Научная статья на тему 'Влияние развития правового сознания молодых специалистов на их профессиональную мобильность'

Влияние развития правового сознания молодых специалистов на их профессиональную мобильность Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
399
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ЛИЧНОСТЬ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА / POLITICAL RIGHTS / PERSONALITY / LEGAL AWARENESS / LEGAL VALUES / PROFESSIONAL MOBILITY / PROFESSIONAL MOBILITY OF YOUNG PROFESSIONALS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наследов Андрей Дмитриевич, Есикова Татьяна Владиславовна

В статье рассматривается актуальная для современного общества проблема профессиональной мобильности во взаимосвязи с развитием правового сознания, правовой культуры, ценностей. Анализируются правовые представления как отражение уровня социального развития человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Наследов Андрей Дмитриевич, Есикова Татьяна Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of the development of young professionals legal consciousness on their professional mobility

The actual problem of professional mobility in modern society is considered in this article. The problems associated with the study of legal awareness, legal culture and values are considered in the research. The legal representations like reflection of the level of social development of man are analyzed too.

Текст научной работы на тему «Влияние развития правового сознания молодых специалистов на их профессиональную мобильность»

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

УДК 159.98 : 316.444.5

А. Д. Наследов, Т. В. Есикова

Влияние развития правового сознания молодых специалистов на их профессиональную мобильность*

В статье рассматривается актуальная для современного общества проблема профессиональной мобильности во взаимосвязи с развитием правового сознания, правовой культуры, ценностей. Анализируются правовые представления как отражение уровня социального развития человека.

The actual problem of professional mobility in modern society is considered in this article. The problems associated with the study of legal awareness, legal culture and values are considered in the research. The legal representations like reflection of the level of social development of man are analyzed too.

Ключевые слова: право, личность, правосознание, ценности, профессиональная мобильность, профессиональная мобильность молодого специалиста.

Key words: political rights, personality, legal awareness, legal values, professional mobility, professional mobility of young professionals.

Введение. В современных условиях развития общества проблема влияния правового сознания на профессиональную мобильность является достаточно актуальной, так как у молодых специалистов происходит усвоение основных прав и обязанностей, которые способствуют структурированию правомерного поведения в профессиональной деятельности. Правовое сознание является одним из компонентов профессиональной мобильности молодого специалиста, поскольку правовая компетентность способствует успешной социализации молодого специалиста, гибкости при смене

© Наследов А. Д., Есикова Т. В., 2013

*

Работа выполнена в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.» по мероприятию 1.5 «Проведение научных исследований коллективами под руководством приглашенных исследователей», соглашение № 14.В 37.21.0278 «Психолого-педагогическое исследование профессиональной мобильности и правосознания молодых специалистов РФ и стран Скандинавии».

профессии и повышает уровень профессионализма. Позитивное отношение к правовой действительности позволяет молодому специалисту быть уверенным в себе и грамотно с правовой точки зрения разрешать возникающие проблемы в профессиональной деятельности.

Несоответствие возможностей профессиональной мобильности молодых специалистов их субъективным притязаниям в значительной мере дестабилизирует социальные отношения. Достижение желаемого статуса приносит удовлетворение и является стимулом для его дальнейшего повышения, а отсутствие реализации жизненных планов приводит к разочарованию и поиску других путей жизненного самоопределения, в том числе посредством нарушения закона, участия в деструктивных организациях и группировках, противоправной деятельности.

Таким образом, на современном этапе возникает задача целенаправленной подготовки молодых специалистов к профессиональной деятельности и функционированию в современном, быстро меняющемся мире посредством развития мобильности, как особого личностного качества, и правового сознания.

Будучи специфической формой сознания, правовое сознание представляет собой особый предмет отражения и объективного воздействия. Предметом отражения правосознания являются окружающая юридическая или правовая действительность. В юридическую действительность входят правоотношения, юридические нормы, правовые явления, механизм правового регулирования, поступки людей в сфере права. В юридическую действительность включают и те общественные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании. Это возникает вследствие объективных свойств, присущих законодательству и общественным отношениям.

Правосознание - это сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях. Спецификой этой сферы общественного сознания является правовое опосредование и осознание социальных явлений, соотнесение их с правовыми требованиями, с представлениями о необходимости и границах правового регулирования, с правовыми оценками и отношениями [1, с. 141].

В.С. Нерсесянц рассматривает правосознание не только как осознание права, но и правовое самосознание, постижение себя в правовом измерении, определение места и значения в мире права, выбор правовой роли, своих юридически значимых целей и действий. Работа правосознания - это постоянный чувственный и мысленный эксперимент по проверке и перепроверке субъектом правосознания различных юридически значимых моделей и вариантов своего поведения в окружающем мире. Специфика правосознания заключается в его соотношении с другими формами сознания (моральным, нравственным, религиозным) [10].

Особенность правосознания молодых специалистов в том, что в нем выражается отношение к юридической действительности, которое выражается в правах и обязанностях. Специфика социальной природы молодежного возраста определяется главным образом трудовой деятельностью. В любом акте правового поведения обязательно проявляется правосознание действующего лица. Оно может характеризоваться знанием или незнанием конкретной нормы права, различной степенью авторитета государственной власти, закона, солидарностью с действующими правовыми запретами и правовыми санкциями за их нарушение или же с негативным отношением к тому и другому.

Правосознание - субъективное явление: оно состоит из представлений людей о праве; из субъективного отношения к самому феномену права, его ценностям; из индивидуальной эмоциональной реакции на право [3].

Профессиональная мобильность определяется как способность быстро и качественно осваивать смежные виды профессиональной деятельности и эффективно адаптироваться на современном рынке труда. Профессиональная мобильность обеспечивает возможность оптимальной перестройки в новых условиях и конкурентоспособность молодого специалиста [7] и предполагает достаточно быстрое и успешное овладение новой техникой и технологией, приобретение недостающих знаний и умений, обеспечивающих эффективность новой профессиональной деятельности [11].

Под правовым сознанием в контексте исследования профессиональной мобильности понимается отражение в сознании действующего права, правовой действительности, а также оценка в правовых понятиях и категориях (субъективное право, обязанность, запрет, юридически значимый факт) существующих общественных отношений в профессиональной деятельности и представления о

желаемом праве. В данном случае правовое сознание - это совокупность идей и взглядов о праве с точки зрения его справедливости в профессиональной деятельности, а также целесообразности, эффективности в утверждении ценностей, признанных в обществе и складывающихся на их основе оценок и чувств. Это сложное по своей структуре явление, которое складывается из правовой информированности в области конкретной профессии, правовой идеологии, правовой психологии, правовых оценок, поведенческого компонента и правовых установок молодого специалиста [3].

Расширение профиля в направлении правовой компетентности, как в рамках собственной профессии, так и при совмещении профессий, освоение молодыми специалистами других профессий и видов деятельности способствуют повышению профессиональной мобильности.

Для того чтобы молодой специалист мог четко определить свое место в социуме, ему необходимо уметь делать выбор и нести за него ответственность. Степень развития такого качества можно выявить посредством установления уровня интернальности личности. Под интернальностью понимается склонность личности видеть в качестве причин происходящих в ее жизни событий преимущественно себя: собственные способности, усилия, свойства характера. Ин-тернальность - это качество личности, включающее способность принимать ответственность за происходящее, реализовывать активную жизненную позицию и достигать успеха в разнообразных жизненных ситуациях. Интернальность осуществляется на основе сложной структуры контроля и предполагает гибкое использование оптимальных атрибутивных стратегий в процессе принятия решений [6].

Одним из показателей зрелости специалиста, уровня ее нравственного развития и успешности выступают интернальность и мотивация, связанные с мерой ответственности субъекта за события собственной жизни.

Высокий показатель по шкале общей интернальности соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, чувствуют собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по этой шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испы-

туемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство событий является результатом случая или действий других людей.

Высокий показатель производственной интернальности свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкий показатель указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам -руководству, товарищам по работе, везению-невезению.

Теоретический анализ литературы по проблеме развития правового сознания молодого человека и его профессиональной мобильности позволяет выдвинуть концептуальную гипотезу, заключающуюся в том, что молодые люди с развитым правовым сознанием обладают и высокой профессиональной мобильностью, несут ответственность за собственные поступки и действия, имеют высокий уровень субъективного контроля в области производственных отношений. И наоборот, молодые люди с низким уровнем развития правового сознания не несут ответственность за содеянное, не стремятся выполнить в производственной деятельности свои обязанности максимально хорошо в соответствии с законом и уставом организации. Кроме того, можно предположить, что высокий уровень правового сознания основан на моральной нормативности высокого уровня.

Для проверки теоретического предположения о том, что уровень нравственности и морального сознания влияет на правовое сознание и, затем, развитие правового сознания влияет на профессиональную мобильность, было проведено диагностическое исследование.

Метод. В диагностике приняли участие 300 молодых специалистов, имеющих высшее образование, в возрасте до 35 лет, работающих по специальности в Санкт-Петербурге. Исследование проводилось в течение шести месяцев. Выборка испытуемых осуществлялась случайно из генеральной совокупности молодых людей, имеющих высшее образование.

Перед диагностическим обследованием был проведен опрос, в ходе которого выяснялось образование, профессия, возраст, пол испытуемых. Ответы молодых специалистов показали, что все отобранные нами для исследования молодые люди имели высшее об-

разование и работали по специальности. Приняло участие 159 лиц женского пола и 141 - мужского.

Диагностический инструментарий был подобран в целях проверки концептуальной гипотезы. Знания и представления в области права, которые являются познавательным компонентом правового сознания, а также отношение к праву, выяснялись по анкете на выявление уровня сформированности когнитивных составляющих правосознания личности, авторами которой являются А.Б. Фирстов, А.И. Сорокина, Г.Р. Фаттахова) [13] и методике исследования правовых представлений Л. Колберга и Дж. Тапп, адаптированной сотрудниками ИП РАН А.Н. Славской, М.И. Воловиковой [4]. Испытуемым предлагалось ответить на открытые вопросы анкет без учета знаний правоведения, в которых наиболее важным являлось отношение к правовой действительности. Правовое сознание, являющееся составной частью морального сознания, было исследовано по методике оценки уровня развития морального сознания (Дилеммы Л. Колберга) [2]. Испытуемым в данном случае необходимо было сделать выбор, для некоторых молодых людей этот выбор состоял между моральной и правовой нормой, у других же -моральная норма совпадала с правовой.

Уровень профессиональной мобильности мы выявляли через призму исследования интернальности в области производственных отношений, которая изучалась по методике «Уровень субъективного контроля», авторами которой являются Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, Л.М. Эткинд (модифицированный вариант опросника Дж. Роттера) [12].

Моральная нормативность, поведенческая регуляция и личностный адаптационный потенциал изучались по методике А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина «Адаптивность» [5].

На основе данных измеряемых переменных и основной концептуальной гипотезы о влиянии правового сознания на профессиональную мобильность, мы сформулировали гипотезы в терминах производимых измерений. Первая частная гипотеза заключается в том, что молодые люди с развитым правовым сознанием обладают и высокой интернальностью в области производственных отношений. Причем чем выше уровень правового сознания, тем более высок уровень ответственности, интернальности в области производственных отношений, и наоборот: мы полагаем, что низкий уровень развития правового сознания будет влиять на интерналь-ность, вероятно, у молодого человека будет более низкая ответст-

венность при выполнении служебных обязанностей. Вторая частная гипотеза заключается в том, что моральная нормативность влияет на правовое сознание (ПС). Чем выше моральная нормативность, тем выше правовое сознание. И наконец, третья частная гипотеза выдвигает предположение о том, что моральное сознание (МСК), изученное на основе дилемм Л. Колберга, влияет на правосознание. Чем выше моральное сознание (МСК), тем выше и уровень развития правового сознания (ПС).

В качестве основного метода анализа данных применялось моделирование структурными уравнениями (SEM - Structural Equations Modeling). Структурное моделирование начинается с формирования априорной (гипотетической) модели, соответствующей исходным гипотезам исследования. Затем эта модель проверяется на соответствие исходным данным при помощи компьютерной программы (в нашем случае - AMOS 20). По результатам проверки в модель вносятся изменения, и процесс продолжается до получения наилучшего соответствия модели исходным данным [8; 9; 14; 15].

Модель представляет собой блок-схему, которая преобразуется компьютерной программой в систему линейных уравнений (возможен и обратный путь). Основные элементы модели - переменные (явные, латентные, ошибки измерения) и связи между ними (направленные и ненаправленные). Явные переменные представлены на блок-схеме прямоугольниками, им соответствуют переменные из файла исходных данных. Латентные переменные и ошибки представлены в округлых контурах. Латентные переменные (факторы) выявляются через их влияние на соответствующие явные переменные, как их индикаторы, и обозначаются обычно буквой «F» с индексом. Ошибки явных и латентных зависимых (эндогенных) переменных отражают сторонние влияния на эти переменные, неучтенные в модели (ошибки их измерения, влияние внешних по отношению к модели причин), обычно они обозначаются буквой «e» с индексом.

В процессе проверки соответствия СМ исходным данным производится оценка основных параметров модели (регрессионные коэффициенты, корреляция, ковариации) и вычисление модельной ковариационной матрицы, которая сравнивается с эмпирической ковариационной матрицей. Это итерационная процедура, которая заканчивается при достижении минимально возможного расхождения теоретической (модельной) и эмпирической матриц. Для оценки величины этого расхождения вычисляется большое количество индексов согласия. Если индексы согласия демонстрируют

состоятельность модели, то она может интерпретироваться с учетом оцененных статистически достоверных регрессионных коэффициентов, корреляций и дисперсий латентных переменных.

На рис. 1 показана априорная гипотетическая модель. Она включает три латентных переменных. Латентная переменная F1 соответствует «Общей интернальности», которая проявляется в явных переменных, как ее индикаторах - частных показателях интернальности. Латентная переменная F2 выражает морально-правовое сознание личности, и проявляется в явных переменных - индикаторах: Экспертная оценка правового сознания (ПС), Моральное сознание по Колбергу (МСК), Анкетирование правосознания (Право). Наконец, латентная переменная F3 представляет собой латентный личностно-адаптационный потенциал, проявляющийся в явных переменных-индикаторах: Коммуникативный потенциал (КП), Поведенческую регуляцию (ПР) и Моральную нормативность (МН). Направленные связи между латентными конструктами F1, F2, F3 и переменной Ин-тернальность в производственных отношениях (Ип) отражают исходные гипотезы исследования. Переменная «Пол» введена для проверки предположений о том, что пол не влияет на основные гипотетические конструкты.

Основное требование применимости метода ML для оценки параметров модели является многомерная нормальность исходных данных [9; 14; 15]. С^. для многомерного эксцесса явных переменных модели составил 5,856, что незначительно превышает рекомендованное П. Бентлером значение 5 [по 15]. Проверка достаточности объема выборки также дала положительный результат: соотношение объема выборки ^ = 300) и числа оцениваемых параметров (Т = 31) равно 9,68, что значительно превышает недопустимо малое значение, равное 5 [15].

Индексы согласия модели исходным данным, показанные на рис. 1, свидетельствуют о плохом соответствии модели исходным данным, что обусловливает необходимость ее модификации. Но уже эта попытка построения модели выявила следующее. Все регрессионные коэффициенты, дисперсии ошибок и латентных переменных для измерительных моделей F1 и Р2 статистически достоверны, что свидетельствует об их состоятельности. А дисперсии латентной переменной Р3 и ошибки е15 статистически недостоверно отличаются от нуля. Следовательно, предположение о существовании латентной переменной Р3 как причине совместной изменчивости соответствующих ей индикаторов является несостоятельным.

Пошаговая модификация априорной модели производилась сначала путем удаления статистически недостоверных связей, а затем - путем добавления новых связей с опорой на индексы модификации (М. I.) [7; 14]. В ходе модификации модели слабые (статистически недостоверные) связи проверялись на нелинейность. Так, было выявлено, что связи МН с F1 и F2 лучше описываются не линейными, а квадратическими регрессионными уравнениями. В связи с этим в модель была введена еще одна переменная МН2, представляющая собой квадраты значений переменной МН.

Хи-квадрат=133,900; с^=60; р=,000; СР1=,935; АвР1= 901; СР1=,911; КМ5ЕА=,064

Рис. 1. Априорная гипотетическая модель

Результаты. Окончательный результат показан на рис. 2. Индексы согласия демонстрируют высокий уровень соответствия модели исходным данным. Дисперсии всех латентных переменных статистически достоверно отличаются от нуля. Все регрессионные коэффициенты и корреляции статистически достоверны, кроме связей Пола с МН и МН2. Модель интерпретируется по стандартизированным регрессионным весам (числа у стрелок), отражающим знак и силу прямого эффекта влияния одной переменной на другую, и по квадратам множественной корреляции ^2, числа рядом с контурами переменных), имеющим смысл долей дисперсии зависимых переменных, которые объясняются влиянием соответствующих независимых переменных. Дополнительно могут учитываться общие и косвенные эффекты влияния переменных, приведенные в табл. При интерпретации модели следует принимать во внимание не только наличие связей (соответствующих стрелок), но и их отсутствие: если

пара переменных не связана стрелками, это означает, что прямая связь между этими переменными зафиксирована как равная нулю.

Хи-квадрат=43,571; <#=44; р=,490; СР1=,977; АСР1=,959; СР1=1,000; РМ5ЕА=, ООО

Рис. 2. Итоговая апостериорная модель взаимовлияния переменных (числа у стрелок - стандартизованные регрессионные веса; числа у переменных - квадраты множественной корреляции)

Модель подтверждает наличие двух латентных переменных (факторов) F1 (Общая интернальность) и F2 (Морально-правовое сознание личности), которые выявлены и интерпретируются по соответствующим им индикаторам - явным переменным.

Отметим, что слабое влияние Пола обнаружено только на одну переменную Ид, что в целом подтверждает гипотезу о том, что пол не оказывает влияние на основные переменные исследования.

Влияние переменной МН на F1 и F2 является статистически достоверным, хотя и объясняет всего по 4 % дисперсии каждого из этих факторов (для F1 R2 = 0,037, а для F2 R2 = 0,041). В связи с квадратичностью связей МН с факторами F1 и F2, их интерпретация требует отдельного рассмотрения. Положительный знак стандартизированного коэффициента регрессии МН^F1 означает, что чем выше МН, тем выше F1. Отрицательный знак коэффициента регрессии МН2^F1 значит, что существует оптимум МН, при котором F1 максимально; значения МН ниже или выше этого оптимума влекут снижение F1, то есть связь МН и F1 является инвертированной и-образной. Характер этой связи представлен на рис. 3.

Напротив, для связи с F2 получены коэффициенты от МН и МН2 противоположных знаков. Отрицательный коэффициент МН^F2 означает, что чем выше МН, тем ниже F2. Положительный коэффициент МН2^F2 означает, что максимальные значения F2 достигаются при минимальных или максимальных значениях МН, и F2 стремится к минимуму при средних значениях МН. Характер связи МН и F2 представлен на рис. 4.

Рис. 3. Линии положительной линейной и отрицательной квадратичной регрессий для связи переменных МН (независимая) и П (зависимая)

Рис. 4. Линии отрицательной линейной и положительной квадратичной регрессий для связи переменных МН (независимая) и Р2 (зависимая)

Величины общих (прямых и косвенных) эффектов приведены в таблице. Переменная МН (вместе с МН2) оказывает не прямой (косвенный) эффект на переменную ИП: медиаторами этого эффекта являются переменные F1, F2 и ПС. Переменная МН оказывает слабые косвенные эффекты на переменную Ип. Сочетание положительного линейного и отрицательного квадратичного эффекта аналогично тому, который показан на рис. 3. Линейный эффект проявляется в том, что чем выше МН, тем выше Ип, а квадратичный эффект означает, что максимум Ип достигается при средних значениях МН и Ип ниже, когда МН выше или ниже среднего.

Таблица

Стандартизованные общие эффекты влияния независимых переменных (столбцы) на зависимые переменные (строки)

Пол МН2 МН Р2 ПС п

Р2 ,000 ,621 -,735 ,000 ,000 ,000

ПС ,000 ,451 -,534 ,726 ,000 ,000

П ,000 -,597 ,729 ,000 ,000 ,000

МСК ,000 ,576 -,682 ,927 ,000 ,000

Право ,000 ,507 -,601 ,817 ,000 ,000

Ип ,000 -,068 ,088 ,168 ,232 ,290

Из ,000 -,335 ,410 ,000 ,000 ,562

Им ,000 -,400 ,490 ,000 ,000 ,671

Ис ,000 -,177 ,216 ,000 ,000 ,296

Ин ,000 -,305 ,376 ,109 ,000 ,625

Ид ,104 -,392 ,314 ,000 ,000 ,656

Латентная переменная (фактор) F1 оказывает положительный прямой эффект на переменную Ип, а латентная переменная (фактор) F2 оказывает положительный косвенный эффект на переменную Ип. Медиатором связи F2 и Ип выступает переменная ПС, оказывающая положительный эффект на переменную Ип.

Квадрат множественной корреляции R2 = 0,13 для переменной Ип. Это означает, что 13% дисперсии этой зависимой переменной объясняется включенными в модель независимыми переменными.

Обсуждение результатов. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что пол не влияет на развитие моральной нормативности и его уровень, встречается различное сочетание соотношения уровней как у мужчин, так и у женщин.

В свою очередь моральная нормативность влияет на производственную интернальность, т. е. морально-нравственные принципы молодого специалиста проявляются в производственной деятель-

ности в значимых ситуациях. Человек возлагает ответственность за происходящее в его работе прежде всего на себя, а затем на коллег и начальство и другие внешние факторы, основываясь при этом на общечеловеческих этических принципах.

Интернальность в области производственных отношений зависит прежде всего от общей интернальности. То есть человек, имеющий интернальный, внутренний локус контроля над значимыми ситуациями в области достижений и неудач, в семье и межличностных отношениях, в отношении к собственному здоровью, имеет внутренний локус контроля (интернальный тип) и в области производственных отношений. Правовое сознание также положительно влияет на производственную интернальность.

Неожиданными оказались результаты связи моральной нормативности и уровня правового сознания, которое изучалось по трем параметрам: познавательному компоненту о праве, изученному по анкете, оценочному компоненту, интерпретированному по ответам на вопросы дилемм Л. Колберга, и экспертным оценкам соблюдения права молодыми специалистами. В результате анализа данных было выявлено, что высокий уровень моральной нормативности не всегда способствует успешному развитию правового сознания. Так, средние значения моральной нормативности соответствуют низким значениям уровня развития правового сознания. А высокий уровень правового сознания наблюдается либо при низких значениях моральной нормативности, либо, наоборот, при высоких значениях.

Квадратичный эффект влияния моральной нормативности косвенно проявляется и в отношении интернальности в области производственных отношений (таблица). Чем выше моральная нормативность, тем в целом выше и интернальность. Но как очень высокие, так и очень низкие значения моральной нормативности соответствуют снижению интернальности в области производственных отношений. Оптимальными для высокой производственной интер-нальности являются средние значения моральной нормативности

Выводы. Таким образом, наше исследование показало, что подтвердилась концептуальная гипотеза, заключающаяся в том, что молодые специалисты, имеющие высокий уровень правового сознания являются и профессионально мобильными, так как уровень субъективного контроля в области производственных отношений у них выше. Выявлена также и неоднозначность влияния такого фактора, как моральная нормативность.

Исследование не исчерпывает всех возникающих по данной проблеме вопросов. Возникает потребность изучить, какие факторы будут способствовать повышению уровня правового сознания; при каких условиях возможно моделирование проблемных ситуаций, стимулирующих у молодых специалистов потребность изучать законодательство и применять его для успешной профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб: Питер, 2002. - 656 с.

2. Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб., 2002. - С. 103-112.

3. Есикова Т.В. Развитие правосознания молодых специалистов Российской Федерации // Юридическая мысль. - 2012. - 5 (73). - С. 32-38.

4. Кузнецова О.В. Об особенностях формирования правового сознания студентов технического университета // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2008. - 63 (2). - С. 119-122.

5. Маклаков А.Г., Чермянин С.В. Психологическое прогнозирование в экстремальных условиях деятельности // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. - 2009. -12 (4). - С. 142-148.

6. Муздыбаев К. Психология ответственности. - М., 2010. - 248 с.

7. Мясникова Т.В. Развитие профессиональной мобильности в процессе профилизации подготовки будущих специалистов в вузе: дис. ... канд. пед. наук.

- Екатеринбург, 2010. - 192 с.

8. Наследов А.Д. Структурное моделирование каузальных гипотез: исследование педагогических стереотипов оценивания младших школьников // Вестн. Санкт-Петербургского университета. - Сер.12. - Вып. 1. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. - С. 305-313.

9. Наследов А.Д. IBM SPSS 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. - СПб.: Питер, 2013. - 416 с.

10. Нерсесянц В.С. Философия права. - М.: Наука. - 2-е изд. - 2008. -848 с.

11. Нужнова С.В. Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современном обществе. - URL:

http://www.rusnauka.com/Pedagog/185.html.

12. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: учеб. пособие. -СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2001. - 224 с.

13. Сорокина А.И., Попова М.В., Есикова Т.В. Компоненты профессиональной мобильности молодых специалистов РФ и стран Скандинавии // Научное мнение. - 2012. - № 11. - С. 102-106.

14. Byrne B. M. Structural Equation Modeling With AMOS: Basic Concepts, Applications, and Programming. 2nd ed. Multivariate applications series. - New York: Taylor & Francis Group, 2010. - 396 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Kline R. B. Principles and practice of structural equation modeling. 3nd ed.

- New York: The Guilford Press, 2011. - 432 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.