УДК 332.12 Ю.О. Егоров
ВЛИЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА
Региональные факторы оказывают существенное влияние на развитие всех сфер деятельности на конкретной территории. При этом в каждом конкретном регионе существует своя специфика и оказывают воздействие различные факторы, которые могут быть присущи только одному региону или присутствовать и в других регионах. Без учета региональных особенностей и региональных аспектов развития отдельных территорий невозможно качественно использовать весь имеющийся экономический потенциал. В статье проведен анализ негативных тенденций, сформировавшихся в настоящее время в нашей стране в инвестиционной сфере. Приведена группировка региональных факторов с целью оценки влияния на развитие инвестиционного климата и инвестиционной сферы. Указаны основные показатели, которые необходимо анализировать и прогнозировать для социально-экономического развития региона и отдельных территорий при учете региональной специфики и отраслевой специализации.
Перечисленные в статье подходы в анализе региональных факторов, возможно использовать для всестороннего понимания закономерностей регионального инвестиционного развития и при планировании развития инвестиционного климата.
Ключевые слова: инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность, региональные факторы развития, отраслевая специализация, программа социально-экономического развития региона, уровень обеспеченности инвестиционными ресурсами.
Одной из важнейших задач социально-экономического развития страны является построение благоприятного инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности регионов. Инвестиционные ресурсы ограничены, и удовлетворить всю имеющуюся потребность в них практически невозможно. Данный тезис особенно актуален в условиях финансово-экономического кризиса, когда инвесторы, учитывая резко возросшие риски, еще более тщательно оценивают потенциальные объекты инвестирования. В этой связи страны с благоприятными условиями для инвестиционной деятельности получают конкурентное преимущество и могут преодолеть спады мировой экономики легче и быстрее.
Инвестиционная деятельность важна на всех уровнях экономики, начиная от деятельности фирмы и заканчивая региональной и федеральной политикой в данной сфере. На государственном уровне продуманная инвестиционная политика обеспечивает рост национального производства и благосостояния, стабильность и устойчивость развития регионов. На микроуровне от инвестиций зависят активность в предпринимательской сфере, эффективность деятельности компаний и фирм в долгосрочной перспективе, а также обеспечение высоких темпов их развития и повышение конкурентоспособности [1].
На готовность инвестора осуществить вложения большое влияние оказывают инвестиционная привлекательность объекта инвестирования, а также условия инвестирования. Чаще всего инвесторы оценивают не инвестиционную привлекательность, а инвестиционный климат, причем эти два понятия не всегда разграничиваются.
Исследованиями в области инвестиционного климата региона занимались, например, И.И. Ройзман, И.В. Гришина, А.Г. Шахназаров, Г.П. Подшиваленко, А. Бакитжанов, С. Филин. В настоящий момент существуют такие методики оценки инвестиционного климата, как методика Института экономики РАН, Совета по изучению производительных сил (СОПС), а также самая популярная в России методика рейтингового агентства «Эксперт РА».
Инвестиции являются одним из основных инструментов расширенного воспроизводства материальных ценностей. А если принять во внимание тот факт, что с каждым годом все больше увеличивается потребность в природных ресурсах и все меньше становится доступных источников этих ресурсов, то осуществление инвестиционной деятельности и внедрение инноваций, пожалуй, единственный выход для поддержания нормального уровня жизни населения и расширенного воспроизводства экономики в будущем [2].
Для Российской Федерации создание благоприятного инвестиционного климата в стране, а также осуществление политики по привлечению инвестиций являются крайне важными. Сегодня в России от эффективности инвестиционной политики зависят состояние производства, положение и уровень технической оснащенности основных фондов предприятий, возможности структурной перестройки экономики, решение социальных и экологических проблем, которые прописаны в программах модернизации промышленности, системы здравоохранения, транспортной системы Российской Федерации и иных программах как на уровне государства в целом, так и на региональном уровне.
Подготовку, организацию и проведение мероприятий по построению благоприятного инвестиционного климата необходимо начинать с глубокого качественного и количественного анализа особенностей регионального развития и учета отраслевой специфики региона. Специфичность развития отдельных территорий и регионов нашей страны, их неповторимость вследствие уникального географического, экономического и природно-климатического положения делают невозможным реализацию мероприятий по шаблону, когда один и тот же набор мер реализуется на территории всей страны. Необходимо разрабатывать и реализовывать программы индивидуально для каждой конкретной территории с учетом исторического развития и экономического состояния.
По итогам 2010 г. Россия занимала в рейтинге Всемирного банка 124-ю строчку. При этом самые низкие показатели в стране наблюдаются с «подключением к электросетям», «разрешением на строительство» и «международной торговлей». По этим позициям страна занимала 183-е, 179-е и 166-е места соответственно. Несмотря на то что по итогам 2011 г. страна смогла занять 120-ю строчку, а еще через год, в 2012 г., — 112-ю, ситуация с сетями только ухудшалась: в 2013 г. Россия по этому показателю находилась на предпоследнем, 184-м, месте, опережая лишь Бангладеш [3].
Неблагоприятный инвестиционный климат в стране прежде всего связан с недостаточной проработанностью правовой базы по защите прав и законных интересов инвесторов. Высокие риски в инвестиционной сфере прежде всего обусловлены низкой теоретической разработкой данного вопроса, особенно в части изучения специфики региональных инвестиционных рисков и влияния региональных факторов на качество инвестиционной среды в регионе.
Вторая причина - недоступность кредитных ресурсов, связанная с высокой стоимостью обслуживания кредита. Данная проблема проявилась в период мирового финансового кризиса 2007-2008 гг., когда многие отечественные организации оказались на грани банкротства по причине большой кредиторской задолженности перед западными банковскими структурами и организациями. При этом такая огромная задолженность сформировалась по причине того, что западные кредитные организации выдавали денежные средства по низким процентам, в отличие от отечественных банков.
Третьим фактором, негативно влияющим на развитие инвестиционной сферы, является низкий уровень развития инфраструктуры, который выражается в больших издержках при подключении к системе электроснабжения. Низкая развитость инфраструктуры, за исключением крупных городов, создает проблемы при реализации многих инвестиционных проектов, что в конечном счете увеличивает общие затраты и повышает уровень риска.
Одной из ключевых проблем является коррупция в нашей стране. Международная общественная организация Transparency International составляет рейтинг, который ранжирует по шкале от 0 до 100 баллов страны по уровню коррупции. Ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто - наименьший. В декабре 2012 года данная организация поставила Россию только на 143 место в рейтинге наименее коррумпированных стран мира. Показательно, что это худший индекс среди всех стран G20. По состоянию на декабрь 2013 года Россия получила 27 баллов и поднялась в рейтинге на 127 место, столько же получили Азербайджан, Пакистан, Никарагуа, Мали, Мадагаскар, Ливан, Гамбия и Коморские острова [4].
Первое место заняли Дания и Новая Зеландия, получив по 91 баллу, второе - Финляндия и Швеция с 89 баллами. Среди стран Восточной Европы и Центральной Азии лучшие показатели у Турции и Грузии (50 и 49 баллов соответственно), худшие - у Туркмении и Узбекистана, которые набрали по 17 баллов. Аутсайдеры рейтинга - Сомали, Северная Корея и Афганистан, которые набрали по 8 баллов [5].
Коррупцию в нашей стране породил мощнейший бюрократизм - чрезмерное усложнение процедур, которое отнимает у инвесторов массу времени. Кроме того, в России присутствуют административные меры государства, которые способствуют ограничению конкуренции. За последние 10 лет в нашей стране сформировалось негласное правило: для того чтобы реализовать тот или иной инвести-
ционный проект, необходимо «заручиться» поддержкой представителей органов государственной власти. Во-первых, данная ситуация увеличивает степень «непрозрачности» отечественной инвестиционной сферы, во-вторых, потенциальные инвесторы не понимают условия своей деятельности в тех или иных регионах. В-третьих, чаще всего лица, лоббирующие те или иные инвестиционные проекты, в то же время принимают и законодательные инициативы в экономической, финансовой и инвестиционной сферах.
Что касается проводимой денежно-кредитной политики, то, несмотря на все усилия Банка России по переходу к режиму таргетирования инфляции, с 2012 г. инфляция продолжает расти. В первом полугодии 2013 г. инфляция в среднем составляла 7,1 % в годовом выражении, что намного выше целевого значения, установленного Банком России (5-6 % в годовом выражении в 2013 г.). Кроме того, отпугивает инвесторов достаточно высокая ставка рефинансирования в России - 8,25 %, которая фактически характеризует доступность кредитов для экономики страны [6].
Все это в совокупности значительно влияет на инвестиционную привлекательность государства и тормозит возможный экономический рост в России.
Согласно рейтингу Doing Business - 2014, который учитывает преобразования, проведенные за 12 месяцев 2013 года, Россия поднялась на 92-е место, войдя в топ-3 стран по числу антибюрократических реформ. За прошлый год России удалось улучшить свое положение на восемь позиций и подняться до 112-го места, в этом году она поднялась сразу на 20 строк, до 92-го места [7].
Для решения данных проблем в мае 2013 г. Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ о принятии мер, необходимых для повышения позиции России в этом рейтинге на 100 пунктов: со 120-й позиции в 2011 г. на 20-ю в 2018 г. Ответственным за координацию этих мер было назначено Агентство стратегических инициатив (АСИ).[8]
В последнее время наблюдается положительная динамика в плане построения благоприятного инвестиционного климата, разрабатываются комплексные программы социально-экономического развития отдельных субъектов, регионов и экономических зон.
Примером реализации подобных мер может являться Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. № 466-р, которым утверждена Государственная программа социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Согласно ст. 2 данной программы к основным задачам относятся [9]:
— формирование благоприятных условий осуществления предпринимательской деятельности на территории макрорегиона;
— формирование условий для ускоренной реализации значимых для социально-экономического развития макрорегиона инфраструктурных и иных проектов, являющихся формой частно- государственного партнерства;
— формирование условий для применения новых технологий и материалов при реализации на территории макрорегиона инфраструктурных и иных проектов;
— приток инвестиций в инфраструктурные и иные проекты, реализуемые на территории Дальнего Востока.
Разрабатывается Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации - это совместный проект ведущих деловых ассоциаций и Агентства стратегических инициатив, направленный на формирование объективной комплексной оценки деятельности органов власти по улучшению бизнес-климата в регионах.
Основной принцип рейтинга - сравнение регионов относительно друг друга по 54 показателя вне зависимости от географических, климатических и инфраструктурных условий.
В качестве исходных данных рейтинга используется ежегодная статистика федеральных и региональных ведомств, опросы предпринимателей (более 500 респондентов в каждом регионе), оценка экспертов (более 20 на регион) - все это позволяет дать объективную оценку каждому пилотному проекту, который планируют реализовывать на той или иной территории. Результатом этой работы в конечном итоге должен стать приток инвестиций и развитие отечественного бизнеса.
В целях разработки качественной инвестиционной стратегии развития страны и региона необходимо повышать привлекательность территорий для инвесторов, прежде всего в высокотехничных и инновационных отраслях. При этом анализ влияния региональных факторов на развитие инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата в регионе должен проводиться в следующих направлениях.
1. С точки зрения исторического развития территории и ее освоения, а также качества и интенсивности связей с соседними территориями. Во многом регионы Центрального федерального округа обладают более развитой связью между собой, чем регионы Дальнего Востока или Восточной Сибири, что складывалось по причине более раннего освоения территории и компактности расположения. Данная особенность развития выражается в большей мобильности факторов производства и в большей вариативности реализации инвестиционных проектов в рамках ЦФО.
2. С точки зрения уровня развития и отраслевой спецификации региона. Несмотря на тот факт, что в настоящее время проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские проекты в сфере нанотехнологий, важное значение для нашей страны по-прежнему имеет наличие на территории предприятий топливно-энергетического комплекса. Анализ, проведенный Международной организацией кредиторов (World Organization of Creditors, WOC), показывает, что основными странами-инвесторами в Россию по итогам 2012 г.а стали Германия, Нидерланды, Франция, Австрия и Великобритания. При этом более 55 % от всего объема инвестиций направляются в отрасли ТЭК [10].
3. С точки зрения наличия на территории особых экономических зон разного типа. Данный фактор приобретает огромное влияние особенно в сфере реализации инновационных проектов. Ярким тому примером является Калужская область, которая, не имея огромных запасов природных ископаемых или больших производственных мощностей, смогла привлечь иностранные инвестиции под реализацию различных инвестиционных проектов в области машиностроения, производства автомобилей и электроники. В результате развития на территории ОЭЗ ППТ «Людиново» произошел резкий приток инвестиционных ресурсов. Согласно Национальному рейтингу состояния инвестиционного климата Российской Федерации за май 2014 г. первое место в нашей стране по направлению «Инфраструктура и Ресурсы», а также по направлению «Институты для бизнеса» занимает Калужская область [11].
4. С точки зрения перспективности развития территории с учетом приоритетов государственной политики в сфере социально-экономического развития территорий. Исходя из выбранных приоритетов в государственной политике, больший положительный эффект получают территории, которые попадают в планы реализации национальных или региональных проектов. В качестве примера можно привести Краснодарский край, который повысил уровень инвестиционной привлекательности после того, как в 2007 г. Россия получила право на проведение XXII зимних Олимпийских игр в 2014 г.
Проводить мероприятия по улучшению качества инвестиционного климата в регионе необходимо с учетом того факта, что повысить все показатели инвестиционного климата сразу невозможно. В данном подходе необходимо выделять несколько основных (определяющих) для конкретного региона показателей, улучшение которых даст максимальный положительный эффект. За основной оценочный показатель может приниматься уровень прибыльности используемых ресурсов на территории региона. Данный подход достаточно прост, так как отражает главную цель любого инвестора -получение прибыли и возврат вложенных средств. В нем не отражаются взаимные интересы участников инвестиционного процесса, отсутствует взаимосвязь инвестиционного климата с инновациями и экономической устойчивостью, игнорируются объективные связи фактора инвестиций с другими ресурсными факторами развития хозяйственной системы.
В качестве основных характерных составляющих инвестиционного климата рассматриваются инвестиционный потенциал (социально-экономический потенциал) и инвестиционные риски. При этом инвестиционные риски оцениваются с позиции вероятности потерь инвестиций и дохода. При таком подходе к оценке инвестиционного климата превалирует учет интересов стратегического инвестора.
Третий подход базируется на оценке множества факторов, влияющих на инвестиционный климат. Эти факторы характеризуют экономический потенциал, общие условия хозяйствования, состояние рыночной среды в рассматриваемой хозяйственной системе, а также политическую, социальную, организационно-правовую и финансовую ситуации. Характерными отличительными особенностями такого подхода к оценке инвестиционного климата являются:
— разграничение понятий инвестиционного и предпринимательского климата;
— противоположность категорий инвестиционного риска и инвестиционного климата;
— связь инвестиционного климата с инвестициями в реальный сектор экономики, с инвестициями в основной капитал, с инвестиционным потенциалом и условиями деятельности инвестора;
— обоснование объективности характера инвестиционного климата, его независимости от воли отдельных инвесторов;
— комплексность и многофакторный характер данного подхода;
— приоритет качественной однородности факторов при классификации регионов.
При многофакторном подходе к оценке инвестиционного климата хозяйственных систем разного уровня сводным показателем выступает сумма средневзвешенных оценок по всем вместе взятым факторам. Естественно, что сводный показатель оценки не может служить однозначным критерием привлекательности той или иной хозяйственной системы для вложения инвестиций. Поэтому его обычно дополняют информацией о развитости тех или иных факторов, которые оказывают непосредственное влияние на состояние и динамику инвестиционного климата.
Также при проведении мероприятий по улучшению инвестиционного климата на конкретной территории необходимо учитывать характер инвестиционных ресурсов, которые планируется привлекать в регион. Не учитывая региональные факторы развития предпринимательской среды (а именно: уровень экономической активности населения в регионе, анализ отраслей специализации и качество жизни), можно провести мероприятия, которые не только не дадут положительного эффекта, но и создадут отток финансовых и трудовых ресурсов в другие регионы.
В зависимости от оперируемых ценностей различают три типа инвестиций: реальные, финансовые и интеллектуальные.
Реальные инвестиции включают вложения средств в материальные активы (вещественный капитал: здания, оборудование, товарно-материальные запасы и др.) и нематериальные активы (патенты, лицензии, ноу-хау и др.).
Под финансовыми инвестициями понимаются вложения в ценные бумаги (акции, векселя, облигации и др.), целевые банковские вклады, депозиты и т. д.
Интеллектуальные инвестиции - это вложения средств в творческий потенциал общества, объекты интеллектуальной собственности, вытекающие из авторского, изобретательского и патентного права.
По характеру участия в инвестировании выделяют прямые, непрямые и портфельные инвестиции.
В зависимости от того, какой тип инвестиционных ресурсов необходим на той или иной территории, а также с учетом региональной специфики территории и приоритетов государственной политики будут разрабатываться и реализовываться различные мероприятия и программы. При формировании и развитии мощных производственно-технических комплексов необходимы в большей степени материальные и финансовые инвестиции, за счет которых будут строиться современные производственные мощности, при развитии наукоемких отраслей и инновационных производств необходимы интеллектуальные инвестиции и квалифицированные научные кадры.
В качестве примера можно привести анализ региональных факторов на развитие инвестиционного климата Вологодской области.
Вологодская область - это одна из крупнейших областей Российской Федерации: ее площадь составляет более ста сорока тысяч квадратных километров. Регион расположен на севере Европейской части России и входит в Северо-Западный федеральный округ. Область разделена на 26 муниципальных районов и 2 городских округа (Вологда и Череповец). Вологда, Череповец, Великий Устюг и Сокол - города областного значения. Регион имеет чрезвычайно выгодное географическое положение.
Среди основных региональных особенностей, которые необходимо учитывать при построении инвестиционной политики в регионе, можно выделить следующие:
1) мощный базовый сектор экономики: металлургическая и химическая промышленность;
2) развитые, с богатыми традициями отрасли сельского хозяйства, пищевой промышленности и лесного комплекса;
3) область обеспечена природными ресурсами: земельными, водными, лесными и пр.;
4) выгодное географическое положение — все виды транспортных коммуникаций: железные и автомобильные дороги, Волго-Балтийский водный путь, воздушный коридор Европа-Азия;
5) близость к крупнейшим экономическим центрам страны - Москве и Санкт-Петербургу;
6) в близкой досягаемости большая потребительская база: в радиусе 500 километров проживает 50 млн человек.
Также важно учитывать негативные тенденции и условия, которые могут существенно увеличить затраты при реализации мероприятий по построению благоприятного климата в регионе. Среди основных вызовов и негативных тенденций выделяются следующие:
1) зависимость экономики региона от колебаний глобальных рынков в условиях реструктуризации ключевых отраслей;
2) «старые» отрасли уже не могут обеспечить необходимых темпов экономического роста;
3) неустойчивость системы расселения в условиях социальной трансформации российского общества;
4) снижение качества человеческого капитала;
5) недостаточность развития физической инфраструктуры региона.
Исходя из анализа и оценки положительных и негативных тенденций, а также степени влияния каждого фактора на конечный результат, для повышения уровня инвестиционной привлекательности и развития благоприятного инвестиционного климата в Вологодской области можно реализовать следующие мероприятия:
— участие Вологодской области в ключевых российских и международных выставках и форумах по приоритетным отраслям экономики (АПК / пищевая промышленность, ЛПК, туризм и рекреация);
— проведение целевых миссий / road show на целевых рынках по приоритетным отраслям экономики (АПК / пищевая промышленность, ЛПК, туризм и рекреация);
— проведение целевых презентаций на площадках организаций международного делового сотрудничества между Россией и странами G20;
— использование нестандартных подходов к продвижению региона в традиционных (offline)
СМИ;
— продвижение региона в сети Интернет (в том числе в социальных сетях);
— организация специализированных «уголков» продукции Вологодской области в федеральных торговых сетях;
— регулярная работа по связям с общественностью;
— стимулирование развития регионального спроса на продукцию тех отраслей, которые исторически присутствуют в регионе (молочная, мясная. лесопереработка и т. д.);
— поддержка региональных инвестиционных проектов в сфере малого и среднего бизнеса. Таким образом, на основе оценки влияния региональных факторов возможны построение более
эффективной социально-экономической политики, а также более качественное развитие инвестиционной среды в каждом конкретном субъекте Российской Федерации.
Оценка инвестиционного климата представляет собой основу для принятия любого инвестиционного решения. Это необходимо как со стороны процедуры выбора инвестиционного решения, так и со стороны оценки целого ряда факторов и тенденций. Необходимо учитывать мотивации как инвестора, так и субъекта инвестирования - хозяйственную систему: регион, отрасль промышленности, холдинг, отдельно взятое предприятие и др.
Формирование позитивного инвестиционного климата необходимо начинать прежде всего с анализа региональных факторов развития и особенностей конкретной территории. При качественном анализе данных факторов важно учесть все возможности развития региона, использовать его сильные стороны для того, чтобы преодолеть проблемные моменты, а также минимизировать риски для инвестора при реализации инвестиционных проектов и повысить степень защиты вложенных инвестиционных ресурсов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Липсиц И.В. Экономический анализ реальных инвестиций: учебник. М.: Экономистъ, 2004. 347 с.
2. Кузнецов Б.Т. Инвестиции: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Экономика». 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2010. 622 с.
3. Бескин А. Нас подняло вверх «присоединение». URL: http://www.rg.ru/2013/11/19/reiting.html (дата обращения: 20.11.2014).
4. Инвестиционный климат России: современное состояние, проблемы и пути развития. URL: http://www.moluch.ru/archive/58/8161/) (дата обращения: 21.11.2014).
5. Индекс восприятия коррупции (ИВК) за 2013 год. URL: http://www.transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/zastriali (дата обращения: 23.11.2014).
6. Асаул А.Н., Карпов Б.М., Перевязкин В.Б., Старовойтов М.К. Модернизация экономики на основе технологических инноваций: учебник. СПб: АНО ИПЭВ, 2008. 606 с. URL http://www.aup.ru/books/m5/5_2.htm (дата обращения: 21.11.2014).
7. Россия в рейтинге «Doing business - 2014». URL https://xn--80adjkclhjd6blf.xn--p1ai/inratings/1824.html (дата обращения: 24.11.2014).
8. Путеводитель Российского бизнеса. 2013. № 11. URL http://www.tpp-inform.ru/userdata/2013/1385621611.pdf (дата обращения: 18.11.2014).
9. Постановление Правительства «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока Байкальского региона"». URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=162190;fld=134;dst=100009;rnd=0.9576609242707579 (дата обращения: 11.11.2014).
10. Сайт World Organization of Creditors (WOC). URL:http://woc-org.com/ (дата обращения: 23.11.2014).
11. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата субъектов Российской Федерации. URL: http://www.asi.ru/upload_docs/Rating2014.pdf (дата обращения: 02.11.2014).
Поступила в редакцию 01.12.14
Yu.O. Egorov
INFLUENCE OF REGIONAL FACTORS ON THE INVESTMENT CLIMATE DEVELOPMENT
Regional factors have a significant influence on the development of all spheres of activity in a particular area. At the same time, each region has its own specifics and is influenced by various factors that may be native to only one region or be present in other regions. Without taking into account regional characteristics and regional aspects of the individual territories development it is impossible to qualitatively use all the existing economic potential. The article analyzes the negative trends that exist in the investment field of our country at the present time. The author has grouped regional factors to assess the impact on the development of the investment climate and investment sector. The main factors that have to be analyzed and predicted for the socio-economic development of the region and individual territories are identified in the article with due account for regional specifics and industry specialization.
Approaches to the regional factors analysis listed in the article may be used to gain a deep insight into patterns of regional investment development and to plan the investment climate development.
Keywords: investment climate, investment attractiveness, regional development factors, industry specialization, regional program of socio-economic development, level of investment resources endow.
Егоров Юрий Олегович, аспирант
ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
117997, Россия, г. Москва, Стремянный пер., 36 E-mail: egorka-ur@mail.ru
Egorov Yu.O., postgraduate student
Plekhanov Russian University of Economic Address: 117997, Russia, Moscow, Stremaynniy per., 36 E-mail: egorka-ur@mail.ru