Научная статья на тему 'Влияние размера хиатусной грыжи на частоту приобретенного укорочения пищевода и на развитие пищевода Барретта при гастроэзофагеальной рефлюксной болезни'

Влияние размера хиатусной грыжи на частоту приобретенного укорочения пищевода и на развитие пищевода Барретта при гастроэзофагеальной рефлюксной болезни Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Оспанов О.Б., Асабаев А.Ш., Хасенов Р.Е., Волчкова И.С., Махмутов А.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние размера хиатусной грыжи на частоту приобретенного укорочения пищевода и на развитие пищевода Барретта при гастроэзофагеальной рефлюксной болезни»

или его малой подвижности следует выполнять заднюю парциальную фундопликацию, эффективную в 69,2% случаев;

3. Метод фундопликации по Дору не рекомендуем применять с антирефлюксной целью при ГЭРБ.

ВЛИЯНИЕ РАЗМЕРА ХИАТУСНОЙ ГРЫЖИ НА ЧАСТОТУ ПРИОБРЕТЕННОГО УКОРОЧЕНИЯ ПИЩЕВОДА И НА РАЗВИТИЕ ПИЩЕВОДА БАРРЕТТА ПРИ ГАСТРОЭЗОФАГЕАЛЬНОЙ

РЕФЛЮКСНОЙ БОЛЕЗНИ

Оспанов О.Б., Асабаев А.Ш., Хасенов Р.Е., Волчкова И.С., Махмутов А.Т.

Национальный научный медицинский центр, Астана, Казахстан

Авторами с целью изучения влияния размеров хиатусной грыжи на вероятность развития укорочения пищевода и пищевода Барретта произведены соответствующие метрические измерения во время 75 лапароскопических антирефлюксных операций. Установлена прямая корреляционная взаимосвязь между увеличением размеров хиатусной грыжи и повышением вероятности укорочения пищевода, а так же выявлением пищевода Барретта.

Целью настоящего исследования было изучение влияния размеров хиатусной грыжи на вероятность развития укорочения пищевода (КП) и пищевода Барретта (ПБ).

Материал и методы. Во время 75 лапароскопических антирефлюксных операций по поводу ГЭРБ на фоне ГПОД, после выделения ножек диафрагмы, нами проведены измерения хиатусного отверстия диафрагмы откалиброванным инструментом «Goldfinger» и определены метрические величины укорочения пищевода у пациентов с грыжами пищеводного отверстия диафрагмы по методу Mattioli et all (1998). Все оперированные пациенты в зависимости от размеров хиатусного отверстия были разделены на 4 группы. Первая группа - W1- пациенты с малым расширением пищеводного хиатуса до 3см (2,5±0,б) п=4;Вторая группа - W2- пациенты со средним расширением от 3-х до 5см (4,77±0,5), п=26;Третья группа - W3- пациенты с большим расширением пищеводного хиатуса от 5 см, до 8 см (6,8±0,77), п=31;Четвертая группа - W4- пациенты с гигантским расширением пищеводного хиатуса, 8см и более (10,1 ±1,0) n=14. После каждого завершения измерений хиатуса и определения расположения гастроэзофагеального перехода относительно диафрагмы, все случаи укорочения пищевода устранены лапароскопически через медиастиноскопический доступ через хиатусное отверстие, путем острой и тупой диссекции пищевода из межплевральных и фиброзных тяжей. После оперативной мобилизации пищевода размещали его абдоминальный отдел на расстоянии от 2,5 до 3-х см ниже диафрагмы. Пищевод Барретта выявляли и устанавливали по результатам эндоскопической биопсии по стандартной методике.

Результаты: В первой группе, у пациентов с малым расширением пищеводного хиатуса, укорочения пищевода и пищевода Барретта не наблюдалось.

Во второй группе, из 26 оперированных, у 3-х выявлено укорочение пищевода 1 степени и в трех случаях выявлен ПБ.

Третья группа, включавшая пациентов с большим расширением пищеводного хиатуса, имела наибольшее количество КП - у 15 из 31 оперированных. При этом, КП первой степени был у 14, а КП второй степени у 1-го больного. В третьей группе наблюдали 6 случаев ПБ. В четвертой группе из 14 пациентов у 7 было укорочение первой степени (n=4) и укорочение второй степени (n=3). В данной группе с гигантским расширением пищеводного хиатуса наблюдалось 2 случая верифицированного пБ. Таким образом, по нашим данным среди лапароскопически оперированных пациентов у 33,3% мы наблюдали наличие укорочения пищевода, преимущественно первой степени (21/25) и реже второй степени (4/25). Вышеуказанный показатель частоты КП в нашем исследовании мы можем объяснить достаточно строгим отбором больных для оперативного лечения. При анализе первичных данных отмечается прямая корреляционная зависимость между увеличением размеров хиатусной грыжи и частотой укорочения пищевода (коэффициенты регрессии: наклон b =0,47±0,06; сдвиг а = -1,99±0,4; коэффициент корреляции r=0,67; t=7,67; Р=0,000).

Нами так же установлена высокая вероятность развития ПБ в группе с большими и гигантскими размерами ГПОД (W1-2) по сравнению с группами с малыми и средними значениями ГПОД (W3-4) (х2=10,6; Р =0,001). Данная тенденция связана с более грубым нарушением анатомических взаимоотношений в области нижнего пищеводного сфинктера, наблюдаемая при грыжах больших размеров. Следует отметить, что среди оперированных 75 пациентов нами не выявлено ни одного случая истинного нередуцируемого (врожденного) КП, требующего сложной гастропластики по Collis. Лапароскопическая интрамедиастиноскопическая диссекция была эффективна в 100% случаев приобретенного КП. Послеоперационных осложнений со стороны плевры, вагусных нервов и пищевода во время мобилизации и устранения укорочения пищевода у пациентов с КП не наблюдали. Все пациенты прооперированные с ПБ избавились от типичной и атипичной симптоматики ГЭРБ. В данной когорте, в отдаленном послеоперационном периоде наблюдения сроком до 3-4 лет, случаев пере-

рождения ПБ в аденокарциному не выявлено. Летальных исходов среди оперированных не было, что так же указывает на безопасность антирефлюксных лапароскопических операций, с устранением приобретенного короткого пищевода.

Выводы

1. По нашим данным, у 33% оперированных пациентов по поводу ГЭРБ с ГПОД наблюдается приобретенное (ложное) укорочение пищевода различной степени;

2. Отмечается прямая корреляционная зависимость между увеличением размеров хиатусной грыжи и частотой выявления укорочения пищевода (r=0,67; Р =0,001);

3. Вероятность развития пищевода Барретта возрастает при наличии больших и гигантских грыж пищеводного отверстия диафрагмы (х2=10,6; Р =0,001);

4. Лапароскопическая интрамедиастиноскопическая диссекция является безопасным и эффективным методом устранения приобретенного (ложного) укорочения пищевода.

ЛАПАРОСКОПИЧЕСКАЯ ГИСТЕРЭКТОМИЯ КОМБИНИРОВАННЫМ МЕТОДОМ

Байназарова А.А., Гериева М.М., Шардарбекова Д.Д., Чупин А.Н., Дудник Е.В. Центральная клиническая больница УДП РК, Алматы, Казахстан

Оперативная лапароскопия в гинекологии - область, в которой преимущества новой технологии проявляются наиболее ярко. Существует два метода лапароскопической гистерэктомии: «абдоминальная», когда все этапы хирургического вмешательства осуществляют в брюшной полости и «комбинированная» - абдоминальным доступом производят мобилизацию матки, а ее удаление выполняют через влагалище.

Цель исследования: Изучить особенности «комбинированной» техники при лапароскопической экстирпации матки, ее преимущества и недостатки.

Материал и методы исследования: В гинекологическом отделении ЦКБ УДП РК за период 20092011 произведена лапароскопическая гистерэктомия у 31 пациентки. Средний возраст составил 47,4±2,4 года. Все пациенты поступили в плановом порядке. В предоперационном обследовании было проведено: УЗИ органов малого таза, гистероскопия с гистологическим исследованием полости матки.

Результаты: Показанием для оперативного лечения в 80,6% - явилась миома матки; 19,4% -атипическая гиперплазия эндометрия. Размеры матки варьировали от 8-9 недель до 11-12 недель. Субмукозные миомы матки отмечены у - 5 женщин. У больных с размерами матки свыше 8 недель беременности, при наличии множественных миоматозных узлов различного диаметра после мобилизации матки «абдоминальным» этапом проводилась уменьшение матки в размерах при помощи марцелятора. После чего матка удалялась через влагалище. Влагалище ушивалось узловатыми викриловыми швами «абдоминальным» доступом. Интраоперационная кровопотеря при лапароскопическом доступе составила 150,0мл. После операции пациенткам разрешалось вставать в первые сутки. Пребывание в послеоперационном периоде 5-6 дней. Осложнений в раннем и позднем послеоперационном периоде не наблюдалось.

Заключение: Основные преимущества лапароскопической гистерэктомии: минимальные инвазивность, хирургическая травма и кровопотеря. Ведение послеоперационного периода после лапароскопических операций отличается ранней активизацией пациенток. Комбинированный метод лапароскопической гистерэктомии по технике выполнения менее сложен и требует меньших временных затрат.

ЭКСТРААНАТОМИЧЕСКИЕ ШУНТИРОВАНИЯ В РЕВАСКУЛЯРИЗАЦИИ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ У ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ

Айтжанов Е.Б.1, Доскалиев Ж.А.1, Хамзабаев Ж.Х.2, Федотовских Г.В.1 Национальный научный медицинский центр, Астана, Казахстан1; АО «Медицинский университет Астана», Астана, Казахстан2

В настоящее время, несмотря на прогресс ангиохирургии, лечение хронической критической ишемии нижних конечностей (ХКИНК) у больных пожилого и старческого возраста представляет проблему, требующую своего дальнейшего научного и практического разрешения. Сочетание наибольших проявлений атеросклероза у пациентов данного возраста и тяжести их состояния, вследствие наличия большого числа поражений внутренних органов, в значительной степени ограничивает возможность выполнения реконструктивной операции [Исмаилов Н.Б. с соавт., 2001; Леменев В.Л. с соавт., 2002; Perler В. A., 1994].

Цель исследования: Изучение результатов экстранатомического шунтирования у больных пожилого и старческого возраста при ХКИНК.

Методы: Анализу подвергнуты результаты хирургического лечения 21 больных с окклюзирую-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.