Научная статья на тему 'Влияние рефлексии на развитие личности'

Влияние рефлексии на развитие личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2003
407
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / ОСОЗНАННОСТЬ / СОЗНАНИЕ / РАЗВИТИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / REFLECTION / AWARENESS / CONSCIOUSNESS / DEVELOPMENT / SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рябышева Е. Н.

В данной статье рассмотрены проблемы исследования рефлексии в отечественной психологии. Дан анализ ее особенностям, механизмам и ее проявлению в психических функциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the study of reflection in Russian psychology. An analysis of its characteristics, mechanisms and its manifestation in the psychic functions.

Текст научной работы на тему «Влияние рефлексии на развитие личности»

Территория науки. - 2014. - № 1.

Список литературы

1. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

2. Шмелева И.А. Введение в профессию. Психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер 2007. - 253 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие») С.166.

3. Щепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. -М., 1992.

4. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 480 с. С.302-303

5. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. - М.: Изд-во РГСУ,

Рябышева Е.Н.

ВЛИЯНИЕ РЕФЛЕКСИИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: рефлексия, осознанность, сознание, развитие, саморазвитие.

Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы

исследования рефлексии в отечественной психологии. Дан анализ ее особенностям, механизмам и ее проявлению в психических функциях.

Keywords: reflection, awareness, consciousness, development, selfdevelopment.

Abstract: This article is devoted to the study of reflection in Russian psychology. An analysis of its characteristics, mechanisms and its manifestation in the psychic functions.

В настоящее время внимание ученых направлено на изучение рефлексии и ее влияния на развитие личности. По мнению исследователей (В.А. Лефевр, А.А. Тюков, Г.П. Щедровицкий и др.) рефлексия - и процесс познания, который направляется личностью на самого себя, на осознание своего поведения, действий, на совершенствование собственной «Я - концепции». Это

49

Территория науки. - 2014. - № 1.

исследовательский акт, который способствует осмыслению своей жизнедеятельности, а ее преобразованию. Как результат этой деятельности происходит анализ отношений с миром и в результате чего открывается смысл собственный действий.

Рефлексия развивается когда субъект активно принимает участие в жизнедеятельности. Это способствует качественному своеобразию психической составляющей человека. Адекватность, истинность, ложность представлений о себе личности формируются в результате реалистичных проявлений человека в его жизнедеятельности, поступках и т.д. В работах таких известных ученых, как Б. Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, Л. С. Липкина, В. С. Мерлин, Л. С. Спиркин, В. В. Столин, И. И. Чеснокова, Е. В. Шорохова, и др. отмечается, что самопознание, самооценка, имеют очень важное значение в результативном управлении собственной деятельностью. Данные категории являются значительными основаниями для фиксирования уровней притязаний. Имеются в виду те поставленные задачи, которые человек стремится поставить и реализовать на практике. Рефлексия способствует такому поведению, которое позволяет во время отказаться от начатого действия. Если субъект понял, что это поведение не приносит результатов, то оно ошибочно, его необходимо изменить. По мнению Л.С. Выготского, рефлексия позволяет человеку наблюдать себя со стороны собственных чувств, внутренне дифференцировать «Я» действующее, рассуждающее и оценивающее.

Решающие перемены в развитии личность происходят посредством механизма рефлексии. У человека как феномена массового явления происходили перестройки систем мировоззрения, литературы, различных философских учений, в которых синтезировалась совокупность знаний людей о мире и себе. Опыт и познания, которые человек накопил о себе, позволяют формировать у него Я-концепцию. Это многомерное образование. Оно составляет ядро личности. Рефлексия в развитии личности проявляется как осмысленная, переживаемая, неповторимая система представлений о себе. На ее основе строится взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности.

Действие рефлексивного механизма с точки зрения самопознаний в ходе идентификации с другим человеком и с самим собой не менее важно. Идентифицируясь с другими людьми, субъект

50

Территория науки. - 2014. - № 1.

выделяет его личностные черты, способы поведения, особенности отношений и общения. После чего, все это подвергается рефлексивному анализу. В ходе этого анализа выявляются причины существования того или иного качества или совершенных поступков. Далее происходит их оценка, затем идет процесс переноса этих характеристик на себя и осуществляется сравнение. В результате более глубоко понимаются как личностные особенности другого, так и собственные черты и свойства личности. Можно рассмотреть данный процесс и с другой точки зрения. Так идентифицируясь с другими, человек начинает смотреть на себя глазами других людей. В конечном счете обнаруживаются различия его взглядов на себя со своими собственными. Это способствует углублению самопознания, самосовершенствования. Такое поведение позволяет преодолевать действия закона интроспекции, формировать представление о себе более правильное. При идентификации с собой возможны самые разнообразные варианты самопознания с включением рефлексивных механизмов. Это определяется, таким образом, с каким своим Я идентифицируется человек: Я - познающим, Я-познаваемым, Я-идеальным и т.п., во-вторых, насколько полно и адекватно он может подобрать средства рефлексирования, создать из них целостную систему.

Рефлексия выступает необходимым условием гармоничных отношений человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие. По своему внутреннему составу рефлексия сложна не только потому, что она многоаспектна и включает различные содержательные элементы, но и потому, что эти элементы могут отличаться различными уровнями осознанности. Имеющиеся уровни осознанности определенных компонентов рефлексии человека связаны с результатами

самопознания, самоотношения. На основе этого осуществляется саморазвитие. Они могут находиться на разных уровнях осознанности и проявляться не с одинаковой степенью яркости и отчетливости. Также они могут находиться на уровне неосознанности, на уровне чувств. Проявляться в форме интуиции, смутного, не нашедшего адекватного выражения осознания, в виде некоторого предчувствия.

В процессе саморазвития личности ведущая роль принадлежит рациональному компоненту рефлексии. На основе самоанализа происходит как бы «проявление» недостаточно ясных компонентов рефлексии, «введение» ее в сферу сознательного из

51

Территория науки. - 2014. - № 1.

сферы неосознанного. Через рациональный компонент рефлексии осуществляется обобщение наиболее значимых для личности отдельных составляющих саморазвития, их синтез и выработка ценностей, поведения. Вопрос, что значит «Я сам» постепенно подводил исследователей к осознанию компонентов, которые находятся «изнутри» самого человека. В другом случае человек может переоценивать себя, что часто ведет к безмерной самонадеянности, самовлюбленности. Между этими полюсами и располагается весь спектр самоотношения. Самосознание - знание человека о самом себе, это своего рода духовный «свет, обнаруживающий и себя и другое».

Исследования С. Ф. Горбова, позволяют обнаружить механизм рефлексии в саморазвитии личности. Это проявляется в том, что деятельность человека, в различных областях: с одной стороны, это отражение в сознании текущих событий окружающего мира, с другой же - создание его внутренней модели. Такое явление психической жизни человека обеспечивается действием системы «я -второе имя». Именно эта система обеспечивает индивиду внутренний контроль и оппонирование, взгляд на себя со стороны, осуществляя, таким образом, способность к оценке своих собственных действий.

Рябышева Е.Н., Головин А.А.

ПЕРЦЕПЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: рефлексия, профессиональная рефлексия, развитие, перцепция, когнитивные процессы.

Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы

исследования феномена профессиональной рефлексии. Проанализированы характерные особенности проявления рефлексии на разных этапах становления профессиональной деятельности студента психолога.

Keywords: reflection, professional reflection, development,

perception, cognitive processes.

52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.