УДК 342.72/.73
doi: 10.21685/2072-3016-2022-1-8
Влияние религиозного мировоззрения на проблему реализации прав человека в исламе
Мохаммед Абдуладхим Нимах Ал Кхафаджи1, Т. Н. Балашова2
1 Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Саратов, Россия Государственный университет управления, Москва, Россия 1 mohamedalkhafagi815@gmail.com, 2zahar48@bk.ru
Аннотация. Актуальность и цели. Международная концепция прав человека, сложившаяся после Второй мировой войны, закрепила основные ценности и стандарты достойного человеческого существования, а также определила светский характер взаимоотношений человека, общества и государства. Отражая идеи и мировоззрение западной цивилизации, концепция прав человека при ее реализации в мусульманских странах встречает определенные трудности, связанные с тем, что, во-первых, ислам продолжает оказывать существенное влияние на политическое, правовое, социальное и культурное развитие этих стран; во-вторых, единой исламской юридической и социокультурной практики на проблему прав человека не существует. Цель исследования - соотношение международной концепции прав человека с доктринами исламской юриспруденции, имеющими теологическую (религиозную) основу. Материалы и методы. Исследовательские задачи, поставленные в работе, были достигнуты посредством исследования доктрин исламской юриспруденции на проблему реализации прав человека. Основополагающими принципами, лежащими в основе проведенного исследования, являются принцип системного подхода и диалектической взаимообусловленности. Теоретико-методологическую основу работы составили такие методы исследования, как синтез общей теории светской концепции прав человека и современных исламских доктрин, анализирующих возможность реализации прав человека в мусульманских странах, а также сравнительно-правовой, логический, формально-юридический методы. Для решения поставленной в исследовании цели был использован комплекс таких взаимодополняющих научных методов, как системный и социально-культурный анализ, структурно-функциональный метод. Результаты. Исследовано соотношение светской правовой мысли и религиозной традиции по вопросам реализации и защиты прав человека в мусульманских странах, эффективность которых зависит не только от юридической, политической, но и морально-нравственной составляющих. Выводы. Мусульманские страны не могут принять в полной мере светскую концепцию прав человека, так как традиционная исламская юриспруденция опирается на теологию (толкование Корана) и доктрину, выработанную исламскими мыслителями и юристами. В настоящее время в исламе существуют диаметрально противоположные, конкурирующие друг с другом доктрины о соотносимости концепции прав человека с исламской правовой культурой. Проанализированные доктрины не исчерпывают дискурс о правах человека в исламе, но позволяют выделить его основные направления, а также искать возможности для конструктивного межкультурного диалога по вопросам реализации прав человека с учетом особенностей мусульманской правовой системы.
Ключевые слова: дискурс о правах человека, светская концепция, ислам, доктрины исламской юриспруденции
© Мохаммед Абдуладхим Нимах Ал Кхафаджи, Балашова Т. Н., 2022. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
Для цитирования: Мохаммед Абдуладхим Нимах Ал Кхафаджи, Балашова Т. Н. Влияние религиозного мировоззрения на проблему реализации прав человека в исламе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. № 1. С. 93-100. doi:10.21685/2072-3016-2022-1-8
The influence of a religious world view on the problem of the human rights' realization in Islam
Mohammed Abduladheem Neamah Al Khafaji1, T.N. Balashova2
Saratov State University, Saratov, Russia 2State University of Management, Moscow, Russia 1 mohamedalkhafagi815@gmail.com, 2zahar48@bk.ru
Abstract. Background. The international concept of human rights, which emerged after the Second World War, consolidated the basic values and standards of a dignified human existence, and also determined the secular nature of the relationship between a person, society and the state. Reflecting the ideas and worldview of Western civilization, the concept of human rights in its implementation in Muslim countries encounters certain difficulties associated with the fact that, firstly, Islam continues to have a significant impact on the political, legal, social and cultural development of these countries; secondly, there is no single Islamic legal and socio-cultural practice on the problem of human rights. The article aims to correlate the international concept of human rights with the doctrines of Islamic jurisprudence, which have a theological (religious) basis. Materials and methods. The research objectives set in the work were achieved through the study of the doctrines of Islamic jurisprudence on the problem of the realization of human rights. The fundamental principles underlying the study are the principle of the systems approach and dialectical interdependence. The theoretical and methodological basis of the work was formed by such research methods as the synthesis of the general theory of the secular concept of human rights and modern Islamic doctrines that analyze the possibility of realizing human rights in Muslim countries, as well as comparative legal, logical, formal legal methods. To solve the goal set in the study, a complex of such mutually complementary scientific methods as: systemic and socio-cultural analysis, structural-functional method was used. Results. The article examines the relationship between secular legal thought and religious tradition on the implementation and protection of human rights in Muslim countries, the effectiveness of which depends not only on the legal, political, but also on the moral and moral components. Conclusions. Muslim countries cannot fully accept the secular concept of human rights, since traditional Islamic jurisprudence relies on theology (interpretation of the Koran) and doctrine developed by Islamic thinkers and lawyers. Currently in Islam there are diametrically opposite, competing with each other doctrines on the correlation of the concept of human rights with the Islamic legal culture. The doctrines analyzed in the article do not exhaust the discourse on human rights in Islam, but allow us to highlight its main directions, as well as look for opportunities for a constructive intercultural dialogue on the implementation of human rights, taking into account the peculiarities of the Muslim legal system.
Keywords: discourse on human rights, secular concept, Islam, doctrines of Islamic jurisprudence
For citation: Mohammed Abduladheem Neamah Al Khafaji, Balashova T.N. The influence of a religious world view on the problem of the human rights' realization in Islam. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2022;(1):93-100. (In Russ.). doi:10.21685/ 2072-3016-2022-1-8
Международно признанная концепция прав человека сложилась путем формулирования морально-правовых критериев, обеспечивающих достоинство и неприкосновенность человека как свободной личности.
Дискуссии по поводу реализации прав человека ведутся, как правило, со светской точки зрения, при этом не принимается во внимание религиозное мировоззрение. Однако, во-первых, для большинства мусульманских стран секулярная западноевропейская позиция является неприемлемой. Не случайно Т. А. Дураев и Н. В. Тюменева отмечают существенные затруднения в реализации прав и свобод человека из-за того, что нормы документов о правах человека «во многом не совпадают с массовым правосознанием и сложившейся в мусульманском обществе системой ценностей, которые формируются под влиянием религиозных догм» [1, с. 76].
Во-вторых, формат Всеобщей декларации прав человека1 предоставляет мусульманским странам возможность формулировать на региональном уровне права человека с учетом исламских ценностей. Все мусульманские региональные акты, регламентирующие права человека, ссылаются на ислам как на важнейший фактор в дискурсе прав человека в современном мире.
В-третьих, нормативное оформление прав человека со ссылкой на исламские ценности является оправданным, так как по существу в основе прав человека лежат философские (светские) и (или) теологические аргументы о человеческой личности и ее отношении с обществом и государством. Так, Абд ал-Карим Соруш утверждает, что концепция прав человека, возможно, возникла как не религиозная идея, но ее значение и всеобщность может получить поддержку различных религиозных доктрин. «Религиозные знания могут положительно влиять на понимание концепции прав человека» [2, р. 24].
Говоря о прогрессивном развитии международного права, Э. В. Горян отмечает столкновение ценностных парадигм - либеральной (светской) и традиционной (религиозной), что в конечном счете приводит «к неоднозначному в международном праве пониманию прав человека» [3, с. 92]. Решение проблемы понимания и реализации прав человека возможно с помощью культурологического подхода, так как, по ее мнению, неправильно регулировать многообразные общественные отношения «при помощи нескольких идей в западно-философском и политическом контексте, без реального участия мусульман, иудеев, буддистов, православных христиан и католиков» [3, с. 93]. Не все научное сообщество разделяет данный подход. Отдельные исследователи как на Западе, так и в России опровергают его и считают, что ислам в принципе несовместим с концепцией прав человека, сформированной после Второй мировой войны. Подобного мнения придерживается и Европейский Суд по правам человека. Так, в постановлении от 13 февраля 2003 г. «Дело против партии "Рефах" и другие против Турции» было отмечено, что «шариат не совместим с фундаментальными принципами демократии, поскольку не отводит место для таких принципов, как плюрализм в сфере политической жизни, и не позволяет развиваться общественным свободам, а режим, основанный на нормах шариата, явно противоречит системе ценностей,
1 Всеобщая декларация прав человека : [принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.] // Российская газета. 1995. 5 апреля.
утверждаемых Конвенцией»1. Журналист Эмран Куреши настаивает на том, что шариат в настоящее время «является источником несправедливости, оскверняющим ислам и позорящим мусульман, придерживающихся сострадательного и милосердного толкования своей веры... Идеалы современного шариата пропитаны идеологией салафитов и ваххабитов» [4].
Зачастую такая позиция основана на негативных стереотипных представлениях об исламе как имманентно враждебном учении и мусульманах как о жестоких фанатиках. Она не способствует конструктивному взаимодействию в вопросах реализации прав человека в исламском обществе, так как в достаточно жесткой форме ставит мусульман перед выбором между их культурной идентичностью (исламом) и правами человека. При этом данная позиция является достаточно распространенной. Причиной является сохраняющееся противоречие между традиционным характером исламского права и нормативными требованиями в отношении отдельных прав человека. Это касается вопросов, связанных с личным статусом граждан, правами женщин, различных меньшинств, свободы вероисповедания, суровых уголовных наказаний и др.
Несмотря на подобные примеры, исламские религиозные лидеры и исследователи не согласны с жесткими формулировками о несовместимости ислама с концепцией прав человека. Сравнивая ислам с другими религиями, они не считают, что он в большей степени побуждает к игнорированию или нарушению прав человека. Так, Халед Абу Эль Фадл, исследуя вопросы реализации прав человека в современных мусульманских странах, утверждает, что исламскую правовую мысль допустимо использовать при обосновании моральных и социальных обязательств государства в отношении соблюдения прав человека. «В соответствии с первоначальным намерением Бога, человеку был делегирован широкий перечень прав, однако исторически человек не смог их реализовать» [5, р. 312].
Исламские теоретики и юристы не выработали единое и однозначное представление в отношении концепции прав человека. Связано это с тем, что исламская правовая система состоит из религиозных норм Корана и Сунны, а также доктрины, выработанной исламскими мыслителями и юристами при толковании Божественных источников. Эти доктрины расходятся по вопросам, связанным с юридической методологией и герменевтическими подходами, но считаются одинаково законными и авторитетными. Соответственно, на проблему прав человека у исламских мыслителей сложились разные взгляды, которые применяются не только политиками, но и экстремистами. Эти взгляды представляется возможным доктринально классифицировать следующим образом.
1. Ислам не приемлет концепцию прав человека. Данная доктрина получила развитие на основе современной геополитической ситуации, позволяющей доминировать (господствовать) одним странам над другими в области экономики, культуры, международных отношений, а также развития международной концепции прав человека. Поэтому многие мусульманские
1 Дело «Партия "Рефах" (Партия благоденствия) и другие против Турции» (жалобы № 41340/98, 41342/98, 41343/98 и 41344/98) : постановление Европейского Суда по правам человека от 13 февраля 2003 г. // СПС «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc (дата обращения: 05.07.2021).
мыслители считают идею прав человека полностью политизированной, не соответствующей ни принципам ислама, ни потребностям мусульманских народов.
Концепции прав человека сторонники данной теории противопоставляют исламские традиции. Ислам является совершенным, поэтому они исходят из того, что:
- исламу не нужно доказывать свою совместимость с любой другой системой ценностей;
- права человека в их современном представлении не имеют отношение к мусульманскому миру;
- права человека должны быть регламентированы исключительно шариатом (так как ислам имеет свою систему прав и обязанностей).
Как правило, приверженцы данной доктрины являются пропагандистами и носителями экстремистской и террористической идеологии (ваххабитское и салафитское теологические движения).
2. Ислам и концепция прав человека совместимы в той мере, в которой права человека не оспаривают исламское право. Сторонники данной доктрины придерживаются определенной степени правового плюрализма, при котором на основании религиозных принципов возможно формирование правового и социального устройства общества. Среди мыслителей, разделявших данное учение, необходимо выделить Сайид Абул Ала Маудуди. Он декларирует мысль о том, что уважение к правам человека всегда было закреплено в законах шариата, поэтому шариат не противоречит современной концепции прав человека [6].
Реализуя данную доктрину, отдельные исламские страны ратифицировали международные акты, предоставляющие права и свободы. При этом, признавая важность ислама, они сделали шариатские оговорки. Так, например, право на образование и работу разделяется приверженцами данной доктрины, а отдельные гендерные права, угрожающие традиционным исламским семьям и традициям, - нет.
Таким образом, исламская доктрина, воспринимающая концепцию прав человека через призму религиозных норм, исходит из цивилизационного подхода, в основе которого лежат противоречия между западным (светским) и исламским (теократическим) обществом. Однако данные противоречия могут быть урегулированы посредством международных процедур. Сторонники доктрины утверждают, что:
- современная концепция прав человека не является чуждым понятием для мусульманских стран;
- права человека в исламе прочно связаны с верой в Бога как законодателя и источника всех прав и считаются божественными правами;
- права человека в исламе коррелируют с его обязанностями по отношению к обществу и государству;
- ислам представляет собой более полное и последовательное выражение прав и свобод человека, по сравнению с западной концепцией, так как воплощает в себе одновременно религию, право и мораль.
3. Ислам не противоречит концепции прав человека, их соотношение возможно выстроить, применяя принципы герменевтики (экзегетики).
Рассмотрев историю исламских правовых теорий, современный исследователь В. Б. Халлак призывает к толкованию религиозного текста: «Необходимо обращаться не к буквальной герменевтике, а к интерпретации духа и широкого намерения, стоящего за конкретным языком текста» [7, р. 131]. Возможность толкования религиозного текста в мусульманском праве основана на идее о том, что религия, посланная Богом, является вечной, чистой и абсолютной, а ее восприятие и толкование ограничивается совокупностью человеческих знаний. Поэтому толкование религиозной догмы не может быть священным и вечным. В результате подобного толкования возможен пересмотр традиционно «конфликтных проблем» в области реализации и защиты прав человека, таких как вопросы полигамии, религиозной свободы, прав женщин и многих других.
Таким образом, герменевтика ислама и религиозных традиций имеет существенное значение для современных внерелигиозных теорий, в том числе реализации концепции прав человека в мусульманских странах. Сторонники указанной доктрины, опираясь на религиозные нормы, предлагают формировать культуру, уважающую и продвигающую права человека, путем согласования (современного толкования) ислама со сложившейся на международном уровне концепцией прав человека; вносить вклад в развитие глобального гражданского общества и достижение социальной справедливости во всем мире, а также предостерегают от тоталитарных стремлений исламистов к полному единству государственной власти и религии.
4. Ислам не должен быть регулятором общественных отношений. Сторонником данной доктрины является Абдулахи Ахмед Ан-Наим. В своих исследованиях он настаивает на отделении государства и права от шариата. «Мусульмане связаны религиозным обязательством соблюдать шариат, но государство должно оставаться нейтральным в отношении религиозной доктрины». Он считает шариат основной общественной ценностью, но при этом выявляет определенное противоречие между обязательством жить по закону Бога и тот факт, что этот закон проявляется через субъективное толкование. В связи с этим он предлагает проводить различия между шариатом (идеалом) и юриспруденцией (фикхом), различать шариат как основу религиозной идентичности и духовности и как программу социальной и моральной реформы, проводимой государством. В противном случае политическая воля правящей элиты будет подчинена нормативной системе ислама. «Такой политике и законодательству трудно сопротивляться или даже обсуждать, когда они представлены как воля Бога» [8, р. 208].
Этот полностью светский подход к пониманию прав человека, предполагающий исключительное регулирование последних с позиции международных демократических стандартов, разделяется пока что небольшой группой либерально мыслящих мусульман.
Таким образом, доктрина, исключающая ислам из сферы правового регулирования общественных отношений, развивается в контексте глобалист-ских процессов, сближая мусульманскую правовую мысль с международно признанной концепцией прав человека. Ее сторонники исходят не из поиска подходов к современному переосмыслению исламской юриспруденции, а из того факта, что такое понятие, как «исламская юриспруденция», в современном мире является в принципе архаичным. Ислам совместим с концепцией
прав человека, но не как правовая система, а как набор этических и религиозных ценностей, которые могут укрепить стандарты в области прав человека.
Итак, современная концепция прав человека основывается на абстрагировании от религиозной составляющей конкретного текста (акта), тем не менее эффективность ее реализации зависит от способности участников находить не только юридическую и политическую, но и моральную составляющую реализации и защиты прав человека.
Мусульманские страны не могут принять такой подход к реализации прав и свобод человека, так как религиозные традиции являются достаточно укорененными в систему исламской юриспруденции. Разнообразные доктрины о правах человека в исламе продолжают формироваться, позволяя мусульманским странам участвовать в правозащитном дискурсе, отстаивая ценности исламской культуры.
Список литературы
1. Дураев Т. А., Тюменева Н. В. Права человека в международных исламских документах // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 3 (122). С. 73-80.
2. Soroush A. K. Reason, Freedom, and Democracy in Islam. New York : Oxford University Press, 2002. 236 р.
3. Горян Э. В. Исламская концепция прав человека и прогрессивное развитие международного права // Международное право. 2015. № 3. С. 91-101.
4. Qureshi E., Ezzat H. R. Are Sharia Laws and Human Rights Compatible? URL: https:// en.qantara.de/content/ (дата обращения: 05.07.2021).
5. El Fadl K. A. The Human Rights Commitment in Modern Islam // Human Rights and Responsibilities in the World Religion. Oxford : Oneworld, 2003. Р. 301-364.
6. Maududi M. A. A. Human Rights in Islam. Leicester : Islamic Foundation, 1976. 40 р.
7. Hallaq W. B. A History of Islamic Legal Theories. An Introduction to Sunni usul al-Fiqh. Cambridge : Cambridge University Press, 1997. 294 р.
8. An-Naim A. Islam and the Secular State: Negotiating the Future of Shari'a. Cambridge : Harvard University Press, 2008. 336 р.
References
1. Duraev T.A., Tyumeneva N.V. Human rights in international islamic documents. Vest-nik Saratovskoy gosudarstvennoy yuridicheskoy akademii = Bulletin of Saratov State Juridical Academy. 2018;(3):73-80. (In Russ.)
2. Soroush A.K. Reason, Freedom, and Democracy in Islam. New York: Oxford University Press, 2002:236.
3. Goryan E.V. The Islamic concept of human rights and the progressive development of international law. Mezhdunarodnoe pravo = International law. 2015;(3):91-101. (In Russ.)
4. Qureshi E., Ezzat H.R. Are Sharia Laws and Human Rights Compatible? Available at: https://en.qantara.de/content/ (accessed 05.07.2021).
5. El Fadl K.A. The Human Rights Commitment in Modern Islam. Human Rights and Responsibilities in the World Religion. Oxford: Oneworld, 2003:301-364.
6. Maududi M.A.A. Human Rights in Islam. Leicester: Islamic Foundation, 1976:40.
7. Hallaq W.B. A History of Islamic Legal Theories. An Introduction to Sunni usul al-Fiqh. Cambridge: Cambridge University Press, 1997:294.
8. An-Naim A. Islam and the Secular State: Negotiating the Future of Shari'a. Cambridge: Harvard University Press, 2008:336.
Информация об авторах / Information about the authors
Мохаммед Абдуладхим Нимах Ал Кхафаджи
аспирант, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83)
Mohammed Abduladheem Neamah Al Khafaji
Postgraduate student, Saratov State University (83 Astrakhanskaya street, Saratov, Russia)
E-mail: mohamedalkhafagi815@gmail.com
Татьяна Николаевна Балашова доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры публичного права и правового обеспечения управления, Государственный университет управления (Россия, г. Москва, Рязанский проспект, 99)
E-mail: zahar48@bk.ru
Tatyana N. Balashova
Doctor of juridical sciences, professor,
professor of the sub-department of public
law and legal support of management,
State University of Management
(99 Ryazanskiy avenue, Moscow, Russia)
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.
Поступила в редакцию / Received 16.07.2021
Поступила после рецензирования и доработки / Revised 14.10.2021 Принята к публикации / Accepted 29.11.2021