Научная статья на тему 'Влияние публикаций в социальных сетях на формирование доминирующих эмоций у общественности в условиях пандемии'

Влияние публикаций в социальных сетях на формирование доминирующих эмоций у общественности в условиях пандемии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
473
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / НАСЕЛЕНИЕ / НАСТРОЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН / СТРЕСС / ПОЛЬЗОВАТЕЛИ / ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ / INFECTION / SPREAD / PANDEMIC / SOCIAL NETWORKS / POPULATION / MOOD / EMOTIONAL BACKGROUND / STRESS / USERS / INFORMATION SOURCES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Салчак Сылдыс Кечилековна, Монгуш Чочагай Николаевна

В статье осуществлен обзор и анализ материалов по актуальной на сегодняшний день теме - профилактике и борьбе с коронавирусной инфекцией на территории Республики Тыва. Обзор материалов проводился в социальной сети «ВКонтакте» на региональных информационных площадках с наибольшим количеством читательской аудитории. Суть исследования заключается в оценке эмоционального фона публикаций новостных порталов, их влияния на общественное мнение в условиях массового распространения новой, опасной для жизни коронавирусной инфекции COVID-2019 - крупнейшей пандемии XXI века. Люди, как личности, в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. По характеру эмоций судят о личностных качествах человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PUBLICATIONS IN SOCIAL NETWORKS ON THE FORMATION OF DOMINATING EMOTIONS IN THE PUBLIC IN THE CONDITIONS OF PANDEMIC

The article provides a review and analysis of materials on the current topic - the prevention and control of coronavirus infection in the Republic of Tuva. A review of the materials was carried out on the VKontakte social network on regional information platforms with the largest number of readers. The essence of the study is to assess the emotional background of news portal publications, their impact on public opinion in the context of the massive spread of the new, life-threatening coronavirus infection COVID-2019 - the largest pandemic of the 21st century. The current issue considered is identifying the readers reaction to various publications. People, as individuals, differ emotionally from each other in many parameters of emotional excitability, the duration and stability of their emotional experiences, the dominance of positive (stenic) or negative (asthenic) emotions. The personal qualities of a personality are determined by the nature of emotions .

Текст научной работы на тему «Влияние публикаций в социальных сетях на формирование доминирующих эмоций у общественности в условиях пандемии»

УДК 316.472.4:616-036.21

doi 10.24411/2221-0458-2020-10035

ВЛИЯНИЕ ПУБЛИКАЦИЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДОМИНИРУЮЩИХ ЭМОЦИЙ У ОБЩЕСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Салчак С.К., Монгуш Ч.Н.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

INFLUENCE OF PUBLICATIONS IN SOCIAL NETWORKS ON THE FORMATION OF DOMINATING EMOTIONS IN THE PUBLIC IN THE CONDITIONS OF PANDEMIC

S.K. Salchak, Ch.N. Mongush Tuva State University, Kyzyl

В статье осуществлен обзор и анализ материалов по актуальной на сегодняшний день теме - профилактике и борьбе с коронавирусной инфекцией на территории Республики Тыва. Обзор материалов проводился в социальной сети «ВКонтакте» на региональных информационных площадках с наибольшим количеством читательской аудитории. Суть исследования заключается в оценке эмоционального фона публикаций новостных порталов, их влияния на общественное мнение в условиях массового распространения новой, опасной для жизни коронавирусной инфекции COVID-2019 - крупнейшей пандемии XXI века. Люди, как личности, в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. По характеру эмоций судят о личностных качествах человека.

Ключевые слова: социальные сети; население; настроение; эмоциональный фон; стресс; пользователи; источники информации

The article provides a review and analysis of materials on the current topic - the prevention and control of coronavirus infection in the Republic of Tuva. A review of the materials was carried out on the VKontakte social network on regional information platforms with the largest number of readers. The essence of the study is to assess the emotional background of news portal publications, their impact on public opinion in the context of the massive spread of the new, life-threatening coronavirus infection COVID-2019 - the largest pandemic of the 21st century. The current issue considered is identifying the readers reaction to various publications. People, as individuals, differ

emotionally from each other in many parameters of emotional excitability, the duration and stability of their emotional experiences, the dominance of positive (stenic) or negative (asthenic) emotions. The personal qualities of a personality are determined by the nature of emotions .

Keywords: infection; spread; pandemic; social networks; population; mood; emotional background; stress; users; information sources

Распространение инфекции,

начавшейся в конце декабря 2019 г. в китайском городе Ухань и позже охватившей весь мир, по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 11 марта 2020 г. приняло характер пандемии. Согласно критериям ВОЗ пандемия - это распространение нового заболевания в мировых масштабах. Ранее, 11 февраля 2020 г. заболевание получило название новой коронавирусной инфекции - COVID-2019. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 стала крупнейшей пандемией в XXI веке.

По состоянию на 26 апреля 2020 г. по всему миру подтверждено 2923199 случаев заражения в 210 странах и территориях. Летальность от всех зарегистрированных завершившихся случаев заражения составляла 20 % [4]. Страны, наиболее подвергшиеся пандемии по количеству заболевших - США, Европа (Италия, Испания, Германия, Франция,

Великобритания), Россия, Китай, Иран, Бразилия. Страны, наиболее пострадавшие от пандемии по смертности - США, Европа (Италия, Испания, Франция,

Великобритания, Бельгия, Германия), Иран.

Безусловно, масштабное

распространение новой, опасной для жизни инфекции - коронавируса COVID-19, и принимаемые меры руководствами различных государств по борьбе с ней (в частности объявление карантина на территории, режима самоизоляции и иных ограничительных мер) охватил страхом большую часть населения. Массовый панический страх сделал уязвимым многих людей. На фоне возникшего панического страха связанного с этим феноменом стресса, по информации различных масс-медиа, наблюдались проявления психического напряжения, тревожности и иных деструктивных для личности явлений у большей части населения.

Для объективной оценки

эмоционального тона в публикациях масс-медиа, транслируемого в условиях повышенной тревожности и стресса населения Республики Тыва предметом исследования были выбраны страницы в социальной сети «ВКонтакте», которые имеют наибольшее количество

читательской аудитории. Это страницы

четырех новостных порталов и страница Главы региона Ш. Кара-оола. Общее количество читательской аудитории указанных источников на момент анализа составляло - 424626 подписчиков (новостной портал НОВОСТИ ТУВЫ+ https://vk.com/tuvanews имеет 147823 подписчиков, "ТЫВА МЕДЭЭ" НОВОСТИ ТУВЫ (KbI3brn)https://vk.com/tuvamedee -88022, Тыва ЦЕНТР АЗИИ | Тыва Медээ | Новости Тувы https://vk.com/tuvatoday -88786, официальная страница Правительства Республики Тыва https://vk.com/gov.tuva - 55005 и главы Республики Тываhttps://vk.com/karaool -45000).

На указанных выше площадках публичных коммуникаций в качестве ключевого контекста были отобраны публикации, касающиеся профилактики, борьбы и выявления случаев подтверждения заражения людей новой коронавирусной инфекцией на территории республики.

Республика Тыва долго оставалась в числе субъектов РФ, которые находились в «зеленой» - не зараженной зоне. Первый подтвержденный случай заражения коронавирусной инфекцией в Республике Тыва зарегистрирован 8 апреля 2020 г. Заболела вся семья из 8 человек, принимавшая инфицированного гостя из соседнего Красноярского края.

Информация о нулевом пациенте, приехавшем в отпуск в отдаленное тувинское село и заразившем своих родственников, вызвала в республике широкий общественный резонанс. Публикации о выявлении первого случая заражения большинством подписчиков новостных порталов комментировались в негативном свете, сопровождаясь высказываниями сепаратистского характера.

С момента регистрации первого случая заболевания на территории региона, т.е. с 8 по 27 апреля 2020 г. был подтвержден 31 случай заболевания коронавирусной инфекцией.

Анализ публикаций по актуальной на данный момент времени тематике -распространение коронавирусной

инфекции показывает, что материалы официальных лиц и источников информации чаще набирают

положительную оценку у читателей и реже комментируются пользователями.

Большой эмоциональный отклик вызывают публикации негативного характера. Репосты этих публикаций можно также встретить в мессенджере Viber, который пользуется наибольшей популярностью в регионе. По заданному контенту «коронавирус» в социальных сетях с широкой читательской аудиторией чаще встречаются комментарии, критикующие как больных, не по своей воле заразившихся опасной для жизни

инфекцией, так и представителей власти, принимающих решительные меры по профилактике и борьбе с коронавирусом. Исходя из сделанного выше анализа можно сделать вывод, что публикации официальных порталов носят

информативный характер и не вызывают эмоционального резонанса у читательской аудитории. Вместе с тем, настроение или эмоциональное состояние большинства пользователей наиболее популярных в народе порталов (https://vk.com/tuvanews-147823 подписчиков,

https://vk.com/tuvamedee - 88022), в которых чаще публикуются материалы об объективных или мнимых проблемах,на данный момент нестабильное, уязвимое и подвержено разрушительному влиянию сил извне: деструктивных движений и культов, оппозиции и т.п.

Эмоции, какими бы разными они не казались, неотделимы от личности. Согласно трудам С.Л. Рубинштейна [3], в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: её органическую жизнь, её интересы материального порядка и её духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщённые мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной

чувствительности относятся, по его

мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, в основном связанные с удовлетворением органических

потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определёнными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства, соответственно их предметам,

подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям,

нравственным категориям и ценностям.

Эмоции человека, прежде всего, связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент времени волнует человека, то есть о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными.

Эмоциональные процессы

приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам [3].

Потребности человека не сводятся уже к одним лишь органическим потребностям; у него возникает целая иерархия различных потребностей, интересов, установок. В силу многообразия потребностей, интересов, установок личности одно и то же действие или явление в соотношении с различными потребностями может приобрести различное и даже противоположное - как положительное, так и отрицательное эмоциональное значение. Одно и то же событие может быть и с положительным и с отрицательным знаком. Отсюда часто противоречивость, раздвоенность

человеческих чувств, их амбивалентность.

Люди, как личности, в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. По характеру эмоций судят о личностных качествах человека.

В целом, в структуре формирования эмоциональных переживаний отдельной личности важную роль оказывают доминирующие стенические или астенические эмоции. В свою очередь, мировоззренческие чувства, связанные с моралью и отношением человека к миру, людям, социальным событиям и

нравственным ценностям определяют доминирующие эмоции. Таким образом, новостные порталы, вызывающие наибольший эмоциональный отклик у читательской аудитории, могут оказывать влияние на формирование доминирующих эмоций у пользователей.

Вывод: Анализ эмоционального фона публикаций новостного портала НОВОСТИ ТУВЫ+ в социальной сети «ВКонтакте» с наибольшим количеством пользователей показал, что источник информации в большей степени вызывает астенические эмоции у подписчиков, транслируя негатив, состояние безысходности, незащищенности и как следствие вызывает повышение уровня напряженности, тревожности и стресса у подписчиков. Подобный фактор также может служить очагом генерации эмоциональной амбивалентности среди читателей. В свою очередь, новостной портал Правительства Республики Тыва, публикующий подтвержденные, официальные сведения о пандемии коронавируса, не вызывает аналогичного эмоционального отклика у населения.

Оценка данной ситуации позволяет сделать вывод, что повышенный интерес к публикациям негативного характера свидетельствует о высоком уровне тревожности и стресса у населения, который с большей вероятностью связан с пандемией и резонирует с массовой паникой.

Библиографический список

1. Бернс, Д. Тайна настроения. -Москва: Рипол классик, 1997. -Текст: непосредственный.

2. Изард, К. Психология эмоций: перевод с английского. - Питер, 1999. - Текст : непосредственный.

3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - Питер, 2003. - Текст: непосредственный.

4. Новостные порталы Республики Тыва в социальной сети «ВКонтакте». - https://vk.com (дата обращения: 26.05.2020). - Текст: электронный.

References

1. Burns D. Tajna nastroenija [Mystery of mood]. Moscow, Ripol Classic Publ., 1997. (In Russian)

2. Isard C. Psihologija jemocij: perevod s anglijskogo [Psychology of emotions: trans. from English], Piter Publ., 1999. (In Russian)

3. Rubinstein S.L. Osnovy obshhej psihologii [Fundamentals of General Psychology]. Piter Publ., 2003. (In Russian)

4. News portals of the Republic of Tuva on the VKontakte social network. Available at: https://vk.com (access date: 26.05.2020) (In Russian)

Салчак Сылдыс Кечилековна, магистр 1 курса Тувинского государственного университета, e-mail: imach2012@mail.ru

Монгуш Чочагай Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры

психологии Тувинского государственного университета, г. Кызыл, е-mail: chochagai_84@mail.ru

Syldys K. Salchak, Undergraduate, Tuvan State University, e-mail: imach2012@mail.ru Chochagai N. Mongush, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Psychology, Tuvan State University, e-mail: chochagai_84@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.