УДК 616.8-009.836-057.875
А.В. ГОЛЕНКОВ, И.Л. ИВАНОВА, К.В. КУКЛИНА, Е.А. ПЕТУНОВА
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ РАССТРОЙСТВ СНА У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
Ключевые слова: эпидемиология расстройств сна, студенты-медики.
Расстройства сна (РС) в репрезентативной выборке студентов-медиков (681 чел.) выявлены почти у половины (47,9%) респондентов. Чаще всего встречалось плохое качество утреннего пробуждения, связанное с поздним отходом ко сну (30,8%). РС достоверно чаще наблюдались у студентов первого курса и были обусловлены трудностями адаптации к учебе в вузе. РС коррелировали с усвоением получаемой информации и выраженной сонливостью в течение дня. Совместное проживание студентов с родителями сопровождалось более частыми ночными пробуждениями и более низким качеством сна.
A.V. GOLENKOV, I.L. IVANOVA, K.V. KUKLINA, E.A. PETUNOVA SLEEP DISORDERS EPIDEMIOLOGY IN MEDICAL STUDENTS
Key words: sleep disorders epidemiology, medical students.
Sleep disorders (SD) in representative samples of medical students (681 people) are revealed almost at half (47.9%) respondents. There was the bad quality of morning awakening connected with a late withdrawal to a dream (30.8%) more often. SD authentically were more often observed at first-year students and have been caused by difficulties of adaptation to study in high school. SD correlated with mastering of the received information and the expressed drowsiness during the day.
Joint residing of students with parents was accompanied by more frequent night awakenings and more poor quality of a dream.
Расстройства сна (РС) являются весьма распространенной патологией в населении [1, 4]. В течение года до 30% страдает бессонницей и обращается в связи с этим за медицинской помощью [3]. При использовании более четких диагностических критериев доля РС снижается, но все равно остается существенной, составляя от 6-10%. Более высокий риск развития РС имеют женщины, лица пожилого и старческого возраста, больные соматоневрологическими (хронические заболевания легких, гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, болевые синдромы и др.) и психическими (депрессивные и тревожные расстройства) заболеваниями, люди со сменным характером работы [4]. Распространенность РС и их причины весьма вариабельны в разных популяционных группах [5, 7, 10, 11].
Учеба в медицинском вузе сопровождается довольно напряженной учебной нагрузкой и большим количеством стрессов, которые могут приводить к развитию психических расстройств и РС [2]. Очевидно, что РС у молодежи отражаются на обучении и интеллектуально-мнестических функциях [8, 9]. Они затрагивают поведенческие паттерны, социальное функционирование и здоровье [6, 12].
Цель исследования - изучить распространенность РС у студентов-медиков Чувашии.
Материалы и методы. Опрошен 681 студент (юношей - 293, девушек - 388) I-VI курсов медицинских факультетов Чувашского госуниверситета. На младших курсах учились 294 человека, на старших - 357. Использовалась анкета с пятибалльной оценкой нарушений сна [1]. Математико-статистическая обработка проводилась с помощью описательной статистики (среднее - М и стандартное отклонение - с), однофакторного дисперсионного и корреляционного анализа.
Результаты исследования. РС (по ответам опросника с оценкой в 1-2 балла) выявлялись у 47,9 студента (табл. 1). Нарушения засыпания обнару-
жены у 8,8%, короткий сон - у 8,5%, частые пробуждения в течение ночи - у 5,9%, множественные и тревожные сновидения - у 15,4%, плохое качество пробуждения утром - у 30,8%; плохое качество сна в целом отметили 4%. Одно из перечисленных РС имели 31,1% респондентов, два - 11,6%, три -3,4%, четыре - 1,3%, пять - 0,6% и шесть - 0,1%.
Таблица 1
Распространенность и структура РС у обследованных студентов, %
РС Всего Ю Д Курсы
С© іь II и=203 III и=53 IV и=123 ЧО > я 1Ъ г~-ЇГ1 ^ * 1Ъ
Нарушение засыпания ОО 00 9,6 8,2 35,4 11,8 35,8 3,3 5,1 2,7
Продолжительность сна 8,5 10,6 7,0 29,2 5,9 11,3 4,9 7,4 8,1
Пробуждение ночью 5,9 5,8 5,9 29,2 4,4 - 4,1 5,6 -
Качество сна 4,0 5,8 2,6 25,0 2,0 3,8 0,8 3,7 -
Сновидения 15,4 14,7 16,0 33,3 19,2 9,4 13,8 13,0 -
Качество утреннего пробуждения 30,8 30,4 31,2 64,6 29,1 34,0 23,6 31,9 8,1
Количество РС
Всего, в том числе 47,9 46,4 49,0 91,7 48,8 50,9 40,7 46,3 13,5
одно 31,1 28,3 33,2 22,9 31,5 37,7 31,7 33,8 13,5
два 11,6 12,3 11,1 35,4 13,3 13,2 5,7 ,8 8, 2,7
три 3,4 3,8 3,1 20,8 3,0 - 3,3 1,4 -
четыре 1,3 1,4 1,3 10,4 0,5 - - 1,4 -
пять 0,6 1,0 0,3 4,2 - - - 0,9 -
шесть 0,1 0,3 - - 0,5 - - - -
Примечание. Ю - юноши, Д - девушки.
Опрошенные студенты спали (от 3 до 10 часов) ночью в среднем 6,6±1,1 часа (ложились в 23,6±1,1 часа, вставали - в 6,58±0,6). 8 часов и более спали только 12,8%. Большинство (68,7%) респондентов ложились спать в промежутке от 23 до 24 часов, а 18,5% - после полуночи. В 24 часа и позднее существенно чаще отходили ко сну студенты младших курсов (57,6 против 46,1% на старших; р < 0,01). Все РС намного чаще (р < 0,001) определялись у студентов младших курсов (1-Ш), с максимумом распространенности у первокурсников и минимумом у шестикурсников. В табл. 2 приведены средние значения всех РС. Видно, что у первокурсников все показатели, кроме пробуждения ночью, ниже удовлетворительных оценок в три балла (средние, умеренные, нечастые). Различия высоко достоверны (р = 0,001 и р < 0,001) при сравнении показателей у студентов I курса и остальных респондентов, у студентов младших и старших курсов; по половому признаку - отсутствуют (р > 0,05).
Таблица 2
Балльная оценка РС у обследованных студентов, М±а
РС Всего Ю Д Курсы
первый младшие старшие
Нарушение засыпания 3,7±0,9 3,7±0,9 3,6±0,9 2,9±1,0 3,4±0,8 3,9±0,8
Продолжительность сна 3,2±0,7 3,2±0,7 3,3±0,7 2,7±0,8 3,1±0,6 3,3±0,7
Пробуждение ночью 4,2±0,9 4,3±0,8 4,2±0,9 3,4±1,2 4,1±0,9 4,3±0,9
Качество сна 3,9±0,8 3,9±0,9 3,9±0,7 2,9±0,9 3,7±0,8 4,1±0,7
Сновидения 3,3±0,9 3,4±0,9 3,3±0,9 2,9±1,1 3,1±0,8 3,5±0,9
Качество утреннего пробуждения 2,9±1,0 2,9±1,1 2,9±1,0 2,2±1,0 2,8±1,0 3,0±1,0
Примечание. Ю - юноши, Д - девушки.
Корреляционный анализ показал, что РС наблюдались тем чаще, чем позднее студенты ложились спать (р < 0,01), нарушали режим (р < 0,01), имели какие-либо проблемы (р < 0,01), включая затруднения в учебе (р < 0,01), не могли быстро уснуть (р < 0,05) из-за внешних помех, шумов (р < 0,001). Общее количество РС зависело от аналогичных причин, а также совместного проживания с родителями.
Нарушения засыпания были связаны с учебными проблемами и наличием стрессов, предстоящим ранним и ночными пробуждениями (р < 0,01). Продолжительность сна у студентов зависела от времени отхода ко сну и нерешенных проблем. Пробуждение ночью коррелировали со временем засыпания и проживанием отдельно от родителей, у девушек оно наблюдалось чаще (р < 0,01). Качество сна было связано со временем отхода ко сну (чем раньше, тем оно выше), наличием проблем в учебе и жизни. На качество утреннего пробуждения, кроме перечисленного, влияло соблюдение режима (р < 0,01).
У студентов с РС режим не соответствовал биоритмам, в течение всего дня им постоянно хотелось спать. Они хуже справлялись с потоком информации, испытывали затруднения при формулировании своих мыслей (ответе на вопрос), отмечали ухудшение памяти, низкую работоспособность и состояние утомления. Сильнее всего перечисленные нарушения были выражены у студентов первого и второго курсов.
Результаты настоящей работы во многом соответствуют нашему предыдущему исследованию, согласно которому при сравнении распространенности невротических расстройств не установлено различий с учетом фактора пола и их накопления на младших курсах. В то же время было выявлено, что почти у всех студентов с невротическими расстройствами имелись РС: нарушения засыпания (у 50%), позднее пробуждение (у 22,7%), поверхностный, чуткий сон с частыми пробуждениями (у 18,2%), короткий непродолжительный сон (у 13,6%), бессонница (у 9,1%). Эти студенты больше уставали, меньше времени отдыхали, главным образом из-за грубых нарушений режима труда и отдыха, неумения рационально планировать свой рабочий день [2]. Примечательно, что закономерности, обнаруженные более 15 лет тому назад, находят еще одно подтверждение в современной выборке обследованных студентов. Связь РС с психическими расстройствами у студентов обсуждается и в других зарубежных периодических изданиях. Описано развитие гипнагогических галлюцинаций у 32,5% студентов с РС (зрительных, слуховых и их сочетание) [11]. Указывается, что РС в 35 раз чаще возникают при депрессивных состояниях и в 2,7 раза - при тревоге [8], на их долю может приходиться до 44, на суицидальные тенденции - 18% [9]. Кроме того, часто выявлялись головные боли, стресс, боли и напряжение в мышцах, постоянные простудные и аллергические реакции, расстройства пищевого поведения. Возможно развитие гипертонической болезни на фоне РС [11].
Наши данные по РС у студентов совпадают с цифрами (46,9 и 47,9%), опубликованными в [6, 9], но превосходят показатели (7-26,2%) [11, 12]. Раз в неделю нарушали время отхода ко сну (более чем на один час) 26,9%, один-три раза - 38,8%, три и более - 34,4% [6].
Согласно данным литературы, РС чаще наблюдались у женщин, работающих студентов, тех, кто спал в общей спальне с другими людьми и в шумных местах [10]. Нами также подтверждено влияние внешних факторов
(шума) на возникновение РС. Для девушек и тех, кто проживал отдельно от родителей, были характерны только пробуждения ночью. Совместное проживание с родителями оказалось существенным фактором, влияющим на РС, возможно, за счет более частых внутрисемейных конфликтов.
E. Gibson et al. описывает восемь факторов, связанных с РС: пол, возраст, общее число часов сна в неделю, соблюдение режима отхода ко сну, поздний подъем утром, употребление кофеинсодержащих напитков после 18 ч, курение и прием пищи перед сном [5].
В литературе большое внимание уделяется последствиям РС на интел-лектуально-мнестические показатели учащихся, академическую успеваемость, досуговую активность и качество жизни [12]. 50,3% студентов с РС сообщили о рассеянности (дефиците внимания) в течение дня, отражающейся на усвоении учебного материала [9]. Особенно это было характерным для тех, кто спал менее 7 часов ночью и не соблюдал режим [6]. Помимо нарушений внимания у студентов с малой продолжительностью сна снижались память и познавательная деятельность, ухудшалось настроение. Примечательно, что у тех студентов, у которых занятия начинались позднее, выше качество сна и большая его продолжительность. Студенты, у которых занятия начинались раньше, имели меньшую продолжительность сна в течение недели, продлевали время сна в выходные дни. Эти данные могут быть использованы для рационального составления расписания занятий [7].
Таким образом, почти у половины студентов выявляются те или иные РС, обусловленные нарушением гигиены сна, информационным стрессом и адаптацией к учебным нагрузкам в вузе. Значительно сокращена продолжительность сна, отсутствует переходный период между активной интеллектуальной деятельностью и укладыванием в постель. Постоянное недосыпание отражается на физическом и психическом здоровье студентов, усвоении ими вузовской программы и в конечном итоге на качестве подготовки будущих врачей.
Литература
1. Вейн АМ. Инсомнии /А.М. Вейн, К.В. Судаков, Я.И. Левин // Клиническая медицина. 1998. № 8. С. 52-55.
2. Голенков А.В. Пограничные психические расстройства у студентов Чувашии / А.В. Голенков // Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1996. 116 с.
3. Каплан Г.И. Сон и нарушения сна / Г.И. Каплан, Б.Д. Сэдок // Клиническая психиатрия. М.: Медицина, 1994. Т. 2. Гл. 15. С. 528-559.
4. Полуэктов М.Г. Инсомнии: теория и практические аспекты / М.Г. Полуэктов // Психиатрия и психофармакотерапия. 2009. N° 6, Т. 11. С. 18-23.
5. Gibson E.S. “Sleepiness” is serious in adolescence: Two surveys of 3235 Canadian students / E.S. Gibson, P.A. Powles, L. Thabane et al. // BMC Public Health. 2006. 6:116. dol:10.1 1186/1471-2458-6-116.
6. Kang J-H. Effects of an irregular bedtime schedule on sleep quality, daytime sleepiness, and fatigue among university students in Taiwan / J-H. Kang, S-Ch. Chen // BMC Public Health. 2009. 9:248. dol:10.1186/1471-2458-9-248.
7. Lima P.F. Sleep-wake pattern of medical students: early versus late class starting time / P.F. Lima, A.L. Medeiros, J.F. Araujo // Brazilian J. Med. and Biol. Res. 2002. Vol. 35, № 11. P. 1373-1377.
8. Loayza M.P. Association between mental health screening by self-report questionnaire and insomnia in medical students/M.P. Loayza, T.S. Ponte, C.G. Carvalho et al. // Arq. Neuropsiquiatr. 2001. Vol. 59, № 2-A. P. 180-185.
9. Nogueira-Martins L.A. The mental health of graduate students at the Federal University of Sao Paulo: a preliminary report / L.A. Nogueira-Martins, R. Fagnani Neto, P.C. Macedo et al. // Brazilian J. Med. and Biol. Res. 2004. Vol. 37, № 10. P. 1519-1524.
10. Nojomi M. Sleep pattern in medical students and residents/ M. Nojomi, F.G. Bandi, S. Kaffashi // Arch. Iran Med. 2009. Vol. 12, № 6. P. 542-549.
11. Ohaeri J.U. The pattern of isolated sleep paralysis among Nigerian medical students I
J.U. Ohaeri, A.O. Odejide, B.A. Ikuesan, J.D. Adeyemi II J. Nation. Med. Assoc. 1989. Vol. 81, № 7. P. 805-808.
12. Veldi M. Sleep quality and more common sleep-related problems in medical students I M. Veldi,
A. Aluoja, V. Vasar II Sleep Med. 2005. Vol. 6, № 3. P. 269-275.
ГОЛЕНКОВ АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ. См. с. 97.
ИВАНОВА ИРИНА ЛЕОНИДОВНА - студентка VI курса медицинского факультета, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
IVANOVA IRINA LEONIDOVNA - student, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
КУКЛИНА КСЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА - студентка VI курса медицинского факультета, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
KUKLINA KSENIA VLADIMIROVNA - student, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
ПЕТУНОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА - студентка VI курса медицинского факультета, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
PETUNOVA ELENA ALEKSANDROVNA - student, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 616.33-006.6
В.Н. ДИОМИДОВА, Л.А. ВОРОПАЕВА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ В СКРИНИНГЕ ИЗЪЯЗВЛЕННОГО РАКА ЖЕЛУДКА
Ключевые слова: рак, желудок, лучевая диагностика, скрининг.
Приведены данные анализа заболеваемости по классу органов пищеварения и динамический мониторинг использования лучевых методов исследования желудка за последнее десятилетие. Отмечено значительное повышение информации при последовательной и комплексной организации диагностического процесса. Для исследования желудка использованы современные возможности лучевой диагностики (эхография, магнитно-резонансная томография).
V.N. DIOMIDOVA, L.A. VOROPAEVA THE USE OF CONTEMPORARY RADIAL DIAGNOSTICS OF STOMACH CANCER
Key words: cancer, stomach, radial diagnostics, screening.
They are brought analysis data to diseases on class organ digestions and dynamic monitoring the use the radiology methods of the study of the stomash for last decennial event. It is noted significant increasing to information under consequent and complex organization of the diagnostic process. For Stomach research modern technologies of radial diagnostics are used (Echography, magnet-resonant tomography).
Для врача-клинициста актуальной проблемой является дифференцировка доброкачественной язвы и изъязвленного рака желудка. Среди всех опухолей желудка до 80% составляют первично-изъязвленный и язвенно-инфильтра-тивный рак желудка. Сложность дифференциальной диагностики первичноязвенного рака и хронической язвы желудка связана с тем, что рак с изъязвлением по волнообразному течению с чередованием фаз ремиссии и обострения во многом напоминает хроническую язву желудка [5].
В настоящее время основным методом инструментального исследования при воспалительных заболеваниях желудка является гастроскопия. При этом в основном производятся оценка состояния слизистой и забор биопсийного материала с поверхностных слоев желудочной стенки. В случаях, когда имеется локализованная под слизистой оболочкой опухолевая патология, что бывает на ранних стадиях эндофитнорастущего рака желудка, своевременная