С.Г. ПОЖИДАЕВ,
старший преподаватель кафедры управления органами внутренних дел,
кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)
Влияние региональных программ по обеспечению правопорядка на процесс управления органами внутренних дел при проведении крупномасштабных массовых мероприятий
В статье рассматриваются вопросы формирования правоохранительного сегмента системы автоматизированного программного комплекса «Безопасный город» в повседневной деятельности органов внутренних дел в целом и при проведении крупномасштабных массовых мероприятий - в частности.
АПК «Безопасный город», комплексные целевые программы, крупномасштабные мероприятия, новые информационные технологии.
Приоритетным направлением деятельности органов внутренних дел РФ при подготовке и проведении крупномасштабных массовых мероприятий наряду с обеспечением общественного порядка и безопасности является охрана прав и законных интересов граждан.
В ходе проводимой реформы органов внутренних дел необходимо оптимизировать, в частности, оперативное управление силами и средствами с использованием интеллектуальных технологий, что позволит обеспечить как требуемый уровень безопасности, так и координацию действий всех задействованных служб и подразделений.
В настоящее время во всех субъектах РФ с целью повышения эффективности управления полицейскими нарядами, обеспечения постоянного контроля за состоянием оперативной обстановки, личной и общественной безопасности граждан, дорожного движения, объектами особой важности реализуется комплексная целевая программа «Профилактика правонарушений и усиление борьбы с преступностью».
Производной от программы указанной во многих городах России является автоматизированный программный комплекс (АПК) «Безопасный город», включающий в себя следующие компоненты:
— системы видеоконтроля, обработки и хранения информации;
— система управления силами и средствами на основе мониторинга подвижных объектов (спецавтотранспорта органов внутренних дел) ГЛОНАСС;
— система экстренной связи «Гражданин-полиция»;
— система управления нарядами;
— ситуационный центр органа внутренних дел;
— система мобильного доступа к автоматизированным банкам данных.
Одной из целей создания подобных АПК является обеспечение общественной безопасности посредством повышения эффективности работы служб правопорядка.
АПК «Безопасный город» стал инструментом мониторинга за текущей ситуацией в городах и управления силами, призванными обеспечить безопасность.
Работа АПК осуществляется как в повседневном режиме, так и при осложнении оперативной обстановки (во время проведения различных крупномасштабных массовых мероприятий, при проведении антитеррористических и профилактических мероприятий, при чрезвычайных обстоятельствах).
Особую значимость АПК «Безопасный город» приобрел в последние годы в связи с увеличением количества регулярно проводимых на территории РФ политических, культурно-массовых, спортивных и иных массовых мероприятий, среди которых XIII летняя универсиада в Казани 2013 г., XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 г. в г. Сочи, чемпионат мира по футболу, который пройдет в 2018 г. в России.
Анализ данного направления деятельности целесообразно начать с рассмотрения проблем проведения международного саммита АТЭС-2012 в сентябре 2012 г. в г. Владивостоке.
В целях обеспечения данного политического мероприятия, а также повседневной деятельности территориальных органов МВД России постановлением губернатора Приморского края от 19 сентября 2011 г. № 236-па была утверждена программа «Безопасный город» на 2011—2013 гг., в которой были предусмотрены задачи:
— выполнение проектных работ по созданию правоохранительного сегмента подсистемы
55
S н и о X
л
<
и н к
:'5
0 X
Л
<
и н S
1
<
а
X О О
м
<
а
С
<
а s н
bS
<
а С
к S а
О и н
56
видеонаблюдения аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»;
— внедрение и функционирование систем хранения информации, поступающей с камер видеонаблюдения1;
— оснащение средствами криптографической защиты информации служб и подразделений УМВД России по Приморскому краю (10 комплектов) [4].
В связи с подготовкой и проведением Олимпийских зимних игр в г. Сочи в 2014 г. аналогичные мероприятия проводятся и в ГУ МВД России по Краснодарскому краю. Так, в рамках реализации Программы подготовки к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Па-ралимпийских зимних игр в 2014 г. осуществляется комплекс следующих мероприятий по созданию многоуровневой заградительной системы:
— уровень: комплекс досмотровых мероприятий в отношении заезжающих лиц и автотранспорта;
— уровень: система видеоконтроля правоохранительного сегмента «Безопасный город», которая с помощью камер видеонаблюдения, установленных в местах массового пребывания граждан, осуществляет мониторинг оперативной обстановки;
— создание центров оперативного управления на базе дежурных частей органов внутренних дел;
— уровень: система единой дислокации территориальных органов МВД России на районном и городском уровне;
— мониторинг патрульных автомашин и пеших нарядов;
— интеграция информационных ресурсов и создание информационно-аналитической системы органов внутренних дел по городу-курорту Сочи;
— уровень: оперативно-разыскное обеспечение заградительной системы, осуществляемое сотрудниками полиции.
Аналогичные мероприятия были разработаны и успешно внедрены в МВД по Республике Татарстан в связи с подготовкой и проведением летней Универсиады, в г. Казани в 2013 г.
В соответствии с реализацией постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641 «Об оснащении транспортных технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛО-НАСС» [1], на основании приказа МВД России от 31 декабря 2008 г. № 1197 «Об утверждении и использовании общих тактико-технических требований к спутниковым навигационно-мо-
1 Было задействовано: 160 видеокамер; 28 стационарных автоматических фоторадарных комплексов; 11 рабочих мест операторов системы видеонаблюдения; 171 источник бесперебойного питания для видеокамер и рабочих мест операторов; 6 видеосерверов.
ниторинговым системам для органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России» [3] составляющей АПК «Безопасный город» стали системы управления силами и средствами на базе ГЛОНАСС, обеспечивающие постоянный контроль за передвижениями транспортных средств, мобильных и передвижных нарядов полиции.
Функция по контролю за передвижениями транспортных средств возложена на МВД по Республике Татарстан, где на действующих и реконструируемых объектах разработана и внедрена система видеоконтроля и программа по реализации функций позицирования автомашин групп быстрого реагирования охранных организаций в системе единой дислокации наружных служб полиции.
В ряде регионов РФ накоплен положительный опыт использования новых информационных технологий при подготовке крупномасштабных мероприятий (1000-летия г. Казани, 2005 г.; 1000-летия г. Ярославля, 2010 г. и др.).
Техническая инфраструктура комплексной системы «Безопасный город» основывается на новых информационных технологиях, уровень развития которых позволяет создавать защищенные межведомственные территориально-распределительные комплексы, способные регистрировать, обрабатывать, хранить и анализировать значительные объемы разнородной информации [5].
Тем не менее возможности новых информационных технологий не в полной мере используются в интересах обеспечения безопасности граждан. Так, при организации и проведении крупномасштабных массовых мероприятий, которые обычно «привязаны» к крупным и сверхкрупным городам, не всегда обеспечиваются технологическая совместимость оборудования и возможность его использования как при охране правопорядка и общественной безопасности во время проведения крупномасштабного массового мероприятия, так и в повседневной работе территориального органа внутренних дел.
При рассмотрении разных подходов к созданию системы АПК «Безопасный город» мэрией Москвы был проведен анализ всех действующих в городе программ безопасности и на 2012— 2016 г. разработана единая Государственная программа Москвы «Безопасный город» [2].
Целью программы «Безопасный город», объединившей мероприятия органов исполнительной власти Москвы и федеральных правоохранительных структур в сфере обеспечения комплексной безопасности столицы, является обеспечение комплексной безопасности населения и объектов на территории Москвы.
Данной программой предусматривается снижение на 5—10 % количества зарегистрированных преступлений в расчете на 100 тыс. человек,
снижение рисков чрезвычайных ситуации, повышение защиты населения и территорий города от угроз природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, поддержание высокой готовности органов исполнительной власти по вопросам мобилизационной подготовки экономики города, минимизация нарушений миграционного законодательства.
Государственная программа структурно составлена из четырех взаимосвязанных подпрограмм. Первая — обеспечение правопорядка и профилактика преступности; вторая — предупреждение чрезвычайных ситуаций, развитие гражданской обороны, защита населения на территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; третья — мобилизационная подготовка экономики города; четвертая — предупреждение и пресечение правонарушений в сфере миграционного законодательства. В каждую подпрограмму включены мероприятия и меры по укреплению материально-технической базы.
Кроме того, в соответствии с проектом Концепции построения и развития правоохранительного сегмента АПК «Безопасный город», в зависимости от особенностей принятого в регионе концептуального подхода к ее построению и текущего этапа работ по созданию, могут включаться и другие подсистемы. Пользователями этих систем, помимо органов внутренних дел, являются органы государственной власти и местного самоуправления, МЧС, медицинские службы, транспортные предприятия, ЖКХ и др. Основной задачей, стоящей при создании технической инфраструктуры комплекса «Безо-
Список литературы
1. Об оснащении транспортных технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС: постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 641 // СЗ РФ. 2008. № 35. Ст. 4037.
2. О внесении изменений в государственные программы города Москвы и об утверждении Государственной программы «Открытое Правительство» на 2012—2016 гг.: постановление Правительства Москвы от 22 февраля 2012 г. №64-ПП. URL: http:// mosopen.ru/document/64_pp_2012-02-22 (дата обращения: 04.03.2013).
3. Об утверждении и использовании общих тактико-технических требований к спутниковым навигационно-мониторинговым системам для органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России: приказ МВД России от 31 декабря 2008 г. № 1197.
пасный город», является обеспечение возможности совместного эффективного использования ее подсистем в интересах различных служб, включенных в контур автоматизированного управления АПК «Безопасный город».
Особенность используемого подхода к поэтапному созданию системы «Безопасный город» состоит в том, что первоочередной этап работ по ее развертыванию осуществляется в тесном взаимодействии с правоохранительными органами, т. е. сначала создается правоохранительный сегмент АПК «Безопасный город» [5].
Что касается уже реализуемых правоохранительных сегментов АПК «Безопасный город», действующих на территориях субъектов РФ, где будут проведены крупномасштабные массовые мероприятия, то следует отметить, что отсутствует единый концептуальный подход к реализации указанных программ, кроме того, он не в полной мере закреплен в нормативных правовых актах федерального уровня.
По нашему мнению, должны быть учтены особенности текущего состояния реализации АПК «Безопасный город», заключающиеся в том, что на территориях многих субъектов РФ уже внедрены в различном объеме разнотипные технические комплексы систем видеонаблюдения, мониторинга, систем экстренной связи, не в полной мере согласованные по функциональному составу, форматам и протоколам обмена информацией.
Также необходимо обеспечить технологическую совместимость оборудования и возможность его использования как при охране правопорядка и общественной безопасности в ходе проведения крупномасштабных массовых мероприятий, так и после его окончания, т. е. в повседневной работе территориальных органов МВД России.
4. Об утверждении программы «Безопасный город» на 2011—2013 гг.: постановление администрации Приморского края от 19 сентября 2011 г. № 236-па. URL: http://www. zakonprost.ru/content/regional/53/1428629 (дата обращения: 04.03.2013).
5. Москалев М.А. К вопросу о роли дежурных частей территориальных органов МВД России в реализации правоохранительного сегмента АПК «Безопасный город» // Пути совершенствования управленческой деятельности руководителей МВД по республикам, ГУ(У) МВД России по субъектам Росийской Федерации в процессе реформирования МВД России: материалы науч.-практ. конф. М., 2012.
E-mail: [email protected]
S н и о X
л
<
и н к
:|5
о X
л
<
и н S
X
<
а
X О О
са <
а
С
<
а s н
¡Ü
<
а С
к S а
О и н
57