Научная статья на тему 'Влияние религии на политическую деятельность Цэван-Рабдана (конец XVII - начало XVIII В. )'

Влияние религии на политическую деятельность Цэван-Рабдана (конец XVII - начало XVIII В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
246
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНТАЙША / ДЖАСЫ / ДЖУНГАРСКОЕ ХАНСТВО / THE JUNGAR KHANSHIP / ЛАМАИЗМ / LAMAISM / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / CENTRAL ASIA / KONTAISHA / JASA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кукеев Дорджи Геннадьевич

Данная статья посвящена влиянию ламаизма на деятельность одного из выдающихся правителей Джунгарского ханства, Цэван-Рабдана. Прослеживается преемственность реформ в административном делении церковных земель в условиях существования последней кочевой империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Religion Influence on Political Activities of Tsewang-Rabdan (the End of 17 th -the Beginning of 18 th Centuries)

This article is devoted to the influence of the lamaism on the activities of Tsewang-Rabdan, who was the one of the eminent rulers of the Jungar khanship. In the article is retraced the succession of the reform in administrative division of the church’s estates under condition of existence of the last nomadic empire.

Текст научной работы на тему «Влияние религии на политическую деятельность Цэван-Рабдана (конец XVII - начало XVIII В. )»

ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

УДК 94

ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЭВАН-РАБДАНА (КОНЕЦ XVII - НАЧАЛО XVIII В.)

Д.Г. Кукеев

Как известно, обосновавшиеся в Ку-куноре ойраты-хошуты считались "хранителями желтой веры", вследствие военных подвигов Гуши-хана. Однако не менее религиозными считали себя и ойра-ты-чоросы, державшие в своих руках бразды правления Джунгарским ханством. История Джунгарии преподносит нам множество примеров, когда представители знати совмещали политическую и военную деятельность с распространением буддизма. Одним из самых знаменитых поборников буддизма являлся джунгарский правитель Галдан Бошокту-хан, который помимо построения монастырей и поддержки религии среди ойратских кочевников в 1681 г. развязал "религиозную войну" со среднеазиатскими кочевниками и жителями некоторых городов Средней Азии [1, с. 517], что и представляет собою беспрецедентный случай попытки военным путем распространить буддизм среди мусульман.

В 1681 и 1682 гг., были предприняты два похода на Сайрам, возглавляемые Галда-ном Бошокту-ханом, когда в результате были пленены два султана, но город взят не был. Вновь поднятые И.В. Ерофеевой предания и легенды населения Сайрама, записанные П.П. Ивановым и опубликованные в "Сборнике Туркестанского Восточного института в честь профессора А.Э. Шмидта" в 1923 г., описывают один из этих джунгарских походов. Согласно одному из преданий, в то время, когда Сайрам еще был "большим городом, в его окрестностях появился... сильный царь по имени коонтаджи, который решил уничтожить в Туркестане ислам и заменить его язычеством.

Кукеев Дорджи Геннадьевич - кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела истории и археологии Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН, 358000, г. Элиста, ул. Илишкина, 8, e-mail: kukeevd@list.ru, т. 8(84722)35537.

Дойдя до Сайрама, коонтаджи потребовал от старшин, чтобы они заставили народ отречься от ислама и поставить в своих мечетях идолов. Никто не согласился это сделать. Тогда коонтаджи решил взять и разграбить город. Жители обратились к основателю и защитнику Сайрама пророку Идрису. с молитвой защитить город от врагов" [цит. по: 1, с. 57].

Летом 1684 г. был предпринят еще один поход на Сайрам, и город был взят. Здесь интересно отметить, что во главе джунгарского войска стоял Рабдан, как замечает биограф Зая-пандиты Раднабадра [2].

Цэван-Рабдан являлся сыном Сэнгэ, который был убит своими старшими братьями в результате заговора в 1670 г., и Цэван-Раб-дан должен был занять ханский трон сразу после смерти отца. Однако трон захватил брат Сэнгэ Галдан Бошокту-хан. Только в 1697 г., после гибели своего дяди, Цэван-Рабдан смог утвердиться на ханском троне Джунгарии. Существует несколько версий его прихода к власти в Джунгарском ханстве. Если рассматривать его как главу субъекта международных отношений, то он стал таковым только в 1697 г. Если же основываться на титуле джунгарского правителя, то известно, что в 1694 г. Далай-лама даровал ему титул Эрдэни-Зорикту-хунтайджи, поэтому русские власти именовали его "Контайшой" [3], но никогда не называли ханом. Если же учитывать время овладения им важнейшими территориями ханства, то правителем Джунгарии Цэван-Рабдан стал в 1690-1691 гг., и к тому времени в Москве уже было известно, что Цэван-Рабдан в отсутствие Галдана, находившегося на войне в Халхе, объявил себя главой Джун-

Dordzhi Kukeev - Ph.D. of history, research worker at the Kalmyk Institute for Humanitarian Studies of the Russian Academy of Sciences, 8 Ilishkin Street, Elista, 358000, e-mail: kukeevd@list.ru, ph. +7(84722)35537.

гарского ханства. Понимая сложность своего положения, Цэван-Рабдан попытался сначала наладить отношения с Русским государством и в том же 1691 г. прислал своего первого посланца Малай-Хашку с известием о событиях, происходивших в Джунгарии. Тот сообщил, что ставка Цэван-Рабдана находится на р. Эмиле, а Галдана - на р. Кемчик [4].

Как бы то ни было, несомненным остается и тот факт, что начатые его дядей реформы были поддержаны Цэван-Рабданом, несмотря на существовавшие между ними враждебные отношения.

Об активной деятельности хунтайджи в социально-административной сфере свидетельствуют данные о продолжении им реформ. В период правления Галдана была введена новая единица административно-территориального деления, которая была обязана удовлетворять нужды религиозных школ, -джаса, и ко времени правления Галдан-Цэрена система джасов постепенно усовершенствовалась. Н.Я. Бичурин передавал этот термин в китаизированной форме "цзисай": "Словом Цзисай назывались небольшие уделы, данные духовенству для содержания себя" [5]. Джаса относится к системе шабинеров, удовлетворяющей все потребности монастырских школ. Сначала было 5 джасов, а затем их стало 9.

Каждая джаса имела свое название, естественно на ойратском языке, однако ввиду наличия сведений только в китайских источниках по данному вопросу, их точное название мы можем реконструировать по мере возможности. В тех случаях, когда подобная попытка не приводила к желаемому результату, была сохранена китайская транскрипция. Названия джасов было следующим: А-кэ-ба (Акба), Лай-ма-ли-му (Лам-рим. - Д.К.), Ду-эр-ба (Дулва), Дуй-со-лун, И-кэ-ху-ла-эр. В действительности, эти 5 джасов были 5 школами шабинеров: Чжоу (Акба), Циди (Лам-рим), Лю (Дулва), Вэнь-сы-чжоу (Дуй-со-лун), Да-чжун (И-кэ-ху-ла-эр). Первые две из пяти школ были основаны при Галдане, а затем три были учреждены при Цэван-Рабдане [6]. Названия следующих четырех джасов были: Юнь-ду-сюнь, Шань-по-лин, Сан-дуй и Пин-чэнь. Девять джасов в общем имели 10 600 семей шабинеров. Джа-са управлялась зайсангами приблизительно так же, как по схеме управлениями отоками. Джасы не были одинаковыми. Например, такая большая джаса, как Акба, управлялась четырьмя зайсангами, а другие, поменьше,

управлялись только одним зайсангом. Территория кочевий 5 джасов находилась на землях современных Кобуксара и Тачэна в Синьцзянь-Уйгурском автономном районе КНР. Кочевья же 4 джасов не установлены [7, с. 64].

Из ойратских источников религиозного характера нам становится известно о пропагандисткой деятельности Цэван-Рабдана. Примером служит недавно выявленный калмыцкими учеными ойратский перевод джатаки "Вигхаш са^ Уеке Бш1ут Шид ого^Ьш", которая является одной из известных ойратских переводов историй о предшествующих рождениях Будды. В ней повествуется о различных деяниях мудрого царского чиновника Йеке Эм и его супруги Шаки. Как выяснил Б.А. Бичеев, заказчиком перевода был сам правитель Джунгарии Цэван-Рабдан, а перевод был выполнен Самадийин Далай равджамбой, который был по происхождению тибетцем, прожившим долгое время среди ойратов. Об этом Б.А. Бичеев сообщил в своем докладе на чтениях, посвященных А.Г. Сазыкину (16-17 июня 2010 г.), проводимых в Институте восточных рукописей РАН, в г. Санкт-Петербург.

Не менее интересным представляется и влияние религии на визуальное обрамление вооружения джунгарского воина периода правления Цэван-Рабдана. Три шлема, хранящиеся в Оружейной палате Московского Кремля, в фонде Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника и музее Метрополитен (Нью-Йорк, США), относятся исследователями Л.А. Бобровым и Ю.И. Ожередовым к ойратским сфероцилиндрическим шлемам с мотивом "пламенеющих жемчужин". В фондах Музея археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета хранится уникальный панцирь, изготовленный в конце XVII - первой половине XVIII в., т.е. в период правления Цэван-Рабдана. По мнению специалистов, изготовлялся этот панцирь на заказ религиозным представителем джунгарской знати, о чем свидетельствуют многочисленные и ярко выраженные религиозные символы: заклепки-накладки в виде А-образных литер "ОМ" и "пламенеющих жемчужин", а также желтый цвет внешнего органического покрытия. Желтый цвет покроя свидетельствует о его джунгарском происхождении, поскольку после присоединения Халхи к Цинской империи в 1691 г., халхаский воин не смог бы пойти на прямое нарушение маньчжуро-

114

2011

№ 1, ч. 2

НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА

китайского запрета и носить панцирь, покрытый тканью желтого ("императорского") цвета [8, с. 399-400].

Результаты деятельности археологов и фольклористов, дополняя сведения письменных источников, показывают, что при раскрытии факторов взаимоотношений Джунгарии со среднеазиатскими жителями городов и степей все четче проявляется религиозная составляющая, как одна из важных факторов, влиявших на взаимоотношения в центрально-азиатском регионе.

Таким образом, политическая и религиозная деятельность джунгарского правителя Цэван-Рабдана наглядно показывает его политическую самостоятельность как главы Джунгарского ханства, являвшегося независимым субъектом в политической системе международных отношений. Цэван-Рабдан старательно придерживался определенного направления политико-религиозной деятельности своих предшественников, что и выражалось в продолжении реализации им реформ, направленных на развитие монастырских школ и их земель (джаса) и издание литературы религиозного толка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ерофеева И.В. История формирования культового комплекса Тамгалытас (1677-1771 гг.) // Роль номадов в формировании культурного наследия

Казахстана. Научные чтения памяти Н.Э Масано-ва: Сб. мат-лов Междунар. науч. конф. г. Алма-ты, 23-24 апреля 2009 г. Алматы: "Print-s", 2010. С. 490-530.

2. Раднабадра. Биография Зая-пандиты // Лунный свет. Калмыцкие историко-литературные памятники. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2003. 478 с. С. 218.

3. Кушнерик Р.А. Русско-джунгарские дипломатические отношения (начало XVII - 50-е гг. XVIII в.). Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2008. 266 с. С. 73.

4. Слесарчук Г.И. Из истории русско-джунгарских отношений в начале XVIII века // IX международный конгресс монголоведов (Улан-Батор, 812 августа 2006 г.). Доклады российских ученых. М.: Институт востоковедения РАН, 2006. 366 с. С. 160.

5. Бичурин Н.Я. Историческое обозрение ойра-тов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. 2-е изд. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1991. 128 с. С. 70.

6. Мэнгу минцзу тунши. Ди сы цзюань. (Общая история монгольской нации): В 5 т. Т. 4. Хух-хото: Нэймеэнгу дасюэ чубаньшэ. (Издательство универ-сита Внутренней Монголии), 2002. 530 с. С. 175.

7. У-юнь Би-ли-гэ. Большие ойратские кулуни и 5 цзисаев // Большая стела - Годовщина 80-летия профессора Хай Си-си. Хух-Хото: Нэймеэнгу дасюэ чубаньшэ. (Издательство университа Внутренней Монголии), 1994. С. 59-68.

8. Бобров Л.А., Ожередов Ю.И. "Латы воина Джамсарана". Позднесредневековый пластинчато -нашивной панцирь-"халат" воителя-буддиста (из фондов МАЭС ТГУ) // Роль номадов в формировании культурного наследия Казахстана. Научные чтения памяти Н.Э. Масанова. С. 379-421.

УДК 294.3

О ПОНЯТИИ "НАРОДНЫЙ БУДДИЗМ" Ч.А. Санджиев

Любая религиозная традиция является комплексной по самой своей сути, поскольку, с одной стороны, должна символизировать высшие стремления человеческого сознания, с другой - удовлетворять его насущные, бытовые потребности. Это утверждение в полной мере относится ко всем известным религиозным традициям, в том числе и к древнейшей мировой религии -

Санджиев Чагдыр Арслангович - младший научный сотрудник отдела письменных памятников и буддологии Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН, 358000, г. Элиста, ул. Илишкина, 8, e-mail: chagdyr@rambler.ru, т. 8(84722)35506.

буддизму. Предпосылки рефлексии на структурную неоднородность буддизма намечены в трудах известных отечественных буддологов В.П. Васильева, И.П. Минаева, Ф.И. Щербат-ского, С.Ф. Ольденбурга и др.

Один из самых авторитетных буддийских учителей современности Далай-лама XIV говорит о трех различных аспектах буддизма: буддизм как метафизика, буддизм как фило-

Chagdyr Sandzhiev - junior scientific researcher of the Written Monuments and Buddhology Department at the Kalmyk institute for Humanitarian Studies of the Russian Academy of Sciences, 8 Ilishkina Street, Elista, 358000, e-mail: chagdyr@rambler.ru, ph. +7(84722)35506.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.