырдин Николай Александрович, Лаушкин Максим Алексеевич

В данной работе дана комплексная оценка качества сна студентов-медиков и студентов, обучающихся в немедицинских вузах города Санкт-Петербурга. Дано подробное сравнительное описание характеристик сна, а также зависимость трудоспособности от его продолжительности, времени отхода ко сну, а также других критериев оценки сна среди студентов трех исследуемых вузов. Благодаря полученным данным, сформировано точное представление о различных способах профилактики циркадных нарушений и методах их корректировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Крутикова Наталья Николаевна, Новикова Наталья Юрьевна, Черномырдин Николай Александрович, Лаушкин Максим Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF SLEEP QUALITY IN STUDENTS OF MEDICAL AND NON-MEDICAL UNIVERSITIES OF ST. PETERSBURG

This work gives a comprehensive assessment of the quality of sleep for medical students and students studying at non-medical universities in St. Petersburg. A detailed comparative description of the characteristics of sleep is given, as well as the dependence of working capacity on its duration, the time of going to sleep, as well as other criteria for assessing sleep among students of the three studied universities. Thanks to the obtained data, an accurate idea of various methods of preventing circadian disorders and methods of their correction was formed.

Текст научной работы на тему «Оценка качества сна у студентов медицинского и немедицинских вузов г. Санкт-Петербурга»

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СНА У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО И НЕМЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

12 3

Крутикова Н.Н. , Новикова Н.Ю. , Черномырдин Н.А. , Лаушкин М.А.4 Email: Krutikova692@scientifictext.ru

1Крутикова Наталья Николаевна — кандидат медицинских наук, доцент, кафедра общей и военной гигиены; 2Новикова Наталья Юрьевна — студент; 3Черномырдин Николай Александрович — студент; 4Лаушкин Максим Алексеевич — студент, лечебный факультет,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в данной работе дана комплексная оценка качества сна студентов-медиков и студентов, обучающихся в немедицинских вузах города Санкт-Петербурга. Дано подробное сравнительное описание характеристик сна, а также зависимость трудоспособности от его продолжительности, времени отхода ко сну, а также других критериев оценки сна среди студентов трех исследуемых вузов. Благодаря полученным данным, сформировано точное представление о различных способах профилактики циркадных нарушений и методах их корректировки. Ключевые слова: расстройство сна, нарушение работоспособности, утомляемость, студенты-медики, охрана труда, гигиена сна.

ASSESSMENT OF SLEEP QUALITY IN STUDENTS OF MEDICAL AND NON-MEDICAL UNIVERSITIES OF ST. PETERSBURG Krutikova N.N.1, Novikova N.Yu.2, Chernomyrdin NA.3, Laushkin М.А.4

1Krutikova Natalya Nikolaevna - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF GENERAL AND MILITARY HYGIENE; 2Novikova Natalya Yuryevna - Student; 3Chernomyrdin Nikolai Alexandrovich - Student; 4Laushkin Maxim Alekseevich - Student, MEDICAL FACULTY, FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION MINISTRY OF HEALTH OF THE RUSSIAN FEDERATION NORTH-WESTERN STATE MEDICAL UNIVERSITY NAMED AFTER I.I. MECHNIKOV,

ST. PETERSBURG

Abstract: this work gives a comprehensive assessment of the quality of sleep for medical students and students studying at non-medical universities in St. Petersburg. A detailed comparative description of the characteristics of sleep is given, as well as the dependence of working capacity on its duration, the time of going to sleep, as well as other criteria for assessing sleep among students of the three studied universities. Thanks to the obtained data, an accurate idea of various methods ofpreventing circadian disorders and methods of their correction was formed.

Keywords: sleep disorder, impaired performance, fatigue, medical students, occupational safety, sleep hygiene.

УДК 613.79

Актуальность. В основе факторов, определяющих здоровье людей, лежит их образ жизни, который определяется режимом труда и отдыха. Чтобы ежедневно восполнять свои энергетические затраты, необходим полноценный сон, во время которого компенсируютсязатраты на умственную, физическую и эмоциональную активность. Постоянные нарушения режима сна и бодрствования могут привести к расстройству памяти, психоэмоциональным нарушениям и снижению трудоспособности.

Студенты вузов наиболее подвержены нарушению циркадных ритмов из-за частых стрессовых ситуаций, возникающих вследствие сдачи зачётов, контрольных работ и экзаменов; в связи необходимостью адаптироваться в новой социальной обстановке; формирования новых межличностных отношений внутри университета; устройства на работу в ночное время. В будние дни около 20% студентов не спят всю ночь, по крайней мере один раз в месяц, а 35% бодрствуют до 3 часов ночи, по крайней мере, один раз в неделю; 12% студентов пропускают занятия из-за выраженной утренней сонливости 3 и более раз в месяц или засыпают во время аудиторных занятий: на лекциях, семинарах, практических занятиях [4]. Так же стоит отметить и тот факт, что студенты, у который занятия начинаются позже, имеют более протяжённую продолжительность сна в течение недели и из-за этого они вынуждены восполнять недостаток сил продлением сна в выходные дни. Одной из важных проблем сна является длительность засыпания. По данным исследования [1] у 17% девушек длительность засыпания зависит от соседей по комнате, а 13% студенток засыпают плохо, в течение часа и более, 23% — засыпают около 30 минут, а 47% засыпают сразу. У юношей 23% студентов отметили, что их длительность засыпания зависит от соседей по комнате, 50% засыпают около 30 минут, а 27% засыпают сразу. Из полученных данных видно, что юноши чаще всего засыпают в течение 30 минут, а девушки чаще засыпают сразу. Однако среди опрошенных не было юношей, которые засыпали бы плохо, а среди девушек таких оказалось 13%. На анкетный вопрос, мешают ли соседи качеству сна, положительно ответили 27% девушек и 37% юношей. Следовательно, юношам соседи мешают спать и засыпать больше, чем девушкам.

Данная проблема наиболее актуальна для студентов медицинских ВУЗов, ведь именно там концентрируются большие объёмы учебного процесса с постоянными стрессами, объясняющимися спецификой профессии. По данным литературыпоказатели здоровья студентов медицинских специальностей являются более низкими при сопоставлении с показателями здоровья студентов гуманитарных и технических специальностей [2]. Студенты, в частности студенты-медики, замечают сниженный по сравнению с восьмичасовой нормой, уровень сна, иногда доходя до критических стадий - депривации сна, что обязательно в итоге негативно скажется на состоянии организмов молодых людей. Коллектив авторов Смоленского государственного медицинскогоуниверситета выявил среди своих студентов склонность к незначительным и значительным нарушениям сна, а также повышенную степень избыточной и выраженной сонливости, связанные с переутомлением из-за учебной нагрузки и сдачи экзаменов. Собранные данные определили необходимость определить качество сна студентов-медиков и сравнить их с качеством сна студентов немедицинских вузов.

Цель. Комплексная оценка качества сна и выявление особенностей нарушения сна в зависимости от учебного заведения, объема учебной нагрузки и эмоционального напряжения.

Материалы и методы. Для исследования был использован комплекс современных методов: направленный отбор, выборочный метод, типологическая выборка, медико-социологический, математико-статистический и аналитический методы. Объекты исследования: студенты СЗГМУ им. И.И. Мечникова (далее - У№1) - 582 человек; студенты СПбГУ (далее - У№2) - 575 человек; студенты СПбГУПТД

(далее - У№3) - 570 человек. Общее количество опрошенных составило 1727 человек. Средний возраст 18,4-19,1 год.

Результаты и обсуждение. По рекомендациям специалистов физиологическая норма продолжительности сна у студентов составляет от 7,5 до 8 часов. Именно этот цифровой показатель студенты всех вузов выбрали в качестве ведущего: У№1- 409 человек; У№2 - 269 человек; У№3 - 312 человек.

По результатам исследования данной рекомендации не соответствует средняя продолжительность сна студентов всех выбранных вузов, но в У№1 она составляет 5,7 часов, что значительно меньше продолжительности сна студентов У№2 и У№3: 6,5 и 6,8 часов соответственно (рис. 1, 2, 3).

Рис. 1. Продолжительность сна студентов У№1

Рис. 2. Продолжительность сна студентов У№2

Рис. 3. Продолжительность сна студентов У№3

Эти показатели продолжительности сна обучающиеся связывают с режимом обучения, наличием работы и проживанием в общежитии (табл.1). При этом существенное влияние учебной нагрузки отмечают 85% студентов У№1 и 81% студентов У№2. В тоже время влияние фактора проживания в общежитии на продолжительность сна не так существенно для студентов У№1 (37%) по сравнению со студентами У№2 (62%) и У№3 (50%). Наличие работы не оказывает такого влияния, как два вышеуказанных фактора, и незначительно варьирует среди студентов всех исследованных вузов.

Таблица 1. Факторы, влияющие на продолжительность сна

СЗГМУ им. И.И. Мечникова (п=582) Горный Университет (п=575) СПбГУПТД (п=570)

Режим обучения 497 85% 466 81% 243 43%

Наличие работы 144 25% 122 21% 175 30%

Проживание в общежитии 214 37% 357 62% 285 50%

Отличие режима обучения студентов У№1 в первую очередь определяется необходимостью раннего подъёма, так как занятия ежедневно начинаются с утра, и поздним отходом ко сну, связанным с высокой нагрузкой на внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся (табл.2). Среднее время засыпания колеблется от 15,3 минут до 18,7 минут.

Таблица 2. Характеристика режима сна

СЗГМУ им. И.И. Мечников а (п=582) Горный Университет (п=575) СПбГУПТД (п=570)

Среднее время отхода ко сну (кроме выходных) 1 час 15 минут 0 час 50 минут 1 час 10 минут

Среднее время подъёма (кроме выходных) 6 часов 40 минут 7 часов 30 минут 7 часов 50 минут

Среднее время засыпания 15,3 минуты 16,8 минуты 18,7 минуты

В зависимости от продолжительности ночного сна изменилось и самочувствие студентов. Так наличие эмоциональной лабильности отметили более половины студентов в каждом из ВУЗов: вУ№1 - 64%, в У№2 - 51%, в У№3 - 52% респондентов; ухудшение памяти отметили от 35 до 38% обучающихся во всех исследуемых ВУЗах. Помимо того, у студентов У№1 отмечается повышенная раздражительность, головные боли, головокружения и тахикардия, что является серьезным показателем ухудшения состояния здоровьязначительно и превышает данные по другим университетам (табл. 3).

Таблица 3. Наиболее распространённые проблемы, связанные со здоровьем у студентов

различных вузов

^•Уциверситет^^ СЗГМУ им. И.И. Мечникова (п=582) Горный Университет (п=575) СПбГУПТД (п=570)

Эмоциональная лабильность 370 (64%) 296 (51%) 297 (52%)

Повышенную раздражительность 405 (70%) 293 (51%) 194 (33%)

Ухудшение памяти 220 (38%) 204 (35%) 209 (36%)

Головокружение 182 (31%) 114 (20%) 50 (9%)

Головные боли 315 (54%) 235 (41%) 120 (21%)

Снижение аппетита 116 (20%) 119 (21%) 48 (8%)

Тошнота 141 (24%) 91 (16%) 15 (3%)

Диарея 44 (8%) 39 (7%) 5 (1%)

Тахикардия 171 (29%) 115 (20%) 123 (22%)

Повышение давления 62 (11%) 75 (13%) 38 (7%)

Ночная потливость 85 (14%) 78 (14%) 74 (13%)

Помимо того, данные исследования подтверждают, что у студентов СЗГМУ им. И.И. Мечникова чаще выявляется тошнота (п=24%) и диарея (п=8%) , что свидетельствует о развитии психосоматической патологии на фоне постоянного стресса.

Среди студентов всех ВУЗов отмечаются проблемы с качеством сна: 32% студентов У№1, 31% студентов У№2 и 22% студентов У№3, 1-2 раза просыпаются ночью и поэтому не высыпаются должным образом. Значительное превышение показателей качества пробуждения зарегистрировано у студентов У№1, где 67% опрошенных с большим трудом встают по утрам. Обучающиеся в У№2 отметили проблемы с пробуждением у 58% респондентов, а в У№3 этот показатель составил 44%.

Рис. 4. Качество сна студентов У№1

Рис. 5. Качество сна студентов У№2

Рис. 6. Качество сна студентов У№3

Результаты нашего медико-социологического исследования выявили, что больше половины студентов У№1 - 410 человек замечают значительное влияние качества сна на их повседневную деятельность, в то же время данный показатель в У№3 составляет 44%. У студентов-медиков режим сна не соответствует биоритмам, уже к 15:00-18:00 им хочется спать, у них падает работоспособность, ухудшается самочувствие. Они хуже справляются с потоком информации, а так же испытывают затруднения при формировании своих мыслей и формулирования ответов на вопросы.

Выводы. У студентов всех университетов выявлены нарушения сна, что объясняется психоэмоциональным напряжением, вызванным большими умственными нагрузками, проживанием в общежитии и работой. Однако, наибольшие проблемы со здоровьем выявлены у студентов СЗГМУ им. И.И. Мечникова. В подавляющем большинстве эти нарушения вызваны режимом обучения, подразумевающий повышенный объём учебной нагрузки и необходимость детальной подготовки к занятиям, в следствии чего приходится позже ложиться и меньше спать. Длительно протекающий подобный образ жизни может привести к нарушению состояния здоровья опрошенных [3].

В целях борьбы с нарушениями сна предусмотрены следующие меры профилактики:

1. Рациональный режим труда и отдыха, ограничение активности к концу дня, ограничение использования стимуляторов, отход ко сну и подъем в одно и то же время.

2. Для снятия психоэмоционального напряжения рекомендуется обучить студентов-медиков приемам аутогенной тренировки, проводить с ними сеансы психологической разгрузки, производственную гимнастику, организовывать своевременный прием горячей пищи, витаминно-кислородных коктейлей.

3. В течение дня должна быть организована достаточная физическая нагрузка, полезна прогулка перед сном.

4. Для снятия утомления может быть использована функциональная музыка, свет и др.

5. Во время сна необходима спокойная обстановка, удобная кровать, полное отсутствие света и оптимальная температура воздуха в помещении.

6. Врачи, консультанты и организаторы здравоохранения должны быть осведомлены о наличии и выраженности нарушений сна у наблюдаемых студентов и активно объяснять важность сна для сохранения не только высоких показателей успеваемости, но и сохранения физического и нейропсихофизиологического здоровья.

При соблюдении всех вышеперечисленных правил и рекомендаций можно предотвратить излишнее напряжение, утомляемость, улучшить показатели качества сна и, таким образом, повысить эффективность обучения студентов-медиков, их трудоспособность и состояние здоровья.

Список литературы /References

1. Пивень Е.А., Бреусов Д.А.Характеристика гигиены сна студентов, проживающих в общежитиях: Вестник РУДН. Серия медицина, 2017. Т. 21. № 1. С. 127—136.

2. Голенков А.В., Иванова И.Л., Куклина А.В. и др. Эпидемиология расстройства сна у студентов-медиков: Вестник чувашского университета, 2010. С. 98-102.

3. Косарев В.В. Профессиональные заболевания медицинских работников: Монография. Самара, 1998. С. 200.

4. Кантимирова Е.А., Маховская Т.С., Галась А.Ю., Петрова М.М., Шнайдер Н.А., Дмитренко Д.В.и др. Эффективность сна как маркер здоровья студентов младших и старших курсов медицинского университета // Современные проблемы науки и образования, 2015. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.