Научная статья на тему 'Особенности режима и качества сна современных школьников'

Особенности режима и качества сна современных школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1401
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / РЕЖИМ СНА / КАЧЕСТВО СНА / CHILDREN / SLEEP MODE / SLEEP QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Грицина Ольга Павловна, Транковская Лидия Викторовна, Лисецкая Елена Андреевна, Тарасенко Галина Алексеевна

Целью исследования было изучение особенностей режима и качественных характеристик сна современных школьников. Материалы и методы. По специально разработанной анкете, содержащей вопросы, характеризующие режим и условия сна детей, проведен опрос учащихся 5-9 классов общеобразовательной организации. Полученные данные обработаны с применением метода параметрического и непараметрического анализа. Результаты. Определена средняя продолжительность ночного сна школьников. Дана характеристика режима сна и условий засыпания опрошенных детей. Установлены ведущие причины позднего отхода ко сну. Выявлены гендерные особенности гендерные особенности в соблюдении гигиены сна, качественных характеристиках сна и связях этих показателей. Рассчитан вклад нарушений гигиены сна в различные качественные характеристики сна и самочувствие учащихся. Выводы . Полученные данные легли в основу программ санитарно-просветительских мероприятий, проводимых с учащимися 5-9 классов общеобразовательных организаций г. Владивостока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Грицина Ольга Павловна, Транковская Лидия Викторовна, Лисецкая Елена Андреевна, Тарасенко Галина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the mode and quality of sleep of modern children

The aim of the research was study of the characteristics of the regime and qualitative characteristics of sleep of modern schoolchildren. Materials and methods. According to a specially designed questionnaire containing questions characterizing the mode and conditions of children's sleep, a survey was conducted of students in grades 5-9 of a general education organization. The obtained data were processed using the method of parametric and nonparametric analysis. Results. The average duration of night sleep for schoolchildren is determined. The characteristic of the sleep mode and sleep conditions of the interviewed children are given. Established the leading causes of late bedtime. Gender features of gender features in the observance of sleep hygiene, quality characteristics of sleep and relationships of these indicators are revealed. The contribution of sleep hygiene disorders to various sleep quality characteristics and well-being of students is calculated. Findings. The data obtained formed the basis of the programs of sanitary and educational activities conducted with students of grades 5-9 of general educational organizations in Vladivostok.

Текст научной работы на тему «Особенности режима и качества сна современных школьников»

• Профилактическая медицина

© Коллектив авторов, 2019. DOI: 10.5281/zenodo.3262052

УДК 613.9-371.7(075.8)

О.П. Грицина, Л.В. Транковская, Е.А. Лисецкая, Г.А. Тарасенко

ОСОБЕННОСТИ РЕЖИМА И КАЧЕСТВА СНА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

ФГБ ОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» МЗ РФ, Владивосток

Целью исследования было изучение особенностей режима и качественных характеристик сна современных школьников. Материалы и методы. По специально разработанной анкете, содержащей вопросы, характеризующие режим и условия сна детей, проведен опрос учащихся 5-9 классов общеобразовательной организации. Полученные данные обработаны с применением метода параметрического и непараметрического анализа. Результаты. Определена средняя продолжительность ночного сна школьников. Дана характеристика режима сна и условий засыпания опрошенных детей. Установлены ведущие причины позднего отхода ко сну. Выявлены гендерные особенности гендерные особенности в соблюдении гигиены сна, качественных характеристиках сна и связях этих показателей. Рассчитан вклад нарушений гигиены сна в различные качественные характеристики сна и самочувствие учащихся. Выводы. Полученные данные легли в основу программ санитарно-просветительских мероприятий, проводимых с учащимися 5-9 классов общеобразовательных организаций г. Владивостока.

Ключевые слова: дети, режим сна, качество сна.

Для цитирования: Грицина О.П., Транковская Л.В. Лисецкая Е.А., Тарасенко Г.А. Особенности режима и качества сна современных школьников // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2019; 2(78): 13-16. DOI: 10.5281/zenodo.3262052

Для корреспонденции: Грицина Ольга Павловна, к.м.н., e-mail: g2010o@mail.ru.

Поступила 29.04.19 Принята 03.06.19

O.P. Gritsina, L.V. Trankovskaya, E.A. Lisetskaya, G.A. Tarasenko

FEATURES OF THE MODE AND QUALITY OF SLEEP OF MODERN CHILDREN

Federal State Educational Institution of Higher Education «Pacific State Medical University» of the Russian Federation Ministry of Health, Vladivostok, Russia

The aim of the research was study of the characteristics of the regime and qualitative characteristics of sleep of modern schoolchildren. Materials and methods. According to a specially designed questionnaire containing questions characterizing the mode and conditions of children's sleep, a survey was conducted of students in grades 5-9 of a general education organization. The obtained data were processed using the method of parametric and nonparametric analysis. Results. The average duration of night sleep for schoolchildren is determined. The characteristic of the sleep mode and sleep conditions of the interviewed children are given. Established the leading causes of late bedtime. Gender features of gender features in the observance of sleep hygiene, quality characteristics of sleep and relationships of these indicators are revealed. The contribution of sleep hygiene disorders to various sleep quality characteristics and well-being of students is calculated. Findings. The data obtained formed the basis of the programs of sanitary and educational activities conducted with students of grades 5-9 of general educational organizations in Vladivostok.

Key words: children, sleep mode, sleep quality.

For citation: Gritsina O.P., Trankovskaya L.V, Lisetskaya E.A, Tarasenko G.A. Features of the mode and quality of sleep of modern children. Health. Medical ecology. Science. 2019; 2 (78): 13-16. DOI: 10.5281/zenodo.3262052

For correspondence: Gritsina O.P., e-mail: g2010o@mail.ru.

Conflict of interests. The authors are declaring absence of conflict of interests.

Financing. The study had no sponsor support.

Received 29.04.19 Accepted 03.06.19

Введение

Известно, что сон является важным элементом здорового образа жизни, оказывающим влияние на все аспекты жизнедеятельности школьника. Нарушения сна являются одной из причин развития различных соматических и психологических патологических состояний [1-4]. На качество и продолжительность сна оказывает влияние множество факторов. Вместе с тем, современное общество предъявляет повышенные требования к физическому и психическому развитию личности, что обусловливает непрерывную интенсификацию учебного процесса, внедрение новых технологий в преподавание [4, 5]. Это требует перераспределения временных затрат в суточном бюджете времени и может сказываться на режиме сна обучающихся [6-9]. Изложенное определило актуальность нашего исследования.

Цель исследования: изучение особенностей режима и качественных характеристик сна современных школьников.

Материалы и методы

По специально разработанной анкете, содержащей вопросы, характеризующие режим и условия сна детей, был проведен опрос 108 учащихся 5-9 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №17 г. Владивостока». С целью дальнейшего сравнительного анализа были сформированы две группы по 54 школьника в возрасте 10-14 лет: 1-я - девушки, 2-я - юноши. Отбор детей в группы проводился по парно-сопряженному методу на основании принципа однородности и идентичности по полу и возрасту.

Статистическая обработка данных

Полученные данные обработаны с применением метода параметрического и непараметрического анализа: средние арифметические значения (М), стандартные ошибки среднего значения (т), относительные величины (Р), ошибки относительных величин (тр). При сравнительном анализе изученных показателей применялся критерий Пирсона х2; для изучения взаимосвязи признаков выполняли непараметрический корреляционный анализ Спирмена рассчитывали коэффициент детерминации ^2). В исследовании проверялась статистическая значимость полученных коэффициентов с указанием достигнутого уровня значимости (р). При статистической обработке использован пакет прикладных программ Statistica 10.0 в операционной среде Windows-2010 [6].

Полученные результаты

Результаты анкетирования показали, что средняя продолжительность ночного сна школьников в будни составляет 7,9±1,5 часов, а в выходные - 9,1±1,2 часов. Ощущение «недосыпания» значимо чаще возникало у опрошенных в понедельник (1-е ранговое место, не высыпались 54,6±4,8% подростков), далее следовали среда и четверг (ощущали недостаток сна соответственно 51,9±4,8% и 43,5±4,8% учащихся). Отметим, что

15,7±3,5% школьников жаловались на недосыпание даже в выходные дни. У 61,1% участников опроса возникала необходимость в дневном сне, при этом у девушек значимо чаще, чем у юношей (х2 = 7,64, р=0,006), (табл. 1). Средняя продолжительность дневного сна учащихся составляла около двух 1,9±0,4 часов.

Анализ полученных данных выявил, что лишь треть опрошенных ложатся спать в одно и тоже время, даже если нет желания спать (32,3±3,4%). У большинства детей (67,6±3,4%) время отхода ко сну не регулярно. Из них четверть школьников (26,2±3,2%) ложатся спать только когда завершат все дела или чувство усталости не позволяет заниматься ими, 24,6±3,1% опрошенных отходят ко сну, когда возникает чувство сонливости, 16,9±3,8% - по принуждению родителей.

Соблюдают гигиену сна большинство учащихся - 65,2±2,5%. Вместе с тем более трети опрошенных (34,8±2,5%) не обращают внимания на условия своего засыпания, т.е. не переодеваются в одежду для сна, спят без постельного белья, с включенным искусственным освещением, телевизором, музыкой в наушниках и т.п. Ежедневно проветривают комнату перед сном 63,9±4,6%.

Большая часть участников анкетирования (50,8±2,8%) время перед сном посвящают развлечениям на различных информационно-коммуникационных электронных устройствах (играм, чтению, просмотру видео, общению в социальных сетях и т.д.), далее среди видов времяпрепровождения следуют выполнение домашнего задания - 16,7±2,1%, просмотр телепередач, чтение бумажных книг - 16,1±2,1%, прослушивание музыки -12,6±1,9%, прогулки на свежем воздухе 3,9±1,1%.

Среди причин позднего отхода ко сну превалировали развлечения с помощью электронных устройств (63,5±3,1%), второе место занимало выполнение домашнего задания (19,5±2,6%), третье - систематические проблемы с засыпанием (11,6±2,1%). Следует отметить, что 5,4±1,5% респондентов указали, что поздний отход ко сну является частью семейного распорядка.

Самостоятельно просыпаются утром лишь 24,1±3,2% респондентов, 75,9±3,2% - не могут проснуться без помощи будильника или родителей. 71,9±3,1% школьников при недосыпании отмечают различные жалобы такие как снижение активности (70,1±3,7%), ухудшение настроения (62,3±3,9%), головные боли (27,3±3,6%).

Сравнительный анализ показал, что значимо больше опрошенных девушек перед сном заняты прослушиванием музыки (20,5±3,9% против 8,7±2,4 %, х2 = 4,69, р=0,03), принимают душ перед сном (66,8±5,4% против 46,3±6,8%, х2 = 4,56, р=0,03), предъявляют жалобы на чувство усталости, сонливости, разбитости (90,7±3,9% против 74,1±6,0%, х2 =5,17, р=0,02), спят днем (74,1±6,0% против 48,2±6,8%, х2 = 7,64, р=0,006). Вместе с тем юноши значимо чаще пропускают занятия из-за нехватки сна (18,5±5,9% против 5,6±3,1%, х2

HEALTH. MEDICAL ECOLOGY SCIENCE 2 (78) - 2019 15

• Профилактическая медицина = 4,29, р=0,04), (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ гендерных особенностей режима и качества сна

Показатель Юноши, P±mp Девушки P±mp

Прослушивание музыки 8,7±2,4 20,5±3,9**

Теплый душ перед сном 46,3±6,8 66,8±6,4**

Жалобы на чувство усталости, сонливости, разбитости 74,1±6,0 90,7±3,9*

Пропуски занятий по причине недосыпания 18,5±5,9* 5,6±3,1

Дневной сон 48,2±6,8* 74,1±6,0

Примечание: * - p <0,05, ** - p <0,01 Корреляционный анализ выявил наличие значимых связей между соблюдением гигиены сна и качественными характеристиками сна. При этом были выявлены гендерные особенности распределения корреляций. Так у юношей определены значимые прямые связи между проветриванием комнаты, при-

нятием теплого душа перед сном и удовлетворенностью качеством сна ^=0,187, р=0,021, и R=0,191, р=0,036), возникновением чувства усталости, сонливости, разбитости ^=0,196, р=0,03). У девушек - проветривания с одной стороны и достаточностью длительности сна ^=0,241, р=0,007), потребностью в дневном сне ^=0,25, р=0,028) - с другой (табл. 2).

Таблица 2

Связи соблюдения гигиены сна школьниками и показателей качества их сна

Показатель Юноши Девушки

Проветривание комнаты перед сном

Удовлетворенность качеством сна 0,187* 0,134

Достаточность ночного сна 0,163 0,241*

Потребностью в дневном сне 0,085 0,25**

Теплый душ перед сном

Удовлетворенность качеством сна 0,191* 0,076

Жалобы на чувство усталости, сонливости, разбитости 0,196* 0,104

Примечание: * - p<0,05,** - p<0,01

С использованием зависимости R2 (коэффициента детерминации), определено, что доля дисперсии проветривания помещения перед сном на удовлетворенность качеством сна у юношей составляет 3,49% и у девушек на достаточность ночного сна - 5,8%, потребностью в дневном сне - 6,25%. Принятие теплого душа перед сном у юношей влияет на удовлетворенность качеством сна на уровне 3,64% и на формирование жалоб на чувство усталости, сонливости, разбитости - 3,84%.

Обсуждение

Таким образом, в результате проведенного исследования были получены актуальные сведения об особенностях режима и качества сна современных школьников. Установлено, что большинство учащихся не соблюдают режим и гигиену сна. Ведущей причиной позднего отхода ко сну у опрошенных школьников определена эксплуатация различных информационно-коммуникационных электронных устройств. Выявлены гендерные особенности в соблюдении гигиены

сна, качественных характеристиках сна и связях этих показателей. Рассчитан вклад нарушений гигиены сна в различные качественные характеристики сна и самочувствие учащихся. Выявленные особенности согласуются с результатами научных работ, выполненных в других регионах России. Так, изучение режима сна школьников республики Карелия показало, что в выходные дни продолжительность сна была на 2,5 ч больше, чем в школьные дни (9,88 ч против 7,18 ч соответственно), при этом достоверных половых различий в продолжительности сна у опрошенных детей не выявлено [4]. Изучение качества сна башкирских школьников также выявило гендерные особенности качества сна [5].

Выводы

Таким образом, полученные данные легли программ санитарно-просветительских мероприятий, проводимых с учащимися 5-9 классов общеобразовательных организаций г. Владивостока.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Грицина О.П., Транковская Л.В., Переломова О.В., Паричук К.А., Щепинская Н.Л. Особенности состояния здоровья детей, посещающих организации дополнительного образования // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2016; 1(64): 33-37.

2. Грицина О.П., Транковская Л.В., Рзянкина М.Ф. Обоснование системы мероприятий по сохранению здоровья детей, посещающих организации дополнительного образования // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2016; 4(67): 66-71.

3. Грицина О.П., Транковская Л.В. Гигиеническая оценка условий пребывания детей в организациях дополнительного образования // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2018; 1(73): 43-46.

4. Коломейчук С.Н., Теплова Л.И. Качество и параметры сна у школьников // Журнал неврологии и психиатрии. 2017; 11(2): 92-96, DOI: 10.17116/ jnevro201711711292-96.

5. Минжасова А.И. Статистический анализ меди-

цинских данных // Прикладная математика и фундаментальная информатика. 2015; 2: 193-198.

6. Мусалимова Р.С., Янбарисова А.С. Качество сна учащейся молодёжи: возрастные и гендерные особенности // Вестник современных исследований. 2018. № 12.14 (27): 105-109.

7. Скоблина Н.А., Бокарева Н.А., Татаринчик А.А., Булацева М.Б. Особенности режима дня и образа жизни современных старших школьников // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2018; 2: 44-51.

8. Суворова А.В., Якубова И.Ш., Мельцер А.В. Санитарно-гигиеническое обеспечение режима дня, учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных организациях // Профилактическая и клиническая медицина. 2017; 1(62): 12-19.

9. Сырцова М.А., Соломай Т.В. Гигиенические аспекты реструктуризации организаций общего образования и интенсификации образовательного процесса // Санитарный врач. 2016; 8: 38-42.

Сведения об авторах:

Грицина Ольга Павловна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены, ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России, 690002, г. Владивосток, пр-т Острякова, д. 2. тел.: 8-924-234-95-58; e-mail: g2010o@mail.ru

Транковская Лидия Викторовна - доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой гигиены, ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России, 690002, г. Владивосток, пр-т Острякова, д. 2.

Лисецкая Елена Андреевна - обучающаяся 4 курса факультета общественного здоровья, специальность 32.05.01 Медико-профилактическое дело, ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России, 690002, г. Владивосток, пр-т Острякова, д. 2.

Тарасенко Галина Алексеевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены, ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России, 690002, г. Владивосток, пр-т Острякова, д. 2.

HEALTH. MEDICAL ECOLOGY. SCIENCE 2 (78) - 2019 17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.