УДК 316.442
ШУНДИЧ Марияна — аспирант департамента политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, ГСП-3, Ленинградский пр-кт, 49; [email protected])
ДОМБРОВСКАЯ Анна Юрьевна — доктор социологических наук, профессор департамента политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, ГСП-3, Ленинградский пр-кт, 49; [email protected])
ТРАНСФОРМАЦИЯ ИМИДЖА РОССИЙСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ В МЕДИА СТРАН БЫВШЕЙ ЮГОСЛАВИИ В ПЕРИОД С 2014 ПО 2022 г.
Аннотация. Авторы анализируют образ Российской Федерации и внешней политики РФ в ведущих медиа Сербии, Хорватии, Черногории в период с начала украинского кризиса в 2014 г. и до настоящего времени - специальной военной операции на Украине 2022 г. В работе исследуются причинно-следственная связь и исторические предпосылки реакции Балканских государств на действия РФ вне своих границ. Практическая ценность проведенного исследования состоит в возможности использования его основных результатов в разработке рекомендаций по обеспечению российского присутствия в медиа-пространстве стран бывшей Югославии.
Ключевые слова: СМИ, украинский кризис, международные отношения в Европе, новый миропорядок, образ государства, Балканы, Российская Федерация, СВО
На сегодняшний момент мир находится на пути больших перемен и глобального политического переустройства. Украинский кризис явился одновременно последствием и фактором обострения в отношениях между странами Запада и Россией. Триггерным годом для эскалации накопившихся противоречий стал 2014 г. - начало острой фазы украинского кризиса, принятие Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации, исторический визит В.В. Путина в Китай и многие другие события международного масштаба. Эти события не могли остаться без внимания иностранных СМИ. Именно начиная с этого года Россия выходит на передний план в иностранных медиа, где формируется громкий внешнеполитический образ страны.
В современном мире СМИ являются основным средством получения актуальной информации о происходящих событиях. Вопрос имиджа РФ в иностранных средствах массовой информации обрел особую актуальность с началом конфликта в Украине. Ведь именно имидж государства, будучи одним из важнейших способов самоидентификации, также влияет на многие аспекты привлекательности страны на международном уровне, например на инвестиционную деятельность, определяет положение государства на геополитической арене, формирует определенный образ государства в глазах как собственного населения, так и граждан иностранных государств.
Репрезентация России в печатной прессе Балканских стран сопряжена с содержанием общественного мнения граждан этих государств по отношению к РФ и ее внешней политике. Настоящее исследование направлено на анализ трансформации имиджа российской внешней политики в СМИ странах
бывшей Югославии. Методика и инструментарий эмпирического анализа разработаны с учетом методологической основы и базовых положений трудов А.Б. Шатилова, Е.А. Кашина и Е.А. Поповой [Шатилов 2022; Кашин 2022; Попова 2022].
Эмпирический анализ осуществлен методами автоматизированного контент-анализа и интент-анализа публикаций СМИ Сербии, Хорватии и Черногории о России в период с 2014 до 2022 г.
На рисунке 1 показана динамика публикаций о российской внешней политике в медиа стран бывшей Югославии с 2014 по 2022 г. На графике представлена статистика числа публикаций в следующих изданиях стран бывшей Югославии, где упоминается Россия или российские политики: сербские СМИ - Vreme, Nedeljnik, NIN; хорватские СМИ - Jutarnji list, Vecernji list, 24 Sata; черногорские СМИ - Pobjeda, PortalAnalitika». Данные представлены в % от общего числа публикаций.
35 30 25 20 15 10 5 О
2014 2016 2018 2020 2022
—Сербия —Хорватия — Черногория
Рисунок 1. Динамика публикаций о российской внешней политике в медиа стран бывшей Югославии с 2014 по 2022 г.
Сербия. Сербские печатные СМИ сталкиваются в своей деятельности с некоторыми препятствиями: прежде всего речь идет об экономической ситуации, о социально-политическом климате и профессионализме журналистов и редакторов.
Медийная сфера Сербии продолжает изменяться под воздействием некоторых шагов правительства. Так, в 2014 г. были приняты три закона, согласно которым была проведена приватизация всех СМИ в стране. Сербские СМИ характеризуются ярко выраженным политическим параллелизмом; ежедневные газеты и печатная пресса в частности «имеют сильную политическую повестку»1.
Этот период отмечен несколькими важными событиями. Прежде всего, речь идет о кризисе на Украине, начавшемся со сменой власти в феврале 2014 г. Затем широкое освещение в сербских печатных СМИ получил визит В. Путина в Сербию 16 октября 2014 г., в честь которого в Белграде был проведен военный парад. И наконец, 18 марта 2014 г. - присоединение Крыма к России, что вызвало неоднозначную реакцию сербского руководства в связи с существованием проблемы территориальной целостности у Сербии.
1 Nedeljkovic M. Balkanmedia. Media and Democracy in South East Europe. URL: http:// www.kas.de/wf/en/71.13628/ (accessed 25.05.2023).
Количество упоминаний российской внешней политики и российских персоналий в медиа стран бывшей Югославии в период с 2014 по 2022 года
Недавнее событие, которое условно обозначило новый виток в российско-сербских отношениях, - это выборы нового президента Сербии, прошедшие 2 апреля 2017 г. Накануне выборов, 28 марта, основной кандидат А. Вучич (занимавший на тот момент пост премьер-министра) посетил Россию и встретился с В. Путиным.
Традиционно страны и регионы с преимущественно православным населением выказывают позицию в поддержку политического курса России. Именно к таким государствам относится Сербия и Черногория. Но, начиная с 23 февраля 2022 г., современная Сербия на официальном уровне присоединилась к осуждению действий России. Объясняется это тем, что, не будучи членом НАТО, Сербия почти со всех сторон окружена странами - членами Североатлантического альянса и давно находится с ними в тесном сотрудничестве.
Позиция Сербии по данному вопросу осложнена и вопросом Косово. С одной стороны, сербские власти должны применять аргументацию об уважении территориальной целостности и суверенитета каждого государства и оказать поддержку Украине, с другой - отдавать дань уважения поддержке российских властей, оказавшихся на одной стороне в отношении признания Косова как независимого государства [Шундич 2022].
Исходя из анализа влиятельных СМИ Сербии, следует подчеркнуть тот факт, что на актуальном этапе СВО сербские медиа более нейтрально стали относиться к событиям на Украине, отражая в основном мнение своего президента Александра Вучича, который озвучил позицию, что «Сербия присоединится ко всем решениям Генассамблеи ООН о нарушении территориальной целостности Украины в конфликте с Россией, но отвергнет все те, которые касаются
На основании сказанного выше очевидно, что в Сербии общество исторически относилось позитивно к России, рассматривая ее в качестве дружественной страны, которая близка с религиозной, культурной, языковой точек зрения. Совершенно другая ситуация в Хорватии, общество которой всегда ориентировалось на Запад, на так называемый европейский и католический мир.
Хорватия. Российско-хорватские отношения сегодня переживают не лучший период. Несмотря на встречи на высшем уровне (последний визит президента Хорватии К. Грабар-Китарович был в октябре 2017 г. в Сочи2), хорватское руководство, тем не менее, присоединяется ко всем антироссийским инициативам ЕС и занимает проукраинскую позицию в конфликте на Украине. Что касается гуманитарной сферы, то двусторонние контакты все же существуют [Пивоваренко 2014]. Так, например, в 2016 г. в Загребе были установлены памятники А.С. Пушкину и Ю. Гагарину3.
Хорватские СМИ до сих пор преимущественно негативно оценивают действия России на Украине. Справедливости ради стоит заметить, что встречаются хорватские медиа, нейтрально относящиеся к специальной военной опе-
1 ^сю: SrЫja се se рШгшШ odlukama UN о кгеещи teritorrialnog mtegriteta ик^те, аИ пе i sankcijama Rusiji. - Побjеда. 2022. Доступ: https://www.pobjeda.me/clanak/vucic-srbija-ce-se-pridruziti-odlukama-un-o-krsenju-teritorijalnog-integriteta-ukrajine-ali-ne-i-sankcijama-rusiji оверено 23.05.2023).
Межгосударственные отношения России и Хорватии. - РИА Новости. Доступ: Ы^:// ria.ru/spravka/20211018/1506486262.html (проверено 23.05.2023).
3 Межгосударственные отношения России и Хорватии. - РИА Новости. Доступ: Ый^:// ria.ru/spravka/20201018/1506486262.html
санкций против России»1.
рации России на Украине. В них детально анализируются мотивы Владимира Путина, подтолкнувшие его к началу военных действий.
В целом, медийное поле в Хорватии находится под большим влиянием политики Совета Европы и Европейского союза, которые способствуют принятию нормативных актов, обеспечивающих плюрализм, демократизацию, либерализацию СМИ, развитие гражданского общества и продвижение гуманитарных ценностей.
Черногория. Отношения между Россией и Черногорией менее чем за 20 лет претерпели значительные изменения. Сотрудничество крупнейшего и самого маленького словенского государства варьировалось от «исторически дружественного» до Черногории 2022 г., когда РФ официально внесла Черногорию в список «враждебных России стран».
Начиная с 2014 г. Черногория планировала следовать своему евро-атлантическому курсу и курсу на вступление в НАТО, что в 2017 г. принесло свои плоды, и Черногория стала полноправным членом Североатлантического альянса. Однако уже после нескольких месяцев СВО черногорская пресса стала выказывать более нейтральную позицию. Начали появляться статьи все более нейтрального содержания, где сделаны попытки дать трезвую оценку причинам и последствиям СВО.
В подобных статьях транслируется не только позиция проевропейских партий в Черногории, но и пророссийских и просербских.
На основе приведенного выше материала можно сделать следующее заключение.
В период с 2014 по 2022 г. (см. рис. 1) публикации СМИ стран бывшей Югославии о внешней политике РФ отразили процесс усиления геополитических позиций России [Зевелев 2014]. Можно предположить, что вызванный воссоединением Крыма и РФ ажиотажный интерес медиа к внешней политике России сместил фокус балканских СМИ на международную безопасность и на международные отношения в последующие годы. В изученный период имидж внешней российской политики характеризовался следующими позициями.
1. Медиаобраз России развивается исключительно в контексте международных отношений и глобальных процессов, а не в контексте внутренней повестки. Таким образом, Россия представлена исключительно в соответствии с тем, как она проводит свою внешнюю политику, причем не на Балканах, а в таких отдаленных географически и политически регионах, как Ближний Восток и постсоветское пространство, с особенным акцентом на вопрос Украины.
2. Политика России на Балканах чаще всего освещается в контексте энергетической дипломатии. Безусловно, российские энергетические проекты являются важным направлением ее политики, однако только они находятся под пристальным вниманием сербских и хорватских СМИ.
3. В хорватских СМИ превалирует нейтральная тональность в статьях, где так или иначе фигурирует Россия. Тем не менее именно в хорватских изданиях также заметны и критические замечания в адрес России. Некоторые публикации в хорватских печатных СМИ представляют Россию как «недемократическую» страну, которая подавляет свободу слова, ведет войну на Украине и мешает планам Сербии получить членство в Европейском союзе.
4. Сербские и черногорские печатные СМИ в основном положительно воспринимают Россию. Часто встречаются публикации, в которых Россия представлена как исторически дружественная страна со схожим культурным кодом.
5. Хорватские печатные СМИ практически всегда подчеркивают, что Россия
является союзником Сербии. В основном это наблюдается в статьях на тему переговоров Сербии с ЕС и тему Косова1.
Таким образом, исходя из проведенного анализа, очевидно, что медиаобраз России в балканских СМИ представлен упрощенно и однобоко. Несмотря на то что Россия стремится присутствовать на Балканах в различных ипостасях, сербские и хорватские издания освещают в большинстве случаев международные события, в которых Россия присутствует. Из региональной повестки особое внимание в СМИ рассматриваемых Балканских стран уделяется российской политике в сфере энергетики (большинство публикаций на эту тему приходится на период 2014-2017 гг., в разгар полемики о реализации проекта «Южный поток», который должен был пройти практически через все Балканские страны с выходом на европейские рынки).
Помимо энергетики, СМИ бывших югославских стран пристально следят за ролью России в переговорах между Сербией и Европейским союзом. Нужно отметить, что Россия во всех статьях по данной тематике выступает в качестве стороны, противопоставляющей себя и своих союзников европейским партнерам. Сербские издания, как правило, подчеркивают тот факт, что Сербии необходимо учитывать фактор России в переговорах с Брюсселем. Кроме того, они также настаивают на том, что Сербия постоянно находится в состоянии балансирования и лавирования между двумя сторонами из-за своих дружественных отношений с Россией и стремления договориться с Европейским союзом о членстве.
Примечательно, что практически нет статей, которые освещали бы экономическую ситуацию в России и российские экономические проекты. Инвестиции, которые Россия ежегодно вливает в энергетическую сферу, субсидии на двустороннюю российско-сербскую торговлю, различные гуманитарные и культурные проекты, которые Россия проводит в Сербии, Черногории и Хорватии, не получают никакого освещения в местных СМИ.
Список литературы
Зевелев И.А. 2014. Трансформация национальной идентичности и новая внешнеполитическая доктрина России. - Россия в глобальной политике. № 2. Доступ: http://www.globalairairs.ru/number/Granitcy-russkogo-mira--16582 (проверено 24.05.2023).
Кашин Е.А. 2022. Внедрение новой структурной модели в анализ внешней политики государств. — Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. Т. 12. № 6. С. 140-144.
Пивоваренко А.А. 2014. Современная Россия на Балканах: «мягкая сила» через инвестиции. — Российский совет по международным делам. 16.05. Доступ: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/sovremennaya-rossiya-na-balkanakh-myagkaya-sila-cherez-inves/ (проверено 23.05.2023).
Попова Е.А. 2022. «Культура отмены» как проявление западной русофобии. — Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. Т. 12. № 6. С. 40-45.
Шатилов А.Б. 2022. Информационное и PR-сопровождение специальной военной операции России на Украине: основные тренды и уроки первого этапа. — Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. Т. 12. № 4. С. 71-76.
1 Албанский вопрос - это вопрос албанского населения, проживающего за пределами Албании, в соседних Балканских странах, и требующего расширения своих политических прав.
Шундич М. 2022. Образ России в хорватских, черногорских и сербских СМИ в период с 24 февраля по 24 августа 2022 года. - Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. № 3. С. 128-143.
SHUNDICH Mariyana, postgraduate student at the Department of Political Science, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, GSP-3, Moscow, Russia, 125993; [email protected])
DOMBROVSKAYA Anna Yurievna, Dr.Sci. (Soc.), Professor of the Department of Political Science, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, GSP-3, Moscow, Russia, 125993; [email protected])
TRANSFORMATION OF THE IMAGE OF RUSSIAN FOREIGN POLICY IN THE MEDIA OF THE COUNTRIES OF THE FORMER YUGOSLAVIA IN THE PERIOD FROM 2014 TO 2022
Abstract. The article analyzes the image of the Russian Federation and its foreign policy in the leading media of Serbia, Croatia, Montenegro in the period from the beginning of the Ukrainian crisis in 2014 to the present time - the special military operation in Ukraine in 2022. The paper examines the causal relationship and historical background of the reactions of the Balkan states to the actions of the Russian Federation outside its borders. The relevance and the practical value of the study consist in the possibility of using its main results to develop recommendations to ensure the Russian presence in the media space of the countries of the former Yugoslavia.
Keywords: mass media, Ukrainian crisis, international relations in Europe, new world order, image of state, Balkans, Russian Federation, special military operation