Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЙ ВОЛЕЙБОЛОМ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ГЕМОДИНАМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ'

ВЛИЯНИЕ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЙ ВОЛЕЙБОЛОМ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ГЕМОДИНАМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
47
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / ДЕВУШКИ 18-23 ЛЕТ / РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ / ПОКАЗАТЕЛИ ГЕМОДИНАМИКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Доронцев Александр Викторович, Светличкина Анастасия Александровна, Порубайко Людмила Николаевна, Ермолина Наталья Владимировна, Каширский Алексей Владимирович

Занятия волейболом одно из самых эффективных средств развития физических качеств, как правило, волейболисты высокой квалификации обладают высоким уровнем развития силовых, скоростно-силовых качеств, способны выполнять амплитудные и сложно координационные двигательные действия. В тоже время совершенствование технико-тактической и психологической подготовки, по мнению отечественных и зарубежных исследователей, должно сопровождаться повышением уровня адаптационных резервов жизненно важных систем организма, которые соответственно существенным образом позволяют снизить риски спортивного травматизма и развитие патологических изменений сердечно-сосудистой системы. Рассматривая учебно'-тренировочные занятия как средство физического воспитания в вузе, было проведено настоящее исследование о влиянии данной спортивной дисциплины на уровень развития физических качеств и регуляторно - адаптационный потенциал сердечно-сосудистой системы. Материал. В исследовании приняли участие 41 человек (девушки 18-23 лет). В качестве материала для работы были использованы результаты функциональных проб, контрольные нормативы, резюме практикующих специалистов. Методы исследования. Обобщение профильной отечественной и зарубежной литературы, анализ результатов контрольных нормативов, функциональных проб. Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием стандартных пакетов (Microsoft USA). Достоверность различий исследуемых показателей устанавливали с помощью общепринятых методов математической статистики. Результат. В результате исследования были получены данные подтверждающие значимые изменения в развитии физических качеств, показателей гемодинамики, повышении резервных показателей сердечно-сосудистой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Доронцев Александр Викторович, Светличкина Анастасия Александровна, Порубайко Людмила Николаевна, Ермолина Наталья Владимировна, Каширский Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF REGULAR VOLLEYBALL ACTIVITIES ON THE LEVEL OFPHYSICAL FITNESS AND HEMODYNAMIC INDICATORS

Volleyball is one of the most effective means of developing physical qualities, as a rule, highly qualified volleyball players have a high level of development of power, speed and power qualities, are able to perform amplitude and complex coordination motor actions. At the same time, the improvement of technical, tactical and psychological training, according to domestic and foreign researchers, should be accompanied with the increase in the level of adaptive reserves of vital body systems, which, accordingly, can significantly reduce the risks of sports injuries and the development of pathological changes in the cardiovascular system. Considering educational and training sessions as a means of physical education at the university, the real study was conducted on the influence of this sports discipline on the level of development of physical qualities and the regulatory and adaptive potential of the cardiovascular system. Material. The study involved 41 people (girls 18-23 years old). The results of functional tests, control standards, resumes of practitioners were used as material for the work. Research methods. Generalization of specialized domestic and foreign literature, analysis of the results of control standards, functional tests. Statistical processing of the obtained data was carried out using standard packages (Microsoft USA). The significance of the differences in the studied parameters was established using generally accepted methods of mathematical statistics. Result. As a result of the study, the data were obtained confirming significant changes in the development of physical qualities, hemodynamic parameters, and increase in reserve indicators of the cardiovascular system.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЙ ВОЛЕЙБОЛОМ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ГЕМОДИНАМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ»

культура. - 2012. - № 3 (51). - С. 2-4.

2. Ворошин И.Н. Особенности тренировочной и соревновательной деятельности в пара-лимпийской легкой атлетике (World Para Athletics) / И.Н. Ворошин, В.Ю. Барябина, К.Е. Ворошина // Адаптивная физическая культура. - 2019. - № 2 (78). - С. 32-33.

3. Ворошин И.Н. Рейсраннинг (фреймраннинг) в программе паралимпийской легкой атлетики / И.Н. Ворошин, Е.В. Михайлова, О.В. Шарова // Адаптивная физическая культура. - 2021. -№ 2 (86). - С. 42-43.

4. Ворошин И.Н. Система спортивной подготовки в IPCAthletics / И.Н. Ворошин // Инте-гративные процессы и межпредметные связи в системе образования физической культуры и спорта : сборник научных трудов международной научно-практической конференции. - Москва : ГЦОЛИФК, 2016. - С. 27-32.

5. Комплексный педагогический контроль в сопровождении подготовки спортсменов-паралимпийцев высокого класса: учебное пособие / А.Г. Абалян, С.А. Воробьев, А.А. Баряев, [и др.]. - СПбНИИФК : Санкт-Петербург, 2018 - 78 с.

6. Ворошин И.Н. Особенности техники толкания ядра атлетов-паралимпийцев с поражением опорно-двигательного аппарата при использовании метательного станка с вертикальным шестом / И.Н. Ворошин, А.В. Донец // Адаптивная физическая культура. - 2010. - № 3 (43). - С. 4043.

7. Ворошин И.Н. Система спортивной тренировки легкоатлетов-паралимпийцев с поражением ОДА / И.Н. Ворошин, И.В. Дмитриев, Д.С. Зайко // Теория и практика физической культуры, -2020. - №11 (987). - С. 74-76.

8. Ворошин И.Н. Специфические принципы спортивной подготовки в спорте лиц с поражением ОДА / И.Н. Ворошин // Адаптивная физическая культура. - 2018. - № 2 (74) - С. 4-5.

REFERENCES

1. Voroshin, I.N., Shelkov, O.M., Shevtsov, A.V. et al (2012), "The results of performance of athletes of the Russian national team at Paralympic games 2012 in London", Adaptive physical culture, Vol. 51, No. 3, pp. 2-4.

2. Voroshin, I.N., Baryabina, V.Yu. and Voroshina K.E. (2019), "Features of training and competitive activities in World Para Athletics", Adaptive Physical Culture, Vol.78, No. 2, рр. 32-33.

3. Voroshin, I.N., Mikhailova ,E.V. and Sharova, O.V. (2021), "Race Running (Frame Running) in the World Para Athletics program", Adaptive Physical Culture, Vol. 86, No. 2, pp. 42-43.

4. Voroshin, I.N. (2016), "System of sports training in IPC Athletics", Integrative processes and subject communications in a physical training and sports education system: materials International science- practical conference, Moscow, pp. 27-32.

5. Abalyan A.G., Vorobyev S.A., Baryaev A.A., et al (2018), Comprehensive pedagogical control accompanied by the training of high-class Paralympic athletes: training manual, SPbNIIFK. St. Petersburg.

6. Voroshinm I.N. and Donets, A.V., (2010), "Technique features of shot put performed by athletes with musculoskeletal disorders using throwing frame with a vertical holding bar", Adaptive Physical Culture, Vol. 43, No. 3, pp. 40-43.

7. Voroshin, I.N., Dmitriev, I.V. and Zayko, D.S. (2020), "Sports training system in application to paralympic track athletes with musculoskeletal disorders", Theory and practice ofphysical culture, No. 11, pp. 74-76.

8. Voroshin, I.N. (2018), "Specific principles of sports training in sports for persons with the defeat of the musculoskeletal system", Adaptive Physical Culture, Vol. 74, No. 2, pp. 4-5.

Контактная информация: i.dmitriev@lesgaft.spb.ru

Статья поступила в редакцию 23.11.2022

УДК 796.012.6:796.325

ВЛИЯНИЕ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЙ ВОЛЕЙБОЛОМ НА УРОВЕНЬ

ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ГЕМОДИНАМИЧЕСКИЕ

ПОКАЗАТЕЛИ

Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент, Анастасия Александровна Светличкина, кандидат медицинских наук Астраханский государствен-

ный медицинский университет, Астрахань; Людмила Николаевна Порубайко, кандидат

медицинских наук, доцент, Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар; Наталья Владимировна Ермолина, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Владимирович Каширский, студент, Астраханский государственный медицинский университет, г. Астрахань

Аннотация

Занятия волейболом одно из самых эффективных средств развития физических качеств, как правило, волейболисты высокой квалификации обладают высоким уровнем развития силовых, ско-ростно-силовых качеств, способны выполнять амплитудные и сложно координационные двигательные действия. В тоже время совершенствование технико-тактической и психологической подготовки, по мнению отечественных и зарубежных исследователей, должно сопровождаться повышением уровня адаптационных резервов жизненно важных систем организма, которые соответственно существенным образом позволяют снизить риски спортивного травматизма и развитие патологических изменений сердечно-сосудистой системы. Рассматривая учебно--тренировочные занятия как средство физического воспитания в вузе, было проведено настоящее исследование о влиянии данной спортивной дисциплины на уровень развития физических качеств и регуляторно - адаптационный потенциал сердечно-сосудистой системы. Материал. В исследовании приняли участие 41 человек (девушки 18-23 лет). В качестве материала для работы были использованы результаты функциональных проб, контрольные нормативы, резюме практикующих специалистов. Методы исследования. Обобщение профильной отечественной и зарубежной литературы, анализ результатов контрольных нормативов, функциональных проб. Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием стандартных пакетов (Microsoft USA). Достоверность различий исследуемых показателей устанавливали с помощью общепринятых методов математической статистики. Результат. В результате исследования были получены данные подтверждающие значимые изменения в развитии физических качеств, показателей гемодинамики, повышении резервных показателей сердечно-сосудистой системы.

Ключевые слова: волейбол, девушки 18-23 лет, развитие физических качеств, показатели гемодинамики.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p162-167

INFLUENCE OF REGULAR VOLLEYBALL ACTIVITIES ON THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS AND HEMODYNAMIC INDICATORS

Alexander Viktorovich Dorontsev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Anastasia Aleksandrovna Svetlichkina, the candidate of medical sciences, Astrakhan State Medical University, Astrakhan; Lyudmila Nikolaevna Porubaiko, the candidate of medical sciences, docent, Kuban State Medical University, Krasnodar; Natalya Vladimirovna Ermolina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Alexey Vladimirovich Kashirsky, the student, Astrakhan

State Medical University, Astrakhan

Abstract

Volleyball is one of the most effective means of developing physical qualities, as a rule, highly qualified volleyball players have a high level of development of power, speed and power qualities, are able to perform amplitude and complex coordination motor actions. At the same time, the improvement of technical, tactical and psychological training, according to domestic and foreign researchers, should be accompanied with the increase in the level of adaptive reserves of vital body systems, which, accordingly, can significantly reduce the risks of sports injuries and the development of pathological changes in the cardiovascular system. Considering educational and training sessions as a means of physical education at the university, the real study was conducted on the influence of this sports discipline on the level of development of physical qualities and the regulatory and adaptive potential of the cardiovascular system. Material. The study involved 41 people (girls 18-23 years old). The results of functional tests, control standards, resumes of practitioners were used as material for the work. Research methods. Generalization of specialized domestic and foreign literature, analysis of the results of control standards, functional tests. Statistical processing of the obtained data was carried out using standard packages (Microsoft USA). The signifi-

cance of the differences in the studied parameters was established using generally accepted methods of mathematical statistics. Result. As a result of the study, the data were obtained confirming significant changes in the development of physical qualities, hemodynamic parameters, and increase in reserve indicators of the cardiovascular system.

Keywords: volleyball, girls aged 18-23, development of physical qualities, hemodynamic parameters.

ВВЕДЕНИЕ

Волейбол, можно рассматривать как универсальную форму двигательной активности, включенных в программу по дисциплине «Физическая культура и спорт» в ВУЗах [2]. Элементы волейбола доступны для выполнения в специальной медицинской группе «А» с соответствующей коррекцией в зависимости от заболевания [3, 4]. Большое количество технико-тактических комбинаций, представляют собой широкий арсенал средств для развития основных физических качеств [8]. Специфика игровых и соревновательных действий в волейболе, обусловлена развитием координационных способностей, скорост-но-силовых качеств, быстроты и выносливости [5, 7]. Постоянно изменяющиеся условия игровой ситуации, вызывает необходимость соответствующего выбора действий, как правило, в условиях ограниченного времени [1]. Важным фактором при этом является владение спортсменом способности эффективно оптимизировать двигательные действия [6, 9]. Являясь командным видом спорта, волейбол формирует социально активное взаимодействие в коллективе [13]. Совершенствование технико-тактической подготовки в игровых видах спорта имеет значимую взаимосвязь с общей физической подготовленностью и уровнем регуляторно-адаптационного потенциала кардиореспираторной системы. [10, 11, 12]. Исходя из вышеизложенного было проведено исследование влияния занятий волейболом на физическую подготовленность и функциональные резервы у студентов медицинского университета.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие студенты Астраханского ГМУ и Кубанского ГМУ в количестве 41 человек (девушки 18-23 лет), все студенты проходили плановый инструментальный медицинский осмотр и были допущены к занятиям физической культурой и спортом в основной медицинской группе. По результатам первичной и итоговой функциональных проб на велоэргометре, данных контрольных нормативов физической подготовленности, проводился анализ гемодинамических показателей, толерантности к физической нагрузке и уровня развития физических качеств.

Статистическую обработку проводили с использованием программ «MicrosoftExcel 2013» («Microsoft», США) и «Statistica 19» («StatSoft», США). Критической величиной уровня значимости считали p < 0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные данные свидетельствуют о выраженном росте уровня развития физических качеств на 7 месяце учебно-тренировочных занятий - таблица 1.

Из приведённых в таблице данных следует, что занятия волейболом существенным образом позволили повысить результативность развития физической подготовленности. Уровень регуляторно-адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы, выражающегося в снижении ЧСС по значению коэффициента х2 составило 7,6 и 5,1 в покое и при физической нагрузке соответственно при условии статистической значимости p<0,001. Выявлена корреляция между ЧСС в покое и регулярными занятиями волейболом ^=0,615, а также восстановлением ЧСС на 4 минуте, после разнонаправленной физической нагрузке r2=0,410.

Таким образом, достоверное увеличение уровня развития физических качеств и резервов сердечно-сосудистой системы наблюдалось в итоговом протоколе исследования

на 7 месяце занятий.

На основании данных таблицы 2 можно высказать мнение, что выполнение слож-нкоординационных элементов имеют тенденцию к росту, в тоже время в игровом формате наблюдается снижение результативности, что, по нашему мнению, обусловлено высокой динамикой и эмоциональным фоном игровой деятельности.

Таблица 1 - Результаты контрольных тестов

Контрольные тесты Результаты тестов

Первичный протокол Итоговый протокол

Результата ЧСС в покое Восст. ЧСС на 1 мин. Восст. ЧСС на 4 мин. Результат ЧСС в покое Восст. ЧСС на 1 мин. Восст. ЧСС на 4 мин. Р

Бег челночный 10 по 3 м (с) 10,4 ±0,3 79,8 ±2,5 129,1 ±5,9 115,3 ±6,2 8,1 ±0,4 72,3 ±2,2 98,3 ±4,7 92,4 ±5,2 >0,047

Прыжок в длину с места (см) 3 попытки 170,3 ±4,5 80,5 ±2,7 120,1 ±4,7 110,3 ±5,5 193,3 ±7,2 73,5 ±3,0 94,4 ±3,1 75,3 ±2,8 >0,043

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа 5,2 ±2,1 81,1 ±3,3 101,3 ±3,6 90,1 ±2,9 10,4 ±3,9 72,7 ±4,0 81,3 ±3,5 72,6 ±2,0 >0,035

Поднимание туловища из положения лежа на спине (1 мин) 32,7 ±5,4 78,7 ±2,0 137,2 ±7,1 111,6 ±4,4 45,3 ±8,1 73,0 ±3,9 90,0 ±3,9 77,3 ±4,1 >0,037

Прыжки через скакалку (1 мин) кол-во раз 44,7 ±7,9 80,6 ±4,3 146,6 ±8,3 112,3 ±7,6 70,4 ±5,5 71,5 ±3,5 97,5 ±5,2 79,8 ±5,8 >0,041

Выпрыгивания из полного седа (кол-во раз за 20 с.) 8,8 ±2,7 80,8 ±2,9 157,4 ±9,6 121,5 ±6,8 15,4 ±1,2 72,2 ±4,8 103,6 ±7,4 77,4 ±6,3 >0,039

Бег 500 метров 2,47 ±0,15 82,5 ±3,0 160,1 ±8,8 124,7 ±7,9 2,15 ±0,10 72,1 ±4,4 138,4 ±7,9 82,53 ±7,2 >0,041

Таблица 2 - Результаты контрольных тестов специальной подготовки (результат оценивался по 10 бальной шкале)_

Контрольные нормативы специальной подготовки Первоначальный протокол Итоговый протокол Р

Индивид. тест В игре Индивид. тест В игре

Верхняя передача на точность из зоны 1 в зону 4 3,8±1,7 2,2±0,4 6,4±1,3 4,7±0,5 p<0,05

Верхняя передача (обратная) 4 - 2 2,1±0,9 0,7±0,2 4,8±0,9 2,4±0,3 p<0,05

Верхняя передача на точность из зоны 2 в зону 4 3,1±1,1 2,3±0,9 6,7±0,1,2 5,3±0,7 p<0,05

Передача назад на точность из зоны 1 в зону 5 3,3±0,9 2,5±0,6 6,5±0,9 4,8±1,1 p<0,05

Подача на точность в зоны 1, 6, 5 3,5±0,7 2,8±0,7 5,8±1,3 4,7±0,7 p<0,05

Нападающий удар 1,6±0,5 0,9±0,3 4,5±0,4 3,2±0,9 p<0,05

ВЫВОДЫ

Подтверждена достоверная взаимосвязь занятий волейболом и развитием физических качеств, повышение регуляторно-адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы наблюдалось в ответной реакции на разнонаправленную физическую нагрузку на 7 месяце исследования. Комплексная оценка развития физической подготовленности, в том числе специальной подготовки показала существенный рост выполнения сложно координационных игровых элементов, обусловленных высокой динамикой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин А.Э. Научно-теоретические подходы к совершенствованию процесса физического воспитания студентов в вузах / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 1. - С. 3-5.

2. Герасименко, К.С. Применение игрового метода для совершенствования скоростно-силовых способностей волейболистов / К.С. Герасименко, АН. Болгов, А.М. Карагодина // Теоретические и методологические аспекты подготовки специалистов для сферы физической культуры, спорта и туризма: сборник материалов I-й Международной научно-практической конференции, Волгоград, 20-21 октября 2021 года. - Волгоград : Волгоградская, 2021. - С. 62-68.

3. Доронцев А.В. Исследование мотивационно обусловленных приоритетов к занятиям двигательной активностью у студентов различных медицинских групп / А.В. Доронцев, Л.Н. Порубайко, Н.А. Зинчук, Н.В. Ермолина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -

2022. - № 2 (204). - С. 122-127.

4. Доронцев А.В. Актуальность интеграции секционных занятий видами спорта в общеобразовательное пространство средней школы / А.В. Доронцев, Н.В. Ермолина, Н.А. Зинчук // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С. 98-102.

5. Доронцев А.В. Формирование у будущих врачей навыка профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта : дис. ... канд. пед. наук / Доронцев Александр Викторович. - Волгоград, 2009. - 137 с.

6. Кроссфит как средство совершенствования специальной физической подготовленности волейболистов высокой квалификации / О.Г. Морозов, Т.И. Мельникова, Л.В. Морозова, Л.А. Кирьянова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 192-197.

7. Лосев А.В. Педагогический анализ скоростно-силовых способностей волейболистов на основе прыжковой подготовки / А.В. Лосев, В.Ю. Шнейдер // Теория и практика физической культуры и спорта. - 2019. - № 3. - С. 90-91.

8. Особенности физической подготовки студентов-волейболистов / И.Г. Горбань, Г.Б. Холодова, В.А. Гребенникова, Е.В. Удовиченко // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2020. - № 1(224). - С. 14-20.

9. Рязанов А.А. Развитие скоростно-силовых способностей волейболистов / А.А. Рязанов, М.Ю. Богданов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - Т. 24, № 178. - С. 53-59.

10. Светличкина А.А. Особенности планирования уровня физических нагрузок у студентов специальной медицинской группы «А» имеющих сочетанные заболевания сердечно-сосудистой системы и вертебральной области / А.А. Светличкина, А.В. Доронцев / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 245-250.

11. Функциональные особенности сердца у юных пловцов / И.Н. Медведев, В.Ю. Карпов, Н.М. Лапина, А.А. Светличкина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 6 (208). - С. 234-238.

12. Чичкова М.А. Влияние адаптивных нагрузок на параметры сердечно-сосудистой системы у пациентов с малыми аномалиями развития сердца и врожденной нейросенсорной тугоухостью. / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина, М.А. Чичков // Астраханский медицинский журнал. - 2020. - № 1 (15). - С. 28-35.

13. Щетинина С.Ю. Развитие прыгучести в тренировочном процессе волейболистов / С.Ю. Щетинина, Д.А. Кривошеева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 469-475.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Chistyakov, V.A. (2014), "Scientific and theoretical approaches to improving the process of physical education of students in universities", Bulletin of sports science, No. 1, pp. 35.

2. Gerasimenko, K.S., Bolgov, A.N. and Karagodina, A.M.(2021), "Application of the game method to improve the speed and strength abilities of volleyball players", Theoretical and methodological aspects of training specialists for the sphere ofphysical culture, sports and tourism: collection of materials of the I International Scientific and Practical Conference, Volgograd, October 20-21, 2021 ,Volgograd: Volgogradskaja, 2021, pp. 62-68.

3. Dorontsev, A.V., Porubayko, L.N., Zinchuk, N.A., N.V. and Ermolina, N.V. (2022), "The study of motivationally determined priorities for motor activity classes in students of various medical groups", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 2 (204). pp. 122-127.

4. Dorontsev, A.V., Ermolina, N.V. and Zinchuk, N.A. (2019), "The relevance of integrating sectional sports classes into the general education space of secondary school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (167). pp. 98-102.

5. Dorontsev, A.V. (2009), Formation in future doctors of the skill of preventing morbidity by means of physical culture and sports, dissertation, Volgograd.

6. Morozov, O.G., Melnikova, T.I., Morozova, L.V. and Kiryanova, L.A. (2018), "Crossfit as a means of improving the special physical fitness of highly qualified volleyball players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (159), pp. 192-197.

7. Losev, A.V. and Shneider, V.Ju. (2019), "Pedagogical analysis of speed and strength abilities of volleyball players based on jump training", Theory and practice of physical culture and sport, No. 3, pp. 90-91.

8. Gorban, I.G., Kholodova, G.B.,Grebennikova, V.A. and Udovichenko, E.V.(2020), "Features of physical training of volleyball students" ,Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, No. 1(224), pp.14-20.

9. Rjazanov, A.A. and Bogdanov, M.Yu. (2019), "Development of speed and strength abilities of volleyball players", Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, Vol. 24, No.178, pp.53-59.

10. Svetlichkina, A.A. and A.V. Dorontsev, (2020), "Features of planning the level of physical activity among students of the special medical group "A" with concomitant diseases of the cardiovascular system and vertebral region", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179). pp. 245-250.

11. Medvedev, I.N., Karpov, V.Yu., Lapina, N.M. and Svetlichkina, A.A. (2022), "Functional features of the heart in young swimmers", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 6 (208), pp. 234-238.

12. Chichkova, M.A., Svetlichkina, A.A and Chichkov, M.A. (2020), "Influence of adaptive loads on the parameters of the cardiovascular system in patients with minor anomalies in the development of the heart and congenital sensorineural hearing loss", Astrakhan Medical Journal, No. 1 (15), pp. 28-35.

13. Shchetinina, S.Yu. and Krivosheeva, D.A. (2020), "Development of jumping ability in the training process of volleyball player", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 2 (180), pp. 469-475.

Контактная информация: aleksandr.doroncev@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 09.11.2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК. 796.012.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ ТЕППИНГ-ТЕСТА ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВИДА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРОЙ

Владимир Владимирович Дорофеев, старший преподаватель, Ирина Александровна Бажина, старший преподаватель, Валерия Владимировна Сафонова, студентка, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, г. Калуга

Аннотация

Проведено исследование нервной системы студентов и студенток, занимающихся в тренажерном зале университета, с использованием теппинг-теста. Целью работы является определение вида двигательной активности, необходимой для студентов с разными типами нервной системы. В исследовании принимало участие 48 девушек и 40 юношей 1-3 курсов. Им предлагалось выполнить теппинг-тест по методике Е.П. Ильина. Анализ результатов показал, что среди испытуемых независимо от пола преобладает средне-слабый тип нервной системы и инертность нервных процессов, что характерно для данного вида двигательной активности.

Ключевые слова: тип нервной системы, теппинг-тест, подвижность нервных процессов, Общефизическая подготовка, здоровье.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p167-170

USE OF THE TAPPING TEST TECHNIQUES IN DETERMINING THE TYPE OF MOTOR ACTIVITY OF STUDENTS IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES Vladimir Vladimirovich Dorofeev, the senior teacher, Irina Aleksandrovna Bazhina, the senior teacher, Valeria Vladimirovna Safonova, the student, Kaluga State University named after

K.E. Tsiolkovsky, Kaluga

Abstract

The study of the nervous system of the male and female students, training in the university gym with using the tapping test. was conducted. The purpose of the research is to determine the type of motor activity necessary for students with different types of nervous system. The study involved 48 girls and 40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.