Территория науки. - 2014. - № 1.
3. Попов В.Д., Хвесюк Н.Г. Экономическая психология (корпоративное управление отношениями собственности). М.: РАГС, 2004.
4. Лукьянова Л.Ю. Развитие корпоративной культуры. М.: РАГС, 2004.
5. Акмеологический словарь, общ. ред. А.А. Деркач. М.: РАГС, 2004.
Полухина О.П.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА КАК СУЩНОСТЬ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: личностная позиция, студент-психолог, высшее образование.
Аннотация: ведущей целью современного профессионального образования становится формирование специалиста, готового к ответственному, творческому труду на производстве. Образование человека, способного сознательно строить достойную жизнь и через человека раскрывать его потенциал - становится основной миссией образования.
Keywords: personal position, a psychology student, higher education.
Abstract: The purpose of leading modern vocational education is the formation of a specialist, ready for the responsibility, creative work in the workplace. Education person capable of consciously build a decent life, and through man to reveal his potential - becomes the primary mission of education.
В современном обществе к профессии типа «человек-человек» предъявляются особые требования. В эпоху кардинальных преобразований и интенсивного развития социально-экономических и культурных процессов вхождение России в общеевропейское и мировое образовательное пространство определяет необходимость модернизации системы высшего профессионального образования,
41
Территория науки. - 2014. - № 1.
внедрения новых психолого-педагогических, акмеологических
технологий.
Мы согласны с мнение В.Н. Сластенина, что сущностью профессионального образования является формирование личности будущего специалиста, опирающегося на научные знания, умения и навыки [1].
Согласно квалификационной характеристике специалиста психолога (И.А. Шмелева): «Объектом профессиональной
деятельности специалиста являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом - их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне.
В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист должен быть готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и должен осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: диагностическую и коррекционную; экспертную и консультативную; учебно-воспитательную; научно-
исследовательскую; культурно-просветительную»[2].
Содержание профессиональной подготовки определяется образовательной программой вуза и включает теоретическую подготовку, лабораторные практикумы и практики.
Образовательная программа по профессиональноориентированному обучению студентов-психологов в вузе, на основе которой строится учебный план, соответствует требованиям стандарта и формируется из дисциплин федерального компонента, обязательных для всех учебных заведений РФ (их перечень составлен на федеральном уровне); национально-регионального вузовского компонента, определяемого на уровне субъекта Федерации или непосредственно самим вузом с учетом региональной, национальноэтнической, профессиональной специфики, а также с учетом научноисследовательских предпочтений преподавателей. Дисциплины по выбору выбираются самим учащимся из перечня, предлагаемого вузом, а факультативные дисциплины являются дополнением к основной учебной программе.
Все дисциплины, которые входят в структуру образовательной программы, объединены в 5 основных циклов.
42
Территория науки. - 2014. - № 1.
Цикл ГСЭ включает общие гуманитарные и социальноэкономические дисциплины, к которым на уровне федерального компонента относятся: иностранный язык, физическая культура, отечественная история, русский язык, культура речи, педагогика, социология, экономика, философия, а также дисциплины по выбору студента (в Санкт-Петербурге это может быть, например, история или культура Санкт-Петербурга) и дисциплины, устанавливаемые каждым вузом.
В цикл ЕН на уровне федерального компонента входят естественнонаучные и математические: концепции современного естествознания, антропология, физиология и анатомия центральной нервной системы, физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем, математика, информатика в психологии. Цикл ЕН включает также ряд дисциплин национально-регионального компонента и дисциплин по выбору студента.
В цикл ОПД входят общепрофессиональные дисциплины: введение в профессию, общая и экспериментальная психология, общий психологический практикум, сравнительная психология, методика преподавания психологии, психофизиология, специальная психология, клиническая психология, педагогическая и социальная психология, психология труда, психология развития и возрастная психология, математические методы в психологии, методология и теория психологии, психология личности, психогенетика, зоопсихология, истории психологии. В цикл ОПД также входят дисциплины вузовского компонента и по выбору студента.
Цикл СД - специальные дисциплины соответствует направлениям специализации в области психологии, предлагаемым конкретным вузом или факультетом. Например, для специализации «Психология менеджмента» специальной дисциплиной может быть организационная психология, психология менеджмента, управление персоналом, психологический отбор и оценка персонала, а для специализации «Психология развития и возрастная психология» -психология новорожденных, подростка, геронтология и т.д.
Цикл ФД (факультативы) включает перечень дисциплин, предлагаемых вузом студенту для самостоятельного выбора, например, военная подготовка с присвоением звания юношам -младшего офицера, а девушки получают квалификацию медицинской сестры гражданской обороны.
43
Территория науки. - 2014. - № 1.
Важнейшей составляющей профессиональной подготовки, средством формирования умений и навыков и неотъемлемой частью учебного процесса психолога является прохождение практики, целью которой является: закрепление на практике теоретических знаний, полученных в процессе обучения, и приобретение навыков применения этих знаний; знакомство со спецификой деятельности психологов в различных организациях, центрах, учреждениях; формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики; обучение навыкам решения практических задач; приобретение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе.
«Учебный план подготовки психологов в соответствии со стандартом включает четыре основных вида практик:
- учебно-ознакомительную - 3 недели;
- педагогическую - 6 недель (5 недель для бакалавров);
- производственную - 6 недель (5 недель для бакалавров);
- научно-исследовательскую (дипломную) - 10 недель (4 недели для бакалавров).
Каждый вид практики направлен на решение конкретных задач. После прохождения практики специалист-психолог должен уметь:
- поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;
- использовать для их решения научные методы;
- осуществлять деятельность в профессиональной среде, знать принципы системного анализа, строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных социальных явлений, осуществлять их количественный и качественный анализ;
- находить нестандартные решения типовых задач и уметь решать традиционные задачи;
- взаимодействовать с коллегами по работе;
- организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречий;
- знать социально-психологические закономерности человеческих взаимоотношений;
- использовать передовой отечественный и зарубежный опыт психологии;
44
Территория науки. - 2014. - № 1.
- обеспечивать посредничество между людьми в рамках делового и межличностного взаимодействия;
- работать в, условиях неформального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента;
- составлять психологическую характеристику личности (темперамента, способностей и т.д.), анализировать собственное психическое состояние, владеть приемами психодиагностики, психологического консультирования и социально-психологической коррекции;
- владеть приемами социологического и психологического
анализа;
- организовать свой труд на основе на научно-теоретической основе, владеть компьютерными технологиями сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сферах профессиональной деятельности;
- осуществлять организационно-управленческую,
исследовательско-аналитическую, научно-педагогическую и практическую деятельность на различных объектах профессиональной деятельности» [2].
Содержание практики на каждом курсе должно соответствовать уровню подготовленности студента и помимо практических навыков студенты должны приобрести навыки научноисследовательской деятельности и написания работы, которые приобретаются в процессе написания рефератов, курсовых работ и дипломных работ.
Для того чтобы будущий специалист успешно овладевал вышеуказанными требованиями, у него в процессе профессиональноориентированного обучения должна сформироваться устойчивая субъектная позиция.
В настоящее время существуют определенные педагогические технологии и психотехнологии, способствующие формированию компетентного специалиста в области психологии, однако процессу становления субъектной позиции личности будущего профессионала практически никакого внимания не уделяется.
В нашем исследовании субъектная позиция личности студента - будущего психолога представлена целостной устойчивой системой взглядов и отношений личности студента к себе, к людям, к окружающему миру и к профессиональной деятельности, которая проявляется в сознательно-избирательном отношении и
45
Территория науки. - 2014. - № 1.
взаимодействии с действительностью и обеспечивает высшее качество жизнедеятельности: наиболее полную самореализацию личности, удовлетворенность собой, успешность в профессиональной деятельности.
Каждый из четырех вышеперечисленных блоков состоит из трех взаимосвязанных компонентов: когнитивного, мотивационноценностного и регулятивного, а каждому из компонентов соответствуют определенные, характеризующие его показатели.
Внедрение достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности относят к началу 1960-х гг. и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных психолого-педагогических
технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Г. Гейс, В. Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А. Г. Ривина, Л.Н. Ланда, Ю. К. Бабанского, П. М. Эрдниева, И.П. Раченко, Л.Я.Зориной, В.П.Беспалько, М.В.Кларина и др. В настоящее время педагогические технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента [3].
Для благополучного внедрения новых психологопедагогических технологий в профессионально-ориентированное обучение в вузе, необходимо наличие у будущих профессионалов-психологов устойчивой субъектной позиции. В связи с этим еще в процессе профессионально-ориентированного обучения у будущего профессионала должны быть сформированы такие показатели, как развитое самосознание, адекватная самооценка, самоуважение, самоценность. Будущий специалист-психолог должен быть социально-компетентным, ему должны быть присущи такие качества, как самоуважение, безоценочное принятие и уважение другого человека. Он должен быть созидателен и гуманен, способен к сотрудничеству с окружающими людьми, для чего у него должны быть сформированы такие показатели, как гибкость, ответственность, стрессоустойчивость. Именно все вышеперечисленные показатели характеризуют личность с устойчивой субъектной позицией и именно эти качества личности позволят направить современные психологопедагогические технологии как последовательную, взаимосвязанную
46
Территория науки. - 2014. - № 1.
систему действий преподавателя высшей школы на решение задач профессионально-ориентированного обучения в вузе.
Современная действительность требует от преподавателя вуза соответствующего педагогического мастерства. А.С.Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение. «Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации» (А. С. Макаренко) [1].
В результате проведенного нами исследования нами разработана тренинговая программа по становлению субъектной позиции личности будущего специалиста-психолога, которая будет являться хорошим инструментом для преподавателей вузов. Данная программа позволит будущему специалисту психологу стать мастером, преобразователем, творцом, позволит творчески мыслить и творчески взаимодействовать с окружающим миром, благополучно реализуя себя в профессиональной деятельности. Личность с устойчивой субъектной позицией способна самостоятельно анализировать жизненные явления, расчленять их на составные элементы, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить в теориях обучения и воспитания идеи, выводы, принципы, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать явление, определять, к какой категории психологических понятий оно относится; находить основную жизненно-важную задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.
Наличие устойчивой субъектной позиции способствует дальнейшему росту профессионального мастерства будущего специалиста-психолога, позволит ему в дальнейшей профессиональной деятельности правильно выбрать научную теорию, чтобы в дальнейшем, опираясь на эту теорию, успешно реализовать ее на практике. Применение теории на практике требует навыков теоретического мышления и, если в процессе профессиональноориентированного обучения у будущего специалиста будет сформирована устойчивая система отношений к себе, к людям, к профессиональной деятельности и к окружающему миру в целом, он быстро овладеет и навыками теоретического мышления.
47
Территория науки. - 2014. - № 1.
Профессиональная деятельность будущего специалиста-психолога -это целостный процесс, опирающийся на синтез знаний (по философии, педагогике, психологии, методологии и др.), и эти знания должны быть доведены до уровня обобщенных умений, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности.
В настоящее время разработаны программы по подготовке психологов, много написано книг и проведено исследований по подготовке профессионалов в области психологии, но о том, что будущий профессионал в процессе профессиональноориентированного обучения в вузе должен владеть не только системой научный знаний в области психологии, но и сформированной системой отношений к себе, к людям, к профессиональной деятельности и к окружающему миру в целом, пишется и говорится мало, а термин «субъектная позиция» практически нигде не звучит. Именно наличие субъектной позиции может помочь студенту-психологу в наведении порядка в полученных знаниях, поможет сориентироваться на самую существенную психологическую проблему и придать своей теоретикометодологической подготовке системность. В нашем исследовании мы опирались на концепцию отношений Мясищева и рассматривали субъектную позицию личности как систему отношений к себе, к людям, к профессиональной деятельности и к окружающему миру в целом, а «... в теории систем именно общая задача, общая цель и общая проблема являются главным системообразующим признаком, так именно цель, общая проблема строит систему, а без нее все превращается лишь в набор хаотичных и бессмысленных элементов»
[4].
Ведущей целью современного профессионального образования (начального, среднего, высшего) становится формирование специалиста, готового к ответственному, творческому труду на производстве (Н.В. Кузьмина); развитие человека «способного к полноценной самореализации в жизнедеятельности» (Б.С. Гершунский); воспитание человека культуры (Е.В. Бондаревская). Образование человека, способного сознательно строить достойную жизнь и через человека раскрывать его потенциал - становится основной миссией образования [5].
48
Территория науки. - 2014. - № 1.
Список литературы
1. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
2. Шмелева И.А. Введение в профессию. Психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер 2007. - 253 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие») С.166.
3. Щепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. -М., 1992.
4. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 480 с. С.302-303
5. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. - М.: Изд-во РГСУ,
Рябышева Е.Н.
ВЛИЯНИЕ РЕФЛЕКСИИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: рефлексия, осознанность, сознание, развитие, саморазвитие.
Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы
исследования рефлексии в отечественной психологии. Дан анализ ее особенностям, механизмам и ее проявлению в психических функциях.
Keywords: reflection, awareness, consciousness, development, selfdevelopment.
Abstract: This article is devoted to the study of reflection in Russian psychology. An analysis of its characteristics, mechanisms and its manifestation in the psychic functions.
В настоящее время внимание ученых направлено на изучение рефлексии и ее влияния на развитие личности. По мнению исследователей (В.А. Лефевр, А.А. Тюков, Г.П. Щедровицкий и др.) рефлексия - и процесс познания, который направляется личностью на самого себя, на осознание своего поведения, действий, на совершенствование собственной «Я - концепции». Это
49