Научная статья на тему 'ВЛАСТЬ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО НА ЗАПАДНЫХ БАЛКАНАХ, ИХ РОЛЬ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ГЛАЗАМИ БАЛКАНСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ'

ВЛАСТЬ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО НА ЗАПАДНЫХ БАЛКАНАХ, ИХ РОЛЬ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ГЛАЗАМИ БАЛКАНСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
87
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАДНЫЕ БАЛКАНЫ / НАЦИОНАЛИЗМ / АВТОРИТАРИЗМ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЕС / РОССИЯ / КИТАЙ / ПАНДЕМИЯ COVID-19

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Калоева Елена Борисовна

В статье предпринимается попытка показать роль официальной власти и гражданского общества на тернистом пути, который приходится преодолевать странам Западных Балкан в поисках взаимопонимания. К сожалению, в отношениях между странами региона сохраняется определенная напряженность, и время от времени некоторые горячие головы предлагают новые проекты пересмотра границ, что может привести к возобновлению вооруженных конфликтов. Исключить подобное развитие событий могут действия не только трезвомыслящих политиков, но и гражданского общества, которое в свое время сыграло важную роль в восстановлении мирной жизни после окончания кровавого балканского конфликта 1990-х годов. Ведь главная причина конфликтов на Балканах кроется не в стремлении защитить этнические, культурные и религиозные отличия между балканскими народами, а в том, как их политические и культурные элиты понимают национальную идентичность и используют ее для достижения своих политических целей. В статье также анализируется деятельность некоторых неправительственных организаций, возникших на Западных Балканах в начале 2000-х годов и до сих пор пользующихся международным авторитетом, которые продолжают свою работу, несмотря на не совсем благоприятную ситуацию в положении гражданского общества в тех странах, где сильны тенденции авторитаризма и национал-популизма. Особо рассматривается вопрос о геополитике в регионе Западных Балкан в период пандемии COVID-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POWER AND CIVIL SOCIETY IN THE WESTERN BALKANS, THEIR ROLE IN FOREIGN POLICY THROUGH THE EYES OF BALKAN AND FOREIGN RESEARCHERS

The article attempts to show the role of official authorities and civil society on the thorny path that the countries of the Western Balkans have to overcome towards mutual undestanding. Unfortunately, some tensions still persist in relations between the countries of the region, and from time to time some hotheads propose new projects for revising borders, which can lead to the resumption of armed conflicts. Such a development can be ruled out not only by the actions of sober-minded politicians, but also by civil society, which played an important role in restoring peaceful order of life after the end of the bloody Balkan conflict of the 1990 s. After all, the main cause of conflicts in the Balkans lies not in the desire to protect ethnic, cultural and religious differences between the Balkan peoples, but in the way their political and cultural elites understand national identity and use it to achieve their political goals. The article also analyzes the activities of some non-governmental organizations that emerged in the Western Balkans in the early 2000 s and still enjoying international prestige and continue their work, despite the not entirely favorable situation in the position of civil society in those countries where trends of authoritarianism and national populism are strong. Particular attention is paid to the issue of geopolitics in the Western Balkans during the COVID-19 pandemic.

Текст научной работы на тему «ВЛАСТЬ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО НА ЗАПАДНЫХ БАЛКАНАХ, ИХ РОЛЬ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ГЛАЗАМИ БАЛКАНСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ»

Б01: 10.31249/аре/2022.02.04

© Калоева Е.Б.1, 2022

Власть и гражданское общество на Западных Балканах, их роль во внешней политике глазами балканских и зарубежных исследователей

Аннотация. В статье предпринимается попытка показать роль официальной власти и гражданского общества на тернистом пути, который приходится преодолевать странам Западных Балкан в поисках взаимопонимания. К сожалению, в отношениях между странами региона сохраняется определенная напряженность, и время от времени некоторые горячие головы предлагают новые проекты пересмотра границ, что может привести к возобновлению вооруженных конфликтов. Исключить подобное развитие событий могут действия не только трезвомыслящих политиков, но и гражданского общества, которое в свое время сыграло важную роль в восстановлении мирной жизни после окончания кровавого балканского конфликта 1990-х годов. Ведь главная причина конфликтов на Балканах кроется не в стремлении защитить этнические, культурные и религиозные отличия между балканскими народами, а в том, как их политические и культурные элиты понимают национальную идентичность и используют ее для достижения своих политических целей. В статье также анализируется деятельность некоторых неправительственных организаций, возникших на Западных Балканах в начале

1 Калоева Елена Борисовна - кандидат исторических наук, независимый исследователь (osstik@icloud.com).

2000-х годов и до сих пор пользующихся международным авторитетом, которые продолжают свою работу, несмотря на не совсем благоприятную ситуацию в положении гражданского общества в тех странах, где сильны тенденции авторитаризма и национал-популизма. Особо рассматривается вопрос о геополитике в регионе Западных Балкан в период пандемии СОУЮ-19.

Ключевые слова: Западные Балканы, национализм, авторитаризм, гражданское общество, неправительственные организации, ЕС, Россия, Китай, пандемия СОУЮ-19.

«Подводные рифы» борьбы за национальную идентичность

В 1990-е годы на Западных Балканах (Сербия, Хорватия, Босния и Герцеговина, Черногория, Албания) сложился своеобразный симбиоз между их полуавторитарными режимами и идеологией этнического национализма: при отсутствии демократической власти определенные силы во властных структурах могут легко использовать национализм для реализации своих целей [Романенко, 2021].

Нельзя отрицать, что политические вопросы подчас представляют собой сложную смесь фактов и мифов, крепко укоренившихся в популистской культуре, причем отделить мифы от исторической реальности бывает нелегко. Возможно, подобные мифы как раз и составляют основу популизма - неизменного спутника национализма на Западных Балканах (подробнее см.: [Калоева, 2021б]).

В настоящий момент благодаря европейской интеграции и проведению реформ национализм более не является основной идеологией большинства режимов, но трудно отрицать, что он, к сожалению, продолжает играть определенную роль в общественно-политической жизни Западных Балкан. Из всех авторитарных лидеров, «правивших» в регионе в последнее время, с «престола» был свергнут только премьер-министр Республики Македония Никола Груевский (2006-2016 гг., консервативная партия «Внутренняя македонская революционная организация - Демократическая партия за македонское национальное единство», ВМРО-ДПМНЕ). После окончания политического кризиса новое правительство под руководством социал-демократа Зорана Заева поста-

ралось улучшить отношения с соседними государствами, подписав соглашение о дружбе с Болгарией и решив спор с Грецией относительно названия страны.

В других странах Западных Балкан, таких как Сербия, Черногория, Албания, где в 2020-2021 гг. прошли парламентские выборы, и в Косово, где в 2021 г. состоялись парламентские и непрямые президентские выборы, также возникали протесты, вызванные недовольством населения по поводу общественно-экономической ситуации и несоблюдения гражданских прав.

Говоря о механизмах авторитарного правления, необходимо подчеркнуть роль средств массовой информации. Проправительственные СМИ широко используются для нападок на оппозицию, неправительственные организации и оппозиционные средства массовой информации. Наиболее ярким примером является сербский таблоид «Информер»: в его материалах поддерживается такой накал ненависти, какой можно было наблюдать только в 1990-е годы. «Информер» постоянно выступает с нападками в адрес представителей других народов, используя при этом уничижающие названия, такие как «балии» для боснийцев, «шиптары» для албанцев, обвиняет оппозицию в том, что она «копает» под власть президента А. Вучича и Сербской прогрессистской партии. И ненависть, и декларируемая угроза военного конфликта в материалах проправительственных СМИ связаны с четко ограниченным кругом тем: меньшинства, оппозиция и соседние страны. Только в 2018 г. два ведущих сербских проправительственных таблоида «Информер» и «Сербский телеграф» 265 раз размещали материалы о конфликтах и войнах, направленные, в основном, против «усташей», «хорватских фашистов» и «шиптар» [Biber, 2020, s. 192].

Столь же богатым стычками на национальной почве был и пандемийный 2020 г. Как метко заметил в своей книге сербский политолог, основатель и издатель серии книг «Бибиотека ХХ века» И. Чолович, порой создается впечатление, что политические лидеры балканских государств, а также официальные и самопровозглашенные представители их культурных элит, словно опасаясь, что из-за борьбы с пандемией COVID-19 уровень ненависти к «обидчикам» их народов может упасть, стремились привить на-

циональное самосознание дополнительной «увеличенной дозой» неприязни [ColoviC, 2020, s. 151]. И. Чолович приводит примеры того, как в мае и июне 2020 г. в средствах массовой информации развернулась настоящая «bellum omnium contra omnes» («война всех против всех»). Так, одно из «сражений» между балканскими соседями произошло, когда в Албании по телевидению был показан фильм под названием «Великий сербский исторический обман -как сербы украли албанскую историю». Министерство культуры Сербии незамедлительно ответило, что фильм представляет собой опасную фальсификацию истории, ответственность за которую должна нести не только албанская сторона, но и ее балканские союзники, шовинистические круги некоторых соседних государств, которые стремятся нанести удар по сербскому культурному наследию. «Такие попытки, - говорилось в заявлении, - сродни культурному геноциду, а он, как показывает история, часто приводит к физическому насилию» [Ibid., s. 153].

В том же 2020 г. также разгорелся конфликт между сербами и черногорцами. Из Черногории все чаще раздавались обвинения и жалобы по поводу того, что сербы по-прежнему отрицают их идентичность как нации. Так, премьер-министр Д. Маркович (Демократическая партия социалистов президента М. Джукановича) заявил, что «отрицание черногорской идентичности и права на собственное государство... сейчас радикальнее, чем 10 лет назад» [Ibid., s. 157]. От премьера не отставали и деятели культуры. Стоит привести слова художественного руководителя Черногорского народного театра Ж. Шошича, который в интервью черногорской газете «Дневне новине» сказал, что черногорцы и их государство подвергаются «религиозно-фашистским нападкам» [Ibid.].

Крупный конфликт между сербскими и хорватскими хранителями национальной идентичности разразился, когда сербское культурно-просветительское общество «Матица сербская» включило произведения писателя из Дубровника Марина Држича (1508-1567) в издание «Десять веков сербской литературы», что вызвало протесты со стороны «Матицы хорватской» и Общества хорватских писателей. Хорваты заявили, что сербы произвели «аннек-

сию писателей-дубровчан XVI-XVII вв.», поскольку у самих сербов в то время не было собственных писателей [Colovic, 2020, s. 159].

Интересно, что во всех битвах за собственную идентичность конфликтующие стороны применяют в основном одну и ту же стратегию, которая сводится к тому, чтобы говорить не о собственных достижениях на этом поприще, а прежде всего о выпавших на долю своего народа страданиях и нападках на национальную идентичность.

27 июня 2020 г. в городе Нови-Сад прошли очередные выборы руководителя «Матицы сербской». Им в третий раз стал профессор Философского факультета Нови-Садского университета писатель Д. Станич. В интервью газете «Дневник» он заявил, что опасности, которые угрожают сербской нации и культуре, умножаются чуть ли «не по дням, а по часам», поэтому сербы всегда должны быть готовы отразить удары со стороны хорватских националистов [Ibid., s. 173].

К сожалению, от деятелей культуры не отстают и политики. Так, в августе 2020 г. во время торжественных мероприятий по поводу Дня памяти сербов, пострадавших при проведении вооруженной акции «Буря», организованной хорватами в период военного конфликта 1990-х годов, президент Сербии А. Вучич заявил, что в Европе (да и во всем мире) никто не говорит об ужасном геноциде, которому подвергся сербский народ. Зато, по его словам, с разных сторон слышатся голоса, рассуждающие о сербском народе «как о единственном виновнике всего, что когда-либо произошло на территории бывшей Югославии» [Ibid., s. 195]. Разумеется, подобные заявления, исходящие от официального лица, вряд ли могут способствовать установлению крепких, дружественных контактов между балканскими народами.

9 января 2019 г. в центре города Баня-Лука прошел парад по поводу Дня Республики Сербской (РС) в Боснии и Герцеговине (БиГ). Он был организован вопреки протестам Конституционного суда Боснии и Герцеговины и международных организаций. Устроители парада, который стал яркой манифестацией национализма, игнорировали авторитет не только государственных институтов власти БиГ, но и мнение международного сообщества.

Руководитель Союза независимых социал-демократов, бывший президент Республики Сербской Милорад Додик, сербский член Президиума БиГ (с 2018 г.), не устает повторять, что для РС существует угроза со стороны международных организаций и боснийцев, и призывает провести референдум о независимости РС от БиГ. Трагические события, разыгравшиеся в Сребренице в 1995 г., во время которых было убито несколько тысяч мусульман, он назвал «инсцинированной трагедией» для осуществления «плана западных стран перенести коллективную вину на сербский народ» [Biber, 2020, s. 183]. Подобная риторика, усиливающаяся год от года, очень напоминает дискурс 1990-х годов в Боснии, Сербии, Хорватии (подробнее см.: [Калоева, 2007]).

В Черногории и Сербии национализм по-прежнему является средством, которое используется в прагматических целях для укрепления власти. Так, господствующая в Черногории Демократическая партия социалистов провозгласила своей целью строительство черногорского государства и утверждение особой черногорской национальной идентичности. При этом она вынуждена опираться на поддержку албанского, боснийско-мусульманского и хорватского меньшинств. Поэтому в Черногории национализм не фокусируется на националистических мифах, как, например, в Северной Македонии, где идея об античном происхождении македонцев и Александре Великом (Македонском) как центральной фигуре национальной истории, вначале бытовавшая лишь среди националистически настроенной части диаспоры, со временем прочно укрепилась в средствах массовой информации и даже проникла в школьные учебники.

Во всех трех случаях - в Республике Сербской, Северной Македонии и Черногории - национализм способствовал поляризации населения. Так, для утверждения существования черногорской нации необходимо было подчеркнуть ее удаленность от сербской. С этой целью было провозглашено преимущественное право черногорского языка. Парадоксально, но этот проект, инклюзивный по отношению ко всем меньшинствам Черногории, одновременно ущемляет права тех черногорцев, которые идентифицируют себя как сербы.

Что же касается Хорватии (отнюдь не все политические силы признают принадлежность Хорватии к Балканам [Яковина, 2021]), то и здесь память о прошлых войнах часто используется для обеспечения политической легитимности. «Там, где существует авторитаризм, популизм и национализм, существуют ростки, из которых при определенных условиях может развиться нечто, напоминающее фашизм», - утверждает основатель авторитетной на Балканах неправительственной организации «Игманская инициатива» [Popov, 2020, s. 143].

Роль гражданского общества на Западных Балканах

Игманская инициатива была создана в 2000 г., спустя несколько лет после окончания военных действий на Балканах. Вот как оценивает вклад Игманской инициативы в развитие регионального сотрудничества, возрождение духа взаимопонимания и доверия бывший президент Черногории (2003-2018) Филип Вуя-нович: «За прошедшие 20 лет Игманская инициатива - региональная сеть неправительственных организаций, состоящая из представителей гражданского общества, органов местного самоуправления, средств массовой информации, а также экономистов и политологов, - реализовала ряд важных проектов, способствовавших развитию отношений между Черногорией, Боснией и Герцеговиной, Сербией и Хорватией. Игманская инициатива доказала, что диалог и сотрудничество представляют собой оптимальную модель решения политических и экономических проблем, в том числе касающихся внедрения европейских ценностей и установления мира, или, другими словами, - возведения основ современного общества, его экономического процветания и развития на основах демократии» (цит. по: [Popov, 2020, s. 165]).

Остановимся на главных начинаниях, предпринятых Игманской инициативой (подробнее см.: [Калоева, 2021а]).

В 2002 г., спустя всего три года после завершения открытого конфликта в Косове, Игманская инициатива запустила проект «Гражданский диалог». Потенциальными партнерами этого проекта стали представители многих неправительственных организаций Косова. В рамках «Гражданского диалога» было реализовано

несколько экспертных проектов. Особого внимания заслуживает проект «Локальные политики в многоэтничных сообществах», реализация которого способствовала развитию деятельности институтов защиты прав национальных меньшинств в Косове.

Другим важным шагом, предпринятым Игманской инициативой, было проведение весной 2005 г. в Сребренице конференции по случаю 10-летия со времени трагических событий, связанных с варварской расправой над пленными и гражданским мусульманским населением. На конференции было зачитано заявление, в котором неправительственные организации трех сторон осудили события в Сребренице. Это был первый и единственный раз, когда главы государств, вовлеченных в военный конфликт 1990-х годов, совместно почтили память его жертв. По словам тогдашнего председателя президиума Боснии и Герцеговины Б. Паравца, «неправительственные организации оказались сильнее правительств, так как сумели собрать представителей трех некогда воевавших государств» [Popov, 2020, s. 47].

Игманская инициатива уделяет большое внимание поиску путей и способов урегулирования ситуации в Боснии и Герцеговине, укреплению основ государства, его продвижению по пути европейской интеграции. По мнению председателя совета Игманской инициативы Б. Лукаваца, эти задачи и по сей день (уже прошло 25 лет со дня подписания Дейтонского соглашения, положившего конец войне в Боснии и Герцеговине) остаются одним из наиболее важных приоритетов в деятельности организации [Popov, 2020, s. 175].

К сожалению, большинство проблем в отношениях между государствами Западных Балкан так и не решены. Поэтому 27-я сессия Игманской инициативы, состоявшаяся 27 июня 2017 г. в Подгорице и проводившаяся под девизом «Отношения в регионе: от кризиса - к стабильности и сотрудничеству», была посвящена именно этим нерешенным вопросам.

По мнению экспертов, первую группу «острых» вопросов составляют пограничные споры, которые в основном касаются уточнения демаркационных границ между бывшими республиками СФРЮ. Ко второй группе относятся политические споры, которые

в регионе Западных Балкан в основном связаны с вопросами государственности и национальной идентичности (например, проблема статуса Косово или длительный спор по поводу названия Северной Македонии). Третья группа вопросов имеет отношение к правам национальных меньшинств. И наконец, четвертая группа касается раздела имущества Югославии между государствами-наследниками. Кроме того, есть вопросы, связанные с исчезнувшими лицами, реституцией и возвратом беженцев. В принятой резолюции говорилось, что государства Западных Балкан обязуются все вопросы решать исключительно путем переговоров, в духе международного права и добрососедских отношений, руководствуясь стандартами, принятыми ЕС.

В 2019 г. в Подгорице прошел форум Игманской инициативы на тему «От стабилократии - до господства права». Понятие «стабилократия» вошло в оборот на Западных Балканах примерно в 2012 г. «Стабилократия» предполагает наличие лидеров-автократов, осуществляющих властные функции через сеть неформальных, подчиненных им каналов, утверждая при этом, что они обеспечивают в регионе стабильность и способствуют укоренению западных ценностей. По сути, подобная модель управления, основанная на популизме и национализме, получила распространение во всем регионе. Для «стабилократии» характерны высокий уровень коррупции, игнорирование принципов верховенства права и существования независимых институтов, а также пренебрежение принципами прав человека и свободы средств массовой информации. Все это находит свое отражение и во взаимоотношениях с соседними странами. Ужесточая риторику по отношению к соседним государствам, власть стремится представить себя единственным истинным защитником интересов своего народа [Popov, 2020, s. 92].

В феврале 2019 г. представители правительств Черногории, Сербии, Албании, Северной Македонии, Боснии и Герцеговины, Косова совместно со странами региона, являющимися членами ЕС -Словенией и Хорватией, - стремясь обеспечить условия для мирного развития региона, учредили Подгорицкий клуб. Собрания, форумы, конференции Подгорицкого клуба, проводившиеся с тех

пор в Подгорице, Скопле, Тиране, доказали, что эта организация заслуживает такого же уважения и выполняет ту же миссию, что и Игманская инициатива.

В 2021 г. 250 представителей гражданского общества из Боснии и Герцеговины, Сербии, Черногории, Косова, Северной Македонии, Словении (а также из других европейских стран и США) подписали обращение, адресованное главе Европейской комиссии Урсуле фон дер Ляйен, председателю Европейского совета Шарлю Мишелю, генеральному секретарю НАТО Йенсу Столтенбергу, главам ведущих государств - членов ЕС и НАТО. В обращении сказано, что в последнее время распространяются предложения о пересмотре границ, существующих на Западных Балканах, с целью создания этнически чистых государств. Такой подход предполагает изменение границ Боснии и Герцеговины, а также раздел Косова, что неизбежно повлечет за собой возобновление военных действий. При этом, как отмечает сербский социолог В. Пешич, до сих пор ни один западнобалканский политик не заявил четко, что это ошибочный путь, который должен быть исключен [Congradin, 2021]. По мнению председателя Хельсинкского комитета по правам человека Сербии С. Бисерко, появление неформальных призывов к тому, чтобы вновь «перекроить» карту Балкан, - «это следствие международного вакуума на Балканах, ударов, которым подвергаются в мире либеральные ценности, а также усиления влияния в регионе авторитарных трендов» (цит. по: [Ibid.]).

К сожалению, эксперты приходят к выводу, что диалог между правительствами и гражданским обществом в странах Западных Балкан по-прежнему недостаточно развит [Youngs, 2020]. Правительства неохотно рассматривают гражданское общество как необходимый и законный компонент демократической системы. На этом фоне пример Игманской инициативы показывает, какую важную роль может играть гражданское общество в сфере внешней политики.

Геополитика на Западных Балканах в период пандемии

Пандемия COVID-19 привела во всем мире к ограничению основных свобод граждан и дальнейшей концентрации власти в

руках глав государств. Цифровые технологии дополнили авторитарный сценарий, позволив правительствам легче манипулировать информацией, отслеживать инакомыслящих, политических оппонентов, подвергать цензуре СМИ. Международный центр некоммерческого права (International Center for Not-for-Profit Law, ICNL) подсчитал, что к сентябрю 2021 г. в 109 странах были введены в действие чрезвычайные указы, в 57 - введены меры, влияющие на свободу выражения мнений, в 150 - введены ограничения на свободу собраний, в 60 - введены ограничения на неприкосновенность частной жизни [Feldstein, 2021]. Страны Западных Балкан не стали в данном случае исключением.

Вместе с тем хотелось бы подчеркнуть, что «дипломатия вакцин» могла бы сыграть благоприятную роль в преодолении барьеров в отношениях между странами региона. Так, Сербия (которая в июне 2021 г. входила в число стран с самым большим количеством полностью вакцинированных граждан (36%) [Juncos, 2021]) безвозмездно передала вакцину Боснии и Герцеговине, Северной Македонии, а также открыла центры вакцинации для граждан третьих стран. Однако груз исторического прошлого неизменно тянет балканские народы назад, в умело расставленные ловушки.

В период пандемии крупнейшие мировые державы и международные организации продолжали вести геополитические игры на Западных Балканах. С новой силой проявили себя действенные рычаги влияния как со стороны ЕС, так и со стороны России и Китая.

Западные Балканы - один из наиболее пострадавших от ко-ронавируса регионов мира, с избыточным показателем смертности, особенно в Боснии и Герцеговине, Северной Македонии и Сербии, поэтому неудивительно, что главы этих государств стремились защитить население своих стран любым способом. Так, «масочную дипломатию» Китая приветствовали не только в Сербии, где в Белграде по распоряжению президента А. Вучича в начале пандемии установили щиты с лозунгом «Спасибо, брат Си!», но и в других странах. В конце 2021 г. Белград подписал соглашение о начале производства в Сербии китайской вакцины Sinopharm и

российской Sputnik V, что должно укрепить позицию страны как одного из главных узлов снабжения в регионе.

Западных аналитиков давно беспокоит растущая активность Китая в Юго-Восточной Европе. Они полагают, что усилия Китая по проведению политики «мягкой силы» на Западных Балканах направлены в основном на влиятельные элиты в бизнес-кругах, политике, научных кругах или НПО: «Китай может использовать местные связи, чтобы повлиять на принятие решений в ЕС или подорвать его единство по определенным вопросам» [China's influence ..., 2021]. По мнению западных экспертов, регион служит Китаю своеобразным «трамплином» для реализации наземных и морских проектов в Европе. Зависимость балканских стран от иностранных инвестиций, а также отсутствие в регионе внятных механизмов прозрачности и подотчетности увеличивают возможности китайских компаний. Пандемия подорвала авторитет ЕС на Западных Балканах, что позволило Китаю и России использовать «дипломатию вакцин» для усиления своего влияния в регионе [Juncos, 2021].

Здесь можно добавить, что Россия по-прежнему считает Сербию основным проводником своих интересов на Западных Балканах и последовательно занимает сторону сербов в противоборстве Белграда и Приштины. Как заявил С. Лавров на встрече с А. Вучичем, «мы примем любое решение, которое устроит сербский народ». По его словам, Россия не скрывает, что в развитии взаимоотношений обе страны руководствуются принципами взаимной выгоды и баланса интересов. Ярким примером, подтверждающим проведение такой политики, является подписание договора о поставке Россией в Сербию газа «по самой благоприятной цене в Европе», как выразился А. Вучич [Выступление ..., 2021].

Хотя ЕС также сделал немало для балканских стран в период пандемии, все это, по мнению некоторых западных аналитиков, осталось почти незамеченным. Так, ЕС выделил западнобалкан-ским странам 70 млн евро для приобретения вакцин, закупаемых государствами - членами ЕС, и 762 млн евро на ликвидацию социально-экономических последствий кризиса. ЕС также был одним из соучредителей программы COVAX, позволившей поставить

свыше 5 млн доз вакцин в западнобалканские страны [Juncos, 2021]. Однако, поскольку в начале пандемии ЕС не смог проявить должную солидарность со странами региона, доверие западно-балканских стран к ЕС (которое в последнее время и так оставалось на достаточно низком уровне) было подорвано.

На заседании, состоявшемся в июне 2021 г., Совет ЕС вновь не смог официально начать зашедшие в тупик с декабря 2020 г. переговоры о приеме в сообщество Албании и Северной Македонии, которые, использовав право вето, заблокировала Болгария, имеющая лингвистические и исторические претензии к Северной Македонии. Тем самым был нанесен очередной удар по политике расширения ЕС. На саммите «Евросоюз - Западные Балканы», проходившем в Словении 6 октября 2021 г., Брюссель пообещал региону 30 млрд евро экономической помощи, но о конкретных сроках расширения ЕС речь не шла. В принятой декларации говорилось об экономической интеграции, борьбе с нелегальной миграцией и преступностью, а также о том, что Западные Балканы должны синхронизировать с Евросоюзом свою внешнюю политику.

Ранее предполагалось, что шесть балканских стран войдут в ЕС к 2025 г. Как заявила на саммите заместитель главы делегации Европарламента словенский депутат И. Йовева, в нынешних условиях, когда политические обстоятельства быстро меняются, не стоит называть конкретную дату. Установленный срок, по ее словам, не может гарантировать присоединения, если демократическая обстановка в той или иной стране ухудшается. В свою очередь, президент Сербии А. Вучич заметил, что у Белграда «нет иллюзий по поводу вступления в ЕС, но для нас важно быть на европейском пути». При этом он также подчеркнул, что Белград «не хочет портить отношения ни с Российской Федерацией, ни с Китаем, так как обе страны экономически важны для Сербии. Сербский курс предполагает также развитие контактов с Вашингтоном» [Постникова, 2021].

Так может ли ЕС потерять Западные Балканы?

Интересно проследить, как отвечают на этот вопрос западные аналитики, рассматривая успехи и промахи ЕС в регионе, и какую стратегию, по их мнению, должен выбрать Евросоюз на бу-

дущее. Как полагают многие из них, ЕС пока не потерял Западные Балканы. ЕС по-прежнему остается главным экономическим игроком в регионе и обладает значительным дипломатическим влиянием, однако у него имеется «ахиллесова пята» - обещание расширить союз за счет новых членов. Некоторые считают, что «нужно перестать рассматривать отношения между ЕС и Западными Балканами исключительно сквозь призму расширения» [Dempsey, 2021]. Как метко заметил один из разработчиков Дей-тонского соглашения, посол США в Германии в 1997-2001 гг. Джон К. Корнблюм, «пришло время отказаться от иллюзий и сосредоточиться на выполнимом; важно изучить все варианты "нечленства", которые могли бы способствовать стабилизации ситуации и укреплению гражданского общества в Боснии, Косово и Сербии». При этом он подчеркнул, что важную роль в достижении этой цели должны также сыграть США и Россия [Ibid.]. По мнению директора союза журналистов «Presseclub Concordia» (Вена) М. Томича, Евросоюзу не удалось завоевать сердца и умы народов Западных Балкан, так как местные СМИ и политики изображают Брюссель как нечто далекое и вдобавок - стремящееся навязать свои ценности и политику. В качестве иллюстрации он приводит слова президента Сербии А. Вучича, заявившего недавно: «Изменение климата, как и верховенство права, используется для проведения джихада против "непослушных" стран» [Ibid.].

Как подчеркивает научный сотрудник Института развития и международных отношений (Загреб) Й. Шабич, ЕС должен помнить, что потеря Западных Балкан нанесет самому Евросоюзу значимый урон. По его мнению, заботясь о благополучии коррумпированных политиков Западных Балкан, ЕС «предает» проевропейски настроенных граждан и наносит ущерб своему авторитету на мировой арене [Ibid.]. «Отсутствие стратегического мышления приведет к тому, что Европа растратит свой геополитический капитал в регионе», - считает эксперт Белградского центра политики безопасности В. Вуксанович [Ibid.].

•Jc-Jc-Jc

Подводя итоги, можно отметить, что ЕС пришел к выводу о необходимости поиска альтернативных способов установления стратегического партнерства с Западными Балканами для решения проблем сегодняшнего дня. Перспектива же расширения сохраняется на будущее. Со своей стороны, государства-кандидаты должны работать над укреплением своих демократических институтов, внедрением принципов верховенства права, обеспечением подлинного плюрализма и свободы СМИ.

Существует мнение, что пандемия COVID-19, несмотря на весь трагизм ситуации, поможет уменьшить количество зла в мире. Так ли это? Пока нет ответа на этот вопрос. Будущее представляется туманным и неопределенным.

Литература

Выступление и ответы на вопросы СМИ министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с президентом Республики Сербии А. Вучичем по итогам переговоров / МИД РФ. - Белград, 2021. - 10.10. - URL: https://www. mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/ 4898861 (дата обращения: 26.02.2022).

Калоева Е.Б. Зачем нужно гражданское общество? Размышления по поводу одной книги // Мир перемен. - Москва, 2021а. - № 3. - С. 134-142.

Калоева Е.Б. О вечно живом популизме : опыт Балкан // Мир перемен. - Москва, 2021б. - № 1. - С. 104-114.

Калоева Е.Б. Роль национализма и популизма в судьбах народов Югославии XX-XXI вв. // Национализм и популизм в Восточной Европе / РАН, ИНИОН. - Москва, 2007. - С. 147-166.

Постникова Е. Растрата доверия : почему ЕС не готов принять Западные Балканы // Известия. - Москва, 2021. - 07.10. - URL: https://iz.ru/ 1231896/ekaterina-postnikova/rastrata-doveriia-pochemu-es-ne-gotov-priniat-zapadnye-balkany/ (дата обращения: 26.02.2022).

Романенко С. А. Балканы/Юго-Восточная Европа : регион-загадка и регион загадок // Актуальные проблемы Европы / РАН, ИНИОН. - Москва, 2021. - № 2. - С. 22-58.

Яковина Т. Хорватская политика : символика и бездействие // Актуальные проблемы Европы / РАН, ИНИОН. - Москва, 2021. - «№ 2. -С. 101-126.

Biber F. Uspon autoritarizma na Zapadnom Balkanu / Preveo s engleskog Borde Tomic. - Beograd : Biblioteka XX vek, 2020. - 238 s.

China's influence in Southeastern, Central, and Eastern Europe : vulnerabilities and resilience in four countries / Brattberg E., Le Corre Ph., Stronski P., De Waal Th. // Carnegie endowment for international peace. -Washington, DC, 2021. - 13.10. - URL: https://carnegieendowment.org/ 2021/10/13/china-s-influence-in-southeastern-central-and-eastern-europe-vul nerabilities-and-resilience-in-four-countries-pub-85415 (date of access: 26.02.2022).

Colovic I. Virus u tekstu : ogledi o politickoj antropoiogiji. - Beograd : Biblioteka XX vek, 2020. - 204 s.

Congradin S. Vesna Pesic : opskuranti hoce da nas uvuku u rat // Dnevni list Danas. - Beograd, 2021. - 05.05. - URL: https://www.danas.rs/ vesti/politika/vesna-pesic-opskuranti-hoce-da-nas-uvuku-u-rat/ (date of access: 26.02.2022).

Dempsey J. Judy asks : has the EU lost the Western Balkans? / / Carnegie Europe. - Brussels, 2021. - 14.10. - URL: https://carnegieeurope.eu/ strategiceurope/85563 (date of access: 26.02.2022).

Feldstein S. Issues on the frontlines of technology and politics / / Carnegie endowment for international peace. - Washington, DC, 2021. - 10.19. -URL: https:/ / carnegieendowment.org/2021/10/19/issues-on-frontlines-of-technology-and-politics-pub-85505/ (date of access: 26.02.2022).

Juncos A. Vaccine geopolitics and the EU's ailing credibility in the Western Balkans // Carnegie Europe. - Brussels, 2021. - 07.08. - URL: https:// carnegieeurope.eu/2021/07/ 08/ vaccine-geopolitics-and-eu-s-ailing-credibility-in-western-balkans-pub-84900/ (date of access: 26.02.2022).

Popov A. Mars dug dve decenije : na marginama Igmanske inicijative. -Beograd, 2020. - 238 s.

Youngs R. New directions for EU civil society support : lessons from Turkey, the Western Balkans, and Eastern Europe // Carnegie Europe. -Brussels, 2020. - 02.18. - URL: https://carnegieeurope.eu/2020/02/18/new-directions-for-eu-civil-society-support-pub-81092 (date of access: 26.02.2022).

DOI: 10.31249/ape/2022.02.04

© Kaloeva E.B.1, 2022 Power and civil society in the Western Balkans, their role in foreign policy through the eyes of balkan and foreign researchers

Abstract. The article attempts to show the role of official authorities and civil society on the thorny path that the countries of the Western Balkans have to overcome towards mutual undestanding. Unfortunately, some tensions still persist in relations between the countries of the region, and from time to time some hotheads propose new projects for revising borders, which can lead to the resumption of armed conflicts. Such a development can be ruled out not only by the actions of sober-minded politicians, but also by civil society, which played an important role in restoring peaceful order of life after the end of the bloody Balkan conflict of the 1990 s. After all, the main cause of conflicts in the Balkans lies not in the desire to protect ethnic, cultural and religious differences between the Balkan peoples, but in the way their political and cultural elites understand national identity and use it to achieve their political goals. The article also analyzes the activities of some non-governmental organizations that emerged in the Western Balkans in the early 2000 s and still enjoying international prestige and continue their work, despite the not entirely favorable situation in the position of civil society in those countries where trends of authoritarianism and national populism are strong. Particular attention is paid to the issue of geopolitics in the Western Balkans during the COVID-19 pandemic.

Keywords: Western Balkans, nationalism, authoritarianism, civil society, non-governmental organizations, EU, Russia, China, COVID-19 pandemic.

References

Biber F. (2020). Uspon autoritarizma na Zapadnom Balkanu / Preveo s engleskog Dorde Tomic. - Beograd : Biblioteka XX vek. - 238 s.

1 Kaloeva Elena Borisovna - Ph.D. in History, independent researcher (oss-tik@icloud.com).

China's influence in Southeastern, Central, and Eastern Europe : vulnerabilities and resilience in four countries. (2021) / Brattberg E., Le Corre Ph., Stronski P., De Waal Th. // Carnegie endowment for international peace. -Washington, DC. - 13.10. - URL: https://carnegieendowment.org/2021/10/ 13/china-s-influence-in-southeastern-central-and-eastern-europe-vulnerabili ties-and-resilience-in-four-countries-pub-85415 (date of access: 26.02.2022).

Colovic I. (2020). Virus u tekstu : ogledi o politickoj antropoiogiji. -Beograd : Biblioteka XX vek. - 204 s.

Congradin S. (2021). Vesna Pesic : opskuranti hoce da nas uvuku u rat // Dnevni list Danas. - Beograd. - 05.05. - URL: https://www.danas.rs/vesti/ politika/vesna-pesic-opskuranti-hoce-da-nas-uvuku-u-rat/ (date of access: 26.02.2022).

Dempsey J. (2021). Judy asks : has the EU lost the Western Balkans? // Carnegie Europe. - Brussels. - 14.10. - URL: https://carnegieeurope.eu/ strategiceurope/85563 (date of access: 26.02.2022).

Feldstein S. (2021). Issues on the frontlines of technology and politics // Carnegie endowment for international peace. - Washington, DC. - 10.19. -URL: https://carnegieendowment.org/2021/10/19/issues-on-frontlines-of-technology-and-politics-pub-85505/ (date of access: 26.02.2022).

Jakovina T. (2021). Croatian politics : symbols and inactivity [Khorvatskaya politika : simvolika i bezdeistvie] // Current problems of Europe / RAS, INION. - Moscow. - N 2. - P. 101-126.

Juncos A. (2021). Vaccine geopolitics and the EU's ailing credibility in the Western Balkans / / Carnegie Europe. - Brussels. - 07.08. - URL: https://carnegieeurope.eu/2021/07/08/vaccine-geopolitics-and-eu-s-ailing-credibility-in-western-balkans-pub-84900/ (date of access: 26.02.2022).

Kaloeva E.B. (2007). The role of nationalism and populism in the fate of the peoples of Yugoslavia in the 20 th-21 st centuries [Rol' natsionalizma i populizma v sud'bakh narodov Yugoslavii XX-XXI vv.] // Nationalism and populism in Eastern Europe / RAS, INION. - Moscow. - P. 147-166.

Kaloeva E.B. (2021a). Why is civil society needed? Reflections on one book [Zachem nuzhno grazhdanskoe obshchestvo? Razmyshleniya po povodu odnoi knigi] // Mir peremen. - Moscow. - N 3. - P. 134-142.

Kaloeva E.B. (2021b). On the ever-living populism : the experience of the Balkans [O vechno zhivom populizme : opyt Balkan] // Mir peremen. - Moscow. -N 1. - P. 104-114.

Popov A. (2020). Mars dug dve decenije : na marginama Igmanske inicijative. - Beograd. - 238 s.

Postnikova E. (2021). Waste of trust : why the EU is not ready to accept the Western Balkans [Rastrata doveriya : pochemu ES ne gotov prinyat' Zapadnye

Balkany] // Izvestia. - Moscow. - 07.10. - URL: https://iz.ru/1231896/ekateri na-postnikova/ rastrata-doveriia-pochemu-es-ne-gotov-priniat-zapadnye-balkany/ (date of access: 26.02.2022).

Romanenko S.A. (2021). Balkans/South-Eastern Europe : the region of mystery and mysteries of the region [Balkany/Yugo-Vostochnaya Evropa : region-zagadka i region zagadok] // Current problems of Europe / RAS, INION. -Moscow. - N 2. - P. 22-58.

Speech and answers to media questions by the Minister of Foreign Affairs of the Russian Federation S.V. Lavrov during a joint press conference with the President of the Republic of Serbia A. Vucic following the results of the talks [Vystuplenie i otvety na voprosy SMI Ministra inostrannykh del Rossiiskoi Federatsii S. V. Lavrova v khode sovmestnoi press-konferentsii s Prezidentom Respubliki Serbii A. Vuchichem po itogam peregovorov]. (2021) / Russian Foreign Ministry. - Beograd. - 10.10. - URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/ news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4898861 (date of access: 26.02.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Youngs R. (2020). New directions for EU civil society support : lessons from Turkey, the Western Balkans, and Eastern Europe / / Carnegie Europe. -Brussels. - 02.18. - URL: https://carnegieeurope.eu/2020/02/18/new-directions-for-eu-civil-society-support-pub-81092 (date of access: 26.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.