Научная статья на тему 'К вопросу о правоохранительном сегменте АПК «Безопасный город»'

К вопросу о правоохранительном сегменте АПК «Безопасный город» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2971
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПОЛИЦИЯ / АПК "БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД" / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ФОТО-ВИДЕОФИКСАЦИИ НАРУШЕНИЙ ПДД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елисеев Андрей Викторович, Агафонов Сергей Иванович

В данной статье рассмотрены проблемы реализации АПК «Безопасный город» в практической деятельности органов внутренних дел. В статье рассматриваются и проанализированы основные направления Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», которая предусматривает финансирование и ресурсное обеспечение мероприятий по построению и развитию комплекса «Безопасный город». Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что опыт взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями правоохранительной направленности свидетельствует, что непосредственное участие граждан в охране общественного порядка позволяет органам внутренних дел оперативно получать достоверную информацию о фактах готовящихся, совершаемых и совершенных преступлениях. Новизна статьи заключается в аналитике существующих проблем в сфере реализации АПК «Безопасный город» в деятельности органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Елисеев Андрей Викторович, Агафонов Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правоохранительном сегменте АПК «Безопасный город»»

УДК 34 ББК 67

К ВОПРОСУ О ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОМ СЕГМЕНТЕ АПК «БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД»

АНДРЕЙ ВИКТОРОВИЧ ЕЛИСЕЕВ,

профессор кафедры подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка ВИПК МВД России, кандидат юридических наук, доцент, подполковник полиции СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ АГАФОНОВ, помощник начальника университета (по правовой работе) -начальник Правового отдела Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, подполковник полиции Научная специальность 12.00.14 — административное право;

административный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы реализации АПК «Безопасный город» в практической деятельности органов внутренних дел. В статье рассматриваются и проанализированы основные направления Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», которая предусматривает финансирование и ресурсное обеспечение мероприятий по построению и развитию комплекса «Безопасный город». Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что опыт взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями правоохранительной направленности свидетельствует, что непосредственное участие граждан в охране общественного порядка позволяет органам внутренних дел оперативно получать достоверную информацию о фактах готовящихся, совершаемых и совершенных преступлениях. Новизна статьи заключается в аналитике существующих проблем в сфере реализации АПК «Безопасный город» в деятельности органов внутренних дел.

Ключевые слова: органы внутренних дел, полиция, АПК «Безопасный город», информационное обеспечение, общественный порядок, программы профилактики правонарушений, фото-видеофиксации нарушений ПДД.

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы реализации АПК «Безопасный город» в практической деятельности органов внутренних дел. В статье рассматриваются и проанализированы основные направления Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», которая предусматривает финансирование и ресурсное обеспечение мероприятий по построению и развитию комплекса «Безопасный город». Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что опыт взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями правоохранительной направленности свидетельствует, что непосредственное участие граждан в охране общественного порядка позволяет органам внутренних дел оперативно получать достоверную информацию о фактах готовящихся, совершаемых и совершенных преступлениях. Новизна статьи заключается в аналитике существующих проблем в сфере реализации АПК «Безопасный город» в деятельности органов внутренних дел.

Ключевые слова: органы внутренних дел, полиция, АПК «Безопасный город», информационное обеспечение, общественный порядок, программы профилактики правонарушений, фото-видеофиксации нарушений ПДД.

Впервые задачи по развертыванию аппаратно-программного комплекса технических средств в целях обеспечения правопорядка и безопасности на улицах

и в других общественных местах в рамках реализации региональных программ профилактики правонарушений были поставлены Президентом Российской

Федерации в июле 2007 года по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации в г. Ростове-на-Дону.

Ответственными за выполнение данного поручения были определены главы субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти).

МВД России для практического применения в 2007 году разработана и предложена главам субъектов Типовая модель комплексной автоматизированной информационно-аналитической системы «Безопасный город», включающая три основных элемента:

1) подсистемы видеонаблюдения;

2) экстренной связи граждан с полицией;

3) позиционирования мобильных нарядов полиции.

На основе типовой модели и предложений МВД России в большинстве субъектов в основном был сформирован правоохранительный сегмент комплекса.

В настоящее время, по данным ГУОООП МВД России в субъектах Российской Федерации функционируют более 200 аппаратно-программных комплексов «Безопасный город» в более чем 750 населенных пунктах установлено 177,0 тыс. камер видеонаблюдения абсолютное большинство, которых с выводом информации в территориальные органы МВД России.

При этом видеокамеры, определяющие биометрические параметры лица человека, события и предметы (интеллектуальные видеокамеры) составляют менее 0,1% от общего их количества.

Например, в Республике Дагестан — 2, Краснодарский край — 4, Республика Татарстан — 30, Нижегородская область — 11, Республика Мордовия — 4, Самарская область — 36, Московская область — 21, Рязанская область — 16, Тульская область — 25, Калининградская область — 15, Новгородская область — 2).

В 147 населённых пунктах в субъектах Российской Федерации используется 1453 установки экстренной связи «Гражданин — полиция».

Необходимо отметить, что с помощью технических средств АПК «Безопасный город» в 2015 году зафиксировано более 6,1 млн правонарушений, а в 2014 г. — 5,5 млн.

При этом в течение 2015 года наметилась устойчивая тенденция снижения результатов по раскрытию преступлений с использованием технических средств АПК на 49,3% (с 29,4 до 14,5 тыс.).

Однако темпы внедрения и развития сегмента обеспечения правопорядка и профилактики правонарушений на территории муниципального образования (систем видеонаблюдения и экстренной связи) снижаются.

Одним из основных препятствий дальнейшего развития АПК является недостаточное финансирование, предусмотренное в рамках региональных государственных программ (подпрограмм) по профилактике правонарушений, а в ряде случаев и несвоевременное освоение выделенных денежных средств.

В рамках государственных программ (подпрограмм) по профилактике правонарушений, а также

государственных программ (подпрограмм) с одноименным названием «Безопасный регион (республика, город)» в субъектах Российской Федерации в 2015 году на содержание и развитие АПК было запланировано выделение 8,5 млрд. рублей.

Вместе с тем по информации МЧС России в 2015 году выделено и освоено около 4 млрд. рублей (в 2014 г. году из запланированных 9,5 млрд рублей, было выделено только 8,4 млрд рублей).

Так, в Мурманской области из запланированных в 2015 году на развитие и внедрение АПК 35 млн. рублей, выделено 5,5, из которых освоено только 3,5.

В Пензенской области финансовые средства (11,2 млн рублей), предусмотренные подпрограммой «Профилактика правонарушений и экстремисткой деятельности в Пензенской области в 2014 — 2020 годах» на развитие АПК, перераспределены на развитие подпрограммы «Повышение безопасности дорожного движения» (Обеспечение бесперебойной и безаварийной работы комплексов автоматической фото-видеофиксации нарушений ПДД).

Недостаточное финансирование программных мероприятий, направленных на развитие АПК, отмечается также в республиках Карелия и Хакасия, Амурской, Вологодской, Кировской и Курганской областях, Приморском и Хабаровском краях.

В ряде регионов финансирование мероприятий по эксплуатации, внедрению и развитию в текущем году не предусматривалось вообще (республиках Дагестан, Северная Осетия - Алания).

Недостаточное финансирование мероприятий по эксплуатации АПК в ряде регионов способствовало выходу из строя технического оборудования.

По состоянию на декабрь 2015 г. в Республике Башкортостан вследствие неудовлетворительного технического обслуживания, вызванного отсутствием финансирования, 20% камер видеонаблюдения и 70% установок экстренной связи «Гражданин — полиция» (далее — установка экстренной связи) пришли в негодность и демонтированы.

Износ используемых камер системы видеонаблюдения в г. Ростове-на-Дону составляет 70%, а установок экстренной связи — 100%.

В Приморском крае износ систем видеонаблюдения и каналов связи составляет 80% (ежедневно от 40 до 90 камер из 248 находятся в неисправном состоянии).

В Курганской области почти четверть камер видеонаблюдения не исправны.

Состояние работы по реализации Концепции построения и развития АПК «Безопасный город» позволяет констатировать снижение темпов внедрения и развития сегмента обеспечения правопорядка и профилактики правонарушений на территории муниципального образования (систем видеонаблюдения и установок экстренной связи).

На такую тенденцию негативно сказывается ситуация по не полному выполнению мероприятий, запланированных в рамках первого и второго этапов реали-

зации Концепции (срок реализации до 1 января 2016 года) в субъектах Российской Федерации, которые по ряду причин не завершены.

К примеру, технические задания на проектирование АПК «Безопасный город» разработаны и утверждены лишь в 14 субъектах (Астраханская, Вологодская, Архангельская, Омская, Курская, Свердловская, Воронежская, Калининградская, Тульская области, Красноярский край, Республика Алтай, Республика Коми, г. Севастополь, Ханты-Мансийский автономный округ).

На рассмотрении в МЧС России находятся 63 технических задания.

Наравне с этим отсутствуют технические задания в 8 субъектах Российской Федерации (Республика Тыва, Республика Марий Эл, Оренбургская область, Ставропольский край, Ленинградская область, Псковская область, г. Москва, Республика Крым).

Корректировку региональных и муниципальных программ, предусматривающих финансирование мероприятий по обеспечению информатизации общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания в 2015 году, путем перераспределения финансовых средств, не произвел ни один субъект Российской Федерации.

При этом с 2016 года в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях должны реализовываться утвержденные региональные и муниципальные программы «Построение (развитие) аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» до 2020 года».

Комплексные испытания опытных участков систем АПК «Безопасный город» ни в одном регионе страны не проводились, результаты испытаний не представлены.

При этом следует отметить, что утвержденная Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»1, предусматривает финансирование и ресурсное обеспечение мероприятий по построению и развитию комплекса «Безопасный город» за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных источников, а инструментом финансирования мероприятий будет являться федеральная целевая программа.

Ранее, до 1 января 2012 года основными получателями средств региональных и местных бюджетов, выделяемых на эксплуатацию и развитие сети АПК «Безопасный город», являлись структурные подразделения органов внутренних дел. С переводом МВД России на единое федеральное финансирование субъекты Российской Федерации должны были определить учреждения и организации, наделяемые с 1 января 2012 года полномочиями получателя средств соответствующих бюджетов.

В 2015 году мероприятия по передаче оборудования с баланса органов внутренних дел закончены почти во всех субъектах Российской Федерации.

На настоящее время остаются актуальными во-

просы технического характера, такие как несовместимость оборудования, неверные организационные решения и ошибки в проектировании.

Так в Республике Ингушетия АПК «Безопасный город» на начальном этапе был развернут без участия органов внутренних дел республики, а именно не была согласована проектная документации и соответственно не были определены места установки систем видеонаблюдения.

В результате фактически с первого дня в работе системы отмечались многочисленные сбои. Камеры периодически «зависали». Вследствие низкой разрешительной способности камер исключена возможность детального рассмотрения элементов обстановки, распознавания внешности человека и идентификации государственных регистрационных знаков транспортных средств.

Еще один важный момент — это определение мест установки камер видеонаблюдения.

Например, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, несмотря на положительную в целом ситуацию, отмечен не вполне рациональный подход к установке технических средств. Так, на отдельных перекрестках города устанавливается 5 и более камер видеонаблюдения (по линиям различных служб), которые дублируют друг друга.

Особую проблему представляют системы видеонаблюдения, установленные на объектах железнодорожного транспорта. Так, ряд подключаемых систем видеонаблюдения и фиксации на объектах транспортного комплекса технически устарел и не всегда соответствует по своим техническим параметрам и стандартам системам АПК «Безопасный город», в связи с чем их интеграция существенно затруднена и требует значительных дополнительных затрат, а в некоторых случаях невозможна.

Например, в УТ МВД России по Центральному федеральному округу система видеонаблюдения «Тайфун» на ж.д. вокзале Курск, установленная в 2004 году ОАО «РЖД», является устаревшей. Все камеры являются аналоговыми.

В УТ МВД России по Приволжскому федеральному округу аналогичная ситуация наблюдается практически на всех железнодорожных станциях, за исключением ст.ст. Казань, Самара, Саранск, Йошкар-Ола и Ижевск.

На объектах транспорта размещено свыше 1,2 тыс. видеосистем, а также установлено более 39,7 тыс. видеокамер.

В целях обеспечения безопасности дорожного движения, а также контроля за передвижением по территории России транспортных средств, по инициативе ГУОБДД МВД России сформирована автоматизированная система контроля передвижения транспортных средств. По состоянию на 1 января 2015 года к инфраструктуре системы подключено более 1,6 тыс. камер, с помощью которых ежесуточно фиксируется более 5 млн событий. Зарегистрированы 61 пользователь фе-

дерального и 18 пользователей регионального уровней доступа, которыми в период с 1 января по 1 декабря 2014 года осуществлено 38,9 тыс. запросов к накопленному банку данных о передвижении транспортных средств по автомобильным дорогам Российской Федерации, на оперативный контроль поставлено более 2,8 тыс. транспортных средств.

Кроме того, почти во всех субъектах Российской Федерации организовано функционирование системы автоматизированной фиксации нарушений правил дорожного движения, в структурах территориальных органов внутренних дел на региональном и районном уровнях созданы центры автоматизированной фиксации правонарушений ГИБДД.

Комплексами автоматической фиксации нарушений охвачено более 4 тыс. стационарных и 3,8 тыс. переменных зон контроля, с их использованием по итогам 2015 года выявлено 31 854 356 нарушений правил дорожного движения, что составило 60% от общего количества нарушений ПДД.

При этом в автоматическом режиме фиксируются:

• превышение водителями установленной скорости движения;

• проезд на запрещающий сигнал светофора (в том числе на железнодорожных переездах);

• выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения и на полосу движения общественного транспорта;

• нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств, не предоставление преимущества в движении пешеходам и т.д.

Анализ функционирования в субъектах Российской Федерации аппаратно-программных комплексов показал, что дальнейшее внедрение новых, развитие и наращивание уже существующих систем без проработки вопросов их взаимной интеграции, приведёт к появлению систем с пересекающимися, дублирующими друг друга функциями.

Развитие аппаратно-программных комплексов — это комплексная задача и решать ее необходимо в тесном взаимодействии всех заинтересованных структур и организаций под эгидой администраций субъектов Российской Федерации.

В этой связи необходимо решить следующие задачи как:

• создании единых требований к техническим параметрам сегментов обеспечения безопасности государственных и муниципальных органов и организаций, способствующих интеграции в систему комплекса «Безопасный город»;

• проработка вопросов финансирования наибо-

лее важных направлений комплекса «Безопасный город».

В настоящее время ведется разработка проекта единых требований к техническим параметрам АПК «Безопасный город», в рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации от 27 мая 2014 г. №2 Пр-1175 и Правительства Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № РД-П4-3968.

Требования к сегментам АПК «Безопасный город» должны определить типовой набор функциональных и технических требований к структуре сегментов АПК «Безопасный город» муниципального образования и будут являться основой для технических требований к сегментам АПК «Безопасный город», разрабатываемых муниципальными образованиями с учетом своих социально-экономических особенностей, а также инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

Вместе с тем необходимо отметить, что финансирование на создание и эксплуатацию АПК «Безопасный город», в том числе на оплату услуг связи, в МВД России на 2015-2017 годы не предусмотрено.

В наступившем году в соответствии с планом реализации Концепции построения и развития АПК «Безопасный город» на первом этапе необходимо реализовать комплекс мероприятий по подготовке предложений по совершенствованию нормативной правовой базы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В текущем году в рамках реализации Концепции МВД России предложено осуществить на первом этапе:

• сбор и анализ предложений по:

• изменению законодательной базы, необходимой для эффективной реализации Концепции;

• обеспечению финансирования мероприятий, предусмотренных Концепцией;

• созданию регламентов взаимодействия по реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией.

• формирование и разработку федеральной целевой программы по развитию АПК «Безопасный город», а также общего регламента взаимодействия;

• разработку, согласование и утверждение единых технических требований к реализуемой системе АПК «Безопасный город» и ее сегментам.

1 См., распоряжение Правительства РФ от 03.12.2014 N 2446-р «Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», Собрание законодательства РФ, 15.12.2014, № 50, ст. 7220

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.