Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПУБЛИЧНОГО ДИСКУРСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СТРАН БЫВШЕЙ ЮГОСЛАВИИ)'

ВЛИЯНИЕ ПУБЛИЧНОГО ДИСКУРСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СТРАН БЫВШЕЙ ЮГОСЛАВИИ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / СМИ / МЕДИАЛИНГВИСТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / РОССИЯ / УКРАИНА / БАЛКАНЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шундич Марияна

Цель исследования - на основе анализа медиаконтента Сербии, Хорватии и Черногории об украинском кризисе показать влияние публичного дискурса на формирование общественного мнения. В статье рассматривается информационная политика государственных СМИ стран бывшей Югославии и делается попытка авторского анализа комментарийной активности медиааудитории для выявления общественной позиции по релевантным вопросам предметного поля исследования. Представлен авторский анализ релевантной комментарийной активности медиааудитории государств - объектов исследования. Показана специфика формирования мнения о российской внешней политике в традиционных и новых средствах массовой информации Сербии, Хорватии и Черногории. Результирующей выступают методы и приёмы, используемые СМИ для формирования общественного мнения, специфика информационной политики, находящейся во взаимосвязи с внешнеполитическим курсом государства. Показаны отличия в восприятии событий на Украине хорватских и сербских граждан, а также противоборство общественных позиций в Черногории. Представлены данные о соотношении внутригосударственных и внешних (геополитических) факторов формирования общественного мнения в черногорском социуме. Особое внимание уделено возможностям расширения российского присутствия в медиасегментах стран бывшей Югославии. Материалы статьи могут стать основой разработки стратегии информационного присутствия России в европейских сегментах медийного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF PUBLIC DISCOURSE AND INFORMATION FLOWS ON THE FORMATION OF PUBLIC OPINION (ON THE EXAMPLE OF THE COUNTRIES OF THE FORMER YUGOSLAVIA)

The purpose of the study is to show the influence of public discourse on the formation of public opinion based on the analysis of the media content of Serbia, Croatia and Montenegro about the special military operation of Russia in Ukraine. The article examines the information policy of the state media of the countries of the former Yugoslavia and attempts to analyze the author's commentary activity of the media audience in order to identify the public position on relevant issues of the subject field of the study. The author's analysis of the relevant commentary activity of the media audience of the states - objects of research is presented. The specificity of the formation of an opinion about the Russian foreign policy in the traditional and new media of Serbia, Croatia and Montenegro is shown. The result is the methods and techniques used by the media to form public opinion, the specifics of the information policy, which is interconnected with the foreign policy of the state. The differences in the perception of events in Ukraine by Croatian and Serbian citizens, as well as the confrontation of public positions in Montenegro, are shown. Data are presented on the correlation of internal and external (geopolitical) factors in the formation of public opinion in the Montenegrin society. Particular attention is paid to the possibilities of expanding the Russian presence in the media segments of the countries of the former Yugoslavia. The materials of the article can become the basis for developing a strategy for Russia's information presence in the European segments of the media space.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПУБЛИЧНОГО ДИСКУРСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СТРАН БЫВШЕЙ ЮГОСЛАВИИ)»

УДК 316.658:070:327(497) DOI: 10.22394/2071-2367-2023-18-1-109-124

ВЛИЯНИЕ ПУБЛИЧНОГО ДИСКУРСА И ИНФОРМАЦИОНЕН ПОТОКОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ (на примере стран бывшей Югославии)

ШУНДИЧ МАРИЯНА, аспирант Департамента политологии, Финансовыйуниверситет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва), e-mail: marijna.sundic9@gmail.com

Аннотация. Цель исследования - на основе анализа медиаконтента Сербии, Хорватии и Черногории обукраинском кризисе показать влияние публичного дискурса на формирование общественного мнения. В статье рассматривается информационная политика государственных СМИ стран бывшей Югославии и делается попытка авторского анализа ком-ментарийной активности медиааудитории для выявления общественной позиции по релевантным вопросам предметного поля исследования. Представлен авторский анализ релевантной комментарийной активности медиааудитории государств - объектов исследования. Показана специфика формирования мнения о российской внешней политике в традиционных и новых средствах массовой информации Сербии, Хорватии и Черногории.

Результирующей выступают методы и приёмы, используемые СМИ для формирования общественного мнения, специфика информационной политики, находящейся во взаимосвязи с внешнеполитическим курсом государства. Показаны отличия в восприятии событий на Украине хорватских и сербских граждан, а также противоборство общественных позиций в Черногории. Представлены данные о соотношении внутригосударственных и внешних (геополитических) факторов формирования общественного мнения в черногорском социуме. Особое внимание уделено возможностям расширения российского присутствия в медиасегментах стран бывшей Югославии. Материалы статьи могут стать основой разработки стратегии информационного присутствия России в европейских сегмен-тахмедийного пространства.

Ключевые слова: дискурс, общественное мнение, СМИ, медиалингви-стика, информационные потоки, Россия, Украина, Балканы.

Цит.: Шундич Марьяна Влияние публичного дискурса и информационных потоков на формирова ние общественного мнения (на примере стран бывшей Югославии) // Среднерусский вестник общественных наук. - 2023. - Том 18. - № 1. - С. 109-124.

IMPACT OF PUBLIC DISCOURSE AND INFORMATION FLOWS ON THE FORMATION OF PUBLIC OPINION (on the example of the countries of the former Yugoslavia)

SUNDICH M., Postgraduate student of the Department of Political Science, Financial University under the Government of Russian Federation (Russian Federation, Moscow), e-mail: sundic9@gmail.com

Abstract. The purpose of the study is to show the influence of public discourse on the formation of public opinion based on the analysis of the media content of Serbia, Croatia and Montenegro about the special military operation of Russia in Ukraine. The article examines the information policy of the state media of the countries of the former Yugoslavia and attempts to analyze the author's commentary activity of the media audience in order to identify the public position on relevant issues of the subject field of the study. The author's analysis of the relevant commentary activity of the media audience of the states - objects of research is presented. The specificity of the formation of an opinion about the Russian foreign policy in the traditional and new media of Serbia, Croatia and Montenegro is shown.

The result is the methods and techniques used by the media to form public opinion, the specifics of the information policy, which is interconnected with the foreign policy of the state. The differences in the perception of events in Ukraine by Croatian and Serbian citizens, as well as the confrontation of public positions in Montenegro, are shown. Data are presented on the correlation of internal and external (geopolitical) factors in the formation of public opinion in the Montenegrin society. Particular attention is paid to the possibilities of expanding the Russian presence in the media segments of the countries of the former Yugoslavia. The materials of the article can become the basis for developing a strategy for Russia's information presence in the European segments of the media space.

Keywords: discourse, public opinion, mass media, media linguistics, information flows, Russia, Ukraine, the Balkans.

For citations: Sundich, M. (2023) impact of public discourse and information flows on the formation of public opinion (on the example of the countries of the former Yugoslavia) // Central Russian Journal of Social Sciences. -Volume 18, Issue 1. - P.109-124.

ВВЕДЕНИЕ

Всё возрастающая по интенсивности информационная война между цивилизациями, государствами, регионами мира актуализирует изучение процесса воздействия публичного дискурса на формирование общественного мнения. Для России как страны, против которой Запад применяет меры информационной блокады, исключительно важно разрабатывать и апробировать каналы и способы продвижения своих позиций в ме-диадискурсе различных стран мира. И если во многих государствах Азиатского и Тихоокеанского регионов, а также в странах Латинской Америки такие возможности существуют и используются, то значительные сложности связаны с донесением российского дискурса до европейских сегментов медиа.

Особое значение в этой связи приобретают страны бывшей Югославии, общественное мнение которых в отношении российской внешней политики нельзя назвать устоявшимся и неизменным, как в целом ряде недружественных государств Западной Европы. Возможности российского информационного присутствия в медиасегментах Сербии, Хорватии и Черногории чрезвычайно значимы как площадки в структуре единого открытого европейского медиапространства.

Исходя из этого, необходимо исследовать соотношение противоборствующих позиций в отношении России в национальных секторах этих стран и разработать стратегию дальнейшего продвижения в них позитивного образа России.

Ключевой категорией исследования служит «дискурс». В этой связи следует пояснить специфику понимания автором данного термина. Природа дискурса сложна и достаточно трудно поддаётся определению. Во многом именно с этим связан тот факт, что в современной лингвистике, семиотике и философии представлено множество его трактовок.

Можно согласиться с рядом исследователей: дискурс близок по смыслу к понятию «текст». Однако, в отличие от последнего, он не является статическим коммуникативным явлением. Дискурс можно представить в виде симбиоза динамического процесса языковой деятельности и результата этой языковой деятельности. Это хорошо укладывается в формулировку, данную российским лингвистом В. Г. Борботько: «Дискурс всегда является текстом, но... не всякий текст является дискурсом» [1, С. 8-9].

Понятие дискурса наиболее рельефно показано в контексте воздействия публичного дискурса (способ публичного представления чего-либо) на общественное мнение. По нашему мнению, можно выделить три подхода к его изучению:

1) как обобществляющей сферы языкового общения с позиции формы, функции условий, в которых мы оказались в виду ситуации и социально-культурного окружения [2, 3];

2) как кодирования/декодирования смысла (на основе традиции анализа Бирмингемской исследовательской группы) [4];

3) как «грамматики дискурса» (Р. Лонгейкр, Т. Гивон) - близкое, но не тождественное лингвистике текста направление [5].

В настоящем исследовании реализован первый подход, отражающий взаимосвязь социально-культурных факторов с медиаконтентом, его предопределённость этими детерминантами.

МЕТОДЫ АНАЛИЗА И СБОРА ИНФОРМАЦИИ Для аккумулирования базы данных были применены методы когнитивного картирования (ручной анализ содержательных характеристик 600 публикаций медиа стран бывшей Югославии в период с марта по декабрь 2020 года, применена целевая выборочная совокупность, учитывающая релевантность публикации, её дискурсивность, представленность основных СМИ Сербии, Черногории и Хорватии), автоматизированный социально-медийный анализ с применением возможностей сервисов мониторинга пользовательской активности аудитории цифровых медиа. Для сегментирования документов медиа использовано специальное программное обеспечение.

СПЕЦИФИКА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СМИ ЧЕРНОГОРИИ, СЕРБИИ И ХОРВАТИИ КРИЗИСА НА УКРАИНЕ

Результаты исследования

«Радио и телевидение Черногории» - национальный медиацентр в Черногории, получивший свое название в 1991 г. В составе холдинга находится четыре телевизионных канала. Серьёзный импульс к развитию получил с 1997 г., когда стали появляться собственные новые телевизионные программы (до этого в основном транслировались программы из Белграда), а также стала развиваться собственная корреспондентская сеть за рубежом (Вашингтон, Брюссель, Москва и Лондон).

С 25 февраля 2022 г. на главной странице интернет-портала появился раздел «Война на Украине», и до 31 декабря 2022 г. в этой рубрике вышло 288 материалов. Пример подобного тематического раздела представляет собой медиатопик, т. е. одна из устойчивых и регулярно освещаемых в средствах массовой информации тем, что свидетельствует о значительном общественном интересе к ней. Был предпринят анализ коммуникативного контекста, т. е. изучение особенностей медиареконструкции событий, диапазона интерпретаций, идеологической модальности публич-

ного дискурса об СВО. Полученные данные классифицированы и разделены на 4 группы, исходя из выявленных особенностей представленного источника: 1) официальная позиция руководства Украины; 2) официальная позиция руководства России; 3) оценка конфликта со стороны Запада (США, ЕС, НАТО); 4) новости, телепередачи с приглашёнными экспертами. Таким образом, сегментация учитывала специфику субъектов публичного дискурса, их целей и жанров выступления.

При этом особенностью медиааналитики является сочетание функции сообщения с усилением компонента воздействия за счёт выражения мнения и оценки. Апробировали количественный метод (контент-анализ), а затем перешли к качественному - для непосредственного анализа материалов. Схожий подход нами использован и в дальнейшем.

■ Новости, телепередачи, внутренний контекст

■ Оценка конфликта со стороны Запада (США, НАТО, ЕС)

■ Официальная позиция руководства России

■ Официальная позиция руководства Украины

Рисунок 1 - Материалы рубрики, связанной с украинским кризисом («Радио и ТВ Черногории»)

Figure 1 - Materials on the Ukrainian crisis (Radio and TV Montenegro)

Представленное на рисунке 1 соотношение субъектов, генерирующих публичный дискурс в медиапространстве Черногории, позволяет говорить о заметном российском информационном присутствии. Эта почти десятая доля сообщений играет чрезвычайно важную роль в формировании общественного мнения граждан Черногории о российской позиции в отношении политического кризиса на Украине. Будучи недоминирующим, российское представительство в публичном дискурсе обладает потенциалом привлечения внимания, притягательностью альтернативной, нестандартной позиции. Характеристики пользовательской активности вокруг материалов, представленных официальной позицией России, это подтверждают, что будет проанализировано далее.

Отдельно надо сказать о сегменте материалов с внутренней повесткой (четвертый кластер рисунка 1). Материалы этого сегмента обладают высокой степенью идеологической модальности, выраженной в определённом способе конструирования и интерпретации событий. На примере анализа новостных текстов на сайте «Радио и телевидение Черногории» усматривается использование имплицитного метода отбора информации (на уровне выбора тех или иных фактов). Тем самым мы можем констатировать попытку воздействия на общественные настроения черногорцев. В то же время информационная политика «Радио и телевидения Черногории», безусловно, является отражением официальной линии Подгорицы по отношению к России.

Важно указать на то, что пользователи ресурса могли не только оставить собственные комментарии к материалу, что является одним из источников изучения общественного мнения в Черногории, но и поддержать ту или иную точку зрения. Для настоящего исследования и поставленных прикладных задач значимо исследование коммента-рийной активности черногорской аудитории в отношении митингов в поддержку позиции России, а также реакция общественности на материалы о черногорцах, организовавших демонстрацию одобрения действий Российской Федерации на бывших территориях Украины. Ком-ментарийное поле этих сюжетов и постов свидетельствует о высоком уровне резонанса среди черногорцев в связи с обсуждением действий России. Принципиально значимым представляется тот факт, что комментарии в отношении пророссийских митингов имеют позитивную модальность и включают в дискурсивное поле контексты, связанные с агрессией НАТО в 1999 году [6]. Политтехнологам, формирующим стратегию информационного присутствия России в данном национальном сегменте, существенным видится потенциал привлекательности, одобряемости и резонансности этого контекста.

Важно подчеркнуть, что подобные комментарии и дискуссии характерны не только для Черногории, но и для других стран Югославии (Сербии и Хорватии), переживших распад страны в результате войн и межэтнических конфликтов. В свою очередь, это не может не являться проблемой для исследователя, использующего традиционные методы анализа публичного дискурса и его влияния на общественное мнение без обращения к изучению исторического сознания балканских народов, их культурных и политических традиций. В связи с этим необходимо обратить внимание на понятие коммуникативного фона, включающего в себя совокупность знаний исторического и социокультурного характера, свойственных тому или иному сообществу.

Именно поэтому слова «агрессия» и «воздушные удары» имеют конкретное наполнение и особенное значение в сознании народов бывшей Югославии, переживших череду кровавых межэтнических столкновений. Всё это имеет характер исторической «травмы» и по-прежнему волнует как черногорцев, так и другие югославские народы. Технологам информационных потоков для стран бывшей Югославии важно учитывать эти контексты культурно-исторических пластов этих государств.

«Радио и телевидение Сербии» берёт свое начало ещё в 1929 г., современное название получило в 1992 г. и является крупнейшим медиа-холдингом на Балканах, включающим в свой состав несколько общенациональных каналов, а также три общенациональные радиостанции. В свою очередь, в рубрику «Украинский кризис» были включены материалы ещё с 31 декабря 2021 г., а по 31 декабря 2022 г. всего вышло 832 материала - различные новости, интервью, комментарии и основные положения программ с приглашёнными экспертами. С 24 февраля, т. е. с начала СВО, вышло 766 материалов в этой рубрике.

■ Новости, телепередачи, внутренний контекст

■ Оценка конфликта со стороны Запада (США, НАТО, ЕС)

■ Официальная позиция руководства России

■ Официальная позиция руководства Украины

Рисунок 2 - Материалы рубрики, связанной с украинским кризисом («Радио и ТВ Сербии»)

Figure 2 - Materials on Ukrainian crisis (Radio and TV Serbia)

Специфика ресурсов, соотношение материалов об украинском кризисе которого представлена на рисунке 2, не предоставляет возможности пользователям оставлять собственные комментарии и делиться иными реакциями, однако значительная часть приглашённых экспертов с самого начала событий украинского кризиса 2022 г. транслирует позицию, критическую по отношению к Западу и НАТО [7]. В программах с приглашёнными экспертами звучат различные точки зрения на

произошедшее, подчас противоположные, а также обсуждаются самые различные аспекты взаимоотношений не только России и Украины, но и других стран, так или иначе вовлечённых в кризис. В данном случае нельзя не отметить наличие собственных политологов, историков и др., имеющих хорошее представление об истории и современной политике России. Обращает на себя внимание и появление аналитических заметок, призванных раскрыть причины конфликта и рассказать о его предыстории [8]. Таким образом, наиболее выгодные и сильные позиции российское присутствие и российский дискурс имеют в сербском медиасегменте.

Столь взвешенная информационная политика «Радио и телевидения Сербии» продиктована официальными взаимоотношениями Белграда и Москвы на современном этапе, а также особенностями внешней политики Сербии, последовательно выступающей против присоединения к санкционному режиму против России и за сохранение собственного военного нейтралитета. Согласно одному из последних исследований общественного мнения, проведённому в Сербии в декабре 2022 г. Белградским центром по изучению политики безопасности, 76 % опрошенных (из 1020 человек) высказались против любой формы сотрудничества с НАТО [9].

Кроме этого, с Россией в последнее время у страны сложились особые отношения, характеризующиеся расширением сотрудничества не только в культурной, но и в экономической сфере. В 2013 г. между странами была подписана декларация о стратегическом партнёрстве. Для сербского общества особенно важна последовательная позиция России в вопросе об отказе в признании независимости самопровозглашённого Косова. Эти и другие обстоятельства, безусловно, являются определяющими для формирования стратегии внешней информационной политики России, что мы можем констатировать на основе количественного и качественного анализа публичного дискурса.

Государственное радио и телевидение Хорватии является предшественником радиостанции Загреба, начавшей своё вещание ещё в 1926 г., когда Хорватия входила в состав Королевства СХС (Югославия). На фоне политического кризиса, охватившего социалистическую Югославию в конце 80-х гг. XX в., по решению Хорватского сабора (парламента) в 1990 г. начинает свою работу «Радио и телевидение Хорватии», в состав которого входили корреспондентские пункты и региональные радиостанции по всей стране. С ноября 1990 г. РТС Хорватии начала собственное независимое вещание, сыграв большую роль в освещении конфликта на территории республики. Во время 90-х гг.

находилась под серьезным контролем со стороны государства, после смерти президента Хорватии Ф. Туджмана и последовавших политических изменений РТС Хорватии приобрела более независимый характер и её деятельность регулируется специальным законом от 2003 г. Ежедневно выходит около 10 новостей или других материалов, связанных с событиями на Украине. При этом характерно: для новостной ленты, состоящей из нескольких новостей, используются материалы в основном государственного «Хорватского новостного агентства» (HINA), по способу производства медиатекста представляющего собой пример коллегиального источника информации. Именно в этом перечне новостей зачастую представлены и высказывания официальных лиц России, но, как правило, они носят краткий характер (буквально одно-два предложения). Также выходят программы с экспертами (на телевидении или радио), обсуждающими текущую ситуацию на Украине, но они подчас не входят в вышеуказанную рубрику. Данный ресурс не предоставляет возможности пользователям оставлять собственные комментарии и делиться иными реакциями на новости или высказанные точки зрения. Любопытно, что пользователи из России не могут в настоящее время зайти на официальный сайт издания даже для того, чтобы просто ознакомиться с информационными материалами.

■ Новости, телепередачи, внутренний контекст

■ Оценка конфликта со стороны Запада (США, НАТО, ЕС)

■ Официальная позиция руководства России

■ Официальная позиция руководства Украины

Рисунок 3 - Материалы, посвящённые Украине, на сайте «Радио и ТВ Хорватии»

Figure 3 - Materials dedicated to Ukraine on the website of Radio and TV Croatia

Представленная в СМИ информационная картина и превалирующий публичный дискурс, безусловно, связаны с современными реалиями

внешней политики Хорватии, входящей в НАТО и ЕС. С другой стороны, в настоящее время внутри руководства Хорватии есть разные точки зрения на украинский кризис. Именно этот факт существования не тотально распространённой, однозначной и доминирующей позиции, а противоборство различных точек зрения выступает ресурсом усиления российского информационного присутствия и более активного циркулирования российского дискурса в медиаполе Хорватии. Примечательно, что президент страны Зоран Миланович последовательно выступает против вмешательства Хорватии в кризис. В этой связи для технологов информационных потоков важно использовать это обстоятельство для продвижения позиции, связанной с конструктивным пониманием действий России по защите своих сограждан на бывших территориях Украины.

НЕКОТОРЫЕАПСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

СЕРБИИ И ХОРВАТИИ

В свою очередь, для изучения общественного мнения и реакции на публичный дискурс мы считаем необходимым обратиться не только непосредственно к материалам СМИ, но и к их восприятию. Сегодня источником информации чаще и чаще становятся обычные люди, а не эксперты в своём деле. Всё это позволяет говорить о совершенно новых возможностях, функциях и форматах существования обратной связи, впрочем современные возможности комментирования со стороны пользователей медиаресурсов новостей, развернутых аналитических материалов и других публикаций на интернет-порталах всё более становятся универсальным способом выражения отношения, отражением в той или иной степени общественного мнения (читателя или зрителя) и тем самым заслуживают самого пристального изучения со стороны исследователя. При этом следует опираться в своём исследовании на элементы лингво-культурологического и медиалингвистического анализа. При проведении подобного исследования надо учитывать социальные, культурные и исторические особенности того или иного региона.

Так, после начала специальной военной операции уже среди первых комментариев читателей сербской газеты «Политика» в статье «Цветы для русских танков» автор Н. Кулачин отмечает, что большинство граждан Сербии выступает на стороне России в этом конфликте, а большая часть политического руководства страны (Вучич, Дачич, Вулин и др.) «ждала бы русские танки на Теразии с цветами» [10].¡Данная статья является ярким примером тематического авторского материала, использующего коннотативные словосочетания, окрашенные эмоционально-оце-

ночным компонентом, что мы видим уже в заголовке. Пример эффективного продвижения позитивного образа России в сербском медиасег-менте может быть использован и в других секторах медиа стран бывшей Югославии.

К примеру, довольно перспективным как канал репрезентации российского дискурса представляется такой популярный хорватский медиа-ресурс, как Index.hr. Он впервые появился ещё 10 декабря 2002 г. в качестве одной из первых интернет-газет в Хорватии, затем стал крупнейшим агрегатором новостей не только из Хорватии, но и из Боснии и Сербии. В настоящее время на ресурсе в основном представлены оригинальные материалы, хотя и присутствуют черты агрегатора. Одним из критериев выбора данного издания для материалов исследования служит то, что владельцем и создателем издания является талантливый хорватский журналист Милан Бабич. Дело в том, что в странах бывшей Югославии практически все медиа так или иначе связаны с иностранцами, безусловно влияющими на информационную политику массмедиа, а для нас важно исключить этот фактор. Тем более что общей тенденцией в настоящее время является глобализация мирового информационного потока, нам же важно проследить формирование общественного мнения на национальном уровне. В этом контексте надо сказать о популярности СМИ: ресурс занимает вторую строчку в списке самых популярных интернет-ресурсов Хорватии (после поисковика Google), что повышает репрезентативность этого источника для исследования общественных настроений в стране.

На страницах этого издания мы можем наблюдать различные приёмы воздействия на читателя не только через текст, но и через визуализацию информации. Применяя приём противопоставления собственно вербального и медийного компонента текста, можно образовать смысловое единство.

Один из материалов, который обладает потенциалом ретрансляции и мог бы претендовать на интенсификацию циркулирования в ремиксо-вых форматах в хорватских медиа, - это интервью с хорватским адмиралом в отставке Д. Лошо под заголовком «Это война Христа и Антихриста, а Запад - Антихрист. Путин победит» (опубликован на портале 9 марта 2022 г.) [11].

Для продвижения таких материалов следует применять технологии усиления медиатекста, состоящие в повышении статусности эксперта, сопровождении его атрибутикой авторитета и харизмы. Креативность, нестандартность подачи и формата такого материала могут сделать его

популярным и конкурентоспособным среди потока деструктивных дискурсов об украинском кризисе.

Противостоять приёмам эмоционального воздействия на аудиторию в тех ситуациях, когда неконвенциональные медиа стран бывшей Югославии формируют дезадекватную позицию о действиях РФ, целесообразно с помощью техник обратного эффекта. Например, состаренный образ узнаваемого лица в альтернативных потоках должен предстать молодым и полным сил и энергии. Часто в СМИ стран бывшей Югославии используется приём «перевернутой пирамиды», который крайне распространен в настоящее время в интернет-изданиях и позаимствован из новостных текстов в печатных СМИ. Его принцип состоит в том, что краткие новостные тексты состоят из первой фразы или заголовка, который содержит уже всю основную информацию в концентрированном виде. Подчас это даёт исчерпывающее представление о той или иной новости, но если речь идёт о развернутом интервью, то очень часто журналисты «выдергивают» ту или иную цитату, что может исказить основной смысл. Приём «перевернутой пирамиды» также широко используется в хорватских СМИ в отношении высказываний российских официальных лиц. Чтобы противостоять этой технике, необходимо обеспечивать циркулирование постов и других материалов с ясной и адекватной позицией России. В ситуации цифрового колониализма и отказа ряда национальных СМИ от сотрудничества с российскими медиа важно делать ставку на электронные социальные сети. Сила слабых связей (согласно подходу М. Грановеттера [12]) может стать механизмом продвижения российского дискурса в различные национальные сегменты социально-медийных платформ. Развитие института цифровых агентов, имеющих сеть контактов с пользовательской аудиторией зарубежных стран, следует воспринимать дополнительным инструментом российского присутствия в публичном дискурсе различных стран мира.

В ситуации отсутствия системной работы с продвижением российской позиции в медиасегменты стран бывшей Югославии фиксируются эффекты в виде недостаточно высокого уровня осознания гражданами этих государств значимости действий России по восстановлению мира в ЛДНР, Запорожье и Херсонской области и, как следствие, недостаточно большой доли граждан, осуждающих санкции против Российской Федерации. Так, среди хорватов лишь 13 % граждан позитивно относятся к РФ и 20,8 % граждан не поддерживают санкции против России или не определились со своей позицией. Очевидно, что пятая часть вполне может перерасти в более ощутимый процент в случае реализации информацион-

ной стратегии, предполагающей интенсификацию официальных неформальных каналов продвижения российского дискурса в публичное пространство стран бывшей Югославии [13].

Эти данные коррелируют с проведённым нами анализом комментариев к различным новостям и материалам, посвященным кризису на Украине. Согласно нашим подсчетам около 10-15 % выражают ту или иную степень поддержки действиям Российской Федерации на бывших территориях Украины. Это та часть пользовательской и медиааудито-рии, которую, несомненно, нужно увеличивать за счёт стратегической, системной работы по расширению российского информационного присутствия.

В этой деятельности важно учитывать факты исторического прошлого. К примеру, такие как борьба Хорватии за независимость против Югославии во главе со С. Милошевичем, а также непростые взаимоотношения Хорватии с современной Сербией. Вместе с тем позитивным фактором для использования в работе по генерированию и распространению российского дискурса в национальных медиасегментах этих государств может служить тенденция к сближению позиций этих стран, наметившаяся в последние годы. Также свою подчас определяющую роль играет национальное самосознание и историческая память.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях стремительного развития информационно-коммуникативных технологий требуется использование медиалингвистического подхода к изучению новостей, комментариев, аналитических материалов, телепередач и любого другого медиаконтента. Это продиктовано постоянно совершенствующимися возможностями мультимедийных технологий, открывающими новые горизонты для исследования, а значит, и требующими апробации новых методологических подходов для изучения влияния публичного дискурса и информационных потоков на формирование общественного мнения. В исследовании были проанализированы возможности усиления российского присутствия в медиасегментах Черногории, Сербии и Хорватии и на примерах позитивного конструирования российской внешней политики рассмотрены различные методы подачи конвенциональной информации. Особенностью изучения данного материала является то, что в их структуре есть не только собственный интернет-сайт, но и национальные телеканалы и радиостанции, большая часть которых также представлена на ресурсе. А высокоорганизованная система межтекстовых связей значительно облегчает буквально мгновенный информационный поиск.

Высокой степенью эвристики обладают методы, позволяющие анализировать новостные источники в интернете. Это связано с возможностью пользователей оставлять собственные комментарии под текстом новостей либо тех или иных информационных материалов. Кроме этого, в современных реалиях пользователи также могут выразить поддержку или не согласиться с автором комментария. Новые методы медиалингви-стики позволяют анализировать публичный дискурс и через данный вид источника. Он не столь прост для изучения, как может показаться вначале, поскольку требует знания не только языка, но и фразеологизмов. Для комментариев подобного рода характерна эмоциональная окраска. Интерес для исследователя представляет та или иная дискуссия, в которой подчас пользователи медиаресурса, оставляющие комментарии, полемизируют не только с журналистом/автором материала/экспертом, но и с другими читателями

Подобные дискуссии позволяют, с одной стороны, оценить непосредственную реакцию на произошедшее, а с другой - проанализировать общественные настроения. Эти данные представляют существенный интерес в ходе разработки стратегии информационной политики России в ме-диасегментах и секторах социально-сетевых онлайн-платформ стран бывшей Югославии как в государствах, в которых технически и организационно возможно российское присутствие и существует единая открытая медиасреда со странами всей Европы.

Содержательные выводы состоят в следующем.

Информационная политика государственных медиахолдингов находится в корреляции с внешнеполитической концепцией и курсом государства на международной арене, в этой связи следует активизировать неформальные каналы продвижения российского присутствия, использовать личные связи в электронных социальных сетях, возможности конвенциональных российских онлайн-лидеров мнений, активизировать подготовку специалистов по продвижению конструктивного и адекватного контента о российских действиях по восстановлению мира на бывших территориях Украины.

Сербский сегмент медиа представляется наиболее позитивным и перспективным с точки зрения продвижения российского присутствия. Связь этого национального медиасектора с национальными сегментами медиа других стран бывшей Югославии представляется важным механизмом продвижения российского дискурса, объясняющего справедливость, значимость и необходимость действий Российской Федерации в рамках СВО для сохранения многополярности устройства современного

мира, преодоления возрождающейся в отдельных государствах неонацистской идеологии, спасения жизни жителей регионов, на территории которых осуществляются военные действия.

Библиография/References:

1. Борботько В.Г. Элементы теории дискурса: Учебное пособие. - Грозный: Чечено-Ингушский государственный университет им. Л.Н. Толстого, 1981. - 113 с.

2. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Пер. с нем. / Под ред. Скляднева Д.В. - СПб.: Наука, 2000. - 379 с.

3. Harris Z.S. Analyse du discourse / / Languages, 1969. № 13. P. 8-45.

4. Hall S. Encoding/ Decoding / / Media and Cultural Studies. KeyWorks. London: Blackwell Publishers, 2001, P. 173.

5. Givon T. Topic Continuity and Discourse: A Quantitative Cross-language Study. J. Benjamins Publishing Company, 1983. - 492 p.

6. Zapanjujuce da postoje ljudi koji podrzavaju rat - URL: https: //rtcg.me/vi-jesti/drustvo/353729/zapanjujuce-da-postoje-ljudi-koji-podrzavaju-rat.html (дата обращения: 10.11.2022) (In Serb)

7. Сма]ловиЬ: Путин само користи рецепт НАТО-а из 1999. године -URL: https://www.rts.rs/page/stories/ci/story/3395/rat-u-ukrajini/4716655/ljiljana-smajlovic-rusija-ukrajina-napad.html (дата обращения: 10.11.2022) (In Serb)

8. Русща и Украина кроз исторщу - од братских до непрщателских од-носа - URL: https://www.rts.rs/page/stories/ci/story/3395/rat-u-ukrajini/4718842/ukrajina-rusija-rat.html (дата обращения: 10.11.2022) (In Serb)

9. Lazarevic L. Kada bismo sada uveli sankcije Rusiji, da li bi to bila iznudena politicka akcija? - URL: https://www.danas.rs/vesti/drustvo/kada-bismo-sada-uveli-sankcije-rusiji-da-li-bi-to-bila-iznudjena-politicka-akcija/#com-ment-form-div (дата обращения: 10.11.2022) (In Serb)

10. Kulacin N. Cvece za ruske tenkove - URL: https://www.danas.rs/kolumna/nenad-kulacin/cvece-za-ruske-tenkove/ (дата обращения: 10.01.2023) (In Serb)

11. Duhacek G. Loso: Ovo je rat Krista i Antikrista, a Zapad je Antikrist. Putin ce pobijediti - URL: https://www.index.hr/vijesti/clanak/domazet-loso-kijev-nikad-nije-bio-ukrajinski-rat-je-zapocela-okultna-oligarhija/2345817.aspx (дата обращения: 10.11.2022) (In Hrv)

12. Granovetter, M.S. (1983) 'The strength of weak ties: a network theory revisited'. Sociological Theory. 1: 201-233.

13. Tatjana Munizaba HRejting o ratu u Ukrajini: Gradani snazno podupiru

sankcije uvedene Rusiji- URL: https://vrjesti.hrt.hr/hrvatska/hrejting-o-ratu-u-ukrajini-gradani-snazno-podupiru-sankcije-uvedene-rusiji-6252793 (дата обращения: 10.11.2022) (In Hrv)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Borbot'ko, V.G. (1981) Elementy teorii diskursa: Uchebnoe posobie [Elements of Discourse Theory: Study Guide]. - Groznyi: Checheno-Ingushskii gosudarstvennyi universitet im. L.N. Tolstogo [Grozny: Chechen-Ingush State University named after L.N. Tolstoy], 1981. - 113 р. (In Russ.)

2. Khabermas, Iu. (2000) Moral'noe soznanie i kommunikativnoe deistvie. Per. s nem. [Moral consciousness and communicative action] / / Pod red. Skli-adneva D.V. - SPb.: Nauka [St. Petersburg: Science], 2000. - 379 р. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.