Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РЕЖИМА СНА НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ РЕЖИМА СНА НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
640
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЖИМ СНА / ВРЕМЯ СНА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТУДЕНЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Давыдова Ю. А., Каргаполова Е. В., Глазунов О. Н., Лашук И. В.

Цель исследования - изучение представлений студентов вузов Москвы о рациональном режиме сна и его влиянии на успешность учебной деятельности молодых людей. Методика и организация исследования. В фокусе исследовательского интереса стало выявление зависимости времени сна, его регулярности и периодичности на качественное выполнение студентом учебного плана и пропуски учебных занятий по болезни. Для этого было проведено конкретное социологическое исследование «Физическая культура и спорт в жизни студенчества мегаполиса», реализованное под руководством Е.В. Каргаполовой в октябре 2019 г. методом онлайн-анкетирования (N=2503) в Москве. Результаты исследования и выводы. Успеваемость и посещаемость зависит от режима сна. Восьмичасовой период сна в сутки и время отхода ко сну не позднее 23.00 ч оказывает положительное влияние на успехи в обучении и снижение пропусков учебных занятий. И, напротив, явные нарушения режима сна наблюдаются у студентов, имеющих академические задолженности и пропускающих более десяти учебных дней по болезни. Более ответственное отношение к режиму сна декларируется юношами и студентами старших курсов. Большинство опрошенных понимают важность восьмичасового сна, но недооценивают важность отхода ко сну в рекомендованное врачами время. Наблюдается также противоречие между пониманием значимости режима сна и самосохранительными практиками: соблюдают режим сна менее половины опрошенных. Таким образом, результаты исследования подтвердили, что полноценный сон - один из необходимых компонентов не только сохранения здоровья, но и успешного обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Давыдова Ю. А., Каргаполова Е. В., Глазунов О. Н., Лашук И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF SLEEP MODE ON THE SUCCESS OF STUDENTS' LEARNING ACTIVITIES

Objective of the study was to study the ideas of students of Moscow universities about the rational sleep regimen and its impact on the success of the educational activities of young people. Methods and structure of the study. The focus of research interest was to identify the dependence of sleep time, its regularity and periodicity on the student's high-quality fulfillment of the curriculum and his absence from classes due to illness. For this, a specific sociological study "Physical culture and sports in the life of students of a metropolis" was carried out, implemented under the guidance of E.V. Kargapolova in October 2019 using an online survey (N=2503) in Moscow. Results and conclusions. Academic performance and attendance depends on sleep patterns. An eight-hour sleep period per night and bedtime no later than 11 pm has a positive effect on learning success and reduced absenteeism. And, on the contrary, obvious sleep disturbances are observed in students who have academic debts and miss more than ten school days due to illness. A more responsible attitude to the sleep regimen is declared by young men and senior students. Most of the respondents understand the importance of eight hours of sleep, but underestimate the importance of going to bed at the time recommended by doctors. There is also a contradiction between the understanding of the importance of the sleep regimen and self-preserving practices: less than half of the respondents observe the sleep regimen. Thus, the results of the study confirmed that adequate sleep is one of the necessary components not only for maintaining health, but also for successful studies at a university.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РЕЖИМА СНА НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ»

ВЛИЯНИЕ РЕЖИМА СНА НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

УДК/UDC 316.344.6

Поступила в редакцию 24.06.2022 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Кандидат исторических наук, доцент Ю.А. Давыдова1 Доктор социологических наук, доцент Е.В. Каргаполова1 Кандидат культурологических наук, доцент О.Н. Глазунов1 Кандидат социологических наук, доцент И.В. Лашук2

1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва 2Белорусский государственный экономический университет, Минск

INFLUENCE OF SLEEP MODE ON THE SUCCESS OF STUDENTS' LEARNING ACTIVITIES

PhD, Associate Professor Yu.A. Davydova1

Dr. Sc. Soc., Associate Professor E.V. Kargapolova1

PhD, Associate Professor O.N. Glazunov1

PhD, Associate Professor I.V. Lashuk2

1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

2 Belarus State Economic University, Minsk

Аннотация

Цель исследования - изучение представлений студентов вузов Москвы о рациональном режиме сна и его влиянии на успешность учебной деятельности молодых людей.

Методика и организация исследования. В фокусе исследовательского интереса стало выявление зависимости времени сна, его регулярности и периодичности на качественное выполнение студентом учебного плана и пропуски учебных занятий по болезни. Для этого было проведено конкретное социологическое исследование «Физическая культура и спорт в жизни студенчества мегаполиса», реализованное под руководством Е.В. Каргапо-ловой в октябре 2019 г. методом онлайн-анкетирования (N=2503) в Москве. Результаты исследования и выводы. Успеваемость и посещаемость зависит от режима сна. Восьмичасовой период сна в сутки и время отхода ко сну не позднее 23.00 ч оказывает положительное влияние на успехи в обучении и снижение пропусков учебных занятий. И, напротив, явные нарушения режима сна наблюдаются у студентов, имеющих академические задолженности и пропускающих более десяти учебных дней по болезни. Более ответственное отношение к режиму сна декларируется юношами и студентами старших курсов. Большинство опрошенных понимают важность восьмичасового сна, но недооценивают важность отхода ко сну в рекомендованное врачами время. Наблюдается также противоречие между пониманием значимости режима сна и самосохранительными практиками: соблюдают режим сна менее половины опрошенных. Таким образом, результаты исследования подтвердили, что полноценный сон - один из необходимых компонентов не только сохранения здоровья, но и успешного обучения в вузе.

Ключевые слова: режим сна, время сна, здоровый образ жизни, студенчество.

Abstract

Objective of the study was to study the ideas of students of Moscow universities about the rational sleep regimen and its impact on the success of the educational activities of young people.

Methods and structure of the study. The focus of research interest was to identify the dependence of sleep time, its regularity and periodicity on the student's high-quality fulfillment of the curriculum and his absence from classes due to illness. For this, a specific sociological study "Physical culture and sports in the life of students of a metropolis" was carried out, implemented under the guidance of E.V. Kargapolova in October 2019 using an online survey (N=2503) in Moscow. Results and conclusions. Academic performance and attendance depends on sleep patterns. An eight-hour sleep period per night and bedtime no later than 11 pm has a positive effect on learning success and reduced absenteeism. And, on the contrary, obvious sleep disturbances are observed in students who have academic debts and miss more than ten school days due to illness. A more responsible attitude to the sleep regimen is declared by young men and senior students. Most of the respondents understand the importance of eight hours of sleep, but underestimate the importance of going to bed at the time recommended by doctors. There is also a contradiction between the understanding of the importance of the sleep regimen and self-preserving practices: less than half of the respondents observe the sleep regimen. Thus, the results of the study confirmed that adequate sleep is one of the necessary components not only for maintaining health, but also for successful studies at a university.

Keywords: sleep mode, sleep time, healthy lifestyle, student life.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Введение. Режим сна как важнейшая составляющая режима дня студента вуза представляет значительный интерес для ученых и специалистов, поскольку также является залогом здорового образа жизни. Многие исследователи отмечают серьезные последствия для студента при нарушении режима сна. П.А. Лисичкин акцентирует внимание на том, что нарушение гигиены сна сказывается не только на физическом, но и на психическом здоровье молодежи [2, с. 186]. К.В. Антонец и А.М. Исаева отмечают, что недостаток сна вызывает снижение

академической успеваемости, досуговой активности и качества жизни студенческой молодежи [1, с. 95]. Исследователи С.С. Марьина и У.С. Аладышева обращают внимание на тот факт, что депривация сна отрицательно сказывается на когнитивных способностях студентов [3, с. 83].

Цель исследования - выявление зависимости успеваемости и посещаемости студентов от режима сна.

Методика и организация исследования. В качестве источника информации выступают результаты конкретно-

76

http://www.teoriya.ru

№10^ 2022 Октябрь | October

го социологического исследования «Физическая культура и спорт в жизни студенчества мегаполиса», реализованного под руководством Е.В. Каргаполовой методом онлайн-анке-тирования. В массив данных для обработки было отобрано 2503 анкеты студенческой молодежи вузов Москвы, из которых 41% юношей, 59% девушек. Результаты исследования нельзя считать репрезентативными. Однако большой объем опрошенных позволяет сделать содержательные выводы. Среди вариантов ответа на вопрос «Что Вы предпринимаете для сохранения здоровья при организации режима дня?» были варианты, касающиеся режима сна, а именно «Сон не менее восьми часов в сутки», «Ложусь спать и встаю примерно в одно и тоже время», «Ложусь спать не позднее 23.00».

Результаты исследования и их обсуждение. Как показывают различные медицинские исследования, для успешной работы головного мозга и активного функционирования организма очень важен сон, который должен составлять не менее восьми часов в сутки. Этого достаточно для полноценного отдыха и восстановления организма. По результатам нашего опроса только 6% респондентов не считают полноценный, восьмичасовой сон средством сохранения здоровья. При этом вариант ответа «Сон не менее восьми часов в сутки» с частотой «всегда» и «часто» выбрали 46% опрошенных, из которых 51% юношей и только 44% девушек. Кроме того, если на первом и втором курсах так ответили 45% студентов, то на третьем и четвертом курсах - 49%, а на пятом курсе таких студентов уже 54%.

Таблицы сопряженности показали влияние полноценного ночного отдыха на успеваемость респондентов: 36% студентов, которые успевают на «отлично» и «хорошо», ответили, что «всегда» и «часто» спят не менее восьми часов в сутки. В то время как среди тех, кто успевает на «удовлетворительно» и имеет академические задолженности, - всего по 14%. Как показало исследование, полноценный сон оказывает влияние и на количество пропусков по болезням: среди тех, кто практически всегда соблюдают восьмичасовой режим сна, больше всего респондентов ни разу не пропустивших занятия и меньше всего тех, кто пропустил свыше десяти дней по болезни за последний год (49% и 39% соответственно).

Важной частью режима сна выступает и время отхода ко сну. Если человек ложится спать в одно и то же время, это благоприятно сказывается на его биологических ритмах и способствует продуктивному обучению и труду. Как показало наше исследование, только 40% студентов всегда и часть ложатся спать в одно и тоже время. В этой категории юношей несколько больше, чем девушек (15% против 11%, выбравших вариант «всегда»). 41% первокурсников и второкурсников делают это «всегда» и «часто», на третьем и четвертом курсе таких 38%. А на пятом курсе ложатся спать в одно и то же время уже более половины (53%) респондентов.

Еще в большей степени, чем в случае с восьмичасовым сном, проявляется зависимость успеваемости от времени отхода ко сну. Половина из тех респондентов, которые учатся на «отлично», ложатся спать в одно и то же время «всегда» и «часто»; из тех, кто учатся на «хорошо» и «отлично», такой результат у 42% опрошенных. Среди тех, кто учится на «удовлетворительно», так поступает только каждый третий, а среди имеющих академическую задолженность - только каждый четвертый респондент. Соответственно среди студентов с академической задолженностью больше всего тех, кто ответил, что никогда не ложится спать в одно и то же время, а среди отличников таких меньше всего (28% против 13%). Ощутимая разница ощущается и при сопоставлении данных таблиц сопряженности по дням болезни и отхода ко сну в одно и то

же время. Из тех, кто всегда и часто ложатся спать в одно и то же время, 46% не пропустили ни одного дня по болезни, 41% пропустили не более трех дней, 38% - от трех до десяти дней, 35% - свыше десяти дней. Каждый пятый студент, который болеет более десяти дней, никогда не ложится спать в одно и то же время.

По рекомендациям врачей, лучшее время для сна - с 22.00 до 6.00 утра. Это время можно варьировать, но не более чем на 1-2 часа. Молодые люди, как правило, оставляют на ночь не только развлечения, но и учебу. Поэтому нам показалось интересным выяснить, сколько студентов соблюдает рекомендованное медиками время сна и как это влияет на успеваемость и пропуски студентов. Только каждый пятый студент «всегда» и «часто» ложатся спать не позднее 23.00. Что касается успеваемости, то здесь зависимость опять очевидна: из отличников и хорошистов всегда и часто ложится спать не позднее 23.00 примерно каждый четвертый. В то время как среди троечников это делают только 19%, а среди тех, кто имеет академическую задолженность, - 16%. Примерно такая же ситуация и с пропусками по болезни. Из тех, кто ложится спать не позднее 23.00 всегда и часто, 25% не пропустили ни одного занятия, 23% пропустили до трех дней, 20% - от трех до десяти дней, 18% - свыше десяти дней. Среди тех, кто пропустил более десяти дней, больше всего та категория, которая никогда не ложится спать до 23.00 (это примерно каждый третий против каждого четвертого среди тех категорий респондентов, которые пропускают по болезни меньше).

Выводы. Результаты исследования показали, что существует зависимость успеваемости студентов и их пропусков по болезни от режима сна. Те студенты, которые ложатся спать в одно и то же время, не позднее 23.00 и спят не менее восьми часов в сутки, демонстрируют значительные успехи в обучении и почти не пропускают учебные занятия. И, напротив, среди студентов, имеющих академические задолженности и пропускающих более десяти учебных дней по болезни, присутствуют явные нарушения режима сна.

Интересно, что опрос показал более ответственное отношение к восьмичасовому режиму сна среди респондентов мужского пола. Также присутствует разница в отношении к такому режиму сна по курсам. Чем старше студент, тем ответственнее он к этому относится. Практически все респонденты понимают, что восьмичасовой сон и режим отхода ко сну - это важная составляющая здоровья, в то же время они недооценивают важность отхода ко сну в рекомендованное врачами время. Отметим также, что большинство опрошенных, в принципе, понимают важность режима сна как части своего самосохранительного поведения, но соблюдают его менее половины опрошенных.

Литература

1. Антонец К.В. Влияние сна на успеваемость студентов / К.В. Анто-нец, А.М. Исаева // Международный научный вестник. - 2017. -№ 2. - С. 92 -96.

2. Лисичкин П.А. Влияние сна на успеваемость студентов / П.А. Лисичкин // Аллея науки. - 2020. - Т. 1. - № 6 (45). - С. 183-188.

3. Марьина С.С. Оптимальные режимы сна для студентов / С.С Марьина, У.С. Аладышева // Вестник научных конференций. -2019. - № 6-1 (46). - С. 81-83.

References

1. Antonets K.V., Isaeva A.M. Vliyaniye sna na uspevayemost studen-tov [Influence of sleep on student performance]. Mezhdunarodnyy nauchnyy vestnik. 2017. No. 2. Pp. 92-96.

2. Lisichkin P.A. Vliyaniye sna na uspevayemost studentov [Influence of sleep on student performance]. Alleya nauki. 2020. Vol. 1. No. 6 (45). Pp. 183-188.

3. Maryina S.S., Aladysheva U.S. Optimalnyye rezhimy sna dlya studentov [Optimal sleep patterns for students]. Vestnik nauchnykh konfer-entsiy. 2019. No. 6-1 (46). Pp. 81-83.

№10 • 2022 Октябрь | October

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.